Историческая справка о вязании крючком. История возникновения вязания крючком

23.06.2013 Обновлено 31.01.15

История вязания крючком

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие, связанное, как полагают специалисты, тонкими металлическими спицами.

В Египте сохранились экземпляры вязаных вещей IV и V веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной техникой: большой палец отделен от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

В XII веке вязание в Европе превратилось в домашнюю работу.

В XIII веке во Франции это уже доходная отрасль промышленности: вяжут шляпки, перчатки, фуфайки, капюшоны, чулки.

В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, в 1612 году Пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми эти артели конкурировать уже не могли.

Но вязальное машинное производство развивалось очень медленно. Только в XIX веке его действительно механизировали.

Существовало одно время мнение, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком - ведь вязание на спицах по структуре вязаного полотна очень схоже с машинным.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна в золотых руках мастериц рождались красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева и другие предметы одежды и украшений.

...И В НАШЕ ВРЕМЯ

Как часто вы встречаете своих сверстников в школе, на празднике, на улицах в вязаной одежде. Глядя на многие вещи, сделанные руками самих ребят, испытываешь чувство восхищения - чего только не умеют вязать юные мастера! Каждодневные и нарядные костюмы, платья, пальто, шали, спортивные изделия - все это они придумали и исполнили сами.

Очень интересные выставки творчества проводит Московский Дворец пионеров, где экспонируются работы учащихся. На них отбирают по районам лучшие изделия. А сколько таких выставок устраивается по всей нашей стране, во всех республиках!

Все они имеют свой национальный стиль с учетом народных традиций и современности. Будущие художники, модельеры, мастера прикладного искусства начинают рукодельничать еще в школе. Да вы и сами, наверное, не раз встречали на отдыхе, на пляже, в парке, даже в транспорте увлеченных вязанием и взрослых и детей.

Однажды я побывала в московском детском саду № 619. Воспитательница подготовительной группы Алла Анатольевна Хмара проводила занятия по труду. Некоторые дети лепили из пластилина, другие рисовали, а за несколькими столиками сидели девочки и мальчики и вязали крючком. Перед ними в коробках лежали разноцветные клубочки ниток и уже связанные шарфики, шапочки, сумочки, юбки, тапочки для кукол. Дети сидели прямо, не горбились, правильно держали крючок - и маленькие руки вязали петельку за петелькой. Было видно, что они в этом деле не новички и уверенно выполняют свою работу.

В беседе с ребятами выяснилось, что больше всего им хочется связать что- нибудь в подарок маме, папе, бабушке, младшим в семье. Я подумала: как хорошо, когда рядом с детьми такая воспитательница, как Алла Анатольевна, которая своей увлеченностью может привить детям любовь к вязанию.

Ведь очень важно помочь всем найти себя в том или ином виде творчества.

Возможно, и вы, ребята, мечтаете быть педагогами-воспитателями, а чем интереснее и увлеченнее вы расскажете детям о мире творчества, чем большему их научите, тем прекрасней этот мир будет и в них самих.

Кружки рукоделия - это одна из форм эстетического воспитания. Вязание крючком способствует развитию трудолюбия, внимания, аккуратности, терпеливости, воспитывает художественный вкус.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Если вы любите рукоделие и хотите научиться вязать крючком, то наша книга поможет вам в этом.

В отличие от классического вязания, истоки которого восходят к первым цивилизациям, вязание крючком, несмотря на то, что давно догнало, а в некоторых странах и обогнало его по темпам развития, вовсе не является столь же древним видом рукоделия. История его сравнительно коротка, но достаточна яркая: появившись лишь несколько веков назад, базировавшееся на простой технике, но открывающее неограниченные возможности создания вещей самых разных размеров и функций, рукоделие быстро вошло в списки традиционных и обязательных для каждой леди хобби.

Вязаный текстиль и одежда были неизменной частью домашнего быта с древнейших времен, но вот вязаное полотно, которое было бы получено при помощи вязания крючком, не встречалось ни в одном из археологических или этнографических исследований до начала 19 века, что позволяет говорить о том, что ранее 19 века вязание крючком как таковое вообще не существовало. Старинные ткани с похожей фактурой, которые по мнению некоторых этнографистов были созданы при помощи крючка, как показали дальнейшие исследования, были выполнены с помощью иглы.

Начало 19 века — возникновение вязания крючком

Общепризнанной является теория, что рождение этого вида женского рукоделия после 1800 года связано с модификацией вышивки тамбуром, для увеличения продуктивности которой постепенно начали использовать не иглы, а крючки. Но далеко не все исследователи поддерживают эту теорию: крючки для тамбурной вышивки не подходят для создания воздушных петель, ведь у них есть специальный винт, который очень усложняет работу.

Например, легендарная Дона Кулер считает, что вязание крючком возникло как результат изменений рынка: хлопковая нить, массово производящаяся на стремительно развивающихся заводах в Европе и Америке, была недорогой и широко доступной, но не слишком подходила для классических видов рукоделия. А вязание крючком, пусть и использовало гораздо большее количество ниток, позволяло получить эстетически равноценное изделие из этого доступного материала.

Первые письменные свидетельства зарождения нового вида рукоделия принадлежат к периодике. В голландском модном журнале «Пенелопа» в 1824 годы были опубликованы первые узоры и схемы для вязания крючком. Этот вид рукоделия считался новинкой не только в Европе, но и в Новом Свете, и каждая публикация с отдельными схемами для вязания обычно сопровождалась детальными инструкциями о том, как выполнять тот или иной вид петли и столбиков.

Такая подробность в публикациях была уникальной: ни один другой вид рукоделия, считавшийся традиционным, никогда не разъяснялся с технической точки зрения. Подобные инструкции позже можно было встретить в легендарных «Книгах для леди» и таких популярных журналах, как «Зимний подарок». Унифицированные приемы, единые стандарты выполнения технических основ вязания были приняты только в 1848 году и сразу же появились в энциклопедиях домашнего быта и книгах для домохозяек.

Ирландия — родина техники ирландского кружева

Наиболее активно вязание крючком распространялось в англоязычном мире, а мировым лидером по производству кружев и других «тонких» предметов, связанных крючком, считалась Ирландия. Изобретение уникальной техники ирландского кружева связывают с именем мадемуазель де ла Бланшардье, которая в 1846 году впервые выпустила книгу кружевных моделей. Ручные вязаные кружева считались наиболее ценными и модными, и именно эта страна, где вязание крючком было альтернативой тяжелому, рабскому труду рабочих, была лидером их производства.

Пик развития кружевной индустрии в Ирландии пришелся на конец 50-х годов 19 века, когда во время голода одной из форм помощи утвердили заказы на изготовление кружев, которые затем переросли в целую индустрию ручного производства.

В начала 20 века способы соединения и узоры стали еще более разнообразными, а вариации изготавливаемых изделий — чрезвычайно вариативными. Ирландские кружева находились на пике популярности вплоть до начала Первой мировой войны.

Развитие и рост популярности

С приходом нового мирового порядка и активным развитием экономики ценность ручной работы и ее роль в современном мире кардинально изменилась, а вязание крючком перекочевало в разряд персональных хобби и увлечений. Благодаря простоте освоения базовых приемов, а также неограниченным возможностям создания изделий оно стало одним из наиболее распространенных видов вязания с широкой сферой использования.

Инструкции к новой технике рукоделия и схемы по созданию отдельных предметов одежды и быта с каждым годом становились все более искусными, как и инструменты для вязания. Ведь первые крючки специальным инструментом трудно было назвать: это были очень примитивные по своей конструкции гнутые иглы, закрепленные для безопасности в пробковой ручке.

Конечно, крючки для вязания у «простолюдинок» и представительниц высшего света отличались кардинально. Бедные ирландки, к примеру, пользовались простыми железными и очень грубыми иглами, а «настоящие леди» — изготовленными из слоновой кости, серебра или вычурно украшенной стали, которые скорее были не инструментом, а украшением.

Только с середины 20 века производство специальных крючков для вязания позволило создать узкоспециализированный рынок инструментов для этого вида творчества.

Отечественная история

Отечественная история вязания крючком во многом похожа на общие тенденции в мире: впервые этот вид рукоделия завоевал сердца дам в 19 веке, когда уникальная и редкая техника постепенно набирала популярность, становясь конкуренткой классического ткачества и вышивки.

До 20 века главным направлением вязания крючком оставалось изготовление кружев, узоры для которых часто брались с мотивов вышивки крестом. Только с 20 века начало активно развиваться изготовление вязаной одежды, а постепенно — и разнообразных поделок, в том числе и вязаных игрушек, сувениров.

История

Вязание крючком – очень известное и старинное ремесло. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.
Вязание крючком – процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений, например, пуговиц, воротников, и для создания целой одежды, к примеру, платьев, свитеров, и для получения элементов интерьера, например, салфеток, скатертей, подвесок для горшков с цветами и так далее.

Вязание крючком известно издавна.

Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.

Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.

Плотное вязание крючком по кругу

Выбор инструментов

Строение вязального крючка

Короткий крючок - основной инструмент при вязании крючком. Коротким крючком можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.

По качеству вязальные крючки бывают:
- металлические,
- пластмассовые,
- деревянные,
- костяные.

Их выбирают по толщине пряжи.

Крючки бывают:
- короткие (12-15 см) для обычного вязания,
- длинные (30 - 45 см),
- толстые,
- тонкие (№ 1-6).

Для вязания нитями разной толщины следует подбирать и крючки соответствующих размеров.
Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.

Основная часть крючка - головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитками разной толщины нужно иметь набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.

Ручка крючка должна быть легкая, чтобы не утруждать руку при вязании. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы. Чтобы хорошо захватывать нить и не расщеплять ее, крючок должен быть в 1,5-2 раза толще нити. Для вязания изделия из шерстяной или толстой пряжи используют толстые крючки (№ 2 - 6). Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные легкие изделия (кружева, салфетки). Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Для вязания используют пряжу: шерстяную, полушерстяную, синтетическую, гарус, краше, льняную, катушечную нить № 10, 20 и штопку. От правильного подбора крючка в значительной мере зависит качество вязания. Поэтому, прежде чем начать вязать изделие, свяжите небольшой образец, чтобы убедиться, что крючок выбран вами правильно.

Технология вязания по кругу

Условные обозначения

Петля подъема

Воздушная петля

Полустолбик

Столбик без накида

Столбик с накидом

Полустолбик и столбик без накида

Полустолбик (ему соответствует 1 петля подъема) Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают крючком рабочую нить и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.

Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Вяжем круг

Техника

1) Связать цепочку из воздушных петель (рис. 1,2,3), ввести крючок в первую петлю цепочки, захватить рабочую нить (рис. 5) и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 6). Сделать 1 воздушную петлю подъема.

Придерживая кончик нити и получившееся кольцо из воздушных петель средним и большим пальцами вместе,обвязывать кольцо (вводя крючок под кольцо) столбиками без накида (рис. 7).

3) Обвязав кольцо столбиками без накида, ввести крючок в первую петлю начала ряда, захватить рабочую нить и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 8).

Техника выполнения прибавок для получения ровного плотного круга

Чтобы не получить цилиндр, чтобы край круга не заворачивался, а был плоским и ровными необходимо запомнить правила выполнения прибавок:

1) Первый ряд выполняется столбиками под кольцо.

2) Второй ряд вяжется по 2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда.

3) В третьем ряду между группой столбиков (2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда) в каждый столбик вяжется 1 столбик, в четвертом ряду - 2, в пятом ряду - 3 и т.д., прибавляя по 1 столбику с каждым рядом.

При этом места прибавок не должны располагаться друг над другом, чтобы круг был ровным и не превратился в многоугольник.

Соответственно в каждом ряду будет прибавляться одно и тоже количество воздушных петель.

Более наглядно на схемах это выглядит следующим образом. На рис. 9 изображен круг выполненный столбиками без накида, на рис. 10 круг, выполненный столбиками с накидом.

рис. 9

рис. 10

Прячем начало и конец рабочей нити

Чтобы изделие аккуратно было выполнено, начальный кончик нити необходимо прикладывать к кольцу из нити или воздушных петель и обвязывать столбиками по кругу. Таким образом кончик нити будет пролегать под рядом столбиков. Оставшийся кончик ниточки аккуратно обрезать ножницами.

Когда закончите вязание, оставьте подлиннее кончик рабочей нити, вденьте его в иголку и мелкими стежками протяните с изнаночной стороны. Лишнее обрежьте. Получится очень аккуратная изнаночная сторона.

Правила выполнения кругового вязания

1. При обвязывании кольца в начале вязания круга, крючок вводить под кольцо.

2. Начинать каждый ряд с петель подъема. Петли подъема имитируют столбик и считаются первым столбиком ряда! Заканчивать ряд соединительным столбиком в первую петлю подъема. Этот прием не даст вязанию пойти по спирали!

3. В схемах кольцо из нити обозначается кругом в центре, если же в кругу стоит число, то кольцо выполняется из воздушных петель (цифра в кругу означает количество воздушных петель).

4. Равномерно выполнять прибавки.

5. Аккуратно спрятать начало и кончик рабочей нити.

6. Для кругов с оборками выполнять большее количество прибавок, чем для плоского круга.

Длинные петли и вязание по кругу

Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажется закрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда. Следующий ряд свяжите столбиками без накида - это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

Вязание по кругу: Для выполнения прихваток необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу указанному на схеме.
Каждая замкнутая линия на схеме обозначает ряд, а цифра указывает на число столбиков в данном ряду.

Как ухаживать за вязанными изделиями.

1. Если Вы при ВТО изделия ручной вязки немного подпалили его поверхность, не отчаивайтесь. Подпалина исчезнет, если приложить к ней на четверть часа срез сырой луковицы.

2. Чтобы детские варежки или перчатки не потерялись, соедините их цепочкой из воздушных петель и проденьте ее через рукава.

3. Для стирки цветных изделий из шерсти, ангоры, мохера никогда не используйте стиральные порошки, содержащие отбеливатели.

4. Самое лучшее средство для стирки "деликатного” трикотажа -это мыльная стружка (2 г на 1 л воды).

5. Чтобы при стирке отстирать все пятна, поступите следующим образом: разведите в тазике с водой моющее средство, причем раствор может быть немного более концентрированным чем обычно. Внимательно осмотрите все изделие и пропитайте участки с пятнами раствором моющего средства. Оставьте изделие на 15 минут, а затем стирайте, как обычно.

6. Воротник гольф пуловера не вытянется при стирке, если сделать по краю наметку широкими стежками суровой ниткой. После стирки просто удалите нить.

7. Если Вы подозреваете, что пряжа может полинять во время стирки, то постирайте изделие, как обычно, и положите на сутки в холодную воду без моющего средства. При этом на поверхности волокон образуется тонкая пленка краски, которая долго сохраняет свой цвет.

8. При стирке изделий из ангоры добавьте в воду для последнего полоскания чайную ложку глицерина. Это придаст мягкость.

9. Никогда не вешайте изделия из ручного трикотажа в шкаф на вешалку. Их хранят сложенными на полке. Но чтобы трикотажное полотно оставалось пушистым, не стоит складывать их слишком плотными стопками.

10. Если молния стала "заедать”, натрите ее мылом.

11. Рельефные узоры не отпаривают утюгом, иначе они вытянутся или станут плоскими.

12. При полоскании изделий из шерсти вода для первого полоскания обязательно должна иметь ту же температуру, что и вода для стирки, иначе шерсть может скататься.

13. Петли для пуговиц вытянутся не так быстро, если смазать их с изнанки бесцветным лаком для ногтей.

14. Изделия из белой шерсти снова станут белоснежными, если их прополоскать в воде, куда добавлено немного боракса.

15. Частая стирка разрушает деревянные пуговицы. Поэтому перед стиркой их оборачивают алюминиевой фольгой или пленкой для пищевых продуктов, что препятствует их намоканию.

16. Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажкой обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

17. Трикотажные вещи следует всегда стирать вручную, не тереть, а только мягко сжимать их. Если при стирке тереть трикотажное полотно, на нем могут появиться катышки.

18. Перед стиркой можно покрыть перламутровые и цветные пуговицы бесцветным лаком для ногтей. Тогда они не потускнеют под воздействием моющею средства.

19. Трикотажные вещи нельзя замачивать надолго. И пусть лучше вода будет холодной, чем чересчур горячей, поскольку при стирке в горячей воде трикотажные изделия садятся и сваливаются.

20. Если после стирки изделие выглядит мятым, а Вы не решаетесь его прогладить, снова намочите и разложите на полотенце, сверху накройте сухим полотенцем и дайте высохнуть.

21. Трикотажные вещи следует стирать в мягкой воде. Если вода жесткая, добавьте в раствор для стирки 1 чайную ложку питьевой соды.

22. Если изделие требуется накрахмалить, то сначала расправьте его на горизонтальной поверхности, а затем сбрызните раствором крахмала. Вот старинный рецепт этого раствора: 2 чайные ложки картофельного крахмала на 1 л воды. Однако значительно проще использовать крахмальный раствор в аэрозольной упаковке.

23. Никогда не выкручивайте изделия из трикотажа после стирки, заверните их в полотенце и затем расправьте

24. Высококачественную пряжу из шерсти и шелка лучше всего стирать детским шампунем или пеной для ванны.

25. Никогда не вешайте трикотажные изделия для просушки: они растянутся и утратят форму

26. Чтобы изделия из мохера и ангоры оставались пушистыми, стирайте их яичным шампунем для волос. Когда вещи высохнут, положите их в пакет и поместите на 2 часа в морозильник. Затем аккуратно выньте и дайте им оттаять.

27. На Вашем трикотажном изделии появились катышки? Ни в коем случае не обрывайте их, а воспользуйтесь специальной щеткой для удаления катышков.

28. Если изделие мало, то, вытягивая его, Вам не удастся сделать его больше: через некоторое время оно снова примет первоначальную форму.

Вязаные вещи нужно хранить в сложенном виде на полке в шкафу, ни в коем случае нельзя вешать на плечики! Убирая вещи на длительный срок, предварительно надо удалить все пятна, выстирать и использовать специальные средства против моли. Есть одна особенность хранения ШЕРСТИ ЛАМЫ И АЛЬПАКИ. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр.
Стирать вязанные вещи надо в теплой воде при температуре до 40С, мягкими (без БИОактивных и отбеливающих веществ) моющими средствами. При стирке нельзя допускать резких механических воздействий. Отбеливание, грубая стирка, отжим приводят к потере товарного вида изделия. Стирка в горячей воде, кипячение, сушка приводят к сильной усадке или нарушению связей в химических волокнах, после чего они теряют форму и сильно растягиваются, в частности пропадает эффект резинки.
Вязаные изделия ИЗ ШЕРСТИ рекомендуется стирать в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, тщательно полоскать, отжимать через полотенце и сушить в разложенном виде, избегая при этом прямых солнечных лучей. Изделия из пряжи с маркировкой "suрerwash" можно подвергать машинной стирке по специальной программе при температуре воды 30 С. При стирке изделий из шерсти никогда не применяйте смягчающие опаласкиватели!
Изделия С АНГОРКОЙ нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой служат годами.
Изделия из ХЛОПКА нельзя стирать в горячей воде, т.к. он сильно "садится", а также долго сохнет.
ЛЕН не сжимается при высоких температурах и не садится, но имеет особенность сильно мятся, потому требует деликатного хранения.
Если при стирке Вы сильно трете и выкручиваете изделие из ВИСКОЗЫ, то рискуете получить так называемые "усы" - т.е. концы отдельных разорванных волокон, может также появиться эффект "мшистости", это когда таких разорванных кончиков много
КАПРОН, НЕЙЛОН, СИЛОН, ДЕДРОН имеют сильную неустойчивость к воздействию света - желтеют и становятся жесткими и ломкость при многократных стирках. Особую ценность этих волокон и нитей представляет высокая формоустойчивость. Они не теряют форму при мокрой и сухой эксплуатации.
Изделия из качественного АКРИЛА практически не "сваливаются”, имеют малую усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо пелингуемые под верхней одеждой.
Есть некоторые виды пряжи, на этикетке которых существует информация о возможности стирать в стиральной машине.
Сушить изделия следует в расправленном виде на горизонтальной поверхности, при комнатной температуре, вдали от отопительных приборов.
Гладить изделия из шерсти и её смесей, рекомендуется через влажную хлопчатобумажную ткань умеренно нагретым утюгом (до 130*С), изделия из хлопка гладят с изнаночной стороны при температуре не выше 200*С. Изделия из химических и смешанных волокон д110*С

Введение

а) Актуальность работы.

Сейчас рукоделие для женщины стало приятным развлечением. Современные женщины не занимаются кройкой и вязанием, а покупают всё в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства - вязание крючком. Вязание крючком просто и доступно каждому!

Вязание крючком позволяет уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее долги даже среди моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Моя цель связать крючком салфетку для мамы.

  • в) Задачи.
  • 1. Узнать всё о вязании крючком
  • 2. ТБ с вязанием крючком (Технологический этап)
  • 3. Вредно ли вязание крючком фауне (Экологическое образование)
  • 4. Реклама, эмблема

Историческая справка о вязании крючком

Давайте вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к 3000-ию до нашей эры.

V веке вязание хорошо развито на Востоке. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение.

Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидно актуальностью. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли по Европе, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком распространилось с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Никому по сей день не известно, с чего началась история вязания крючком. Одно только можно сказать: рукоделие это - очень древнее. Доказательством тому служат находки археологов в египетских гробницах. Сами образцы вязания, к сожалению, почти не сохранились до наших дней, а лишь оставили следы своего существования. Так, например, был обнаружен рисунок на стене одной гробницы, на котором женщина надевает вязаные носки. Изображению этому около 4-х тысяч лет!

В другой усыпальнице был найден детский носок, причем весьма интересной формы - большой палец у него был вывязан отдельно. Это означает, что уже тогда, в III-IV в. н. э., носки вязались для удобства их ношения с сандалиями. А у такой обуви, как известно, проходил ремешок между пальцев, как у современных «вьетнамок».

История вязания крючком позволяет прикоснуться к ней в специализированных музеях по всему миру. Там можно увидеть многоцветные декоративные пояса, носки и чулки, кофты, причудливые кружева и многое другое. Причем возраст некоторых вещей весьма впечатляет. Одним из них несколько веков, а другим - несколько тысяч лет.

В Европе история вязания крючком началась примерно в IX веке. Считается, что зародилась она благодаря коптам - египетским христианам. Эти миссионеры, посещая Европу, с собой брали вязаные вещи, чем привлекали внимание местных жителей. тогда могли позволить себе исключительно богатые люди. Например, стоимость пары шелковых чулок равнялась годовому заработку королевского сапожника. Лишь в XV-XVI веках производство вязаных изделий было поставлено на поток. Создавались огромные цеха по изготовлению чулок, носков, кофт, шляпок. Причем стоит заметить, что на работу в них принимались исключительно мужчины. Чуть позже этим ремеслом стали заниматься и женщины.

Однако, несмотря на фабричное производство трикотажа, не сдавало своих позиций и вязание крючком. История показывает, что самодельные работы всегда ценились гораздо выше. Хотя вязание крючком требовало большего времени и приложения значительных усилий, вещи, изготовленные таким способом, получались уникальными, неповторимыми. Тем более что станок, способный его имитировать, пока никто не придумал.

До сих пор остается загадкой, с чего началась история вязания крючком в России. Одно известно, что занимались этим видом рукоделия здесь очень давно, ранее XI века. Вязали в основном деревенские жители. Для этого они использовали нити из овечьей шерсти и изготавливали теплые вещи: носки, чулки, свитера, варежки и пр.

На протяжении долгого времени технология вязания крючком нигде не фиксировалась. У каждого народа были свои секреты и методы. И лишь в 1824 году в голландском журнале "Penelope" впервые были представлены способы выполнения рисунков и узоров. Таким образом, вязание крючком было стандартизировано. После, в конце XIX века, были созданы две системы обозначения: американская и британская. Ими пользуются и в наши дни.

Вязание крючком не потеряло своей актуальности и сегодня. Таким способом не только создаются предметы гардероба, но и украшается домашний интерьер. Современные мастера пледы, абажуры, скатерти. Даже мобильные телефоны и прочие гаджеты такие умельцы умудряются «наряжать» в эксклюзивные чехлы.

Не менее популярным считается Крючком получается создавать особенно милые кружевные чепчики и пинетки, платьица и кофточки. На спицах такого не свяжешь, и уж тем более такие изделия не купишь в магазинах. Также хорошо тем, что не требует большого количества ниток и не отнимает много времени.


Top