Типы семейных отношений с точки зрения психологии. Взаимоотношения в семье с ребенком

В каждой семье непременно складывается определенная система воспитания, далеко не всегда осознанная. Руководятся в основном тем, что можно ребенку, а что нельзя. Существуют какие-то цели воспитания, предположительные задачи, методы и приемы воспитания. Объединив их в некую закономерную тактику, можно выделить 4 типа семейных взаимоотношений.

  • Диктат
  • Опека
  • Сотрудничество
  • Невмешательство

Диктат – властное поведение одним или несколькими членами семьи в отношениях к другим ее членам. То, что родители должны предъявлять требования к ребенку, это, несомненно, и важно в правильном воспитании детей. Но когда взрослыми используется приказ и насилие у ребенка возникает сопротивление.

Как реагирует ребенок на любое насилие?

В зависимости от характера ребенок стает лицемерным, ему ведь надо как-то выжить. Некоторые дети начинают пользоваться обманом. В худшем случае это вспышки грубости или ненависти.

Как поступают родители-диктаторы?

Они любимы путями, стараются сломить волю ребенка. Вместе с этим ломаются самые ценные качества личности: чувство собственного достоинства, самостоятельность, вера в себя, инициативность и др. Такой метод воспитания – гарантия формирования неудачной личности.

Опека в семье может быть разной. Не исключена она в воспитании ребенка, но во всем есть свои меры. Любящие родители ограждают малыша от любых забот, трудностей, принимая решение на себя. Понимание о формирование личности забыто. На первом плане удовлетворение потребностей с ограждением ребенка от трудностей.

Что получается в итоге?

По статистике такие дети в переходном возрасте восстают против чрезмерной опеки. Как и при диктатуре у ребенка отнимается вопрос о развитии самостоятельности, они принудительно отстранены от решения вопросов касающихся их лично, не говоря уже об общих проблемах семьи.

Сотрудничество – это тип взаимоотношений в семье, при которых, все члены семьи, независимо от возраста, объединены общими целями и задачами. Организация на уровне высоких нравственных ценностей позволяет развиваться гармоничной личности. Совместная деятельность позволяет без особого труда решить редко возникающие проблемы. Здесь нет развития эгоистического индивидуума. Семья, в которой сотрудничество ведущий тип взаимоотношений, приобретает высокий уровень развития.

Пассивный тип воспитания детей – это «невмешательство». Такой метод воспитания основан на существовании двух миров в одной семье: взрослые и дети. Стоит грань между теми и другими, и ее переходить, не дозволено. В такой семье заниматься воспитанием детей приходится обществу, родители пассивны в этом плане.

Похожие статьи:

Основные типы ортопедических матрасов (4135 Просмотров)

Дошколята > Здоровье

Здоровье ребенка – это, пожалуй, наиболее важная забота любой матери, которую стремятся реализовать в полной мере, однако достаточно часто люди забывают, что залогом здоровья, в том числе душевного спокойствия и...

Фото альбом семейных событий (2838 Просмотров)

Планируем беременность > Отношения в семье

Фотография появилась очень давно, принято считать, что первый снимок сделали в 1792 году. С того момента фото индустрия начала эволюционировать и теперь в наше время мы получаем замечательного качества цветные...

Преимущества взаимоотношений ребенка со сверстниками (2731 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Общение взрослых людей – это средство построения наиболее значимых и серьезных социальных контактов. Благодаря им человек ощущает себя частью общества и способен осознать свою значимость. Мир детей отличается...

В психологии проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, А.И. Захаров, А.В. Петровский, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.п. Одной из наиболее часто встречаемых проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений - неблагоприятный стиль воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные последствия для психического развития ребенка, становления его характера и личности .

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании, которые являются основными:

  • 1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.
  • 2. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.
  • 3. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности

В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка, неразрывно связаны также, со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания, в которую входит понимание целей воспитания и формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Можно выделить три критерия оценки родительских позиций - адекватность, динамичность и прогностичность.

Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей.

Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста).

Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком .

В исследовании Е.О. Смирновой и Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество .

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности .

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли .

«Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Отличительные черты: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, происходит становление личности тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания -- демократический и контролирующий . Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, но и включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий, предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, они предъявляются ребенку постоянно, последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Демократический, опирается на потребности ребёнка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребёнку родители используют методы внушения и убеждения. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания.

А.В. Петровский выделяет 5 тактик воспитания в семье и отвечающие им 5 типов семейных взаимоотношений, являющихся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся - все это гарантия серьезных неудач в воспитании его личности .

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. В центре воспитательных воздействий оказывается проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте, начиная восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они, так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи .

Конфронтация. Отношения в этой семье враждебные, накапливается раздражение, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого члена семьи .

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «мирного сосуществования». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей .

Сотрудничество как тип семейных взаимоотношений предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития .

Классификацию стилей семейного воспитания Т.В. Архиреевой составляют принятие и любовь, противоречивость, непоследовательность, сверхтребовательность.

Принятие и любовь. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при общении с ним, как правило, используют демократические методы воздействия (объяснение, беседа, просьба), в меру его контролируют, строгость проявляют в определенных ситуациях. Система требований построена с учетом интересов ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения. Во взаимоотношениях наблюдается высокий уровень сотрудничества, то есть равенство и партнерство между членами семьи. Такой стиль семейного воспитания положительно влияет на развитие образа «Я» ребенка и отношение его к родителям.

Противоречивость. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет, например, демократические методы воздействия, а другой - авторитарные. Ориентируясь на чью-то одну систему требований, ребенок вызывает агрессию по отношению к себе со стороны другого родителя.

Непоследовательность. Родители занимаются воспитанием ребенка от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля и приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, а также переход от истинного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. Отношение родителей к ребенку часто меняется и определяется либо поведением ребенка, либо их настроением. В результате такого поведения родителей, по А.И. Захарову, у ребенка может развиться истерический невроз.

Образ «Я» неустойчивый, непостоянный, ситуативный, так как родители, как правило, оценивают не поступки ребенка, а его самого. Представление о себе подчиняется ситуации, в которой ребенок находится в данный момент.

Сверхтребовательность. Родители устанавливают для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие идеальному образу ребенка, который они себе представляют. Ребенок часто не может соответствовать завышенным требованиям и ощущает себя ни на что не способным. Такие дети часто говорят о своих недостатках и считают, что ничего не смогут добиться в жизни, заранее предполагают, что не смогут справиться с предстоящими трудностями. Это приводит к возникновению низкой самооценки .

Особый интерес представляют изучение и классификация «неправильных» стилей воспитания, которые приводят к различным неврозам. Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

  • 1. Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка, высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
  • 2. Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
  • 3. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Отмечая влияние воспитательных воздействий на характерологические особенности ребенка, выделяются три типа неправильного воспитания .

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) -- неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) -- культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Особый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры . Обратимся к исследованию Э. Арутюнянц, по ее мнению, в традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

Более изучен вопрос о влиянии стиля детско-родительских отношений среди одарённых детей . Существуют разнообразные основания для классификации отношений между родителями и детьми. В отношении стилей взаимоотношений, свойственных семьям, где воспитываются одаренные дети, выделено два направления исследований. В одном случае рассматривается стиль предъявления требований к детям: императивный и инструктивный (Р. Хесс, В. Шипман). Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития одаренной личности.

Для императивного стиля типичны однозначные команды, вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т. д. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний. Их отношения основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребенка.

Императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются. Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. В противоположность императивному, инструктивный стиль воспитывает инициативу и твердость. Именно такой стиль свойственен большинству родителей, чьи дети были признаны умственно одаренными. Он подталкивает детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора и творческого подхода.

Таким образом, в ходе анализа литературных источников по данному вопросу, можно выделить следующие десять «неправильных» стилей семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности, чувстве долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет усвоение нравственных норм, препятствует воспитанию целеустремленности и произвольности.

При таком родительском отношении у ребенка складывается следующая внутренняя позиция: «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». Ребенок управляет своим поведением, на основе следующих представлений :

  • 1. Я - центр семьи, родители существуют ради меня.
  • 2. Мои пожелания и стремления - самые важные, я должен их осуществлять, во что бы то ни стало.
  • 3. Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.
  • 4. Люди, которые не видят моего превосходства - просто глупые, я не хочу иметь с ними дела.
  • 5. Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются.

В результате воспитания по типу потворствующей гиперпротекции у ребенка, с одной стороны, наблюдается непомерно высокий уровень притязаний, а с другой - недостаточно эффективная волевая регуляция собственного поведения. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же обожания, как и от родителей.

Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских отношениях четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью их предъявления ребенку .

Маккоби включила в родительский контроль следующие компоненты :

  • 1. Ограничительность - установление границ детской активности.
  • 2. Требовательность - ожидание высокого уровня ответственности у детей.
  • 3. Строгость - принуждение детей к чему-либо.
  • 4. Навязчивость - влияние на планы и отношения детей.
  • 5. Произвольное проявление власти.

Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей.

Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителя следить за каждым шагом ребенка. Часто он распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, на непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и «свободное» времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается .

Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда запрещается без разрешения делать что-либо или даже выражать свои желания. Особенно много запретов накладывается в том случае, если дети «не устраивают» взрослых своим темпераментом или характером. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции, при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов .

Чрезмерный контроль часто приобретает форму авторитарного. Он может быть обозначен следующим образом: «Делай так, потому что я сказал», «Не делай этого...». По мнению А. И. Захарова, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Черты авторитарного воспитания проявляются в недоверии к детям, их возможностям, а также во властности в отношениях с детьми. Кредо таких родителей - «Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, чего хочу» .

Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. У строгих родителей могут проявляться противоречия в системе требований и запретов.

Шобен нашел, что дети с проблемным поведением имеют родителей, которые поддерживают строгую дисциплину и требуют от детей послушания. Уотсон исследовал детей, у которых были любящие, но строгие родители и сравнивал их с другой группой детей, родители которых любили детей и многое им разрешали. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности. Исследования Радке показали, что дошкольники из семей с ограничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников. Вербальные и физические наказания провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников. Дети авторитарных родителей имеют тенденцию усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его в собственных семьях. В дальнейшем такие дети склонны к установлению большой социальной дистанции с людьми, формирование ролевых, а не межличностных отношений .

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием возникновение агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный стиль воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше стилей воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие шесть типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение .

Интересным, по мнению Н.А. Рождественской, представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения . Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации: когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его; когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами; когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи; когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей; когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Помимо типа отношения родителей и стиля воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами . Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка, как в настоящем, так и будущем. Директива как косвенное родительское обучение (программирование) впервые было описано американскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдингами.

Под директивой понимают скрытое, косвенное приказание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим».

Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Кроме того, когда в воспитательных методах существуют разногласия, появляются детская тревога, страхи и даже невротические симптомы, являющиеся признаками эмоционального неблагополучия ребенка.

1.2 Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности .

Опека в семье – система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя . Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

1.3 Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Изучение множества разнообразных документов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении – одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.

Существуют следующие стадии отношений родителей и детей: родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении; родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними; чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями; поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители; поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети; конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты; полное взаимное отчуждение и враждебность.





Эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей...

Не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования. Деятельность психологической службы в рамках учреждения Социальный приют для несовершеннолетних детей и подростков г. Комсомольска-на-Амуре направлена на компенсацию психического развития ребёнка...

Показали, что в таких семьях присутствуют: неблагополучие, низкий материально-экономический уровень, родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию своего ребенка и т.д. 2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков...

Не в силах справиться самостоятельно. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, трудовая пассивность, социальная незрелость. 2.3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения В последнее время в научной литературе появилось понятие "динамического семейного диагноза", под которым подразумевается определение типа семейной...

В каждой семье отношение к детям разное: несомненно, все родители любят своих чад, но подход к воспитанию настолько разнится, что крайне сложно найти пары с одинаковым отношением к этому вопросу. Одни водружают малыша на вершину иерархии, другие исключают малейшее участие ребенка в семейных делах, третьи культивируют даже не дружбу, а, скорее, панибратство. Проблемы различных типов отношений к ребенку в семье подробно описаны ниже.

Многие современные российские семьи являются, что называется в психологии, детоцентрическими, то есть организованными вокруг интересов ребенка. Есть несколько ярких иллюстраций этого явления. Например, супруги объявляют, что развод невозможен из-за ребенка. Ребенок становится главным в жизни родителей и позиционируется как причина совместного проживания.

Отношения родителей и детей в такой семье выстроены таким образом, что ребенку отдается лучшая еда, лучшее место за столом, на ребенка тратится гораздо больше денег, чем на родителей, то есть семья существует по принципу: все лучшее детям. Это тоже отражение детоцентрической позиции.

Одним из признаков детоцентрических отношений в семье между взрослыми и детьми является тот факт, что считается нормальным и даже желательным, когда женщина занимается только детьми – это наполнение ее жизни. Она водит детей в разные кружки, школы эстетического развития. Дело это хлопотное и занимающее много времени, оно не оставляет возможности женщине заняться чем-то еще. При таком положении дел ребенок полностью организует жизнь женщины.

Психология отношений в семье между взрослыми и детьми

Детоцентрические отношения между родителями и детьми были далеко не всегда, наоборот, на протяжении всей истории человечества детям отводилась скромная роль и их жизнь имела меньшую ценность, чем жизнь взрослого. Кроме того, родители были полновластными хозяевами своих детей, в некоторых культурах в древности даже детоубийство не считалось серьезным преступлением. Например, известно, что в древних культурах оно широко применялось в качестве регулирования количества детей в семье.

В более миролюбивые времена отношение к ребенку в семье было тоже далеко не идолопоклонническим: детей никогда не ставили в центр. В богатых аристократических семьях ими занимались няньки и воспитатели-гувернеры, бедняки воспитывали своих детей на периферии интересов взрослых членов семьи. В крестьянских семьях дети участвовали в жизни семьи на правах младших членов иерархии.

Какое-то время назад все перевернулось, и уже не кажутся удивительными декларации: «все лучшее – детям», «ребенок – это центр семьи».

Сегодня очень часто в приоритете семейных решений стоят интересы ребенка.

Поскольку современное общество перестало быть традиционным, и людям уже не предписывается определенная линия поведения, способ существования в семье и воспитания детей, то каждый выбирает себе модель жизни, что называется, на свой вкус. В традиционных культурах, с их точными предписаниями о порядке вступления в брак, правах и поведении супругов в браке, взращивании детей, не встает вопрос: а как встраивать своего ребенка в семью? Какую роль ему отвести? Как строить отношения в семье между детьми и родителями? В нашей же культуре этот вопрос стоит очень остро.

Родители и дети в системе семейных отношений

В этой статье будут рассмотрены вопросы о том, какие тенденции отношения к детям являются более здоровыми с точки зрения семейной жизни.

Практическая психология четко отвечает на вопрос взаимодействия родителей и детей в системе семейных отношений. Чтобы определить те жизненные стратегии, которые приводят людей к удовлетворенности своей жизнью, исследуются различные семьи. Часть из них субъективно довольна своей жизнью и окружающими, кто-то доволен в меньшей степени, некоторые исключительно и хронически несчастны. Далее изучаются жизненные установки, убеждения, ценности, стратегии, тактики поведения, способы налаживания контактов с окружающими, то есть «способ жить» той и другой группы. И именно таким образом определяются жизненные стратегии, в целом ведущие человека к благополучию, и те, которые, как правило, заводят человека в тупик. Изучая психологию отношений детей и родителей в семье, собирается огромная статистика, и в результате делаются выводы. Это, разумеется, некая упрощенная схема подхода, но по существу она верна. И именно на этом основании, а не на основе личных предпочтений и не из воздуха (как предполагают некоторые скептики) в
психологии формируются представления о более или менее удачных жизненных стратегиях, в том числе стратегиях воспитания детей.

Прежде чем перейти к анализу различных тенденций семейного воспитания, нужно отметить, что вопрос здорового подхода всегда вопрос умеренности. Любую удачную стратегию можно испортить, доведя ее до абсурда слишком активным использованием. Вместе с тем любая не очень здоровая тенденция в небольшой концентрации допустима и вреда не принесет. Вреден только фанатизм в применении тех или иных предписаний. Предположим, мы считаем, что хорошо проявлять заботу к детям. Однако чрезмерная, «удушающая» забота не дает детям развиваться. И всегда чуткость родителя должна поставить уместные границы заботливости. Или, например, вредно спать с взрослым ребенком в одной постели. Однако если перепуганный ребенок прибежит к вам посреди ночи, не стоит, проявляя приверженность к «правильным» установкам, принципиально не давать ему прилечь с вами, чтобы успокоиться. Разница между хорошими и нежелательными тенденциями часто не качественная, а количественная.

Любая модель семьи приемлема, если отвечает вашим ценностям. Важно только проверить, насколько осознанно вы выстраиваете взаимодействие родителей и ребенка в системе семейных отношений:

  • Соответствуют ли они в действительности вашим ценностям?
  • Представляете ли вы себе последствия тех или иных моделей отношений?
  • Насколько следование какой-то модели -ваш сознательный выбор, а не предписание той или иной группы людей?

В современной семье существуют модели отношений родителей и детей, унаследованные от собственных предков, или те, которые преимущественно мы видим вокруг себя. По инерции люди следуют этим моделям, но в действительности часто не разделяют ценностей, лежащих в основе этих форм отношений. Например, женщина наследует от матери установку, что главное в жизни - дети, и когда они родились в семье, жизнь взрослых людей (в особенности матери) кончилась. Женщина автоматически начинает воспроизводить такую семейную модель. Однако вовсе не обязательно, что лично для неё такой вид отношений детьми в семье будет органичен. Возможно, женщина имеет амбиции (не всегда в достаточной мере осознанные), ей трудно посвятить себя детям, она чувствует неудовлетворенность, все больше замыкается в постоянном недовольстве, причину которого не всегда позволяет себе понять. Такое рассогласование между унаследованными ценностями и личными устремлениями может стать причиной серьезного внутреннего конфликта и напряженных отношений с близкими. Серьезный анализ потребностей женщины мог бы изменить ее жизненные установки.

Отношение членов семьи к ребенку: дистанцирование

Ниже рассмотрены тенденции воспитания, которые негативно отражаются как на родителях, так и на ребенке.

Дистанцирование – это отдаление ребенка от взрослых членов семьи, его передача персоналу (наемному или государственному) или проживающим отдаленно родственникам. Часто такое отношение членов семьи к ребенку оказывает негативное влияние, как на формирование характера малыша, так и на отношения родителей с ним. В случае отдаления ребенка ослабляются его эмоциональные связи с родителями, отношения теряют теплоту и насыщенность, что естественно при незначительном контакте. Отделение также может оказать влияние на формирование характера ребенка и ослабить его способности к привязанности, навыки связи с близкими людьми. Впоследствии такой человек может испытывать различные затруднения в близких отношениях.

Кроме этого, при дистанцировании ребенка родитель не может всерьез рассчитывать на то, что ребенок будет формировать те свойства характера и ценности, которые ценит сам родитель. У родителя фактически сужается сфера влияния. Это часто служит источником значительного разочарования родителей: хотели бы видеть в своих детях одно, а выходит другое. Однако это вполне объяснимо, так как оказывает влияние на ребенка именно тот, кто рядом.

Эмоциональные отношения с ребенком, когда семья живет детской жизнью

Эмоциональные отношения с ребенком, когда семья всецело живет детской жизнью, отличается тем, что помещает всех в одну «песочницу». Тут уж ни о каком дистанцировании детей нет речи, наоборот, семья очень слитна, объединена вокруг детских интересов. Мама, папа, бабушки и дедушки становятся заложниками потребностей ребенка. На практике это проявляется в том, что нельзя сделать ничего, что ущемляло бы интересы ребенка. Нельзя слушать музыку для взрослых, готовить еду, которую не ест ребенок, пойти в кафе, где нет анимации для детей, остановиться в отеле, если в нем нет отдельных увеселений для детей. Нельзя выйти на работу или, не дай бог, поехать отдыхать без ребенка.

Если таким образом подчинить жизнь интересам ребенка, он потеряет чувство реальности, адекватное представление о своем месте в мире и своих возможностях. Взрослые в такой ситуации подспудно, а иногда и открыто злятся на ребенка, так как их интересы хронически ущемляются. Однако изменить ситуацию у них часто не хватает сил, так как ребенок, привыкший к тому, что все крутится вокруг его интересов, скандально реагирует на попытки его ограничить, и взрослые очередной раз убеждаются, что их судьба - и дальше жить в «песочнице».

Интересно, что при таких семейных отношениях родителей и детей количество времени, проведенного с ребенком, совершенно не гарантирует насыщенного душевного общения с ним. Часто при очень тесном контакте с ребенком общение сводится к обслуживанию его повседневных нужд (возить на занятия, кормить, купать). Настоящего же эмоционального общения при этом не происходит, ребенок, и мать как бы параллельно движутся в одной реальности. Таким образом, получается парадоксальная ситуация, когда ради общения с ребенком родитель отказывается от своей жизни, однако в самом этом общении ни он, ни ребенок не получают достаточного удовольствия и чувства удовлетворенности.

Когда семья всецело живет детской жизнью, так называемая жизнь в «песочнице», часто негативно воздействует, прежде всего, на взрослых членов семьи, делая их заложниками детей. Для ребенка взрослый при этом не представляет удачной модели общественного развития. Например, мать, сама не являясь состоявшейся в социальном отношении, требует от ребенка отличной учебы, вкладывая в него все свое время и силы. Частично мать реализует собственные амбиции, которые не нашли применения в ее взрослой жизни. Ребенок при этом чувствует противоречие между тем, что требуется от него (развитие и обучение), и тем, как живет ближайший взрослый (в отсутствии профессиональной реализации).

Ребенок на вершине иерархии в системе семейных отношений

Семейные отношения между родителями и детьми, когда ребенок оказывается на вершине иерархии, выстраиваются в семьях с так называемым «ребенком-тираном», «ребенком-королем». Ребенок может управлять как через демонстрацию своей силы (например, закатывая шумные истерики, скандаля), так и через свою слабость (например, болезнь). Это одна из самых тяжелых для семьи ситуаций, порожденная, безусловно, взрослыми людьми. Взрослые не могут противостоять ребенку, боясь, что он будет скандалить, кричать, плакать, заболеет или что-то подобное. В результате жизнь членов семьи превращается в ад, а общение с ребенком - в беспрерывную битву. Ребенок, пользуясь выданной ему властью, устанавливает свои правила в семейной системе. И поскольку малолетний ребенок по определению не может установить разумных правил для членов семьи, то в этой системе почти все чувствуют себя плохо. Прежде всего, сам ребенок. Такие дети практически не бывают довольны. Они тяжелы и для окружающих, и для самих себя, как правило, капризны, часто не принимают правил общества, точно так же как правил своей семьи.

В таком взаимодействии родителей и детей в системе семейных отношений, как правило, есть один секретный механизм. Дело в том, что маленькие дети все-таки недостаточно сильны и искушены в жизни, чтобы держать власть самостоятельно и в одиночку. Для пояснения такой ситуации можно использовать интересный и очень точный образ: если ребенок стоит во главе семьи, управляет взрослыми, то он словно сидит на чьих-то плечах. Психологически ребенок без поддержки взрослого, в данном случае тайной поддержки, не может рулить взрослыми. А если он все-таки это делает, значит, есть взрослый, которому это втайне выгодно. Именно этот взрослый посадил ребенка на свои плечи и одобряет «тираническое» поведение. Зачем это нужно взрослому? Причин может быть несколько. Может быть, чтобы доказать другим членам семьи, что у них не те методы воспитания, или показать свою беспомощность и потребность в помощи. Так бывает с мамами, которые не могут совладать с ребенком и этим дают понять окружающим, что они вымотались, у них нет сил, им нужна помощь.

Речь не идет о том, что кому-то из взрослых по-настоящему нравится жить под управлением малютки. Конечно, нет, однако это подспудно может быть выгодно. Например, папа, глядя, как ребенок самоуправствует, может, наверное, удержать ребенка, воздействовать на него. Он может помочь жене справиться с агрессией ребенка. Однако он ведет себя пассивно, не вмешивается. Его пассивность может обслуживать тайное стремление таким образом высказать жене претензии. Поведение ребенка подсознательно выгодно мужу, так как оно аргумент в дискуссии с женой на тему воспитания детей. Когда ребенок ведет себя плохо, муж зарабатывает баллы, доказывая таким образом жене, что ее воспитание порождает чудовищное поведение.

Позиция «ребенка-короля» обычно вредна и для будущего ребенка. Непонимание того, что есть другой человек со своими потребностями, интересами, нежелание считаться ни с чем, кроме своих желаний, обычно в итоге становятся для ребенка основой проблем в общении с другими людьми. Непонимание того, что нужно кого-то слушаться, может в итоге порождать напряженные отношения с начальством или представителями власти. Дети-тираны часто имеют проблемы, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, кроме того, их истерические проявления могут закрепиться как черта характера.

Слишком близкие межличностные отношения родителей и детей

В ситуации, когда ребенок оказывается слишком близок к родителям, у взрослых просто не остается возможностей и пространства для личных, взрослых, отграниченных от ребенка контактов. При таких межличностных отношениях весь мир родителей целиком принадлежит ребенку, и он может использовать его по своему усмотрению. В психологии это явление образно названо феноменом открытой спальни. В таких обстоятельствах нет границ между взрослой и детской подсистемами семьи. Дети спят вместе с родителями, принимают участие во всех спорах и разговорах родителей, вмешиваются в конфликты (в позиции провокаторов или миротворцев), не ложатся спать в «детское время». Родители фактически лишаются личного пространства и времени, где они могли бы существовать без детей.

Иногда слишком близкие отношения родителей и детей обслуживает скрытый конфликт взрослых в семье. Пока ребенок рядом, ряд вопросов взрослые просто не обсуждают: при ребенке не ругаются, не поднимают интимных вопросов – и таким образом поддерживается хрупкое равновесие, которое может быть прикрытием тяжелого межличностного конфликта родителей.

Ребенок в такой ситуации находится в сложном положении, на него скрыто, возложена ответственность за отношения родителей, они бессознательно привлекают его для решения собственных задач. Положение родителей также неблагополучно, так как они не могут иметь отношений как партнеры, как пара. Часто в итоге это приводит к нереализованным личным ожиданиям от брака, союза с партнером.

Нежелательные тенденции семейного воспитания детей

Ниже перечислены четыре наиболее явные нежелательные тенденции положения ребенка в семье – в каком-то смысле болезненные типы встраивания его в семейную систему.

Нежелательные тенденции в воспитании детей:

  • дают ребенку неадекватные представления о его роли и месте в семье, не соответствующие его психологическим, интеллектуальным и возрастным ограничениям;
  • способствуют его чрезмерной зависимости от семьи и неуместным запросам;
  • мешают брать на себя ответственность, отделяться от семьи;
  • излишне включают его в обслуживание психологических потребностей взрослых членов семьи.

Элементы всех тенденций, которые описаны здесь, есть почти во всех семьях. В какие-то моменты мы можем замечать, что ребенок стал слишком важной персоной в семье, все внимание обращено к нему. В другое время мы можем обнаружить, что занялись работой или другими делами так увлеченно, что рискуем отдалиться от ребенка на фатальное расстояние. А иногда можно неожиданно для себя обнаружить, что ребенок поселился, фигурально выражаясь, «в спальне родителей», то есть присутствует в их жизни на 100%, не оставляя им личного пространства. Вероятно, это нормальные явления в любой семье, важно вовремя их замечать и принимать меры для того, чтобы ситуация не закреплялась в нежелательном положении. Обнаружив себя на огромной дистанции от ребенка, важно понять, в чем состоят ваши ценности, и, возможно, отказаться от каких-то проектов в пользу общения с детьми. Если вы замечаете, что никогда не остаетесь с партнером наедине, нужно действовать в интересах пары через некоторое дистанцирование ребенка и предоставления большего времени для вашей личной жизни, не связанной с детьми. Если ребенок стоит на вершине иерархии, стоит подумать о своих методах установления границ.

Статья прочитана 9 256 раз(a).

Типыотношений в семье.

Начнем с любви. Какойбывает родительская любовь и чему она учит детей?

Казалось бы, что родители должны любить и принимать своегоребенка любым: послушным и непослушным, красивым и некрасивым, умным и неочень, открытым и замкнутым…То есть влюбви ребенка к родителям и родителей к детям не может быть никакихусловностей. Не зря говорят: «Родителей не выбирают!» Но, к сожалению, дажехудожники, сотворив произведение, не соответствующее их ожиданиям, забрасываютего в дальний угол или даже уничтожают, во вспышке отчаяния и разочарования всебе.

Вы скажете: «Сравнили тоже… Ребенок не картина и нестихотворение!» Да, ребенок не вещь, но, тем не менее, он не что иное, какпроизведение своих родителей! Художник вкладывает в свое произведение все, чтоможет: талант (какой есть), душу, время, деньги, здоровье. А что вкладывают всвоего ребенка родители? А то же самое – родительский талант, душу, время, здоровье,деньги… и много еще чего! Мне думается, что гораздо больше, чем художник в картину.Хотя… кто его знает?

О безусловной любви много говорится и пишется, но не многие людиумеют так любить, потому что в семье, где они росли, их любили за ум,послушание, веселый нрав, открытость, честность, красоту…

Ой, и где же такие дети-то прячутся? На самом деле их нелюбили (или делали вид, что не любят) за озорство, непослушание, занеряшливость, за плохие отметки в школе… Еще за что? Да каждого за свое!!! Ктоиз вас не чувствовал себя нелюбимым, отверженным?..

А чему учит такая, обусловленнаяхорошим поведением , родительская любовь? Родителям и в голову не можетприйти, что их ребенокможет тожеразочароваться в них, в родителях, и отвергнуть, в свое время?

Дорогие родители!!! А откуда все эти неприятныесвойстваличности могут появиться у вашегоребенка? А вот давайте рассмотрим различные типы взаимоотношений в семье,благодаря которым формируется личность ребенка!

Диктат! Все мы, после падения СССР, узнали, что такое «авторитаризм»! А всемье такое может быть? Может? А как это? Ну, да, правильно, – это когда всечлены семьи беспрекословно подчиняются одному человеку: отцу, матери илибабушке (редко дедушке почему-то). Этот человек и карает и милует, он решает,что кому делать, как кто должен с ним разговаривать. Он определяет, где комуучиться, кем кому быть (то есть какая профессия будет у представителейподрастающего поколения), и многое другое. У кого в доме есть «диктатор», тотпонимает, о чем идет речь.

«Диктатор» ведет себя так только из хороших побуждений, излюбви к своим близким – так ему кажется. Он полностью берет на себяответственность за их жизнь, за их будущее. Он всегда знает, как и что должнобыть. Он всем старается доказать, что без него пропадут, наделают ошибок… Принем все говорят только шепотом, «ходят на цыпочках».

Особенно плохо в такой семье детям. Почему? А потому чтодиктатор подавляет их инициативу, не позволяет развиться чувству собственногодостоинства, самостоятельности, активности. Он может позволить себе оскорбить иунизить того, кто осмелится противоречить ему. Приучая к труду, он«заставляет»! Даже рассказывая о чем-то, он говорит: «Я заставил его сходить вмагазин!», или «Я заставила ее помыть посуду!» Ребенок в такой семье полностьюлишен права голоса даже в тех вопросах, которые касаются лично его интересов:он носит ту одежду, которую ему покупают родители, он идет в ту спортивнуюсекцию, которую для него выбрал отец или мать. Ему могут запретить встречатьсяс тем или иным другом, только потому, что тот не нравится «диктатору», у негодаже таланты развиваются только те, которые заметили у него родители. Его могузаставить учиться петь, играть на скрипке и т.п. Можно представить, какой изнего выйдет музыкант!!!

Гиперопека –разновидность диктата. Только «диктатор» предпочитает приказ и насилие, а«опекун» «достает» членов семьи своейчрезмерной заботой и демонстративной любовью. Для него свойственны манипуляциис чувством вины, с чувством долга. Он «опекун» – самый обиженный в семье –«никто его не любит, никто о нем не заботится, никто его не уважает, все думаюттолько о себе, а только он один всех любит и о всех заботится, ограждает оттрудностей!!!» Он требует любви ивнимания к себе в ответ на его «самоотверженную любовь»!

На самом деле и «диктатор» и «опекун» заботятся, преждевсего, о своем спокойствии. Зачем им утруждать себя и думать о том, что чувствуют близкие, когда они подавляет ихсвоими приказами или чрезмерной заботой? Им удобней и спокойнее, когда все ихслушаются, никто не прекословит, когда все делают так, как хотят они! Им (и«диктатору», и «опекуну»), фактически, безразличны интересы и переживания тех,кто, как им кажется, в полной их власти.

Но рано или поздно «авторитаризм» сталкивается ссопротивлением, как в государстве, так и в семье! Чаще всего открытоесопротивление вспыхивает со стороны детей! Сначала они начинают лгать,изворачиваться, лицемерить. По мере взросления ребенка, у него могут случатьсявспышки грубости, гнева, уход из дома… Бывает, что бунтовщик терпит поражение,его сопротивление сломлено. Но радоваться нечему, потому что вместе ссопротивлением сломлена воля, вера в себя, в свои возможности; сформированкомплекс неполноценности, нанесен серьезный ущерб личности ребенка.

И если в первом случае (когда сопротивление не сломлено),вырастает очередной «диктатор» или «опекун», то во втором (когда удалосьподавить ребенка) это будет абсолютно безвольная, безынициативная, сераяличность. Скорее всего, жизнь такого человека будет сопровождаться цепьюнеудач, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Может быть ему повезет,и он встретит на своем пути «вторую половину», которая полностью возьмет насебя ответственность за его жизнь… Но, вероятнее всего, он сопьется – кому он такойнужен? Редко кто умеет любить ни за что, просто так!

А теперь вопрос: такого ли результата хотели родители?
Конечно, нет! Они разочарованы в своем ребенке, они всячески демонстрируют емуэто. Его поведение их раздражает! Они стыдятся своего ребенка, как художникнеудавшейся картины! Они отказываются от него, стараются реже встречаться…

Второй вопрос: что, став родителями, могутдать своим детямлюди, воспитанные втаких семьях?
А только то, что имеют! Их не научили любить и ценить своих близких, их ненаучили уважать мнение других людей! Один будет навязывать членамсемьи свою волю, а другой злобно илибезучастно подчиняться кому-то!!!

А что такое строгость? Это что способ подавления?
Строгость – это разумный подход, обусловленный целями в каждой конкретнойситуации. Это воспитание привычки соблюдения общественных норм, законов, морали!Но не насилие над личностью, не подавление воли и инициативы. Строгость – этоне диктат и не гиперопека!

Что такое «наказание»? Это что, обязательно унижениечеловеческого достоинства? Это обязательно «порка» или оскорбления?

Испытывая наказание, ребенок должен понимать, что совершилошибку, он должен осознать, что был неправ – иначе наказание бесполезно! Ондолжен убедиться, что совершая подобные ошибки и дальше, он сам лишает себячего-то очень важного в жизни. А самое главное, он должен быть уверен, что онимеет право на ошибку и на ее исправление!

Строгость и наказание, используемые правильно,воспринимаются детьми как справедливость, обусловленная необходимостью «датьурок», но не как отсутствие любви или ее избыток!

Такой тип взаимоотношений принято называть «демократическим». Здесь присутствует изабота друг о друге, и право совещательного голоса всех членов семьи, и правоиметь свои интересы и увлечения, не причиняющие беспокойстваблизким и, конечно окружающим людям, и правовыбора профессии. Здесь детям помогают развиваться, расти как личности! В такихсемьях уважают достоинство и мнение каждого члена семьи, даже если это ребенок.Здесь царит «сотрудничество» и взаимопомощь. Из таких семей выходят достойные,уважаемые люди, умеющие работать в команде, харизматичные лидеры, успешныебизнесмены… Такими детьми гордятся их родители.

Есть еще один тип взаимоотношений, сродни анархии. Впсихологии его принято называть «попустительским». Здесь тоже могут быть разные варианты:
– «Диктат наоборот», когда родители идут на поводу у своего ребенка иподчиняются его воле. Диктат ребенка, поначалу, умиляет родителей, они поощряюттакое поведение ребенка. Он растет в атмосфере вседозволенности «чем бы дитя нитешилось, лишь бы не плакало!» Он любит родителей как источник удовлетворениясвоих потребностейи, когда становитсясамостоятельным, любыми путями добившись собственного благополучия, какправило, за счет других, он о родителях может забыть вообще.
– «Невмешательство». Это случается, если родители считают, что «у нас свояжизнь, а у детей – своя!» Дети не должны вмешиваться в жизнь взрослых, в ихдела и разговоры, а родители пускают на самотек жизнь детей.В таких семьях (чаще всего, это семьиалкоголиков) дети, лишенные родительского внимания и любви, часто попадают поддурное влияние сверстников, вовлекаются в пьянство, наркоманию, криминальныегруппировки… Иногда из таких детей вырастают и самостоятельные, приспособленные к любымусловиям жизни лидеры, всего добивающиеся «своим трудом и умом»! Но, какправило, это бездушные циники, не умеющие любить и ценить близких людей, в томчисле и друзей. Про таких говорят «улица воспитала»!

Каков Ваш стиль взаимоотношений в семье – судить вам. Менятьего или нет, во благо своих детей – тоже решать вам. Если вы решили, что «надочто-то менять», но не знаете как, то я рекомендую вам обратиться сюда :

С глубоким уважением и пожеланием любви и взаимопонимания всемье, Людмила Астахова.


Top