Как определить потенциал ребенка. Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок вырос успешным и талантливым. Чтобы достичь цели, необходимо развивать способности детей. Благо, для развития детских талантов, одаренности и способностей существует множество методов.

Инструкция

Важно, чтобы ребенок получал радость от занятий любимым делом и не потерял интереса. Поэтому не следует давить на ребенка . Не проявляйте излишнюю настойчивость, когда поощряете за те или иные достижения.

На развитие талантов ребенка, положительно влияет знакомство с трудовой деятельностью родителей. Пусть он сам примет участие в ней.

Развитие способностей у ребенка происходит благодаря развитию различных органов чувств. Предлагайте малышу чаще рисовать красками, лепить пластилином и пр. Ребенку должны быть доступны материалы с поверхностью разной текстуры. Это стимулирует развитие восприятия ощущений.

Слушайте вместе музыку, читайте, общайтесь, участвуйте в общественно - полезной деятельности. Это способствует гармоничному становлению личности.

Ребенку должны быть доступны справочники и энциклопедии с информацией, соответствующей его возрасту.

Критика негативным образом отражается на развитии способностей у ребенка. Малыш чувствует постоянную оценку, поэтому боится проявить себя. Никогда не критикуйте сына или дочь.

Видео по теме

Источники:

  • развитие таланта детей

Задатки таланта в человеке заложены природой. Задача взрослых - выявить способности ребенка и развить их. Это происходит в процессе творческого развития и воспитания. Родители, развивая в своем ребенке способности, могут быть уверены, что в жизни он реализует себя и обязательно найдет дело по душе.

Инструкция

Часто родители в своих собственные нереализованные таланты и хотят, чтобы ребенок занимался тем или иным видом искусства лишь потому, что у них в свое время это не получилось. Не заставляйте ребенка заниматься нелюбимым делом. Пусть выберет сам, что ему интересно. У вашего ребенка не меньше талантов, чем у вас, просто они другие.

В каждом малыше нужно разглядеть то, чем он отличается от других, что он может делать гораздо лучше, чем остальные. Если ребенок ведет себя пассивно и выполняет лишь ваши желания, можно обратиться за помощью к психологу. Он протестирует ребенка и определит приоритеты в одной или нескольких сферах деятельности.

Важным моментом в выявлении способностей ребенка является похвала. Хвалите малыша при каждом удобном случае, говорите ему, что он молодец. Даже если что-то не получилось, помогите ему. У ребенка есть способности , но у него еще очень мало опыта.Часто родители одной фразой «неумеха» отбивают у ребенка интерес к занятию. Делать это категорически нельзя, так как это может стать причиной развития детских комплексов. И то, что у ребенка не получилось в этот раз, он не станет повторять, боясь вашего неодобрения.

Видео по теме

В каждом малыше есть уникальные способности, заложенные генетически и природно. Выявить и развить их - задача родителей. Чем раньше вы поймете, к чему ребенок питает склонность, тем больше шансов, что он вырастет успешным и будет заниматься любимым делом.

Инструкция

Чаще всего дети с удовольствием сами демонстрируют свои способности. Если замкнут и нелюдим, не проявляет интереса ни к танцам, ни к пению, ни к рисованию, стоит обратиться к , который поможет раскрепостить его и увидеть склонности к тому или иному занятию.

Если вы хотите выявить способности , не стоит заставлять ребенка реализовывать ваши мечты, если они ему не по нраву и не по силам. Даже если вы не успели реализоваться в каком-либо творческом направлении в , не беда. Существует много курсов и кружков для взрослых. Вы должны дистанцироваться от собственных желаний и внимательно наблюдать за ребенком. А принуждение к чему-либо может только отпугнуть малыша.

Не бойтесь перегрузить ребенка. Чем больше различных видов занятий, тем . Предлагайте малышу попробовать себя и в театральных постановках, и спорте, рисовании и музыке. Сходите на пробные занятия в различные кружки, поговорите с преподавателями и тренерами, попросите их оценить наметанным глазом вашего ребенка. Те увлечения, которые будут ребенку не по душе, со временем отсеяться. Главное, постоянно интересоваться, есть ли у малыша желание продолжать занятия. Необходимо поощрять интерес и инициативу, но ни в коем случае не наказывать за нежелание посещать кружок.

Если говорить о поощрениях, то необходимо постоянно хвалить ребенка. Это очень вдохновляет его на дальнейшее развитие способностей и навыков. Хвалите искренне и от всего сердца. Даже если он в творческом порыве изобразил картину на обоях, перепачкался или порвал кроссовки, гоняя мяч, не ругайте его. Его картины будут далеки от идеала, а стихи состоять из двух нерифмованных строк. Не стоит ждать от маленького человечка без особых навыков каких-либо сверх достижений с первого дня занятий. Ведь ваша задача - это не вырастить вундеркинда на зависть другим родителям, тем самым лишив его детства, а выявить и постепенно развивать его способности.

Правое полушарие мозга, отвечающее за творческую деятельность, начинает развиваться раньше и активнее чем логическое левое. Таким образом, не стоит с пеленок пытаться вырастить великого математика, однако счетом все же необходимо понемногу заниматься. Лучше развивать творческие способности и укреплять связь полушарий мозга ребенка, предлагать ему сделать привычные вещи (поесть, почистить зубы, порисовать) другой рукой. Таким образом, когда придет пора развивать логические способности малыша, все будет даваться ему быстрее и проще.

Видео по теме

Талантом называют природные способности человека к какому-либо виду деятельности. Если способности обнаружились в раннем возрасте, родители не имеют права игнорировать их и должны способствовать их развитию. Как соблюсти баланс и не переусердствовать в деле развития таланта у ребенка?

Вам понадобится

  • - дополнительные занятия;
  • - строгий распорядок дня;
  • - желание развивать своего ребенка;
  • - денежные вложения;

Инструкция

Поощряйте интерес к делу, которое у него получается. Никогда не унижайте его способностей в глазах родственников или сверстников. Если ребенок сделал что-то (написал стихотворение, слепил из пластилина фигурку, забил решающий мяч в дворовом футбольном матче, спел песню), хвалите его и рассказывайте о его достижениях окружающим. Пусть он видит, что его успехи интересны и значимы не только для него.

Отдайте ребенка в кружок или секцию, если у него обнаруживаются способности к какому-либо делу. Ведь только в благоприятных талант может по-настоящему. Кружки и секции хороши как раз тем, что такие условия предоставляют. У него появится наставник и окружение сверстников-единомышленников.

Найдите педагога для индивидуальных занятий с ребенком. Например, если у малыша обнаружились способности к пению, пригласите мастера, которого вы сами по-настоящему цените. Отдавать ребенка в кружок нужно тоже с оглядкой на то, кто преподает в этом . Известны случаи, когда педагоги «подавляют» способности ребенка собственным безвкусием или ограниченной культурой.

Помните, что одни из самых счастливых людей - те, кто всю жизнь осознанно занимаются любимым делом. Сделайте своего ребенка счастливым, помогите разобраться, в чем его одаренность. Ведь людей без таланта просто не существует. Главное, в своем усердии привить ребенку любовь к какому-то делу не переборщить. Свободу ребенка не должны подавлять многочасовые занятия музыкой, танцами, спортом и т.д. Помните, что даже от любимого дело можно уставать.

Помогите ребенку понять, что способности - только часть общего процесса. Необходимая и важная, но не главная. Т.к. талант дается природой, но поддерживать его в себе может только сам человек. Организуйте распорядок дня ребенка таким образом, чтобы развивающие занятия стали его естественной частью и не травмировали ребенка. Развивайте самодисциплину в ребенке, чтобы он занимался сам, без лишних напоминаний.

Давайте ребенку достаточно свободного времени. Ведь одного таланта мало. Нужно еще и свободное, не связанное стереотипами мышление, открытый ум. Поощряйте в своем малыше подобные качества, занимайтесь с ним развивающими играми, стимулируйте его фантазию и независимость суждений.

Видео по теме

Обратите внимание

Лучше всего в общении с ребенком избегать частого употребления выражения вроде «ты талантливый, поэтому должен заниматься ежедневно». Это поможет контролировать самооценку вашего чада.

Полезный совет

Предоставьте ребенку самому выбирать себе занятия. Не торопитесь выписывать его из кружка, который он посещает с удовольствием, даже если по мнению педагога он не особо успевает в деле. Возможно, его талант откроется позже. Главное, чтобы занятия были в радость.

Чаще всего проблема определения склонностей ребенка встает перед родителями, когда они выбирают заведение, где их сын или дочь будет учиться. Отдать малыша в специализированный детский сад или обычный, выбрать художественную школу, записать ребенка в «музыкалку» или в кружок английского языка? Поэтому так важно понять, к чему же у ребенка есть склонности.

Инструкция

Гении появляются крайне редко. Обычно ребенок рождается лишь с задатками (к примеру, гибкий опорно-двигательный аппарат – хороший задаток к занятиям гимнастикой или танцами), которые под чутким руководством взрослых превращаются в способности. Поэтому важно, чтобы ребенок мог попробовать себя во всех сферах . Ведь если вы никогда не сочиняли со своим малышом стихов, как вы сможете понять, есть ли у него к этому способности?

В возрасте процесс выявления склонностей ложится на плечи его ближайших родственников, которые проводят с ним все время – мамы, папы, бабушки, возможно, няни. В этой ситуации вам поможет только наблюдательность. Изучайте результаты творческой деятельности малыша, обсуждайте это со знакомыми, имеющие такого же , следите за тем, какие игры выбирает ваш малыш – предпочитает ли он побегать или поиграть в слова. Главное, чтобы у ребенка в этом возрасте был выбор, во что ему играть, какой творческой деятельностью заниматься: порисовать, погонять мяч или подпеть модному певцу.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит вне дома, не под присмотром близких. Для определения склонностей ребенка в более старшем возрасте лучше прибегнуть к помощи педагогов и детских психологов. Именно они смогут предложить ему комплексные тесты, в которых будут оцениваться его интеллектуальные, академические, лидерские, двигательные и творческие способности, а также возможный потенциал. Малышу зададут ряд вопросов, предложат нарисовать фантастическое животное, повторить движение, и на основании его ответов скажут вам, в какой сфере деятельности он скорее добьется успеха.

Однако не все способности можно выявить с помощью тестов. Поэтому родителям было бы неплохо вести специальный дневник, в котором они описывали бы развитие их малыша, указывали игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие, отмечали совершенные малышом открытия, хранили его рисунки и поделки. Обладая полной информацией и заручившись поддержкой педагога, вы не упустите из виду склонности вашего ребенка.

Видео по теме

Совет 7: Как помочь ребенку реализовать свои способности

Люди рождаются со своими индивидуальными способностями. От того, сумеет ли человек реализовать себя, напрямую зависят его ощущения собственной ценности и значимости. Начинать реализовывать свои способности нужно с детства. А родители должны помочь своему ребенку и создать среду, способствующую развитию талантов, самостоятельности и ответственности.

Инструкция

Не делайте за ребенка его работу – пусть он учится самостоятельно находить решения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Очень часто родители стремятся научить малыша, подсказать, как делать то или иное задание. В результате они сразу же помещают его в определенные рамки. Дайте ребенку подумать, и он, скорее всего, найдет собственно решение.

Поощряйте самостоятельность ребенка. Предоставьте его самому себе, а сами – наблюдайте. Если ребенок скучает, не спешите его занимать каким-нибудь развлечением – пусть он придумает игру самостоятельно. Так ваше чадо научится фантазировать, выдумывать, изобретать.

Вопреки расхожей истине, далеко не все дети талантливы. Исследования показывают, что подлинный дар в той или иной области встречается довольно редко. Однако если вы обнаружите у ребенка хоть какие-то способности, то развить их вполне реально.

Откуда берётся талант?

Природа таланта так интересна самым разным учёным, что они уже давно пытаются разобраться в этом вопросе. Первые серьёзные исследования проводились ещё аж в середине XIX века. Но и по сей день единого мнения в этом вопросе нет:

Теория первая. С чем родился, тем и пригодился

Ещё в позапрошлом веке англичанин Фрэнсис Гальтон занялся изучением родословных известных одарённых людей. В результате он утвердился в мысли, что те или иные способности передаются по наследству.

Впоследствии его последователи, буквально под лупой рассмотрели истории родов, которые прославили их знаменитые представители: Рафаэль, Бах, Моцарт и т. д. И выяснилось, что в этих семьях «плотность одарённости» была выше, чем в среднем по человечеству.

Кстати, сам родоначальник этой теории Фрэнсис Гальтон был живым подтверждением своей гипотезы, поскольку его собственная семья дала миру, кроме него, и ещё одного известного учёного — Чарльза Дарвина (они были двоюродными братьями).

Теория вторая. «Виновата» среда

Но у теории наследственности талантов немало противников. По их мнению, всё не так однозначно, а большое количество талантливых людей в одной семье можно объяснить не только генетической предрасположенностью, но и благоприятной средой: у талантливых родителей часто не менее одарённые чада.

Сторонники влияния среды убеждены: так происходит из-за того, что родители-художники, музыканты, спортсмены, сознательно или нет, создают обстановку, в которой дети растут в атмосфере наибольшего благоприятствования для развития того же таланта, который есть у них самих. Так и появляются кинематографические, музыкальные, цирковые или спортивные династии.

Теория третья. Всё сразу

Вы считаете, что доля правды есть в обеих изложенных выше версиях? Тогда смело можете причислить себя к приверженцам третьей теории, которая гласит, что талант — это:

— наследственность;

— сопутствующая и вдохновляющая среда.

Кроме того, в эту формулу включён ещё и третий фактор — мотивация ребёнка.

Как не упустить талант у ребенка?

Если вы любите читать биографии известных людей, то наверняка замечали, что у многих из них таланты давали знать о себе уже в детстве. Когда речь идёт о подлинной одарённости, чаще всего так и происходит. Не обнаружить её очень сложно. В этом случае ребёнок обычно сам чрезвычайно увлечён любимым делом, занимается им самоотверженно и при каждом удобном случае.

Хотя бывают и исключения, конечно. Так, например, мама прославленного фигуриста Максима Транькова в одном из интервью рассказывала, как её сын в детстве старался всячески увильнуть от тренировок, а она его туда водила чуть ли не силой. И лишь став постарше, мальчик всерьёз увлёкся и сам стал работать с полной самоотдачей.

Но если ребёнок не собирается никак выказывать свои предпочтения и способности, а вам очень хочется дар обнаружить, то придётся потрудиться.

Ищем талант

Абсолютно любой талант самым тесным образом связан с психическими функциями. Именно поэтому разработкой методов обнаружения дара занялись не только специалисты в той или иной области, но и психологи. И у них получилось! Выявить тот или иной талант помогают специально разработанные тесты, позволяющие оценить, насколько у ребёнка развиты отвечающие за способности и области их применения психические функции. А это помогает понять, какой талант можно развить.

Важно! Эти методы «раскопок» талантов ориентированы на детей трёх-пяти лет и старше.

— Художественный дар

Обнаружить (ну, или не обнаружить) его поможет тест креативности Торренса. Сами задания и расшифровка результатов есть в Интернете. Чтобы тест показал истинное положение дел, необходимо перед выполнением внимательно изучить инструкции и строго следовать ей, не допуская никаких отступлений.

— Музыкальный талант

Музыкальную одарённость отыскать несложно. Отстучите ребёнку несколько ритмических рисунков (чем старше ребёнок, тем труднее и замысловатее они должны быть) и попросите повторить. Если он справится с заданием с первого раза и без труда, то имеет смысл показать чадо специалистам.

— Интеллектуальные способности

Проверить интеллектуальную одарённость ребёнка тоже можно. Для этого подойдут такие методики как шкалы детских способностей Маккарти, тесты Алана и Надин Кауфман, детский вариант теста Векслера, прогрессивные матрицы Равена и другие. Ориентируйтесь на результаты хотя бы двух, а лучше трёх методик, одной для объективной оценки мало.

Развиваем способности

Одарённость — «цветок», требующий постоянной заботы, а зачастую и финансовых вложений. Особенно в наше время, когда ребёнка не отпустишь одного на занятия, а бесплатные секции в основном не обеспечивают необходимый уровень знаний и умений. А ведь ещё нужно и знать, как правильно направлять талантливое чадо, чтобы не навредить.

Специалисты, работающие с одарёнными детьми дают такие советы:

1. Не давите. Талантлив ребёнок, поэтому именно ему решать, что он будет рисовать, танцевать или петь, какого направления придерживаться, каким видом спорта заниматься. Не навязывайте ему свою точку зрения. Вспомните или посмотрите прекрасный фильм «По семейным обстоятельствам»: там вы увидите классический образец мамы художника, которая пытается диктовать сыну своё видение творчества. Не уподобляйтесь ей!

2. Оберегайте юное дарование. Как бы талантлив ни был ребёнок, у него должно быть полноценное детство с играми, отдыхом, долгими прогулками и другими развлечениями. А каторжный труд до добра не доведёт. Если же ваш ребёнок сам так увлечён любимым делом, что забывает обо всём на свете, ваша задача выстроить режим дня так, чтобы времени хватало на всё.

3. Допускайте возможность ошибки. Развивать талант нелегко. Ребёнок имеет право устать, ошибиться, бросить занятия, обидеться на тренера и т. д. Главное, чтобы ему нравился сам процесс. А результат будет, но, возможно, не сразу.

4. Помните о разнообразии. Если у ребёнка художественные способности, например, это не значит, что он не может одновременно увлекаться карате. Несколько увлечений — это не разбрасывание и не умение сосредоточиться на главном, а нормальные для детей поиски себя. История знает массу примеров, когда люди реализовывались вовсе не в той области, которую им изначально прочили.

Днём с огнём не сыскать

Если же никакие способности обнаружить так и не удалось, не печальтесь. Просто всесторонне развивайте ребёнка. Случаи, когда человек обнаруживает в себе талант в зрелом возрасте, не так уж и редки.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

«Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?

Что значит способности?

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности - любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.

Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.

Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.

Кто, когда и каким образом может выявить способности ребёнка?

Школа и дошкольные учебные учреждения. Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Однако традиции и методы нашего школьного и дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов школьников.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.

Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы. Зацикленность на отличных оценках, как показателе успеха, приводит к тому, что самооценка детей существенно снижается. Это также накладывает отпечаток на развитие личности школьника, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.

Семья. Именно поэтому выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.

Методы и способы выявления наклонностей детей

  • Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
  • Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
  • Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Основные разновидности способностей, их определение и диагностика

Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки:

  • Усвоение большого объёма информации (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования).
  • Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.
  • Склонность к проактивности (умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры необходимые, для её благополучного исхода).
  • Умение работать с информацией (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать).
  • Желание упорядочить информацию (создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.д.).
  • Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике).

Выражаются в активном использовании . Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное . Каким же образом происходит выявление творческого потенциала детей?

  • Очевиден интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
  • Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
  • Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
  • Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

Отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.

  • Свободное владение разнообразными практическими навыками (умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи).
  • Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи.
  • Желание работать с материалами и инструментами.
  • Практическая сноровка в походных условиях (умение разжечь костёр, установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак).
  • Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.

Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому, изучение ремёсел).

Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.

Способности Наклонности ребёнка
Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
Литературные Интерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
Спортивные Хорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием.
Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.

Развитие детских способностей

В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.

Однако педагоги часто наблюдают следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха.

Казалось… Оказалось?

Так, например, усиленно развивая математические способности у ребёнка-сенсорика, родители желают со временем увидеть в нём успешного программиста или финансового аналитика. Но вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.

Скорее всего, даже окончив нужный вуз по этой специальности, потенциальный программист не достигнет ожидаемых успехов на этом поприще, и займётся другим видом деятельности.

А вот если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром окажется достаточно большой.

Помните, что только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как выявить и развить способности у ребёнка рассказывает специалист:


Top