История венецианского карнавала: от Сатурналий до современности. Венецианский карнавал и его история Где проходит карнавал в венеции

Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия. Другие утверждают, что слово "карнавал" означает — "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом.

Стоит отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски : дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Венеция - город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала , ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.

Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски , изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи . В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал . В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала , без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города — семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.

Сегодня карнавал — явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа. Считается, что город медленно умирает, постепенно погружаясь в воды Адриатики. Потому царящее каждый год на венецианских карнавалах веселье выглядит едва ли не как пир во время чумы. Но с другой стороны, это красочное, пьянящее зрелище можно рассматривать и как признак того, что Венеция всё же жива и следует своим вековым традициям. В дни венецианских карнавалов Венеция напоминает прежний великий город: сюда приезжают тысячи жаждущих ценителей этого яркого действа со всего земного шара. Город одевается в праздничные наряды, маскируя свою древность. И хочется надеяться, что Венецианский карнавал вновь обретет свою былую славу.

Венецианский карнавал 2019: программа и даты фестиваля. Чем заняться и как провести время, если повезло оказаться в Венеции в период зимних гуляний.

#2. Savoia & Jolanda 4*

Качественная европейская «четверка». Разумное решение - выбрать отель в районе Кастелло и на ночь самоустраняться от суеты Сан-Марко. В отеле номера в дворцовом стиле (предупреждаем любителей минимализма) и терраса с видом на Большой канал.

Отель Savoia & Jolanda 4* (Венецианский карнавал 2019)

#3. Splendid Venice 4*

Преимуществ масса: расположение, возможность заказать водное такси ко входу, панорамная терраса на крыше, близость Сан-Марко (500 метров). В гостинице позаботились об удобных кроватях и вкусных завтраках. Мы влюблены в него! 8,7 баллов на booking.com + 9,5 (!) за расположение.

Отель Splendid Venice 4* (карнавал в Венеции 2019)

#4. Hotel Anastasia 3*

Один из самых бюджетных отелей в районе Сан-Марко. До знаменитой площади 300 м - ни одно из событий торжества не обойдет вас стороной! Номера неплохо обставлены, гости отмечают также гостеприимство и профессионализм персонала.

Двухместный номер в Hotel Anastasia 3* (Венеция)

#5. Hotel Bel Sito & Berlino 3*

Гостиница в традиционно венецианском стиле по адекватной цене. Дизайн номеров очень романтичный, понравится всем, но влюбленным парам особенно! Кормят вкусно, wi-fi работает хорошо, все основные достопримечательности рядом.

Запомните - Hotel Concordia (Венецианский карнавал 2019)

Что купить на карнавале в Венеции

Оказавшись на карнавале, вы наверняка захотите побаловать себя подарками. Сувениры, на которые не жаль тратить деньги в таком дорогом городе, как Венеция:

Аркан I Маг (Tarocco del Carnevale di Venezia) — ценнейшая находка на Венецианском карнавале!

  • Карнавальная маска. Без этой красавицы вы вряд уедете из города. На подарки купите несколько экземпляров по средней цене, и программу минимум можно считать выполненной;
  • Шампанское Bellini — игристый напиток с ароматом абрикоса. Если хотите что-то более элегантное, обратите внимание на вина провинции Венето . По цене 10-12 EUR вы приобретете достойный подарок;
  • Карты таро с венецианской тематикой. Колода, которую можно использовать в качестве путеводителя, — Tarocchi di Venezia издательства Dal Negro. Она снята с производства, но в венецианских лавках изредка встречается. Таро Казановы от Lo Scarabeo также радует видами города, купить можно повсеместно. Tarocco del Carnevale di Venezia 1988 года, целиком посвященная карнавалу в Венеции. Найти трудно, но если вдруг удастся, знайте — за один экземпляр коллекционеры готовы отдать 500 EUR;
  • Одна из тысяч конфети , на которые рассыпается голубка во время церемонии открытия. Сувенир абсолютно бесплатный, но наиболее ценный.

Экскурсии по Венеции и окрестностям

Лучшие экскурсии в Венеции - не массовые «прогулки на гондолах», а необычные маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, которым есть, что рассказать и показать. Все экскурсии проводятся на русском языке.

Производство карнавальных масок Венеции

В заключение самый красивый ролик, посвященный Венецианскому карнавалу, который нам удалось найти. Смотрите и воодушевляйтесь!


Посетите и узнайте на какие стоит тратить деньги. Узнайте, как проходит и , а также в качестве сувенира.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") - так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия.

Другие утверждают, что слово "карнавал" означает - "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") - отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту - Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом.

Стоит отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала - рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски : дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное - нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Венеция – город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала , ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.

Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски , изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи . В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал . В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала , без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города - семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.

Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа. Считается, что город медленно умирает, постепенно погружаясь в воды Адриатики. Потому царящее каждый год на венецианских карнавалах веселье выглядит едва ли не как пир во время чумы. Но с другой стороны, это красочное, пьянящее зрелище можно рассматривать и как признак того, что Венеция всё же жива и следует своим вековым традициям. В дни венецианских карнавалов Венеция напоминает прежний великий город: сюда приезжают тысячи жаждущих ценителей этого яркого действа со всего земного шара. Город одевается в праздничные наряды, маскируя свою древность. И хочется надеяться, что Венецианский карнавал вновь обретет свою былую славу.

В течении нескольких дней на всех площадях города играет классическая музыка, устраиваться всевозможные развлекательные программы, старинные забавы с куклами на верёвочках, выступления артистов, певцов, музыкантов. И завершится всё это празднество сожжением «старухи-зимы» символом обновления природы-матушки. И финальным аккордом этого буйства веселья и красок, по традиции будет звон колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья, которые оповещают о начале Великого поста. Это надо увидеть хоть раз в жизни, такое действо пропускать нельзя. Итак, предлагаем Вам сегодня посмотреть Венецианский карнавал, самые прекрасные костюмы и маски фото.





Венецианский карнавал фото








Венецианский карнавал















Венецианский карнавал фото








Венецианский карнавал




Традиционно перед строгим постом и за десять дней до масленицы по всей Италии ярко и красочно справляются пышные Карнавалы, что в дословном переводе с итальянского означает – «прощание с мясом» (итал. Carni, vale). Самый знаменитый карнавал в Италии, да и во всем мире, – карнавал в Венеции. Отдельно о датах Карнавалов в 2010-2020 гг. , сейчас же остановимся более подробно на самом празднике.

Каждый год Венецианский Карнавал проходит под особым лозунгом или темой, вокруг которой построена вся культурная программа, хотя, конечно же, программа мероприятий включает и многочисленные традиционные ритуалы, которых придерживаются во время проведения огромного по масштабам сценического действа. Ведь основная сцена праздника – это весь город, с его площадями, улицами, большими и малыми каналами, и, конечно же, театрами.

Карнавальные костюмы в Венеции

Как мы уже отметили, Венецианский карнавал – один из самых известных и популярных карнавалов в мире. Первое упоминание о Карнавале в Венеции датируется еще 1094-м годом, а в 1296-м году он получает даже статус государственного праздника. На протяжении нескольких веков Карнавальный праздник продолжался по 6-8 недель и заканчивался только с наступлением Масленицы, а бывали случаи, когда Празднества начинались и с октября месяца предыдущего года.

Идея проведения Венецианского карнавала принадлежала венецианским вельможам. Уж очень хотелось придумать что-нибудь свое – подобное Древнеримскому, – где срабатывал бы лозунг «Хлеба и зрелищ», и это им действительно удалось.

Изначальная цель Карнавала – предоставить горожанам, особенно представителям низких сословий, возможность хотя бы на короткий период времени освободиться от повседневной рутины, забыть о предрассудках и различиях и предаться неуемному веселью.

На Венецианском карнавале можно забыть о повседневной рутине

Возможность радоваться жизни и отрываться, что называется, «без тормозов» Венецианцы получили с помощью карнавальных масок и костюмов, скрывающих лицо, социальную принадлежность и даже пол, что гарантировало полную анонимность.

Часто под маской благородных синьоров и дам скрывались простолюдины, а истинные светские львицы и «сильные мира» прятали лицо за маской простаков. Однако не всегда карнавальная маска скрывала благие намерения – порой она служила прикрытием и для совершения преступлений.

В XVIII веке Венецианский карнавал постепенно теряет былое значение и шик, а вскоре и вовсе «уходит со сцены». Возрождение Венецианского карнавала с огромным успехом состоялось относительно недавно – в 1979-м году. А в наше время Венеция и Карнавал – понятия неотделимые друг от друга.

Сегодня Венецианский карнавал – это яркий, феерический праздник, в котором история и современность сливаются воедино. Улицы и площади города заполняются фокусниками, клоунами, акробатами и жонглерами. Главное в празднике – что каждый желающий может из зрителя превратиться в артиста и показать свое шоу, получив внимание и аплодисменты публики.

На карнавале каждый может из зрителя превратиться в артиста

Обязательные атрибуты программы каждого карнавала - театрализованные шествия и шоу, концерты классической и современной музыки, сольные программы поп-исполнителей, а также парад самых красивых и оригинальных масок. В Венецианском Карнавале почитают за честь принять участие лучшие театральные и цирковые коллективы Европы.

В ночь на Масленицу молчаливой процессией лодок и гондол, выстроившихся при свечах вдоль Большого канала (Grand Canal), Венеция традиционно прощается с Карнавалом для того, чтобы через год отпраздновать его еще ярче, красочнее и веселее.


Top