Как научить малыша одеваться самостоятельно. «Ну почему ты до сих пор путаешь ботинки? «Ну посмотри, ты же неправильно одеваешься!»

Учиться никогда не поздно даже взрослым. А уж малышам каждый день приходится изучать что-то новое. Это касается и одежды. Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Обязательно с хорошим настроем, постоянной похвалой и великим терпением.

Многие родители, стремясь успеть за современным ритмом жизни, делают ошибки. Давайте разберем самые распространенные.

«Тебе уже 7 лет, а ты одеваться не умеешь!»

Когда начинать? Первые шаги можно делать уже после года. Малыш уверенно держится на ногах и даже иногда успевает снять трусики. Значит пробуем. Сначала показываем ему, как нужно делать. Обязательно каждое движение проговаривать. Зачем нам трусики? Чтобы сладкая попка не замерзла! Постепенно у ребенка проснется интерес, где-то к 2-3 годам.

Важно не упустить этот момент. В этом возрасте отпрыск буквально плещет самостоятельностью, он хочет все попробовать и сделать своими ручками. Обратите его желание во благо.

Если вашему малышу больше 4 лет, а он не умеет самостоятельно одеваться, то это камень в ваш огород, а не его. Вы не научили чадо, это не его вина. Но еще не все потеряно. И даже в 7 лет можно спокойно учить малыша.

Не начинайте сразу со сложных застежек или длинных шнурков. Пусть сначала будут пуговички, липучки, молнии. И только после можно переходить на более тяжелые.

Совет. Не перебивайте у ребенка желание пробовать одеться самостоятельно. Если вы торопитесь, то просто пообещайте, что в следующий раз он это сделает. И непременно выполните обещание!

«Ну посмотри, ты же неправильно одеваешься!»

Забудьте эту фразу навсегда. Если ребенок проявляет интерес, нужно грамотно его подбадривать. Естественно, что сначала он будет ошибаться. Но ведь вместо возмущения можно похвалить? Например, одел шапочку задом наперед. Ай, какой молодец! Сейчас поправим и будет красота! И быстро переворачиваем.

Не смейтесь. Или объясняйте свой смех не кривыми колготками, а радостью, что малыш их сумел натянуть.

Разговаривайте. Каждое свое движение проговаривайте вслух. Пример: одевает курточку. Пальчики застревают в рукаве. Говорите, что по одному они путаются. А когда в кулачке, все вместе дружно найдут выход.

Подбирайте для проб удобную свободную одежду. Чадо быстрее освоится в футболке и шортиках, чем в зимнем комбинезоне.

Пусть ребенок сначала учится одеваться сидя. Это намного проще. А уж только потом стоя. Кстати, сидящему ребенку не грозит опасность брякнуться на пол, запутавшись в штанинах или водолазке.

Бывает, что ребенок хочет самостоятельно одеться. Но у него не получается. Он кряхтит, путается, начинает злиться, потом теряет интерес. Очень важно не пускать такое дело на самотек. Своевременно похвалите его, без нравоучений с помощью игры подскажите правильное решение. И непременно успокойте, объяснив, что и вы в детстве тоже сначала не умели одеваться. Пусть пробует еще, все получится непременно.

Совет. Купите или сделайте своему ребенку бизиборд, крупную мозаику, конструктор. Это отлично развивает мелкую моторику. Всем известная игра с пальчиками «сорока» предназначена именно для этого.

«Ну почему ты до сих пор путаешь ботинки?»

Потому что родители до сих пор не объяснили ребенку элементарный прием, как различать обувь. Ставим сандалики рядом. Получилась бабочка? Значит неправильно. Фигурка мало напоминает красивое крылатое насекомое? Значит смело обуваемся. Все просто и без слез.

Совет. Для начала ребенок должен знать, как выглядит пресловутая бабочка!

«Ну как ты не понимаешь, тут же все просто!»

Это вам просто. А для маленького ребенка даже простая пуговица вызывает затруднение. А уж понять, где перед или изнанка, без подсказки нереально.

Упрощайте малышу задачи. Начинайте с липучек или кнопок, и только потом переходите к пуговицам и шнуркам. Можно просто дать ребенку кофточку и попросить расстегнуть и застегнуть ее. А уж после проделать это на себе.

Выбирайте ту одежду, где четко различается зад, перед, изнанка и лицо. И объясняйте чаду, почему одеваться нужно именно так. Пример. Изнаночные швы некрасивые, их мы спрячем внутрь. Посмотри, какая симпатичная картинка. Давай повернем ее на пузико, так все ее увидят.

Иногда нужно оставить ребенка в покое. Пусть сам поковыряется с носочками или свитером. Как правило, помощь родителей благосклоннее принимается маленьким человечком тогда, когда она действительно требуется. Ему быстро надоест путаться в штанинах или рукавах, вот и будет повод предложить свою помощь.

Ведь совсем не обязательно начинать учиться одеваться перед самым выходом из дома. В обычный выходной или вечером играем с детьми в «кто быстрее оденется?». Это для мальчиков. «Фотомодель» для девочек. И вот теперь спокойно учим чадо правильно одеваться самому.

  1. На мягкие игрушки пришейте пуговицы, шнурки, липучки. Покажите, как это работает. Пример. У зайчика могут пристегиваться уши, а к собачке на шнурок привязывается косточка.
  2. Очень хорошо помогает последовательность. Можно на листочке схематично изобразить виды одежды и стрелочками показать, что за чем идет. Если такая схема не интересна отпрыску, то попробуйте складывать одежду в обратном порядке. То есть сверху нижнее белье, а снизу брючки или платье. Тогда малышу не придется перебирать. Взял сверху и надел без путаницы.
  3. Процесс обучения пойдет гораздо быстрее, если ребенок до этого уже научен раздеваться. Ведь снять одежду несравнимо легче, а заодно можно с ней познакомиться поближе. Кстати, сразу учите ребенка складывать одежду, а не разбрасывать по всей комнате. Конечно, первое время он будет ее просто комкать на стуле. Но уже не по углам - это событие. Со временем научится пользоваться и вешалками.
  4. Если ребенок устал или куксится, отложите уроки на потом. Одежда никуда не денется, а вот хорошее настроение убегает запросто.
  5. Как можно чаще показывайте на себе, как правильно одеваться. Только если в вашем арсенале есть оригинальный метод запрыгивать в футболку через пятки, не спешите показывать это чаду. Он пока еще путается в классических способах, зачем забивать ему голову лишними знаниями. Вот когда он полностью освоится и будет одеваться автоматически, как взрослый, тогда и научите его своим трюкам.
  6. Если у малыша никак не получается, то делайте все пополам. Вы одну штанину, он другую. Вы горловину свитера, он рукава. Даже при путанице хвалите и радуйтесь.
  7. Позвольте ему помогать вам во всем. Тогда при одевании можно прибегнуть к хитрости: мама так устала, ей очень нужна твоя помощь. Давай ты попробуешь одеться сам, а мамочка посидит и посмотрит.
  1. Чтобы малыш оделся сам, нужно хотя бы 40-50 минут. Лето не считается.
  2. Чадо-то проснется раньше, а вы сами готовы будете потерять час сна?

Еще совет. Якобы отпрыск одевается в разы быстрее, если маменька уже одета и собралась уходить. Еще лучше, когда она уже вышла за дверь и ждет на улице.

  1. Способ может сработать, когда ребенок умеет одеваться, но не хочет.
  2. Будьте готовы, вернувшись в дом, застать раздетого и зареванного отпрыска.

Мотивировать сладостями. За каждый правильно надетый предмет одежды - конфетку.

  1. За комбинезон - ожирение, за колготки - кариес, за ботиночки - сахарный диабет.
  2. Когда сладкое есть под рукой постоянно - это не мотив. Похвала родителей и их искренний восторг, вот это самая настоящая мотивация.
  3. Игрушки тоже не вариант. Вы готовы покупать за каждый носочек новую игрушку?

Постоянно тренируйтесь, упорно и настойчиво.

  1. Какая настойчивость? Ребенок из духа противоречия будет назло вам совать обе ножки в одну штанину. И затем изображать оскорбленную невинность. К этим маленьким актерам применимо только терпение!
  2. Постоянно, это не три часа без перерыва. Это только по желанию ребенка. Или заинтересуйте его, тогда и желание не заставит себя ждать.

Если чадо капризничает, то предложить ему на выбор несколько вариантов комплектов одежды. Пусть выберет тот, который ему больше нравится.

  1. Способ хорош, если у вас есть эти несколько комплектов.
  2. Предоставьте два, максимум три. Иначе выбирать чадо будет три часа, а в итоге откажется от всех.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Личным примером, помощью и снова терпением. Он обязательно научится, только грамотно подскажите и мотивируйте.

Видео: как научить ребенка одеваться самостоятельно

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал - и воспитатели, и няни - то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!» . Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап - самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап - снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка - это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки - с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс - на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.
  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша - это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.
  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Заранее приготовьте для него чистые, глаженые вещи, которые ему предстоит одеть. Сложите их с вечера в удобное и легкодоступное для ребенка место. Не забудьте и о верхней одежде, ведь если перед выходом вы обнаружите пятно на куртке, о котором позабыли с предыдущей прогулки, скорость одевания точно не увеличится от того, что вы помчитесь его застирывать.

Попытайтесь не давить на ребенка и не использовать в его адрес замечания: «не так», «ты делаешь неправильно», «да где ты видел, чтобы так одевались», «ты забыл одеть, застегнуть, завязать», «давай быстрее, что ты как черепаха» и т.д. Лучше похвалите его и предложите свою помощь там, где она действительно необходима. Ведь вряд ли заболеет от обморожения верхних дыхательных путей, если пропустит пуговицу. И едва ли его арестуют на улице, если шапка будет надета задом наперед. А вот поощрение и похвала только усилят его уверенность в себе и ускорят процесс. В конце концов, огрех всегда можно незаметно поправить в лифте или транспорте.

Чтобы научить ребенка быстро одеваться, стоит попробовать отгородить его от всех плохих ассоциаций, которые могут быть связаны с этим нелегким процессом. Попробуйте на начальном этапе заменить водолазку, которую так тяжело натянуть через голову, кофтой на пуговицах и шарфом, а на молнии и шнурках - ботиночками на липучках. Понаблюдайте за , возможно, какая-то одежда трудно поддается ему. Попробуйте сначала убрать все, что вызывает у него трудности в одевании и плохие эмоции, и лишь со временем постепенно возвращайте «нелегкие» вещи в повседневную .

Вы можете провести одевание в игровой форме. Поставьте детские песочные часы и придумайте вознаграждение за то, что ребенок уложился в срок. Или устройте эстафету и одевайтесь наперегонки. Только учтите, что то , за которое одеваетесь вы, никак не может быть равно тому времени, за которое оденется ребенок. Если песочные часы будут рассчитаны на одну минуту, или вы оденетесь раньше, ребенок не только не справится с задачей, но еще и очень расстроится. В крайнем случае, отправьте ребенка одеваться немного раньше.

Мотивируйте ребенка . Объясняйте, что если вы сейчас поспешите, то у вас останется больше времени для вечерней игры, что вы успеете на самый волшебный автобус, что завтрак в саду будет вкуснее, если вы придете раньше. Говорите, как вы им гордитесь, какой он стал , самостоятельный, как вам приятно, что он уже умеет так одеваться сам. Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие вещи оказываются намного проще, чем кажутся.

Полезный совет

Попробуйте во время одевания убрать из поля зрения ребенка все вещи, которые могут его отвлечь.

Не отвлекайте его вопросами о том, все ли он взял для школы.

Не давайте никаких важных заданий в процессе одевания. Ребенок может забыть не только о них, но и о том, что не надел носки под сапоги.

Связанная статья

Подавляющее большинство родителей жалуются на утренние сборы ребенка в школу. Школьник не хочется рано просыпаться, встает с трудом, еле жует утреннюю кашу, капризничает, не хочет никуда идти. Родители нервничают, кричат, торопят и портят нервы и себе, и ребенку.

Когда, наконец, ребенок собран, до школы путь практически в бегах. А потом целый день бедные родители чувствую свою вину, и думают, как же помочь ребенку правильно организовать свое утро и избежать нервотрепки.

Как научить ребенка собираться в школу?

Для ребенка должен быть пример

Конечно, ребенок берет пример с взрослых. Умеет ли планировать свой день сам родитель? Так ли легко мама или папа собирается по утрам на работу? Конечно, в жизни случается разное, и не всегда получается все делать по плану, но ради ребенка нужно научить жить организовано и без спешки.

Родителю надо встать раньше своего чада

Родителю надо встать пораньше, уделить время себе, поднять настроение за утренним кофеем или чаем. А далее необходимо помочь малышу организовать свое утро. Так как у мамы или папы появилось свободное время для себя, остальное оставшееся время они могут уделить ребенку. Надо помочь достичь школьнику самостоятельности.

Планирование дня

Об утре необходимо позаботиться с вечера. Если ребенок поздно ложится спать, то и вставать с утра ему очень тяжело. За день малыш сильно устает как умственно, так и физически, поэтому полноценный отдых ему просто необходим. Если ребенок ляжет пораньше, то и вставать ему будет проще, да и получаться все будет намного легче.

Забота о гардеробе

Необходимо заранее позаботиться об одежде ребенка. Будет лучше, если она будет не только комфортной, но и легкой в одевании. Несмотря на то, что в таком возрасте ребенок это уже почти взрослый человек, все равно ему надо облегчить его новую жизнь хотя бы в этом. Лучше если одежда будет на удобных липучках или резиночках. В таком случае, ребенок сможет одеться самостоятельно и без лишних усилий. Тогда сохранятся нервы и у родителя и у школьника.

Разговор о грядущем дне

Так как ребенок еще не достаточно самостоятелен, он не может запомнить всю последовательность действий с утра. Будет намного лучше, если что-то ему будет напоминать о необходимых действиях. Например, можно сделать стрелочки, по которым он будет идти, и выполнять задания. Или же можно развесить картинки, которые будут служить напоминанием о том или ином процессе. Все шаги должны быть расписаны, от чистки зубов до одевания обуви. А результаты можно прикрепить на холодильник в виде отчета. Для ребенка это будет своеобразная игра, и он с радостью начнет собираться в школу.

Позитивный настрой

Пусть родитель разбудит ребенка не обычными словами, а поцелуем или забавной песенкой. Можно включить детскую музыку, но не стоит начинать утро с мультфильмов. Иначе, ребенок будет долго смотреть мультик и не захочет идти в школу.

Сборы с вечера

Лучше всего будет, если подавляющее большинство дел будет сделано с вечера. Например, вечером необходимо правильно сложить одежду, чтобы с утра ее было легко одеть. Портфель так же к утру уже должен быть собран. Это избавит от лишней суеты. Родитель должен контролировать сборы ребенка вечером, чтобы он ничего не забыл. Однако, важно, чтобы и в этом у малыша была определенная самостоятельность. Ему можно напоминать, но делать все за него не стоит.

Ролевая игра

Часто бывает так, что малыш не хочет оправляться в школу по самым простым причинам. Возможно, у него не сложились отношения с учениками или с преподавателем. Бывает так, что школьника в образовательном учреждении могут обижать. И тогда малыш сопротивляется походу в школу изо всех сил. В таком случает маме или папе надо поговорить с ребенком, мягко и не навязываясь. Надо узнать все ли у него хорошо складывается в школе, есть ли у него друзья, как к нему относятся педагоги. Если выяснится, что есть определенные проблемы, то надо предпринять соответствующие меры. Когда все проблемы будут решены или улажены, процесс сбора в школу пойдет быстрее.

Похвала

Хвалить ребенка обязательно надо. Например, если малыш быстро собрался и не опоздал в школу, маме или папе необходимо это отметить. Так же надо подчеркнуть, почему так случилось, что за это утро было сделано лучше всего. Родители могу предложить поощрение, оно может быть чисто символическим. Можно накапливать баллы за успешные сборы и в конце недели, в случае положительного результата, отправиться всей семьей в цирк или в зоопарк.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Учим ребенка

самостоятельно одеваться.

Как только вы заметите у своего чада стремление к самостоятельности, значит пришло время учиться одеваться и обуваться. Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3года. Именно этот период детские психологи называют «Я сам!». В этом возрасте дети впитывают всё как губка. Наилучшим примером самостоятельности являетесь вы - родители. Ребёнок с радостью будет всё за вами повторять. Но всему малыш научится далеко не сразу, ведь каждый ребенок индивидуален, его развитие зависит не только от темперамента, но и от воспитательной стратегии взрослых, так что запаситесь терпением и будьте готовы к постепенности.

А зачем спешить или сам потом как-нибудь- это неправильный подход! Ведь навык одевания не только экономит время родителей, но дает кое-что ещё.

Двигательные навыки – ребенок стоит на одной ноге, чтобы одеть штанину.

Улучшает понимание пространства и времени – ребенок узнает, как нужно одеваться для определенного случая и погодных условий.

Кроме того одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное – навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей.

Развивает мелкую моторику рук.

Малыш, с пыхтением натягивающий колготки или сосредоточенно надевающий перчатки, вызывает умиление и восторг у взрослых.

Как удобно маме собираться на прогулку с ребенком, умеющим самостоятельно одеваться! Особенно утомляет этот процесс зимой, когда одежды слишком много. Но и в теплое время года приходится по несколько раз в день надевать и снимать с себя наряды – после сна, на прогулку, перед сном и т.д.

Когда вы приступили к процессу обучения нельзя требовать от ребенка самостоятельного одевания – это худший способ обучения.

Вот некоторые подсказки в обучении этому навыку:

  • Терпение и спокойствие родителей.
  • Хорошее настроение ребёнка.
  • Спокойная обстановка - без спешки и нервов.
  • Дружелюбный тон родителей - без приказов.
  • Никаких угроз!!! Нельзя подавлять инициативу ребенка.
  • Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
  • Превратите процесс одевания в игру. Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.

*Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой.

*Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков. *Исключите водолазки или свитера с узким горлом. Самые удобные кофты с кнопками на плече.

*Выбирайте вещи с аппликаций для различения передней и задней части.

*Штаны и юбки покупайте на резинке.

*Рассмотрите вопрос о покупке одежды на размер больше.

Правила самостоятельного одевания:

  1. Сначала познакомьте кроху с одеждой. Изучайте с малышом предметы одежды, показывайте их и называйте вслух. Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды, расскажите, что такое рукав, ворот.
  2. Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все что «маловато» и «туговато», лучше убрать. Ребенок пока что не сможет надеть облегающие колготки, но легко справится со «старомодными» в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохе много неприятностей – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше и с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте ребенка от необходимости бороться с хитрыми застежками. На первое время оптимальны одежда и обувь без застежек или на липучках, постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и кнопки подождут пару лет.
  3. Одевая кроху, озвучивайте последовательность действий: «Сейчас наденем трусики, потом носочки, потом штанишки» и т.п. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
  4. Сначала научите ребенка как следует раздеваться . Покажите, как вы снимаете варежки, куртку, колготки и т.д. Скажите крохе: «И ты так можешь, попробуй». Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему, если надо - практически снимите с него одежду, но пусть «последний штрих» останется за ребенком. Он должен почувствовать, что сам сделал это. Постепенно увеличивайте количество предметов одежды, снимать которые всегда будет сам малыш. Не забывайте хвалить его за успехи.
  5. Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
  6. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место . Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  7. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  8. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия , просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  9. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
  10. Планируйте свое время таким образом , чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Реально определите время для одевания. Если ребенку, чтобы спокойно одеться нужно 20 минут, не пытайтесь заставить его сделать это за 10.
  11. Предлагайте ребенку самому выбрать кофточку, разложите на выбор 2-3.
  12. Не помогайте, если ребенок сам не просит.
  13. Поиграйте с ребенком!

Вот какие есть игры-ОДЕВАЛКИ:

«Паровозики едут в туннели» пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».

«Одень куклу (мягкую игрушку)» Скажите малышу, кукла собралась в гости, но её нужно одеть.

Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

«Ныряй!» Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.

Стишки - ОДЕВАЛКИ

Одеваться сам умею (О. Иванова)

Заглянуло солнышко

Утром к нам в окошко.

Щекотало солнышко

Щечку у Сережки:

Пора подниматься,

Пора одеваться!

Он уже умеет сам

Одеваться по утрам.

И носочки, и трусишки

Надевает сам мальчишка.

Вот надета и рубашка.

Ну, Сережка, молодец!

Стал натягивать колготки –

Сам управился, малец.

Синие штанишки

Вмиг надел мальчишка,

Башмачки на ножках

Застегнул Сережка.

Ну, а ты дружочек,

Сам одеться хочешь?

Я ОДЕТЬСЯ САМ МОГУ… (В. Зайцев)

Мне уже четыре года.

Я одеться сам могу.

Если тёплая погода –

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

Одевая малыша на прогулку приговаривать:

Мы наденем сапожки

На маленькие ножки,

Мы наденем курточку

Нашему крошке.

Мы наденем шапочку,

Шарфик на шейку.

И пойдем на улицу,

Где солнышко светит.

Одеваемся на прогулку:

Надеваем мы штаны – раз, два, три!

Надеваем курточку – раз, два, три!

Застегнем мы кнопочки – раз, два, три!

А теперь ботиночки – раз, два, три!

… (и т.д. все, что надеваете)

Мы готовы – посмотри!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда,

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

И еще один милый стишок:

Тетка Агашка,

Cшей мне рубашку!

Надо нарядиться -

Едем прокатиться!

Ботинок

Попросила мама сына:

Зашнуруй-ка свой ботинок:

Раз-два - вправо,

Раз-два - влево!

Он не хочет шнуроваться, -

Митя думал оправдаться.

И чтоб это доказать,

Узелочки стал вязать:

Раз-два - справа,

Раз-два - слева.

Вот! Мешают узелочки

Мне продергивать шнурочки!

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Голубые варежки

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки.

Мама шила, вышивала,

Где с трудом,

А где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

Поединок со шнурком

Ко мне братишка привязывается,

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю…

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать…

Шнурки

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка,

А держали бы башмак

Крепко-накрепко.

Вот так!

М. Пластов

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать обувь

Купите обувь на молнии или липучках, чтобы она хорошо раскрывались, и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что надевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как надеть футболку

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Продемонстрируйте, как правильно надевать штаны – сидя на кровати или полу, вставать, только тогда, когда нога вылезет из штанов.

При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики. Очень часто дети любят натягивать на себя папины или мамины носки, этим они удовлетворяют свою потребность быть похожим на родителя. Не запрещайте, пусть экспериментирует.

При одевании свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку, покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в мысли, что одевать какие-то вещи очень сложно.

Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров.

Как научить ребенка обуваться?

Если не хочешь вызвать у ребенка отвращение к процессу обувания, покупай обувь на пол размера больше.

Перед надеванием максимально расстегни и раскрой обувь, чтобы нога легко прошла внутрь.

Поставь ботиночки рядом: левый слева, правый справа - это «ботиночки дружат», а если надеть их не на ту ногу, то «они поссорились». Покажи, как выглядит когда они «поссорились» и смотрят носами в разные стороны.

Что делать, если малыш не хочет учиться одеваться?

К 3-м годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Придется запастись терпением и отводить на сборы по - больше времени.

Ему хочется пойти гулять или в гости? Конечно, но если сам оденется. Но не надо сразу ставить ультиматум. Поначалу довольствуйся малыми победами: пусть сам наденет носки, трусы или даже только шапку. Ненавязчиво увеличивай процент его самостоятельных действий.

Предоставь право выбора одежды. Но предлагай не более двух предметов каждого вида, так ребенку легче определиться.

Преврати одевание в игру: пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Самое время проявить фантазию по максимуму!

Не настаивай на самостоятельном одевании, когда ребенок не выспался, устал или болен. Услышав: «Я сам!» не гаси инициативу, помогай только, когда тебя об этом просят. Хвали за успехи и все у вас получится.


Начиная с двух-трех лет, ребенок начинает отстаивать свое право делать все собственными усилиями. В это время можно попробовать развить такой важный навык, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Умение одевать одежду самому напрямую зависимо от развития мелкой моторики, которая отвечает за умственное развитие.

Если вы наблюдаете у вашего малыша стремление все делать самому, вам останется только поощрить его, и тогда вам не придется делать никаких усилий, чтобы заставить его чему-то учиться. Попробуйте следовать некоторым рекомендациям психологов, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно.

Сначала тренируем навык самостоятельного раздевания, так как оно дается проще. Малыш, наблюдая за вашими действиями, уже к полутора годам сам, предвосхищая ваши действия, пытается снять шапку, варежки, носочки, а в два года уже способен снять штаны и кофту. Непременно похвалите его за каждое выполненное самостоятельно действие, поощряя к тому, чтобы малыш стремился все сделать сам. Вскоре он захочет и одеваться собственными силами.

От родителей требуется запастись терпением, ведь малыш все делает медленно и часто ошибается. Конечно, легче и скорее самой одеть малыша, чем ждать, пока он справится с неподдающейся застежкой или попадет в рукав. Однако ваше терпение окупится, и ребенок вскоре будет одеваться быстро и ловко. А пока можно лишь слегка помочь по его просьбе, зашнуровав ботинки или вывернуть колготки.

Ни в коем случае подвергайте критике действия ребенка, если он надел неправильно какую-то вещь. Если его оплошность не слишком очевидна, оставьте как есть. Главное - он оделся самостоятельно, у него есть повод для гордости. Похвалите его.

Если вы куда-то должны успеть в определенное время, то не стоит помогать малышу одеваться, лучше начать это делать заранее, дав ему дополнительное время на сборы. Вставайте чуть раньше, чтобы не лишать малыша возможности вовремя освоить понравившийся ему навык одевания.

Если малыш совсем не проявляет желания к одеванию, помогите ему, к примеру, надев лишь на одну ногу колготки или штаны и попросите продолжить самостоятельно. Предложите малышу самому снимать после прогулки одежду, которая ему поддается без труда. Если он почувствует, что процесс одевания-раздевания для него - не проблема, то с большей охотой будет за него браться.

Умение одеваться самостоятельно формируется не сразу, и ваша задача - помочь ребенку преодолеть сложности, показывая ему, как правильно надеть тот или иной предмет гардероба. Можно вызвать его на соревнование - кто скорее наденет куртку, футболку или сапожки.

Пусть малыш тренируется на игрушках, которые помогут ему скорее одолеть навык одевания. Это могут быть куклы с их многочисленными нарядами, а также игры-шнуровки, книжки с пуговичными застежками, карманы, липучки и завязки на специальном панно, которое поможет ребенку развить мелкую моторику рук, что будет кстати при навыке одевания.

Девочки обожают игры, типа показа модной одежды, сменяя наряды один за другим. Эта игра поможет им поскорее освоить навык одевания. Для мальчишек можно устроить соревнования «в тоннелях» -штанах, куда заезжают две «гоночные машины» -ноги.

При одевании малыша всегда проговаривайте выполняемые действия: надеваем левый рукав, затем - правый. Можно рассказывать стишки и поговорки, петь песенки и т. п. Если такой метод ребенку не нравится, можно пофантазировать, что ребенок - это сказочный персонаж, а одежда - необычная, принадлежащая, например, Буратино или Красной Шапочке, а сапожки - не просто обувь, а сапоги-скороходы.

Старайтесь заинтересовать ребенка в любом действии, будь то одевание или чтение книжек. Можно предложить малышу увлекательную прогулку, поставив при этом условие, чтобы он оделся сам. Затем обязательно похвалите его за успехи, и помогите, если требуется.

Дети - хорошие подражатели, поэтому действуйте вместе с ним, выложив рядом свою и его одежду, и предложите одеваться на скорость.

Если ребенок хандрит, пойдите на компромисс, соглашайтесь надеть ту одежду, что он сам выбрал, заранее приготовив несколько подходящих комплектов.

Подскажите, какую одежду одевать сначала, а какую - позже. Поначалу последовательность действий представляет для ребенка сложность. Можно на большом листе бумаги вырезать и приклеить вместе с ребенком предметы одежды, разложив их в том же порядке, в каком их нужно надевать, чтобы он скорее запомнил очередность. Одежда с рисунком на груди поможет малышу сориентироваться, где перед, а где спинка.

Возможно, для того, чтобы малыш научился одеваться самостоятельно, вам нужно будет перебрать его гардероб, выбрав вещи, легкие для освоения навыка одевания. Предметы гардероба могут быть на пуговицах, молнии, липучках и кнопках. Можно все эти элементы пришить на специальный стенд, чтобы ребенок смог тренироваться. Обувь лучше покупать на молнии или застежке-«велкро» (липучке), чтобы ребенок мог легко ее обуть. Горловина свитера или реглана должна быть не очень тугой и узкой, иначе малыш не справится, и это отобъет у него охоту одеваться самому. Поясните, что надевать горловину нужно, влезая в нее не лицом, а макушкой. Научите ребенка надевать штаны, рассказав, что начинают одевать их сидя, а продев ноги, встают и подтягивают до пояса.

Ребенок может отказаться одеваться потому, что ему не нравится его одежда. Возможно, ему в ней неудобно? Осмотрите «забракованную» им одежду, возможно у нее на изнанке есть царапающий ярлычок или слишком плотная резинка. И к тому же, даже малыши-дошкольники уже обладают собственным вкусом в нарядах, стоит к ним прислушаться.

При попытках обучения самостоятельному одеванию, сложите вещи ребенка в доступном для него месте, возможно, переместив на полку ниже. Поначалу предлагайте малышу одежду с минимумом застежек и других деталей, сложных для освоения. Показывайте на своем примере, как нужно надевать ту или иную вещь. Обязательно хвалите и поощряйте малыша, говоря, что он совсем уже взрослый, раз умеет одеваться сам.

Освоить полностью навык одевания дети смогут ближе к пяти годам. Самыми сложными для освоения будет завязывание шнурков и застегивание молнии. Тренируя ежедневно мелкую моторику рук самыми разнообразными занятиями, начиная от лепки и заканчивая сортировкой зерен, вы значительно приблизите успех.


Top