Корзина из соломы своими руками. Учимся плести из соломы

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту. Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку». Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома - это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!

Старый продукт

Солома - это доступный материал, который подходит для различных произведений. Историки считают, что рукоделие - первое занятие народного творчества. Что же делают из соломы? Корзинки, шляпки, шкатулки, коробочки, кухонную посуду, аппликации. Если в древние времена это было средство к существованию, составляющая дома, то сейчас для многих - хобби. Помимо него, многие мастерицы изготовляют изделия на заказ, которые стоят довольно дорого на современном рынке.

Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Для создания аппликаций нужно использовать овсяную или ячменную соломку, потому что стебли короткие и не подходят для плетения. Но такой материал очень мягкий с красивым оттенком.

Профессионалы готовят ржаную солому во время восковой спелости зерна. Они предлагают срезать материал ножом около корня, а затем раскладывают под солнечные лучи для приобретения золотистого цвета.

Для того чтобы разобраться с основными этапами работы, нужно смотреть разные видео-уроки и читать обучающие книги. Они помогут запомнить движения, научат правильно выбирать инструменты и подготавливать материал.


Из соломы особенно красивыми получаются цветы. Это тот случай, когда цвет не имеет значения. Конечно, они не выглядят как настоящие, но становятся прекрасным украшением для любой квартиры.

Для работы понадобятся:

  • ржаная солома;
  • лента;
  • ткань любого цвета, нити;
  • проволока;
  • бумага и картон (возьмите тонкий);
  • клей ПВА (не карандаш);
  • нож и ножницы;
  • большая емкость;
  • для раствора - аммиак (10%, 1 ч.л.), гидроперит (9 таблеток) и вода (500 мл).

Начинаем мастер-класс с основного.

  1. Для начала сделаем раствор, смешав все ингредиенты.
  2. Налив раствор в емкость, положим туда соломку. Помните, что «готовиться» соломка должна около 6-ти часов. Помешивайте материал, чтобы отбелить соломку. После «мариновки» промываем соломку и начинаем работать.
  3. Возьмите 10 трубочек, разрежьте их. Совет - резать нужно вдоль волокон. Разверните руками материал.
  4. Утюгом проглаживаем полоски, делайте это с внутренней стороны. Такая процедура нужно для выпрямления.
  5. Наклеим полосочки на бумагу клеем. Прижимайте плотно, но не сильно, чтобы не деформировать соломку. Скалкой прокатываем пласт.
  6. После предыдущих шагов делаем из картона трафарет. Накладываем на пласт, рисуя с обратной стороны 12 листиков. Аккуратно вырежьте. Совет - используйте перчатки, чтобы не пораниться. И помните, что нож должен быть острым.
  7. Каждый листик клеем к ткани. Возьмите нитки, обмажьте клеем и приклейте к краям листочков. Оставьте поделку на некоторое время, чтобы подсох материал.
  8. Вырежьте произведение. Нарисуйте на картоне кружок (диаметр 1 см), тоже вырезаем и клеем 6 листиков.
  9. С обратной стороны клеим листики. Помните, что используя клей, оставляйте поделку подсыхать.
  10. Прокалываем серединки цветочков в двух местах, привязывем к проволоке.
  11. Лентой обмотайте проволоку. И вуаля - цветочек готов.
  12. Для букета повторите все шаги. Такое растение можно поставить в вазу, чтобы оно радовало глаз.

Такой результат:

Мир полотен

Винтовое плетение используют для окантовки поделок. Для работы нужно использовать влажные соломинки одного размера и толщины. На схеме показаны этапы работы:

Мастера считают, что в процессе работы могут возникнуть трудности с плетением. Поэтому нужно перевернуть плетево, продолжая работу наизнанку.

Существует много мк по созданию. Шнур нужно плести до необходимого размера. Такой вариант подходит для краев рамок, сумок, аксессуаров, шкатулок. Часто он встречается для петелек и пуговиц. Для поделок винтового плетения нужно использовать соломинки первого сорта, чтобы поделки были качественными и долговечными.

Помимо растений можно делать красивые шляпы.

Они станут дополнением к любому образу. По новинкам моды такой аксессуар становится все популярнее. Создавать поделку легко, но нужно использовать подробную схему, которые есть в интернете. Дополнить головной убор сможет лента или резинка. На все воля фантазии, поэтому мастерица сама решает, как улучшить произведение.

Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы Назарова Валентина Ивановна

Плетение из соломы

Плетение из соломы

Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним здесь является и мастерство исполнения.

На заметку

Сохраняя природные свойства материала, народные умельцы создают не просто сумку, а изделие прикладного искусства. Чтобы научиться плести из соломы сумки и шляпы, шкатулки и другие сувенирные изделия необходимо знать основные виды плетения и применять их в работе.

Виды плетения из соломы приведены на рис. 31 а-е. В большинстве случаев при изготовлении изделия мастер применяет несколько видов плетения: одни являются основными (крестовое, розетка, переплетение жгутов), другие годятся для выполнения отдельных элементов или как декор для украшения. Различают прямую (крестовую) и витую, а также спиральную технику косого плетения. Прямое плетение применяют для сумочек, шляп, витое – сувенирных шкатулок, косое – косичек.

Рис. 31. Виды плетения из соломы: а – крестовое; б – розетка; в – косое; г – крученая плетенка; д – зубчиками; е – плетение соломенных жгутов; ж – витая плетенка; з – круглая плетенка; и – спиральное переплетение из пучков соломы

Спиральная технология переплетения жгутов является древнейшей и очень простой в исполнении (рис. 31 ж). Выполняют из пучка (15–20 шт.) длинных и тонких соломин, из которых формируют круглый жгут. По мере плетения жгут непрерывно наращивают. Длина его определяется размерами изделия. Изделие начинается с одного конца жгута и заканчивается другим. Изготовление изделия заключается в переплетении соломенного жгута ивовой лентой, узкой (3–7 мм) полоской лыка или бересты, в результате чего наружный виток спирали жгута плотно прикрепляют к предыдущему. Расстояния между лентами-перевязками желательно выдерживать равномерными.

Отверстия в предыдущем ряде плетения для протягивания ленты-перевязки проделывают деревянной наколкой. Соломенный жгут по толщине формируют с помощью направляющей трубки. В процессе плетения жгут для уплотнения закручивают вокруг оси внутрь изделия. Последний виток спирали сначала закрепляют как обычно, а потом делают сплошную оплетку соломенного жгута лентой. Получается аккуратный и прочный бортик.

Конец жгута постепенно утоньшается и приматывается лентой при оплетке бортика. Спиральную технологию плетения применяют при изготовлении изделий круглой и овальной формы. Форму и размеры изделий контролируют шаблоном. При изготовлении шарообразных изделий шаблон должен быть разборным.

Изготовление косичек начинают с увлажнения соломы для придания ей эластичности. Ржаную солому нового урожая замачивают в воде комнатной температуры в течение 5-30 мин, прошлогоднюю 3-10 ч. Замачивать следует не более дневной нормы плетения, так как сырая солома плесневеет и теряет поделочные свойства. Увлажненную солому во время работы держат в увлажненной ткани или полиэтиленовых мешочках. Для плетения плоских лент-косичек используют однотонную солому: светлую или окрашенную. Иногда для декора выплетают косички с соломинами другого цвета.

Внимание

При изготовлении любых косичек необходимо соблюдать общие требования: плести плотно, так как при высыхании плетение ослабевает; использовать соломины одинакового диаметра и различной длины, чтобы они не заканчивались одновременно.

Наращивание можно производить двумя способами: в срез заканчивающейся соломинки вставляют тонкий конец новой, или на конец предыдущей соломины на 1,5–2,0 см накладывают новую и заплетают вместе. Для выравнивания и уплотнения косичку выколачивают деревянным молотком, пропускают несколько раз через отжимные вальцы бытовой стиральной машины, гладят утюгом. Косички плетут в три, четыре, пять, шесть и семь концов (рис. 32).

Трехконцовка. Косичка в три конца – простейшая в изготовлении. Начинать плетение можно с трех связанных в пучок соломин или с двух, если одну сложить пополам. Последовательность плетения прямой косички-трехконцовки, а также изготовление углов приведены на рис. 32 в, г . Поворот косички под прямым углом получается при последовательном сгибании всех трех переплетаемых соломин в одну сторону: вправо – правосторонний, влево – левосторонний.

Рис. 32. Плетение косичек: а – прием ручного плетения; б – четырехконцовка с зубчатыми краями; в – схема плетения трехконцовки; г – общий вид трех-концовки; д – плетение четырехконцовки; е – схема плетения шестиконцовки; ж – схема изготовления круглой плетенки; з – общий вид косички в семь концов; и – общий вид четырехконцовки; к – семиконцовка; л – пятиконцовка; м – плетение квадрата

Изготовление плоской косички из четырех и более соломинок изображено на рис. 32 д, з, к, л. Принцип плетения аналогичен изготовлению трех-концовки. Имеется одна особенность: косички из четного числа соломин больше растягиваются при дальнейшей обработке, а четырехконцовка еще и скручивается вокруг оси. Поэтому после изготовления их надо прогладить горячим утюгом.

Схема плетения плоской косички в четыре конца с зубчатыми краями приведена на рис. 32 б. Косички четырехконцовки и шестиконцовки отличаются прочностью. Каждая их сторона имеет свой рисунок. При плетении таких косичек нельзя выплетать прямых углов, но можно делать повороты – обратное плетение. Для обеспечения четкой схемы рисунка в этих косичках нужно строго соблюдать прямой угол между левой и правой группами соломин. Косичку из шести соломин выполняют аналогично косичке в четыре конца, выплетая край за одну соломину. Эта косичка имеет двусторонний рисунок: паркетиком и с поперечными полосами. Для получения красивой косички необходимо строго выдерживать прямой угол между левой и правой группами соломин.

Круглые плетенки. Наиболее распространена круглая плетенка из пяти основных соломинок и одной дополнительной (рис. 32 ж). Одну толстую и пять тонких соломинок связывают в пучок. Тонкие отгибают от толстой и равномерно распределяют их по кругу. Затем одну из пяти соломин (первую) сгибают вправо сверху двух соседних, потом дальнюю загибают в том же направлении и перекладывают сверху первой и следующей соломины. Таким же образом переплетают все пять соломинок. В сечении получается квадрат. Для получения круглой плетенки к дополнительной осевой соломине добавляют еще несколько.

Плетение квадрата. Две соломины складывают крест-накрест с углами 90° между четырьмя концами. К центру крестовины ниткой крепят пятый конец, который последовательно заворачивают вокруг четырех лучей. Первоначальная крестовина может быть с четырьмя или шестью концами. В зависимости от этого сечение может быть квадратным, прямоугольным или шестигранным.

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Из книги Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы автора Назарова Валентина Ивановна

Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно

Из книги Справочник по такелажным работам автора Свенссон C.

Игрушки, фигурки и картинки из соломы Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают

Из книги Плетение из газет автора Егорова Ирина Владимировна

Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих

Плетение – одно из древнейших ремесел. Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки.

Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Подготовка соломы для плетения

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Работы мастера народных художественных промыслов Кировской области Сметаниной Ларисы Вениаминовны


Работы мастера

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой.

Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом.

Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу.

Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.

Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Плоские плетенки.

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности.

Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения.

По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Процесс выполнения плетенки: трехконцовки,

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения.

Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г)

После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

П летеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а).

Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают.

Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины

Мастер-класс Ольги Путинцевой

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника – это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника – четыре.



Приготовим четыре довольно длинные и равномерные по толщине соломины.
Проденем в каждую для жесткости тонкую медную проволоку.
Скрепим все по центру ниткой в цвет соломы.
Распределяем так, чтобы были одинаковые промежутки между соломинами.


Закрепляем длинную соломину, с помощью которой будем оплетать приготовленную крестовину.
Соломину выбираем как можно длиннее, для того чтобы было меньше соединений.
Оплетаем поочередно каждую соломину в крестовине, стараясь укладывать как можно плотнее каждый последующий виток.


Когда соломина заканчивается, оставляем небольшой хвостик, срезаем по косой и проталкиваем в новую соломину для продолжения плетения.


Заканчиваем оплетать крестовину, когда достигнем нужного диаметра донышка.
Заправляем хвостик на изнанку и закрепляем его к одной из несущих соломин.


Выполняем две детали одинакового диаметра.
Затем высушиваем под прессом.
После сушки обрезаем лишние “хвосты” у крестовин под углом 90, если нужен резкий переход.


Высушенные донышки складываем изнаночной стороной внутрь, скрепляем за несущие конструкции с помощью иголки и нитки.


Плетем декоративный элемент – зубатку четырехконцовку, для того чтобы закрыть края донышка.


Старайтесь повторять последовательность плетения. Это несложно. У вас обязательно получится.




Расплющиваем еще влажную зубатку для того, чтобы она стала тонкой, ровной и более блестящей.


Пришиваем готовую соломенную тесемку по краю донышка одновременно с обеих сторон, стараясь не допускать совпадения стыков.
Донышко готово.

Плетения на сухой соломке не получится, поэтому ее нужно предварительно хорошо вымочить в горячей воде.

Вам потребуется:

  • подготовленная солома
  • ивовый прут или рогоз
  • х/б нитки под цвет соломы
  • клей ПВА

Приступаем к работе. Отберем 20 штук соломин длиной примерно от 10 до 15 см. Отмеряем отрезок нити, которую затем складываем в 4-5 раз. Длина нити в сложенном состоянии должна быть примерно 25 см.

Для стебля цветка берем ивовый прут или рогоз (камыш). Немного клея ПВА нужно будет капнуть на конец прутика. Отобранную соломку приложим к пруту и максимально крепко обмотаем приготовленной нитью. Так, мы получили тычинку цветка.

Теперь возьмемся за лепестки. Вам нужно приготовить 9 соломин, примерно одинаковых по длине и толщине. Начинаем с двух мокрых соломинок, которые мы кладем крест-накрест. А потом загибаем, как видно на фото ниже.

Теперь небольшая хитрость. Представьте, что перед вами человечек с ручками и ножками. Берем его правую руку и заводим назад, а левую нужно загнуть вперед. Теперь руки меняем местами.

Далее еще одну соломину вставляем так, чтобы крест по центру плетения оказался над соломинкой, а «ножки» были сзади. Теперь загибаем перекладину назад и помещаем ее сверху одной из «рук». С левой частью проделываем тоже самое. И повторяем все шаги до тех пор, пока вы не сплетете желаемую длину для вашего цветка.

Далее крайнюю соломину нужно завести за одну из следующих за ней. Тоже повторить с другой стороны, а в серединке их нужно перекрестить. Плетем так и дальше, пока соломка не начнет заканчиваться. Мочим солому, если она начинает подсыхать. Доплетаем до конца и завязываем ниткой. Сплетите 5-6 таких лепестков.

Теперь будем собирать наш цветок. Приготовьте нить в несколько сложений длиной 35 см и ПВА. Берем нашу тычинку на прутике, капаем на нее клея и прикладываем первые 2 лепесточка. Приматываем концы нитью и завязываем на узел. Приклеиваем и приматываем остальные. Лишнюю нить обрезаем. Наш цветок из соломки готов!

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой – ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных – ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 – на 3, а 7 – на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания – встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Плетение из соломки.Мастер Лариса Гуржий.
Четверг, 18 Октября 2012 г. 16:32 + в цитатник

Июн 12, 2016 Галинка

Одним из древнейших ремесел но праву можно назвать плетение. Плетеные изделия во все времена можно приспособить к современной жизни, а многие из них до сих пор пользуются популярностью у са-мых изыска!нтьгх модниц (сумочки, шляпки, браслеты, различные украшения).

Для плетения используются самые разные материалы, один из которых - солома злаковых растений. Изделия из соломки не только исполняют роль бытовых предметов, но и од-новременно являются произведением искусств, чем особенно знамениты изделия белорусских масгеров (соломенные скульптуры, шрушкн, декоративные подвесные «пауки» и т. д.).


Плетеные изделия везде хороши: в сельском доме, в квартире, на ма-ленькой даче или в современном коттедже, в детской, в комнате отдыха и кабинете. Заниматься плетением, используя свою фантазию и получая при этом огромное удовлетворение, могут как взрос-лые, так и дети, и даже совершенно слепые люди. Процесс плетения из соломки можно освоить до-статочно быстро и вскоре уже изготавливать иг-рушки, украшения, сумки, корзины, шляпы, ков-рики, коробки, шкатулки и даже обувь. Исходным материалом является солома, луч-ше всего ржаная - она самая прочная. Может подойти и пшеничная (она несколько грубее, толще и короче), ячменная или овсяная соло-ма (она мягкая, с очень красивыми оттенками желтого и зеленоватого цветов), а также стебли некоторых трав: пырея, мятника лугового, овсяницы, белой полевицы, тимофеевки и других.

Соломка представляет собой трубчатую часть стеблей злаковых растений, она может быть разных оттенков: желтого, красноватого, серебристо-зеленого и других необычных цветов. Для качественных изделий лучше всего выращивать самому на небольшом участке рожь или пшеницу, для изделий подойдет только солома, скошенная вруч-ную серпами. Используют преимущественно солому, заготовленную в период молочно-восковой спелости.

Скошенную зеленую солому необходимо сразу просушить, время от времени переворачивая. Если сушить на солнце, солома через 2-3 дня при-обретет золотистый цвет, при сушке в тени сохранит зеленую окраску, для получения серебристо-белого цвета соломку необходимо огбели тъ перекисью водорода, затем промыть несколько раз горячей водой и высушить. Кроме того, воспользовавшись анилиновыми красителями. Соломке мож-но придать пракппеекп любой цвет. В частности, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шиш-ами ольхи или дубовой коры она окрашиваемся в коричневый цвет.

У высушенной соломы удаляются листья, колоски, нижняя часть стебля. Каждую соломинку разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Два более тонких верхних коленца считаются лучшими для плетения, остальные части выбрасывать не следует, они вполне подойдут для декоративных деталей. Хранить соломку надо в затемненном помещении.
Перед плетением для придания эластичности и гибкости солому необходимо замочить или пропарить, для чего свежевысушенную солому достаточно подержать 20-30 минут в воде комнатной темпе-ратуры, а солому давней заготовки надо залить кипятком, в некото-рых случаях необходимо прокипятить в течение 10-15 минут, пока она не станет гибкой. Подготовленную таким образом солому дер-жат в полиэтиленовом мешке, для работы небольшое количество можно завернуть в плотную мокрую ткань.

Для изготовления изделий практически не требуется специальный инструмент, понадобятся линейка, ножницы, бечевка, большая што-пальная игла и льняные нитки для сшивания плетенки, мешочная игла, шило. При спиральном плетении удобно вместо иглы с бечевкой пользоваться челноком.
Существует четыре основных вида плетения из соломки: прямое, спиральное, плетение плоских и объемных плетенок. Самые простей-шие виды - спиральное и прямое плетение.

Технология спирального плетения. Несколько тонких соломинок складываются вместе в жгут, обматываются бечевкой и свертываются в плотное колечко. Колечко обматывается несколько раз бечевкой, вокруг него постепенно скручивается оставшаяся часть жгута, при этом после каждого оборота иголку с бечевкой проводят под очередной виток бе-чевки, расположенный на предыдущей спирали.

Скручивание идет все время в одном направлении. Для сохранения постоянной толщины жгу-та (контролировать ее можно с помощью какой-нибудь трубки) необходимо вовремя добавлять пучки соломы. Остаток жгута в конце работы подрезается так, чтобы он плавно подходил к тонкому концу, после чего он обматывается бечевкой. Вместо бечевки можно воспользоваться лента-ми лозы, корня, лыка, бересты, они выглядят более привлекательно.
Таким способом можно получать круги различного диаметра, т. е. вы сможете изготавливать раз-личные подставки под посуду, ков-рики. В зависимости от формы каждый последулоший виток мож-но увеличивать, диаметр изделия при этом будет расширяться или, наоборот, уменьшаться, тогда диаметр изделия будет сужаться. Приме-няя такие приемы, вы сможете плести корзины, чаши, блюда и т. д.

Технология прямого плетения. Для этого вида плетения предвари-тельно увлажненную толстую соломину необходимо разглаживать вдоль стебля тупым концом ножа на доске сначала с изнаночной сто-роны, затем с глянцевой до тех пор, пока соломина не станет прямой лентой. Нужное для определенного изделия количество соломенных
лент укладывается вертикально параллельно друг другу, концы при этом луч-ше приклеить или зажать. Четные соломины приподнимаются (через одну), и под них перпендикулярно нечетным со-ломинам укладывается первая горизонтальная соломина. Далее приподнима-ются нечетные вертикальные соломины, и аналогично укладывается вторая горизонтальная соломина н т. д.

Сушить такую плетенку необходимо под прессом. Используя этот прием, можно сделать диагональное плетение, только горизонтальные соломины при этом перекладывают не через одну, а через две вертикальные, в каждом ряду сдвигая плетение вправо или влево на одну соломину.
Прямое и диагональное плетение обычно используется для плетения салфеток, отдельных фрагментов аппликаций, в качестве фона в панно и в других аналогичных изделиях.

Кроме описанных выше простейших видов плетения, необходи-мо научиться изготавливать плоские плетенки: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки. «зубатки», а также объемные плетенки. Объемность достигается способами переплете-ния и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т. д. Обычно с использованием каркасов плетутся шкатулки, различные коробочки, ларцы.

Плетежки из отдельных соломин плетут «от себя», держа выпле-тенную часть на коленях; толстые же плетежки, выплетаемые из пучков соломы, плетут «к себе», предварительно прикрепив к чему-нибудь ее начало. Плетежки можно подготовить заранее, а потом их использовать в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из со-ломки, а также для изготовления украшений, таких как браслеты, ободки для волос и др.
Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шири-ной 10-12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой -не менее 50 м плетенки.

Помимо умения плести разными способами, необходимо для изго-товления различных изделий научиться сшивать плетенки. Сшивают их вручную стежками «вперед иголку» или <адазад иголку», способа-ми «встык», «уступом», «плоскостью» или с помощью швейной ма-шинки. Всгык обычно сшиваются плетенки при изготовлении панно, ширм, циновок. Уступом сшиваются плетенки дня всевозможных го-ловных уборов, сумок, абажуров и других аналогичных изделий. Го-товое изделие выравнивается постукиванием молотка или проглаживанием через влажную ткань утюгом.

Из соломки собираются объемные ромбы и квадраты. Они изготав-ливаются отдельно, а затем прикрепляются к шкатулкам и ларцам. За счет различного сочетания объемных ромбов, ковриков и круглого плегежка достигается множество вариантов одного вида изделия. Вы можете юготавливать различные подставки для посуды, кор-зинки большие и маленькие, шляпы, плетеные кашпо для цветов, шкатулки. Чем изящнее и интереснее изделия, тем большим спросом они пользуются.

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение

Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании - круглые или овальные.

Рис. 1. Спиральное плетение : а - начало плетения; 6 - соединение жгута бечевкой; в - приспособление для контроля за толщиной жгута; г - окончание плетения; д - челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают "холостые" обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4-7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении - сужается.


Прямое плетение

Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме а в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.


Плоские плетенки

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а - полотняное, б - диагональное.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, "зубатки". При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила: брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины; соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно; плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет; наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей; наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;

загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев; плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях; толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе; законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Плетение трехконцовки

(рис.3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 - под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

Рис. 3.

Плетенка четырехконцовка

(рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой - вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.


Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Плетение пятиконцовки

(рис. 5) получается несколько шире. Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (1 - а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3(1 - б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (1 - б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) - с соломинами 1 и 2 (1-в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Рис. 5.

Второй вариант плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II - а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II - б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II - г, д).

(рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетение Зубатки

Плетенку "зубатка" (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т. д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.


Рис. 7. Плетенка "зубатка".

Начинают плести "зубатку" так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки

Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Рис. 8. Объемная плетенка "щепочка".

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является щепочка(рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается "цепочка" из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (и). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения "цепочки" нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.
Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них - квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б - к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).


Рис. 9.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника - это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника - четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Отделочные плетенки

Они бывают двух видов: плоские и витые. Плетут их как минимум из четырех соломин. Используют для отделки сшитых из плоских плетенок изделий, а также различных шкатулок и коробочек. Отделочные плетенки пластичны, хорошо изгибаются, из них можно выкладывать разные формы, а если вставить в плетенку проволоку, то она сохранит заданный изгиб. Витую плетенку можно выполнить в виде расширяющейся или сужающейся спирали. Этого достигают за счет утолщения каркаса в нужном месте или за счет специальной укладки соломки. Такие плетенки получаются легкими, ажурными.


Рис. 11.

Обычно для отделочных плетенок используют тонкую солому верхней части стебля. Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой - ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (Э). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.


Рис. 12.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (о). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных - ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Плетение Соломенных бус

Делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 - на 3, а 7 - на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания - встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.


Рис. 13.

Уступом сшиваются плетенки для всевозможных головных уборов, сумок, абажуров и других изделий, показанных на рис. 14. Рассмотрим этот способ скрепления плетенок на примере изготовления шляпы. Для нее потребуется сплести 15-20 м "зубатки", которую перед сшиванием обязательно нужно увлажнить, тогда она хорошо будет выкладываться по форме и не расщепляться при прокалывании иглой. Сшивают по спирали. Шляпа, как известно, состоит из донышка 2 (рис. 111), тульи 3 и полей 1. Сшивать начинают с донышка. Вокруг конца "зубатки", отогнутого на 5 см, выкладывают по овалу витки ленты плетенки. На закругленных участках слегка растягивают ее по внешней стороне. Каждый виток накладывают на предыдущий на 1/3 ширины ленты и пришивают. Шить следует нитками под цвет соломки, делая стежки не более 2-3 мм и стараясь размещать их на зубчиках. После того как будет сшито 8-10 витков (размер шляпы 56-58), очередной виток отгибают от прошивки вниз, а последующие витки выкладывают по его периметру и выстрачивают тулью высотой 6-7 см. Чтобы вывести из цилиндра тульи плоские поля шляпы, внешний край десятого витка припускают в длину и отгибают вверх. Для полей достаточно сшить 8 витков. Конец "зубатки" подшивают под предыдущий виток. В процессе сшивания необходимо помнить, что если плетенку припускать - форма изделия увеличится, если натягивать - уменьшится.



Рис. 14.

Таким же образом изготавливают изделия полусферической формы - чашу, блюдо, короб, поднос. Укладывают увлажненную плетенку, изгибая ее по спирали. Каждый новый оборот спирали накладывают на предыдущий с уступом 2-6 мм. Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шириной 10 -12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой - не менее 50 м плетенки.

Готовое изделие выравнивают, постукивая молотком по его поверхности или прогладив утюгом через мокрую ткань.
Соломенная скульптура Искусство соломенной пластики - один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть ржаной соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости - гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.

Плетение соломенной лошадки


Рис. 15.

На рис. 15 показаны этапы изготовления лошадки - традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги - из первого, туловище и хвост - из второго, задние ноги - из третьего. Гриву и уши делают отдельно. Процесс изготовления: 1 - перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 - выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 - делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 - оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 - отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 - делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза - внизу и посередине. Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым. Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами. Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

Соломенный паук

Это подвесная декоративная конструкция, одно из интересных изобретений народного соломоплетения. Собранные из нескольких десятков, а то и сотен соломенных трубочек, "пауки" почти невесомы. Беспрестанно вращаясь под потолком, они мерцают фантастическим золотистым узорным блеском. Тело "паука" - пространственная конструкция, несущая декоративные элементы, похожая на паутину. Для него характерны ажурность, геометризм форм, соразмерность частей. В белорусском соломоплетении наиболее традиционны "пауки" пирамидальной и ромбической форм.

Рис. 16. Изготовление "паука".

Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов (рис. 16). Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник. Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару - от центра, третью - к центру, четвертую - от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре. Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий - отвести в противоположную сторону и тоже связать. Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.


Top