Состояние здоровья подростков современных условиях. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы

Проблемы здоровья подростков 15-16 лет

Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры.

В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.

Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.

Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из важных государственных задач Республики Беларусь. Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является индикатором социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Проблема приобретает в настоящее время особую остроту в связи с ухудшением показателей здоровья подростков на фоне демографического спада и постарения населения. Так, в Беларуси численность лиц в возрасте 15-19 лет за период с 2008 по 2012 годы сократилась на 23,3% - с 712411000 до 546438000 человек, их доля в 2012 году составила 5,8% от общей численности населения (в 2011г. - 6,2%,в 2010г. -6,6%, в 2009 г. - 7,0%, 2000г. -8,1%).

В подростковом возрасте (15-17 лет) наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости почти по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические заболевания. Уровень общей заболеваемости лиц 15-17 лет в 1,4 раза выше того же показателя у взрослых. Основными классами заболеваний, формирующими уровень первичной заболеваемости, являются болезни органов дыхания(61 -72% в структуре заболеваемости), внешние воздействия, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы и органов чувств.

К наиболее актуальным медико-социальным аспектам проблемы здоровья подростков следует отнести связанные с репродуктивным и психическим здоровьем. Это, прежде всего, инфекции, передаваемые половым путем, и подростковая беременность. Из общего числа производимых в Беларуси абортов на подростковый возраст приходится 9-10%.Абсолютное число абортов, производимых подростками, постепенно снижается. Однако каждый десятый аборт проводится у подростков и молодежи в возрасте до 20 лет.

За последние 10 лет выявлены негативные тенденции в показателях физического развития подростков. Установлено достоверное снижение темпов роста. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием.

Особая роль принадлежит детской инвалидности, поскольку состояние здоровья детей и подростков определяет трудовой потенциал общества. Тяжесть первичной инвалидности в данной возрастной группе ниже, чем детей младшего возраста, за счет более низкого удельного веса детей-инвалидов с 3 и 4 степенью утраты здоровья. Однако среди детей 15 -17 лет доля наиболее тяжелой степени утраты здоровья увеличилась с 5,9% в 2002 г. до 11,7% в 2010г.

Подростки - это тот возрастной контингент, уровень смертности которого относительно невелик по сравнению с другими возрастными группами населения. В то же время, анализ подростковой смертности в Беларуси показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%), самоубийствами (30%) злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%). Проблема самоубийств среди молодежи чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей в Европейском регионе.

Заключение по параграфу 1.3

Статистические данные показываю что большие интелектуальные и статические влияния на школьников наряду с ограниченой двигательной активностью, несбалансибованным питанием, а так же ведением малоподвижного образа жизни ведут к ухудшению зрения, деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, уменьшению сопротивляемости организма к воздействиям неблагоприятных факторов, и как следствие все это приводит к общему снижению уровния здоровья школьников. И одним из рациональных путей который позволит увеличить адаптационные возможности организма, повысить уровень здоровья, подготовить личность к результативной деятельности - это путь занятий физической культурой и спортом.

Заключение по ГЛАВЕ 1

Трудно переоценить значение игр для человека. Ведь он начинает использовать их практически с самого момента рождения. Они помогают ему познавать мир, развиваться. Спортивные игры сформировались именно на основе игровой деятельности, которая заложена в человеке. И такие игры связанные со спортом, состязаниями выделили в отдельную группу, которую назвали спортивные игры (или игровые виды спорта)

Игровые виды спорта - прекрасный инструмент который можно использовать как для совершенствования физической подготовленности занимающихся, так и как оздоровительный элемент. Очень велико его как командное так и индивидуальное влияние на личность спортсмена. Спортивные представляют ряд требований к воспитанию личности спортсменов. Тут и воспитание коллективизма, развитие способности жертвовать собственными интересами ради команды, чувства помощи и поддержки. Так же высокое место занимает значение игровых видов спорта в воспитании волевых качеств. Игровые виды спорта способствуют развитию гармоничной личности.

Что особенно важно для подростков 15-16 лет. Ведь именно в этом возрасте происходят многие изменения как в организме, так и в личности подростков. Происходит половое созревание, отмечается значительное развитие центральной нервной системы. Совершенствуется абстрактно-логическое мышление. Однако нервная система обладает пока еще низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок, что обходимо учитывать при работе с подростками.

У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, а занятие игровыми видами спорта с динамической сменой игровых сцен, и необходимостью постоянного контроля широкой области игровой площадки способствует как их быстрейшему развитию, так и закреплению в процессе становления.

Но также в данный период подростки подвержены различным заболеваниям. К наиболее часто встречаемым можно отнести проблемы репродуктивного здоровья и психического состояния. Век компьютеризации - ведет подростка к малоподвижному образу жизни. Что влечет за собой вереницу как физических так и психологических проблем. Тут и избыточный вес, и неприязнь "живого" общения с другими людьми. По данным статистики за последние 10 лет выявлены снижение темпов роста, упала доля подростков с нормальным физическим развитием.

З а последнее десятилетие катастрофически растет заболеваемость детей. Отмечены высокие темпы роста числа таких заболеваний среди детей до 14 лет, как анемия (в 1,3 раза), болезни эндокринной (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы (в 1,5 раза), аллергические болезни (в 1,3 раза), болезни системы кровообращения (в 1,3 раза), новообразования (в 1,3 раза).

Наиболее серьезная ситуация регистрируется среди подростков. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной системы в 1,9 раза, аллергических болезней в 1,6 раза, болезней системы кровообращения в 1,5 раза, новообразований в 1,8 раза, болезней мочеполовой системы в 1,5 раза, костно-мышечной системы в 1,9 раза.

Вследствие увеличения доли длительно текущих соматических болезней за этот период вдвое возросла психосоматическая патология. Как ответ на воздействие негативных факторов внешней среды, на треть увеличилось число реактивных состояний и психопатий.

Число наркологических расстройств в 90-х годах возросло в 3,7 раза, наркоманий - в 15 раз, алкогольных психозов - в 15,5 раз, хронического алкоголизма - в 2 раза. По данным специальных исследований, реальное число больных алкоголизмом подростков увеличилось в 2-3 раза, страдающих наркоманиями и токсикоманиями - в 6-10 раз, токсикоманов - в 5,6 раза.

Есть убедительные данные о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже об их децелерации.

Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты. За последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По экспертным оценкам, число детей-инвалидов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

В целом в России состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется следующими особенностями:

Увеличением хронической заболеваемости

Нарастанием уровня инвалидности

Нарушением становления репродуктивной системы

Отклонениями психического здоровья

Увеличением числа дезадаптированных детей

Снижением показателей физического развития.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм.

Ухудшение социального статуса большинства детей

Изменение качества питания

Воздействие экологических факторов

Нарастание тяжести зобной эндемии

Медикаментозную “агрессию”

Введение новых форм обучения.

Об ухудшении социального статуса большинства детей свидетельствует рост числа социально обездоленных детей. Так, 600 тыс. детей не имеют родителей, 500 тыс. ежегодно “теряют” одного из родителей, 300 тыс. детей ежегодно рождаются вне брака. 160 тыс. детей - беженцы и переселенцы, 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, 10 млн. - в бедных семьях, 2 млн. - безнадзорные. При таком положении дел в стране социальный фон может являться серьезной предпосылкой к формированию болезней и их прогрессированию.

Изменение качества питания

По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Так, специалисты НИИ питания РАМН, обследовавшие школьников Москвы, установили, что концентрация аскорбиновой кислоты в крови была ниже нормы у 40%, витамина Е - у 33%, витамина А - у 28% школьников. В Оренбурге у 95% детей обеспеченность витамином С была существенно ниже нормы, в том числе у 10% выявлен глубокий дефицит. Аналогичные показатели отмечены и в других регионах России.

Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенока вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом, распространенность которого достигла, по нашим данным, 44%.

Необходимо принимать во внимание, что в ряде регионов России не только дети, но и 40-90% беременных женщин испытывают разную степень дефицита того или иного макро- или микронутриента.

Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним прежде всего относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.

Воздействие экологических факторов

Бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состоянии здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания - на 67%, пищеварения - на 77,6 %, опорно-двигательного аппарата - на 21%, новообразований - на 15%.

Нарастание тяжести зобной эндемии

Прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% - доли подростков с нарушениями полового созревания.

Медикаментозная “агрессия”

Все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии.

Введение новых форм обучения

Реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5 ч превысили допустимые нормы. С этой “антидетской” реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствует тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции.

Проблемы и решения

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует широкого внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, и оптимизации нутритивного обеспечения, гармоничного развития и грамотной терапии болезней - с другой. Педиатрические наука и практика имеют большой опыт, позволяющий решать эти проблемы. О значении оценки значимости профилактики в сохранении здоровья детей можно судить по результатам, которые сулит принести реализация некоторых из них программ.

Внедрение массовой йодной профилактики обеспечивает:

Снижение на 10-20% числа детей дошкольного возраста с дисгармоничным физическим развитием

Снижение на 30% числа детей с хроническими болезнями

Снижение на 20-25% числа детей, не усваивающих базовую учебную программу

Уменьшение на 15% числа детей с риском асоциальных форм поведения

Предотвращение тяжелых форм умственной отсталости до 1000 детей ежегодно

Снижение заболеваемости раком щитовидной железы в 3 раза.

Профилактика дефицита кальция у детей и подростков позволяет снизить до 40-45% частоту болезней опорно-двигательного аппарата у лиц трудоспособного возраста.

Совершенствование медицинской помощи подросткам 15-18 лет может:

Снизить на треть частоту неблагоприятных исходов хронических болезней

Повысить выявляемость функциональных нарушений и хронических болезней в 5 раз, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата

Уменьшить на 18-20% частоту развития инвалидности в трудоспособном возрасте.

Организация оздоровления детей непосредственно в школе позволит:

Уменьшить в 2 раза число детей с дефицитом массы тела

Снизить в 2,2 раза заболеваемость ОРВИ

Уменьшить на 22% число рецидивов хронических болезней

Снизить в 2 раза частоту ЛОР-патологии

Улучшить на 15% успеваемость школьников.

В настоящее время как никогда актуально активизировать и научные исследования в педиатрии. Ребенок динамичен, его отличает способность остро реагировать на все изменения окружающей среды. Поэтому перед педиатрией на каждом этапе развития общества встают новые научные задачи, от решения которых зависит эффективность профилактических и организационных технологий.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, микронутриентной обеспеченности, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска.

Обоснование и оценку качества здоровья детей.

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей.

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства.

В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.

Снижение показателей здоровья, физи­ческого развития и двигательной подготовленности детей связанно с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, умень­шением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспи­тательной работы в образовательных учреждениях.

За последние 10 лет медико-демографическая ситуация в стране характеризуется сокращением численности детского населения на 7 млн. человек. Число детей-инвалидов в РФ достигло более 617 тыс. человек. Сократилось число нормальных родов до 31,1%. С перинатальной патологией рождается 39% детей, младенческая смертность составляет 15 на 1000 родившихся. Ежегодно в родильных домах погибает до 16 тыс. новорожденных.

Показатель общей заболеваемости детей на 54% выше, чем взрослого населения, и на 21% - чем подростков.

Всероссийская диспансеризация детей в 2002г. выявила, что 51,7% имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных органов и систем. Особенностью современной патологии дет­ского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, причем ряд хронических заболеваний формируется у детей уже в дошкольном возрасте. На первом месте отмечается прирост заболеваний костно-мышечной системы (за последние 5 лет на 53%), затем системы кровообращения, новообразований, врожденных аномалий, заболеваний нервной системы и органов чувств, гастропатологии.

В начале 1990-х годов показатели физического развития детей стали уменьшаться. Так, в 1991 году отставание массы тела от норматив­ных данных составило 9%, в 1996-м - 15%, в 1997-м - 16,9%, т.е. с 90-х годов XX столетия появилась тенденция к децелерации - замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Наряду с процессами стабилизации и децелерации с 1980-х годов
регистрируется постепенное снижение функциональных показателей,
а с1990-х - уменьшение приростов морфологических показателей.

Среди тенденций ухудшения состояния здоровья детей следует отметить трофологический синдром - дисгармоническое физическое развитие и отста­вание биологического возраста от паспортного, а так же феномен феминизации подразумевающий уменьшение разницы в физи­ческой подготовленности мальчиков и девочек. За последнее десятилетие отмечается снижение темпов прироста и абсолютных результатов в скоростно-силовых пока­зателях во всех возрастных группах детей на 20%, при этом показатели физической подготовленности мальчиков приближаются к показателям физической подготовленности девочек. Кроме того, у современных детей наблюдается синдром психосоматической астенизации , проявляющийся в астенизации конституции и типологическом сдвиге ЦНС в сторону более слабых нервных процессов.

Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определя-ется как анатомо-физиологические, возрастно-половые особенности растущего организма и влияние на него условий окружающей среды.

В нашей стране традиционно выделяется пять групп здоровья детей:

I группа - здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

II группа - здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологи-ческие отклонения, а также снижена сопротивляемость заболеваниям.

III группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

IV группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями
организма.

V группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Организму детей свойственен интенсивный процесс роста и раз­вития . Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, это две стороны одного процесса жизнедеятельности.

Закономерности роста и развития организма:

1.Неравномерность темпа роста и развития.

2.Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем.

3.Обусловленность роста и развития полом.

4.Биологическая надежность функционирования систем организма.

5.Влияние на рост и развитие как генетических, так и средовых факторов.

6.Периодичность ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят посту­пательный характер, но их темп неравномерен . Наиболее интенсивно процессы роста и развития протекают на первом году жизни, в 5-6 лет и в 11-13 лет у девочек, в 13-15 лет у мальчиков, таким образом, к концу первого года жизни темп увеличения длины тела составляет 47%, а в возрасте 4-7 лет - 5-7%.

У детей периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления»:

· период первой «полноты», или «округления», с 1 по 4 год жиз­ни - преобладает прибавка массы тела над длиной тела;

· период первого «вытягивания» с 5 по 7 год жизни - преобладает рост длины тела над его массой;

· период второго «округления» с 8 по 10 год жизни;

· период второго «вытягивания» с 11 до 15 лет;

· период замедленного роста с 15 до 20 лет.

Неравномерность роста проявляется и в более частных закономер­ностях:

1. Сезонная и суточная периодика роста с преобладанием в ночные часы и летние месяцы.

2.Асимметрия роста с некоторым опережением на стороне домини­рующей ручной активности (право- или леворукость).

3.«Канализирование» роста, или феномен гомеорезиса, - возврат к
заданной генетической программе роста и развития, если они были временно остановлены болезнью или голоданием ребенка.

Для детей характерна гетерохронность роста и развития. Организм ребенка рассматривается как единое целое, но его отдель­ные органы и системы растут и развиваются не одновременно. Формирование дви­гательных навыков и развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости) также происходит неравно­мерно.

Рост и развитие детей находится в зависимости от пола . Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увели­чение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфо­логические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. В 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков в показателях длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. В 13-15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим мор­фологическим показателям вновь превосходят девочек. Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола предполагают дифференцированное физическое воспитание мальчиков и девочек.

Обеспечение надежности биологических систем предполагает, что в процессе роста и развития организма создается боль­шой запас резервных возможностей - этим обеспечивается надежность и целесообразность в работе любой биологической системы. Правильно организованное физическое воспитание раскрывает по­тенциальные возможности растущего организма, обеспечивая высокий запас его прочности.

На рост и развитие ребенка оказывают влияние генетические и средовые факторы . Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Существую-щая генетическая программа предопре­деляет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надеж-ность. Велика роль генетической программы в формировании морфо-логи­ческого типа человека, однако при неблагоприятных условиях окружа­ющей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована. В то же время физическое воспитание стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем.

Для детей характерна периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация и децелерация). У детей 1950-1980-х годов процесс биологического созревания начинался несколько раньше, чем в предшествующий период, так как масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, молочные зубы у детей сменялись на постоянные на год раньше, формирование скелета завершалось у девочек к 17-18 годам, у юношей - к 19-20 го­дам, в то время как в начале XX века это происходило к 21-23 годам.

Акселерация – увеличение темпов роста и развития, была вызвана целым рядом как биологических, так и социальных факторов (улучшение питания детей, более интенсивная инсоляция (облучение земной поверхности солнечной радиацией), урбанизация, генетические причины).

Влияние различных факторов на состояние здоровья детей име­ет различную долю значимости в разные возрастные периоды, и это необходимо учитывать при организации реабилитационной помощи детям.

В настоящее время возрастает роль физической культуры в процес­се улучшения состояния здоровья детей.

Лечебная физическая культура в педиатрии имеет неограниченные возможности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего организма. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне тяжело сказывается на физическом развитии и здоровье неболеющих детей и, тем более, на здоровье больных и ослабленных.

Охрану здоровья детей нельзя сводить только к оказа­нию медицинской помощи. Сохранение и укрепление здоровья предус­матривает комплекс мер и, прежде всего, создание благоприятной среды обитания и совершенствование системы физического воспитания.


Похожая информация.


МОУ «Погорельская СОШ»

имени Героя Советского Черкасова

Родительское собрание на тему

8 класс" href="/text/category/8_klass/" rel="bookmark">8 класса МОУ «Погорельская СОШ» имени Героя Советского Черкасова Зубцовского района Тверской области. Материалы сценария использовались на общешкольном родительском собрании (было проведено дополнительное диагностическое исследование учащихся 7-11 классов. Диагностические материалы в приложении 2).

Родительское собрание в 8 классе

"Проблемы формирования здоровья современных подростков".

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей

Задачи:

Познакомить родителей с факторами риска для здоровья современных детей

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, памятки для родителей, диагностические материалы для учащихся.

Ход собрания

Слайд 1

I . Организационный момент .

Постановка цели и задач собрания.

Слайд 2

II . Актуализация

Учитель: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.)

Слайд 3

III.Основная часть собрания

1) Беседа о понятии «здоровье» и особенностях подросткового возраста

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее:

90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.

Уважаемые родители, каждый из нас очень хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, нашёл своё место в жизни и был счастлив. Как помочь в этом нашим детям? Что необходимо знать о подростке и его здоровье? На какие признаки следует обратить внимание? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Слайд 4

Что же такое здоровье? Как вы думаете? (ответы родителей)

Каково же мнение о здоровье наших детей? (ответы учащихся – обобщённые на слайде)

Слайд 5

В 1946 году Всемирной организацией здравоохранения принято единое определение термина здоровье:
"Health is a state of complete physical, mental and social well-being and not merely the absence of disease or infirmity."

- "Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Слайд 6

Можно ли измерить здоровье человека? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на его формирование? Ответы на эти вопросы дают учёные. Для измерения здоровья человека применяется комплексная оценка индивидуального здоровья, которая включает в себя изучение и диагностику физического, социального и душевного благополучия. Основные факторы, влияющие на здоровье человека это наследственность, анте-интранатальные

Слайд 11

Кто же они, наши дети, наши подростки?

Подростковый период – сложнейший и важнейший этап в жизни человека. Этот период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка, в нём изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т. д. Изменения охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь, самосознание. Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты с взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым . Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

Слайд 12

– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом . За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет. (После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

Слайд 13

– Перестраивается опорно-двигательный аппарат : увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Родителям следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений.

Слайд 14

– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы . Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

Слайд 15

– Интенсивно растет сердце . Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

Слайд 16

– Меняется состояние нервной системы . Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком. При неправильном воспитании - могут стать основой устойчивых черт.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

3) Проблемы сохранения здоровья подростков.

Слайд 17

Считают ли наши дети себя здоровыми?

Учащимся были предложены 2 анкеты: (материалы анкет в приложении 2)

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика) и анкета по методике самооценки школьных ситуаций Кондаша. Результаты диагностического исследования мы видим на слайде. Анализ диаграмм показывает, что нашим подросткам необходима помощь, мы с вами должны помочь им в выборе правильного пути для сохранения и укрепления здоровья. Для этого необходимо обозначить проблемы формирования и сохранения здоровья наших детей, какими бы взрослыми они не хотели бы казаться.

Слайд 18

1. Проблема здорового питания.

В зависимости от своего пола;

– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. Карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

Слайд 19

Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор. Последите, пожалуйста, за тем, что едят ваши дети. Обеспечьте их полноценным питанием, необходимым растущему организму.

Слайд 20

Гиподинамия – вторая проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день подросток посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат. Пусть наши дети больше двигаются, это сделает их здоровыми.

Слайд 21

Стресс и его влияние на подростка – третья проблема.

Стресс-это частое явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований. Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы. В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий. Более подробно о преодолении подростковых стрессов мы поговорим на следующем родительском собрании. Это тоже очень важная тема, так как психологическое здоровье одна из составляющих общего благополучия.

Слайд 22

Четвёртая проблема наших подростков - вредные привычки.

Тревожные факты:

В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрастелет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, пьёт или принимает наркотики и чем эти привычки ему в дальнейшем грозят, – надо. Это тема отдельного родительского собрания. Сегодня я хочу попросить вас – вы являетесь примером для своих детей, если папа или мама курят сами, то, скорее всего, ваш ребёнок тоже будет курить. Бросайте вместе! Сохранение здоровья ребёнка будет хорошим стимулом и для вас. Никогда не предлагайте подростку сигарету или алкоголь, даже если это банка пива.

Слайд 23

Режим дня для подростка – одна из наиболее острых проблем.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Научите своего ребёнка правильно распределять своё время, уделять достаточно внимания не только урокам, работе по дому, но и правильно организованному разнообразному отдыху. Игра за компьютером, интернет – это не отдых! Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Слайд 24

IV . Заключительная часть.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Яноша Корчака, выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего, здоровье. Берегите его!

Рефлексия.

Уважаемые родители, какие вопросы вы хотели бы задать по теме нашего собрания. (Ответы на вопросы, обсуждение)

Классный руководитель: Что же является самым главным для подростка в столь сложный для него период жизни? Думаю, что, во-первых, подросток должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.

Слайд 25

Для того чтобы вам вместе с детьми было легче сохранять своё здоровье, я предлагаю вам памятку «Правила здорового образа жизни». Вы можете добавить что-то своё к этим правилам. (Распечатанные тексты памяток раздаются родителям – текст памятки см ниже).

Уважаемые родители! Сегодня мы лишь обозначили проблемы и осмыслили их. Поиск разрешения - процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Правила здорового образа жизни.

(Памятка)

· Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.

· Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.

· Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.

· Доброжелательно относись к людям. Знай и соблюдай правила общения.

· Выработай с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.

· Занимайся ежедневным закаливанием организма и выбери для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.

· Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Просмотр содержимого документа
««Подросток, здоровье, будущее» Проблемы формирования здоровья современных подростков»

Подросток, здоровье, будущее»

Проблемы формирования здоровья современных подростков


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым »

Ж. Ж. Руссо


Здоровье - это наша жизнь!

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

В 1946 году

Всемирной организацией здравоохранения

принято единое определение термина здоровье :

"Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"


Здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.
  • Вывод: наше здоровье в большей степени зависит от образа жизни.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.


Состояние нервной системы подростка

Проблемы здорового питания

Гиподинамия подростков

Подростковые стрессы


ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • -жизнерадостен;
  • -активен;
  • - доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
  • - положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
  • - развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
  • - достаточно быстр, ловок и силен;
  • - суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
  • - неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
  • - он не нуждается в каких либо лекарствах;
  • - не имеет лишней массы тела.


Участие в спортивном празднике

«Здоровым быть здорово!»


Кросс «Золотая осень»

Чукавино






Библиотечный урок «Нет наркотикам!»



Правила безопасности

  • Личная безопасность

По противопожарной безопасности

Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.

В случае треска льда, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег

Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего не выходить на лед!!!

Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой,шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится запротянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.

Оказание помощи провалившемуся под лед с помощью лыжных палок

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

Раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен;

Развести костер (если есть возможность) или согреться движением;

Растереться руками, сухой тканью, но не снегом.



Top