Военно-историческая наука действительно в упадке. Комментарии


Лекция
по курсу «Военная история»
по теме: «Войны рабовладельческого общества»
Содержание

Введение
Цели и задачи военной истории, ее предмет и содержание
Военная организация и военное искусство в рабовладельческом обществе
Заключение
Литература

Введение
Первым классовым обществом в истории человечества был рабовладельческий строй. Основы подлинно научного исследования истории военного искусства заложили классики марксизма: К. Маркс в статье «Формы, предшествующие капиталистическому производству» и Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Пехота» показали процесс возникновения войн и военной организации у различных народов, рассмотрели общее и особенное в военном деле различных государств.
Основным источником исследований являются труды древних авторов - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Тита Ливия, Тацита, Цезаря и др.
Попытки обобщения истории войн рабовладельческого периода стали предприниматься только лишь в XIX веке. Так, в 1836 г. в России появился труд Зедделера «Обозрение истории военного искусства». Тогда же появились специальные работы по военной истории древних египтян, греков, римлян.
Цель лекции состоит в том, чтобы на основе характеристики процесса становления и развития военного искусства ознакомить курсантов с причинами и характером войн, вооруженными силами и наиболее характерными сражениями и военным искусством древних государств. Дать понятие курсантам об объекте и предмете военной истории.
1. Цели и задачи военной и стории, ее предмет и содержание

Военная история как совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Основу их составляли описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.
В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно - следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определённые методы военно-исторических исследований, появляются военные историки - профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки. В России процесс становления военной истории как науки пришёлся на XIX век. В это же время изучение военной истории прочно входит в практику подготовки офицерского состава русской армии.
Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которые подвергаются изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредотачивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.
Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что её объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нём военная история исследует исторические закономерности армии, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность в единстве всех её сторон (экономической, политической, духовной и собственно военной) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причём эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.
Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определённая сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной наукой. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооружённой борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.
Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, которые обуславливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т.д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почётную, обширную и поставленную на научную почву, литературу". Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооружённых сил, военной техники, военной мысли.
История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооружённой борьбы и её обеспечения, так и невоенных форм и средств борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Всё это обеспечивает объективный, конкретно - исторический подход к рассматриваемой войне.
История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооружённой борьбы. Сам термин "военное искусство" пришёл к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывались искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремёслами, военное искусство сохранило своё название. Исходя из этого следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооружённой борьбы, которую, в одних случаях, можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.
Формы и способы вооружённой борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооружённой борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.
Стратегия (от греч. - веду войско) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооружённых сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.
Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых общефлотских (совместных и самостоятельных операций боевых действий) объединениями различных видов вооружённых сил.
Тактика (греч. - искусство построение войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями, и соединениями различных видов вооружённых сил и родов войск.
История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.
История строительства вооружённых сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооружённых сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооружённых сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своём существовании истории войск противовоздушной обороны страны, ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.
История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.
История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учёт которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.
К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельности людей в военной области в прошлом; геральдика, изучающая гербы, что позволяет устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, занимающаяся изучением символических условных изображений, отражающих определенные понятия и обозначающие принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооружённых сил, специальным войскам и службам и ряд других отраслей.
В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов исследования образует методологию науки.
Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма - ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, например, у К. Клаузевица, Н. Бердяева, Д. Парского и других, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.
Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что всё ранее изложенное военными историками в корне не верно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих положениях других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества и качества, отрицания отрицания, а также категорий - причины и следствия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т. д. Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, а также логические приёмы - индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.
Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.
Как и любая наука, военная история выполняет определённые функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Многогранный опыт военной истории несёт значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.
Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель её - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Тем самым военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом. Этим она выполняет мировоззренческую функцию.
Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, даёт возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая деятельность людей в разные исторические эпохи она указывает им путь, вооружает конкретными формами и способами деятельности в военной области.
Образовательная функция военной истории состоит в том, что она несёт в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи стоящие перед войсками.
Воспитательная функция выражается большими возможностями военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно- нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории его борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.
Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе «человек - оружие», наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооружённые силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. С этой точки зрения военная история, как было отмечено в предыдущем параграфе, вооружает военнослужащих необходимыми знаниями исторического опыта деятельности военных кадров в конкретной обстановке, расширяет кругозор, способствует развитию оперативно-тактического мышления, является важным средством воспитания военнослужащих. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса российской армии.
2. Военная организация и военное искусство в рабовладельческ ом обществе

Южная часть Балканского полуострова с очень давнего времени была заселена греками. Они расселились также на островах Эгейского и Средиземного морей, основали колонии на побережье Малой Азии, южной части полуострова. В политическом отношении Греция состояла из большого количества городов-республик (полисов): Афинской республики, Спарты, Фив (Беотии), Коринфа и др. К концу VI века до нашей эры в древней Греции сложился рабовладельческий способ производства. По своему экономическому развитию Греция стояла выше древневосточных государств. Её военно-техническая база также была более совершенна. Это позволяло ей создавать многочисленные и хорошо вооруженные армии, успешно противостоять попыткам персов завоевать территории греческих полисов.
Общественный и политический строй древнегреческих государств во многом определил и их военную организацию. В Афинской республике, например, военная власть была передана коллегии из 10 стратегов, выбираемых по одному от каждой области (филы). Они несли ответственность за набор и организацию войска, возглавляли отряд своей филы. Командование над всем войском ежедневно переходило от одного стратега к другому.
Деление свободного населения на 4 имущественных разряда легло в основу комплектования войска. Первоначально армии комплектовались по милиционной или ополченческой системе: каждый свободный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет считался военнообязанным и должен был по требованию государства (правителей) являться на военную службу. Вооружение и снаряжение они обязаны были приобретать за свой счёт. Граждане первых двух наиболее богатых разрядов служили в коннице. Из людей среднего достатка комплектовалась тяжелая пехота. Бедняки служили в лёгкой пехоте или во флоте.
Наряду с ополчением существовали и постоянные отряды - дружины государей или правителей отдельных областей государства, а также отряды военных поселенцев или колонистов, которые селились в пограничных районах. Дружинники и военные поселенцы за военную службу довольствовались частью военной добычи.
Длительные войны V века до нашей эры (греко-персидские войны 500-449 гг. до н.э., Пелопонесская война 431-404 гг. до н.э.) разорили греческое крестьянство и придали армиям профессиональный характер. Государство вынуждено было принять армию на своё содержание и установить оплату за несение воинской службы. Армии стали комплектоваться по наёмной системе; служба для многих людей стала основной профессией, источником средств существования. Она постепенно превратилась в наследственную и стала обязанностью особой части населения рабовладельческого общества - военной касты.
Начальствующий состав греческих ополченческих армий был выборным. Это способствовало выдвижению на командные должности наиболее авторитетных, проявивших себя в походах и сражениях воинов. С переходом к наёмной системе появляются профессиональные военачальники - предводители наёмников. В их руках концентрируется не только военная власть, они играют также существенную роль в греческой политике.
Вооруженные силы древнегреческих государств состояли из сухопутной армии и военно-морского флота. Сухопутная армия Афин в V в. до н.э. насчитывала около 28 тысяч человек. Она состояла из двух родов войск - пехоты (тяжелой и легкой) и конницы. Основу пехоты составляли тяжеловооруженные воины - гоплиты, имевшие копьё длиной примерно два метра и короткий меч, а также защитное снаряжение - щиты, панцири, шлемы, набедренники и поножи. Легковооруженные воины имели метательное оружие и облегченное защитное снаряжение из кожи или стёганной грубой ткани. Они подразделялись на лучников, метальщиков дротиков и пращников.
Во второй половине V века до н.э. в армиях древнегреческих государств появился новый вид облегченной пехоты, состоявшей из пелтастов (средняя пехота). Пелтасты были вооружены более длинными мечами и копьями, но имели лёгкое (из кожи) защитное снаряжение. Значительно более подвижные, чем гоплиты, они сражались как на фланге, так и в расчленённых строях. Пелтасты могли действовать на пересеченной местности, маневрировали на поле боя, применяли различные построения, что позволяло греческим полководцам использовать манёвр, устраивать засады и чаще достигать внезапности.
Конница была малочисленна (300-1200 всадников) и не оказывала заметного влияния на ход боя. Основным оружием конников было копьё, а средством защиты - небольшой круглый щит. Только в Македонии, где было развито коневодство, удалось создать сильную конницу, насчитывающую до 10 тыс. всадников. Полководец Александр Македонский придавал исключительное значение тяжёлой коннице, в которой не только всадник, но и лошадь была защищена металлическим снаряжением.
В армиях Древней Греции дальнейшее развитие получает военно-инженерное дело. Как и на Древнем Востоке, широкое применение осадной техники (таранов, метательных машин, подвижных башен и др.) обусловило создание специальных отрядов для её изготовления, транспортировки и боевого применения, которые, по сути, являлись прообразом инженерных войск. Метательные машины в Древней Греции стали ставиться на колёса. В связи с их усовершенствованием и увеличением подвижности они начали применяться в боевых сражениях.
Древнегреческие государства, наряду с сухопутной армией, имели достаточно сильный военно-морской флот. Например, Афины в V в. до нашей эры имели около 300 боевых судов - триер, на которые требовалось до 18 тыс. матросов. Экипаж триеры состоял из командования, матросов и гребцов (до 150 человек, как правило, рабов). Для взятия на абордаж кораблей противника и десантных действий на борту триеры нередко находился отряд пехоты.
Организационная структура вооружённых сил греческих государств была различна. Но обычно все войска делились на отдельные отряды различной численности. Деление на отряды в большинстве случаев не имело боевого (тактического) предназначения, а применялось, главным образом, для удобства передвижения и организации боевой подготовки. Наиболее стройную организацию имели армии Спарты и Македонии. Например, в македонской коннице 64 всадника составляли первичную тактическую единицу - "илу"; восемь "ил" сводились в кавалерийскую часть - "гиппарху".
Значительное внимание в древнегреческих государствах уделялось обучению и воспитанию воинов. Вся система обучения и воспитания имела целью выработать выносливого, умелого и надёжного воина. В целом же преобладали элементы воспитания и тренировки над обучением, что определялось характером боя того времени.
В Афинах большое внимание уделялось как умственному, так и физическому развитию. Одинаково считали "хромым" (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Физическое воспитание афинских граждан было направлено не только на подготовку сильного, выносливого и ловкого бойца, но и на придание красоты его наружности. Юноши с 18 до 20 лет проходили военную подготовку в специальных отрядах и учебных лагерях.
В Спарте все мальчики с 7 до 18 лет находились в специальных школах, где обучались грамоте, занимались физическими и военными упражнениями. Обучение грамоте занимало третьестепенное значение. Большее внимание уделялось выработке умения говорить коротко и ясно (лаконизм). Музыка, пение и танцы также были устремлены на выработку качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество, танцы изображали отдельные элементы боя. Хвалебные гимны пелись в честь павших в бою воинов. Подростки воспитывались в суровых условиях: их часто заставляли голодать, переносить всякого рода лишения и нередко наказывали.
В греческих армиях зарождаются элементы строевой подготовки: привитие умений ходить в ногу, делать простейшие перестроения в составе подразделения. Большое значение имели олимпийские игры, которые помимо стимулирования физического воспитания и мобилизации общественного мнения, имели целью проверку боевой готовности, уровня подготовки греческой милици и т.д.................

Дисциплина

«Военная история»

Тема 1

«Военная история как наука. Зарождение армий и военного искусства»

Лекция 1

«Военная история как наука»

Учебное время 2 часа

Рассмотрено и одобрено на заседании цикла ОВП

Протокол №_____ от «____» ____________ 20___ г.


Тема 1. Военная история как наука. Зарождение армии и военного искусства.

Лекция 1. Военная история как наука и учебная дисциплина.

Учебное время: 2 часа.

Место: аудитория.

Метод: лекция.

Материальное обеспечение: проектор, ноутбук.

Учебные вопросы и распределение времени:

І. Вводная часть – 10 мин.

1. Проверка наличия студентов и готовности к занятию – 1 мин.

2. Объявление темы занятия и времени, отводимого на её изучение – 3 мин.

4. Обоснование актуальности данной темы, её места в учебном плане и связи с предыдущим занятием – 3 мин.

5. Постановка учебных целей – 1 мин.

ІІ. Основная часть – 70 мин.

2. Объект и предмет военной истории. Взаимосвязь военной истории с другими дисциплинами.

ІІІ. Заключительная часть – 10 мин.

1. Краткие выводы по теме, ответы на вопросы студентов – 4 мин.

3. Доведение вопросов для самостоятельного изучения – 5 мин.


1. Зарождение военно-исторической науки. Структура, методы, понятия, категории и основные задачи военной истории.

Военная история как наука и как учебная дисциплина, изучаемая в военно-учебных заведениях, – итог ее длительного развития. Она зародилась в глубокой древности в форме простейших повествований о войнах и сражениях, о деятельности полководцев и военачальников в Египте, Ассирии, Китае, Персии, в странах античного мира (Древней Греции, Древнем Риме). Собственный путь имеет российская военно-историческая наука. На заре Отечества первоначальной формой освещения военно-исторических событий были летописи, которые велись на княжеских дворах и при монастырях. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Это были описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно-следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определенные методы военно-исторических исследований, появляются военные историки-профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки.

Объект и предмет военной истории. Взаимосвязь военной истории с другими дисциплинами.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которое подвергается изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредоточивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что ее объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нем военная история исследует исторические закономерности военного строительства, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность (в единстве всех ее сторон) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причем эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Предметом же военно-исторической науки выступают исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, возникновения и развития военной организации государства, военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, политической, социальной, духовной и собственно военной – народных масс, военный армий, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причем эта деятельность связана

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определенная сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооруженной борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений, и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, - которые обусловливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т. д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почтенную, обширную и поставленную на научную почву литературу".Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

Военная история состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооруженной борьбы и ее обеспечения, так и на невоенных формах и средствах борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Все это обеспечивает объективный, конкретно-исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооруженной борьбы. Сам термин "военное искусство" пришел к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывался искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремеслами, военное искусство сохранило свое название. Исходя из этого, следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооруженной борьбы, которую в одних случаях можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооруженной борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооруженной борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Стратегия (от греч. stratos - войско и ägö - веду) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.

Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских) совместных и самостоятельных операций (боевых действий) объединениями различных видов вооруженных сил.

Тактика (от греч. taktika - искусство построения войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов вооруженных сил и родов войск1.

История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.

История строительства вооруженных сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооруженных сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооруженных сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своем существовании истории Войск противовоздушной обороны страны, Ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.

История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.

История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учет которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография , воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология , исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом; геральдика - гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооруженных сил, специальным войскам и службам, и ряд других отраслей.

В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов образует методологию науки.

Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма-ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.

Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что все ранее изложенное военными историками в корне неверно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих принципах других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики (единство и борьба противоположностей, взаимный переход количества и качества, отрицание отрицания), а также категории (причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д.). Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, - а также логические приемы: индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.

Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.

3. Функции военной истории. Развитие военного искусства.

Военная история как наука и учебная дисциплина, объективно воспроизводя прошлое, формирует взгляды и представления, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, истории военного строительства и т. д. Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций и, прежде всего, познавательную . Будучи исторической формой познания, органически связанной с теоретической, следующая общим закономерностям познания, она специфична, поскольку направлена на познание событий прошлого, которые не воспроизводимы экспериментальным путем и в этом смысле неповторимы. Военно-историческое познание всегда включает в себя момент оценки событий, ибо в вооруженной борьбе действуют люди с их личностными и социальными особенностями, характерами и интересами.

Военно-исторические явления и события, их ход и исход, исследуются (познаются), как правило, в конкретной хронологической форме. При этом теория присутствует в ней как исходный пункт и как основа, и как результат познания. А это не что иное, как умение понять сущность военно-исторических событий и закономерности, которые в них проявляются. Изучение каждой войны включает в себя познание ее причин и предпосылок как существенных, так и второстепенных, понимание ее сущности как единства политики и собственно вооруженной борьбы, рассмотрение вооруженной борьбы во взаимосвязи с деятельностью тыла и морально-политическим состоянием народа и армии. При изучении вооруженной борьбы важно не только понять, каким было и как менялось соотношение сил в ходе военных действий, но и как осуществлялось непосредственное руководство этими действиями, как новое, рожденное войной, боролось с отжившим, как на руководство войсками оказывали влияние личные качества руководителей и т.д.

Многогранный опыт военной истории несет значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.

Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель ее - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Таким образом, военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом, то есть выполняет мировоззренческую функцию .

Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, дает возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая исторический опыт предшествующих поколений в области военного дела, она вооружает современников конкретными формами и способами этого вида деятельности.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что эта наука несет в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи, стоящие перед войсками.

Воспитательная функция выражается в наличии больших возможностей военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории их борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Правильно понять и объяснить военно-исторические события невозможно без опоры на определенные методологические основы, которые дают верное направление познания, указывает на его пути, способы и средства. Методология подсказывает, как надо подходить к исследованию связей и отношений в военно-исторических событиях, к выявлению сущности войн и их закономерностей.

Особую роль играют философские и общенаучное принципы и, в первую очередь, – принципы всесторонности, историзма, объяснения истории на основе материалистического понимания истории, закона причинности (детерминизма), а также таких фундаментальных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и такие логические приемы, как индукция, дедукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их использование. Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них. Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов, способствующих более быстрому и целенаправленному поиску истины. Важную роль играют эмпирические методы – анализ документов и исторических описаний, статистические исследования.

Методологическую роль играет положение о преемственности военно-исторического опыта, необходимости сохранять и развивать все ценное, накопленное в теории и практике военного дела, и одновременно выявлять тенденции и перспективы его развития.

В современных условиях можно выделить некоторые методологические проблемы военно-исторической науки. Во-первых, это проблема личной ответственности человека за ход истории и связанные с ней вопросы о смысле военной истории, отрицании и преемственности в ней, о критериях прогресса и его цене. Например, вопрос о том, что оставили после себя мировые войны XIX в. человечеству приобрел не только научное, но и важное мировоззренческое и политическое значение. В этом контексте особо важное значение имеет проблема цены победы в войне и цены войны в целом.

Во-вторых, в процессе изучения военной истории возрастает интерес к проблеме уроков военно-исторических событий, войн и вооруженных конфликтов. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом опыте. Последний – это итог познавательного и духовного освоения человеком социального мира и его будущего. Он не только в знаниях, но и в ценностных, мировоззренческих представлениях.

В-третьих, в познании явлений и процессов минувших войн, в развитии военного дела все большее место занимает проблема выбора. Поскольку история – это человеческая деятельность, то она в самой себе заключает необходимость выбора из ряда возможностей. Решить проблему выбора – значит правильно определить задачу деятельности личностей, партий и движений.

В-четвертых, возрастает значение проблемы исторической памяти. Чем бы человек не занимался, он так или иначе вынужден задумываться над военной историей отечества, определяя свое место в цепи поколений. Историческая память несет в себе оценочный момент – принять или не принять прошлое, одобрить или не одобрить его и т.д. На этой основе формируются общественное сознание, военно-исторические традиции, патриотизм.

Методологическое значение имеет повышение роли военно-исторической науки в системе общественных наук. Она играет все более важную роль в выработке военной политики государств и в определении задач, стоящих перед вооруженными силами, национальной доктрины безопасности страны и общества как в мирное, так и в военное время.

Реалии XXI в. с его глобальными угрозами обязывают военную историю давать такие знания, которые помогали бы укреплять международную, региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использования военной силы, как в целях вооруженной борьбы, так и предотвращения войн, решения миротворческих задач.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.

Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе "человек - оружие", наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооруженные силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса Российской армии.

Заключение.

К числу проблем фундаментальных военно-исторических знаний отнесены вопросы строительства и развития вооруженных сил, возникновения, хода и исхода наиболее значимых войн, военного искусства, деятельности великих полководцев и военачальников в истории Отечества, а также особенности военного строительства и военного искусства зарубежных стран. В целях углубления профессиональных знаний предусмотрено освоение опыта организации и проведения воспитательной работы, морально-психологического обеспечения боевых действий.


См.: Арзамаскин Н.Ю. и др. История. Учебник. – М.: Кучково поле, 2014 .

См.: Орлов А.С. и др. История Россия. Учебник. – М.: Проспект, 2014 .

1 См.: Военный энциклопедический словарь. М., 1986. С. 514, 711, 724.

|

Что изучает Военная История

Военная история изучает прошлое народов, государств, оценивает его, чтобы раскрыть закономерности общественного развития, правильно понять его важнейшие тенденции, а также извлечь из него определенные уроки и учитывать их в практике сегодняшнего и завтрашнего дня.

Военно-историческая наука неразрывно связана с современностью, так как проблема войны и мира продолжает оставаться одной из наиболее острых. Во-вторых, военно-историческая наука, объективно оценивая военное прошлое нашей страны и других стран, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, военного строительства и т. д.

Таким образом, она активно включается в решение оборонных задач государства. В-третьих, объективная истина, добываемая военно-исторической наукой, отражается в понятиях, которые раскрывают законы военных событий и формы их реализации, помогают людям лучше понять сущность исторического процесса и его противоречия.

Раскрывая деятельность людей в различные эпохи, направленную на достижение политических целей военными средствами, военноисторическая наука показывает особенности и формы этой деятельности, ее механизм. И наконец, военно-историческая наука не только исследует историю войн, военного прошлого как единый закономерный процесс, но формирует и определяет основные закономерности развития военного искусства, создавая тем самым основу для развития современной военной теории и практики.

Говоря об этой стороне методологической функции военно-исторической науки, необходимо отметить, что она, изучая прошлое, в особенности военные действия различного характера и масштаба, оказывает непосредственную помощь военной науке и служит важным научным материалом, из которого последняя вырабатывает теоретические и практические рекомендации вооруженным силам с учетом современных условий, уровня развития военной техники, оружия и т. д. Своими исследованиями она показывает факторы и условия, которые привели именно к этому, а не к другому результату, оценивает различные возможности, существующие в исследуемых военных действиях (войне), но особое внимание обращает на показ реализованной возможности. Так, например, обстоятельно описаны и оценены факторы и условия успешного контрнаступления наших войск под Сталинградом и Курском в Великой Отечественной войне и др.

Факты показывают, что тесная, органическая, прочная связь между военной историей и военной наукой не случайна. Она закономерна и глубоко необходима. Эта взаимосвязь оправдывает слова Н. Г. Чернышевского, который говорил, что «без истории нет теории, но и без теории нет истории». Изучая опыт прошлых войн, военно-историческая наука вносит огромный вклад в развитие отечественной военной теории. В этом смысле она является важным фактором укрепления оборонной мощи страны. Важнейшей функцией военной истории является мировоззренческая функция. Она выражается, во-первых, в осмыслении места войны в историческом процессе, выработке отношений к войне и роли в ней человека, а также к войне и военным действиям (искусству их ведения) как к средству изменения действительности в интересах общества и государства.

Во-вторых, данная функция способствует развитию общей, в том числе военной культуры человека, гражданина; влияет на формирование правильных представлений о характере современной войны и понимания военной доктрины государства. Иными словами, военная история как наука есть активный и равноправный участник формирования научной компоненты развития общества в целом (и в этом содержится ее мировоззренческий потенциал).

Введение

Первым классовым обществом в истории человечества был рабовладельческий строй. Основы подлинно научного исследования истории военного искусства заложили классики марксизма: К. Маркс в статье «Формы, предшествующие капиталистическому производству» и Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Пехота» показали процесс возникновения войн и военной организации у различных народов, рассмотрели общее и особенное в военном деле различных государств.

Основным источником исследований являются труды древних авторов - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Тита Ливия, Тацита, Цезаря и др.

Попытки обобщения истории войн рабовладельческого периода стали предприниматься только лишь в XIX веке. Так, в 1836 г. в России появился труд Зедделера «Обозрение истории военного искусства». Тогда же появились специальные работы по военной истории древних египтян, греков, римлян.

Цель лекции состоит в том, чтобы на основе характеристики процесса становления и развития военного искусства ознакомить курсантов с причинами и характером войн, вооруженными силами и наиболее характерными сражениями и военным искусством древних государств. Дать понятие курсантам об объекте и предмете военной истории.

Цели и задачи военной истории, ее предмет и содержание

Военная история как совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Основу их составляли описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно - следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определённые методы военно-исторических исследований, появляются военные историки - профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки. В России процесс становления военной истории как науки пришёлся на XIX век. В это же время изучение военной истории прочно входит в практику подготовки офицерского состава русской армии.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которые подвергаются изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредотачивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что её объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нём военная история исследует исторические закономерности армии, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность в единстве всех её сторон (экономической, политической, духовной и собственно военной) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причём эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определённая сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной наукой. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооружённой борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, которые обуславливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т.д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почётную, обширную и поставленную на научную почву, литературу". Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооружённых сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооружённой борьбы и её обеспечения, так и невоенных форм и средств борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Всё это обеспечивает объективный, конкретно - исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооружённой борьбы. Сам термин "военное искусство" пришёл к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывались искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремёслами, военное искусство сохранило своё название. Исходя из этого следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооружённой борьбы, которую, в одних случаях, можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооружённой борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооружённой борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Стратегия (от греч. - веду войско) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооружённых сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.

Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых общефлотских (совместных и самостоятельных операций боевых действий) объединениями различных видов вооружённых сил.

Тактика (греч. - искусство построение войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями, и соединениями различных видов вооружённых сил и родов войск.

История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.

История строительства вооружённых сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооружённых сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооружённых сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своём существовании истории войск противовоздушной обороны страны, ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.

История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.

История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учёт которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельности людей в военной области в прошлом; геральдика, изучающая гербы, что позволяет устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, занимающаяся изучением символических условных изображений, отражающих определенные понятия и обозначающие принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооружённых сил, специальным войскам и службам и ряд других отраслей.

В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов исследования образует методологию науки.

Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма - ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, например, у К. Клаузевица, Н. Бердяева, Д. Парского и других, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.

Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что всё ранее изложенное военными историками в корне не верно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих положениях других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества и качества, отрицания отрицания, а также категорий - причины и следствия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т. д. Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, а также логические приёмы - индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.

Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.

Как и любая наука, военная история выполняет определённые функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Многогранный опыт военной истории несёт значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.

Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель её - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Тем самым военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом. Этим она выполняет мировоззренческую функцию.

Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, даёт возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая деятельность людей в разные исторические эпохи она указывает им путь, вооружает конкретными формами и способами деятельности в военной области.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что она несёт в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи стоящие перед войсками.

Воспитательная функция выражается большими возможностями военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно- нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории его борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.

Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе «человек - оружие», наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооружённые силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. С этой точки зрения военная история, как было отмечено в предыдущем параграфе, вооружает военнослужащих необходимыми знаниями исторического опыта деятельности военных кадров в конкретной обстановке, расширяет кругозор, способствует развитию оперативно-тактического мышления, является важным средством воспитания военнослужащих. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса российской армии.

Обсуждена на заседании

ЛЕКЦИЯ

кафедры (ПМК)

Протокол № ____

Кострома - 2012

Введение.

1. Цель, задачи, предмет изучения и основное содержание дисциплины.

2. Зарождение армий, их комплектование, состав, вооружение. Войны Древней Греции и Древнего Рима.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.Н. Кутаков, В.Т. Переяславцев. Военная история и современность. Зарождение армий и военного искусства. Курс лекций. Часть первая. КВВКУХЗ, 1994, с. 24 - 74.

2. Военная история. Учебник. М., Воениздат, 2006 г., с.с. 3 - 27.

3. Е.Н. Разин. История военного искусства. Том 1 «Полигон», 1994 г.

4. Военный энциклопедический словарь. Москва 2002 г.

5. История военного искусства. Учебник. М., Воениздат, 2006 г., с.с. 7 - 18.

Наглядные пособия и приложения

1. Структура военной истории.

2. Сражение при Левктрах 371 г. до н. э.

3. Сражение при Гавгамелах 331 г. до н. э.

4. Сражение при Каннах 216 г. до н. э.

5. Сражение при Фарсале 48 г. до н. э.

1.Полководческое искусство А. Македонского, Ганнибала.

2.Полководческое искусство Ю. Цезаря.

Военная история своими корнями уходит в глубокую древ­ность. Она зародилась в форме простейшего повествования о вой­нах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальни­ков в рамках общей древней историографии.

Появление письменности предопределило возможность накоп­ления исторических знаний в форме исторических надписей, еже­годных записей событий, а затем - специальных описаний. Не­смотря на то, что военно-историческая мысль зарождалась в самых простейших формах и сводилась по существу к регистрации, учету военных походов, появилась возможность накопления военного исторического опыта, анализа и оценки тех или иных событий. Это привело к формированию военной истории как науки (воен­но-исторической науки), составляющей особую часть всеобщей истории. В конце XVIII - начале XIX в. военная история отпоч­ковалась от всеобщей истории и военных знаний и превратилась в относительно самостоятельную науку.

Собственный путь развития прошла отечественная военно-ис­торическая наука. Военно-исторические знания в период Средне­вековья на Руси сосредоточивались главным образом в сказаниях, летописях, церковных (монастырских) хрониках. Такого рода хро­ники, как правило, имели частный, местный характер, излагали события, относящиеся к отдельным родам, княжествам, терри­ториям. Важным шагом, ускорившим развитие военно-историче­ской науки на Руси, явилось появление книгопечатания. На осно­ве изданных хроник началось исследование и составление военно-исторических работ.



Большой интерес для военной истории представляют появив­шиеся на Руси в XVI в. исторические повести. Ценность историче­ской повести в этот период состоит в том, что в ней не только опи­сываются, но и объясняются военно-исторические события периода окончательного формирования централизованного Мос­ковского государства и создания постоянного войска (Приговор Ивана IV Грозного от 1 октября 1550 г.), имевшего элементы регу­лярности. Характерным примером такой повести является «Исто­рия о Казанском царстве».

Важную роль в становлении и развитии военной истории сыг­рало изучение документальных источников.

В Российской империи в XIX в. создаются крупные научные труды, военную историю начинают изучать в военно-учебных за-
ведениях.

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ".

Целью дисциплины «Военная история» является изучение исторического опыта русского и других народов при ведении войн по защите Отечества, их характера и военно-политических итогов, особенностей полководческой деятельности выдающихся военачальников, формирование лучших качеств российского воинства, общей и профессиональной культуры курсантов на боевых традициях армии и героического прошлого Отечества, расширение их военно-профессионального кругозора, понимание ими диалектики развития средств способов вооруженной борьбы, военной мысли, военного строительства и квалифицированного использования военно-исторического опыта в практической работе.

Военная история – это наука, которая изучает сущность, причины, характер войн, средства и способы их ведения в зависимости от изменения социально-экономических, политических и материально-технических условий жизни общества, а также военной деятельности в интересах современного военного строительства.

Объектом изучения военно-исторической науки (ВИН) является военная история общества, то есть военная область жизни общества, с одной стороны, как часть всеобщей истории, а с другой – тесно и непосредственно связанная с военной наукой.

При определении предмета ВИН необходимо исходить из того, что центральной темой истории познания является «человек в исторически конкретных обстоятельствах», а уж потом «окружающие человека обстоятельства».

Любая война это продукт и результат деятельности людей. Следовательно, предметом ВИН выступают исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, возникновения и развития военной организации государства, военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, социальной, политической, духовной и собственно военной – народных масс, классов, партий, движений, как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи.

Задачи военной истории:

1. Изучает конкретный механизм возникновения и ведения войн в определенных исторических условиях, в единстве экономических, социально-политических и военных сторон.

2. Исследует закономерности и взаимосвязи войны, армии и военного искусства с социально-экономической структурой общества, а также объективных условий, определяющих возникновение и развитие тех или иных способов и форм вооруженной борьбы.

3. Обобщает боевой опыт, раскрывает творческую и организаторскую деятельность народных масс, полководцев (командиров, органов управления), истоки героизма, мужества и других качеств воинов на поле боя.

4. Проводит военно-исторические исследования, которые помогали бы решать вопросы международной, региональной и национальной безопасности, а также обобщает опыт исключения средств вооруженного насилия из сферы межгосударственных и внутриполитических отношений в реалиях настоящего времени.

5. Вырабатывает военно-исторические знания по истории войн, военного искусства, военного строительства и т.д., необходимые для современного руководства Вооруженными силами России и для научного планирования их развития.

Структура военно – исторической науки:

история военной мысли

Изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса;

Выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса.

история войн - исследует социальную сущность войны как особого общественного явления, раскрывает причины и социально-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества.

история военного искусства - исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев.

Итак, мы изучаем курс Военной истории в восьмом семестре.

Весь курс Военной истории состоит из 5 разделов:

Раздел I. Зарождение армии. Воины древнего мира. Армии и войны древней Руси и в период становления Московского централизованного государства (XIV-XVI вв.).

Раздел II. Вооруженные силы и войны Российской империи (XVII - нач. ХХ вв.).

Раздел III. Вооруженные силы России в гражданской войне и межвоенный период.

Раздел IV. Вооруженные силы и военное искусство во второй мировой войне.

Раздел V. Строительство отечественных вооруженных сил и развитие военного искусства в послевоенные годы. Локальные войны.

Всего на дисциплину учебной программой отводится 106 часов.

Вам будет прочитано 18 лекций.

Итак, мы рассмотрели военную историю как науку.

Изучили: структуру, методы, понятия, категории, функции и основные задачи военной истории.

Рассмотрели что такое объект и предмет военной истории, а также роль военно - исторической науки в системе подготовки офицеров и их практической деятельности.


Top