Во сколько лет отдают ребенка в школу. Во сколько лет лучше отдавать ребенка в детский сад
Никто не даст однозначного ответа на вопрос «?». Будущий детсадовец должен быть психологически и физически готовым к коллективной жизни. Природой задумано не было, чтобы дети по 8-9 часов находились в незнакомом окружении, раньше они воспитывались с нянями и гувернантками, и это считалось нормой. Дошкольные учреждения — это нововведения социума.
До 3 лет у детей сильная связь с матерью, для них новое окружение — это стресс. Психологи утверждают, что до 2,5 лет малыши не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками: это скорее источник конфликтов, чем удовольствие. Перед незнакомцами дошкольники 2-3 лет испытывают страх — это одна из причин трудной адаптации.
Ориентировочные сроки адаптации:
- В яслях — 6-10 дней.
- Для трехлетних детей — 2-3 недели.
- Для дошкольников старшего возраста — 3-4 недели.
Что нужно учесть?
- Коммуникабельность. Деткам, которые легко общаются с «соседями по песочнице», проще, чем застенчивым или отставшим в речевом развитии. Скромников дополнительно нужно определить к психологу и логопеду, чтобы научились рассказывать о своих желаниях и потребностях.
- Иммунная система. Болезненным детям раннее пребывание в группе противопоказано.
- Самостоятельность. Если дитя умеет проситься на горшок, сам держит бутылочку или ест ложкой — ему будет легче адаптироваться к системе.
- Эмоциональность — по наблюдениям специалистов, девочки адаптируются к новшествам быстрее, у мальчиков связь с матерью прочнее.
Фазы адаптации:
- Легкая — длится до 15 дней, карапуз адекватно ведет себя в яслях в детском саду , не болеет, не теряет вес, не капризничает.
- Средней тяжести — налицо признаки психического стресса, возможет беспричинный плач или небольшая потеря в весе (длится до 2 месяцев).
- Тяжелая — категорическое непринятие, истощение, болезненность, перепады настроения. Обязательна консультация специалиста.
Статистика в разных странах
Страна |
Принимают в садик |
Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли |
|
С 3 месяцев |
|
Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад |
|
Великобритания |
|
Финляндия |
С 9 месячного возраста |
С 3 лет, практикуется домашнее воспитание |
|
До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками |
Ясли в детском саду
Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев. Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.
Рекомендуем заранее приехать в выбранное заведение, познакомить специалистов с особенностями развития и привычками ребенка, его интересами и склонностями. Кардинально менять привычный уклад жизни в один момент нельзя.
Преимущества:
Недостатки:
- Не у всех частных садов есть лицензия.
- Высокая стоимость.
Во сколько лет отдавать ребенка в сад — личный выбор каждого, но будьте осмотрительны, в столь нежном возрасте не редкость психологические травмы.
Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:
– В каком возрасте ребенку будет – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.
Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?
Или
– Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!
Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?
Отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет?
С точки зрения , основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.
От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.
В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.
Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.
Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.
Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.
Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.
Что такое детский сад для ребенка?
Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.
Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.
Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.
Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.
Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.
Отдавать ли ребенка в садик?
Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.
А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.
Что гласит закон
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.
Самый старший, самый младший – это страшно?
«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.
Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.
С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.
Как понять, что мой ребёнок готов к школе?
Интеллектуальное развитие
Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».
+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.
- Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.
Речевое развитие первоклассника
Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.
+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.
- Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.
Психологическая готовность к обучению
Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.
+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.
- Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.
Состояние здоровья будущего первоклассника
Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.
+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их.
- Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.
Мотивация учиться и готовность к обучению
Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.
Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:
мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,
своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,
тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,
своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,
нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».
Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти , и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.
Самый главный вывод
Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.
*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.
Современное поколение детей, несомненно, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш обладает удивительными способностями – уже в дошкольном возрасте он умеет читать, считать и даже писать. И кажется, что в детском саду (или дома) еще целый год ему будет скучно – пришло время учиться! Но есть одна загвоздка: вашему сыну или дочке еще нет 7 лет, а ведь именно этот возраст считается стандартным для поступления в 1 класс. Другая ситуация: ребенку почти 7, он много знает и умеет, но психологически еще явно не готов к учебе. А на будущий год ему будет уже почти 8. Не поздновато ли для зачисления в школу? Для родителей мальчиков завершение учебы в 18 лет кажется страшным сном – что, если ребенка заберут в армию прямо со школьной скамьи? С другой стороны, не хочется отбирать у малыша целый год беззаботного детства… Что же делать?
В каком возрасте ребенок должен идти в школу по закону?
Прежде чем размышлять о психологических аспектах начала учебной жизни, давайте разберемся, с какого возраста детей принимают в первый класс школы по российскому законодательству.
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012, возраст ребенка, идущего в первый класс, определяется следующим образом:
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет . По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Таким образом, по закону дети должны идти в первый класс в возрасте 6,5-8 лет, поэтому родителям следует ориентироваться на эти возрастные рамки. Начало обучения в школе для детей младше 6,5 лет в принципе возможно, но лучше, если такое решение родителями будет принято осознанно, после консультации с детским психологом. Некоторые частные школы реализуют специальные обучающие программы для таких малышей: классы в них больше похожи на группы детского сада. Откладывание решения «учебного вопроса», если ребенку уже исполнилось 8 лет, чревато плотным общением с органами опеки и попечительства, поскольку родители несут полную ответственность за реализацию права своего чада на получение образования.
Таким образом, у каждой семьи, независимо от того, в какое время года родился ребенок, по сути, есть право выбора между двумя вариантами: отдавать его в школу в 6,5-7,5 лет или в 7-8 лет. И решение порой принять бывает очень непросто.
Как понять, пора ли отдавать ребенка в школу?
На готовность к школе и последующую успешность в учебе влияет ряд факторов, которые следует оценить, принимая решение о возрасте для поступления в первый класс.
1. Интеллектуальное развитие – важный момент в деле подготовки к школе. Родителям следует обратить внимание на то, насколько развиты у ребенка речь, внимание, память и мышление, а также на уровень соответствия определенным дидактическим требованиям к первоклассникам.
Малышу легко будет учиться в первом классе, если он:
- имеет связную, грамотную речь и существенный словарный запас (легко подбирает синонимы, антонимы; образует от одних слов другие, например, названия спортсменов от вида спорта, профессий; употребляет слова с абстрактным смыслом, притяжательные существительные, приставочные глаголы, правильно строит распространенные предложения и т.д.);
- может составить небольшой рассказ по картинке;
- хорошо произносит все звуки, умеет различать и находить их место в слове;
- читает слова из 2-4 слогов со скоростью 8-10 слов в минуту;
- пишет печатными буквами;
- знает геометрические фигуры;
- обладает адекватными представлениями о свойствах предметов: формах, размерах и относительном положении в пространстве;
- считает до 10 в прямом и обратном порядке, понимает смысл сложения и вычитания;
- различает и знает названия цветов;
- умеет собирать ;
- может рассказывать наизусть стихи, повторять скороговорки, петь песенки;
- аккуратно раскрашивает, не выходя за контуры.
Стремление по максимуму интеллектуально подготовить будущего первоклассника к учебе может сыграть отрицательную роль. Часто таким детям быстро становится скучно учиться, потому что они уже «всё знают». В таком случае родителям изначально лучше задуматься о том, чтобы отдать ребенка в школу с соответствующим уровнем требований.
Уповать полностью на школу в деле обучения тоже не следует. Базовый уровень знаний позволит ребенку легче адаптироваться. Поэтому умение читать к первому классу – навык необязательный, но все-таки желательный.
2. Эмоциональная зрелость характеризует наличие у ребенка собранности, взвешенности в действиях, умения сначала подумать, а потом уже делать. Высокий уровень интеллектуальных способностей может стать для родителей причиной, чтобы отдать ребенка учиться как можно раньше. Но если он еще не дозрел до учебы эмоционально, в перспективе это может принести серьезные психологические проблемы.
3. Мотивация к учебе . По словам детского психолога Л.А. Венгер, «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Начало учебы в школе – это перестройка всего образа жизни ребенка, переход от беззаботной игры в любое время дня к ответственности и ежедневной работе. Чтобы не просто ходить в школу, а учиться, школьнику нужна мотивация. Понять, есть ли она у вашего ребенка, вам поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». Идеальная мотивация для учебы – учебная, т.е. желание узнавать что-то новое. Если ребенок отвечает, что хочет там найти новых друзей (социальная мотивация) или получать хорошие оценки и быть лучшим учеником (мотивация достижений), это не плохо, но и не слишком хорошо. Что, если радость от знакомства со сверстниками быстро угаснет, а цена дружбы – ежедневный труд в стенах школы – покажется слишком высокой? Или надежды стать лучшим в глазах учительницы и получать только похвалы не оправдаются? А если мотивация ребенка – только игровая (в школе будет столько нового и интересного, там можно будет играть с ребятами), решение отложить учебу на год является вполне очевидным.
4. Физиологическая зрелость и состояние здоровья . Перед тем, как отдавать ребенка в первый класс, необходимо оценить, насколько зрелой является его нервная система. В случае слишком раннего отправления в школу высидеть целый урок для малыша может быть просто невыполнимой задачей. Педиатры считают, что ребенок с точки зрения физиологии является достаточно зрелым для школы, если он:
- легко дотягивается сзади рукой до верхушки противоположного уха;
- имеет сформированные коленные чашечки и суставы пальцев, хорошо выраженную арку стопы;
- начал терять молочные зубы;
- умеет прыгать на одной ноге;
- с легкостью ловит и бросает мяч;
- отводит большой палец при рукопожатии.
В отношении развития следует также учитывать уровень развития мелкой моторики: умение резать ножницами, работать с пластилином, выполнять движения пальчиковых игр, застегивать молнию и шнуровать ботинки.
Важным фактором является и общее состояние здоровья. Часто ли ребенок болеет (часто – это 8 и более раз в году)? Есть ли у него хронические заболевания? Ваш лечащий врач посоветует, стоит ли повременить с учебой, если есть такая возможность. Каким бы не было здоровье ребенка, перед началом школьной жизни займитесь его укреплением: проведите лето на природе, съездите на море, внимательнее отнеситесь к качеству питания, вплотную займитесь лечением хронических болезней, если они имеются.
5. Коммуникативные навыки . Для первоклассника важно не только желание общаться, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, дружить, но и обладание определенными умениями в этом отношении и адекватная самооценка. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя комфортно вне привычной домашней обстановки.
6. Самостоятельность в школе, очевидно, является необходимостью. Школьник должен уметь сам справляться со своей одеждой и обувью: одеваться, раздеваться, застегивать молнии и пуговицы, переобуваться, завязывать шнурки. Посещение общественного туалета тоже не должно быть для него стрессом.
7. Пол ребенка оказывает существенное влияние на легкость и комфортность погружения ребенка в школьную среду. Многие родители при принятии решения о школе руководствуются вполне понятными мотивами: мальчиков хотят отдать учиться пораньше, чтобы они смогли потом поступить в институт, а девочек жалеют и оставляют им еще один год детства. Хотя в реальности девочки созревают для учебы (ответственности, дисциплины и спокойного нахождения на одном месте в течение 40 минут) намного раньше мальчиков. И это притом, что активность, важная в учебе, и стремление к новому – а школа в общем-то и является таким вот новым и интересным местом – в принципе больше в стиле мальчишек.
Девочки обычно лучше, чем мальчики, готовы к школе в интеллектуальном и эмоциональном плане: они более податливы, контактны, послушны, общительны, способны подстраиваться под ситуацию и меняться сами.
Немаловажным фактором отличия детей в плане учебы является разная скорость созревания полушарий. Считается, что у девочек быстрее, чем у мальчиков, развивается левое полушарие, связанное с речью и появляющимися на ее фоне психическими функциями. В начальной и средней школе девочкам учиться чаще всего легче. У мальчиков раньше формируется правое полушарие, ответственное за пространственно-временную ориентацию, но это не столь важная функция в условиях школы.
Что касается успеваемости в первом классе, то по основным предметам средняя оценка по пятибалльной шкале у девочек – 4,3, а у мальчик – 3,9. Кроме того, разница в оценках по разным предметам у девочек обычно составляет не более одного балла, а у мальчиков она может быть вполне ощутимой. Табели сыновей зачастую неприятно удивляют родителей полным комплектом разных оценок: «тройки», «четверки» и «пятерки» спокойно там уживаются. Мальчик может быть очень умным и способным, но неусидчивым. Или ему просто сложно переключаться с предмета на предмет. А учительнице, что уж скрывать, проще учить спокойных девочек, чем шумных мальчиков.
В связи со столь разными психофизиологическими особенностями не является удивительным тот факт, что мальчики к концу первого класса утомлены в 6 раз больше, чем девочки.
8. Тревожность ребенка – личностная особенность, которая напрямую влияет на школьную успеваемость. Причем неодинаково на мальчиков и на девочек. Мальчики, чья тревожность несколько выше средней (но не граничит с постоянной паникой и смятением), всерьез переживают об оценках, о своем статусе школьника, почти взрослого человека. Они не хотят подорвать доверие родителей и получить замечание от учителя. Всё это стимулирует их к хорошей учебе. А с девочками ситуация другая. Лучшие ученицы имеют тревожность ниже средней. Объясняется это следующим образом: девочка, которая склонна к переживаниям, больше всего озабочена отношениями с другими учениками, а на учебу моральных сил у нее остается меньше, чем необходимо.
9. Темперамент первоклассника во многом определяет успешность школьного обучения. Как показывает практика, сложнее всего в школе приходится девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Эти дети зачастую не соответствуют стереотипным представлениям учителей о том, как надо себя вести, будучи представителем определенного пола.
Мальчики меланхоличного склада нежны, мягки, ранимы. Им сложно «поставить себя» в детском коллективе, отстоять при необходимости свою позицию. В эмоционально сложной ситуации такой чувствительный мальчик может и заплакать. К сожалению, сверстники, да и учителя часто не понимают таких детей.
Девочкам-холерикам в силу собственной бойкости, беспокойности и непоседливости бывает крайне сложно выдерживать целых 40 минут на одном месте. А активное отстаивание своей правоты в детских ссорах, причем иногда даже в драке, в школе, как вы сами понимаете, не слишком одобряется.
К флегматичным детям учителям обычно относятся хорошо, но порой могут раздражаться на их медлительность и «излишнее» спокойствие. Да и самому ребенку-флегматику учеба порой дается тяжеловато.
Самый легкий в обучении темперамент – это сангвиник, особенно удачен он для мальчиков. Таких детей любят учителя, потому что они практически не доставляют проблем. Любознательные и общительные, не слишком тревожные, дети-сангвиники легко вписываются в школьную жизнь.
Тип темперамента особенно важен в начальной школе. Впоследствии он перестает быть существенным фактором успешности в учебе – определяющими становятся другие качества.
Оценить готовность ребенка к школе вам помогут специалисты. Обсудите с врачом здоровье малыша и физиологическую зрелость. Детский психолог и воспитатель в детском саду (или учитель подготовительного класса) охарактеризуют степень интеллектуальной и эмоциональной зрелости, коммуникативные способности и уровень мотивации к учебе. И конечно, никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы сами – окончательное решение о приеме в школу остается за родителями.
С детьми, которым исполнилось 7 лет в июле-августе, кажется, проще всего: пора в школу, какие могут быть сомнения. Но если специалисты указывают вам на какие-то причины, по которым учебу лучше пока отложить, возможно, стоит подумать об альтернативных вариантах (например, обучение дома).
В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?
Существует ряд «противопоказаний» для начала учебы ранее 7 лет:
1. Психологические:
- отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
- появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
- тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).
2. Социальные:
- большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
- выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.
3. Медицинские:
- психические заболевания;
- недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
- хронические болезни;
- слабый иммунитет.
А что, если ребенок пойдет в школу в 8 лет?
Если ваш ребенок в свои 7 или неполные 7 лет явно не готов к поступлению в первый класс (эмоционально, физиологически, по причине каких-то личностных особенностей) и вас мучают сомнения, отдавать ли его в школу в положенные 7 лет или все-таки отложить учебу на годик, нужно тщательно взвесить все «за» и «против».
Возраст 6,5-7 лет не зря считается идеальным для начала школьной жизни. Специалисты по детскому развитию утверждают, что именно в этом возрасте ребенок начинает постепенно менять свой круг интересов с игровой деятельности на познавательную.
Каждый ребенок уникален, и никто не знает его лучше родителей. Возможно, именно для вашего малыша решение «продлить детство» будет правильным и за этот год он по-настоящему созреет для учебы в школе. Но не стоит игнорировать тот факт, что, возможно, в будущем ваше чадо начнет чувствовать дискомфорт в коллективе, где все младше него. Чтобы принять правильное решение, обсудите свои сомнения с детским психологом.
Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?
Есть такое замечательное выражение: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). С самого рождения ребенка вы заботились о нем, постепенно обучая быть самостоятельным, жить в обществе, грамотно разговаривать. Развитие малыша – дело длительное и не одномоментное, и к 5-6 годам дети уже накапливают довольно большое количество необходимых для школы знаний и умений. Когда же стоит озадачиться вопросом: а готов ли ребенок к школе?
Как вы поняли, подготовка к учебе – это процесс очень широкий и многосторонний. К 6-летию ребенка вы уже сделали многое, и чтобы понять степень его готовности к новому жизненному этапу, желательно заранее обратиться к психологу. Сделать это лучше примерно за 9 месяцев до предполагаемого «дня Х» – 1 сентября, когда ваш малыш должен отправиться в школу. Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше – вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.
Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс – очень серьезное и ответственное. Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений.
Начало хождения в детский сад – стресс не только для малыша, но и для всей семьи, ведь до этого кроха был под крылышком у мамочки, а теперь… «Как он там? Сытый ли? Одет ли как следует? Не плачет ли? Не обижают ли его?» - множество страхов посещают родителей в этот непростой период.
И главным вопросом остаётся: когда лучше отдавать ребёнка в детский сад, чтобы процесс адаптации прошёл максимально мягко?
Положительные и отрицательные стороны детского сада
Плюсы:
- Общение со сверстниками, развитие умения взаимодействовать с ними;
- Развитие речи;
- Усвоение правил и норм поведения;
- Умственное и физическое развитие. В садике проводятся специальные занятия и, в дальнейшем, это обеспечивает плавную подготовку к школе;
- Малыш становится более самостоятельным, совершенствуются его навыки самообслуживания (читайте полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).
Минусы:
- Сильная нагрузка на психику, вследствие трудностей адаптации к садику;
- Высокая вероятность вирусных и инфекционных заболеваний;
- Часто происходит ухудшение питания ребёнка, так как «еда в садике не нравится»;
- Можно столкнуться с непрофессионализмом воспитателей, их авторитарным поведением и недостатком внимания к ребёнку (вследствие большого количества детей в группе);
- Изменения в поведении малыша не в лучшую сторону. Иногда родители замечают у него повышение капризности и агрессивности.
Так или иначе, «официальная традиция» ходить в садик плотно вошла в нашу жизнь и подавляющее большинство малышей начинают своё знакомство с обществом именно с этого учреждения. Вот только спорным остаётся вопрос: в каком возрасте лучше отдать в садик ребёнка?
Здесь мое мнение однозначное: до 3-х лет лучше быть рядом с ребенком, а после 3-х можно плавно начинать водить в группу садика.
В каком возрасте отдают ребёнка в садик ?
Стремление рано отдать ребенка в садик обычно обусловлено:
- финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
- желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.
Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?
- Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью. Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар «Здоровый ребенок-практикум для мамы», чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. );
- Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок , кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
- Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.
Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.
Если рано пойти в садик…
На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?
- Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
- Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
- Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
- Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;
Подготовка ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.
Сколько детей ведут в детский сад, даже не уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.
Вы разберетесь в таких важных вопросах, как:
- подготовка ребенка к садику. Физическая и моральная,
- когда начинать водить в садик: в числе первых детей или дождаться, когда все уже привыкну и зайти в группу последними?
- превратить воспитательницу в лучшего друга для вашего ребенка. Вы не будете переживать, что о малыше в ваше отсутствие никто не позаботиться;
- реагировать на детские слезы при прощании с ребенком в саду, как объяснить ему, что вы обязательно его заберете и не оставите в садике навсегда,
- помочь ребенку подружиться с другими детьми, атак-же уметь постоять за себя и не давать в обиду;
и это лишь часть важнейших вопросов.
мои три дочери отходили в садику и с каждой мы начинали подготовку по методике, предложенной в данном курсе. Она работает!
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
- В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
- Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
- К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.
Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.
Какой садик выбрать: частный или государственный?
И в том и в другом случае есть свои «плюсы» и «минусы». При принятии решения важно учитывать то, во сколько лет отдаёте ребёнка в детский сад, и особенности его развития.
Государственный садик
- Чёткое соблюдение санитарных правил и других норм, напрямую связанных с обеспечением безопасности ребёнка;
- Невысокая стоимость;
- Разработанные стандарты программ, способствующие подготовке к школе;
- Сбалансированное питание, строгий контроль за ним;
- Возможность посещать дополнительные развивающие занятия;
- Расположение детского сада вблизи от места проживания.
- Многочисленные группы (по 25-30 человек и более);
- Невозможность уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку;
- Отсутствие современного оборудования, мебели, развивающих игр;
- Можно столкнуться с некачественным уходом за детьми и грубым обращением со стороны сотрудников детского сада.
Частный садик
- Небольшие группы (от 8 до 15 человек) и возможность уделить внимание каждому малышу. Дети подвергаются меньшему риску заболеть;
- Качественные занятия с детьми, современные программы развития;
- В большинстве таких садиков есть группы раннего развития. Детские сады для детей от 1 года обычно способствуют мягкой адаптации ребёнка к условиям садика;
- Гибкий график посещения садика: можно выбрать наиболее подходящий для малыша и родителей;
- Новое оборудование, игрушки, комфортные условия в помещении;
- Возможность выбирать развивающие занятия;
- Наличие свободных мест;
- Зачастую более «интересное» для детей питание.
- Высокая стоимость;
- Не у всех есть лицензия;
- Отсутствие контроля вышестоящих организаций.
В каком возрасте и в какой садик отдать ребёнка – решать вам. Только торопиться точно не стоит. Планомерное развитие и психологический комфорт вашего малыша – самые важные задачи на данный момент.
И помните, что занимаясь подготовкой к садику заранее, вы застрахуете себя от массы проблем. До встречи на интернет-курсе по легкой адаптации к детскому саду.