Бисероплетениепрограмма дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Организация кружковой работы в детском саду «Волшебный бисер

Конспект занятия по бисероплетению с детьми 5-6 лет

Конспект занятия «Разноцветные фантазии»

Описание работы: Конспект занятия с дошкольниками в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Знакомство с техникой применения бисера в оформлении праздничного плаката.
Длительность занятия: 1 академический час (35 мин.)
Тема учебного занятия: Создание творческой работы из бисера «Разноцветные фантазии».
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель занятия: Разработать и исполнить творческую работу из бисера с детьми в возрасте 5 лет.
Задачи занятия:
Образовательные:
формировать знания о изделиях из бисера;
ознакомить с технологией изготовления работы из бисера.
научить детей интересно проводить свой досуг.
обобщить полученные знания о бисере.
Развивающие:
способствовать развитию вкуса;
способствовать развитию мелкой моторики.
развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
Воспитательные:
способствовать приобщению детей к прикладному творчеству;
воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое до конца.
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Методы:
Словесный - беседы, объяснения, инструктаж, опрос;
Наглядный – демонстрация готового изделия;
Практический – тренинг, выполнение работы под руководством педагога.

Форма занятия:
Комбинированное занятие – беседа, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, опрос.

Приемы:
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Планируемый результат (отслеживается по трем уровням сложности):
1.Репродуктивный - изготовление элементов плаката строго по шаблону.
2.Частично-поисковый – выбор цвета бусин, количества элементов по выбору воспитанника.
3.Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

Подготовительная работа: Воспитателем заранее подготовлен лист ватмана с поздравительным текстом. Приготовлены материалы и разложены по столам.

Структура учебного занятия:
1)Организационная часть (1 минута).

2)Вводная часть: Беседа с детьми (7 минут).
Воспитатель объявляет детям тему, объясняет, как будет проходить занятие.
3)Вводный технологический инструктаж (4 мин).
Педагог рассказывает технологические этапы работы над изделием.
4)Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога (15 минут).
Педагог показывает и поэтапно выполняет работу, периодически обходя детей, помогая и указывая на ошибки.
5)Динамическая пауза, физминутка (2 минуты).
Отдых для воспитанников.
6)Подведение итогов.(5 минут).
Педагог, обсуждая с детьми их работы, задаёт контрольные вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи.
7)Завершение работы (1 минута).
Педагог прощается с детьми, благодарит их за работу.

Аннотация и актуальность занятия:
Выполнение творческой работы из бисера знакомит дошкольников с данным материалом и может, служит промежуточным этапом перед, непосредственно – бисероплетением. Бисероплетение для дошкольников - это полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности, мелкая моторика.
Конспект раскрывает методику изготовления творческой работы из бисера с дошкольниками, демонстрирует технологию работы.
В ней раскрываются этапы изготовления творческой работы, указываются материалы, которые используются. Так как бисер довольно мелкий и сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости, терпения, трудолюбия. А самое главное - работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дошкольники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Занятие проводится в группе детского сада, и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. Приобщение дошкольников к изготовлению творческих работ, к овладению приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса. Бисер очень нравиться детям красочностью, яркостью. Они охотно работают с этим материалом.

Ход занятия

1)Организационная часть.
Дети проходят и рассаживаются по своим местам.
Задача: эмоционально настроить детей на творческую активность на занятии.
Поздороваться с детьми. Представиться. Продемонстрировав готовые образцы бисерных элементов сориентировать детей на сотрудничество, взаимопонимание, творчество. Сообщить тему занятия.
Дети садятся за столы. На столах – карандаши, двухсторонняя бумага с клейкой поверхностью ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока.
Воспитатель: Заниматься начинаем, время даром не теряем.

2)Вводная часть (примерный текст): Беседа с детьми.
Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое бисер? Бисер это маленькие декоративные бусины с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие.
Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. И на сегодняшний день изделия из бисера очень популярны.

Воспитатель:
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбёшкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони!

Скажите, дети, о ком это стихотворение? (о рыбках). Молодцы! Правильно, мы будем плести рыбку.
Мы с вами будем делать рыбок и цветы из бисера для украшения праздничного плаката ко Дню матери.

3) Вводный технологический инструктаж.
Задача: сформулировать алгоритм деятельности.
Воспитатель: Техник работы с бисером очень много, но изготовление творческой работы из бисера больше всего походит на техники – «Бисерная мозаика» и «Бисерное панно» (приложение №2).
Педагог показывает пример работы в подобной технике.

Воспитатель: Для работы нам понадобятся следующие материалы : бисер различных цветов, скотч (двухсторонний), ножницы, бумажные выкройки.


Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
Воспитатель: В ходе занятия вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какую рыбку и цветок можно сделать из бисера (показ образцов). Как они сделаны? Краткий рассказ об этапах работы над изделиями с демонстрацией трафаретов.
Сделать акцент на творческую работу. Творчество - самостоятельная работа с применением фантазии и воображения.

4) Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога.
Задача: активизировать детей на творческий поиск.
Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы, оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих недостатков, сообщать дополнительные сведения.
Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно).
1.Работа над элементами плаката.
Сначала дети обводят трафареты, потом вырезаем с детьми бумажные выкройки для элементов плаката – рыбки, цветы.


Потом переводим их на бумагу с клейкой поверхностью (скотч).
Затем снимаем защитный слой бумаги (скотча).
И опускаем липкую поверхность в тарелку с бисером.
Для одного изделия (цветка) можно использовать несколько деталей. Тогда элемент получиться объемным и более сложным.


Так как у бумаги обе поверхности клейкие детали отлично стыкуются между собой.
Дети доделывают и поправляют свои работы. Педагог оказывает помощь по мере необходимости.





Воспитатель: Итак, дети, наши рыбки и цветы готовы. Давайте приклеим их на плакат. Выбираем свободное место на плакате и располагаем наших рыбок! (Воспитатель помогает расположить элементы на плакате). Работа завершена.

5) Динамическая пауза, физминутка.
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

6)Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Педагог, рассматривая с детьми готовые работы, в порядке очерёдности, задаёт вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении изделия.
Задача: привлечь детей к оценке выполненных работ.

7)Завершение работы.
Поблагодарить детей за сотрудничество. Дети хором могут поблагодарить друг друга. Убрать рабочие места (дети). Попрощаться с детьми.


Материально-техническое оснащение занятия.
Мебель на 15 посадочных мест: столы и стулья, соответствующие Санитарно-гигиеническим нормам и возрасту детей. Готовые образцы рыбки и цветка из бисера. Трафареты (рыбка, цветок) из плотной бумаги.

1.Для детей:
бисер и проволока, ножницы, тарелочки для бисера.

2.Для педагога:
бисер и проволока, ножницы, тарелочка для бисера, ватман – 1 лист, маркеры.

Список использованной литературы:
1.Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -М.: Арт-родник, 2008. – 304 с.
2.Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении/ М.Изотова, О.Белякова. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.
3.Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление аксессуаров из бисера,- М.: Просвещение, 2006. – 255 с.
4.Пармон Ф.М., Бадеева М.О. Всё о бисере.- М.: Сталкер, 2005. – 233 с.
5.Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. – 278 с.
6.Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. - М.: Знание, 2006. – 144 с.
7.Хмара, З.А. Поделки из бисера. - М.: Сталкер, 2005. – 2007 с.
8.Черемных А.И. Основы художественного конструирования поделок из бисера. - М.: Просвещение,2005. – 266 с.


Заключение

Изучив литературу, и обобщив полученные знания, проведя работу с детьми были сделаны следующие выводы:
История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия. Родиной бисера можно считать Египет.
При работе с бисером развивается мелкая моторика и точность движений. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Работа с бисером оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость, аккуратность.
Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес молодежи и подростков к работе с бисером. Детям нравиться работать с бисером, при такой работе приобретается навык самостоятельной работы, эти занятия способствуют созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Учащиеся получают элементарные навыки работы с бисером. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Приложение №1. Возникновение и развитие бисера
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом.
Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла.
С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.
Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера.
В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция.
Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим.
О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности.
Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер - мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.

Приложение №2.
Бисерная мозаика по воску. Специфика работы заключается в том, что на основу (фанеру, дощечку), наносится тонким слоем расплавленный на водяной бане воск. После затвердевания воска толстой иглой или пустым стержнем от шариковой ручки наносим контурный рисунок, в соответствии с которым вдавливаем. Бисеринки легче всего поддевать иглой и укладывать их в нужное место на основе. В нашем случае вместо воска используется скотч.
Бисерные панно (сочетание бисероплетения и рисунка). Основательницей данной техники является Ошлакова Надежда Алексеевна, однако вместо бисерных изделий она использует вышивку гладью. Специфика работы заключается в приклеивании бисерных элементов - бисерных цветов, травы, насекомых и все что угодно при помощи термопистолета.

1. Пояснительная записка

2. Методическое обеспечение

3. Тематический план

5. Условия реализации программы

6. Прогнозируемые результаты

7. Библиография

8. Приложение

Пояснительная записка.

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».

М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость творчества».

Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером,приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы :

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Программа в объеме 30 занятий, из них – 10 занятий отводится на теоретический курс, 20 занятий – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть .

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству

Завершающая часть .

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

Подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);

Организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

Аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к

себе, вперед, вверх), убирать иглу в игольницу;

Правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

Тематический план работы

Наименование разделов и тем

Количество часов

практика

Экскурс в историю.

История бисера

Организация рабочего места

Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе.

Оборудование рабочего места.

Знакомство со схемами.

Низание цепочки «в одну нить».

Рябиновая веточка.

Выставка

Игла. Нити. Проволока. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе.

Брошь "Бабочка"

Браслет «Божья коровка».

Браслет широкий

Брошь "Бабочка" (усложненный вариант)

Стрекоза

Снежинки

Аквариум

Организация выставки (в конце темы)

Выставка

ИТОГО:

12

1 8

1. Экскурс в историю.

История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером.

2. Изготовление простейших цепочек.

Знакомство со схемами. Чтение схем.

Проволока. Техника безопасности при работе с проволокой.

Изготовление простейших низок. Низание цепочек «в одну нить».

Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой.

Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме.

Деревья нашего леса.

Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа.

Организация выставки работ в ДОУ на портале.

3. Украшения из бисера и стекляруса.

Стеклярус.

Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций.

Изготовление броши «Бабочка» (упрощенный вариант). Знакомство со схемой. Порядок сборки. Оформление броши.

Изготовление броши «Божья коровка».

Изготовление широкого браслета в подарок маме.

Изготовление броши «Бабочка» (усложненный вариант).

Изготовление «Стрекозы».

Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками.

Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление панно «Аквариум» - коллективная работа.

По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ.

Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

1. Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Наличие столов для работы.

3. Приобретение бисера различных цветов и оттенков.

4. Наличие нитей для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.

Кадровое обеспечение

1. Зам. зав по ВМРсоставляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.

2. Руководитель программы – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

3. Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости), ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.

Прогнозируемые результаты

В процессе реализации программы дети приобретут:

Знания

1. Практического владения общими принципами работы по рукоделию.

1. Расширят представления о культуре ханты и манси, их истории.

2. Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.

Навыки

1. Работы с бисером.

2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.

3. Работы и общения в коллективе.

Умения

1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.

3. Сочетать цвета.

Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,

воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

Библиография

1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.

2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.

3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.

4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.

5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт

Петербург 1999.

7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.

8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.

11. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.

12. Н.Л.Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.

13. Л.В.Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.

14. А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.

15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Подьяковой, В.Н.Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.

Полную версию работы с приложениями можно .

История возникновения проекта
В средней группе стала замечать, что девочки проявляют большой интерес к украшениям, часто приносили из дома мамины бусы, браслеты и тут же оказывались в центре внимания сверстниц, ведь каждый хотелось бы иметь такое украшение. Тогда и возникла идея смастерить такую «безделушку» для каждой девочки, как девочки были счастливы. Заинтересовались даже мальчишки. Так был дан старт проекту «Волшебные бусинки».
Кроме того, в группе было много детей с нарушением речи, а как известно, занятия с мелкими предметами положительным образом сказываются на развитии мелкой моторики, которое в свою очередь, влияет на развитие речи.
Итак, мы решили вплотную заняться бисероплетением. Перед реализацией данного проекта была сформирована цель и поставлены задачи:
Цель: приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры; способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.
Задачи:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого - к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотиваций.
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
3. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
5. Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
6. Установить такие взаимоотношения, которые позволяют создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребёнка.
Этап сбора информации
Источниками информации на этом этапе стали:
1. 1. Изучение литературных источников по данной теме
2. 2. Наблюдение за процессом выполнения изделий
3. 3. Рассматривание иллюстраций с изображением бисерных украшений и различных предметов из бисера
4. 4. Опрос среди родителей об их отношении к данному виду деятельности
Чтобы ещё раз убедиться в правильности выбора темы проекта, продемонстрировала детям бисер различных видов. Данный материал привлек внимание детей и яркость красок, и разнообразие форм и размеров, и простота выполнения самых простейших изделий.
На этом этапе нашей задачей было организовать развивающую среду таким образом, чтобы она была безопасна и максимально комфортна для детей, которые занимаются данным занятием; а главное, чтобы ребенок выступил здесь как активный, самостоятельный деятель, способный осуществлять свои творческие фантазии без чьей – либо помощи, либо в плодотворном сотрудничестве с педагогом или другими детьми.
Этап реализации проекта
Задача воспитателя – помочь детям в осуществлении проекта и создать для этого условия. Такие условия нами были созданы. В группе выделили и оформили уголок « Мастерилка», где расположили весь необходимый материал и инструменты:
· 1. Бисер
· 2. Бусины, различные по форме, цвету материалу
· 3. Стеклярус
· 4. Медная проволока
· 5. Ножницы
· 6. Леска различной толщины
· 7.Тканевые салфетки
Чтобы работа спорилась и доставляла радость нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботится о рабочем месте. Если рабочее место оборудовано правильно, то и работать легко и приятно. Воспитателю важно определить свою роль, не давать готовую инструкцию, а дать детям право самим найти выход из ситуации. Только таким образом, у ребенка, наверняка, появится чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы каждый ребенок имел возможность презентовать результат своего труда окружающим. Мы садились все вместе, и дети по очереди рассказывали, что за подделку они сделали, почему они сделали именно такой выбор, какую технику и какие материалы использовали в работе.
Таким образом, происходил своеобразный обмен опытом, а так же, что немаловажно, мы активизировали речь детей. Когда ребенок держал в руках сделанную им поделку, он, несомненно, осознавал, что по его желанию бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках выглядит ярко и эффектно.

Направление деятельности

(формы работы)

Сроки

Информационно-методическое обеспечение

1. Изучение литературы.

2. Составление плана реализации проекта.

3. Создание в группе уголка и мини-библиотечки «Мастерилка».

Сентябрь

Ноябрь

Работа с детьми

1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей у детей.

2. Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний.

3. Рассматривание бисера, бусин, вспомогательных материалов: проволоки, лески, нити, иглы, их обследование.

4. Беседа о технике безопасности в работе с бисером.

5. Рассматривание схем различных поделок.

6. Показ приёмов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.

7. Показ приёмов плетения из бисера.

8. Плетение украшений из бисера для кукол, для себя, в подарок.

9. Изготовление поделок из бисера.

10. Украшение новогодней ёлки игрушками из бисера.

11. Участие в тематических выставках детского сада.

12. Выставка детских работ.

13. Сравнительная диагностика.

Согласно плану реализации проекта.

Сотрудничество с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Оснащение необходимыми материалами.

3. Участие в изготовлении поделок на выставку.

Сентябрь.

В течение года.

Реализация проекта через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности.

Месяц

Тема

Техника

Сентябрь

«Знакомство с Бисером» «Плетём украшения для кукол»

Простое нанизывание – чередование бусин и бисера по схеме.

Октябрь

«Осеннее деревце»

(коллективная работа)

Простое нанизывание – основа для петельного плетения.

Ноябрь

«Весёлые зверушки»

(совместно с родителями)

Чередование бусин и бисера по схеме, параллельное плетение.

Декабрь

« Игрушки на новогоднюю ёлочку»

Чередование бусин, петельное и параллельное плетение.

Январь

Сюжетная картина «Новогодняя сказка»

Сочетание знакомых техник.

Февраль

« Зимнее дерево»

(коллективная работа)

Простое нанизывание – основа для петельного плетения.

Март

« Украшения для мамы»

Крестики – колечки.

Апрель

Сюжетная картина «Дружба начинается с улыбки»

Сочетание знакомых техник.

Май

«Игрушки из бисера»

(змейка, сороконожка, червячок)

Сочетание знакомых техник.

Лето

«Летний букет»

Сочетание знакомых техник.

Презентация проекта
Задача этого этапа – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, показать результаты своей деятельности, осмыслить эти результаты. Презентация проекта проходила в виде:
Организации выставок творческих работ по темам «Домашние животные», «Насекомые»,
Презентация новогодних игрушек на ёлке в группе
Театральная постановка сказки «Теремок», декорации к которой сделаны из бисера
Презентация сюжетных картин «Дружба начинается с улыбки» и «Новогодняя сказка» на Сибирской ярмарке в рамках выставки «УчСиб -2009»
Презентация украшений из бисера для детей младшей группы
Работа с родителями

Подготовка и реализация данного проекта проходила в тесном контакте с родителями. Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

Совместно с родителями собрали мини-библиотеку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и педагогов. Нередко родители становились соавторами тех работ, которые делали их дети.
Результаты проекта

В результате реализации проекта «Волшебный бисер» добились следующего:

У детей сформировался более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

Появился устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

Развилось стремление детей к созданию украшений для кукол и детского интерьера, для себя и близких.

Значительно улучшились умственные, конструктивные способности – дети научились работать со схемой, дополняя и изменяя её.

Произошло формирования фундамента для усвоения детьми художественного языка, способствующего обогащению словаря.

Занятия с бисером в значительной степени способствовали развитию творчества, воображения, художественного вкуса и эстетических чувств, что отразилось и на других видах деятельности.

При оформлении выставки вместе с взрослыми у детей развилась активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ.

В целом считаю, что основная цель проекта достигнута, поставленные задачи выполнены. Данный проект вызвал большой интерес среди детей и их родителей, а главное у них появилось устойчивое желание заниматься данным видом деятельности и в дальнейшем.
Списокиспользуемой литературы

1. Божко Л.А. Бисер. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Мартин, 2004

3. Санчук Т. Г. Чудо-бисер. м.: Издательский дом «Толока», 2008

4. Титова И.Г. Коррекция мелкой моторики через работу с бисером// Дошкольная педагогика.2008. № 12

5. Колокольцева С.В. Бисерное рукоделие// Дошкольное воспитание. 2007. №9

6. Виноградова Е. В. Бисер для детей (игрушки и украшения). - М.: Мартин, 2006

В своем творческом проекте по технологии "История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук" я постараюсь изучить историю появления бисера , обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук, создать проект по бисероплетению .

Планирую в творческом проекте по технологии на бисероплетение познакомиться с историей бисера и технологиями бисероплетения, исследовать влияние бисероплетения на формирование творческого мышления ребенка.


Своим творческим проектом "История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук" я хочу рассказать учащимся моей школы о своем увлекательном увлечении и готовых выполненных работах из бисера.

В представленной творческой работе по технологии (бисероплетению) автор рассматривает технологии плетения бисером, изучает влияние бисероплетения на развитие творческого мышления, дает экологическое и экономическое обоснование своего творческого проекта.

В своем творческом проекте по технологии (бисероплетению) учащаяся 2 класса начальной школы рассказывает о своем увлечении и выполненных работах из бисера, создает и представляет презентацию своей работы.

Введение.
1. История бисера.
2. Производство бисера.
3. Технологии плетения бисером.
4. Влияние бисероплетения на развитие творческого мышления.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Экологическое и экономическое обоснование проекта.
Заключение.
Литература.

Введение


Я занимаюсь бисером в клубе Симферопольского аэропорта 2 год.
Мне очень нравится работать с бисером. В этом мне помогает руководитель кружка Татьяна Леонидовна Романова. Красиво исполненные изделия удивляют мое воображение.

Особенно меня поражает фантазия родной природы. Это нежность оттенков, игра контрастов. Это тонкие лепестки цветов, чудные кроны деревьев. Часто хочется перенести домой частичку природы, но чтобы она не увядала. Цветы из бисера и деревья сделанные мной в рамках творческого проекта по бисероплетению по технологии позволили осуществить это желание.

Работы радуют не только меня одну, но и всех окружающих, служат украшением интерьера, порождают желание узнать, как появилось в нашей жизни чудо-бисер и как влияет занятие бисероплетением на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта. Это подчеркивает актуальность моей творческой работы по бисероплетению .

Цель творческого проекта по бисероплетению: изучить историю появления бисера, обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук, прорекламировать свое хобби – занятие бисероплетением, сплести из бисера изделие.

Задачи проекта по бисероплетению:

  1. Познакомиться с историей появления бисера;
  2. Проследить становление технологий бисероплетения на Руси;
  3. Провести исследования влияния бисероплетение на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта;
  4. Рассказать о своем увлечении и работах из бисера, сделав презентацию работы.

Приложением к проекту по технологии на бисероплетение являются работы из бисера выполненные мной.


Top