Созависимые отношения: советы психолога. Причины формирования созависимости

Была я на семинаре-тренинге по созависимости в семье (точнее, про то, «Как психологу работать с семьей, в которой ребенок – зависимый, а родитель – созависимый». Опишу тут для памяти, чем мне запомнился тот тренинг.

Для начала, полагаю, не нужно объяснять, что, если в семье выявляется зависимый, то с ним рядом где-то надо искать созависимого? Мне казалось, это общеизвестно, однако ж нет: одной коллеге я, пересказывая итоги семинара, долго излагала, что с семьей надо работать, как с системой. И одного только зависимого вытащить из проблемы не удастся – помогать надо его близким и родным.

Психологический центр, где я была – подростковый, так что рассказывали, в основном, про зависимых подростков, но и ко взрослым зависимым многие подходы применимы.

В общем, вот является на прием к психологу пара зависимый ребенок/созависимый родитель. Родитель к моменту встречи с психологом уже порядочно изжеван чувством вины, переживанием «я плохая мать/отец» и перепробовал массу подходов в избавлении другого от зависимости. А также уже довольно далеко продвинулся в том, чтобы скрывать зависимость ребенка от окружающих и делать как можно больше за него. Поведение созависимого (т.е., взрослого) в этой паре характеризуется:

    Склонностью к спасательству (со всеми вытекающими последствиями, см. «Треугольник Карпмана»): «Без меня он пропадет»

    Фокусом внимания исключительно на зависимом , его зависимости, его нуждах и интересах, и забвением своих интересов и потребностей (вообще, созависимость – прекрасная возможность забыть о собственных нерешенных проблемах и вместо этого пытаться вылечить, спасти и осчастливить другого). Поэтому созависимый с легким сердцем плюет на свои цели и интересы и вся его жизнь крутится вокруг: «Употребил/не употребил ребенок сегодня? Как удержать от употребления? Как ЕГО спасти???»

    Склонностью контролировать зависимого, даже в мелочах (особенно в мелочах), преследованиям и обвинениям («Ты опять пропустил контрольную! О чем ты думал, ты ломаешь свою жизнь!»

    Изоляцией : созависимые очень стыдятся проблем собственной семьи, скрывают их от окружающих – ну, думают, что скрывают, – и стараются отстраниться от других людей, не включенных в порочную систему зависимости/созависимости. Очень стыдятся обратиться за помощью, и идут на контакт с психологом только в крайнем случае, часто – подгоняемые внешними обстоятельствами (школой, правоохранительными органами).

Зависимый подросток в этой паре, скорее всего, обращаться к психологу ну совершенно не выбирал, ему это сто лет не надо, его пригнали объединенными усилиями школы, милиции и родителей. Зависимый, дошедший наконец до психолога, употребляет, скорее всего, уже очень давно, и к нему применялись уже самые разные методы. Методы эти не сработали, теперь вот нужно зайти сюда, отметиться, чтобы сказать: «И психолог мне не помог!» . Зависимый на этой стадии уже хорошо знаком с абстинентным синдромом («ломкой», паническими атаками, эмоциональными дискомфортом), многократно давал «зароки» («С завтрашнего дня – больше никогда!»), чаще всего, присутствует анозогнозия (т.е., отрицание проблемы, отрицание заболевания).

Вероятнее всего, юный зависимый уже совершал асоциальные действия ради приобретения вещества, от которого возникла зависимость (повторяю, в нашей стране до психолога на ранней стадии зависимости доходят единицы, скорее всего, проблема уже запущена) – воровал, обманывал, вымогал, грабил и т.п. В поведении зависимого заметны выраженные физиологические реакции на отмену употребления: возбуждение, потливость, волнение. Интерес к другим занятиям, помимо употребления и доставания вещества, снижен или уже совсем отсутствует.

Чего же ждут (явно или невыраженно) оба участника обратившейся к психологу пары?

Родитель (созависимый) приносит в контакт с психологом определенные ожидания:

    «Почините мне его» , т.е, сделайте что-то такое, чтобы, как по мановению волшебной палочки, ребенок перестал употреблять. Да, никаких больше изменений не надо, у нас в семье особых проблем нет. Ну, только вот этот употребляет, а все остальное нормально – не без трудностей, но, в целом, все хорошо. Ребенок – объект, который требуется переделать по требованию взрослых в ту сторону, в которую родитель считает правильным.

    Зависимость ребенка преподносится, как частная, локальная проблема . То есть, идею о том, что проблема зависимости – СИСТЕМНАЯ, и что меняться надо всем, и менять отношения в семье тоже необходимо для выздоровления, родитель-созависимый принимает с удивлением, а часто в штыки. «У нас все хорошо, вы вот ЕГО лечите, а нас оставьте в покое».

    Родителя поедом ест вина , огромная вина и стыд за то, что семья выглядит неблагополучной в глазах окружающих. Соответственно, в лучших традициях «Доктора Хауса», родитель пытается скрывать некоторые из проблемных ситуаций, недосказывать и даже перед психологом «держать лицо». Родителю больно, и он требует от психолога: «Скажите мне, что я хороший родитель, проблема в чем-то другом!» (чаще всего – в «действительно невыносимом, дрянном ребенке»). Выдерживать стыд и вину родителю тяжко, он норовит спихнуть их или привычно – на ребенка, школу, дурную компанию, или уже по-новому, на «непрофессионального психолога».

    Родитель зол, очень зол, обижен и измучен . Во многих его действиях по отношению к ребенку сквозит, помимо очевидной заботы и беспокойства, еще и боль, ярость, злоба, агрессия. Естественно, за их проявление в адрес родного чада родитель опять чувствует вину. Узел затягивается.

    Ресурсы родителя на этапе обращения к психологу уже, обычно, на исходе : вариант «Мы справимся сами, безо всяких психолухов» уже не сработал. Так что родитель доходит до психолога обессиленный, униженный, измученный и злой. И радостно предлагает: «СПАСИ МОЕГО РЕБЕНКА!». Ну, то есть, желает переложить обязанность «спасать» зависимого подростка уже на профессиональные плечи психолога. И многие недостаточно проработанные психологи на это ведутся, и радостно начинают «спасать».

Подросток (зависимый), чаще всего, к психологу идет:

    Перетерпеть то, что заставляют делать – опять эти безумные взрослые что-то придумали, надо подождать, потерпеть, а потом можно будет опять жить «нормально» («норма» для зависимого неявно предполагает употребление).

    С неявным желанием спровоцировать родителя и/или психолога на такое поведение, на фоне которого можно выглядеть хорошо. Поэтому ребенок не будет идти на контакт, станет проявлять агрессию и нежелание сотрудничать: «Заставь меня, а ну, заставь! Ах, ты так! Ты меня принуждаешь??? Тогда я с вами, такими гадами, вообще общаться не буду!» - уходит, хлопает дверью и начинает снова «нормальную жизнь» (для расслабления и успокоения сперва употребив).

    «Скажите предкам, чтобы от меня отстали!» - как ни странно, довольно здравая мысль, принять которую родителям мешает клубок эмоций из тревоги, вины, страха и агрессии. Но, опять-таки, изначально и сам подросток не хочет ничего менять в семейных отношениях и в своем поведении, и это «отстаньте» означает, что он просто хочет получить возможность «просто жить нормально» (см. предыдущие пункты – т.е., спокойно, без помех время от времени употреблять).

Отдельно на тренинге было замечено, что для подростка основная трудность в избавлении от зависимости состоит в том, что для него последствия употребления неочевидны. Последствия не наступают сразу, как у взрослого, который начинает всерьез употреблять: подросток не теряет работу, не остается без денег, не теряет круг привычных знакомств, его жизнь не рушится на глазах. Из школы/училища выгнали? Подумаешь! Проблема отсутствия образования «выстрелит» через годы, а сейчас у него становится больше времени на употребление – учиться-то ходить не нужно!

Поэтому работу с семьей, где подросток – зависимый, обычно психолог строит на взаимодействии с родителем. Но, поскольку семья – единая система, вместе с изменением одного из ее элементов можно добиться изменений поведения и зависимого тоже.

Родитель-созависимый привычно балансирует на качелях «беспомощность/всемогущество»: из «Без меня мой ребенок пропадет!» (т.е., я всемогущ и от меня полностью зависит жизнь другого) родитель вваливается в «Я ничего не могу с ним сделать!» (т.е., вот он хочет употреблять – и употребляет; и как его ни контролируй, а находит способы, зараза).
Психологу тоже по-первости с лету предлагается позиция «всемогущего»: «Вы его вылечите!». Когда выясняется, что исцелять наложением рук психолог не умеет, родитель с тоской решает привычное: «Ничего-то он не может…». Осознание собственных возможностей приходит к созависимому родителю приходит очень и очень не сразу. А в ходе долгой и непростой работы с психологом.

Зависимому тоже не сахар и не мед: прекратить употреблять, с одной стороны, хочется, а с другой – СТРАШНО. Так что нужно сперва наладить контакт и отстроить систему поддержки в трудных ситуациях, чтобы не искать забвения и успокоения в употреблении, как подросток уже привык.

Ну, а родителя-созависимого тем временем мучают три страха:

    Страх физического разрушения и гибели (себя либо другого): «Его выгонят из училища, если я не буду за него решать проблемы!» «Он умрет на улице, если я не помогу ему» и т.п. Как ни странно, для зависимого будет благотворно, если ему дадут столкнуться лицом к лицу с реальной проблемой, к которой ведет зависимость. Ну выгонят, ну поспит на улице разок – болезненно, но не смертельно. Если же употребление не приведет ни к каким реальным проблемам, и «мама все решит» - то зачем прекращать употреблять? Это ж приятно! И тут, по мере усугубления зависимости, проблемы могут стать гораздо более серьезными, на порядок!

    Страх разрушения отношений : созависимый боится, что ребенок-зависимый очень обидится и разорвет отношения. (Про стыд, вину и страх осуждения другими, которые подхлестывают созависимого взрослого, я уже говорила? Ну вот, так что мучительный ужас от того, что скажут: «Ну и какая ж ты мать?» заставляет взрослого тащить на себе уделавшегося подростка и терпеть от него гораздо больше, чем могут выдержать нормальные отношения в семье).

    Страх стыда, осуждения . Созависимый ужасно боится общественного осуждения. Стыд и вина – его ахиллесова пята. Скрывать действительное положение дел и от себя и от других – созависимый научился виртуозно. Но зависимость подростка прогрессирует, и его выходки становятся все более и более тяжкими, грубыми и запредельными. Прятать и покрывать действия ребенка все труднее. Столкновение со стыдом неизбежно, и оно окажется чрезвычайно болезненным. Да, взрослый созависимый в этой ситуации ведет себя худшим для себя образом – вместо того, чтобы признать проблему и обратиться к другим за помощью, человек скрывает ее, пытается утаить, сделать вид, что «все нормально» - до тех пор, пока абсолютно всем и каждому не станет понятно, что ситуация уже совершенно ненормальна.

Если поддержать взрослого созависимого и помочь ему справиться со своими страхами (до кучи – и со стыдом, и с виной), то перспективы излечения семьи становятся более светлыми.

Введите e-mail адрес:

Когда мы слышим слово «созависимость», в первую очередь мы представляем себе насилие в отношениях между молодым человеком и девушкой. Но суть не всегда в этом. В это трудно поверить, но самая сильная созависимость – в отношениях между одним из родителей и ребенком, а не между парнем и девушкой. В созависимых отношениях родителей и детей черта между защитой и навязчивостью, между нормальной и чрезмерной вовлеченностью сильно размыта. Обнаружить созависимость в отношениях между одним из родителей и ребенком очень сложно.

Рассмотрим несколько признаков, которые помогут определить созависимость в отношениях между родителями и детьми.

1. Созависимые родители проявляют мышление жертвы

Все мы сталкиваемся с жизненными трудностями, но созависимые родители считают, что в этом виноваты окружающие (а особенно – их дети). Часто родители прививают детям чувство вины с целью получить сочувствие от ребенка за свои негативные переживания и в конечном итоге – добиться от него нужного поведения.

Здесь и кроется проблема. Вместо того чтобы справляться со своими эмоциональными травмами здоровыми способами (с помощью саморефлексии и психотерапии), созависимый родитель переключается на ребенка и требует компенсации.

Эта компенсация может принимать различные формы. Например, мать, которая рано родила дочь, возлагает на нее большие надежды, чтобы через нее компенсировать то, чего она сама не смогла добиться в жизни. Созависимый отец может требовать от сына достижений в спорте, чтобы компенсировать то, что в детстве он сам не был спортивным ребенком. Если ребенок принимает решение идти своим жизненным путем, родитель будет манипулировать с помощью чувства вины, чтобы добиться его подчинения.

2. Созависимые родители никогда не ошибаются

В нормальных отношениях иногда прав кто-то один, иногда – другой. В созависимых отношениях ребенка и родителя последний считает, что именно он всегда прав. Даже когда ребенок уже достиг зрелого возраста, родитель не обсуждает свою позицию и даже не допускает, что он может ошибаться. Вместо этого он всегда стремится навязать свое мнение и «исправить» мнение ребенка. В созависимых отношениях не допускается открытое обсуждение, в котором изначально нет ни правых, ни виноватых.

Созависимый родитель не прислушивается к чувствам и проблемам ребенка и не пытается лучше узнать его как личность. Каждую спорную ситуацию он воспринимает как угрозу своему авторитету.

Даже если станет очевидно, что родитель неправ, он не будут извиняться или сделает это вынужденно и неискренне. Он нуждается в абсолютном превосходстве над ребенком, и любое признание его неправоты будет воспринято им как признак слабости и повод оспорить его главенство в отношениях.

3. С озависимы е родител и слишком эмоциональны

Люди иногда плачут, кричат или выражают свое отношение к происходящему молчанием, но у созависимого родителя эти действия доведены до совершенства. Когда родители чувствуют, что теряют контроль над ситуацией или право последнего слова в споре, они начинают плакать, кричать или запугивать ребенка другим способом, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу. Прибегая к этой тактике манипуляции, созависимый родитель часто обвиняет ребенка в том, что он бессердечный или нечувствительный, или сам делает вид, что не понимает ситуацию.

Если ребенок плачет или выражает боль или злость, созависимый родитель может проявлять непривычную для него злость и говорить, что ребенок так себя ведет, чтобы манипулировать родителями. На самом же деле родитель расстроен, что его тактика обернулась против него самого.

4. Созависимые родители никогда не слушают детей

Многие дети созависимых родителей утверждают, что общаться со своими родителями – все равно, что говорить с каменной стеной. Какими бы убедительными ни были доводы ребенка, созависимый родитель никогда не изменит своего решения, а начнет опровергать аргументы или просто их проигнорирует.

5. Созависимые родители бездумно повторяют слова и фразы

Вместо того чтобы прислушаться к чувствам ребенка, созависимый родитель бездумно повторяет, отражает или передразнивает его слова и фразы. Например, если ребенок говорит, что родитель задевает его чувства, тот через несколько часов может обвинить его в том же самом. На что бы ни жаловался ребенок, созависимый родитель всегда оборачивает эту ситуацию против него, переходя от защиты к нападению. Если раскрыть такую стратегию родителя, он проигнорирует ваши слова, разозлится или смутится.

6. Созависимые родители испытывают эмоциональные перепады

Резкие перепады настроения могут происходить на протяжении как нескольких минут, так и нескольких дней. Но созависимый родитель может быстро переходить от одной крайности к другой. Это часто бывает, когда он с помощью манипуляций смог добиться того, что ребенок пошел на уступки. Созависимый родитель может кричать и впадать в истерику, но, как только он добьется желаемого, может сразу стать жизнерадостным. И наоборот, он может принять хмурый вид, чтобы справиться с чувством вины, которое возникает в результате такой манипуляции.

Например, мать может кричать на сына из-за того, что он редко ей звонит. В результате сын может сдаться и пообещать звонить чаще. Когда мать достигнет желаемого, для закрепления своей победы она может сказать: «Мне все равно, будешь ты звонить или нет. Но ты должен это делать». После этого сыну придется не только чаще звонить, но и убеждать мать в том, что он действительно делает это по своей собственной воле, тем самым освобождая ее от любой ответственности и вины.

7. Созависимые родители всеми силами стараются удержать контроль

Контроль – конечная цель всех созависимых родителей. Многие из них ожидают от детей неестественно сильной любви и обожания, чтобы компенсировать то, чего им не хватает в других отношениях. Часто созависимые родители стремятся получить от своих детей любовь и внимание, которые они не смогли получить от своих собственных родителей. Это меняет роли в отношениях между родителями и детьми и делает их токсичными.

Независимо от того, что стремится получить родитель в созависимых отношениях с ребенком, он часто теряет самообладание, когда не достигает желаемого. Если родитель принимает роль жертвы, чтобы вызвать у ребенка чувство вины, он может внезапно стать агрессивным, если его план не приносит результата. И наоборот, если родитель манипулирует ребенком с помощью пассивно-агрессивного поведения, он может начать доминировать и говорить с ребенком открыто.

Важно помнить, что такие изменения в поведении – это не случайная перемена настроения. Созависимый родитель показывает свою истинную сущность, а в остальное время он действует по намеченному плану, чтобы достичь своей цели. Когда цель не достигнута, продолжать действовать по плану больше нет смысла.

8. Созависимые родители искусно манипулируют

Наиболее эффективная форма манипуляции – скрытая. Примерами скрытых манипуляций могут быть игнорирование, пассивно-агрессивные комментарии, отказ от причинения вреда, проекции и т. д. В созависимых отношениях ребенок часто находится в замешательстве: кто из двоих поступает неправильно – он или родитель?

Часто созависимые родители прибегают к манипуляциям неосознанно. Они искренне верят, что поступают в интересах ребенка, и не замечают своего манипулятивного поведения. Когда им прямо на это указывают, они искренне и глубоко расстраиваются.

На самом деле созависимые родители часто манипулируют не потому, что хотят этого, а потому, что им это нужно. Они не знают другого способа контролировать своего взрослого ребенка. Поэтому они будут манипулировать с помощью денег, эмоций, чувства вины и любых других инструментов, чтобы поддерживать созависимые отношения.

Как общаться с созависимыми родителями

Приведенный выше список – далеко не полный, признаков созависимых отношений намного больше. Созависимые отношения достаточно трудно распознать, но при этом они сильно отличаются от здоровых отношений между родителями и детьми.

Не существует простых и быстрых способов борьбы с созависимыми отношениями. Они во многом зависят от личностных особенностей родителей и ребенка и от того, насколько сильна созависмость. Тщательный контроль личных границ, обсуждения и сеансы семейной психотерапии могут помочь созданию здоровых отношений между детьми и родителями.

Оцените публикацию

Вконтакт

Что такое созависимость при наркозависимости? Это болезненное психологическое состояние (а некоторые психиатры даже называют его заболеванием), которым страдают близкие и родные человека, употребляющего наркотики и/или алкоголь. Созависимость появляется из-за того, что родственники слишком жалеют больного, а в итоге адаптируются под появившуюся семейную проблему. Состояние проявляется постепенно и служит своего рода защитой от проблемы, возникшей в семье.

Шпаргалка для родителей

К наркотикам подростки могут прибегать не только для того, чтобы снизить свою неудовлетворенность, но и чтобы уйти от давлений семейных проблем и конфликтов. Для того, чтобы уйти от проблемы и снизить риск развития наркомании у подростка, нужно, прежде всего, подавить кризис в семье. Однако реальность такова, что семьи попадают в поле зрения специалистов лишь тогда, когда ребенок уже начал употреблять наркотики, а у родственников сформировалась стойкая созависимость.

В семье, где появляется подросток-наркоман, в большинстве случаев обнаруживаются следующие проблемы семьи:

  • Конфликт, возникающий между родителями и детьми, отсутствие эмоционального контакта, скандалы между супругами.
  • Неполные семьи, где размыты границы между родителем и ребенком.
  • Доминирование одного из членов семьи и подавляющее воспитание.
  • Распавшаяся семья, когда второй родитель, проживающий отдельно, все же сохраняет контакты с ребенком.

Бесплатная консультация

Мы знаем, как Вам помочь! 100% Анонимно и конфиденциально

Особенностями таких семей являются:

  • Чрезмерно ранимое отношение детей к своим родителям.
  • Попустительство родителей, вплоть до того, что они делают все, что хочет ребенок. Но со словами «я сделаю так, как ты хочешь - только отстань от меня».
  • Использование подростка ля давления а другого родителя.
  • Непоследовательность, использованная в общении с ребенком. Его то приближают к себе, то беспричинно отдаляют.
  • Когда членам семьи неинтересны дела друг друга, и все они вроде бы рядом, но при этом не вместе.
  • Эмоциональное отвержение подростка.

При этом бабушки и дедушки в таких семьях зачастую вмешиваются в дела семьи, поучают детей. Но многое позволяют внукам. Причем то, что как раз не разрешают детям родители.

В результате таких действий и появляется подростковая наркомания - прежде всего из-за того, что сам ребенок не способен полноценно отвечать за свои поступки и за свою жизнь.

Что такое созависимость и созависимые отношения

Как уже и было сказано выше, созависимость - это целое психологическое заболевание, которое появляется следующим образом:

На первой стадии будущий созависимый узнает, что кто-то из его семьи принимает наркотики. Начинаются убеждения, чтобы больной бросил наркотики. Сам наркоман при этом начинает выпрашивать деньги, и родственники их действительно дают, пытаясь войти в положение, хотя понимают, куда они пойдут. Но уже сейчас наркоман начинает понимать, на какую больную точку нужно надавить, чтобы родственник почувствовал свою вину и начал действовать так, как нужно наркоману. Созависимость только развивается, и человек всерьез думает, что его помощь и любовь позволит избавить больного от наркомании.

На втором этапе появляются запреты, запирания в комнате и противостояние больному. Но последний уже знает все слабости созависимого, а если еще нет, то друзья научат, что нужно сделать, чтобы получить желаемую дозу. Созависимый на этом этапе все еще считает наркомана своим близким человеком, а вот он - уже нет. И использует вас только для того, чтобы достичь желаемой цели. На этом этапе нужно понять, что происходит на самом деле, и не подчиняться наркоману.

На этом этапе созависимый принимает роль жертвы, чего наркоман добивается с помощью путем постоянного «манипулирования» и упреков в том, что ему, бедному и несчастному, недодали денег, внимания и так далее. В итоге родные чувствуют вину, а пациент умело ими манипулирует. Если же близкие только начинают говорить о лечении, то наркоман сразу же напоминает им, «кто виноват».

Если здесь описана именно ваша ситуация, то выход здесь один - везти наркомана в реабилитационный центр, так как вы сами видите ситуацию слишком необъективно.

Признаки созависимости

Какие признаки характерны для созависимости? Это:

  • самообман и заблуждение;
  • отрицание очевидных фактов;
  • действия, которые созависимый выполняет, даже если понимает, что они вредны и бесцельны;
  • снижение чувствительности в отношении эмоций;
  • сниженная самооценка и игнорирование своих собственных потребностей;
  • чувство вины;
  • агрессивное отношение и ненависть к себе;
  • депрессия и мысли о самоубийстве;
  • проблемы в сфере общения;
  • проблемы, возникающие в интимной сфере;
  • проблемы со здоровьем, возникающие из-за постоянно стресса.

Ну и конечно же мысли о наркомане.

Как вести себя с зависимым?

Для того, чтобы не усугубить ситуацию, нужно вести себя с наркоманом следующим образом:

  1. Для того, чтобы не впасть в созависимость, важно помнить о себе. А для этого нужно уделять должное внимание своей семье, саморазвитию и здоровью.
  2. Верьте в том, что пациент все же выздоравливает, особенно при длительной ремиссии. А если тревоги все же существуют, то постарайтесь не озвучивать их при наркомане.
  3. Ограничьте свое участие в жизни больного - позвольте ему взять ответственность хоть за что-то на себя.
  4. Не давайте больному манипулировать собой и перекладывать ответственность с себя на вас.
  5. Не реагируйте сиюжеминутно на любую просьбу больного - дайте понять, что вам нужно подумать и проконсультироваться со специалистом.
  6. Не лгите, проявляя к больному чрезмерную заботу. Дайте и ему самому принимать решения за себя.
  7. Дайте человеку хотя бы немного свободы, отказавшись от сопровождения на встречах и прослушки телефонных разговоров.
  8. Даже если у пациента изменилось настроение - не впадайте от этого в панику, ведь это нормально при восстановлении организма.
  9. Уберите все соблазны - в том числе психотропные вещества из аптечки и алкоголь с видного места.
  10. Учитесь вначале разбираться в проблеме, при этом не устраивая скандалов.
  11. Забудьте о нравоучениях - это приведет лишь к дополнительному срыву.
  12. Если обнаружен обман, не делайте вид, что вы в него поверили - вас попытаются перехитрить снова и снова.
  13. Прекратите шантаж.
  14. Не ждите, что зависимость исчезнет моментально. Это требует длительного времени. И будьте готовы к тому, что болезнь вновь даст рецидив.

Не пытайтесь «прикрывать» пациента, скрывая его болезнь, ведь важно, чтобы он понял, насколько сложна ситуация. И самостоятельно сделал шаг к выздоровлению.

Созависимость, ее причины, формы и проявления в семейных отношениях

Созависимость — одна из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Она касается не только отдельных личностей, но и общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие созависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение. Созависимые люди испытывают постоянную потребность в одобрении окружающих, поддерживают унижающие достоинство отношения и чувствуют себя бессильными что-либо изменить, не осознают своих истинных желаний и потребностей и не способны испытывать чувство настоящей близости и любви. «Кто-то однажды сказал: вы узнаете о том, что вы зависимый человек, тогда, когда, умирая, обнаружите, что перед вами промелькнет не ваша собственная, а чья-то чужая жизнь».

Определений созависимости достаточно много, рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

«Созависимость — это приобретенное расстройство, являющееся результатом остановки (задержки) развития или связанное с развитием “прилипания”, из которого можно впоследствии психологически вырасти».

«Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими».

Созависимый человек, позволив поведению другого человека влиять на него, становится полностью поглощен тем, чтобы контролировать действия этого другого человека, и таким образом регулировать собственное состояние.

Для состояния созависимости типично:

Заблуждение, отрицание, самообман;

Компульсивные действия;

. «замороженные» чувства;

Низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины;

Подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия;

Давление и контроль за другим человеком, навязчивая помощь;

Сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, психосоматические заболевания;

Проблемы общения, проблемы в интимной жизни, замкнутость, депрессивное поведение, суицидальные мысли.

Созависимые отношение особо ярко проявляются в семьях с алкогольной или наркотической зависимостями. А так же в семьях где есть:

Вакуум интимности;

Отрицание проблем и поддержание иллюзий;

Замороженность правил и ролей;

Конфликтность во взаимоотношениях;

Недифференцированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все");

Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной;

Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдо благополучия;

Склонность к полярности чувств и суждений; (Мир черно-белый. Другой человек либо хороший, либо плохой. Нет разделения, что поступки могут быть плохими, а человек, как личность, всегда делайте все из лучших побуждений)

Закрытость семейной системы;

Абсолютизирование воли, контроля.

Созависимость, которая характерна почти для 98% взрослого населения является источником большей части человеческих страданий. «Созависимость — это приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве».

М.Малер разработала собственную теорию сепарации-индивидуации в развитие ребенка.

С момента рождения до 2-3 лет ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Наиболее важной психологической задачей развития в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем, в возрасте 2-3 лет, завершить свое так называемое второе, или «психологическое рождение». Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери.

М.Малер выделяет два различных, однако, переплетённых между собой процесса. Сепарация - процесс, в ходе которого у ребёнка формируется чувство независимости и представление о себе как об отдельном от матери. Индивидуация - попытка построить свою уникальную идентичность. В ходе этих внутрипсихических процессов ребёнок обретает способность функционировать самостоятельно, он перестаёт быть зависимым от матери, но сохраняет межличностную связь с ней. С ростом стабильности внутренних структур объектные отношения достигают более высоких уровней развития, а взаимоотношения становятся более глубокими и крепкими.

М.Малер установила, что люди, у которых фаза сепарации-индивидуации была завершена успешно, в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся во вне, которые управляли бы ими. У них есть целостное внутреннее ощущение своей уникальности и представление о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь к другим лицам, если им необходима помощь. Имеют брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой. И они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют. Незавершенность этой фазы может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.

«Жизнь последовательно и поступательно движется в направлении индивидуации - пожизненного процесса, в ходе которого человек становится «психологическим индивидом, то есть отдельной неотделимостью или «целостностью».

Индивидуация - процесс осознания своего «Я», самореализации и превращения в более полноценного человека с индивидуальной структурой, присущей только ему. Это название отражает то, что чем ближе человек подходит к бессознательному и чем больше он соединяет его с содержимым своего осознающего разума, тем сильнее становится его ощущение уникальности своей индивидуальности.

К.Г.Юнг подчёркивает три момента индивидуации:

1. развитие целостной личности;

2. невозможность осуществления в состоянии изоляции, так как предполагает и включает коллективные взаимоотношения;

3. подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.

Процесс индивидуации порождает чувство уверенности в себе. Человек начинает понимать, что ему совсем не обязательно быть похожим на других, так как быть самим собой гораздо безопаснее. Нет необходимости превращать жизнь в имитацию жизни других людей. Человек осознаёт, что у него есть собственные ценности, собственный образ жизни, которые соответствуют данному ему от рождения «Я».

Необходимым этапом в каждой семье является сепарация детей от родителей. Как пишет А.Я.Варга, что каждый ребенок должен пройти процесс сепарации для того, чтобы стать взрослым, самостоятельным, ответственным, для того, чтобы быть способным создать собственную семью. Зачастую, если человек не прошел процесс сепарации с мамой и с папой, то в браке он осуществляет то, что требуется для его нормального психического развития, в таких случаях брак заключается для развода.

Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему для создания психологически завершенной или независимой личности.

Любые значимые отношения рождают определенную долю эмоциональной созависимости, поскольку, впуская в свою жизнь близких людей, мы обязательно реагируем на их эмоциональное состояние, так или иначе приспосабливаемся к их образу жизни, вкусам, привычкам, потребностям. Однако в так называемых «здоровых», или зрелых, отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности, которая, как известно, сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития.

В отношениях же, которые мы называем созависимыми, пространства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым другим. И в таких случаях он живет не своей, а его жизнью. Созависимый человек перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей любимого. У него нет собственного развития: его мысли, чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкнутому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач.

Выражаясь схематично, психологическая территория одного человека, поглощенная психологической территорией другого, практически прекращает свое суверенное существование. При взаимодействии людей друг с другом их психологические территории (или границы территорий) приходят в соприкосновение: они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насильственно ограничиваться.

Способов или форм супружеских созависимостей, которыми пользуются партнеры для заполнения пустующей оболочки «Я» достаточно много, но все они могут быть сведены к 4 основным. Мы рассмотрим их, опираясь на обе метафоры, передающие сущность созависимых отношений, то есть используя понятие о взаимодействии психологических территорий и о «клеточной структуре» созависимости.

1. Любовь через отказ от собственного суверенитета и растворение своей психологической территории в территории партнера.

Человек, отказавшийся от своего суверенитета, живет интересами партнера. Он инкорпорирует его взгляды, вкусы, систему ценностей, то есть усваивает их без критики и осмысления. Он также перенимает от партнера систему представлений о себе.

В данном случае партнер играет роль Родителя, отношением которого и заполняется пустующая оболочка. Тирания собственного Сверх-Я отступает перед вновь инкорпорированным образом Внутреннего Контролера, который полностью копирует партнера.

Ответственность за свою жизнь полностью передается значимому Другому. Вместе с ней человек отказывается от своих желаний, целей, стремлений. Партнер используется им как материнская утроба: как среда обитания, как источник всего необходимого, как способ выживать.

2. Любовь через поглощение психологической территории партнера, через лишение его суверенитета.

В данном случае роль Родителя играет сам ищущий любви и заполнения. Каков должен быть человек, который любит своего ребенка (то есть делает то, чего так и не получил человек, «обладающий утратой»)? Этот образ складывается из эклектических представлений о любви и заботе, порой несовместимых между собой.

Поведение человека в этом случае управляется его собственным Сверх-Я с помощью долженствований и бывает удовлетворено только в случае, когда роль контролирующего опекуна выполняется им идеально.

Ответственность за жизнь партнера полностью принимается на себя. Собственные желания, цели, стремления осознаются только через призму их полезности для партнера. Последнего контролируют и руководят им так же, как это делают по отношению к ребенку. Любая самостоятельность партнера опасна, поскольку может разрушить сооруженное Я. Дабы подтвердить эту систему представлений о себе, партнер должен всем своим поведением оправдать необходимость такого контроля, воспитания и заботы, исполняя роль опекаемого ребенка.

3. Любовь через абсолютное владение и разрушение психологической территории объекта любви. В данном варианте человек может действовать двумя способами.

а. Желая наполнить собственное Я, он проецирует это желание на партнера . И вместо того, чтобы стремиться восполнить собственную пустоту, начинает заполнять партнера собственными представлениями о своем Идеальном Я. Но структура Я партнера занята. Поэтому ее надо разрушить, опустошить, чтобы появилась возможность увидеть в партнере возможного себя. Он может делать это жестко и жестоко или исподволь и манипулятивно. Этот способ может являться крайним выражением любви через поглощение, когда партнер не только поглощается, но и разрушается.

2. Человек уже не способен ни наполнить собственное Я, ни даже пытаться созидать свое Идеальное Я в партнере . Он способен только разрушать, то есть делать то, что когда-то сделали с ним. И разрушая, он испытывает некоторое удовлетворение, поскольку разрушенная личность партнера со всей очевидностью свидетельствует о том, что: во-первых, он не единственный, кто пережил такие страдания, во вторых, он имеет власть и, значит, может контролировать окружающее, в-третьих, разрушая партнера, но при этому удерживая его около себя, он получает представление о себе как о человеке сильном, самостоятельном и значимом, поскольку партнер продолжает слушаться его и демонстрировать свою покорность и любовь.

Карающее Сверх-Я слишком агрессивно, поэтому его критикующие «посылы» вытесняются из сознания, а затем перенаправляются на партнера.

Ответственность за жизнь партнера декларируется, но на самом деле не осуществляется: партнер только используется. На нем ежедневно проверяется собственная способность властвовать, контролировать, управлять не только поступками, но и чувствами. Любовь через отражение в значимом другом.

4. На партнера перекладывается ответственность за собственное благополучие. Ему предписывается определенное поведение, которое обеспечит заполнение опустошенного Я его любовью, его отношением. Значимый Другой должен всячески показывать, что имеет дело с человеком, который соответствует стандартам Идеального Я.

Партнер является зеркалом, к которому постоянно обращаются с вопросом: «Свет мой, зеркальце, скажи, кто на свете всех милее, всех красивей и умнее?» По сути, это «зеркало» должно, видя перед собой пустоту, отражать портрет Идеального Я и при этом сопровождать это отражение словами любви и действиями, доказывающими преданность. Если партнер перестал служить таким «зеркалом», то возможно четыре варианта дальнейших действий.

1. Партнер, который не ведет себя в соответствии с ожиданиями (то есть не сообщает жаждущему любви о его превосходстве, многогранности и глубине) может быть покинут ради поиска нового «зеркала»;

2. Переживание недостатка «стараний» партнера стимулирует либо поиск одновременно развивающихся нескольких отношений, либо постоянную смену партнеров, которые могли бы взять на себя функцию заполнения пустующего Я;

3. На партнера, который не осуществляет постоянное наполнение Я, страждущего доказательствами его полноты и ценности, усиливается давление с помощью различных манипуляций. Могут быть использованы взывание к жалости, демонстрация беспомощности, призывы к справедливости, шантаж или прямые мольбы о любви, уверения (весьма правдивые), что без его постоянного внимания и признаний в любви он не сможет жить.

4. Предпринимаются попытки заслужить любовь и внимание партнера ценой любых жертв и унижений.

Сверх-Я в данном случае относительно лояльно по сравнению с другими вариантами. Оно не столько карает, сколько бесстрастно холодно. В нем меньше долженствований, но зато много ядовитой критичности. Оно наполнено уничтожающим презрением, спастись от которого можно только заглушив голос Сверх-Я восхищением и знаками обожания окружающих.

Во всех рассмотренных способах взаимодействия любовь является способом компенсировать собственную недостаточность, а партнер — объектом, который призван дополнить эту недостаточность до целостного Я. Задача невыполнимая, поскольку ощущение целостности может быть устойчивым только в результате развития внутриличностных ресурсов. В противном случае потребность в подтверждении своей целостности и значимости со стороны других людей становится ненасыщаемой.

Именно ненасыщаемость является отличительной чертой созависимых отношений. Любой человек испытывает потребность в любви, уважении, значимости, контроле. Эти потребности являются базовыми и позволяют выживать. Но в норме они могут быть насыщены на определенное время или их удовлетворение может быть отложено без особого вреда. В случае же опустошенного «Я» потребность в непрерывном насыщении никогда не иссякает, поскольку такое «Я» не способно поддерживать свою структуру самостоятельно.

Без непрерывной подпитки с помощью значимых Других оно немедленно вновь становится пустым, что отражается в высокой степени тревожности. Именно поэтому созависимые люди, каким бы способом они ни добывали себе ощущение целостности, не могут переживать одиночество — оно подобно смерти. Для них непереносима неопределенность в отношениях — им нужны гарантии того, что их «Я» будет непрерывно поддерживаться. И при этом они никогда не бывают удовлетворены.

Созависимые люди обладают еще одним, общим для них свойством: они обесценивают самого партнера, который по-настоящему полюбил их, или обесценивают его чувство . Ход их изощренной логики может идти по трем направлениям.

1. Этот человек говорит, что любит меня. Но это не может быть правдой, потому что меня любить нельзя. Значит, все, что он делает и говорит — просто ложь. А его цель — усыпить мою бдительность и использовать меня.

2. Этот человек говорит, что любит меня и, похоже, что он говорит правду. Но он ошибается. Он любит не меня, а тот образ, который я создал. Или он просто не разобрался во мне. Если бы он знал, какой я на самом деле, он отвернулся бы от меня с презрением.

3. Этот человек говорит, что любит меня, и, по всей видимости, он говорит правду. Но это означает только то, что он такой же, как и я, неполноценный человек, недостойный любви. Если бы он был «настоящим», он никогда не смог бы полюбить меня, потому что меня по-настоящему хороший человек любить не может.

Естественно, что при таком восприятии любви по отношению к себе, подобные люди просто не в состоянии испытать удовлетворения даже от истинного чувства.

В психологической литературе семьи делят на несколько типов: функциональная и дисфункциональная семья. В первом случае все члены семьи умеют разрешать конфликты и находить общий язык, оказывают друг другу необходимую поддержку в критических жизненных ситуациях, каждый из членов семьи чувствует себя свободным и самостоятельно берет на себя выполнение ролевых функций. Но такие семьи, хоть и являются нормой – всё чаще уходят в прошлое, а на их месте появляется явление дисфункциональной семьи созависимых родителей и детей. Что такое «созависимость», к чему приводят подобные отношения и что случается с детьми, выросшими в таких семьях?


Природа созависимости

Самый простой пример созависимой семье – это семья, где отец беспробудно пьет, мама спасает уже не настолько любимого мужа, а дети страдают от действий обоих родителей. В созависимой семье один из её членов страдает от сильной химической или психической зависимости и все его мысли и стремления уже давно подчинены идее получить очередную «дозу». А созависимый – то есть тот, кто пытается спасти «больного», подчиняет всю свою жизнь его зависимости, пытается спасти семью. Как правило, эти попытки обречены на провал.

Созависимость не причисляют к психическим отклонениям, иначе лечить пришлось бы половину страны. Некоторые ученые даже выдвигают гипотезу о том, что любой, проявляющий излишнюю заботу о другом человеке, является созависимым.

Созависимость характеризируется по-разному. Это понятие трактуют как особое психологическое и эмоциональное состояние человека, которое появляется у него в результате продолжительного следования определенным установкам, мешающим прямо выразить свои чувства и эмоции. Созависимый человек не способен поддерживать здоровые отношения с другими, он берет на себя огромную ответственность за жизнь, благополучие и даже настроение партнера. Стремление контролировать ситуацию и поведение другого провоцирует утрату контроля созависимого над собственной жизнью. Например, жена безуспешно борется с алкоголизмом мужа и чтобы не допустить его к водке пытается контролировать каждый его шаг. Мужчина не перестает выпивать, а женщина жертвует временем напрасно.

Психологам удалось собрать просто таки невообразимо большой список черт личности созависимого человека. Складывается такое впечатление, что каждого второго жителя страны можно причислить в ряды созависимых. И это неспроста. Дело в том, что женщины находятся в группе риска, они чаще становятся созависимыми, тянут на себе семью, заботятся о благополучии мужа и детей. Черты созависимого во многом схожи с чертами характера «идеальной женщины» в нашей стране, настоящей советской жены и матери.

Обычно созависимые имеют крайне низкую самооценку и обладают высоким уровнем эмпатии, позволяющем им очень остро реагировать на эмоции других людей. Созависимые не очень умеют заботиться о себе и стараются всё время и энергию служению другим. Невротическая потребность кого-то опекать и контролировать толкает созависимых на деструктивные отношения с заведомо неподходящим партнером, которому можно посвятить всю жизнь.

Созависимые испытывают постоянную потребность угождать другим: коллегам и начальству на работе, членам семьи, соседям и даже незнакомым людям. Такой человек очень много работает «на благо семьи», редко жалуется, старается предугадать малейшие желания партнера, всем угодить. Со временем доброта и забота о других трансформируется в агрессию и злобу по отношению к близким: «Вы меня не цените! Делайте всё сами!», но созависимый быстро успокаивается и начинает раскаиваться в сказанном. Он возвращается к привычной стратегии поведения, то есть, продолжает делать всё за других, спасать, помогать, заботиться и т.п.

Созависимыми могут быть как супруги, так и дети родителей с химической зависимостью. Как правило, созависимыми становятся люди, выросшие в подобных дисфункциональных семьях. Самое ужасное в созависимости то, что «спасающий» никогда не спасет зависимого партнера, сколько бы он не старался и сколько бы времени не прошло. В семье, где поддерживаются созависимые формы отношений, царит нездоровая атмосфера, и зависимый человек не сможет избавиться от зависимости даже после того, как пройдет курс лечения и вернется в семью. Лечение в таком случае нужно не только человеку, страдающему на химическую зависимость, но и всем членам данной семьи.

Созависимые учатся скрывать свои истинные чувства и желания, не умеют их выражать. Поэтому и другие не считают нужным уважать созависимого. Также психологи выделили другие черты созависимой личности:

Вину и беспопощность за невозможность помочь.Отчаяние и фрустрацию из-за невозможности изменить ситуацию, выйти из порочного круга, начать новую жизнь.Страх будущего.

Еще один парадокс созависимости заключается в том, что если каким-то чудом зависимый излечиться и вернутся к нормальной жизни – созависимый потеряет смысл существования и не сможет приспособиться к новым обстоятельствам.

А дети в созависимых семьях со временем приобретают черты родителей, плюс, страдают целым комплексом психологических проблем, начиная от неуверенности и заканчивая депрессией.

Чтобы избавиться от созависимости, желательно обратиться за квалификационной помощью психолога, поскольку это работа не на один день и требует пересмотра личных ценностей, убеждений, детских травм и т.п.


Top