Как определить характер человека по почерку: наука графология. Что говорит о характере человека наклон и вид почерка, написание букв, соединение между буквами, нажим: определение с примерами

Интересно, что почерк, как и характер, начинает формироваться в раннем возрасте, и может претерпевать изменения в течение всей жизни. Определение характера человека по почерку – это не миф. Такая наука, как графология, применяется во многих отраслях, начиная от психологии и заканчивая полицейскими экспертизами, что говорит о серьезности данной тематики.

Зачастую, интерес к этому вопросу может возникнуть и у неподкованного человека. Например, ради личностного анализа или из простого любопытства. Так как же научиться видеть характер в написанном тексте?

Важно понимать, что такой анализ следует проводить на основании многих показателей, а не какого-то одного фактора. Чтобы составить полную картину о человеке, необходимо анализировать не только частные случаи, но и научиться видеть взаимосвязь всех критериев.

С чего начать

Если вам кажется, что для графологического анализа подойдет любой написанный текст, то вы ошибаетесь. Для того чтобы ваше исследование было максимально точным, следует соблюдать ряд условий:

  1. Текст должен быть написан от руки, причем на чистом, в идеале, альбомном листе.
  2. От количества написанного текста будет зависеть качество полученной информации. Минимальный объем – 4 строки.
  3. Не следует забывать и про подпись. Она играет важную роль при анализе почерка.
  4. Для написания следует использовать карандаш или перьевую ручку. Эти инструменты лучше всего передают степень нажима.
  5. Нельзя использовать для анализа текст из открытки или официального документа.
  6. Лучше всего использовать несколько текстов, написанных в разное время.

Критерии анализа почерка

Итак, все подготовительные этапы закончились, у вас на руках текст для анализа, и вы готовы к нему приступить. На что же следует обращать внимание? Какие выводы можно сделать?

О чем говорит нажим при написании:

  1. Если все буквы получились яркими, хорошо различимыми, то это характеризует человека, как уверенного в себе, энергичного и способного к самодисциплине. Такой человек всегда заметен. Он привлекает внимание своей уверенностью, спокойствием и внутренней целостностью. Он в меру общителен.
  2. Если же перед вами текст, написанный с легким, почти прозрачным нажимом, то его автор – чувственная и романтичная натура. Такой человек вечно витает в облаках, уходит в себя и много мечтает. При этом он очень ответственен, но не расторопен. Старается все делать не спеша, дабы не допустить ошибок. Легкое нажатие нередко оказывается признаком человека со слабой волей.

Что может рассказать наклон при письме:

  1. Если при написании слова немного наклонены в левую сторону, то перед вами человек, склонный ставить себя и свои интересы выше других. Он индивидуалист и обладает критическим мышлением.
  2. Если же слова сильно наклонены в левую сторону, то человек очень независим. На любую проблему у него найдется свое мнение и свой ответ.
  3. Самым распространенным вариантом считается несильный наклон в правую сторону. Такие люди всегда спокойны и уравновешены. Они рады побыть в хорошей компании, но и уединение им не чуждо. У них может часто меняться настроение.
  4. Если же наклон вправо сильный, то человек очень настойчив и целеустремлен. Он максималист во всем. Лидер по жизни и хочет всегда и во всем быть первым. Если они на что-то решились, то идут до конца. Они живут по принципу: все или ничего. Легко влюбляются и склонны ревновать свою вторую половинку.
  5. Если же перед вами текст, написанный без наклона, то его автор – человек, гармоничный во всем. Он удивительным образом сочетает в себе эмоциональность с рассудительностью. Принимает решение только после того, как тщательно взвесит все за и против. Очень упрям.

Что расскажет размер почерка :

  1. Текст, написанный крупными буквами, свидетельствует о том, что его автор – коммуникабелен. Он открыт для всего нового и легко вписывается в любой коллектив. Это прирожденный лидер, который может легко убеждать других.
  2. А вот мелкие буквы, напротив, свидетельствуют о скрытности, сдержанности и расчетливости. В работе такой человек педантичен и ответственен. Легко концентрирует свое внимание на процессе.
  3. Широкий почерк присущ творческим людям. Узкий – рациональным и бережливым.

О чем говорят углы и округлости :

  1. Округлости при написании – признак доброго и отзывчивого человека. Он мягок по натуре, легко может уступить или согласиться на компромисс. На него всегда можно опереться в сложной ситуации.
  2. А ват углы в буквах – признак эгоизма. Такой человек всегда рассчитывает только на себя, чего ждет и от окружающих. Он хочет быть независим и не любит, когда ему указывают.

О чем расскажут строки . На разлинованном листе сложно заметить эту особенность. Поэтому для чистоты эксперимента, следует писать текст на белом листе бумаги.

  1. У оптимистичных и жизнерадостных людей строки ползут всегда вверх.
  2. Пессимисты же пишут с уходом вниз листа.
  3. Если текст написан прямо, то перед вами спокойный и рассудительный человек.
  4. Если же текст «прыгает», то человек подвержен частой смене настроения.

Что могут поведать поля . Этот фактор может рассказать об отношении человека к материальной стороне жизни:

  1. Если поля широкие, то перед вами человек щедрый и открытый.
  2. Не следует забывать, что все хорошо в меру. Чрезмерно большие отступы – признак пафоса, стремления к роскоши и хвастовства.
  3. А если широкие поля еще и расширяются к низу, то человеку свойственна беспечность и транжирство.
  4. Узкий отступ свидетельствует о бережливости. Конечно, как и с широкими полями, следует видеть разницу между экономностью и скупостью.
  5. Сужающиеся книзу поля выдают жадного и скупого человека.

Внутренний мир по плотности написанного:

  1. Если вы видите текст, написанный убористым почерком, то перед вами замкнутый человек, который никого не хочет пускать в свой внутренний мир. Найти с ним общий язык очень не просто, но если вам это удастся, у вас появится настоящий и преданный друг.
  2. Размашистый почерк говорит об открытой личности. Он легко сходится с людьми, весел и дружелюбен. Правда, зачастую весьма легкомысленен и необязателен.

Связи в буквах:

  1. Если слова написаны без разрыва, все буквы соединены между собой, то перед вами прямой, последовательный и целеустремленный человек. Он предсказуем в своих действиях и всегда руководствуется логикой.
  2. А вот разрывы в написании выдают неординарную и талантливую личность, от которой не придется ждать рассудительности и логичности. Они скорее будут прислушиваться к своей интуиции, нежели думать о фактах.

Конечно, даже при условии того, что вы учтете каждый фактор, ваш анализ будет очень поверхностным. Настоящие графологи утверждают, что для качественного анализа требуется не один текст. Следует убедиться, что у вас есть образец каждой буквы алфавита.

Характер и подпись

Провести анализ почерка иногда весьма затруднительно. Да и картина может получиться очень неоднозначной. В таких случаях на помощь приходит анализ подписи человека. Она может рассказать о своем авторе никак не меньше почерка, а иногда даже больше:

  1. Чем проще подпись, тем уверенней в себе ее автор.
  2. Если присутствуют петли и закорючки, то человек хитер и наблюдателен.
  3. Чем больше разнообразных элементов в подписи, тем неординарнее личность. Штрихи и завитки выдают изобретательного и находчивого человека с живым воображением и задатками художника.
  4. Если подпись зачеркнута, то ее автор резок, импульсивен и весьма энергичен.
  5. Предприимчивые люди всегда подчеркивают свою подпись. Однако следует заметить, что если черта возвращается к началу, то человек очень эгоистичен, зациклен на себе и совсем не умеет доверять окружающим.
  6. Если же подпись находится в кругу, то человек обладает робким и застенчивым характером.
  7. Если первая буква подписи совпадает с фамилией, то перед вами человек, который здраво оценивает свои возможности. Он прост и скромен.
  8. Привлечение чрезмерного внимания к первой букве – признак самовлюбленности и честолюбия. Такой человек не может улавливать суть вещей и не умеет концентрироваться.
  9. Зигзаги и волны в росписи – признак деятельности и веселого нрава. Такие люди не могут усидеть на одном месте, не могут ни на чем сосредоточиться и долго заниматься одним делом.
  10. Стремящаяся вверх подпись – признак оптимизма, энергии и яркого темперамента.
  11. Горизонтальное расположение говорит об уверенности и рассудительности.
  12. Расположение вниз – признак неуверенности и замкнутости.
  13. Если в конце подписи есть точка, то такой человек очень дисциплинирован.

Заключение

Конечно, многим людям интересно самостоятельно изучить тему графологии. И это правильно. Анализ почерка поможет вам понять не только окружающих, но и себя, научиться контролировать слабые стороны и подчеркивать сильные, бороться с недостатками и совершенствовать лучшие черты. Ведь почерк, как и характер, может меняться, а значит, графология – это инструмент самосовершенствования.

Существует такая наука, как графология, определяющая характер человека по его почерку. Но следует оговориться, что эта наука не универсальна, то есть нельзя судить о человеке лишь по его почерку. Во-первых, характер - вещь довольно сложная, а во-вторых, исключения из правил тоже бывают. Но все же, определенное представление о характере человека графология дает.

Большие, маленькие…

Размер почерка может сказать, насколько общителен человек. Большой почерк присущ экстравертам, у таких людей много друзей. «Мельчат» обычно замкнутые личности, которым довольно сложно найти общий язык с другими людьми.

Закругленные буквы говорят о доброте и отзывчивости человека, а вот угловатые присущи эгоистичным натурам. Если при письме человек сильно надавливает на ручку (или карандаш), это говорит о большой силе воли и упорстве, если же буквы бледные - это говорит о слабоволии и неуверенности в собственных силах.
Каллиграфический почерк, как правило, наблюдается у людей несамостоятельных, но очень дисциплинированных и аккуратных. У спокойных и уравновешенных натур почерк правильный, читать что-либо, написанное такими людьми, довольно легко, в отличие от почерка энергичных и, даже в какой-то степени, нервозных людей, у которых почерк (в большинстве своем) неразборчивый.

Если в словах все буквы связаны между собой, это говорит о хорошем логическом мышлении, а вот если буквы стоят отдельно друг от друга - о хорошо развитой интуиции.

Вправо-влево, влево-вправо.

Наклон букв также может кое о чем рассказать. Если буквы «уходят» вправо, это свидетельствует о преобладании чувств над разумом. Такие люди зачастую влюбляются с первого взгляда, но они очень ревнивы; любят, когда ими восхищаются. У людей с «левыми наклонностями», напротив, разум берет верх над чувствами: такие люди влюбляются только после длительных размышлений. Вертикальный почерк (без наклона влево или вправо) говорит о гармонии чувств и разума.

Ах, поле, поле…

По размерам полей, которые человек оставляет при написании, можно судить о его отношении к материальным ценностям: если поля узкие - человек бережлив, широкие - щедр. Люди, у которых поле книзу расширяется, имеют склонность к расточительству, а те, у кого сужается поле, напротив, очень скупы и жадны к деньгам.
Оказывается, ровность (или же неровность) строк также может о многом рассказать. Скачущие и неровные строчки говорят о хитрости (стоит задуматься: а есть ли совесть у этого человека). Ровные строчки обычно присущи рассудительным людям, которые трезво оценивают свои возможности. Оптимистов выдают строчки, поднимающиеся вверх, а вот у пессимистов они неумолимо «сползают» вниз.

Подпись - «зеркало» души.

Скрытые черты характера выдает именно подпись. У смелых и уверенных в себе людей зачастую самая простая подпись. Большое количество петель в подписи говорит о хитрости ее обладателя. Импульсивные люди имеют склонность зачеркивать свою подпись, а предприимчивые - подчеркивать. Робкие люди обводят свою подпись в кружок.

В зависимости от настроения или ситуации, почерк человека может меняться. Ну а если же человек пишет каждый раз новым почерком, то он, несомненно, творческая личность.

А в завершение небольшой тест:

Возьмите лист бумаги (не разлинованной), карандаш и линейку, напишите несколько строчек любого текста. А теперь проверяйте!

1. Размеры букв.
Не больше 2 - 3 миллиметров. 3 балла
4 - 5 миллиметров. 7 баллов
6 - 7 миллиметров. 17 баллов
Более 7 миллиметров. 20 баллов

2. Наклон букв.
Сильный влево. 2 балла
Очень легкий влево. 5 баллов
Без наклона. 10 баллов
Очень легкий вправо. 6 баллов
Сильный вправо. 14 баллов

3. Очертания букв.
Округлые. 9 баллов
Трудно определить. 10 баллов
Угловатые. 19 баллов

4. Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Расположена параллельно верхнему краю. 12 баллов
Строка смещается вверх. 16 баллов
Строка смещается вниз. 1 балл

5. Сила нажима на карандаш.
Легкая. 8 баллов
Средняя. 15 баллов
Сильная. 21 балл

6.Характер написания букв.
Слитное написание букв. 11 баллов
Раздельное написание букв. 18 баллов

7. Общая оценка написания букв.
Все слова легко читаются, почерк аккуратный. 13 баллов
Почерк аккуратный, но некоторые слова читаются с трудом. 9 баллов
Почерк неразборчивый. 4 балла

Подсчитайте ваши баллы. Чтобы добиться большей точности, проведите тестирование несколько раз в день. После этого суммируйте все баллы и разделите на количество тестирований.

ОТ 38 ДО 51 БАЛЛОВ
Люди, обладающие подобным почерком, обычно оторваны от жизни, часто не способны справляться с трудными ситуациями, уходят в себя, в свои интересы. Болезненно воспринимают неудачи. Нередко попадают под чужое влияние. У таких людей наблюдается повышенная склонность к принятию спиртных напитков, к наркозависимости. К этой же группе относятся фанаты компьютерных игр и футбольные болельщики.

ОТ 52 ДО 63 БАЛЛОВ
Люди из этой группы, как правило, не обладают выраженной силой воли, они робкие, часто растерянные в критических ситуациях. По многим вопросам проявляют пассивность. Они еще не успели осознать себя как личность. Уходят в свои мечты, которые редко воплощаются в жизнь. В эту группу попали и бродяги, наркоманы первого года, а также 32 процента сексменьшинств.

ОТ 64 ДО 75 БАЛЛОВ
Подобные люди скромны, обладают мягким характером, уважают мнение окружающих. Вследствие их природной доверчивости их легко обмануть искушенному человеку. Такие люди легко внушаемы. Заниженная самооценка приводит к тому, что они часто подстраиваются под других людей, забывая про собственное Я. В критических ситуациях пытаются бороться, но часто пассуют перед хамством. К этой группе также относятся цветоводы, голубятники, уличные торговцы мелким товаром.

ОТ 76 ДО 87 БАЛЛОВ
Люди, обладающие подобным почерком, чистосердечны, открыты, прямолинейны. Всегда отстаивают свою точку зрения, но с терпимостью относятся и к чужой. Считают предательство - худшей чертой человека и никогда его не прощают. Зато с друзьями преданы, пойдут ради них в огонь и в воду. Способны на поступок ради высшей цели. Такие почерки были выявлены у работников правоохранительных органов, служащих страховых компаний и, как ни странно, у киноактеров.

ОТ 88 ДО 98 БАЛЛОВ
Наиболее распространенная категория. Люди этой группы порядочны, не способны на обман, обладают уравновешенным характером, выдержкой. В критических ситуациях отважны, настроены на победу. У них в голове всегда много планов, не многим из которых, правда, суждено осуществится. Сообразительны, ко всему относятся с юмором. Это люди, выросшие в крепких семьях со здоровой семейной атмосферой.

ОТ 99 ДО 109 БАЛЛОВ
Люди этой группы - независимы в суждениях и поступках. У них на все есть собственное мнение. Они обладают цепким умом и хорошей памятью. В некоторых ситуациях способны вести себя вздорно. Любят все прекрасное, нередко сами посвящают себя творчеству. Такой почерк бывает у журналистов, музыкантов, руководящих работников, менеджеров.

ОТ 110 ДО 121 БАЛЛА
Подобные люди властны, требуют подчинения собственным желаниям и капризам. Любую критику в свой адрес воспринимают как посягательство на права собственности и не прощают. С дисциплиной здесь тоже проблемы, они часто дают людям понять, что уже делают вам одолжение просто общаясь с вами. В эту группу также попали вышибалы ночных баров и швейцары периферийных гостиниц.

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Почерк - основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь - совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк - характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка - это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык - система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего - строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности - восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16-17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость - идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

Естественные - возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

Искусственные - маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация - это подражание почерку другого лица;

Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

Вариационность - устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка - это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость - это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение - это отрасль криминалистики , изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма - секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки - люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим .

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон , который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета .

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского . Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение , измерение , описание , сравнение , эксперимент , моделирование и др.
  • Частнонаучные методы - методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы - графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм - ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы .

Классификация объектов исследования почерка

По составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

По объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4-10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1-7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

По условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений :
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты :
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
В центре В левом углу В правом углу
  • подписи :
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении
  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля - отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги - вертикальные, также могут быть горизонтальные - сверху, снизу.

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой - свыше 3 см, средний - от 1 до 3 см, малый - до 1 см.

Форма линии полей - линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля - соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой - более двойной высоты строчной буквы; средний - равен двойной высоте буквы; малый - равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой - более ширины двух букв; средний - равен ширине одной-двух букв; малый - менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой - больше двухэлементной буквы; средний - равен ширине буквы; малый - меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка - это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными - ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк - это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные - почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • - почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.

  • - почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк - этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме - признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них - привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма - непривычный. Он может быть - замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений - это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон
Отсутствие наклона
Правый
Левый
Смешанный

Размер почерка

Размер почерка - протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой - более 4 мм; средний - от 2 до 4 мм; малый - до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка - это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим - размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним - размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым - когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков - соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую - интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная - непрерывно выполняются все буквы в словах; большая- когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая - непрерывно выполнены 4-5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать - все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима - признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима - наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений - различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка - это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

Почерк может быть размашистый, красивый, с наклоном, мелкий, неразборчивый - сложно найти людей, которые бы писали одинаково. Тщательно изучив почерк конкретного человека, можно узнать о его характере, личностных качествах, описать даже его внешний вид. Только примерно в 20 лет почерк приобретает окончательный вид. Тогда и можно провести анализ написанного от руки текста. На что же необходимо обратить внимание и как максимально точно проанализировать почерк человека?

Общие сведения о почерке

Графология - это наука, которая анализирует почерк и составляет взаимосвязь разных характеристик с личными качествами. Работа проводится с учётом наклона букв, ширины, высоты, места расположения слов, сжатости и прочих факторов, которые указывают на личностный характер человека. Совокупность всех качеств, приводит к определению точного портрета, индивидуальной характеристики человека.

Наука графология способна дать точный и полный анализ качеств человека. В некоторых случаях удаётся даже узнать сексуальные предпочтения, предрасположенность к наркомании или суициду, склонность к личностному росту или деградации и т. д. Именно поэтому многие психологи применяют анализ почерка в своей практике. Кроме того, услугами графологов начинают пользоваться многие фирмы при найме специалистов. Это своего рода новый вариант детектора-лжи, только он ещё показывает склонности человека, которые могут проявиться в будущем. Не стоит пугаться, если дадут чистый листок бумаги и подделывать свой почерк, ведь можно сделать себе медвежью услугу испортив характеристику.

Что нужно для анализа почерка?

Графологический анализ проводится чаще всего в присутствии специалиста, но если знать некоторые тонкости науки, всё можно сделать самостоятельно. Для этого потребуется карандаш и обычный чистый лист размера А4 . Для анализа человеку необходимо написать минимум 4 предложения , причём без волнения и скорости. Чем больше будет надпись, тем легче разобрать некоторые критерии почерка и определить личностный характер. Карандаш нужен для определения нажатия, так как с помощью ручки этот показатель определить трудно.

Иногда для точности анализа, проверяющий просит предоставить ранее написанный текст, при этом не любой вариант подходит. Например, открытки или заявления не подходят по причине того, что человек прикладывает старание при написании текста в них. В некоторых документах почерк не соответствует личностным качествам из-за спешки или неудобного положения. Для анализа подходит только текст, который был написан в спокойном состоянии и удобном положении. Именно поэтому графологические исследования проводят с текстами, которые написаны одним человеком, но в разное время.

На какие характеристики почерка обращать внимание?

Графологи считают, что для анализа почерка необходимо иметь несколько примеров рукописного текста. Это необходимо для того, чтобы определить точный почерк. Человек с каждым листком прилагает меньше усилий к написанию красивых букв, а значит и его почерк становится естественным. Именно последние листки с текстом становятся объектом для анализа и определения личностных качеств, но на какие характеристики стоит обращать внимание?

Перед тем как начать рассматривать основные критерии надписи, следует обратить внимание на сам листок бумаги. По его внешнему виду определяют базовые данные.

Первый критерий в почерке, по которому определяется личностный характер, это размер букв . Он способен меняться с возрастом. Обычно буквы становятся больше к старости или изменяются из-за физического состояния. То есть на почерк может влиять болезнь или усталость.

Буквы увеличиваются с возрастом из-за быстрой утомляемости или ухудшения зрения, поэтому на этот показатель не следует обращать внимание. Почерк рекомендуется проверять у людей в возрасте от 25 до 45 лет , ведь в этот период многие качества написания стабильны и не зависят от физического состояния. Кроме этого, не следует обращать внимание на средний размер букв . Это самый популярный размер при написании, поэтому он не несёт какой-то специфической информации.

Буквы, написанные большим шрифтом без эмоциональной и физической напряжённости, говорят о лидерских качествах человека, его эмоциональной устойчивости, открытости и лёгкости налаживать взаимоотношение с людьми. Маленький шрифт свидетельствует о том, что человек способен долго просидеть на одном месте при выполнении работы. Кроме того, у них заметна целеустремлённость и сдержанность, но люди, которые пишут мелкими буквами, не приживаются в обществе и являются замкнутыми личностями.

Поля при написании текста

При анализе почерка следует обращать внимание на поля .

  1. Если при написании текста, человек выдерживает узкие поля, значит, он бережлив, но чем плотнее текст, прижимается к границам, тем больше это качество доминирует в его жизни. В итоге слова, которые практически упираются в границы листа, говорят о жадности и скупости. У такой личности способна проявляться зависть и мстительность.
  2. Широкие поля говорят о том, что автор щедрый и любит жить, не экономя деньги. От ширины полей зависит экономность человека. Много пустого пространства указывает на то, что он любит хвататься, жить на широкую ногу в роскоши. Такие качества не всегда ценятся в людском обществе.

Нажим при написании текста

Нажим вовремя письма определяет не только индивидуальные характеристики личности, но и его эмоциональное состояние во время написания текста. Эмоции могут быть самые разные, но чем они ярче, тем сильнее человек нажимает на ручку или карандаш.

  1. Если эмоциональный фон стабильный, сильный нажим пера означает энергичность и трудолюбивость человека. Такие люди трудно налаживают отношения в обществе, ведут правильный образ жизни, не замыкаются в себе. Кроме того, сильный нажим ручки означает волевой, твёрдый характер и уверенность в своих силах.
  2. Лёгкий нажим ручки чаще определяет спокойный характер, мягкость, одиночество и нежелание идти на контакт с большим количеством людей. Такие натуры легко строят личные взаимоотношения, но общество их пугает. В некоторых случаях лёгкий нажим определяет склонность к романтике.

В почерке направление строк имеет особое значение, ведь по качеству написания текста, легко определить главные личные характеристики. Наклон письма способен не только распознать качества человека, но и указать на его склонности в дальнейшем.

Элементы письма, форма и наклон букв

Для более точной картины индивидуальности, следует определить элементы связывания и форму букв. Например, если все буквы имеют переход , то личность отличается логическим мышлением, прямолинейностью и даже способна на упёртость. Раздельное написание букв указывает на то, что автор относится к людям с развитым мышлением и фантазией. Этот тип написания, свойственен малому количеству людей. В графологии утверждается, что уравновешенность определяют по слитному написанию 2–3 букв , после чего проскакивает разделение и снова слитное написание букв.

Анализируя формы букв, легко понять, что собой представляет человек в плане податливости и помощи окружающим. Если символы угловатые или острые , то его автор относится к эгоистам. Это люди, которые живут сами по себе и от них, не допросишься помощи. Символы с плавными чертами, определяют податливого человека, который всегда придёт на помощь, но они не могут отказать, что не всегда является хорошим качеством.

Большое количество личностных качеств легко узнать при анализе наклона букв. Критика определяют по слабому наклону в левую сторону . Такие натуры ставят себя выше других и не считаются с чужим мнением. Чем сильнее наклон символов в левую сторону, тем больше у автора проявляется упрямство и склонность отстаивать свою точку зрения. Его сторона будет всегда единственно верной.

Сильный наклон в правую сторону обозначает волевой характер, силу в принятии решений, немного ревностных качеств и способность влюбляться. Слабый наклон текста в правую сторону не используется для анализа, ведь так учат писать в школе, а значит это скорее правило, чем проявление личностных качеств. Прямое написание букв указывает на упрямство, но без эгоизма. Тут проявляется взвешенный взгляд и оценка своих возможностей.

Определение характера по почерку

Также можно определить не только характер по почерку человека, но и тип его темперамента. Для этого следует использовать в совокупности несколько категорий определения почерка.

  1. Холерика определяют по наклону текста в правую сторону. Символы неровные, завёрнутые или даже запутанные. Нажим ручки сильный, а расстояние между словами разное.
  2. Флегматика определяют по толщине букв. Если буквы жирные, но при этом их толщина постоянно меняется, значит автор обладает флегматичным темпераментом.
  3. Сангвиники пишут красивым почерком. Отличительными качествами являются бегущие и размашистые буквы. Строки волнообразные.
  4. Меланхолики выдерживают неровные поля, символы танцуют, причём как в наклоне, так и в расположении на строке. Символы отличаются вытянутостью, штрихами и чёрточками.

Определение личностных качеств


Top