Как научить ребенка запоминать буквы и читать слова и предложения целиком. Лучший способ - обучение чтению в игровой форме

Современный темп жизни заставляет ускоряться не только взрослых людей. Термин «раннее развитие» накладывает обязанности и на детей. Знаменитая фраза известного педагога «После трех уже поздно» будоражит умы родителей и не дает отдыхать малышам. Ведь, как известно, чем раньше, тем лучше, а значит в ход идут лозунги «читать - раньше чем ходить» и «мы должны дать ребенку все!»

Подготовка детей к школе теперь включает обязательное обучение чтению. И это неплохо, так как доказано, что ребенок, умеющий хорошо читать к 1 классу, уверенно опережает в школьных успехах своих сверстников, которым этот навык дается с трудом.

Но вот вопрос, как учить и когда это начинать делать, решается всеми по-разному. Новые методики воодушевляют родителей, но есть ли от них польза?

Новые методики чтения - новые результаты?

Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!

Что имеем?
Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят - да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами.
Дети, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.

Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.

В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.

Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно?

Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно - стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому ребенку просто в силу физиологического развития.

Признаки готовности ребенка к освоению чтения:

  • Активная речь состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести даже к задержке речевого развития. Ведь в то время, когда мозг ребенка должен наиболее активно работать над формированием речи, ребенок складывает звуки и слоги.
  • У ребенка уже развит фонематический слух. Умение вычленить из звукового потока отдельные фонемы формируется приблизительно к 5 годам. Для того, чтобы читать, ребенок должен уметь определять каждый звук в слове. Предложите поиграть - определить, с какого звука начинается слово, или подобрать слова на придуманную букву.
  • Все звуки в речи произносятся правильно. Наличие проблем в звукопроизношении однозначно будет мешать ребенку воспринимать текст, а также мешает развитию фонематического слуха.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Понятия «право», «лево», «вверх» и «вниз» должны быть уяснены очень четко. В противном случае, дети путаются, с какой буквы начинать читать, или даже «зеркалят» слово, начиная с конца.
  • Еще один важный момент - ребенок должен любить чтение, с интересом слушать новую сказку, проявлять любовь к книжкам. Вот для развития этих качеств нужно начинать как можно раньше. Читайте ребенку с раннего возраста!
  • Бывает, что проблемы с чтением возникают из-за нарушений слуха у ребенка, в таком случае потребуется помощь .

Учимся читать по слогам — 15 способов

Занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы - не лучшее сопровождение уроков.

  1. Алфавит. Для изучения букв подойдет любое пособие. Однако важно, чтобы ребенок запоминал букву, а не картинку, которая ее обозначает. Пусть сначала буква А на карточке обозначает арбуз. Но потом предложите ребенку кубики, где А - это аист и т. д. Последним этапом должны стать символы без картинки. Магнитная азбука пригодится и на этом этапе обучения, и на следующих, когда ребенок сможет уже складывать из букв слова.
  2. Ребенок воспринимает мир через движение. Буквы можно лепить, рисовать на асфальте и «пробегать» ногами, раскрашивать красками в альбоме и так далее. Также нередко на занятиях используется .
  3. Не следует учить названия букв, лучше называть обозначаемый буквой звук. В противном случае ребенку будет трудно соединить «ЭМ» и «А» в «МА».
  4. Не нужно и учить буквы строго по алфавиту. Пусть сначала этот будут гласные - А, О, У, Э, Ы и звонкие согласные - М, Л, Н…
  5. Не забывайте при изучении новой буквы уделять время повторению предыдущих.
  6. Выучили еще не все буквы алфавита? Но ведь можно уже начинать их складывать!
  7. Совет: Для обучения чтению хорошо подходит букварь Жуковой, известного логопеда и педагога. Многие родители отмечают, что следя за бегущими от одной буквы к другой человечками, их дети легко научили складывать звуки.
  8. Если вы используете пособие Жуковой, расскажите ребенку, как мальчик бежит от одной буквы к другой. Попросите его тянуть первый звук, пока человечек не добежит до следующего. «АааааУ». Нет под рукой букваря? Возьмите машинку, куклу, медвежонка. Пусть они двигаются от буквы к букве, а ребенок произносит звуки вместе с ними.
  9. Главная ваша задача - научить ребенка произносить звуки слитно. Как только он поймет, осознает, что от него требуется, считайте, дело в шляпе!
  10. Теперь главное - не спешить и не давить на ребенка. Продолжайте учить буквы (точнее звуки) и образуйте из них слоги. Сначала открытые «МА», «ЛА», «ЛУ», затем слоги с глухими и шипящими согласными «ЖУ», «ШУ», «ША».
  11. После того, как открытые слоги освоены, предложите другой тип - слог, заканчивающийся на согласную — «УЖ», «УС», «АМ».
  12. Обратите внимание ребенка, что он уже научился читать слова! Ведь УЖ, УС, ОХ - это уже не просто слоги, а настоящие слова, несущие смысловую нагрузку! Так вы объясните ребенку, чем слово отличается от слога, и заодно придадите ему уверенность в своих силах.
  13. После того, как алфавит будет выучен, а разные слоги освоены, переходите к чтению простых слов.
  14. Очень важно следить за произношением на первых порах. Ребенок должен оставлять паузы между словами и между предложениями, соблюдать ритм предложения и интонацию.
  15. Не торопите ребенка и не бегите впереди паровоза. Чтение книг не сразу будет даваться легко, даже если все буквы и слоги уже выучены. Поищите для ребенка книжки с небольшим количеством текста и большими картинками.

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор 15 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Для чего ребёнку скорочтение

Важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения - способность ребёнка концентрировать своё длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после - что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель - доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.



Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции - процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков - выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!

Если раньше дети шли в первый класс и там учили буквы, затем слоги и только потом осваивали чтение слов и словосочетаний, сегодня ситуация кардинально изменилась. Первоклассники садятся за парты уже умея читать как минимум по слогам, а некоторые дети довольно бегло озвучивают страницы букваря. Ведь сегодня раннему развитию ребёнка уделяется огромное внимание, и обучение чтению стоит на одной из главных и самых важных ступеней. Но многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может правильно складывать буквы в слоги. Не стоит огорчаться раньше времени, возможно, кроха ещё не готов освоить эту науку, а может превратить обучение в игровой процесс и прогресс сразу станет виден. Что же делать родителям, которые хотят научить ребёнка читать по слогамв домашних условиях?

Время пришло: как определить, что физиологически ребёнок готов к обучению чтению

Многие родители задаются вопросом: с какого возраста можно начинать обучение чтению? Детские психологи и педагоги не дают на этот вопрос однозначного ответа, ведь все зависит от психологической и физиологической готовности самого ребёнка. Некоторые дети уже в 4 года без проблем складывают буквы в слоги, а другие осознают сам процесс только к школе. Тем не менее специалисты выделяют несколько признаков, по которым взрослые могут понять, что малыш уже готов переходить к обучению:

  • связная и чёткая речь: ребёнок умеет говорить предложениями, чётко формулировать свои мысли и желания, его понимают не только родители, но и окружающие люди;
  • у малыша нет серьёзных логопедических проблем и дефектов речи. Будущий ученик не должен картавить или шепелявить, чтобы чётко и правильно произносить буквы и слоги в процессе обучения. Если ребёнку исполнилось пять лет, а он не выговаривает несколько звуков, необходима консультация логопеда;
  • хорошо развита координация: малыш понимает, где право и лево, верх и низ. Казалось бы, какое отношение это имеет к чтению? Самое прямое: это нужно для того, чтобы кроха читал слова и слоги правильно. Также дети, у которых нарушена координация, часто путают похожие буквы: Р и Ь, Э и Е;
  • достаточно развит фонетический слух: малыш должен уметь определять, с какой буквы начинается слово, какие слова имеют одинаковые буквы в составе;
  • терпение и усидчивость: во время процесса обучения ребёнок должен сконцентрировать внимание как минимум на 10 минут, чтобы понять новый материал и запомнить слоги. Малыша, который не хочет сидеть на месте и сконцентрировать внимание на букваре или других пособиях, учить чтению ещё рано;
  • интерес к буквам и чтению у ребёнка: если родители замечают, что малыш часто рассматривает книги, просит взрослых прочитать, что написано на той или иной странице, проявляет интерес к буквам, значит ему будет интересно учиться читать самостоятельно.
  • Вышеперечисленные навыки, в большинстве случаев, формируются у ребёнка к пяти годам. Именно с этого возраста можно приступать к обучению чтению. Желательно, чтобы к тому времени, как малышу нужно идти в первый класс, т.е. к 7 годам, он умел читать по слогам.

    Если ребёнок готов к обучению чтению, процесс проходит довольно легко

    Родители должны учитывать желания ребёнка, прежде чем начать его обучение чтению. Если малыш не интересуется буквами и книгами, плачет во время занятий, не хочет концентрировать внимание, лучше оставить попытки на более позднее время. Даже если ребёнок - ровестник вашего малыша уже читает слова и предложения, а ваш только выучил буквы, но дальше дело не двигается, не стоит заставлять кроху. Этим можно только усугубить ситуацию и отбить всю охоту к занятиям. Когда придёт время, кроха быстро освоить буквы и слоги.

    С какого возраста начинать обучение малыша в домашних условиях

    В этом вопросе многие специалисты придерживаются разных мнений:

  • педагоги раннего развития настаивают, что необходимо начинать заниматься с детьми с рождения или не позже двенадцати месяцев. Они объясняют свою позицию тем, что мозг малыша интенсивно развивается до трёх лет, и в это время необходимо успеть познакомить его с буквами и словами. Чаще всего для обучения раннему чтению используют методику Глена Домана, когда детям показывают слова не слогами, а целиком, и ребёнок именно в таком виде запоминает информацию;
  • логопеды и детские психологи, наоборот, не рекомендуют начинать обучение, пока ребёнок не будет полностью готов по тем признакам, которые мы рассмотрели выше. Специалисты рекомендуют начинать учить читать детей не ранее пяти - шести лет. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно сможет запомнить, а главное, понять, правила чтения.
  • Но в первую очередь все зависит от решения родителей и желания самого ребёнка.

    Когда начинать учить малыша читать - видео

    С чего начать: правильная подготовка к обучению чтению

    Этот этап является предшествующим самому обучению читать. Чтобы освоить навыки составления слогов, а затем слов и предложений, ребёнка необходимо подготовить к изучению букв. Прежде всего у малыша должно быть хорошо развито чувство ритма, координации и фонематический слух.

    Учить малыша улавливать ритм можно начинать с самого раннего возраста. Для этого педагоги рекомендуют включать крохе весёлые детские песенки и просить малыша танцевать или просто двигаться под звуки музыки. Родителям нужно показывать пример, чтобы ребёнок старался повторять движения за взрослыми. Такие упражнения положительно влияют на развитие ритмического слуха.

    Для успешного освоения чтения по слогам необходимо развивать у детей фонематический слух

    Очень важное значение имеет развитие фонематического слуха, чтобы ребёнок научился правильно произносить разные звуки, а также узнавать их в словах. Для этого специалисты рекомендуют ежедневно заниматься с детьми с помощью таких упражнений:

  • называйте крохе слова, а его задача состоит в том, чтобы сказать, на какую букву они начинаются;
  • дайте малышу задание: называть слова, первая буква которых только А, Б, П и другие;
  • немного измените правила: пусть кроха называет вам букву, на которую оканчивается слово;
  • называйте слова, лучше начинать с коротких с одним или двумя слогами в составе. Задача малыша, найти нужный звук. Например, мама говорит, что нужно определить, есть ли в словах звук «а» и называет разные слова, как только встречается слово с нужным звуком, малыш должен его повторить. Педагоги рекомендуют начинать эту игру с гласных звуков, их дети легче определяют, а только потом переходить к согласным.
  • Быстрые и лёгкие способы научить ребёнка читать по слогам

    В первую очередь ребёнок должен знать все буквы. Специалисты рекомендуют родителям изучать не название букв, а сразу звуки. Например, не «эр» а звук <р> и т.д. Начинать следует с гласных звуков, как только малыш их освоит и запомнит, можно переходить к согласным.

    Следует чётко понимать, что для чтения нужны именно звуки, не название букв. Если ребёнок запомнит только буквы, ему будет очень сложно переучиться и воспринимать только звуки.

    Сегодня существует множество методик и способов, с помощью которых родители могут научить будущего ученика читать. Рассмотрим самые популярные из них.

    Соединяем буквы в слоги с помощью букваря Н. Жуковой

  • Каждый день можно учить не более одного звука. Перед знакомством с новым, необходимо повторить все предыдущие, чтобы малыш не забывал их.
  • После удачного запоминания всех звуков, можно пробовать составлять слоги. Начинать необходимо из одного согласного и одного главного звуков. Первые слоги необходимо составлять из сонорных согласных: м, р, н, л и гласных. Когда ребёнок освоит эти навыки, можно пробовать слоги с шипящими звуками.
  • Не стоит спешить во время составления слогов. Детям часто сложно понять, как произносить звуки вместе, а не по отдельности. Для этого необходимо заниматься каждый день минимум по 10 минут для достижения положительного результата.
  • Сначала слог читают родители, затем ребёнок повторяет. Через некоторое время малыш поймёт принцип составления слогов из звуков.
  • Прежде чем начинать обучение чтению, необходимо определиться с учебником. Для детей отлично подойдёт букварь Н. Жуковой. По этому букварю дети занимаются в школе, поэтому приобрести его не будет лишним. По методике Жуковой занимаются многие педагоги и добиваются отличных результатов. Принцип обучения чтению основан на «бегающих буквах», т.е. на страницах книги буквы стремятся навстречу друг другу. Это сделано для того, чтобы ребёнок понял: нельзя читать, произнося звуки отдельно друг от друга. Правильное чтение слогов - произносить звуки вместе.

    С помощью этой методики ребёнок быстро освоит чтение по слогам

    Принцип, который лежит в основе методики Жуковой, представляет собой постепенное соединение двух звуков в слог. Например «МА»: сначала необходимо протяжно произнести первый звук «мммммм…» и в конце прибавить «а». Затем первый звук укорачиваем, а второй, наоборот, необходимо протягивать: «маааааааа». Как только ребёнок научится соединять оба звука и произносить их вместе, можно не протягивать звуки, а произносить один слог.

    Для родителей в конце каждой страницы написаны подсказки, как правильно заниматься с ребёнком во время обучения чтению. На них следует обращать внимание обязательно.

    Читаем слоги по букварю Жуковой - видео

    Учимся читать по кубикам Зайцева

    По этой методике дети не изучают отдельно звуки, а потом составляют их в слоги. Они сразу запоминают целый слог, который написан на одной из сторон кубика. Занимаются малыши исключительно с кубиками и только в игровой форме.

    Принцип этой методики состоит в том, что ребёнок запоминает визуально, заучивает, целый слог, а потом учится составлять из слогов слово.

    Во время обучения по методике Зайцева дети запоминают целые слоги, им не объясняют, как складывать их из звуков

    Но у этой методики есть один минус: малыш может столкнуться с проблемами обучения чтению в школе. Дело в том, что по школьной программе детей сначала учат буквам и звукам, потом составляют из них слоги, а затем слоги складывают в слова. Ребёнок, который запомнил и выучил по две буквы сразу с помощью кубиков, не понимает принцип классического метода обучения.

    Принцип методики Зайцева - видео

    Что делать, если ребёнок не понимает, как складывать слова в слоги

    Часто бывает так, что малыш просто не может осознать, как произносить два звука вместе, не разделяя их. Специалисты предупреждают, что родители не должны допускать такого произношения слогов. Если ребёнок привыкнет говорить «мэа» вместо «ма», переучить его будет крайне сложно, на это могут уйти месяцы, а это нам совершенно не нужно. Педагоги предлагают родителям несколько способов, чтобы малыш быстрее понял, как правильно читать два звука вместе :

  • петь слоги: этот метод очень эффективен, дети быстро понимают, как нужно читать слог, если его поют. Но задача взрослых - не дать ребёнку привыкнуть именно к пению. Как только малыш познакомится со слогом и хорошо его запомнит, предлагайте ему просто читать этот слог. Чередуя занятия таким образом: знакомые слоги ребёнок читает, а новые поёт, малыш быстро научиться произносить два звука вместе;
  • прибегайте к помощи визуальных пособий: очень хорошо помогают обучающие мультфильмы, где яркие слоги появляются на экране и голос автора их озвучивает;
  • купите ребёнку магнитную азбуку: пусть он сам составляет слоги из знакомых звуков;
  • на стене можно повесить слоговую таблицу, обычную или со звуковым сопровождением. В первом случае родители произносят слоги, а ребёнок повторяет их, а во втором малыша сам может нажимать на нужный слог, и автор будет называть его.
  • Такой звуковой плакат поможет ребёнку быстрее запомнить слоги

    Не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы освоения чтения по слогам у каждого крохи могут отличаться. Родителям стоит набраться терпения и не торопить малыша. Главное условие успешного освоения навыка чтения - регулярные занятия. Пусть они будут недолгими, но ежедневными и положительный результат гарантирован.

    Игры для обучения чтению по слогам

    Психологи и педагоги в один голос твердят, что лучших результатов в процессе обучения можно добиться, если занятия будут проходить в игровой форме. Каждый ребёнок любит играть, поэтому ему будет интересно учить слоги именно в процессе игры. Существует множество разных игр, которые наверняка заинтересуют вашего маленького ученика.

  • Нарисуйте или распечатайте на карточках любой транспорт, который больше всего нравится малышу, например, автобус или поезд. Сделайте такое количество карточек, сколько ребёнок знает гласных звуков, и на каждой напишите по одной гласной букве. Предложите крохе прокатить эти буквы, но в компании с друзьями. Теперь можно подставлять к каждой гласной букве одну согласную, чтобы получилось «БА», «БО», «БЕ», «БИ», «БЯ» и т.д. Затем согласные буквы нужно поменять, чтобы ребёнок запоминал другие комбинации звуков. Причём согласные буквы можно ставить как перед главными, так и после, образуя разные слоги.

    Как только малыш запомнит некоторые слоги, из них можно составлять самые простые слова

  • Давайте дружить: дети любят заводить новых друзей, поэтому можно предложить малышу подружить разные звуки. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, сделайте образ буков немного интереснее: нарисуйте девочку и мальчика, или собачку и кошечку или других животных, а на их одежду прикрепляйте по одной букве. Пусть ребёнок складывает по две буквы, как будто знакомя их и проговаривая слог, чтобы они подружились. Яркие и красочные образы быстрее запоминаются в сознании малыша.

    Можно нарисовать лица на самих буквах, чтобы ребёнку интереснее было складывать их в слоги

  • Игры с карточками. Можно нарисовать самостоятельно или купить уже готовый комплект. Цель этой игры - составить слово, чтобы получилась ещё и картинка - изображение животного или предмета. Но для начала можно попросить ребёнка складывать только отдельные слоги и проговаривать их. Немного позже можно переходить к составлению коротких слов, а потом - длинных.

    Яркие карточки с возможностью не только составить слово, но и картинку, наверняка заинтересуют ребёнка

  • Задействуя свою фантазию и зная предпочтения и интересы малыша, родители могут придумать множество игр, которые помогут крохе быстро освоить чтение по слогам. Все зависит от желания крохи и терпения взрослых, которые должны мягко подводить будущего ученика к регулярным занятиям чтением.

    Обучающий мультфильм для детей: учим слоги - видео

  • Больше играйте с ребёнком, он должен воспринимать занятия как весёлое времяпровождение, а не обязанность.
  • Никогда не заставляйте малыша читать, это негативно повлияет на процесс обучения. Лучше показывайте на своём примере, что читать - это замечательно и увлекательно. Дети многое повторяют за взрослыми.
  • Всегда повторяйте пройденный материал, так малыш лучше запомнит слоги.
  • Занимайтесь в любое свободное время: гуляя по улице, играйте в слоги и т.д. Чем чаще заниматься с крохой, тем быстрее он запомнит слоги и начнёт составлять слова.
  • Больше разнообразия: не останавливайтесь только на букваре или слоговой таблице. Включайте малышу обучающие видео и мультфильмы.
  • Читайте вместе: разработайте своеобразный ритуал и читайте малышу вслух перед сном или в обед. Предлагайте ребёнку прочитать одно слово, а вы закончите предложение. Постепенно малыш захочет читать больше: словосочетания, а потом и предложения.
  • Не делайте перерывов в чтении: старайтесь заниматься ежедневно хотя бы по нескольку минут. Если ребёнок не настроен воспринимать информацию, в игровой форме, повторите с ним уже пройденный материал, знакомые ему слоги.
  • Заинтересуйте малыша: напишите ему записку и пусть пробует прочитать её, или придумайте игру в стиле квест, где подсказки написаны на карточках. Если ребёнок все прочитает и поймёт задания, его ждёт приз.
  • Не следует ругать детей: если у них не получается читать, просто наберитесь терпения, объясните один, два, три раза, столько, сколько это потребуется. Подбадривайте малыша, чтобы у него не пропало стремление идти дальше.
  • Обязательно поощряйте кроху: хвалите его, дарите подарки, покупайте то, что он давно хотел. Ребёнок должен знать, что его старания приносят положительные результаты и он будет стремиться к следующим высотам. Мотивация - лучший способ стимулировать интерес малыша к чтению.
  • Похвала очень важна в процессе обучения, так ребёнок будет стремиться быстрее освоить чтение

    Особенности обучения в зависимости от возраста ребёнка

    Хотя многие специалисты не рекомендуют учить детей читать до пятилетнего возраста, пока они не будут готовы физически и психологически, большое количество родителей предпочитают начинать занятия с детьми в более раннем возрасте, с двух-трёх лет. Некоторые мамы и папы отдают детей с года в детские развивающие центры, где малышей уже в этом возрасте учат читать.

    Принцип обучения чтению детей разного возраста - таблица

    Возможные последствия слишком раннего и неправильного обучения

    Несмотря на то, что сегодня так популярны детские центры раннего развития, где детей учат читать, писать и считать с первых месяцев жизни, многие неврологи и психологи отмечают негативные последствия для малышей. Специалисты обуславливают свою точку зрения тем, что взрослые вмешиваются в мозговую деятельность малыша, когда он ещё не готов к такой нагрузке. И последствия этого могут проявляться:

  • неврозами, истериками и агрессивным поведением: несформированная нервная система не готова к восприятию такого количества информации, которую предоставляют педагоги раннего развития. Поэтому по мере взросления дети плохо спят, становятся нервными, склонными к агрессии и неадекватному поведению. Это симптомы перегрузки нервной системы, поэтому такая ситуация требует консультации врача;
  • функциональные нарушения в работе головного мозга: это проявляется в полном отсутствии интереса к учёбе у ребёнка. Причём педагоги не устают повторять, что малыш может учиться, все схватывает с первых минут, обладает хорошей памятью и логикой, но у него нет стремления и желания что-либо делать. Это связано с ранними нагрузками на мозговую деятельность и с возрастом организм как бы защищает себя от перенапряжения и перебора информацией, хотя уже готов её воспринимать;
  • у некоторых детей значительно уменьшаются шансы и возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.
  • Многие педагоги и психологи настаивают, что обучать детей чтению до четырёх-пяти лет не только не желательно, но и опасно. В раннем возрасте дети не готовы к восприятию и дифференциации звуков, которые необходимо знать, чтобы освоить чтение. Если учить ребёнка читать до четырёх лет, то у него вырабатывается неэффективный механизм чтения, т.е. малыш просто визуально запоминает слова, слоги, но не способен понять, как сложить буквы в слоги. Этот механизм восприятия остаётся и в более старшем возрасте. И переучить ребёнка правильному принципу чтения очень сложно.

    Неврологи подтверждают, что негативные последствия раннего обучения чтению могут проявиться в более позднем возрасте, например, когда ребёнку пора идти в школу. Малыш начинает часто болеть, у него проявляется аллергия. В некоторых случаях у детей может быть диагностировано нервное перенапряжение, неуклюжесть, нарушение координации. Поэтому специалисты настаивают, не нужно подгонять время: ребёнок научится читать тогда, когда будет к этому готов, не стоит перегружать мозг крохи, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.

    Почему не нужно учить читать детей слишком рано - видео

    Родители - главные помощники детей на пути к обучению чтению. Малыш доверяет маме, ведь он привык, что она читает ему сказки и различные истории. Многие специалисты и педагоги настаивают, что не стоит спешить и пытаться научить читать ребёнка в год, который ещё не может говорить. Малыш должен быть полностью готов к началу восприятия букв и звуков. Постепенно можно знакомить кроху с буквами, потом слогами, а затем словами. Проводите все занятия в игровой форме, чтобы ребёнок был заинтересован. А также не забывайте поощрять малыша и тогда успех обучающего процесса вам обеспечен.

    Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно

    Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное — правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними — и их ребенок.

    И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

    Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

    Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

    — С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

    — В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

    Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

    — Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

    Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

    Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

    — у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

    — у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

    — ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

    — фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

    Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

    Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

    Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

    Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

    Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

    Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

    Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

    10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:

    Какой методики обучения чтению придерживаться? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

    В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

    Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

    Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

    Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

    Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

    После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы — ло».

    Как легко научить ребенка чтению по слогам? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

    В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

    А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

    Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

    Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

    Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное — правильно. Заниматься обучением ребенка шести — семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день — не более 4 уроков.

    Как правильно развить у ребенка зоркость

    Попробуйте выполнить такое задание:

    — В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

    — Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

    Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

    Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

    Игра «сложи слово из половинок»

    Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

    Как быстро натренировать внимание

    Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

    Смысловая догадка (антиципация)

    Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

    Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

    Учите ребенка параллельному чтению

    Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

    Чтение на время

    Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

    Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

    Игра «сделай ударение»

    Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

    Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

    Смотрите диафильмы

    Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

    Как развить у ребенка поле зрения

    а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

    Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

    Читайте также:

    Советы родителям

    Просмотрено

    Три способа заставить малыша кушать овощи и фрукты

    Это интересно!

    Просмотрено

    Мальчик появился на свет с белыми волосами. Врачи объявили его альбиносом, но вскоре раскрылась вся правда…

    Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

    Просмотрено

    Правильно выбираем обувь для малыша

    Детская психология

    Просмотрено

    Что делать, если ребенок боится темноты

    Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

    Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

    Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

    Признаки готовности ребенка к началу обучения

    Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

    • хорошо говорит,
    • не пропускает и не «глотает» звуки,
    • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
    • не шепелявит и не присвистывает.

    Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

    Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

    Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

    Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

    Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

    Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

    Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

    Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

    Освоение гласных

    Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

    В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

    Разучивание согласных

    Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

    После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

    Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

    Начинаем читать по слогам

    Сонорный + А

    Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

    Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

    Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

    Сонорный +другие гласные

    Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

    Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

    Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

    Осваиваем более сложные слоги

    Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

    Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

    Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

    Переходим к чтению слов и предложений

    Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

    Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

    Осваиваем более сложные слова

    Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

    Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

    Особенности обучения прочтения слогов и слов

    Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

    Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

    Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

    Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

    Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

    Основные моменты

    Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
    2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
    3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
    4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

    Интерес ученика - ключ к успеху

    Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

    Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

    Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

    Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

    Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

    А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.

    
    Top