Почему объединят детские сады и школы. Учебно-образовательный комплекс объединяет школу и детский сад

Корр. Среди народа ходят упорные слухи об объединении школ и детских садов в образовательные центры. Объединение - это чья-то прихоть или всё-таки неизбежность?

А.М. Действительно, с этого года из Министерства образования и науки пришли рекомендации по проведению анализа малоэффективных образовательных учреждений с последующим их укрупнением. В нашем случае реорганизация означает процесс присоединения (юридически, документально) дошкольного учреждения к ближайшей общеобразовательной школе. Речь в этом случае идёт о минимальном сокращении кадров, но не о ликвидации учреждения. Причин для объединения достаточно, но главная - сокращение количества детей на селе, несмотря на программы по повышению демографической ситуации.

Корр. Подведение одного образовательного заведения под юрисдикцию другого - что это? Преследует ли процесс объединения глобальные цели?

А.М. Образовательная организация, объединяющая школу и детские сады как структурные подразделения, создаёт единое физическое, культурное, образовательное пространство в сельской территории. Директор комплекса принимает все решения по развитию образования и финансированию в рамках всего комплекса, подразделениями руководят его заместители, которые ранее были заведующими детскими садами. С одной стороны — это слияние бюджетов школы и детского сада с возможностью использования средств на ремонт обоих зданий, а с другой, согласно Указу Президента, — выравнивание средней заработной платы и, в конечном итоге, укрупнение коллектива для эффективного выстраивания диалога в профессиональной сфере.

Корр. Значит, для малокомплектных детских садов без соответствующих СанПиНам условий присоединение к другому детскому саду - это действительно выход?

А.М. Функционирование малокомплектного детсада под «крылом» более крупного дошкольного учреждения, отвечающих всем современным СанПиНам — это шанс не закрыться совсем. Примером такого объединения у нас являются детский сад в д. Ковалёво, который в феврале 2013 году в свете оптимизации был присоединён к Сабарскому детскому саду «Радуга», и Киселевский детский сад, объединившийся с суксунским «Малышком». С получением финансовой возможности приведения одногруппного дошкольного учреждения к нормам санитарно-эпидемиологических требований, эти сельские детские сады, как структурные подразделения, получили лицензии на образовательную деятельность, и теперь со стороны надзорных органов нет никаких претензий.

А.М. Без сомнения. Процесс объединения не будет мгновенным. Этому должна предшествовать рутинная работа в виде тщательного анализа работы малоэффективных образовательных учреждений. После этого руководство района выйдет на сельский сход граждан той территории, на которой будет проходить процесс объединения: закон об образовании призывает учитывать мнение людей при реорганизации. Кроме того учитывается территориальная принадлежность: объединяются только образовательные учреждения, находящиеся на расстоянии не более 500 метров друг от друга.

Корр. Школа+школа — это понятно. А школа+детский сад — направления-то разные?

А.М. Образовательный комплекс школа-детский сад в Васькино из той же серии. Она изначально строилась как единый образовательный центр на селе. Сейчас все жители окружающих деревень довольны. Здесь ярче выражена преемственность обучения, возможность пользоваться, к примеру, школьными спортзалом и библиотекой. Или другой пример - Тисовская школа. В настоящий момент она имеет два филиала: Торговищенская начальная школа-сад и Агафонковская школа. Плюсы от объединения конкретные - сохранение образовательных учреждений, возможность привести в соответствующее СанПиНам состояние присоединённую школу, использование автобуса и других благ «головной» школы. Несомненно, есть и минусы. К примеру, не все директора готовы к расширенным полномочиям. Нагрузка на директора комплекса увеличивается, ведь управлять большой страной (в данном случае, образовательным комплексом, включающим дошкольное учреждение) намного сложнее, чем маленьким государством (школой), но надо в первую очередь понять выгоду от объединения.

В Москве (а возможно по всей стране, я точно не знаю), проходит самый странный из возможных экспериментов. Называется это объединение школ и детских садов в нечто единое. Вроде как это называют теперь образовательными центрами. Надо сказать, что не просто школу объединяют с детским садом, но и школы лепят друг к другу тоже, т.е. были две школы, а теперь их называют одной школой.

Логику детского сада, который присоединяют к школе я понять еще могу - вот выдают малышей, у которых теперь одна дорога - только в ближайшую школу. А рядом еще поставить фабрику, военкомат и дом престарелых, чтобы круг жизни был сразу очерчен.

Но я вообще не понимаю логику присоединения одной школы к другой. Вот есть же физически два разных здания. Физически есть два разных директора. Есть дети, которым ближе идти в одну школу или во вторую. Есть дети, кому по атмосфере нравится одна школа или вторая.
А потом кто-то сверху решает - нет, не хотим, чтоб у вас даже такой выбор был. Теперь два этих здания мы будем называть одной школой, у них будет один директор и одна атмосфера. выбора у вас, жители, будет теперь в два раза меньше. Ах нет, в четыре раза меньше, ведь атмосферу школы мы перенесем еще на два детсада, прикрепленных к школам.

Некоторое время ко мне обратились с довольно простой и наверное по меркам глобальных событий в стране обычной историей. Есть в Москве учитель. Ее зовут Солдатова Елена Зиновьевна. Учитель начальных классов высшей категории, 14 разряд ЕТС, грамоты от управления, грамота министерства, награждена медалью, ветеран труда, общий пед стаж 38 лет, стаж в школе 20 лет. Что важно - у ее детей отличные показатели по учебе.

И наверное и до сих пор бы Елена Зиновьевна учила московских детишек, если бы ее школа не влипла в объединение. Школу 711 (в которой она работала) присоединили к школе 1726. А теперь на секунду отвлечемся от этой ситуации и попробуем представить чисто по человечески такое вот объединение.

Вы директор школы, к которой присоединили другую. У вас есть коллектив ваш, который вы знаете давно и с которым сработались. И есть коллектив, который вам достался от второй школы. Если вдруг дойдет дело до увольнений, сокращений - кого вы будете сокращать в первую очередь?

Думаю, вы уже поняли, о чем эта история. Елена Зиновьевна внезапно узнает, что у нее больше нет класса, его "не набрали". Да и вторая учительница начальных классов из этой же школы получает класс видимо лишь потому, что учительница из школы, к которой их присоединили, уходит в декрет.
Солдатовой предлагают группу продленного дня, а чуть позже - бумагу о сокращении.

Был и еще ряд неприятных моментов в этой истории, но я не хочу о них писать, т.к. я думаю и так понятно, насколько напряженно и каким образом могут обставлять подобные решения. Важный факт - наша героиня не из робких. Всегда умела постоять за себя и даже вышла в свое время принципиально из формальной профсоюзной организации своей школы. В независимый профсоюз учителей пока, к сожалению, не вступила - ищет контакты, ей нужна сейчас помощь.

Вся история с не набранными классами возможна лишь в ситуации, когда директор не работает над тем, чтобы их набрать. Будь школа автономна - конечно бы классы были набраны. Но гиганту, который получился - зачем так уж сильно напрягаться?

Что ясно мне?

1. Что учитель в Москве вообще не защищен. У него могут быть лучшие показатели, о нем могут быть лучшие отзывы учителей и родителей, но его могут уволить просто так и защитить учителя сегодня некому. В школах должны появиться независимые профсоюзы.

2. Что искусственное "объединение" и укрупнение школ и детсадов, школ и школ лишает их самостоятельности, собственного лица, индивидуальности. В таких объединениях яркие личности оказываются за бортом, а лояльные и серые получают зеленый свет.

3. В результате дети теряют лучших директоров школ, лучших учителей, и вероятность найти хорошую школу резко снижается.

Солдатова Елена Зиновьевна пытается оспорить решение о сокращении. Обратилась в прокуратуру, в трудовую инспекцию, она ищет контакты независимых учительских профсоюзов. Может быть кто-то из общественных деятелей, из СМИ сможет ей помочь - будет здорово. Контакты готов предоставить. Надо помочь хорошему учителю.

На брифинге, который 16 апреля 2015 года провела заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Мария Холкина, журналистам подробно рассказали, как происходит оптимизация детских садов, что будет со школами Нижнего Новгорода, а также и с учреждениями дополнительного образования.

Прежде всего, Мария Михайловна познакомила всех с такими цифрами:

В системе образования Нижнего Новгорода 561 образовательное учреждение. Из них школ - 186, детских садов - 339, остальные – учреждения дополнительного образования: музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы и т.д. В школах обучаются 111 тысяч детей, а детские сады посещают 63 тысячи. Всего - 174 тысяч детей.

Какие школы и садики подлежат объединению?

Как объяснила заместитель главы администрации Нижнего Новгорода, у нас существует такая географическая и историческая данность, что некоторые школы пустеют. Например, если в 40-х, 50-х, 60-х гг. жилой массив в районе Станкозавода был бурно развивающимся – на заводе работало много людей, в школе училось большое количество детей, - то теперь, когда производство за последние 20 лет сократилось, микрорайон вымирает, такого количества рабочих нет, школы пустуют, детсады пустуют, но здания стоят. Что с этим делать? Вот здесь и нужна оптимизация. Но насколько массовое явление – пустеющие школы в Нижнем Новгороде?

Мария Холкина привела такие цифры: в Нижнем Новгороде из 186 школ в одной учится до 100 человек, в 12 школах учатся от 100 до 200 человек, еще в 12 школах учатся от 200 до 300 человек, в 29 школах - от 300 до 500 человек, в 39 школах - от 500 до 700, в 45 - от 700 до 900, и всего лишь в 31 школе города учатся от 900 человек и выше.

Экономический эффект, по подсчетам специалистов, достигается в школах, где учится более 600 детей. Если в школах учащихся меньше 600, они еще не называются малокомплектными, но это те школы, которые экономически не состоятельны. Почему? Потому что здание школы рассчитано на 1000 учащихся, его нужно содержать, кроме педагогов, нужно содержать технический вспомогательный персонал: завхоза, слесаря, электрика и т.д. Но деньги на школу теперь выделяются в соответствии с количеством учащихся! А в классах такой школы вместо нормативных 25 человек учатся, например, 17 или даже 14 человек. И на такое количество учащихся должен быть полный комплект педагогов по всем предметам, которым из тех же денег нужно платить зарплату. Понятно, что недобор учеников в школе становится экономически неэффективным.

«Вот, когда мы проанализировали все это, - рассказала Мария Михайловна, - у нас в сентябре 2014 года произошел некий взрыв. Директора не ожидали такого экономического эффекта. И получилось, что на зарплаты по городу не хватало 231 миллион рублей. Это круто! Сейчас, когда прошло достаточно большое количество времени, директора все поняли - вот так действует новая система. Теперь директор не может позволить себе завуча на полставки, который ведет еще ОБЖ 4 часа в неделю. Получилось так, что когда мы стали изучать штатные расписания, для нас открылись такие удивительные перекосы! Если норматив рассчитывает, что в штатном расписании школы допустимо 30% административно-технического, вспомогательного персонала, а 70% - должны быть педагоги, то мы увидели, что есть школы, где это соотношение 50 на 50 и даже 60 на 40. То есть что получилось?

В соответствии с майским Указом Президента 2012 года о повышениях заработной платы, мы боремся за то, чтобы у педагогов было повышение зарплат, и каждый год мы их наращиваем. Я могу сказать, что в 2011 году у нас средняя заработная плата педагога была 13 тысяч рублей, а уже в 2014 году - 27 тысяч рублей. У кого-то меньше, у кого-то больше, но рост зарплат педагогов достаточно заметный. Они ощущают это на себе. И если педагоги жалуются, что роста нет, мы разбираемся. И оказывается, что, например, учитель физкультуры имеет нагрузку 11 часов в неделю. О каком росте тут можно говорить?»

Точно такая же история, как отметила Мария Холкина, происходит с садиками с 2015 года, когда началось подушевое финансирование. Содержание одного ребенка стоит 63-65 тысяч рублей. Оно больше, чем в школе, т.к. тут и питание другое, и уход другой и т.д. И проблема с садиками несколько другая. «25% детских садов Нижнего Новгорода - 4-групповые. Всего 4 группы! – объясняет заместитель главы администрации. - Но, заведующая должна быть? Должна. Методист должен быть, кастелянша - выдавать белье, дворник, слесарь, повара... Т.е., персонал нужен, а группы всего четыре. Что делать? Нужна оптимизация!»

Так что такое оптимизация?

Как разъяснила Мария Холкина, это необходимое объединение на уровне юридических лиц. Раз мелкие школы и детские сады поодиночке не выживают, значит, надо из двух юридических лиц – двух школ или детских сада - сделать одно.

«Т.е., мы не трогаем ни здания, ни детей, ни педсостав, - уточнила Мария Михайловна. - Здания те же, педагоги те же, мы работаем только с оформлением документов. Например, у нас есть садики, что называется, «забор в забор» - два юридических лица, которые имеют каждый своего заведующего и весь состав. А мы объединяем их в один, и у нас получается одно юридическое лицо не с 4-мя группами, а с 8-ю, но с одним директором или заведующим, одним методистом и т.д., и они выживают. Никого из зданий никуда не переводят! Идет работа только с юридическими лицами, с документами. Т.е., взяли учреждения, которые рядышком расположены, чтобы было понятно и родителям, и детям, и педагогическому коллективу, и объединили их в одно юрлицо. Номер детский сад будет иметь тот, который был у садика, к кому юридически присоединяется».

Оптимизация школ выглядит следующим образом. Например, две школы находятся между собой на расстоянии 800 метров. Обе школы не заполнены. Когда их объединят, это будет одно юридическое лицо, где в одном здании будет размещаться начальная школа, а в другом - средняя школа. Таким образом, кроме экономического эффекта, будет и еще один очень важный момент – все школьники смогут учиться только в первую смену.

Что будет с сотрудниками объединенных учреждений?

На этот вопрос заместитель главы администрации Нижнего Новгорода ответила так: «Сокращению в данном случае подлежат только те ставки, которые дублируются. Повара, например, останутся - не будет же повар бегать из одного здания в другое. Но зачем два дворника, когда он убрался за 4 часа на одной территории и ушел? Или, что такое социальный педагог? Есть такие, которые работают понемножку, скажем, по 4 часа, в разных местах. Здесь мы тоже будем смотреть - нужен один или два социальных педагога в объединенных детсадах – смотря, какой контингент и какая у них нагрузка. Или дефектолог? Он же не занимается с каждым ребенком в садике. К тому же, у детей в садике строгий режим, т.е. дефектолог не занимается с детьми, когда они обучаются, едят или спят. Есть такое понятие - незагруженный.

Что будет с заведующими? Понятно, что, если объединяются 4 детских сада, как, например, в Автозаводском районе, где объединяются ДОУ №№ 103, 36, 42 и 99, то мы выбираем из 4-х заведующих одну, которая молодая, перспективная, инициативная, у которой есть все возможности, чтобы развить это предприятие и потом нарастить какими-то интересными идеями: квотами, проектами и т.д. Однако, если мы видим, что в свои 62 года заведующая еще фору даст 40-летним, то мы говорим: остаешься, работаешь и учишь себе смену, передаешь все свои знания и умения. Мы боремся за то, чтобы ни один ценный кадр из системы образования не ушел. Мы ведем персональную работу.

С сентября 2014 года, когда все началось, исключено из штатных расписаний 780 единиц - это те вакансии, которые были мертвой ношей, либо какие-то кривые совместительства. Ни одного человека не сократили, а исключили только должности. Экономический эффект это дало 78 миллионов рублей».

Постановление об оптимизации детских садов подписано главой администрации Нижнего Новгорода в начале апреля, сейчас началось информирование всех и юридическая работа: надо переписать устав, зарегистрировать вновь образовавшееся учреждение и т.д. Постановление об оптимизации школ пока в стадии доработки.

Всего же в оптимизации будет задействовано 29 школ Нижнего Новгорода, 69 детских сада и 8 организаций дополнительного образования. Таким образом, из 106 организаций задействованных в оптимизации, на выходе получится 54.

Тема реорганизации дошкольных учреждений и присоединения «слабых» или малочисленных к «сильным» и успешным сделалась актуальной в последнее время. Зачем необходимы слияния в образовании? Что даёт оно «сильным» и «слабым» участникам, и чем будет измеряться эффективность каждого слияния? Как гласит народная китайская мудрость, «если в чистый ручей добавить сточные воды, два чистых ручья не получишь». Пока еще рано говорить, насколько это высказывание верно в отношении реорганизации дошкольных учреждений поселка Прогресс, однако первые плюсы и минусы уже очевидны.

Итак, плюс 1-й . Включение в образовательный комплекс нескольких детских садов позволяет оптимизировать штатное расписание дошкольного отделения с целью повышения зарплаты основному персоналу, а также производить выплаты стимулирующего характера с учетом внутреннего рейтинга подразделений учреждения.

Минус объединения заключаются в следующем: из-за реорганизации многие заведующие теряют свои рабочие места. Что же на практике, а точнее, по информации, предоставленной администрацией, на сегодняшний день детский сад № 16 «Золотая рыбка» - это объединенное в одно целое дошкольное образовательное учреждение, которое имеет два здания, одного заведующего и одного заместителя. Администрация детского сада «Амурчонок» после сокращения без работы не осталась, им предоставлены рабочие места.

Плюс 2-й. На сегодняшний день воспитанники детского сада "Амурчонок" не переехали в другое здание, а значит, большого стресса не испытали.

Минус : Как сообщает администрация поселка, данный вопрос может возникнуть уже очень скоро. На это имеются как объективные, так и субъективные причины. С одной стороны, есть необходимость предоставления здания для Центра внешкольной работы, с другой, согласно требованиям СанПиНа, группы и в «Амурчонке», и в «Золотой рыбке» недоукомплектованные.

Хотя и в переезде детей, по словам администрации, так же есть свой плюс. Несмотря на то, что группы в «Амурчонке» укомплектованы мебелью, игровым оборудованием, к сожалению, само здание не соответствует современным требованиям, а именно: спальни удалены от групповых, что составляет значительные неудобства и трудности, образовательные зоны не полностью укомплектованы с учетом федеральных государственных требований. Так, например, в детском саду имеется только один зал для занятий и физической культурой, и музыкой. Отсутствует инструктор по физической культуре. Таким образом, дети, посещающие МДОБУ № 21, были лишены возможности получать консультационную помощь от социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре по вопросам воспитания, обучения и развития. Все вышеперечисленное имеется в детском саду «Золотая рыбка», а значит, качество дошкольного образования будет намного выше.

Как говорят сухие отчеты, реорганизация ДОУ путем присоединения способствует повышению эффективности их работы, позволяет обеспечить развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а кроме того, создает условия для оптимизации организационных ресурсов и финансовых затрат государства по управлению образовательными учреждениями. Что же получится на деле, время покажет, главное, чтобы экономия не отразилась на наших детях.

Наталья Родионова

С 1 сентября 2014 г. все детские сады г. Москвы вошли в состав . Возможно, подобная реорганизация в будущем ждет и региональные дошкольные организации, в особенности малокомплектные организации. О , возникающих в процессе слияния детских садов и школ, рассказывает директор центра образования № 345 г. Москвы Наталья Тверская.

Стоит ли создавать учебно-образовательные комплексы ?

Наталья Викторовна, расскажите о процедуре слияния детских садов и центра образования № 345.

Н.Т.: В состав нашего центра образования уже более 15 лет входит дошкольное отделение, размещенное в отдельно стоящем здании. И сейчас, когда в Москве создаются образовательные комплексы, в состав которых входит несколько садов, школ и организаций дополнительного образования, мы уже накопили большой опыт работы с дошкольными отделениями. В настоящее время завершается процесс реорганизации образовательного комплекса. В него войдут две школы, в том числе наш центр образования с дошкольным отделением, и два детских сада, которые, в свою очередь, два года назад были созданы путем реорганизации на базе четырех детских садов.

Таким образом, в составе комплекса будет пять зданий для дошкольных групп. Следует отметить, что мы присоединяем детские сады компенсирующего вида, в которых созданы все условия для детей с речевыми дефектами, детей-инвалидов, в том числе с ДЦП. Все детские сады объединяются в структурное подразделение комплекса «Дошкольное отделение». Кроме этого, каждый детский сад будет иметь свое собственное имя: «Лукоморье», «Солнышко» и другие.

На Ваш взгляд, объединение детских садов и школ - правильное решение?

Н.Т.: Да. Во-первых, всеми финансовыми вопросами должны заниматься квалифицированные специалисты: бухгалтеры, экономисты, юристы, сотрудники канцелярии. Они ведут работу в интересах всего комплекса, включая детские сады: закупки в детском саду в рамках 44-го федерального закона осуществляются централизованно, бухгалтерская служба составляет общий план финансово-хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, не каждый детский сад, особенно малокомплектный, может себе все это позволить. Вот и приходилось обучать старшего воспитателя или педагога-психолога организации закупок или ведению делопроизводства. А в образовательном комплексе создаются специальные централизованные службы.

Поэтому работники дошкольного отделения могут спокойно заниматься своим любимым делом - воспитанием детей. Во-вторых, в образовательном комплексе формируется общая образовательная среда, попадая в нее, дошкольники становятся ее частью. Например, воспитанники нашего дошкольного отделения всегда принимают посильное участие в мероприятиях центра образования совместно со школьниками. Это значительно облегчает адаптацию не только выпускников дошкольного отделения к школе, но и их родителей, которые порой переживают больше своих детей. В образовательном комплексе формируется единое родительское сообщество. Для родителей дошкольников очевидны задачи, стоящие перед школой. Когда они приводят трехлетнего ребенка в сад, то сразу знакомятся и со школой, учителями начальных классов, получают представление о том, что ждет их ребенка в дальнейшем.

В образовательном комплексе формируется единое родительское сообщество. Для родителей дошкольников очевидны задачи, стоящие перед школой. Когда они приводят трехлетнего ребенка в сад, то сразу знакомятся и со школой, учителями начальных классов, получают представление о том, что ждет их ребенка в дальнейшем.

Какой вид должны иметь учебно-образовательные комплексы?

Какова структура управления дошкольными отделениями в составе образовательного комплекса?

Н.Т.: Возглавляет образовательный комплекс директор. Детские сады курирует заместитель директора по дошкольному и начальному образованию, тем самым обеспечивается преемственность между этими уровнями образования.

В детских садах работают старшие воспитатели, некоторые из них - бывшие заведующие. Они занимаются непосредственно организацией образовательного процесса и по всем вопросам обращаются к заместителю по дошкольному и начальному образованию.

Раз в неделю проводится административное совещание, в котором участвуют все заместители. Мы обсуждаем, что сделано, что не удалось и по какой причине, какие возникли трудности, ставим задачи на следующую неделю. Если требуется оперативная встреча, собираемся внепланово.

Кроме того, после слияния детского сада и школы в нашем центре образования создан внутренний сайт. Каждый учитель и воспитатель может зайти на него через компьютер или свои мобильные устройства в любой точке школы или детского сада, так как Интернет у нас доступен везде

Мною был издан приказ, в соответствии с которым все работники центра образования должны ежедневно в 8 часов утра, в 3 часа дня и в 5 часов вечера выходить в локальную сеть, чтобы просматривать объявления в чате. Завучи, воспитатели, учителя пишут в чате обо всем, что происходит в центре образования: проведении открытых занятий, праздников, сдаче отчетности, выходе новых документов (с которыми можно ознакомиться там же, в локальной сети) и т. д. Таким образом поддерживается постоянное общение, и все работники центра образования находятся в курсе событий. Эта инновация внедрена пока только в нашем центре, но после реорганизации мы планируем распространить ее на весь образовательный комплекс

Как удалось выстроить отношения с заведующими детских садов? Ведь их фактически понизили в должности…

Н.Т.: Если у людей остается интересная работа, перспектива профессионального роста, уважение детей, их родителей и коллег и все это обеспечивается достойной заработной платой, то люди будут работать с удовольствием, как бы их должность не называлась. Кроме того, не следует забывать, что в последние годы на заведующих детскими садами было возложено тяжелое бремя финансово-хозяйственной деятельности в условиях резкого повышения самостоятельности образовательных организаций. А в рамках образовательного комплекса эта задача будет решаться его службами.

Персонал учебно-образовательных комплексов

Каково соотношение уровня заработной платы педагогов в школе и в дошкольном отделении?

Н.Т.: В прошлом году в нашем центре образования зарплата учителей составляла примерно 60 тыс. руб. В детском саду заработная плата воспитателей была не выше 30 тыс. руб. - в среднем 22-28 тыс. руб. На сегодняшний день зарплата в детском саду выросла и в среднем составляет 40 тыс. руб. Возможность ее повышения появилась в том числе за счет внебюджетных средств. По завершении процесса реорганизации дополнительные средства появятся за счет экономии, в частности, уменьшения расходов на коммунальные услуги, в результате оптимизации штатного расписания комплекса и (или) увеличения объема платных образовательных услуг. Например, чтобы очистить крышу от снега, школа заплатит 100 тыс. руб., каждый детский сад - по 50 тыс. руб. Для нас как единой организации эта же услуга обойдется дешевле - не 250 тыс., а 200 тыс. руб. Сэкономленные средства могут пойти на увеличение зарплаты. Финансовая самостоятельность организации имеет свои преимущества - мы видим, сколько у нас денег, решаем, куда и как их можно распределить.

Пришлось ли в ходе реорганизации сокращать обслуживающий персонал детских садов?

Н.Т.: Дело в том, что уже полтора года обслуживающий персонал - медсестры и повара - не являются штатными сотрудниками нашего центра. В школе так было всегда - за питание детей отвечала сторонняя организация, с которой департамент образования заключал контракт на обслуживание. Медицинские работники были сотрудниками медицинских учреждений.

В детских садах теперь также: департамент образования на три года заключает контракт с организацией, обеспечивающей питание воспитанников. При этом удалось оставить наших поваров на своем месте. Например, повара и его помощника, которые в нашем дошкольном отделении проработали 30 лет, перевели в штат организации, обеспечивающей питание, без потерь в зарплате.

С медицинскими работниками сложнее: после перевода в штат медицинского учреждения ставки их заработной платы оказались ниже, чем в детском саду. Надеюсь, эта проблема тоже со временем решится. В детском саду медицинский работник не может быть приходящим. Медсестра должна утром принимать детей и весь день находиться в учреждении, следить за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, здоровьем воспитанников, проводить профилактические мероприятия.

На мой взгляд, постепенная передача всех непрофильных функций на аутсорсинг - правильное решение. Заключив договоры на охрану, медицинское обслуживание и организацию питания, мы оставляем за собой функцию контроля.

Перспективы и развитие учебно-образовательных комплексов

Каковы перспективы развития детских садов в Вашем образовательном комплексе?

Н.Т.: Сейчас у молодых семей есть большая потребность в ясельных группах для детей от полутора лет. Наш детский сад готов принимать детей этого возраста. У нас есть и педагоги, которые могут с ними работать, и материальная база. Дошкольное отделение занимает новое здание, которое семь лет назад строилось по проекту, предусматривающему размещение ясельных групп.

Кроме того, мы предполагаем открыть группы выходного дня и кратковременного пребывания детей. Услуги группы выходного дня очень востребованы родителями, у которых появилась возможность в субботу и воскресенье на несколько часов оставить ребенка в детском саду.

Повышенный спрос вызвала еще одна идея. Мы предложили молодым родителям услугу по обучению воспитанию ребенка. Наши педагоги оказывают методическую помощь, консультативную поддержку, объясняют родителям, как учить ребенка рисовать, одеваться, быть послушным.

Что бы Вы пожелали руководителям детских садов, которым предстоит процедура присоединения к школе?

Н.Т.: Прежде всего не нужно бояться присоединения. Детский сад и школа должны быть одной командой! Объединение обязательно даст хороший результат. Чем дольше мы работаем с дошкольниками, тем больше я убеждаюсь в том, что это так.


Top