Экологическое воспитание в детском саду. Средняя группа

Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических законов являются основой формирования личности дошкольника, позволяя вырасти полноценным гражданином, понимающим важность ответственного отношения к окружающему миру.

Важно! Любовь к родному краю, забота о сохранности природных ресурсов являются основой формирования гражданской ответственности современного общества, задача которого состоит в нормализации состояния живой природы планеты и предотвращении экологической катастрофы.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Особенностью ребят младшего возраста служит их органичное взаимодействие с окружающим миром. Малыши чувствуют свою общность с природой, лишены потребительского отношения к ней и проявляют любознательность и интерес к сути природных явлений.

В задачи экологического воспитания входит:

  • формирование осторожного отношения к миру флоры, фауны;
  • развитие любви к родной природе;
  • понимание красоты, умение чувствовать и сопереживать;
  • формирование понимания сути природных явлений;
  • получение начальных знаний об экологии.

Организация экологического воспитания в ДОУ

Технология формирования биономической культуры в ДОУ включает в себя теоретическую базу и комплекс практических обучающих занятий. Структура биоэкологи содержит три информационных блока:

  • жизнедеятельность отдельного организма;
  • популяционная биономика;
  • взаимодействие сообществ живых организмов между собой и с окружающей средой.

Теоретическая часть

Теоретический блок важен для педагога и родителей, он систематизирует знания и позволяет сформировать полноценный процесс воспитания биономической культуры малыша.

Важно! Теория представляет собой основу системы и включает в себя базовые понятия и их современное толкование. Это определение экосистемы и круговорота энергии в ней, организма, среды обитания, пищевой цепи, равновесия внутри экосистемы.

В основе теоретического блока лежит понимание морфофункциональной адаптации живых организмов к среде обитания и гармоничное существование в ней. Принципы биоэкологи определяют подход к подаче материала. Каждый живой организм рассматривается не только как отдельный представитель того или иного вида. Учитывается также его связь со средой обитания и влияние на других обитателей животного и растительного мира, воздействие на экосистемы, место в пищевой цепи и так далее.

Такой подход способствует формированию ответственного поведения и пониманию взаимосвязи различных организмов и сред. Понимание идеи биоэкологии позволяет разработать современный и эффективный годовой план ДОУ, экологическое воспитание в этом случае играет значительную роль. Оно формирует в дошкольнике ответственность за свои поступки, дает возможность объяснить суть природных явлений, развивает чувство любви к окружающему живому миру.

Практическая часть

На практике экологическое воспитание дошкольников в ДОУ представляет собой двухуровневую систему: информационное наполнение и контроль отношения.

Важно! Воспитатель обеспечивает подачу материала в соответствующем возрасту ребенка виде, объясняет основы устройства и функционирования различных экосистем. При этом параллельно необходимо отслеживать: как влияют полученные знания на отношение ребенка к представителям флоры и фауны, как меняется его восприятие окружающего мира.

С этой целью контролируемый контакт дошкольников с объектами живой природы. Практические занятия часто проходят на улице, во время прогулки, где познавательный интерес малыша необходимо упорядочить и перевести процесс взаимодействия в созерцательный, наблюдательный процесс.

Детям свойственно активное познание мира, все новые объекты они изучают с максимальным вовлечением органов чувств. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – обычная реакция малыша на незнакомые предметы. Такое отношение часто приводит к причинению вреда живым представителям окружающей среды, поэтому необходимо объяснять детям последствия их действий и контролировать, как меняется их восприятие мира и своей роли в нем.

Если позволяют условия, экологическое воспитание детей в ДОУ проходит с оформлением и использованием живого уголка. Каждый представитель флоры и фауны помещается в условия, максимально приближенные к его среде обитания. Дети не просто играют с обитателями живого уголка, а учатся наблюдать за ними, ухаживать, заботиться. Педагог имеет возможность наглядно продемонстрировать некоторые процессы жизнедеятельности живого организма, его значение и место, занимаемое в экосистеме, а также роль человека в существовании окружающего мира.

Годовой план и контроль экологического воспитания в ДОУ

Для оптимизации процесса воспитания в ДОУ и контроля качества работы педагога воспитатель составляет годовой план. Мероприятия, формирующие грамотное отношение детей к природе, прописываются в полном объеме и соответствуют разработанной образовательной программе.

Примерные темы экологического воспитания в ДОУ:

Тематическое мероприятие Цели и задачи
Игровое мероприятие «В гостях у Лешего» Знакомство детей с лесными обитателями в игровой форме, повышение квалификации педагога.
Конкурс рисунков «Я люблю природу» Воспитание понимания красоты окружающего мира, проработка темы бережного отношения к природе.
Музыкальное занятие «Кто у бабушки живет» Использование русского фольклора для экологического развития в ДОУ, повышение внимания и интереса к жизни домашних животных с помощью народных песенок, потешек.
Практическое занятие – знакомство с обитателями живого уголка. Развитие речевых навыков дошкольника, описание при помощи простейших терминов и понятий представителей фауны и наглядная демонстрация.
Экскурсия «Осень золотая» Знакомство детей с таким явлением природы, как смена времен года, наглядная демонстрация изменений окружающего мира, воспитание чувства прекрасного.

План ДОУ по экологическому воспитанию составляется в соответствии с программой развития дошкольников. Педагог прописывает темы и график мероприятий с учетом возрастной категории детей и возможностей конкретного ДОУ.

Мероприятия, прописанные в документе, обсуждаются на педсовете, вносятся необходимые корректировки, затем, после утверждения плана, педагог в течение года проводит необходимые занятия. Некоторые мероприятия имеют статус открытых, на них присутствуют коллеги – воспитатели и лица, осуществляющие мониторинг по экологическому воспитанию в ДОУ.

В обязательном порядке проводится анализ обучающих и развивающих мероприятий, дается оценка их результативности. На ближайшем педсовете педагог сдает отчет, где отражает степень раскрытия темы, вовлеченность детей, соответствие занятия тематическим целям.

В процессе изучения работы ДОУ ответственные лица дают оценку по нескольким разделам:

  • Уровень развития экологической культуры детей – анализ работы на занятиях, тестирование отдельных групп.
  • Профессионализм педагога – оценка его деятельности в соответствии с «Картой профмастерства».
  • Соответствие условий в проверяемом ДОУ – посещение групп.
  • Уровень и качество планирования рабочего процесса – оценка актуальности годового плана.
  • График работы с родителями – опрос и анкетирование родителей, оценка наглядной информации.

Годовые задачи в ДОУ по экологическому воспитанию отражают общую концепцию развития ответственного и бережного взаимодействия со средой обитания уже в раннем возрасте.

Любовь к окружающему миру, понимание красоты и гармонии природы формируют всесторонне развитую, глубокую личность. Только так человечество может прекратить потребительское отношение, которое неизбежно ведет к экологической катастрофе и гибели всего живого на планете.

Видео

экологический воспитание дошкольник природа

Замечательные зарубежные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, И.Т. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг) и России (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Н.К.Крупская, В.А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. При изучении окружающей среды перед детьми не ставится задача познать ее как единое природное сообщество с присущими только ему связями и зависимостями, научить дошкольников устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены ими в повседневной жизни. В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой - бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Имеются специальные дошкольные учреждения, располагающиеся в непосредственной близости от лесопарков, парков, скверов. Но большая часть из них ограничивает общение ребенка с природой. Только организация труда в уголках природы и на участках детского сада здесь может происходить. Считается, что подобное возможно, если сам педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на сохранение и приумножение. Постепенно, начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируются единственно верные представления о природе и человеке, как о равноправных партнерах, когда человек защищая природу, не оказывает ей благотворительность, а сохраняет жизнь себе подобным.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями не живой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена оппозиции естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формах отношения к ней.

Важным условием возникновения у детей дошкольного возраста сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребенка и может быть изменено только им. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта».

Исследователи провели интересные эксперименты, в результате которых были выявлены возможности:

формирования у дошкольников знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растений (питание, рост, развитие);

осознания ребенком своей схожести с представителями живой природы;

перевода сопереживания, сочувствия в содействие.

Введение в систему представлений об окружающем мире элементарных знаний о своем организме, подведение детей к пониманию общих для всех живых существ свойств и качеств имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке и на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и т. п.), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе и т. п.). Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я). Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы. При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознательное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное -- живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Многолетние наблюдения педагогов за детьми показывают, что дошкольник уже в пяти - шестилетнем возрасте в основном ориентируется в таких понятиях, как «живая» и «неживая природа», различает их, выделяет характерные особенности «живой» (растет, питается, движется, размножается, изменяется) и «неживой природы» (не растет, не питается, не движется, не размножается, не изменяется). Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста -- отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе -- результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развито у детей недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику. Пути экологического воспитания в детском саду следующие: формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Сильным стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес. Побудительную силу приобретают и общественные мотивы, которые проявляются в стремлении дошкольника сделать что-то необходимое, нужное, полезное для окружающих. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания.

Исходным звеном воспитания положительного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Цель экологического воспитания: именно формирование в ребенке положительного отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном, чувственно - эмоциональном опыте. Знания при этом, отнюдь, не умоляются, но им придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить) и, соответственно меняется методика включения этих знаний в воспитательный процесс. На основе такого психологического подхода можно формулировать принципы экологического воспитания:

  • 1. Цель: Формировать мотивационные основы экологического сознания в фактической мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым (отношение взрослого к природе модель построения взаимоотношений ребенка с окружающим миром).
  • 2. Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех работы, является хорошее понимание воспитателем психофизиологических особенностей для детей этого возраста. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны называть их главные сенсорные свойства, форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познавать видимые составные части предметов и объектов, получить элементарные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование первых умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях это есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является результатом, показателем воспитанности.

Проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослыми деятельности, направленной на поддержание нужных для обитателей зоны природы условий и на общение с ними. Такая деятельность окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

  • -Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • -Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • -Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красот природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • -Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

  • -Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
  • -Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их практической деятельности и в быту;
  • -Проявление активного отношения к объектам природы (действенные заботы, умение оценить действие других людей по отношению к природе).

И так, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему ему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природы.

Формируя гуманное отношение к природе воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то что носит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общей для всех нас Дом, безнравственный. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувство сострадания, сопереживания определяют действенные отношения детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшему в беду.

Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдания и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Отношение к объектам природы является конечным результатом экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднократно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

РЕФЕРАТ

Тема:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Написан:

Воспитателем

Зайчик И.Н.

Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов

(«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнут легли….

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши….»)

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

* * *

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

    Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;

    Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;

    Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

    Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.

    Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.

    Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

    Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.

    лекарственные растения, специально высаженные на участке.

    Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

    Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов.

    Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.

    Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

      Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе Костромской области.

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.

На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена.

      И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой.

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и.т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).

А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.

Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.

Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.

Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для него уголок.

В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на занятиях.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей в обсуждении доклада.

Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов –воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.

Экологическое воспитание в детском саду способствует:

  • формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;
  • формированию бережного отношения к природе.

Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:

  • Базисная программа развития дошкольников «Истоки»,
  • Рыжова Н.А.: «Наш дом — природа»,
  • Николаева С.Н.: «Юный эколог»,
  • Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию»,
  • Кондратьева Е.Е.: «Мы»,
  • Вересов А.: «Мы земляне»,
  • Попова Т.И.: «Мир вокруг нас»,
  • Кочемасова Е.Е.: «Здравствуй, мир!».

Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя

Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений.

Любопытным является исследование, проведенное в Тюменской области. В нем принимало участие более 200 респондентов: 167 воспитателей и 71 заведующая из местных дошкольных учреждений. Исследование проводилось в форме анкетирования. Приведем показательные данные.

На вопрос о том, проводится работа в ДОУ по экологическому направлению воспитателями, не имеющими соответствующего образования или специалистами-экологами , оказалось, что

  • только в 1,4% детсадов занятия проводят специалисты-экологи;
  • в 98,6% случаев занятия проводят воспитатели, не имеющие экологического образования.

Кроме этого, в большинстве своем дошкольные учреждения испытывают недостаток в программно-методических материалах экологической направленности :

  • только 16,9% детских садов обеспечены необходимым оборудованием и методическим материалом в достаточном количестве;
  • в 56,3% детских садах наблюдается недостаток в методматериале;
  • в 26,8% ДОУ нет вообще никаких образовательных материалов экологической направленности.

О необходимости прибегнуть к помощи методиста-эколога заявили заведующие 84,5% дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм :

  • самыми популярными оказались экологические занятия и беседы – 33,9%;
  • экскурсии и фенологические прогулки – 22,6%,
  • наблюдения в природе – 14,5%,
  • досуговые занятия – 10,8%,
  • игры – 9,7%;
  • практическая работа (опыты) – 4,8%,
  • консультации с родителями – 2,2%,
  • тематические выставки – 1,6%.

Формы экологического воспитания в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

Формы работы с детьми

Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения» и другие.

Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями готовит экологические праздники : «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы».

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе . Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.

Дети подготовительной группы могут вести «экологический дневник» , в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.

Формы работы с педагогическим коллективом

Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив нуждается в повышении квалификации, приобретении соответствующих навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры , например, «Экологическое воспитание средствами живой природы», обзоры парциальных программ, семинары «Дидактические игры с экологическим содержанием».

Востребованным оказывается практикум «Новые игровые приемы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников».

Одним из стимулирующих факторов является дух соревновательности. Организуются вернисажи педагогических идей «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».

Для повышения уровня экологической грамотности педагогов выпускаются буклеты по актуальным экологическим проблемам в мире вообще и в городе в частности.

Формы работы с родителями

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике , озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.

Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету .

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.


Top