Когда ребенок должен держать спину. Во сколько месяцев дети начинают держать голову

Малыши очень быстро растут и развиваются. Казалось, пару дней назад кроха только кушала и спала, но вот ребенок уже держит головку, потом начинает переворачиваться на животик, пытается ползти.

Важным этапом взросления малыша является освоение такого навыка, как сидение.

Когда (в каком возрасте) ребенок должен начинать сидеть самостоятельно, если ли разница в сроках для мальчиков и девочек? Как понять, что малыш готов сидеть, как помочь ребенкув освоении этого навыка, не навредив? Стоит ли присаживать деток? Мы разберемся во всех вопросах!

Во сколько месяцев ребенок начинает пытаться сидеть

Приходите вы к педиатру на очередной осмотр, и душу вашу терзают смутные сомнения. У подруги вон уже ползает вовсю, а мой – ни гу-гу. У соседки малышу 7 месяцев, сама видела, как сидит в песочнице, а моего не усадишь – сразу на бок заваливается…

И спрашиваете вы у доктора: «Когда же мой ребенок начнет ползать и сидеть?» А доктор вам и отвечает: «Не знаю». И дело тут не в квалификации. Ни один врач не знает, во сколько поползет или сядет каждый отдельный ребенок.

Возрастные границы настолько туманны и призрачны, что нельзя сравнивать своего малыша с соседскими детьми. Даже братики и сестрички в разное время садятся, и дело тут вовсе не в гендерном различии.

Ребенок обязательно сядет между 6 и 9 месяцами своей жизни.


Навык сидения развивается у малыша ввиду ряда факторов роста и взросления:

  • Развитие скелета – малыш не может сидеть на «желейных» костях, они должны вобрать в себя достаточно кальция и окрепнуть.
  • Развитие скелетной мускулатуры. Вы знаете, сколько групп мышц участвует в процессе сидения? Сходите 2 дня подряд в тренажерный зал на усиленное занятие на все группы мышц. С утра вы сами все почувствуете. Пока мышцы спины, шеи и ног недостаточно развиты, малыш физически не может сидеть – мускулы просто не в силах зафиксировать тело в нужном положении.
  • Психоэмоциональное развитие. Ребенок все делает тогда, когда ему это нужно и хочется. Детки садятся от любопытства – чтобы увеличить обзор, посмотреть на новые вещи, больше увидеть на прогулке. Нет еще такой потребности – нечего ему и садиться.
  • Развитие нервной системы. Чтобы ребенок сел, мозг должен отдать приказ телу, под воздействием нервного импульса должны напрячься строго определенные мышцы, которые впоследствии будут удерживать тело в сидячем положении. Для вас это естественно, а тело малыша всему этому только учится.

Во сколько месяцев каждый отдельный ребенок должен начинать сидеть самостоятельно – дело каждого отдельного ребенка, и никому ничего малыш не должен.


Важно! Многие ортопеды утверждают, что чем позже ребенок сядет и пойдет, то есть, чем позже его тело приобретет вертикальное положение, тем меньше проблем будет с осанкой в подростковом возрасте. Также раннее сидение, и особенно хождение, связывают с беспричинными острыми болями в поясничном отделе у людей старше 45 лет. В этом плане ортопеды ратуют за то, чтобы ребенка не сажали, пока не сядет сам, и не водили за руки раньше, чем малыш пойдет, держась за мебель.


Знаете ли вы? Некоторые педагоги утверждают, что лучший период для того, чтобы – это когда он уже может сам садиться. Сидящий ребенок чувствует себя немножко более самостоятельным, и в этот период отучить его от укачиваний гораздо проще.

Нужно ли присаживать ребенка

Дорогие мамочки, особенно молодые и амбициозные! Если вам нужен повод для гордости – гордитесь тем, что у вас есть ребенок, потому что многие о таком счастье только мечтают. Сидячий малыш – не повод для гордости, если вы посадили его ценой будущего сколиоза или деформации таза! Раньше 6 месяцев присаживать ребенка категорически запрещено. Ребенок сам решит, когда ему можно и нужно сидеть.

Единственное, что позволено – делать массажи спинки и ножек, выполнять детскую гимнастику, плавать в ванной или бассейне и хорошо кушать, что повлечет за собой укрепление скелета, мышц, и малыш сядет сам. Ваш максимум – при кормлении или прогулке посадить ребенка, облокотив на спинку коляски или подложив подушки так, чтобы ребенок был наклонен на 30-40°. Также не нужно сажать малыша на руки – его спина всегда должна облокачиваться на вашу руку или живот под углом около 45°.


Важно! Если ваш ребенок активный и сел сам раньше полугода, следите, чтоб малыш подолгу не сидел, не более 60 минут в сутки.

Как ребенок учится сидеть

Малыш всему учится постепенно. Среднестатистический ребенок пробует сидеть самостоятельно в 6 месяцев, и вопросов о том, как его этому научить, обычно не возникает. Процесс происходит поэтапно:

  • Малыш уверенно переворачивается со спины на животик и обратно.
  • Ребенок начинает ползать, постепенно переходя в положение «на четвереньках».


  • Из положения «на четвереньках» малыш заваливается на бок, опирается на обе ручки, выгибает спинку и садится, широко расставив ножки.
  • При сидении ребенок опирается на попу, боковые части ног, две или одну руку, подбородок приближен к груди.


  • Когда такая поза становится привычной, малыш окончательно выпрямляет спинку, перестает опираться на ручонки, гордо сидит, расставив ножки. Некоторые детки подбирают ножки под себя, сидя почти по-турецки.
  • С каждым разом малыш садится все увереннее, сидит дольше, легко принимает сидячее положение из лежачего и на четвереньках, легко меняет его обратно.

Знаете ли вы? Когда малыш научился сидеть, вполне можно попробовать . Позже он сможет с этого самого горшка сбегать, так что не прозевайте свой шанс.

Ребенок не хочет сидеть: что делать?

Со скольки месяцев обычный малыш начинает сидеть самостоятельно, мы выяснили, но вот ему 6, потом 7, 8, наконец, 9 месяцев, а ребенок все не сидит, в чем же дело?

Причин может быть несколько:

  • вы начали присаживать ребенка и он ленится садиться сам;
  • у ребенка слабо развиты мышцы спины и он не может этого сделать физически;
  • налицо патология развития опорно-двигательного аппарата, либо нервная патология.

В первом случае перестаньте присаживать малыша и подождите, пока он сам не сподобится на это действие. Можно оставлять ребенка в кроватке, подвешивая игрушки так, чтоб для их захвата малышу непременно нужно было сесть.

Если у ребенка слабо развиты мышцы, можно попробовать их «прокачать». Помогут массажи (но только у опытного специалиста!), плаванье в детском бассейне (такие есть в больших городах) или большой домашней ванне и ряд простых упражнений:

  • Летит самолетик. Берете малыша под грудь и под бедра двумя руками. Ножки малыша упираются вам в грудь. Спинка и попа напряжены. Такое упражнение делаем по 7-10 секунд, пару – тройку раз за день.
  • Тянемся к игрушке на пузе. Ребенок на животике, кладете перед ним игрушку, и пусть тянется к ней, ползёт.


  • Тянемся к игрушке на спине. Над кроваткой вешаете игрушки, чтобы малыш мог достать, только хорошо вытянув ручонку. Пусть старается и играется заодно.
  • Качаем пресс. Малыш лежит на спине, вы даете ему свои пальцы, чтобы схватился, приподнимаете его до угла 30°, задерживаете в этом положении на секунду и опускаете на спинку.

Если у вас есть фитбол – можно выполнять комплекс упражнений с помощью этого огромного мяча:


Также не стоит забывать проводить гимнастику для грудничков, массировать спинку и ножки малыша. В зимний период следует употреблять витамин D, если педиатр не нашел к нему противопоказаний, например, употребление смеси, в составе которой витамин уже есть.

При подозрениях на патологию развития нужно немедленно обратиться к педиатру или детскому неврологу.

Только квалифицированные специалисты могут дать ответ, в чем тут дело, установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Если своевременно обратится к знающим специалистам, все проблемы можно решить малой кровью и без осложнений.

Как научить ребенка сидеть – видео

В этом видеоролике мама рассказывает, когда ребенок должен начинать сидеть. Если ребенок сел в 8-9 месяцев – это вполне нормально, и торопить малыша не нужно.

В этом ролике доктор Комаровский рассказывает, стоит ли присаживать детей, нужно ли помогать им садиться и вставать.

На этом видео показаны упражнения на развитие мышц спины. Такие упражнения помогут малышу уверенно сидеть.

Неважно, в каком возрасте сядет ваш ребенок – в 4 месяца (есть и такие малыши), в 6 или в 9. Главное, чтоб ребенок сделал это самостоятельно и когда придет время. Поощряйте малыша к ползанью, развивайте его мышцы детской гимнастикой и не оглядывайтесь на подруг и соседей.

Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему должен быть соответствующим. Не торопите малыша, и у него обязательно все получится!

А в каком возрасте сел ваш малыш? Вы помогали ему, или он сделал это сам? Ребенок сначала пополз или сел? Как вы считаете: деток нужно присаживать, или лучше не торопиться? Если вы знаете интересные и полезные упражнения для развития скелетной мускулатуры малыша – поделитесь ими с нами в комментариях!

Дети в возрасте 4 месяцев делают первые попытки сесть самостоятельно. В вертикальном положении им легче обследовать окружающий мир. Лежа на спине малыш поднимает головку, старается приподнять туловище и когда у него это не получается он расстраивается и начинает капризничать. Его нужно поносить на руках спиной к себе, показывая и рассказывая о том, что он видит.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка раньше, чем ему исполниться полгода. Так как у него еще не развиты полноценно мышцы спины, и это может привести к деформации позвоночника.

Когда ребенку исполняется полгода необходимо усаживать его сначала на очень короткое время и постепенно по мере укрепления мышц, малыш сам начнет сидеть дольше. Но при этом следует смотреть, чтобы у него была правильная осанка. Если малыш будет сидеть в неправильном положении, у него деформируется грудная клетка.

В полгода кроха первое время присаживается с помощью взрослых. Не нужно его садить, малыш должен приложить определенные усилия, чтобы сесть. Лучше всего просто дать ему руку, чтобы он за нее схватился и начал притягиваться к ней пока не сядет.

Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок начинает садиться ближе к 7-месячному возрасту.

Важно знать! Когда ребенок начинает присаживаться, нужно чтобы у него была твердая опора для спины.

С какого возраста ребенку можно сидеть

Начинать присаживать ребенка нужно тогда, когда у него уже будут достаточно развиты мышцы спины, чтобы удерживать правильную осанку. Чаще всего это происходит, когда малышу исполнилось полгода. Не стоит торопиться и пытаться усадить ребенка раньше времени, обкладывая его со всех сторон подушками. Это может привести в дальнейшем к нарушению осанки.

Подготавливать малыша к тому, чтобы он мог сидеть самостоятельно начинают с самого рождения, делая с ним гимнастические упражнения, соответствующие возрасту. Проводить их нужно столько раз в день, сколько переодеваете малыша.

Когда малышу исполнилось полгода, а он еще не начал присаживаться нужно с ним заняться дополнительно. Желательно проконсультироваться у врача-ортопеда, какие упражнения стоит выполнять. Или начать водить его на занятия лечебной физкультурой, которые проводит тренер.

Важно знать! Если кроха находиться в положении полусидя (в специальном кресле или рюкзаке), нужно также обеспечить ему твердую опору под спину.

Стоит ли садить малыша раньше времени

Многие родители начинают садить ребенка, когда он только делает попытки сделать это самостоятельно. При этом они не задумываются, какой вред могут принести своему малышу. Ведь позвоночник у ребенка еще очень гибкий, мышцы удерживающие спину прямо не развиты. Сколько из-за этого в дальнейшем возникает проблем с правильной осанкой.

Это могут быть:

  • деформация грудной клетки;
  • лордоз;
  • кифоз;
  • сколиоз.

Неправильная осанка приводит к ущемлению нервов и кровеносных сосудов. Сдавливаются различные органы (сердце, легкие), что приводит к их неправильному формированию — в итоге ребенок болеет.

Важно знать! Раннее развитие моторных навыков наблюдается у гиперактивных детей. Не спешить радоваться, если ребенок пытается начать сидеть раньше положенного срока. Такая повышенная моторная активность характерна для некоторых неврологических заболеваний. Поэтому стоит проконсультироваться у специалиста.

Какие упражнения нужно выполнять

Для того чтобы малыш начал самостоятельно сидеть, ему нужно помочь укрепить мышцы спины, чтобы он мог самостоятельно приподнимать туловище, и удерживать спину прямо. Для этого проводят с ним специальные упражнения и делают массаж.

Способствует развитию мышц плаванье и специальная гимнастика, которую начинают делать, когда ребёнок только родился.

Особое внимание укреплению спинных мышц уделяют с 4 месяцев, проводя гимнастику:

  1. Ребенок лежит на ладонях взрослого, при этом упирается в его грудь. При этом малыш должен приподнять голову и напрячь мышцы спины и ягодиц.
  2. Ребенка необходимо положить на спину. Дать ему схватить руками ваши большие пальцы, при этом следует придерживать его кисти. Затем начинайте потягивать его на себя. Малыш должен тянуться за руками и садиться. При этом желательно говорить «сядь», или «садимся». Когда ребенок садится, необходимо взять его ручки в одну руку, а другой провести указательным и среднем пальцем вдоль позвоночника. Кроха при этом начнет разгибать спину. Перед тем как ребенку исполнится полгода, он начнет самостоятельно тянуться и пытаться сесть.
  3. Ребенка кладут на ладони взрослого, на спинку. При этом его нужно придерживать за задне-боковую поверхность тела. Затем приподнимите малыша в горизонтальном положении. При этом ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы живота и грудной клетки. Если этого не происходит, значит еще рано проводить такое упражнение.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за большие пальцы ваших рук. Необходимо плавно отвести руки малыша, затем неспешно поднимите к голове опустите вперед и вниз и проделайте упражнение в обратную сторону.

Занятия необходимо проводить столько раз в день, сколько это нравится ребёнку.

Видео с упражнениями

Упражнения и массаж можно делать только предварительно проконсультировавшись с врачом. Показать, как правильно заниматься и делать массаж может только специалист с лечебной физкультуры. К тому же существует много упражнений, которые может проводить только человек, который этому обучался. Проводя гимнастику неправильно, можно навредить малышу.

Общий вывод

Нормально развитый ребенок начинает присаживаться с помощью родителей, когда ему исполнится полгода. Самостоятельно сидеть, уверенно держать спину прямо он начнет ближе к 7-месячному возрасту. Садить ребенка раньше положенного возраста нежелательно, так как можно деформировать позвоночник и грудную клетку. Что в старшем возрасте скажется на формировании правильной осанки. К тому же, чтоб ребенок начал садиться самостоятельно в положенный срок, с ним нужно заниматься. Следует ежедневно выполнять гимнастические упражнения.

Depositphotos/pressmaster

Пятимесячный возраст, это наиболее активный и любознательный период у маленького непоседы. Ребенок уже рассматривает интересующие его предметы, поворачивает в нужную сторону голову, уже имеет неплохую хватательную способность, он может длительное время удерживать игрушка в своих ручонках и при любом удобном случае обязательно переворачивается на живот. Некоторые из вундеркиндов пытаются самостоятельно садится, что для многих молодых родителей является предметом гордости, т.к. многие из них с вожделением ждут этого счастливого момента, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно.

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно: нормы

Мнение педиатров достаточно расплывчато и установленных возрастных норм, во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть нет. Отталкиваясь от средних показателей, обучение технике сидения происходит в три основных этапа:

  1. В 6 месяцев. Родители начинают вытягивать кроху с помощью пальцев, высаживая его не более, чем на 2 минуты. Малыш может самостоятельно садится, опираясь на одну или обе руки.
  2. В 7 месяцев. Это период, когда ребенок начинает садиться самостоятельно и без опоры. Он делает это уверенно и может находится в таком положении более длительное время. Также кроха поворачивается в разные стороны, при этом удерживая равновесие.
  3. В 8 месяцев. Большинство детей к этому возрасту, уже освоили навыки самостоятельно сидеть и могут принимать это положение из любой позы: лежа на спинке или на животике.

Некоторые детки более активные и физически развиты, нежели остальные, поэтому они и садятся раньше, чем остальные. Другие малыши не торопятся изучать свои возможности и у них этот процесс происходит позже на 1-2 месяца.

Задавая вопрос хорошему педиатру, со скольки месяцев ребенок начинает сидеть, врач несомненно ответит, что каждый ребенок, это индивидуальность. Родителям, у которых дети рано садятся, нужно учитывать, что вертикальная поза, это большая нагрузка на позвоночник, поэтому в ней можно пребывать не более 1 часа.

Как правильно учить ребенка сидеть и когда это делать

Актуальный вопрос, который беспокоит родителей, как помочь ребенку сесть и какие признаки того, что малыш уже готов осваивать новые возможности. Для того, чтобы ответить, необходимо присмотреться к юному исследователю, если у малыша есть хоть один из ниже перечисленных признаков его садить еще рано.

  1. При попытках сидеть кроха держит спинку дугой, не выпрямляя ее.
  2. У ребенка нет равновесия и он постоянно заваливается на бок.
  3. Не сидит без опоры.
  4. Возраст меньше, чем пол годика.

Когда же картина противоположная: малыш приобрел равновесие и может в положении сидя крутить головой и не падать, ему уже исполнилось 6 месяцев, тогда можно начинать подготовительный процесс. Наблюдая такие показатели, можно легко понять, что ребенок готов сидеть.

Укрепляем спину малыша: комплексные упражнения

Какие должны быть действия родителей, направленные на то, чтобы оказать помощь в обучении малыша навыку сидения. Буквально с трехмесячного возраста, можно проводить массаж, что в дальнейшем поспособствует тому, чтобы ребенок сел. Лучше, чтобы процедуру проводил специалист, он покажет родителям, какие упражнения нужно проводить с малышом в дальнейшем для закрепления результата.

Еще одним хорошим способом укрепить мышечный тонус своего чада, это плавание в ванне или бассейне. Для ванночки подойдет использование специального круга, что одевается на шею ребенка. В бассейне же проводятся коллективные занятия с родителями и их малышами. Здесь специальных приспособлений не требуется, достаточно активного участия одного из родителей.

Комплекс упражнений, который поможет научить ребенка садиться из положения лежа на спине:

  1. Ребенка необходимо разместить на столике и позвать к себе, чтобы он потянулся ручками. В ответ мама протягивает ему указательные пальцы, кроха их крепко зажимает и после захвата, мама приподнимает спинку малыша на 30°. Такое положение фиксируется на 5 секунд, затем кроха, возвращается в исходную позицию лежа.
  2. Располагаем малыша на животике. Одной рукой подхватываем его под грудью, второй прижимаем ножки. При этом ноги должны упираться в живот родителю. Далее приподнимает торс малыша и фиксируем на 3 секунды. При этом, визуально можно наблюдать, как во время упражнения напрягаются ягодичные и спинные мышцы.
  3. Разминание спины. Укладываем кроху на животик и проделываем такие движения: фиксируем выбранный участок кожи, немного сдавливаем и затем раскатываем. Стоит помнить, что особых усилий для массажа прикладывать не стоит, ведь кожа вашего чада еще очень нежная.
  4. Растирание. С помощью детского крема или лосьона можно легкими движениями растирать кроху. Двигаться нужно начиная с пальцев ножек. По внешней стороне бедра, переходя на спинку. Затем от пальцев руки и обратно вверх к плечам и спинке.
  5. Укладываем чадо на бочок. Двигаясь по позвоночнику снизу-вверх, производим массажные движения двумя пальцами. Повторить по 4 раза на каждом боку. Это стимулирует напрягать мышцы спины, будет видно, как ребенок выгибается во время процедуры.

Чтобы заинтересовать маленького непоседу, над его головой нужно размещать интересные игрушки, например, музыкальный мобиль, до которого ему захочется дотянуться, это так же хорошо стимулирует развитие и укрепление мышц, или взять в помощники второго родителя для развлечения крохи.

Занятия на фитболе, для укрепления спинки малыша

Фитбол, это наиболее приятные и мягкие упражнения для вашего маленького непоседы, ведь занимаясь на этом мяче, вы помогаете укрепить и задействовать все мышцы ребенка: брюшного пресса, спинки, тазобедренных суставов, коленок, плечей, рук и др. Все, что нужно знать, это элементарные правила:

  1. Со времени кормления должно пройти минимум 1 час.
  2. Ребенка нужно полностью раздеть, ничто не должно стеснять его движения. Для удобства, мяч покрывают пеленкой.
  3. Лучшее время для занятий, это утренний период, когда ваше чадо наиболее активно.

Комплекс упражнений для малыша, рассчитанный на подготовку спины к горизонтальному положению:

  1. Захватываем ребенка под мышками и ставим его ножками на мяч, нажимая на него.
  2. Ложем на животик и производим покачивания вперед и назад, при этом удерживать карапуза нужно за ягодицы, двумя ладонями. Опускать его необходимо до самого низа. Лучше разместить перед мячом игрушку, тогда кроха будет вытягивать ручки во время покачиваний.
  3. Делаем повороты. Лежа на животе, поворачиваем карапуза на один бок, затем на другой.

Все эти упражнения не сложны в исполнении и являются для малыша отличным тренажером.

Что нельзя делать при обучении ребенка навыка сидеть

Во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть, это не столь важно. А вот горе-родители, которые всячески хотят научить свое чадо сидеть как можно раньше, закладывая на будущее множество проблем в здоровье малыша, это серьезная ошибка современных пап и мам, о которой они и сами не ведают. Рассмотрим, какие методы нельзя использовать при обучении грудничка сидеть:

  • На время прогулки выставлять спинку коляски под углом 90°. Спинка должна регулироваться и быть под углом 45°.
  • Носить малыша в вертикальном положении, размещая его в переносных приспособлениях (кенгуру, слинги).
  • Садить кроху на длительное время у себя на коленях.
  • Специальные упражнения, которые назначены для укрепления мышц спины, должны выполняться квалифицированным детским массажистом. Самостоятельные массажи без предварительной консультации со специалистом не рекомендуются.
  • Нельзя использовать предметы, которые послужат для ребенка опорой, во время его высаживания. Если малыш не может держать спинку ровно, значит родители торопят процесс.

Ребенок, который постиг науку садится в раннем возрасте, получает колоссальную нагрузку на позвоночник, что в будущем может сказаться на формировании неправильной осанки и даже сколиоза, а также не исключена деформация тазовых костей. Родителям необходимо помочь крохе окрепнуть, выкладывая его на животик и обучая ползанию.

Кто первый, мальчики или девочки?

Среди родителей, распространено мнение, что девочек нужно усаживать немного раньше, чем мальчишек. Но это ошибочно. В этом процессе половой признак не играет никакой роли и усаживание раньше полугодовалого возраста, одинаково вредно для всех.

Педиатры старой закалки, утверждают, что, если девочка садится в 4 месяца, тогда столь ранние навыки могут привести к патологии костей таза или повлечь за собой проблемы в женской половой системе. По их утверждению, малышек нельзя садить до исполнения 7 месячного возраста, но данные стереотипы абсолютно беспочвенны и не имеют никакого научного подтверждения. Современные специалисты не столь категоричны и уверенны, что родителям ранних деток, не стоит опасаться, если они приобретают навыки раньше остальных, значит такова физиология данного ребенка и не более того.

Также пол не играет роли в возрасте, который ознаменовывается периодом самостоятельного сидения. В первую очередь, большое значение имеет только развитие физических навыков и психологическая зрелость малыша. Если кроха не страдает от избыточного веса, у него нет проблем со здоровьем, тогда не имеет значения во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и к какому полу относится. Стоит только помнить, что спешка в столь ответственном деле, может нанести серьёзный вред вашему чаду.

Если ребенок сидит в неправильном положении, стоит помнить, что его мышцы еще недостаточно окрепли и долгое сидение для него утомительное занятие. Поэтому можно самостоятельно разместить кроху на животе или на спине заинтересовав интересной для него игрушкой.

Не стоит забывать, ваш ребенок, это уникальное создание, со своей непревзойденной физиологией. Каждый процесс в его развитии не поддается нормам, ведь для родителей их не должно существовать. Нельзя сравнивать показатели в зависимости от пола ребенка. Стоит только набраться терпения и один из моментов взросления — обретения навыка сидения, обязательно наступит.

До пятимесячного возраста новорожденный большую часть времени лежит и мало проявляет какую-либо активность. Однако после достижения им этого возрастного порога родители начинают замечать, как он радует и удивляет их каждый день. Дело в том, что примерно к 5 месяцам жизни у малыша уже достаточно хорошо укреплены мышцы спинки и шеи. В этой связи он начинает осваивать все новые и новые двигательные функции: самостоятельно удерживать тело в вертикальном положении, держать головку, переворачиваться и сидеть.

Когда ребенок начинает сидеть, для него совершенно по-иному начинает раскрываться окружающий мир, который до этого он воспринимал преимущественно из горизонтального положения. За этими первыми двигательными навыками, вскоре последуют другие: и делать первые шаги.

Многие родители интересуются, во сколько месяцев их малыш начнет сидеть самостоятельно и с нетерпением ожидают этого момента. и , это говорит о том, что он готов самостоятельно сидеть.

У разных малышей это может происходить в разном возрасте, однако, в норме принято считать оптимальным период от 4 до 7 месяцев. Практически все малыши к 8-месячному возрасту могут сидеть самостоятельно.

Безусловно, родители могут искусственно посадить ребенка в любом возрасте, однако чтобы он начал самостоятельно сидеть, ему как минимум, необходимо научиться удерживать голову. Для этого, в свою очередь, необходимо чтобы мышцы шеи достаточно окрепли. Стремительное развитие этой группы мышц, как правило, начинается с 4-месячного возраста. Обычно к этому возрасту малыш самостоятельно держит голову, лежа на животе, и этот навык начинает закрепляться и усовершенствоваться с каждым днем.

В дальнейшем родители смогут заметить, как малыш начинает приподнимать плечики, отжиматься на ручках и сначала на мгновение, а потом и на большее время садиться при их поддержке. Главное, что мешает ему на первом этапе уверенно сидеть – это отсутствие возможности удерживать равновесие. Когда ребенок научится удерживать его, сначала опираясь на ручки, он станет сидеть самостоятельно, без опоры и сторонней помощи.

В общих чертах освоение ребенком навыка садиться может выглядеть следующим образом:

  • в 6 месяцев начинает недолго сидеть при сторонней поддержке;
  • в 7 месяцев недолго может сидеть без поддержки;
  • к 8 месяцам самостоятельно садиться, уверенно сидит и может ложиться также самостоятельно из этого положения.

Когда следует начинать беспокоиться?

Зная нормы развития детей и во сколько месяцев они должны осваивать определенные этапы своего физического и психоэмоционального развития, родители смогут без труда заметить патологии. При своевременном обращении за квалифицированной помощью можно без каких-либо дальнейших последствий исправить ситуацию. Сегодня существуют специальные упражнения и прочие методы укрепления мышц.

Если ребенок не начал держать голову по достижению 6-месячного возраста и подниматься на ручках из лежачего на животике положения, родителям лучше показать его педиатру . Этот навык у всех без исключения малышей является базовым и от него зависит дальнейшее физическое развитие.

При этом следует учитывать, что ослабленные и родившиеся не доношенными малыши, осваивают первые двигательные навыки несколько позже остальных. А детки, которые проявляют активность и более крепкие, могут начинать садиться раньше остальных на 1-1,5 месяца. Как утверждают педиатры и та, и другая ситуация считается вполне нормальной.

Можно ли усаживать ребенка искусственно

Некоторые родители, в ожидании, пытаются искусственно усаживать ребенка, подпирая со всех сторон подушками, независимо от того, сколько месяцев исполнилось малышу. Все без исключения ортопеды и педиатры утверждают, что этого делать категорически нельзя , так как придание детскому неокрепшему позвоночнику вертикального положения до 6-месячного возраста, является неестественным и чревато последствиями в дальнейшем, например, искривлением позвоночника.

Пока мышцы ребенка не окрепнут должным образом, он не готов выдерживать такую нагрузку. Если же ребенок самостоятельно уселся в возрасте раньше, чем 6 месяцев, то укладывать его обратно – нет смысла. Единственное, что могут сделать родители в такой ситуации, это ограничить время нахождения ребенка в сидячей позе. В норме это время должно составлять не более 1 часа в сутки .

  • возить ребенка в коляске сидя, допустимый угол фиксации спинки коляски составляет 45 градусов;
  • переносить в специальных средствах для переноса типа «кенгуру»;
  • усаживать ребенка на коленях;
  • выполнять упражнения на укрепление мышц в самом раннем возрасте.

Чем могут помочь родители

Родители могут помочь своему чаду поскорее освоить новое положение тела. Побудить его скорее начать приподнимать головку и удерживать ее можно, если разместить перед лежащим на животике малышом яркую игрушку, которая сможет его заинтересовать, и он попытается приподнять лицо, чтобы рассмотреть этот предмет. Такие упражнения будут способствовать укреплению мышц шеи.

Данный прием с игрушкой можно использовать и после того, как ребенок начал самостоятельно садиться. Закрепить ее необходимо на недосягаемом расстоянии, чтобы малыш сконцентрировался на ней, рассматривая. Таким образом, он будет учиться удерживать равновесие. При этом очень важно обезопасить ребенка от возможного падения. Оптимальным вариантом будет постоянное присутствие одного из родителей рядом или создание безопасных условий. Например, можно подложить подушки, чтобы падение было максимально мягким.

Чтобы укрепить мышцы спинки своего ребенка родители могут проводить специальные упражнения, выполнять массаж спины или посещать специальную группу в бассейне. Начинать выполнять такие мероприятия можно с 3-х месячного возраста малыша.

Особенности присаживания мальчиков и девочек

Многие родители считают, что можно раньше, чем девочку. В реальности искусственно усаживать девочек и мальчиков до достижения ими 6-месячного возраста одинаково вредно.

Кроме того, если родители начали рано , то в дальнейшем это может сказаться на правильности формирования женских половых органов . Ранние попытки садиться могут привести к деформации костей таза. Современная медицина придерживается мнения, что если девочка самостоятельно сделала попытку сесть до полугодовалого возраста, то в этом нет ничего страшно, ведь каждый детский организм индивидуален и уникален и когда он сядет трудно предугадать.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


Top