Цыганская мафия. Все преступники равны

Цыгане живут таборами. Так у нас считают. Ну, если не таборами, так тесной общиной. Все в ней друг друга знают, каждый шаг отдельного человека контролируется.
Ну а дальше в меру фантазии. Кто о цыганах думает хорошо, тот расписывает, как замечательно община блюдёт нравственные устои. Кто цыганский народ терпеть не может, тот заявляет, будто "табор" это фактически банда. И куда - дескать - цыгану податься? Если община какого-то города занята преступным бизнесом, то хочешь, не хочешь - а приходится злодействовать.
Разные есть мифы о цыганах. Одни романтические, другие откровенно лживые, третьи "чёрные". Этот следует считать предельно опасным.
Но почему? Ведь теоретически нет ничего необычного в том, что люди одного "племени" подчиняются заведённому порядку. Возразят: "Это напоминает бутылку. Можно наполнить её вином, а можно серной кислотой. От самих цыган зависит, какие они порядки заведут в своей общине".
Звучит убедительно.
Вот только на практике всё сводится к огульному обвинению в преступлениях. В той же наркоторговле, как правило. Вот типичные образцы обывательских рассуждений, попавшие в печать:


Основой "цыганского криминального сообщества" является табор. Преступным промыслом занимаются все: женщины, дети, мужчины, совсем уже пожилые люди. Семьи у цыган большие - от пяти до десяти детей в каждой. Кормить такую ораву надо, поэтому ромалы "трудятся" не покладая рук. Цыганская преступность - преступность особого рода, действуют настоящие профессионалы своего дела: изобретательные, напористые, хитрые и изворотливые. И очень жестокие.

Александр Егоров "Cекреты цыганской мафии"
"Мир криминала" Костромская народная газета

О цыганской мафии пишут не часто, и мало кто знает, что она по своей силе и влиянию во многом превосходит другие, всем хорошо известные этнические преступные группировки. К тому же цыгане охватили практически все сферы уголовного промысла. Ничего удивительного нет, в цыганской среде с криминалом напрямую связаны все - от мала до велика. Огромные семьи необходимо кормить, и добычей пропитания занимаются и дети, и женщины, и мужчины, и старики. Воровство, грабеж и мошенничество - традиционные преступления чавал.
Цыганские наркобароны наступают!
"Украина криминальная"

Перечислять подобные цитаты можно бесконечно. Но было бы глупо застревать на том, что вы и так постоянно слышите с экрана. Остановлюсь лучше на другом аспекте. Это уже будет не "ширпотреб", а рассуждения вполне интеллигентных людей. Они тоже напирают на то, что у цыган есть община, и - стало быть - спрос с них особый. Изложу эту позицию конспективно:
- Почему цыгане сами не обуздают наркоторговлю? Они про своих всю подноготную знают лучше милиции. Если бы они реально хотели, чтобы об их народе было хорошее мнение, они первыми должны были приструнить барыг, воров, мошенниц. Разве они не знают, из чего складывается репутация нации? Честные цыгане должны отмежеваться от негодяев. Отчего же они этого не делают? У них в руках все рычаги воздействия (тут одни русские вспоминают про "баронов", другие о "цыганском суде"). Так что же мы видим? Ударил этот народ хоть пальцем о палец, чтобы к нему лучше относились? Нет? Ну тогда пусть не обижаются, что их показывают только в криминальной хронике. Заслужили!
*****
Согласитесь - вполне логичная позиция. Если довериться этой логике, то цыгане - и вправду мафия. Могут остановить зло, но не делают этого. Стало быть, даже тот, кто впрямую не втянут в преступный промысел, сочувствует криминальным соплеменникам.
Кто-то из вас уже догадался, в чём тут подвох? Имеется ведь один скромный пункт, разрушающий всю эту теорию.
Не буду томить.
У российских цыган давно нет общины. Они не могут контролировать заработки друг друга. Когда их предки жили кочевыми таборами, "предъявить счёт" можно было каждому. В те стародавние времена табор и вправду был общиной, контролирующей каждого своего члена. Но в 1956 году указ об оседлости поставил на древних обычаях крест. Из года в год община ослабевала, распадаясь на отдельные семьи. Сейчас от былой силы табора остались одни воспоминания. Ну и внешняя оболочка, естественно.
Цыгане вместе празднуют Пасху.
Цыгане сотнями собираются на свадьбу или поминки.
Матери всё ещё внушают дочкам, как надо себя вести (под бессмертным девизом "Что люди скажут?").
Если один цыган задолжал другому, всё ещё можно собрать сходку.
Но!
Зарабатывает каждая семья сама. И как это делать - никто ей не указчик. Русским давно пора осознать новую реальность. "Табор" или "община" (называйте как хотите) утратил свою власть в главном. Внешние атрибуты в наличии, а внутри давно уже царит тот же самый раздрай, что у нас с вами.
С цыган продолжают по инерции спрашивать так, словно они племя или аул. А они - в смысле подконтрольности - такие же, как мы. Если войти в цыганский дом с претензиями, что надо жить иначе, то - будьте уверены - пошлют куда подальше. Сейчас у каждой семьи свой ум, и повлиять на неё нереально.
Вот я сейчас задам вам вопрос, а вы попробуйте честно на него ответить. Допустим, вы знаете, что ваш сосед по лестничной клетке или бывший одноклассник живёт на криминальные доходы. Можете вы это как-то пресечь своими силами? Душеспасительную беседу отбрасываем. На практике это не действует.
Что там сосед! Бывает так, что у родителей-инженеров сын - бандит. Могут эти достойные старики что-то с непутёвым сыном поделать?
Ну так вот. У нас, русских единственный реальный рычаг - это "сигнал" в милицию. Почему вы думаете, что у цыган иначе?
Смотрю на ситуацию сблизи. Знаю случаи, когда честные цыгане стыдят криминальных. Вообще-то это не принято. Но бывает так, что накипело. Стыдят… Дерутся даже иногда! Представьте - и до этого дошло. Но результат-то нулевой! Такой же, как у русских. Потому что если каждый сам себе хозяин, то положить конец криминальной активности может только милиция.
Итак, проблема в двойных стандартах. Рассуждая о себе, русские чётко знают: я, это я, а он - это он. Я за соседа (и даже за родственника) не ответчик. Я - цивилизованный человек, я законопослушен. Остальное - дело профессионалов. На то мы и содержим милицию, чтобы она нас защищала. А вот цыган - другое дело. Он в сознании россиян - дикарь. А дикари друг за друга в ответе. Украл один - всё племя виновато. Почему знали, но не остановили?
И до тех пор, пока русские не спишут в архив удобный миф о всесильной общине, ничего не изменится. Цыгане так и останутся в их глазах мафией.
Но пора понять. Между русским и цыганом в злополучном вопросе "коллективной вины" нет уже никакой разницы. Я веду большую переписку, слежу за дискуссиями на форумах. Иногда просто зло берёт.
- Почему цыгане не отмежёвываются от своих негодяев?
Сама постановка вопроса добивает. А мы, русские как отмежёвываемся? Давайте на конкретном примере. Вот ограбил русский парень сберкассу. Что конкретно делают интеллигентные чистюли, чтобы о них не судили по этому преступнику?
На демонстрацию выходят?
Нарукавную повязку носят с лозунгом "Нет русскому криминалу!"?
Или интервью после каждого преступления дают: "Не смешивайте всех русских с этим бандюгой."?
Ну ведь ясно, что все мы просто игнорируем преступления славян! Я - это я. А у него своя ответственность. Поймают - пусть сидит.
Или я наговариваю? Может быть, мы, русские сами ловим "родных" бандитов и наркоторговцев (без милиции), сами осуждаем (без официального суда), сами наказываем или хотя бы выселяем?
Так ведь нет. Контроль за русскими негодяями мы благоразумно предоставляем МВД. Почему же у цыган должно быть иначе?
*****
Кстати, о милиции. Всё, что обязан делать гражданин по конституции, цыгане делают. С рабочих, артистов, предпринимателей государство вычитает налог. Именно на эти деньги и содержится МВД. Вы когда-нибудь задумывались, что милиция существует не только на русские, но и на цыганские деньги? Выплатив налог, цыган вправе ожидать, что правоохранительные органы пресекут мошенничество и наркоторговлю. Не сказал бы, что в окружающей жизни я вижу в этом деле особое рвение. Слишком часто милиция "крышует" преступников вместо того, чтобы их сажать. А зарплата им идёт - ещё раз напомню - от граждан всех национальностей. В том числе и от цыган.
*****
И уж совсем для вас сюрпризом будет, если я скажу, что некоторые цыгане не только налоги платят. Хоть и не принято это по национальным традициям, но жизнь шире схемы.
Да, вы угадали. Я знаю цыган, которые работают в милиции. Есть среди них даже следователи с многолетним стажем. Как работают? Снаружи трудно понять. Известно, что некоторые получают повышения и награды. Покойный Ян Сергунин дослужился до Государственного советника юстиции второго класса (то есть до генерал-лейтенанта) и был награждён президентом за восстановление судебной системы в Чечне.
Но это к слову. Вернёмся к любимой фразочке форумов, что "честные цыгане должны отмежеваться от беспредела, который творит их мафия".
А чем, по вашему, цыгане последние десять лет занимаются? Это мы, русские не считаем, что должны отвечать за своих головорезов, душегубов и маньяков. А в цыганских интервью вы нередко встретите слова осуждения в адрес недостойных соплеменников. Отмежёвываются артисты "Ромэна" и лидеры ряда цыганских организаций. Пытаются объяснить, что не приемлют криминала и "простые" цыгане. Вы хоть кого-то из них услышали? Все их оправдания для обывателя - одно лицемерие. Дымовая завеса над мафиозной деятельностью.
Ведь у них община!
Ведь если б только захотели!
Ведь им "в таборе" даже милиция не нужна. Сами бы справились!
Вот так и живём. Чёрный пиар вливается в наши уши ежедневно. В криминальной хронике нам обязательно покажут и "цыганского наркобарона", и мошенниц, которые дурачат бедных стариков под маркой "мы из собеса".
А предоставил кто-то Маеру Янко трибуну с его воззванием против наркоторговли?
А показали вам акцию "Цыгане против наркотиков"?
А аллею на кладбище, где лежат цыганские жертвы героина, кто-то на экране видел? Надгробия над ребятами и девчонками?
Многие цыгане готовы криком кричать, чтобы показать оборотную сторону медали и своё отношение к нашей общей беде. Но информационная политика редакций стоит между вами и честными цыганами нерушимой стеной. Русские не должны знать, что эти люди желают отмежеваться. Они - община. Все они одна шайка.

Ну так именно у котляров наркоторговли и нет! Там, где родовая община не фиктивна, а реальна, кровавый бизнес жёстко пресечён. По всей России разбросаны котлярские посёлки. Ни к одному по поводу героина нет претензий.
И ещё одна община не фиктивна. У приезжих из Средней Азии цыган-люли. Эти кочевники живут в палатках, перебиваются случайными заработками. Женщины и дети попрошайничают. Порой голодают. Но почитайте интервью милиционеров, которым вменили в обязанность контролировать узбекских и таджикских цыган. Не пеняют работники МВД ни на воровство, ни на торговлю наркотиками. Ни одного случая за 15 лет не зафиксировано. Потому что это табор! Потому что внутренний перекрёстный контроль на высоте.
А вот "мадьяры" тоже живут в палатках. Но родовой общины нет. Венгерский табор - это конгломерат независимых семей. Героина и там нет. Зато карманные кражи - обычное дело.
*****
А дальше я наблюдаю парадокс. Вот перед нами два цыганских сообщества: котляры и люли. И там, и там сохранившаяся родовая община пресекает преступность.
Вроде бы, надо радоваться?
Ан нет. Именно к котлярам и люли у прессы накопился ворох презрительных обвинений. Они-де отсталые, тёмные, детей не учат, живут как в XIX веке. Браки у них по сговору родителей. Надо их срочно цивилизовать, чтобы подтянулись на уровень прочих россиян.
На мой взгляд, это шизофрения. Вы уж определитесь, дорогие журналисты, чего вы хотите. Если для вас главное, чтобы героином российскую молодёжь не травили - оставьте всё как есть. А если хотите разрушить последние таборы, то готовьтесь, что эти цыгане станут как русские - то есть с индивидуальной ответственностью. И часть из них вольётся в преступный мир: как это произошло с сэрвами , ловарями , крымами и прочими цыганскими этногруппами.
Между прочим, то же самое случилось веком раньше с нашей деревней. Всплеск русской преступности начался после распада крестьянской общины, которая при царе-батюшке надёжно контролировала малограмотных мужиков.
*****
Есть ли выход? На мой взгляд, он не в кулаках, которые чешутся при просмотре криминальной хроники, а в голове. Если русские откажутся от мифа о всемогущей цыганской общине, поводов для озлобления станет меньше. Пора посмотреть правде в глаза. Если видеть в цыганах не дикое племя, а равных людей, то они окажутся товарищами по несчастью. Цыгане, приобщившиеся к нашей цивилизации, точно так же не могут контролировать национальную преступность, как вы не способны переделать соседа по подъезду.
Если мы уберём двойные стандарты, если перестанем накладывать на цыган "коллективную ответственность", наш мир станет хоть немного более справедливым.

Этническая преступность - сложнейшая задача для любой полиции. Это легко заметить и по живучести традиционных цыганских „промыслов“.

Пожалуй самый известный из них - воровство на фоне гадания. В милицейских протоколах это происшествие обычно называется мошенничеством.

Конструкторы говорят, что наиболее надёжны простые решения, и может быть именно простота конструкции объясняет многовековую устойчивость этого преступления. в нём всего два пункта.

    ОСТАНОВИТЬ ЖЕРТВУ. Самый банальный предлог - „дай погадаю - судьбу узнаю“ . Но это не значит, что он единственный. Цыганка может попросить вас показать ближайшую поликлинику („у ребёнка болят зубы“), навязчиво просить монетку или значок („выцыганивать“), предложить косметику или кольцо... Предложения могут сменять друг друга с бешеным напором. Самое главное - задержать хоть на секунду!

    Ну а если вы дали монетку, то тут же, например, предложат погадать - бесплатно, в благодарность. Или снять порчу, избавить от соперницы - короче, перевести ситуацию из первой фазы во вторую.

    Интересен и такой приём: „гадалка“ неожиданно протянула руку (даже через приоткрытое окно - в салон машины), якобы вырывает у жертвы три волоса (они заранее зажаты в кулаке). И тут же начинает „наводить порчу“, которую остановить можно, разумеется, только деньгами.

    ОБОБРАТЬ ЖЕРТВУ. Конечно, самый классический вариант - гадание или „колдовство“. Скажем, та цыганка, что вас остановила, подводит к другой, владеющей навыками психотехники. Та быстро выдаёт набор ключевых фраз. По движению пальцев или расширившимся зрачкам собеседника цыганка видит, что попала в цель (болезнь, замужество, ребёнок и т.д. ) и используя самого человека как фонарик, движется по его информационной тропинке все дальше - убеждает в своей таинственной проницательности.

    А может вместо этого сразу подключить гипноз. Гадалка начинает двигать блестящим предметом, внезапно подносит к вашему лицу зеркало, ведет быструю и непрерывную обработку словами. Наступает лёгкий (или не очень) транс , во время которого жертва с напряжённой улыбкой снимает с себя кольцо, потом заворачивает его в крупную купюру, затем - в другую, и так с вариантами - до полного „освобождения“ карманов.

Специалистки (так называемая „черная масть“) иной раз часами управляют поведением жертвы - сочетая гипноз со сложно выстроенным обманом на темы колдовства или магического лечения. Известны случаи, когда люди буквально выносили „гадалке“ из дома всё ценное.

Иногда жертве удаётся сломать хрупкое психическое состояние, в которое его вводит гипнотезёрка: неожиданным вопросом, парадоксальной реакцией. Чтобы этого не случилость, мошенница тараторит, не давая вставить слово и возможности задуматься. Кстати, для неё очень важно, чтобы вы не улыбались и не смеялись: ирония - опаснейшая помеха во время работы любых мошенников (заметим: в том числе - научных и политических!).

Впрочем, гипнозом уличные воровки владеют далеко не так часто, как об этом идёт молва. Дилетантов всегда больше. И им ничего не остаётся, как механически решить вторую часть дела. Они попросту вырывают кошелёк или часы, хватают сумочку или деньги. Гвалт при этом поднимается не случайно - это сильнейшее уличное оружие обескураживает жертву и дарит преступникам немало драгоценных секунд.

Нередко в уличном ограблении используется группа детей (во Франции таких воришек называют „мыши“). Они буквально облепляют состоятельного господина или даму, обчищают, как пираньи, и тут же исчезают в подворотнях.

Впрочем, когда одному из зарубежных гостей Москвы удалось выхватить газовый баллончик, в руках 9-12-летних детей тут же блеснули ножи. Хорошая привычка держать отдельно мелкие деньги на уличные расходы, может здесь вам помочь. Иногда удаётся отвлечь внимание нападающих, выбросив мелкие деньги из кармана.

Если вы стали жертвой уличного „цыганского“ ограбления, восстанавливать справедливость своими силами,во-первых - опасно,во-вторых - всё равно не удастся. Даже с помощью милиции это сделать очень непросто (хотя иной раз удаётся).

Традиционное цыганское ремесло - торговля самодельными товарами: косметикой, трикотажем или сладостями (о качестве страшно задумываться), а также фальшивыми драгоценностями. Причём продавец обычно не скрывает, что его кольца не из золота, а бриллианты - стеклянные, но фокус в том, чтобы вычислить доверчивого покупателя и почтить его „заветным бабушкиным кольцом“. Разумеется - из самоварного золота.

Также традиционное этническое преступление цыган - обман при покупке золота у жертвы.

Классическим цыганским доходом можно назвать и „ломку купюр“. Группа окружает какую-нибудь кассу или палатку и галдит - просит, угрожает, требует обменять большую сумму мелкими купюрами - на крупные. Стоит согласиться, и во время обмена начинается балаганный беспорядок, который позволяет „ломать“ часть купюр. Получив крупные купюры, мошенники свою „сломанную“ пачку не отдают в руки продавца, а бросают на прилавок. Пока жертва будет собирать их и пересчитывать, галдящая группа уже рассеется.

Говоря об этнической преступности, всегда приходится делать оговорки, заявлятьв общем-тои так понятное - специально для защиты национальных чувств. Вот и я ни в коем случае не хотел бы, чтобы рассказ о типовых этнических преступлениях воспринимался как рассказ о нации.

Как каждый человек, выросший в русле русской культуры, я отношусь к цыганам неистребимо романтически. Хотя ещё подростком испытал сильное разочарование, побывав в таборе, где ни один человек не умел играть на гитаре. Цыганские песни и романсы, стихи Пушкина и проза Горького оказываются для нас убедительнее криминальной информации.

А эта информация выходит далеко за рамки мелкого воровства и мошенничества. На долю цыган приходится в среднем три процента преступлений. Это серьёзная цифра, если учесть, что последняя перепись населения в СССР показала - в России цыган менее 150 тысяч.

Они делятся на несколько десятков родоплеменных групп, отличающихся и традициями, и религией. Самая многочисленная - кэлдерари. её криминальные профессии: валютные махинации, кражи, мошенничества.

Самая замкнутая группа - плашуны (они считают себя самыми чистокровными цыганами), криминальная специализация: грабежи, разбои, наёмные убийства.

Практически изолированные от государства, криминальные слои цыганской нации живут по своим законам, у них свой суд - крис, свои правители - цыганские бароны. С детства формируется не только криминальная мораль, но и криминальная техника - совершения преступления, ухода от преследования, противодействия закону.

Вот одна из таких технологий. Родители новорождённого по ходу движения табора получают в нескольких местных администрациях свидётельства о рождении на своего ребёнка - с разными именами и данными. Через шестнадцать лет молодой человек получит по ним несколько разных паспортов, которые будут помогать ему всю жизнь. Понятно, что ни одно официальное имя для него ничего не значит - важно только реальное цыганское имя.

Создать общественный механизм защиты от этнической преступности до сих пор полностью не удалось ни одному государству. Так что гражданам приходится знать индивидуальные средства. В случае с уличными гаданиями, мошенничествами, цыганской торговлей не придумано, к сожалению, ничего другого, как просто избегать первого контакта .

Это надёжное народное средство на улице выглядит так: вы делаете большие глаза, всплёскиваете руками и быстро, шарахаетесь в сторону.

Эти этнические организованные преступные группировки отличаются клановостью, семейственностью и вовлечением в противозаконных бизнес несовершеннолетних детей. Нет сферы криминальной деятельности, где бы они не засветились.

Незаконопослушные цыгане были головной болью милиции Советского Союза и остаются частыми фигурантами уголовных дел, заводимых полицией России.

Наркотики – это еще не все

У обывателя может сложиться мнение, что основными преступными промыслами, которыми занимаются цыгане, являются торговля наркотиками, мошенничество и попрошайничество. Это не совсем так. В послевоенном СССР банды цыган весьма активно промышляли кражами, грабежами и разбойными нападениями. Хотя наркоторговля уже с конца 80-х годов стала приносить цыганской мафии самые большие барыши.
Именно цыганские ОПГ в «содружестве» с другими этническими преступными группировками на закате СССР проложили наркотрафик в Сибирь, на Дальний Восток и на территорию нынешнего Центрального федерального округа.
Криминальные ромалэ по определению не работают в одиночку. Если в семье (а они у них по традиции большие) занимаются чем-то противозаконным, то повязаны все. Преступное сообщество цыган замкнуто, они не пускают к себе чужаков, что осложняет агентурную и оперативно-розыскную работу правоохранительным органам по изобличению злоумышленников.
Цыгане толкают на преступный путь своих не достигших совершеннолетия детей, чей возраст недостаточен для привлечения к уголовной ответственности. Они никого из своих не сдают. К примеру, в цыганской семье, где торгуют наркотиками, как правило, непременно кто-то уже сидит. При очередном «шухере» просто выбирается очередной кандидат (чаще женщина) для отправки на зону, который берет всю вину на себя. Об оставленных на свободе детях зечки не беспокоятся – их воспитают родственники: у цыган не принято отдавать несовершеннолетних в детские дома и приюты.

Барон-«крестный отец»

Пожалуй, самый известный и впечатляющий пример, связанный с цыганской мафией, раскинувшей свои щупальца по всему Советскому Союзу, – это история ОПГ цыганского барона Владимира Шаркози, организовавшего в 50-х годах многочисленные разбойные нападения и кражи в нескольких областях СССР. Криминальный клубок, состоящий из серии убийств, грабежей, разбоев и краж, распутывали на протяжении двух лет. О ходе расследования докладывалось в ЦК КПСС.
Тормозили дело два главных обстоятельства – бандиты «бомбили» священнослужителей, которые неохотно делились горем с правоохранителями: батюшкам самим было что скрывать. И, когда стало ясно, что за всеми этими преступлениями, скорее всего, скрываются цыганские шайки, появилась еще одна закавыка – цыгане тоже стали запираться и сдавать своих не захотели.
Помогло только-только апробируемое нововведение – секретный приказ МВД об активизации использования внутрикамерных агентов, то есть, попросту говоря, «наседок»-стукачей, подсаживаемых к подозреваемым. Потепенно количество оперативной информации по нападениям на священников и сопутствующим им преступлениям увеличивалось, из регионов начали отзывать похожие дела-«висяки», некогда закрытые за невозможностью установить причастных к совершению налетов.
При обысках у преступников изымались драгоценности, церковная утварь, облигации, наличные деньги, отрезы дорогостоящих тканей – в общей сложности на более чем 18 миллионов рублей. Главари банд по окончании следствия и суда были расстреляны, а рядовые бойцы-ромалэ получили большие сроки.

«Колдерари», «черни, «ловари»…

По мнению современных российских правоохранителей, сегодня редкая цыганская семья не имеет отношения к наркобизнесу. К цыганским баронам все чаще прибавляют приставку «нарко-».В цыганской наркоОПГ жесткая иерархия с четким распределением ролей – добывают, перевозят и сбывают наркотики определенные ромы. На сбыте в основном женщины, часто – несовершеннолетние девочки. Из-за тесных родственных и клановых отношений внутри сообщества цыгане-наркодельцы трудноуловимы для полиции.
Есть у цыган и свои преступные масти-народности. «Черни» профессионально занимаются воровством – в группе есть бандерша (та самая «черни»), она и рулит остальными товарками. Заходят в квартиру «напиться», «перепеленать ребенка» – дальше, как говорится, дело техники. «Ловари» тоже промышляют квартирными кражами, но могут и «ломать» деньги (подсовывать «куклу») в людных местах. «Колдерари» гадают или «снимают порчу». Многие считают, что дар гипноза у некоторых из них все же есть, иначе многочисленные случаи обмана труднообъяснимы – ведь случается, что жертва даже бегает домой, чтобы взять и отдать цыганам последние сбережения. «Сервы» торгуют наркотиками или промышляют карманными кражами, в этом они очень искусны.
Это далеко не полный перечень цыганских групп, занимающихся разного рода преступными действиями. Криминальная особенность представителей этого народа, ставших на преступный путь, в силу этнической специфики заключается именно в общности – свои темные дела цыгане чаще всего обделывают гуртом и предпочитают не работать поодиночке.


| Ц | Цыганская преступность

Этническая преступность - сложнейшая задача для любой полиции. Это легко заметить и по живучести традиционных цыганских «промыслов». Пожалуй самый известный из них - воровство на фоне гадания. В милицейских протоколах это происшествие обычно называется мошенничеством.

Конструкторы говорят, что наиболее надежны простые решения, и может быть именно простота конструкции объясняет многовековую устойчивость этого преступления. В нем всего два пункта.

- Остановить жертву. Самый банальный предлог - «дай погадаю - судьбу узнаю». Но это не значит, что он единственный. Цыганка может попросить вас показать ближайшую поликлинику («у ребенка болят зубы»), навязчиво просить монетку или значок («выцыганивать»), предложить косметику или кольцо... Предложения могут сменять друг друга с бешеным напором. Самое главное - задержать хоть на секунду!

Ну а если вы дали монетку, то тут же, например, предложат погадать - бесплатно, в благодарность. Или снять порчу, избавить от соперницы - короче, перевести ситуацию из первой фазы во вторую. Интересен и такой прием: «гадалка» неожиданно протянула руку (даже через приоткрытое окно - в салон машины), якобы вырывает у жертвы три волоса (они заранее зажаты в кулаке). И тут же начинает «наводить порчу», которую остановить можно, разумеется, только деньгами.

- Обобрать жертву. Конечно, самый классический вариант - гадание или «колдовство». Скажем, та цыганка, что вас остановила, подводит к другой, владеющей навыками психотехники. Та быстро выдает набор ключевых фраз. По движению пальцев или расширившимся зрачкам собеседника цыганка видит, что попала в цель (болезнь, замужество, ребенок и т.д.) и используя самого человека как фонарик, движется по его информационной тропинке все дальше - убеждает в своей таинственной проницательности.

А может вместо этого сразу подключить гипноз. Гадалка начинает двигать блестящим предметом, внезапно подносит к вашему лицу зеркало, ведет быструю и непрерывную обработку словами. Наступает легкий (или не очень) транс , во время которого жертва с напряженной улыбкой снимает с себя кольцо, потом заворачивает его в крупную купюру, затем - в другую, и так с вариантами - до полного «освобождения» карманов.

Специалистки (так называемая «черная масть») иной раз часами управляют поведением жертвы - сочетая гипноз со сложно выстроенным обманом на темы колдовства или магического лечения. Известны случаи, когда люди буквально выносили «гадалке» из дома все ценное. Иногда жертве удается сломать хрупкое психическое состояние, в которое его вводит гипнотезерка: неожиданным вопросом, парадоксальной реакцией.

Чтобы этого не случилось, мошенница тараторит, не давая вставить слово и возможности задуматься. Кстати, для нее очень важно, чтобы вы не улыбались и не смеялись: ирония - опаснейшая помеха во время работы любых мошенников (заметим: в том числе - научных и политических!). Впрочем, гипнозом уличные воровки владеют далеко не так часто, как об этом идет молва. Дилетантов всегда больше. И им ничего не остается, как механически решить вторую часть дела.

Они попросту вырывают кошелек или часы, хватают сумочку или деньги. Гвалт при этом поднимается не случайно - это сильнейшее уличное оружие обескураживает жертву и дарит преступникам немало драгоценных секунд. Нередко в уличном ограблении используется группа детей (во Франции таких воришек называют «мыши»). Они буквально облепляют состоятельного господина или даму, обчищают, как пираньи, и тут же исчезают в подворотнях.

Впрочем, когда одному из зарубежных гостей Москвы удалось выхватить газовый баллончик, в руках 9-12-летних детей тут же блеснули ножи. Хорошая привычка держать отдельно мелкие деньги на уличные расходы, может здесь вам помочь. Иногда удаётся отвлечь внимание нападающих, выбросив мелкие деньги из кармана. Если вы стали жертвой уличного «цыганского» ограбления, восстанавливать справедливость своими силами, во-первых - опасно, во-вторых - все равно не удастся. Даже с помощью милиции это сделать очень непросто (хотя иной раз удается).

Традиционное цыганское ремесло - торговля самодельными товарами: косметикой, трикотажем или сладостями (о качестве страшно задумываться), а также фальшивыми драгоценностями. Причем продавец обычно не скрывает, что его кольца не из золота, а бриллианты - стеклянные, но фокус в том, чтобы вычислив доверчивого покупателя и почтить его «заветным бабушкиным кольцом». Разумеется - из самоварного золота.

Также традиционное этническое преступление цыган - обман при покупке золота у жертвы. Классическим цыганским доходом можно назвать и «ломку купюр». Группа окружает какую-нибудь кассу или палатку и галдит - просит, угрожает, требует обменять большую сумму мелкими купюрами - на крупные. Стоит согласиться, и во время обмена начинается балаганный беспорядок, который позволяет «ломать» часть купюр (см. Мошенник) . Получив крупные купюры, мошенники свою «сломанную» пачку не отдают в руки продавца, а бросают на прилавок. Пока жертва будет собирать их и пересчитывать, галдящая группа уже рассеется.

Говоря об этнической преступности, всегда приходится делать оговорки, заявлять в общем-то и так понятное - специально для защиты национальных чувств. Вот и я ни в коем случае не хотел бы, чтобы рассказ о типовых этнических преступлениях воспринимался как рассказ о нации.

Как каждый человек, выросший в русле русской культуры, я отношусь к цыганам неистребимо романтически. Хотя еще подростком испытал сильное разочарование, побывав в таборе, где ни один человек не умел играть на гитаре. Цыганские песни и романсы, стихи Пушкина и проза Горького оказываются для нас убедительнее криминальной информации.

А эта информация выходит далеко за рамки мелкого воровства и мошенничества. На долю цыган приходится в среднем три процента преступлений. Это серьезная цифра, если учесть, что последняя перепись населения в СССР показала - в России цыган менее 150 тысяч.

Они делятся на несколько десятков родоплеменных групп, отличающихся и традициями, и религией. Самая многочисленная - кэлдерари. Ее криминальные профессии: валютные махинации, кражи, мошенничества. Самая замкнутая группа - плашуны (они считают себя самыми чистокровными цыганами), криминальная специализация: грабежи, разбои, наемные убийства.

Практически изолированные от государства, криминальные слои цыганской нации живут по своим законам, у них свой суд - крис, свои правители - цыганские бароны. С детства формируется не только криминальная мораль, но и криминальная техника - совершения преступления, ухода от преследования, противодействия закону.

Вот одна из таких технологий. Родители новорожденного по ходу движения табора получают в нескольких местных администрациях свидетельства о рождении на своего ребенка - с разными именами и данными. Через шестнадцать лет молодой человек получит по ним несколько разных паспортов, которые будут помогать ему всю жизнь. Понятно, что ни одно официальное имя для него ничего не значит - важно только реальное цыганское имя.

Создать общественный механизм защиты от этнической преступности до сих пор полностью не удалось ни одному государству. Так что гражданам приходится знать индивидуальные средства. В случае с уличными гаданиями, мошенничествами, цыганской торговлей не придумано, к сожалению, ничего другого, как просто избегать первого контакта. Это надежное народное средство на улице выглядит так: вы делаете большие глаза, всплескиваете руками и быстро шарахаетесь в сторону.

Фантастическая история о красоте российского обмана, рассказанная ст. следователем Ленинского РОВД г. Ярославля Валерией Зозуля.

Я в то время работала в РОВД, который обслуживал ярославскую барахолку. И вот дежурю… Слышу, в коридоре трудноописуемый шум, гам и ор. Такой гвалт в России могут поднять только народные депутаты и цыгане. Поскольку трудно было предположить, что к нам в отдел нагрянули слуги народа, то я решила, что это все-таки представители кочевого племени. Выглянув коридор я убедилась - так оно и есть. Неказистое наше помещение превратилось в филиал цыганского табора во время пожара. В центре живописной картины я углядела цыганку, очень похожую на знаменитую Венеру Пуговкину из кукольного «Необыкновенного концерта» - ту самую, которая пела густым басом. Цыганка поражала габаритами и явно нерастраченной мощью. Своей ручищей, сделавшей бы честь чемпиону мира по перетягиванию каната, она крепко держала тщедушного интеллигента, который, как и положено, робко поблескивал очками. При этом весь РОВД полнился её голосом. Прислушавшись, я поняла, что цыганка обвиняет очкарика - интеллигента в том, что он ее кинул…

Интеллигент - очкарик Волков, оказывается, был давно знаком нашим оперативникам. Чуть ли не каждый выходной он появлялся на барахолке. Представьте: толчея, гвалт, Сатана не успевает править бал… И посредине этого бедлама - он. Тихий такой, милый. В скромном, застиранном плащике, в очечках, взгляд добрый, доверчивый. И вот набредает он на наглую, орущую цыганку, которая продает с рук коданную куртку. «Простите пожалуйста, можно посмотреть?" - робко спрашивает Волков у цыганки. Цыганка сует ему в руки вещь. Безбоязненно сует. Вокруг все свои. Да и разве способен на подвох этот заморыш в штопанном плаще, это же лох. Классический, типичнейший российский лох. Волков мнет куртку, щупает, на лице у него надежда сменяется сомнением, сомнение надеждой. Он зреет для покупки прямо - таки на глазах. Цыганка поддает жару: «Маладой, красивый, яхонтовый … бери, не пожалеешь». «А сколько стоит?" - все также робко спрашивает Волков. «Тыбе, дарагой, за пятьсот отдам». «За пятьсот?! - удивляется очкарик. - Да как же так… У меня таких денег может и не быть. Извините, я сейчас». На глазах презрительно сощурившейся цыганки он лезет в карман плаща и достает пачку денег. Тут же начинает пересчитывать. И облегченно вздыхает: «Слава Богу, жена меня, оказывается целой тысячью снабдила». Цыганка окончательно убеждается, что лох ей попался первостатейный. Он прямо - таки взывает: ну обмани меня, обмишурь! Пересчитав заветную тысячу, Волков кладет ее обратно в карман плаща. И просит дать ему померить куртку… Снимает плащ с деньгами. Отдает его подержать цыганке. Начинает возиться с обновкой… Отворачивается … Цыганка скрывается в толпе. Вместе с ней исчезает скромный, потрепанный плащ.

Но это еще не развязка. Развязка наступит чуть позже, когда цыганка лезет в плащ, дабы изъять столь легко доставшуюся тысячу. Да не тут то было! Нет в плаще очкарика никаких денег. И даже карманов нет. Отрезаны карманы… Через эту дырку и просунул интеллигент продемонстрированные цыганке деньги в другой карман - на брюках. Вот так они и расходятся: лох Волков с новой кожаной курткой, хотя и без плаща, но с заветной пачкой не потраченных денег, и цыганка, укравшая никому не нужный дырявый плащ - без денег и без куртки.

До наших оперов доходила информация, что некий интеллигент раз за разом кидает на барахолке алчных цыганок. И таких случаев набралось около двух десятков. Ловить его не было никакого резону: никто никаких заявлений в милицию не делал. Но в тот день Волкову не повезло. Цыганки ему попались чуть более бдительные - не дали уйти с рынка в куртке. Схватили и привели в милицию. Но наш интеллигент случившимся обломом не тяготился. На вопрос опера, что, собственно, случилось, ответил просто, без затей: «Пришел, стал примерять куртку, а эта дама сбежала с моим плащом и тысячью рублями. Плащ оцениваю в триста рублей». Мастодонистая цыганка от такой наглости подпрыгнула. И, видать, в этот момент у нее затуманились мозги. И вместо того. чтобы сказать, что негодяй Волков сам сдернул от нее с курткой, заявила, что да, сбежала, с плащом, но денег в нем не было, к тому же плащик-то - тьфу - и рубля не стоит, на помойке его подобрали, на помойку его и снести надо. Волков пожал плечами и высказал недюжинные юридические знания: «Раз денег не было, то сядешь за покушение на хищение тысячи рублей».

И что вы думаете! Цыганке пришлось инкриминировать открытое похищение плаща и не менее открытое похищение денег. То есть, грабеж. Можно сказать, средь бела дня. И дали ей три года. Так она еще должна сказать спасибо суду, который проникся анекдотичностью ситуации и не стал ее карать по всей строгости тогдашних законов. Правда, ее родственникам пришлось-таки выплатить Волкову триста рублей за «похищенный» (хотя здесь можно вполне обойтись и без кавычек) плащ…

Это был тот невероятный случай, когда мошенник ушел целехоньким от закона, он еще сделал так, чтобы на нары отправилась потерпевшая. Ни до этого, ни после мне с такими казусами сталкиваться не приходилось. Высший пилотаж, суперкласс. Честно признаюсь: цыганку мне не жаль, а Волкову хочется аплодировать. Хотя и мысленно…


Top