Значение снов по соннику карла юнга. Карл Густав Юнг (Неосознанные сновидения — «Психология бессознательного»)

Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) - швейцарский психиатр, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции).

Предложил более широкую концепцию для анализа (неосознанных) снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Карл Густав Юнг

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Карл Густав Юнг

Многие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не замечаем. В памяти они все-таки фиксируются и проявляются во время ночных грез. Эту взаимосвязь дневной и ночной работы мозга Юнг показал в исследовании «Значение, функции и анализ снов». Продолжая его мысль, можно сказать, что в работе над постановкой сновидения значительную роль играет интуиция. Когда мы анализируем сюжет сна, становится ясно, что именно мы не заметили, пропустили или что было неприятно для нас, а потому забылось. Сон – форма мысли, изложенной с помощью символов и образов.

Ученые по-разному объясняли процессы взаимодействия сознания и подсознания. Юнг брал весьма распространенный пример: «Случалось ли, что вы вдруг забывали что-то? Только что об этом помнили, но мысль куда-то внезапно улетела?». Психоаналитик считал, что мысль не исчезла, а просто ушла на бессознательный уровень и стала частью интуиции. Если перестать о чем-то настойчиво думать, из подсознания вдруг всплывает нужное слово или имя. Это еще одно доказательство, что мысли не исчезают, над ними продолжает работать наше подсознание. Оно решает не одну, а сразу несколько задач из образов, мыслей, впечатливших нас событий, эмоций.

С осознанным опытом все понятно. Однако как объяснить появляющиеся «из ниоткуда» новые мысли, идеи, решения? А как насчет предчувствий и гениальных суждений? Эти размышления привели Юнга к новаторской идее: подсознание является источником будущих переживаний и идей. До поры до времени наш психологический опыт пребывает в зародыше. Похожие события, случайные фразы или даже запахи могут вызвать к жизни новый психологический опыт – свежие идеи и оригинальные находки. Утверждение, что из подсознания можно не только извлечь уроки прошлого, но и найти материал для будущего, вызвало немало противоречивых споров.

Если З. Фрейд считал, что сновидения не случайны и напрямую связаны с сознательной жизнью, то К. Г. Юнг, наоборот, придерживался мнения, что интуиция, находящая проявление во сне, часто приводит к ложным выводам. Впоследствии швейцарский психоаналитик перестал использовать предложенный учителем метод ассоциаций. Аргумент в пользу такого выбора следующий: аналогии уводят от мотивов сновидений. Чтобы получить достойное толкование, нужно исследовать содержание сна. Ведь именно ночные грезы и есть, по мнению Юнга, то уникальное, что служит выражением бессознательной сущности нашего «я».

Что поможет понять сигналы психики? Только собственный опыт. Для расшифровки своего сна психоаналитик предлагает напряженно и сосредоточенно размышлять над ним. В этом случае можно приблизиться к наиболее достоверной отгадке. Смена взглядов, безусловно, сказалась и на методе исследований. Благодаря Юнгу многие ученые стали использовать подход, заключавшийся не в анализе отдельных символов, а в целостном восприятии сновидения. За основу толкования сна теперь брали лишь явный и достаточно понятный сюжет, вернее, его часть. Ночные грезы небезграничны, рассуждал Юнг, а потому своеобразная форма картинки, которую мы видим, закрывает от нас основной материал. Свободный полет фантазии и бесчисленные ассоциации уводят нас от истины. Разобраться в сути поможет лишь настойчивое возвращение к основному сюжету. Важно постоянно задавать себе вопрос: «Что же мне снилось?».

Из книги Finis Mundi. Записи радиопередач автора Дугин Александр Гельевич

FINIS MUNDI № 3 ГУСТАВ МАЙРИНК - ДЫХАНИЕ КОСТЕЙ Господин императорский лейб-медик рассеяно сидел за бутылкой Мельника, в утробе которой электрическая настольная лампа рождала вспышки рубиновых искр. Временами поднимая голову, он видел в дверном зеркале второго

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

FINIS MUNDI № 16 Карл Хаусхофер - Континентальный Блок "На всех парусах спустили они корабль В пролив, полный рифов и скал. В бурю. Они слишком рано исторгли победную песнь, Но проиграли. Их поражение стало нашим поражением. И на ином конце пролива штурвал выпал из наших

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Поппер Карл Английский философ австрийского происхождения (1902–1994). Преподавал философию науки в Лондонском университете. Наиболее известные работы: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги», «Предположения и опровержения». Поппер был убежденным

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора

Фейерабенд Пауль Карл (1924–1994) Американский философ австрийского происхождения, представитель философии науки. Выдвинул идею научного анархизма. Согласно его взглядам, условием развития науки является пролиферация [размножение]

Из книги Полдень магов. Оккультная перестройка мира автора Нойегард Отто

ИИСУС НАВИН И КАРЛ ВЕЛИКИЙ Фоменко и Носовский делают интересный вывод о тождестве библейского Иисуса Навина и Карла Великого. Они пишут, что библейский Иисус Навин в западноевропейской истории известен как Карл Великий. Другими словами, библейский рассказ об Иисусе

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Глава 20 Карл Юнг, оккультный Интернет и мир мёртвой жизни за океаном Итак, запутанные следы, оставленные организаторами удара по Америке в лабиринтах политики и оккультизма, привели нас в огромную, плохо освещённую пещеру, над входом в которую выбита надпись «МИФ». И

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Карл Анжуйский и конец Римской республики См., стр.749- 752. Заявление Иннокентия IV, что он не потерпит на троне даже детей Фридриха, не было забыто его преемниками. Да и наследник Фридриха Манфред ничего не сделал, чтобы помириться с папством. Наоборот, он продолжал

Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

Карл Значение и происхождение имени древнегерманское - «смелый, мужественный». Это люди с претензиями, они талантливы во многих областях искусства. Карл - сильная, неуправляемая личность. Умеют быть убедительными, воздействуют на окружающих, не насилуя психику.

Из книги Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? автора Лобков Денис Валерьевич

Карл Густав Юнг Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2). Рис. 3.2. Карл Густав ЮнгМногие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Тема «Великий» король Швеции Густав II Адольф Дата: 9 декабря 1596 года Катрен 3/94 De cinq cent ans plus compte lon tiendra Celuy qu’estoit I’ornement de son temps: Puis ? un coup grand clart? donrra Que par ce siecle les rendra trescontens. Пять сотен лет они будут его держать. Он был эталоном своей эпохи. Внезапно все станет предельно

Из книги Герольды «Наследия предков» автора Васильченко Андрей Вячеславович

Тема Король Англии Карл I Дата: 1649 год Катрен 4/49 Devant le peuple sang sera respandu Que du haut ciel ne viendra esloigner: Mais d’un long temps ne sera entendu L’esprit d’un seul le viendra tesmoigner. Перед толпой прольется кровь, Кровь будет недалеко от небес, Но в течение долгого времени никто не услышит ни одной души

Из книги автора

Из книги автора

cc) Карл Ранер, вклад немцев [в учение об инспирации] К числу значительнейших богословов XX столетия принадлежит также Карл Ранер SJ (1904–1984). Уже в 1958 г. он представил свою диссертацию о боговдохновенности Священного Писания. Карл Ранер в своих размышлениях стремится к

Из книги автора

в) Карл Ранер Карл Ранер (Karl Rahner) SJ (1904–1984) в своих обширных и тематически разнообразных трудах отводит «традиции» весьма существенное место. Путь к содержательному наполнению и оценке традиции открывает его христология. Откровение Бога о Себе в Иисусе Христе как

Из книги автора

Приложение I Карл Конрад Руппель РОДОВЫЕ СИМВОЛЫ Предисловие Не имеется более блистательного документа об изначальной связи семьи и дома, чем эти родовые знаки на зданиях. В.Г. Риль …Таким образом, каждый мог позволить себе заботиться и чтить свою часть полученного

Твое видение станет ясным,
только если ты сможешь
заглянуть в свое сердце.
Кто смотрит наружу —
видит лишь сны.
К.Г.Юнг

Основатель аналитической психологии — швейцарский психиатр Карл Густав Юнг — в своих работах успел оставить ряд ценных результатов по исследованию сновидений.

Центром концепции Юнга является учение об архетипах — моделях, которые управляют бессознательными процессами человека. Они представляют собой глубинные слои бессознательного, которые включают в себя не только опыт одного конкретного человека, но информацию поколений, эпох, являются общечеловеческими образами. Именно архетипы, согласно утверждению Юнга, являются двигателями творческих импульсов человека и составляют основу снов.

Поскольку архетипы являются очень сложно осознаваемыми структурами, то принять их в буквальном смысле сознание неспособно. Зато они имеют возможность воплотиться через образы сновидений. В ритуальных и обрядовых культурах архетипы проявляли себя в трансовых состояниях личности. Современный городской житель, удаленный от ритуала, может ощущать их во снах.

Функции и виды сновидений

Сны, согласно концепции Юнга, не бессмысленный набор картинок и звуков. Они выполняют важные функции:

  • снимают эмоциональное напряжение, позволяя человеку во сне пережить чувства, которые он в реальной жизни по тем или иным причинам в себе блокирует;
  • развивают психические функции, расширяют спектр возможностей сознания и осознания.

Но источником сновидений не стоит считать лишь жизненный опыт человека. Поскольку личность является членом коллектива, нации, расы, она может получать сигналы коллективного порядка, которые конкретно сновидцу могут показаться чуждыми. В таких случаях, как считал Юнг, в человеке пробуждается коллективная память. Толковать эти образы можно, только зная то значение, которое они имеют в среде, их породившей.

Персонажи снов в рамках юнгианской концепции

Во сне человек получает информацию с помощью символов — знаковых образов с определенным «зарядом». У каждого символа есть много слоев из значений, поэтому понять его можно на разных уровнях. При этом во сне неизбежно проявляются главные персонажи коллективного бессознательного, которые являются архетипами.

Эго

Эго представляет собой образ «я» во сне. Эго-персонаж во сне ведет себя, как правило, по схожим со сновидцем моделям.

Персона

Персона, или маска — это образ человека, каким он себя представляет в социуме. Через сон этот архетип проявляет себя в одежде, косметике, имиджевых атрибутах.

Тень

Архетип Тени связан с вытесненными чертами личности, которые она не хочет принимать в себе или не может отыскать в себе, и поэтому очень бурно реагирует на их проявление в окружающих. Во сне Тень проявляется через предметы черного цвета, животных с темной шерстью, персонажей в черной одежде. По сути это все вытесненное, теневой инстинкт человека.

Анима и Анимус

Эти архетипы воплощают женские и мужские переживания личности в себе, выражают внутреннее восприятие мужчиной женского начала и женщиной мужского начала. Во сне их проявление может отражать отношение с противоположным полом в реальности.

Самость

Самость — наиболее насыщенный, многослойный и сложный архетип. Он выражает глубину духовной традиции, к которой принадлежит человек. Во сне архетип проявляется через атрибутику и символику именно этой духовной традиции: мандалы, святых, духов, космических кораблей. Общим для таких образов являются круглые или четверичные очертания.

Методика толкования снов по Юнгу

В отличие от своего учителя Фрейда Юнг не считал, что сон — это простой шифр, выражающий неосуществленные и запретные желания. Это была слишком упрощенная, по его мнению, позиция. Для Юнга сон являлся манифестацией бессознательного, его чистым языком.

Если Фрейд предлагал толковать сновидения и искать ассоциации к каждому образу-символу, то у Юнга был другой подход: конкретный образ из сновидения необходимо дополнить всеми возможными аналогиями и из личной жизни сновидца, и из жизни его культурной и духовной среды. То есть к индивидуальному прочтению сна Юнг предлагал добавить компонент коллективной интерпретации.

В этом процессе особенно полезной оказывается мифология, которая сама разговаривает на языке символов. Самыми важными снами Юнг считал те, где проявляет себя архетип Самости. Их он называл «большими» снами. В них человек получает духовное руководство, которое исходит из самого центра бытия. Такие сны нередко связываются с чувствами максимального ужаса или восторга.

Юнг предлагал два подхода к анализу снов:

  • объективный (каждый образ, персонаж сна соотносится с реалиями жизни сновидца);
  • субъективный (каждый образ является частью самого сновидца, элементом его души).

Субъективный подход на первых этапах анализа сложно принять, так как не каждый человек готов принять свои негативные импульсы. По Юнгу, при субъективном подходе убийца во сне является выражением деструктивных импульсов самого человека. Гештальт-терапевты позднее расширили этот подход, и каждый предмет во сне предлагали рассматривать в качестве отражения аспектов личности сновидца.

Самый главный сон: обретение самости

Интерес к снам у Юнга появился не случайно. Его самому на протяжении долгих лет снился эпизод со схожим сюжетом, который каждый раз проигрывался по одинаковому сценарию. Герой сна нес в руке горящую свечу и шел навстречу сильному урагану. За героем следовал темный силуэт, от которого в ужасе приходилось уходить все быстрее. Главным во сне оказывалось желание сохранить огонь свечи, пройти через все опасности.

Этот сон Юнг рассматривал как символическое отражение процесса индивидуации — процесса обретения человеком самого себя, своего центра личности. Только сохранив этот символический огонь свечи, человек сможет установить баланс между сознательным и бессознательным, уравновесить две стороны своей личности, прийти к гармонии.

Люди испокон веков обращали внимания на свои сны: искали в них советы, знамения, считали их предвестниками грядущих событий. Во времена древней Греции и Древнего Рима значение сновидений было настолько велико, что существовали целые храмы, которые возводились для богов сна. Особенно важны были в Египетской цивилизации жрецы, которые могли интерпретировать сны, так сказать "живые сонники". Императоры и античные полководцы принимали свои решение на основании толкования своих сновидений. Да и для современного человека тоже не секрет, что мир снов оказывает очень сильное воздействие на нашу жизнь. Но всё же что такое сновидение?

Во время сна у человека чередуются две основные фазы: медленный и быстрый сон, причём в начале сна преобладает длительность медленной фазы, а перед пробуждением — растёт длительность фазы быстрого сна. У большинства людей сон состоит из 4-6 циклов, длительностью 80-100 мин. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что запоминающиеся нам сновидения сняться в фазе быстрого сна (эту фазу также называют фазой БДГ — быстрого движения глаз). Можно даже сказать, что фаза БДГ предназначена специально для того, чтобы мы могли видеть сны. То есть возможность сновидения обусловлена физиологически — также как возможность пить, принимать пищу и дышать.

Зачем нужны сновидения

Функционал сновидений настолько обширен, что описать все в одной статье (да что там в статье, даже в одной книге) не представляется возможным. Здесь речь пойдёт о взгляде с психологической точки зрения, то есть сновидения, мы будем рассматривать, как индивидуальный внутренний психический процесс!.. Что, собственно, за этим стоит:

  • Индивидуальный . Сновидение — это всегда про сновидца: все, что мне снится — это всё я, мои суждения, мои переживания, мои взгляды, части моей целостной личности т.д… Посудите сами, даже если мы будем рассматривать сновидения как путешествие астрального тела по другим измерением или как подключение нашего разума к некому общему информационному полю, то возникает закономерный вопрос: "Почему наша душа выбирает именно эти миры?.." или "Почему разум обращается именно к данным секторам поля?.."
  • Внутренний . Всё что происходит в сновидении — происходит во внутреннем мире (сознании, подсознании, душе, и т.д.) сновидца.
  • Психический . Сновидения — это результат работы нашего психического аппарата. А глобальная функция психики — выживание индивида. Таким образом, по большому счёту, сны помогают нам выживать. И действительно проводилось ряд экспериментов по лишению человека снов (деривация сновидений) и все они показали их жизненную необходимость. Потребность во снах, фактически, сравнима с потребностью в пище, воде и кислороде.

Первым человеком, который подошёл к вопросу анализа сновидений с позиции европейской науки был, конечно же, Зигмунд Фрейд. Фрейд сформулировал две очень важные гипотезы касательно сновидений:

  1. Сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания (то есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни).
  2. Образы сновидения не буквальны, а символичны — то есть, он предложил воспринимать образы сновидений в форме метафор, аналогий, знаков и символов. (например, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чём-то таком, на что эти образы символически указывают).

По мнению Фрейда, задача толкования, сновидений сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределёнными образами сновидения.

Очень плотно темой сновидений занимался один из бывших учеников Фрейда — К.Г. Юнг. Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Юнг все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении. По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике — сдвинуть самооценку в более адекватное положение. То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы "успокоить" сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жёсткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание. Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно "правильным". Это был метод Юнга и он хорошо работал в его руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать. Как говорится: "Юнгианцам снятся Юнгианские сны" .

Объединив вышесказанное, можно сделать вывод, что сновидения нужны нам для того, чтобы сбалансировать наше психическое равновесие через символическое проявление наших желаний, страхов, актуальных переживаний, важных событий и т.д. Также известно, что сновидения зачастую позволяют взглянуть на жизнь под другим углом — проявить то, что при бодрствовании не замечалось, показать возможные варианты, действий и возможные результаты… многие великие идеи пришли к человечеству именно из снов.

А нужно ли вообще анализировать сновидения?

Вопрос закономерен. Действительно, если сновидение — это процесс естественной саморегуляции психики (процесс работы бессознательного), то нужно ли вообще в него вмешивать свой сознательный анализ? Возможно, правильнее будет просто принять всё как есть? И наверняка, у Вас присутствует такой опыт, когда Вы засыпали с какими-то переживаниями или не решёнными вопросами, а проснувшись наутро, Вы вдруг обнаруживали, что ответ найден, переживания приняты, и беспокоящие ситуации не так актуальны, как были накануне. Или, к примеру, посмотрев тот или иной сон вы приходили к определённым выводам и меняли некоторые взгляды (без всякого анализа). Зачастую даже не возникает ни малейшего желания разбирать и анализировать тот или иной сон. Но бывает всё с точностью до наоборот: повторяющиеся сны, кошмары, какие-то особенные сновидения, после которых остаётся чёткое и пронзительное чувство, что этот сон о чём-то говорит, но Вы не можете точно понять и прочувствовать о чём… Да, даже такому сильному психическому механизму как сновидение порой нужна помощь… или, скажем, есть такие сновидения, которые хотят быть проанализированными и осознанными.

За ночь человеку снится несколько снов, но запоминаем мы, как правило, лишь один (в редких случаях больше), а то и вообще не одного… зачем? Может запомнившийся сон это и есть то самое послание к сновидцу, возможно в нём что-то над чем лучше подумать бодрствуя, быть может сон говорит о важности выбора, быть может о возможном развитии событий или просто показывает то, что человек "не видит в упор"…

Как можно работать со своими сновидениями

Хорошо, итак, Вы всё-таки решили поработать с некоторыми Вашими снами. Отлично! И что теперь? Идти к аналитику снов (психологи, психотерапевту) — это, конечно, хороший вариант (сны являются прекрасным материалом при клиент-терапевтической работе). Но, давайте будем честными — не каждый может сутра позвонить своему персональному специалисту и сказать что-то типа: "Уважаемый Иван Иванович, мне приснился очень важный, по-моему мнению, сон и я хотел бы обсудить его с Вами, давайте я подъеду к Вам в офис через 30 мин ", — тут и Иван Иванович может быть занят, да и у многих из нас тоже разные дела сутра, я уже не говорю про цену вопроса (хотя порой наши сны стоят и большего)… в общем, есть свои нюансы.

В любом случае при анализе сновидений специалист работает, в первую очередь, не со сновидением, а со сновидцем (через призму сновидения). Ведь только сновидец реально знает и понимает свой сон и себя самого . Именно тот факт, что мы сами знаем себя, как нельзя лучше позволяет, в той или иной степени, самостоятельно анализировать свои сновидения (по мере необходимости, конечно).

Прежде чем говорить о том, как это делать, стоит ответить на вопрос какие сновидения действительно стоит анализировать. Главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это его сильная эмоциональная напряжённость (конкретная яркая эмоция, которую оно в себе содержит), периодическая повторяемость сновидения или иррациональное (внелогическое) ощущение важности послания. Также интерес к самому процессу анализа — стремление к личностному росту, желание познакомится со своим внутренним миром, глубже понять свою жизнь… При наличии такого интереса бессознательное обязательно выдаст подходящий материал, материал подходящий именно здесь и сейчас.

Теперь поговорим о самом анализе (или можно сказать, толкование) сновидений. Язык снов — это язык нашей внутренней гипнотической реальности. Как внешнюю объективную реальность мы простаиваем за счёт внешних факторов: свет, звук, запах, так и у внутренней гипнотической реальности есть свой язык. Язык внутренней гипнотической реальности индивидуален. Однако, существуют и некоторые общие понятия — символов : взлёты, падения, мать, отец, герой, злодей и т.д. — это те образы, которые, в общем случае, воспринимаются всеми одинаково. Кроме символов в проявлениях внутренней гипнотической реальности также присутствует некие рамки (аналогично времени и контексту в обыденной жизни) — это сюжет сновидения. Сюжет играет значительную роль (начало, кульминация и развязка; дебют, миттеншпиль, эндшпиль… и т.д.) он может сказать, о чём сновидение вообще — как бы развернуть картину сна панорамно и более глобально.

Я приведу Вам один из методов самостоятельного анализа сновидений. Это весьма распространённый метод, однако, в разных источниках подаётся слегка под разными углами, что может придавать этим источникам определённую исключительность метода. Я опишу данную методику в том виде, в котором оно кажется мне наиболее простой и понятной, но в то же время глубокой и развёрнутой. Скажу даже больше: описание предлагаемого здесь подхода к анализу сновидений приснилось мне в тот период, когда я готовил этот материал. Я решил не отказываться от того, что предложил мне мой бессознательный разум и с радостью делюсь этим с Вами. И всё же напоминаю, что сам метод не нов — описание просто слегка другое.

Условно можно выделить 3 составляющих сновидения:

  1. Я — что я переживаю, что я переживал.
  2. Окружение — каков сон в целом: трагедия, комедия, водевиль, добрый, мрачный… что это было.
  3. Наполнение — что говорят мне образы, символы и события… (по сути — сам анализ).

Вы можете конспектировать сновидениям прямо по этим трём пунктам. Зачастую, уже в процессе записи становится понятно, что несёт в себе то или иное сновидение. А теперь поговорим о каждом пункте подробнее:

  • "Я" — это эмоциональный окрас (эмоциональная напряжённость). Самой "известной" эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и чётко определённым, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия. Конечно, бывают и "хорошие" сны, которые указывают на позитивный сдвиг в разрешении какого-либо из внутренних конфликтов. Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остаётся ощущение, что приснилось что-то важное (и это бывает вполне отчётливым ощущением). Такого рода сновидения могут говорить о том, что какой-то процесс сейчас очень активен, но конкретно эмоционально окрашенных результатов пока нету: это могут быть предупреждающие (вещие) сны, хронологические сны (сны о прошлом), сны с обретением нового знания (пока ни куда не приложенного) и т.д.
  • "Окружение" — это, фактически, сюжет. Важно выделить фабулу сновидения (если она есть): "Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня", "Я спасаю в своей школе весь мир, и меня все признают героем. Я получаю почёт и уважение" и т.д. Важно также определить с "жанром" и общим направлением сюжета (определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка).
  • "Наполнение" — а вот это уже то, что занимает больше всего времени и приводит любителей анализа сновидений в особый восторг. Наполнение — это символика, это язык внутренней гипнотической реальности, это то, что "спрятано", по мнению Фейда и "раскрывается", по мнению Юнга в образах сновидения.

В процессе толкования сновидений значимость образов устанавливается с помощью сновидца. Каждую деталь сна можно интерпретировать только с помощью его ассоциаций, его наитий. Не менее важным является прояснение общечеловеческой, архетипической символики сновидения. Для примера работы с образами рассмотрим, в очень-очень-очень сжатом виде, некоторую часть Юнгианской модели анализа сновидений:

Сперва общие понятия:

  • Анимус — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо мужские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Анима — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо женские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Тень — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как абсолютно негативные и деструктивные и не приемлет их проявлений (всё самое плохое). Однако данные качества и характеристики могут присутствовать в индивидууме, но быть очень сильно подавлены его личностью.

Некие общие значения образов и символов:

  • мужчины — проявления анимуса;
  • женщины — проявление анимы;
  • тучи , дождь , мошкара — за этим, как правило, идёт тень;
  • пожар — говорит о том, что человек "выжигает себя", "выжигает" своё эго;
  • дома , помещения (в т.ч. различное имущество сновидца: квартира, машина, яхта..) — личность, сознание: его составляющие и проявления;
  • животные — животные проявления индивидуума;
  • полёт — как правило, символизирует личностный рост;
  • вода — как правило символизирует бессознательное "погружение в бездну вод — погружение в бессознательное".

Однако, ни когда не забывайте о том, что внутренняя гипнотическая реальность всё-таки индивидуальна. И для более точного и глубокого анализа сновидений необходимо опираться на жизненные события и образы сновидца. Символы, прежде всего, берутся бессознательным из индивидуального контекста сновидца: события, объекты, люди и переживания, с которыми он сталкивался в своей жизни… Например, сто лет назад могла присниться запряжённая повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Поэтому, ещё раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон с большой вероятностью вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что её образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря, что для она для вас олицетворяла при жизни.

Для работы с наполнением своего сновидения Вы можете использовать метод свободных ассоциаций: выпишете на чистый листок (в столбик) наиболее значимые для Вас символы сновидения с которым сейчас работаете. Когда Вы выпишете все значимые символы отвлекитесь от них на какое-то время: Вы можете перевернуть листочек, так чтобы не было видно текст, можете пойти налить себе чаю или сделать что-либо ещё… Важно "разорвите связь" с тем образами. И для этого не нужно много времени — 30-90сек. будет вполне достаточно. Теперь. Вернитесь к листочку, прочитайте вслух написанное Вами (по очереди) и напротив каждого символа напишите первые пришедшие в голову ассоциации. Таким образом Вы сможете увидеть, что для Вас несёт в себе тот или иной образ.

Хотелось бы также отметить работу со сновидениями в гештальт-терапии. Вообще толкованием в буквальном смысле гештальтисты не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это даже похоже на фрейдовские свободные ассоциации. Чтобы пояснить, как в гештальт-подходе происходит работа со сновидениями, можно вспомнить один классический пример, который приводит Дж. Энрайт (ученик Ф. Перлза): пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочерёдно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени: "Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то… ", — ну и так далее. Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершённые гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени "вокзала " — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его "насквозь " и отправляется по своим делам. Этот момент — момент контакта со своими переживаниями и эмоциями, на мой взгляд, очень важен и именно в этом заключается ценность гештальт подхода. Если мы можем что-то почувствовать, значит мы уже осознаём эту часть себя, а значит можем сделать осознанный выбор и принять осмысленное решение, а не реагировать автоматически (бессознательно) на ситуации связанные с этим переживанием.

Как я уже говорил ранее, конспектирование сновидений — это хороший способ закрепления информации о сновидении, как для внутренней (интерпсихической) проработки, так и для дальнейшего анализа.

Как уже было сказано выше, конспектировать сновидение можно в следующей последовательности:

  1. Эмоциональная составляющая;
  2. Жанр, эпитет, фабулу и т.д.;
  3. Основной конспект сновидения (то есть теперь всё что помните в хронологическом порядке), особое внимание к значимым символам, значимым героям и значимым событиям (во сне).

Суть работы с конспектом сновидения сводится к тому, чтобы определить, опираясь на свои ощущения, воспоминания и эмоции: где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка; какие образы стоят за символами сновидения, при этом стоит помнить — все, что проявляется в сновидении — это всё есть Вы. Что Вы чувствуете по поводу того, что показывает анализ и что на самом деле (в реальной жизни — наяву) проявляется (или случилось накануне) в Вашей жизни. Все эти наблюдения помогут определить, что произошло в представленном спектакле бессознательного, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело или может привести.

Анализ сновидений, как правило, проводиться не по одному сновидению, а по серии снов. То есть послание внутренней гипнотической реальности, зачастую, передаётся парциально. Например: первый сон говорит о том, что мы делаем сей час, второй сон говорит о том, к чему наши действия приведут (могут привести), а третий о том, чем всё это закончится (может закончиться). Более того, есть мнение, что настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых частных случаях сновидений:

  • Кошмары. Кошмары всегда говорят о сильно вытисненном процессе. То есть существует нечто, что самим сновидцем не просто не принимается, а зачастую даже и отрицается. Давно известен простой способ борьбы с кошмаром: если вам снится кошмар примите то, что вас пугает, проконтактируйте с этой частью и сновидение сразу же изменит свой эмоциональный окрас. Например, если во сне вас преследует чудовище, то перестаньте убегать от него, а наоборот примите его с распростёртыми объятиями… возможно тогда окажется, что это вовсе не чудовище.
  • Повторяющиеся сны. Сны, которые повторяются раз за разом, говорят о том, что какой-то конфликт ни как не может разрешиться. Эти сны требуют особого внимания, и при анализе подобных сновидений стоит задать себе таки вопросы как: "Что приходит Вам на ум в связи со сновидением?" , "В каком месте происходит действие сновидения?" , "Что происходило в вашей жизни накануне первого из этих сновидений?" и "Что происходит сейчас в Вашей жизни?"
  • Вещие сны. Вещие сны — это один из самых загадочных феноменов сновидения. Вещий сон говорит о том, к чему приведут наши действия или же показывает то, по какому сценарию разыгрывается жизнь вокруг нас. В общем-то, ни чего плохого в этих снах нету — даже наоборот порой знание, о том, что ждёт нас впереди позволяет нам подготовиться к предстоящему событию. Однако бывают сны несущие довольно-таки негативную информацию о той области жизни, в которой мы бессильны что-либо изменить — например, о смерти близких людей. Что-ж мы не боги. Возможности наши не безграничны, и порой, максимум, что может сделать наш бессознательный разум — это показать нам неизбежность тех или иных событий, помочь нам принять реальность и пережить хотя бы частичку потери… иногда этого бывает достаточно, чтобы хватило силы жить дальше.

Если Вы действительно собираетесь заняться анализом свих снов. И уж тем более, если Вы плохо запоминаете или вовсе не помните своих сновидений, но хотите перейти в разряд "сновидцев". Просто начните вести свой собственный сновидческий дневник, или книгу сновидений, или журнал записи снов… в общем, не важно как вы назовёте специально отведённое для записи своих сновидений место. Скажите себе прямо перед сном: "Первое что я сделаю, когда проснусь, — запишу то, что видел(а) во сне". И как только проснётесь, запишите все, что только сможете вспомнить. Даже если это только ускользающее чувство. Даже если это лишь короткая фраза, например: "Я на лужайке". Начать можно даже с небольшого запомнившегося обрывка сна. Один образ из сна может привести к вспоминанию других его частей. Даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: "Я проснулся (или проснулась). Я не помню никаких снов. Я чувствую то-то и то-то…" И далее в том же духе. Рано или поздно, если вы будете придерживаться этого правила, что-то обязательно начнёт вспоминаться.

И ещё пара слов о сне и сновидениях. Не рассматривайте сновидения как некий мир отдельный от реальности. Как в ночи проявляются звёзды, не заметные при свете дня, так и в сновидении проявляются процессы, на которые мы просто не обращаем внимания бодрствуя. Помните: сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьёзностью и искренностью.

  • Толкование снов методом ассоциаций
  • Юнг: нельзя толковать сны отдельно от личности человека
  • Функции снов в соннике Карла Юнга

Карл Густав Юнг известен не только тем, что был основателем одного из направлений в исследованиях психологии, но и тем, что одновременно был мистиком, не случайно его дочь стала медиумом.

Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом (который в свое время написал книгу «Толкование сновидений»).

Более того, почти все направления в психологии в начале 20 века так или иначе исследовали тему бессознательного, что имеет прямое отношение к миру снов.

Было бы неправильно говорить, что Юнг составлял самостоятельно и специально какой-либо сонник (так же, как этого не делал и сам Фрейд. Существующие «сонники Фрейда» — только лишь интерпретация учения всемирно известного психоаналитика, наложенная на статистику наиболее популярных в наши дни снов).

Однако у Юнга была своя собственная теория относительно происхождения и содержания снов.

И изложил он её в своей статье «Значение, функции и анализ снов». Юнг точно так же, как и Фрейд много работал над теорией нашего бессознательного. В его представлении весь наш мир мыслей можно разделить на 2 группы: мысли, которые мы осознаем; и бессознательная составляющая. Так вот, согласно Юнгу сновидения составляли отражение именно нашей бессознательной составляющей, нашей интуиции.

Толкование снов методом ассоциаций

В вопросах толкования сновидений Юнг начинал точно так же, как Фрейд с исследования ассоциаций.

Метод ассоциаций показан здесь:

И подразумевает, что для того, чтобы объяснить значение сна (особенно, если он не содержал в себе какой-то ясный и понятный сюжет), нужно «поймать» первую ассоциацию, которая возникает у вас со снившимся объектом.

Вот эта ассоциация и будет ключом к разгадке смысла сновидение.

Однако позже Юнг пришел к выводу о том, что метод ассоциаций — довольно спорный и такие мысленные связки только уводят нас от смысла сна.

Юнг: нельзя толковать сны отдельно от личности человека

Из теории Юнга прямо следует, что толкование снов зависит очень во многом от нашего культурного фундамента — что мы знаем, что слышали, как воспринимаем. Более того, согласно Юнгу толкование снов для каждого человека будет абсолютно индивидуальным. И с очень большой вероятностью одни и те же сны не будут иметь одинаковое значение у 2 людей.

Почему? Причина проста. Люди мыслят не отдельными словами, а «образами». Если я скажу «окно», каждый представит что-то своё: кто-то — большое панорамное окно в пентхаусе, кто-то — окошко кассы на вокзале, кто-то — просто пластиковое окно дома.

Так вот: у каждого из нас в сознании находятся свои образы и свои ассоциативные связи.

Поэтому, например, для американца, который во сне видит, что ему кто-то говорит «Иди, прыгни в озеро» это в действительно значит «Не обращай внимание» (есть у них такая поговорка с таким значением), то у нас этот сон будет явно означать недоброжелательное отношение.

Поэтому почти каждый раз Юнг говорит, что сон нельзя толковать отдельно от личности, увидевшего его.

В реальном мире (когда мы бодрствуем), мы стараемся «причесать» эти образы. В первую очередь — для того, чтобы было проще коммуницировать с другими людьми и разговаривать с ними более-менее на одном языке.

Но во сне, во сне образы предстают «во всей своей красе», без тех ограничений, которые мы накладываем на них в дневное время.

Юнг пишет, что довольно часто людям снятся такие страшные, извращенные или необычные сны, что люди удивляются — как вообще их сознание могло такое породить. Может быть, что-то не так с психикой? И Юнг их в таких случаях успокаивал, объясняя тем, что это — попросту наследство от наших предков: наше «непричесанное» свободное подсознательное, которое предстало перед нами во сне в полный рост.

Юнг многократно подчеркивает, что каждое сновидение — неповторимо и толковать его с помощью сонников неверно: то, что каждый из нас видит во сне и толкование сна для каждого индивида зависит от нашего культурного уровня, возраста, пола и многих других факторов (с чем сложно посморить).

Поэтому он настойчиво пропагандирует только индивидуальный подход.

Функции снов в соннике Карла Юнга

Юнг в своей статье рассматривает несколько интересных функций, которые по его мнению, есть у снов:

  • Сны «предупреждают» нас об опасностях. По мнению Карла Юнга мы в повседневной жизни накладываем слишком много ограничений на собственное мышление. Поэтому наши мысли часто уходят на подсознательный уровень. Так вот — довольно часто предчувствия или ощущение опасности копятся именно там. А в реальной жизни мы обычно не замечаем и/или не хотим осознавать опасность.

Вот тут сны и приходят нам на помощь, передавая те ощущения, которые «поймало» наше бессознательное.

  • Вторая функция снов (согласно Юнгу) — некоторым образом «уравновешивать» наше бессознательное (доставшееся нам от предков) и мир, в котором мы постоянно чем-то подавляем наше сознание. В таком случае во время сна мы даем возможность отдохнуть нашему внутреннему миру с его образами и снова восстановить баланс.
  • Ещё одно интересное применение толкованиям сна заключается в том, что в наших снах мы можем увидеть отражение нашей так называемой «темной стороны». Звучит довольно необычно, но это — именно термин Юнга.

Заключается эта функция снов в следующем: у каждого человека есть набор дурных наклонностей и отрицательных черт характера. Даже у наиболее достойных представителей человечества есть второе «я», набор «черных» проекций. Так вот: ещё Платон утверждал, что все эти тени находят свое отражение в наших сновидениях. Собственно, поступки т.н. черного человека во сне и есть зачастую отражение аших отрицательных сторон. Способность увидеть эту черту в себе (как раз то, в чём нам помогают сновидения) и осознание этой стороны в себе — уже часть проделанного пути.


Top