Игра на изучение чувств. Эмоциональные игры

Приходя в этот мир, маленький ребенок начинает впитывать в себя все, что происходит вокруг, осознавать, подражать. Он развивается, учится ходить, говорить, играть, общаться. Мы стараемся помочь ему в этом: покупаем развивающие игрушки, книжки, используем разные методики. Очень часто, в погоне за интеллектуальным или физическим развитием, мы забываем о развитии эмоциональном. Мы учим складывать и вычитать в 3 года, читать в 4, покупаем всевозможные энциклопедии с большим объемом информации о животных, космосе, обо всем на свете, но забываем объяснить ребенку, как нужно реагировать в той или иной ситуации. Забываем рассказать, что помимо тысячи созвездий на небе, здесь, на земле, вокруг малыша, да и в нем самом, есть масса различных эмоций и чувств. И вот уже к 6-7 годам воспитатели и родители пытаются записать ребенка в разряд "трудных", а он просто не может понять и не умеет выразить свои эмоции. Не знает, как реагировать на эмоции окружающих. И попытка выразить себя приобретает резкие, порой грубые формы.

В младенчестве резкие эмоции, такие как: плач, крик - носят непроизвольный характер и выражают неудобство, которое испытывает ребенок (голод, холод, боль и тд.) Но ребенок растет и учится управлять своими эмоциями. И не только сдерживать, но и воздействовать ими на окружающих или выражать свои переживания. Не дали отнять у соседа по песочнице игрушку? И тут же крик разносится по району. И это уже не просто крик обиды, а еще и крик требования – я хочу, дайте.

Маленькие дети спонтанны в своих эмоциях. Грустно – плачу, радостно - смеюсь, больно - кричу. Они не управляют эмоциями. Скорее эмоции управляют малышами. Плачет соседский малыш – плачу и я… Ребенок не контролирует эмоциональные процессы, именно поэтому, так резки бывают смены настроения. Только что он плакал, а через секунду уже смеется, заметив на ветке воробья. Еще нет осознания чувств и контроля над эмоциями, нет понимания правильности или неправильности происходящего. Все сиюминутное: хочу игрушку - беру, не хочу - брошу.

Американский психолог X. Джайнотт отмечал важную психологическую особенность детей 3-лет: индивидуализм. С его точки зрения, для детей этого возраста совершенно естественно не всегда испытывать чувство стыда за то, что сделал что-то нехорошее: толкнул малыша в песочнице, отобрал игрушку, разрушил куличики. И только постепенно, знакомясь с правилами поведения в обществе, ребенок начинает вести себя в соответствии с этими требованиями.

Как правило, у 5-7 летнего ребенка все эмоциональные проявления уже имеют определенную мотивацию. Если у ребенка резко меняется настроение - надо искать причину. Уже какие-то конкретные события приводят к грусти, печали или радости. В наше время все чаще вспоминают феномен "засушенного сердца" (отсутствия чувств), о котором писал Л.С. Выготский. И это не удивительно. При нынешнем ритме жизни многие родители поддаются искушению включить мультфильмы или посадить ребенка за компьютерную игру вместо того, чтобы вместе почитать, вместе поиграть или просто заняться домашними делами, но, опять же, вместе с ребенком. Отсутствие общения приводит к внутреннему ощущению ненужности, незащищенности и к возникновению различных страхов.

Все больше погружаясь в мир виртуальный, дети перестают общаться. Ведь живое общение, распознавание и передача эмоций требует определенных усилий и знаний. Ребенку, вовремя не получившему эти знания, очень сложно найти контакт со сверстниками.

Общению, взаимодействию с окружающими, реакциям на ту или иную ситуацию ребенок учится непосредственно у окружающих его людей. В первую очередь, у родителей. У самых близких и любимых, кому хочется подражать и чей авторитет не поддается сомнению. Дети перенимают манеры, мимику, подражают интонациям, перенимают оценку событий, людей. Именно поэтому очень важно следить за словами и эмоциями, если рядом растет маленький человечек. Воспитатели, друзья, товарищи по игре - все они тоже служат положительным или отрицательным примерами реакций на окружающий мир. Конечно, немалое значение имеют и образцы поведения сказочных персонажей, с которыми мы знакомим своих детей через книжки , сказки , мультфильмы, спектакли.

Но все-таки, лучше всего учится ребенок в живом общении, а самый интересный и захватывающий способ - это игра. В игре можно смоделировать разные события, предложить ребенку побыть на месте разных персонажей. Объяснить любую ситуацию легко и ненавязчиво. В игре дети учатся контактировать друг с другом, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и учатся понимать других. В игре легко показать, как можно выражать свои эмоции не только словами, но и жестами, мимикой, пантомимикой (выражением через движения человеческого тела), голосом (меняя тембр, интонации, громкость, высоту).

Для развития эмоциональной сферы младших дошкольников можно использовать следующие игры:

1. Тренируем эмоции

Попросите ребенка:

Нахмуриться, как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница. Улыбнуться, как солнце; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо. Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное; как два барана на мосту; как человек, которого ударили. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака. Устать, как человек, идущий в гору; как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху. Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

2. Рисуем

Варианты этой игры ограничены только вашей фантазией. Для игры вам понадобятся: краски , карандаши , фломастеры , ручки, бумага. Можно попросить ребенка нарисовать свое настроение или настроение какого-нибудь персонажа. Рисунок может быть сюжетный, а может быть и абстрактный. Можно нрисовать, что чувствует ребенок когда видит бабочку или когда устал. Поиграть с цветами отображая разные эмоции и т.п.

3. Колечко

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

4. Зеркало

Ведущий изображает какую-либо эмоцию, а ребенок должен ее повторить и угадать. Например, удивление: рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты. Возможен другой вариант игры: ведущий показывает эмоцию, а ребенок должен показать противоположную. Например: радость - грусть.

5. Угадай эмоцию

Для этой игры вам понадобятся изображеня разных эмоций. Для этого подберите подходящие фотографии или вырезки из журналов. В дальнейшем можно будет перейти на карточки со схематическим изображением эмоций. Детям очень нравятся игры с демонстрационными карточками , поэтому их использование будет создавать дополнительное воздействие.

Пусть ребенок выберет карточку и попытается узнать, отгадать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики или голоса. Если детей несколько, то пусть они попробуют угадать, какую эмоцию он показывает.

6. Найди пару

В эту игру могут играть один или несколько человек. Сначала, подберите картинки с животными с разным выражением мордочек или картинки со схематичным изображением эмоций. Ведущий показывает детям схематичные картинки (или изображает эмоции сам). Дети, в своем наборе карточек, стараются отыскать животное с такой же эмоцией.

7. Что ты чувствуешь?

Для этой игры также можно использовать картинки с разными эмоциями. Ребенок должен выбрать ту карточку, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы и т.д.

8. Испорченный телевизор

Все участники игры, кроме ведущего и первого игрока, закрывают глаза. Ведущий молча показывает какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый игрок, "будит" второго игрока и передает увиденную эмоцию, как он ее понял, но без слов. Далее второй участник "будит" третьего и далее по цепочке. Затем ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошел сбой в передаче информации, или убедиться, что телевизор был полностью исправен.

9. Рассматривание картинки

Для игры пригодятся сюжетные картинки с изображением различных настроений. Задача ребенка: соотнести, что делает тот или иной персонаж на картинке и что он при этом чувствует.

Помимо игр с карточками и картинками, можно предложить детям разыграть различные мини-сценки . Расскажите ребенку краткий сюжет и пусть он попробует его "актерски" обыграть. Сюжеты могут быть самыми разными, как на основе сказок и историй, знакомых вашему малышу, так и придуманными прямо "на ходу".

"Баба-Яга" . Выражение гнева. "Баба-Яга, костяная нога, поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает".

"Фокус" . Выражение удивления. "Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана вылетел голубь".

"Лисичка подслушивает" . Выражение интереса. "Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает".

Но детей надо учить не только общаться, но и учить их эмоционально расслабляться, сбрасывать напряжение. Ведь постоянное сознательное подавление эмоций ведет к перенапряжению не только нервной системы, но и определенных групп мышц. О влиянии чувственных переживаний на мышечную усталось указывал в своих исследованиях еще русский физиолог В.М.Сеченов. На этой же тесной связи эмоциональных переживаний и мышечных напряжений построены принципы телесно-ориентированной терапии.

1. Игра "Прогони злость"

Ведущий: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону». Дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

2. Игра "Разная поступь"

Ребенку предлагают изобразить поступь людей и животных, например походить: как старый человек, как малыш, как котенок, как лев, как клоун и т. п. Варианты поступи он может придумать и сам. Другие дети по демонстрируемой поступи пытаются угадать, кто именно изображается. Это упражнение направлено на снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.

4. Игра "Волшебный сон"

Дети будто засыпают "волшебным сном": каждому может "присниться" все, что он захочет. Во время "сна" рекомендуется использовать спокойную тихую музыку. После "пробуждения" дети рассказывают и показывают свои "сновидения". Упражнение способствует снятию эмоционального напряжения.

5. Игра "Насос и мяч"

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч пустой). Второй игрок начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком "с". Услышав звук "с", первый игрок вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях. На втором "с" выпрямилось туловище, после третьего у "мяча" поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ "выдергивает" шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух: "ш-ш-ш...". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. После чего игроки меняются ролями.

6. Игра "Кулачок"

Игроки сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох медленно с усилием сжимают кулак. Затем делают вдох, ослабляя сжатие кулака. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Можно представить, будто выжимаете сок из лимона. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

Вы можете придумать и свои игры. Главное чтобы это было интересно вам и вашему ребенку.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств...

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

    «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.

    Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

    «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».


Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

    «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя. Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении. Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

    «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

    «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей .

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

    «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

    «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

    «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.


Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со . Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

    «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

    «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

    «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Воспитание основ эмоциональной культуры дошкольника предусматривает применение в работе игр. Творческие игры помогают обогатить жизненный опыт и реализовать себя, выявить творчество, креативность.

Поскольку воспроизведение поступков и проигрывание различных ролей способствует пониманию чувств человека, необходимо использовать ролевые игры. Они формируют умение ребенка взаимодействовать с другими , комментировать свои действия, согласовывать их с другими детьми, объяснять свои намерения, а также овладеть навыками произвольного поведения - научиться управлять собой, сдерживая непосредственные желания ради поддержки совместной игры со сверстниками. Кроме того подвижные игры помогают ребенку избавиться от накопленной им энергии.

Игры на развитие эмоций можно проводить в помещении или на свежем воздухе, продолжительность - не ограничено.

«Радостный/Печальный»

Демонстрирует различные выражения лица.

Задача: ребенок должен соответственно отреагировать: веселое лицо - хлопки в ладоши, печальное - закрывание ладонями глаз, имитация плача.

«Радостный/Напуганный»

Задача: ребенок должен соответственно отреагировать: веселое - хлопок в ладоши, напуганное - закрывание головы руками с обеих сторон (закрывая уши), широко открытый рот.

«Радостный/Злой»

Взрослый демонстрирует различные выражения лица.

Задача: ребенок должен соответственно отреагировать: веселое лицо - хлопки в ладоши, злое - сжимание пальцев в кулаки, резкие взмахи руками вверх и вниз. Локти ребенка - согнуты.

Во время игры взрослый может предлагать определить эмоции, изображенные на рисунках, фотографиях, картинках, страницах детских журналов и тому подобное.

«Котик и кошечка»

Игроки становятся в круг. В его центре находятся два ребенка «котик» и «кошечка».

Задача: как можно отчетливее передать настроение животных, которые:

играют мячиком;

только что поссорились;

разозлились друг на друга;

помирились и обнимаются;

идут вместе гулять.

Подобно этой игре можно проводить и другие: «Петух и курочка», «Курочка и цыплята», «Заяц и зайчиха», «Две подруги», «Бабушка и внучка».

«Рядом с нами»

Игроки становятся в линию. Психолог говорит: «Рядом с нами...» и называет любое животное (злая собака, маленький птенец, забавный медвежонок, дикая кошка, храбрый еж, больной щенок и т.д.).

Задача: представить названное животное, изобразить его.

«Невидимка»

Среди игроков выбирается «невидимка». Дети становятся на расстоянии друг от друга, широко расставляют руки в стороны, касаясь лишь кончиками пальцев.

Задача: надеть шляпу волшебника и превратиться в «невидимку». Стать напротив игроков, закрыть глаза, пройти между ними, не касаясь.

После окончания игры стоит обсудить следующие вопросы:

Кому и чем именно понравилась игра;

Трудно ли быть невидимым для других;

Легко ли оставаться игрокам длительное время в неподвижной позе;

Интересно ли наблюдать за «невидимкой» или нет;

Насколько сложно двигаться с закрытыми глазами и почему;

Что нужно сделать, чтобы осторожно пройти между другими игроками и не задеть их,

Можно ли на самом деле стать невидимым.

Следует выяснить, кому из детей, которые превращались в «невидимку», было легко выполнить задание (осторожно пройти мимо других) и почему, что им помогало.

Психогимнастика «На поляне»

Психолог становится ведущим игры. Дети превращаются в разные цветы и говорят свое название. Ведущий говорит: «Я сажаю на полянке разные цветы. Есть у меня колокольчик, мак, подсолнечник... Пришла весна, пригрело солнышко. Я смотрю на полянку и вижу, как появляются первые... (называет цветы). Мои цветочки растут, распускают лепестки. Ветерок колышет их. Вдруг начался дождь. Каждый цветочек пытается уберечь свои лепестки, прижимает их друг к другу. Дождь становится сильнее, он пригибает цветочки к земле, все ниже и ниже. Ветер становится сильнее, колышет стебли и листочки. Он срывает колокольчик, мак... и поднимает высоко в небо. Цветы кружатся в воздухе и медленно опускаются на землю. Ветер стих, дождь кончился, цветочки оказались вновь на земле».

Задача: изобразить цветок, передать движениями все, что комментирует взрослый.

Упражнения на формирование знаний об эмоциях

Осуществляя работу по воспитанию основ эмоциональной культуры ребенка, важно уделять внимание развитию эмоциональной восприимчивости ребенка, обогащать ее жизненный опыт впечатлениями от услышанного, увиденного, обследованного. В этом направлении будут полезными упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

«Найди предметы, одинаковые по...»

Взрослый заранее размещает на разном расстоянии определенные предметы (среди них могут быть, например, зонтик, кошелек, газета, клоунская шляпа, мобильный телефон), ребенок находится рядом со взрослым.

class="eliadunit">

Задача: внимательно рассмотреть предметы с одной (левой) стороны, повернуться в противоположную (правую) сторону, назвать как можно больше тех предметов, которые:

Имеют одинаковый цвет;

Приятные (мягкие, теплые, холодные и т.п.) на ощупь;

Находятся на близком расстоянии от тебя;

Забавно выглядят;

Вызывают радостные воспоминания;

Полезные для человека;

Имеют похожую форму.

«Помоги найти...»

Перед ребенком разложено 4-5 рисунков с изображениями плетеной корзины, железной клетки, собачьей будки, гнезда, аквариума. Внимательно рассмотрев рисунки вместе с ребенком, взрослый замечает, что игрушечные птенец, кот, рыба, собака, львенок принадлежат рассеянном мальчику. Он иногда забывает разместить животных по домам. Сегодня произошло так же.

Задача: Вернуть животных в свои дома, подумать, что произошло, если бы игрушечные животные были настоящими и потерялись.

Стоит выяснить следующие вопросы (беседа психолога с детьми ):

Что чувствует тот, кто потерялся;

По каким причинам можно потеряться;

Что будет чувствовать потерявшийся ребенок;

Помогут ли ему слезы в такой ситуации;

К кому стоит обратиться ребенку за помощью.

«Верни вещи на место»

Взрослый располагает перед ребенком кукольный шкаф, в котором на полках разложены разные вещи (4-6 предметов). Ребенок некоторое время разглядывает, а потом закрывает глаза (или отворачивается в другую сторону). Взрослый переставляет вещи и предлагает дошкольнику еще раз посмотреть на их расположение.

Задача: внимательно рассмотреть, вспомнить предварительное место их нахождения и вернуть каждую на свое место.

Взрослому следует обсудить вопрос:

Всегда ли ребенок помнит, где положил свои вещи;

Бывает ли так, что нужная тебе вещь исчезла, ее взял кто-то другой;

Приятно ли, когда другой человек берет твою вещь без твоего разрешения (пользуется ею, портит)

Что делать в таком случае;

Помогут ли оскорбительные слова объяснить другому, что брать чужие вещи нельзя;

Стоит ли класть вещи на свое место; почему?

«Найди похожее»

Ребенок становится напротив другого ребенка, некоторое время разглядывает его, а затем отворачивается в противоположную сторону или закрывает глаза.

Задача: подумать и сообщить, чем другой ребенок похож на тебя, чем отличается (фигура, черты лица, его выражение, одежда). Определить, в чем заключается его сходство с другими сверстниками.

Во время выполнения упражнения взрослому стоит направлять внимание детей не только на внешность, одежду, но и подчеркнуть индивидуальные черты, например: «Паша - внимательный к друзьям», «Алена - заботливая», «Саша - наблюдательный», «Наташенька - застенчивая».

«Найди различия»

Взрослый заранее готовит картинки, на которых изображены люди одного возраста с похожей внешностью (веселые/грустные рыжие девушки, расстроенные/удивленные седые мужчины, обеспокоенные/спокойные врачи, напуганные/веселые дети и т.д.)

Задачи: рассмотреть картинки и найти отличия.

«Что изменилось?»

Первый ребенок становится напротив второго, внимательно его рассматривает, закрывает глаза или их завязывают ему непрозрачным платком. Перед тем как ее снять, второй ребенок с помощью взрослого меняет вещи (надевает шляпу, бант, перчатки, переобувает ботинки с левой на правую ногу и наоборот, берет в руки игрушку и т.п.). Также меняет позу (приседает, выставляет одну ногу впереди другой, наклоняет голову на бок, поднимает руку и т.д.) и выражение лица (надувает щеки, улыбается, вздыхает, хмурит брови, вытягивает губы «трубочкой», «скалит зубы» и др.).

Задача: снять с глаз платок внимательно рассмотреть другого ребенка, желательно назвать все, что изменилось.

«Приятное - неприятное»

Ребенку показывают картинки с изображением различных событий жизни, например: «малыши на карусели», «непогода: сильный ветер сломал маленькое деревце», «дети посещают зоопарк», «ребенок испачкался», «девочка открывает большую коробку, из которой вылетает большое количество разноцветных шариков», «мальчик бьет щенка», «зимние развлечения», «бабушка уколола иглой палец», «дети смотрят мультики», «у дедушки болит зуб», «волк гонится за зайчатами» и др.

Задача: определить, какие ощущения появляются при рассмотрении рисунков, и соответственно отреагировать: ощущение приятного - хлопанье в ладоши, неприятного - легкий топот.

«Приятные воспоминания»

Перед ребенком разложены карточки с изображениями разных вещей (конфета, шприц, зеркало, качели, старая поломанная игрушка, помада, игрушечный поезд, футбольный мяч, разорванная шляпа и т.д.).

Задача: отложить карточки, на которых изображены вещи, вызывающие приятные воспоминания, объяснить свой выбор, раскрасить их в светлый цвет.

Обогащая эмоциональный опыт ребенка младшего дошкольного возраста, который пока невелик, советуем педагогам детского сада использовать в повседневной работе представленные выше упражнения.

Волшебная игротека

Игра «Встаньте все те, кто…» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход упражнения: Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Море волнуется» (модификация игры)

Цель: тренировать детей в выражении с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний.

Ход упражнения: Дети свободно передвигаются по комнате и по сигналу ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ….. замри». Дети с помощью мимики изображают эмоцию.

Игра «Дразнилки снежками».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, побуждение к соблюдение определённых правил.

Оборудование: снежки из ваты, колокольчик.

Ход упражнения: Дети кидают друг в друга снежки, при этом обзываются названиями продуктов. По сигналу ведущего собираются снежки в коробку. Психолог оговаривает правило, что кидать можно только по ногам, спине, животу. Нельзя кидать в голову и по лицу.

Игра «"Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: схематическое изображение эмоций.

Ход упражнения: На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра «Мои ощущения»

Цель: расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими его эмоциями.

Оборудование: подборка музыки с разными эмоциями.

Ход упражнения: Дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент. Потом дети называют испытанные эмоции в момент прослушивания.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

В своей профессиональной деятельности большое внимание я уделяю развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, которые помогут ребенку лучше понимать и описывать свое эмоциональное состояние.

"Моё настроение"

Для этой игры необходимо изготовить следующие картинки:

С детьми проводится беседа о том, что наше настроение можно сравнить с различными погодными явлениями.

Так, солнышко обозначает веселое, радостное, доброе настроение;

солнышко за тучкой - настроение в течение дня меняется, то грустное, то радостное;

тучка - грустное, печальное настроение;

туча с молниями - злое настроение;

тучка с капельками - печальное, тоскливое, обидное настроение.

"Цветное настроение"

Для этой игры мною был изготовлен радужный круг и маленькие схемы-пиктограммы, обозначающие эмоции.

С детьми проводится беседа о том, что наше настроение можно сравнить с различными цветами радуги. Так, яркие цвета могут обозначать радостное, доброе, веселое настроение; а темные - грустное, печальное, злое настроение.

Детям по очереди предлагается выбрать цвет своего настроения и объяснить свой выбор.

Также можно предложить деткам разложить схемы-пиктограммы, обозначающие различные эмоции на нужный сектор радужного круга также объясняя свой выбор.

"Угадай эмоцию"

Для этой игры потребуются схемы-пиктограммы (см. выше)

Их необходимо положить в мешочек или шкатулку. Далее ребенку предлагают вытащить одну картинку, посмотреть на неё и постараться изобразить мимикой такую же эмоцию. Остальные дети пытаются её угадать.

"Разрезные картинки"

Для игры необходимо подобрать картинки героев с изображениями различных эмоциональных состояний. Далее разрезать их на несколько частей. Детям рассказывается история о том, что злой волшебник заколдовал лесных жителей, и нам необходимо им помочь.

Дети складывают картинку и называют эмоцию героя. Как вариант, можно сложить картинку, назвать эмоциональное состояние героя и попытаться его изобразить.

Исходя их опыта моей работы в дошкольном учреждении, могу сказать что детям очень нравятся эти игры.

www.maam.ru

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников.

При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития.

Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей? В игре. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающем миром.

Представленные дидактические игры помогут развивать эмоциональную сферу дошкольников, научат: различать основные эмоциональные состояния, сравнивать эмоциональные ощущения как своих так и других.

www.maam.ru

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе играет большую роль в моей работе. Для укрепления психического здоровья детей в своей группе я использую игры изготовленные мной.

Предлагаю для просмотра эмоциональную зону группы.

Для изготовления солнца я использовала само клеящуюся бумагу, картон. Играем по утрам в игру "Солнечное приветствие" (приветствуем солнце, педагога, детей-словом, комплиментом, ладонью, пальцем, боком и т. д), тем самым создаю положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы.

Оформила зону на стене «Моё настроение». Использовала зеркала, само клеящуюся пленку, картон, кармашки (футляры от кассет).

Дети, приходя в детский сад (в группу) определяют своё настроение глядя в зеркало, анализируют, рассказывают о причинах его изменения, знакомятся с разными эмоциями, учатся владеть навыками управления своими эмоциями.

Использовала открытки для игры «Лепестки желаний». Дети вытягивают из - под волшебного цветка лепестки и продолжают начатую мысль. (Я люблю…. свою маму.)

«Я люблю и не люблю»

«Мне нравиться и не нравиться»

«Я умею и не умею»

«Я могу и не получается»

«Меня хвалят и ругают за … »

«Я хочу … » и др.

Эта игра формирует положительный образ «Я», позитивную самооценку, доброжелательные отношения, умение слушать сверстников, развивает мышление, речь. В конце игры открывается цветок и звучит мелодия (музыкальный цветок).

Смастерила "эмоциональных человечков" из картона и трубочек для сока. Она знакомит детей с разными человеческими эмоциями. Способствует развитию лучшего понимания себя и других.

Распечатала разные эмоции, которые дети используют при совместных обсуждениях, тем самым расширяют представления о собственных переживаниях (дают определение радости, страха).

В альбом «Наши эмоции» вкладываем вырезки и фото детей и взрослых с разными эмоциями.

Эмоциональные варежки помогают направлять внимание на выражение собственных и чужих эмоций. Дети показывают, как они радуются, грустят, определяют веселого сказочного (грустного персонажа, напевают ту или иную песню, получают призы.

Желаю творческих успехов. Спасибо за внимание.

www.maam.ru

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей

Картотека игр

на развитие эмоциональной сферы детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Игра «Детский сад»

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

Можно посадить за праздничной стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы. »

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось? »

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что… » Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».

Картотека игр и упражнений

ЭМОЦИЯ ГНЕВ

Гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: снятие психонапряжения детей.

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда… »

«Я злюсь, когда… »

«Мама злится, когда… »

«Воспитатель злится, когда… »

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Упражнение «Уходи, злость, уходи! »

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи! » Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Удивления

Удивление - это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда… »

«Я удивляюсь, когда… »

«Мама удивляется, когда… »

«Воспитатель удивляется, когда… »

Упражнение "Зеркало".

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:

Что общего в том, как вы изображали удивление?

Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон.

Мы оказались на другой планете.

Внезапно исчезли все взрослые.

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

Этюд Фокус на выражение удивления

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Погода изменилась".

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

h4]]Картотека игр и упражнений

Эмоция Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.

Упражнение «Одень страшилку».

Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Упражнение «Дорисуй страшного».

Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета… Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.

Упражнение «Азбука настроений».

Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.

Упражнение «Конкурс боюсек».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.

Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся… ». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».

Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Упражнение «Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: снятие страхов.

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Игра с зеркалом.

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на… »

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Упражнение «Изобрази… »

Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда… »

Составители: Соболева М. Ю., Сушкова В. С.

www.maam.ru

«Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы»

Цветотерапия

Упражнение №1

Цель: Коррекция страхов, инертности, апатии.

Ход: В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра№2 «Красный предмет в моей ладошке»

Цель: та же

Ход: Закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой – то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь.

Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки) . Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение №3

Цель: та же

Ход: Подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет.

Упражнение №1

Цель: Используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Ход: На плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Упражнение №2Релаксация.

Цель: Та же

Ход двух цветов: красного и желтого.) после того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! : Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка) . Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.

Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги.

Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого.) После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!

Желтый цвет

Упражнение№1

Цель: используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

Ход: На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музык наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение№2

Цель: та же

Ход: Ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет.

Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Упражнение№1

Цель: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Ход: На листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра№2«Зеленые обитатели леса»

Цель: та же

Ход: Назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать.

Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз) .

Упражнение№3

Цель: та же

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Цель: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Ход: На акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака) .

Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение №2

Цель: та же

Ход: Подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

и эмоциональной сферы дошкольников.

«Осьминожки»

Это игра – приветствие, при котором дети, сидя на ковре, опуская пальчики на ковре, изображают осьминожек, которые ползают по полу и, встречаясь с другими осьминожками, здороваются и приветствуют друг друга.

В данной упражнении каждый ребенок может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг детей, изображающих волны. «Волны» ласково поглаживают «купальщика» со всех сторон, приговаривая, «Мы тебя любим», и каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.

«Волшебная ракушка»

Ведущий, рассказывает ребятам таинственную историю про волшебную ракушку, при этом описывая во всех красках подводный мир. Затем дает каждому из ребятишек ракушку, предлагая, приложив её к уху послушать, о чем ракушка хочет нам рассказать. А после, ведущий просит детей рассказать, о чем поведала им ракушка и спросить детей, как они предоставляют подводный мир.

«Подводный мир»

Она является продолжением игры «Волшебная ракушка», в которой малышам предоставляется возможность рисовать ладонями и пальчиками подводный мир так, как они его себе представляют.

По теме:

Материал nsportal.ru

Адекватные формы общения с детьми.

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет.

Ожидаемые результаты:

Развития высших чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных.

Сформированность высших эмоциональных свойств личности, (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других) .

Наличие способности соподчинять мотивы, управлять своим поведением.

Стремление к достижению результата своей деятельности, развитие позитивного мировосприятия.

Управляемость эмоциональными процессами.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Психологами доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается: её необходимо развивать, создавая для этого определённые условия. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, на значения своих собственных поступков для окружающих».

Чтобы этого не произошло, необходимо в работе с детьми дошкольного возраста учитывать особенности данного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка, так как он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития особенностей поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сферами.

Эмоция – это сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно мышечный и чувственно –переживательный аспекты. Нейрофизиологические процессы вызывают мимические и соматические проявления: частоту дыхания и сердечных сокращений, потоотделение, мышечный тонус и т. д. Они же посредством обратной связи осознаются человеком, в результате чего у него возникают эмоции.

На нервно – мышечном уровне эмоция появляется в виде мимики, пантомимики, голоса.

На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для человека.

Стимулами эмоций могут быть:

Сенсорная информация (боль, холод, голод)

Познавательная информация (оценочное суждение, предвосхищающая информация о том, что может случится, память ит. д.)

Нервно – мышечные раздражители (изменения температуры тела, кашель и т. д.)

Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным.

Безразличное, равнодушное отношение, обычно не связано с какими – либо эмоциями. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, верность чего до этого момента была невелика или во всяком случае не определенна.

Интерес – это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельства. Отрицательное отношение выражается в эмоциях не довольствования, горя, ненависти и:

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.

Важным заключением в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Ребёнок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы.

Ребёнок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к любому занятию, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и также быстро исчезают.

Он живо реагирует на происходящее, но его эмоции не устойчивы. Часто приходится видеть, что не прошло и 2-3 минут после перенесённой малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают ему.

В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные, эстетические, интеллектуальные. Постоянные наблюдения за детьми позволяют нам предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность.

При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития. Главные цели развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние (своё и окружающих людей) ; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово) ; совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Деятельность с детьми:

Игра: «Озорные осьминожьи» Цель: эмоциональное развитие детей в процессе формирования познавательной сферы. Развивать воображение, мышление, формировать культуру общения детей, используя игру.

Игра: «Волшебный мешочек» Цель: учить детей распознавать у себя и других эмоцию гнева, выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Игра: «Котелок настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы.

Игра: «Нарисуем гнев» Цель: игра помогает снять состояние агрессии, понять своё эмоциональное состояние, учить выражать эмоции с помощью рисунка, говорить о них, а также создавать модели поведения.

Игра «Живые цветы» Цель: поучить детей доверительному отношению друг к другу; развитие раскрепощённости в выражении эмоций.

Игра «Смешилки» Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить положительно, воздействовать на настроение других людей.

Игра «Дождик и ромашки» Цель: помочь ребёнку научиться более свободно выражать свои эмоции, научить чуткости, поднимать настроение других людей.

Игра «По кочкам» Цель: снижение агрессивного поведения, гиперактивности, эмоционального напряжения; развитие саморегуляции, группового сплочения.

Игра «Вот так» Цель: формирование представлений о причинах эмоциональных состояний, развитие способности выражать эмоции вербальным и невербальным способами.

Игра «Раз, два, три-настроение замри» Цель: развитие способности определять эмоциональные состояния людей и выражать их с помощью мимики.

Игра «Кто как радуется (огорчается) » Цель: развитие способности изображать различные эмоциональные состояния вербальным и невербальным способами.

Игра «Кто смешнее засмеются» Цель: развитие способности передавать эмоциональное состояние радости.

Игра «Щекотушки» Цель: развитие навыков регулирования эмоций.

Игра «Рисунок по кругу» Цель: развитие групповой сплочённости и навыков совместной деятельности, уметь сотрудничать, развивать связанную речь.

Игра «Эмоции» Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка. Формы работы с родителями:

Анкета для родителей. «Охарактеризуйте эмоциональное состояние своего ребёнка».

Консультация. «Если дети рисуют монстров» Список литературы.

1. В. А. Крутецкой «Психология» Москва «Просвещение» 1986.

2. И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан «Психология» Издат. Центр «Ракселия» 2002.

3.«Общая психология» под редакцией А. В. Петровского М. Просвещение 1986.

4. Г. А. Широкова «Справочник дошкольного психолога» Ростов-на-Дону 2008 г.

5. Е. Г. Вотинова, И. В. Карнеева «Формирование эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста» 2009.

6. Журнал «Обруч» 2006.

7. Журнал «Дошкольное образование» 2003.


Top