Образовательные терренкуры на территории доу. "образовательный терренкур в доу" методическая разработка на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34»

Образовательный терренкур на территории детского сада

«Путешествие бусинки»

(проект)

Составители проекта:

Спиридонова О.С.

Красницкая О.В.

Ленинск - Кузнецкий

2016 г.

Содержание:

Введение

1. Организация образовательного терренкура на участке МБДОУ.

2. План-схема терренкура.

Заключение

Приложения

Введение

Актуальность

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательной организации. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения, должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательные терренкуры - это специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением зоны игр, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождение экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Участники проекта

Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются дети среднего (младшего) дошкольного возраста, родители, педагоги.

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Сроки: 2016 учебный год

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности и познавательно-исследовательской деятельности, прохождение оздоровительных троп.

Задачи проекта:

1 . Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Развивать социально – коммуникативные способности у детей.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, составление картосхемы терренкура с нанесением маршрута и всех его объектов.

II этап – познавательно-исследовательский: проведение занятий, игр.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Ожидаемые результаты

2. Интерес к познанию живой и неживой природы.

3. Правильное определение состояние погоды, установка необходимых связей.

Формы и методы реализации проекта:

экологические беседы;

исследовательские опыты;

экологические конкурсы;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

инсценировки, театрализации и т. д.

    Организация образовательного терренкура на участке МБДОУ.

Маршрут нашего терренкура сведён к прогулочному участку средней (младшей) группы и включают в себя следующие станции: «Метеостанция», «Станция ПДД», «Спортивная станция», «В гостях у сказки», «Волшебный песок». Рассмотрим подробнее каждую станцию.

«Метеостанция»

Что такое погода?

· показания температуры воздуха;

· сила и направление ветра;

· наличие осадков;

· состояние неба и солнца;

· воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру , помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы планируем устроить у себя на площадке метеостанцию.

Цель – обучение детей наблюдению за изменениями состояния погоды, обучение анализировать и делать выводы.

1- я задача : обучать детей снятию показаний приборов;

2- я задача : предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;

3- я задача : изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;

4- я задача : обеспечение условий для проведения детьми исследований.

Мы планируем использовать оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, ветряные рукава, султанчики, флюгер, барометр.

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «самолетика», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Детский барометр , размещенный на некотором расстоянии ниже, выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки , выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) станут забавными элементами нашей собственной станции.

В самом низу конструкции, на специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к шесту, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер.

Он выполнен из прозрачной пластиковой бутылки, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на шесте выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.

При посещении этой станции, в заключительной части, нами планируется проведение игр малой подвижности или хороводные игры. Планируется разработка картотеки игр.

«Станция ПДД»

Цели: обучение детей безопасному поведению, формирование дисциплинированности, осторожности, наблюдательности – личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться к дорожной среде.

Здесь планируется проведение сюжетно – ролевой игры «Водитель грузовика», проведение дидактических игр, например, «Говорящие знаки», «Светофор». Планируется использование выносных знаков.

«Спортивная станция»

Цели: развитие двигательной активности детей, воспитание дружеских отношений.

«Кругом болото» - ходьба по пенёчкам. Цели: формирование умения сохранять равновесие при прохождении по пенёчкам. Предполагается выносное полотно с вставляемыми в него пенёчками.

«Меткий стрелок» - метание мячей в горизонтальную и вертикальную цель.

Цели: обучение детей метанию мячей в горизонтальную цель держа мяч снизу, обучение метанию мячей в вертикальную цель выкидывая мяч из – за головы, развитие глазомера. Предполагается горизонтальная цель – выносной обруч, вертикальная цель – доска с разметкой как для стрельбы или игры в дартс.

«Извилистая дорожка» - ходьба по дорожке, засыпанной камнями.

Цели: развитие смелости и выносливости, воспитание храбрости. Предполагается извилистая дорожка засыпанная крупной галькой.

«В гостях у сказки»

Цели: обучение детей драматизации знакомых произведений, закрепление знаний русских народных сказок, воспитание дружеских и вежливых отношений друг к другу.

Задачи: 1. Учить согласовывать слова и действия персонажа.

    Учить чётко и внятно проговаривать слова.

    Формировать умение у детей эмоционально играть свою роль.

Предполагается выносить шапочки для героев.

«Волшебный песок».

Цели: развитие познавательно – экспериментальной деятельности у детей.

Предполагается проведение опытов с песком и организация игр с песком.

Опыты: 1. «Сыпучий песок»

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

2. «Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он попал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

    «Свойства рассеянного песка»

Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Рассеянный песок заметнее плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

    «Своды и тоннели»

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

    «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

    Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется – песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина сыпется комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины

    «Песок путешествует по пустыне»

Поставьте перед каждым ребенком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке – это личная пустыня каждого ребенка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.

    «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. П редлагается детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сос mourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисо вать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки.

    «Цветной песок»

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкиепредметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки(палочки,) небольшие банки с крышками.

Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке-песок, в другом-кусочки мела.)Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рас сматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок, Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Галчонок спрашивает: «Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что по лучилось? Какого цвета у тебя порошок? (Гал чонок спрашивает каждого ребенка) Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешива ют его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? (делать красивые картинки.)

Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель Объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка.

    Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т.е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.

Игры в песке.

«Песочная мозаика»

Для изготовления песочных мозаичных панно используются камни (собранные и окрашенные детьми в разные цвета или сохранившие свой естественный цвет), бобы, фасоль, горох, ветки, шишки и т.д. Часть

материала для песочной мозаики собирается детьми самостоятельно, на

прогулках вместе с родителями, при этом неукоснительно соблюдается

правило – использование только упавших веток, шишек, листьев и т.д.

Каждая возрастная группа разрабатывает эскизы, примерную композицию,

которая затем создается на участке группы во время прогулки.

Площадка для создания мозаичного панно зачищается, сбрызгивается

водой и обрамляется рамкой, которая и задает тон всей композиции. На

первых порах воспитатели выкладывали мозаику вместе с детьми, но

достаточно быстро дети освоили мозаичную технику и стали создавать

собственные мозаичные композиции, которые в течение всего лета украшали

участки детского сада.


« Секретики в песке»

Я делаю «секретик»: под стёклышком - цветочек.

А рядышком с цветочком зелёненький листочек.

«Секретик» я присыплю жёлтеньким песочком.

И придавлю тихонечко сандалика носочком.

Ирина Столовая

Само название тайника – секретик – предполагает скрытость,

потаённость от всего мира. Секретик – это страшная и святая тайна, доверить

которую можно было только самым близким подругам и которую нужно

было тщательно скрывать от чужих глаз. Поэтому секретики делаются в

«тайных местах».

Технология

Чтобы составить секретик, нужно просто сделать в земле небольшую

ямку, выстлать её цветной бумагой, фольгой или лоскутиком ткани,

выложить на эту основу какой-нибудь красивый или ценный (с точки зрения

ребёнка!) предмет бусины или стразы, плотно закрыть всё промытым

стёклышком и засыпать землёй.

Для секретика можно использовать «домашние» стекла, небьющийся

стакан, вазочку для варенья. Наполнителем для секретиков, его начинкой и

изюминкой могла стать любая оригинальная вещица, задающая основную

тему творения. По настоящему захватывающим это занятие становится года в

четыре. Увлекаются секретиками, как правило, девочки. Мальчишки

предпочитают «тайники».

Темы для секретиков

«Растительный», представляющий собой ни что иное, как

вариант гербария из ярких лепестков, семян, плодов или листьев.

«Птичий», скрывающий воробьиные или голубиные перья,

выкрашенные в самые немыслимые цвета.

«Пуговичный», являющийся подборкой необычных пуговиц.

«Шоколадный», скрывающие в своих недрах фантики от самых

вкусных и любимых конфет и батончиков.

«Фантиковый» тема секретика определяется картинкой фантика.

«Бусиничный», «Стразовый», «Бисерный» и т.д.

Игры с секретиками

«Самый красивый секретик»

Роем ямку в земле или песке. Под прозрачную толстую пленку от

упаковки или стеклышко красиво укладываем кусочки фольги, желуди,

цветы, ягоды рябины, кусочки пластика и т.д. Засыпаем края землей. Задача –

сделать самый красивый секретик, зарыть его и запомнить место его

расположения. Разрывать секретик нужно аккуратно. Стараясь попасть в

центр стеклышка и отрывать как-бы окошко. Оценить – у кого получился

какой.

«Карта секретиков»

Можно нарисовать карту секретов. Отправится в путешествие по

поиску кладов.

«Исполнение желаний»

Для девочек постарше можно делать символические секретики на

исполнение желаний. Сделала и нужно запомнить место. Если через пять

дней нашла свой секретик – желание сбудется!

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Образовательные терренкуры на территории ДОУ по средствам подвижных игр народов Алтая» Разработчик: Бачерова Н. Н. инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР Детский...»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 217»

Центрального района города Барнаула

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Образовательные терренкуры на территории ДОУ

по средствам подвижных игр народов Алтая»

Разработчик: Бачерова Н. Н.

инструктор по

физической культуре

МБДОУ ЦРР Детский сад № 217»

Центральный район

г. Барнаул


Предисловие……………………………………………………………………...3 Целевой раздел программы……………………………………………………..4 Пояснительная записка…………………………………………………………..4 Планируемые результаты освоения содержания программы………….……...9 Содержательный раздел программы………………………………………........9 Календарно-тематический план……………………………………….………..15 Организационный раздел программы ………………………………………...16 Основные формы и средства реализации программы…………………..….…16 Целевые ориентиры ……………………………………………………….…….18 Методическое обеспечение……………………………………………………..20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Терренкур – (нем. terrain – местность, участок, территория; и нем. kur лечение) - метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Физическая культура рассматривается как основа здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма ребенка, повышаются его адаптивные возможности, развиваются движения, физические качества, вырабатываются культурно - гигиенические навыки, формируются черты характера личности.

Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервноэмоционального напряжения.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Для того, чтобы этот период был для ребенка менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Перед поступлением ребенка в школу необходимо: прогнозирование течения адаптации ребенка к школе;

проведение оценки состояния здоровья и определение физической готовности ребенка в школе.

В настоящее время проблема воспитания и развития здорового ребенка является как никогда ранее наиболее актуальной. Это объясняется тем, что к ребенку для обеспечения необходимого уровня интеллектуально познавательного развития при подготовке детей к школе предъявляются определенные требования со стороны взрослых, реализовать которые может только здоровый дошкольник

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность

Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации);

Примерной основной общеобразовательной программой развития и воспитания детей «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович -РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург);

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программой «Физическая культура - дошкольникам» (под редакцией Л.А.Глазыриной, В.А.Овсянкина - М.: ВЛАДОС, 2001);

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет.

Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д. Для этого необходима систематическая работа по формированию осознанного отношения детей к здоровью через физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорнодвигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Цель программы: создание условий для оздоровления детей дошкольного возраста с помощью пеших прогулок по территории дошкольного образовательного учреждения.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

развитие физических качеств - скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;

накопление и обогащение двигательного опыта детей - овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);

формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.

Программа направлена на:

реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;

соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Принципы построения программы по ФГОС:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка, для раскрытия своих двигательных способностей, мобилизирует психические и физические силы, играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, передает ему как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности.

Основы физической культуры не просто усваивается ребенком – они успешно развиваются под воздействием воспитания. Специальные движения используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков, для содействия духовному развитию, и воздействию на мозг, эндокринную, дыхательную системы, оздоравливая организм в целом.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 3 до 7 лет. Основой реализации выступает организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) в условиях специально созданной среды традиционной народной культуры по средствам подвижных игр.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

Патриотизм;

Активная жизненная позиция;

Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

Уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости 1.

организма ребенка, приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания.

2. Систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ.

4. Обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного направления.

5. Представление практического опыта работы педагогов на различных уровнях.

6. Подбор и систематизация подвижных игр народов Алтая.

7. Создание оздоровительной среды для пеших прогулок на территории дошкольного учреждения.

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

Проявлять устойчивый интерес к познанию родного края;

Самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры народов Алтая в соответствии с тематикой пешей прогулки;

Презентовать собственные достижения детям, родителям, педагогам, а также на мероприятиях различного уровня.

Мы решили использовать всю территорию детского сада для оздоравливания наших детей и адаптировали эту программу для работы с детьми дошкольного возраста. Так к нам пришла идея создания терренкура – маршрута здоровья для детей разных возрастных групп. Был разработан маршрут здоровья и рекламный проспект, на котором были обозначены и расшифрованы его символы.

Терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков и бега с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада.

Его отличительными и характерными чертами является:

Простота и естественность движений;

Возможность выполнять их в любое время на воздухе;

Привлекательность для детей в связи с возможностью игровой мотивации.

Вместе с тем мы рассматриваем терренкур, как уникальную возможность обучения детей основным видам движений и формированию у них определенных физических качеств.

Терренкур рассматривается, как определенная система занятий на формирование таких физических качеств, как выносливость, выполняемое в умеренном темпе и с умеренной интенсивностью движений. Ходьба развивает функцию сердечно-сосудистой системы. Во время ходьбы создаются благоприятные условия для активизации дыхания. Во время выполнения прыжков и бега в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются мышцы нижних конечностей, стимулируется обмен веществ.

Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Понимая важность и необходимость решения данной задачи, в нашем детском саду разработана система лечебнопрофилактической и физкультурно-оздоровительной работы.

Одним из составляющих компонентов этой работы, является «терренкур» – игровая программа для детей дошкольного возраста, внедренная в общий план физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Основное назначение прогулок активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях (лес, поле, берег реки), приучение ориентироваться на местности. В той или иной степени решаются и все другие задачи физического воспитания.

Работа по физическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

Сохранение и укрепление здоровья;

Развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости;

Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

При работе с детьми планируются формы организации пеших прогулок по территории дошкольного учреждения:

Занятия тренировочного типа, которые направлены на развитие двигательных функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.) и комплекс общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров простого и сложного устройства. В занятие данного типа входят упражнения на спортивных комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по канату, шесту, веревочной лестнице и др. Используется стандартное и нестандартное оборудование.

Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений (бег на скорость на I0 м с хода, прыжки в длину с места, метание мешочка вдаль, бросание мяча вверх и ловля его, бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками и т.д).

Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.

Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед

–  –  –

Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:

В дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные.

Прогулки требуют специальной подготовки. Инструктор заранее планирует день для прогулки и ее продолжительность; определяет задачи, которые будут решаться; выбирает способ передвижения; намечает маршрут, его дальность и места для отдыха; подбирает физические упражнения, которые будут выполняться в пути, на конечном пункте. При этом следует учесть естественные препятствия (пни, кочки, ручейки, канавки), преодолеваемые в пути, и предусмотреть физкультурный инвентарь, который нужно взять с собой (мячи, скакалки) и использовать в местах отдыха и на конечном пункте.

При выборе маршрута, способов передвижения и количества игр и упражнений инструктор учитывает физическую подготовленность детей. Он продумывает последовательность и длительность выполнения движений, организацию детей и приемы руководства ими. Важно также определить, в какой одежде и обуви целесообразнее отправиться на прогулку.

Продолжительность пеших прогулок увеличивается с возрастом детей: от 20 мин до 1,52 ч. К 7 годам дети становятся довольно выносливыми и могут с перерывами для отдыха пройти 45 км.

Пешие прогулки проводятся 1 раз в неделю на свежем воздухе. Длительность пеших прогулок зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе – 20 мин.;

В средней группе – 30 мин.;

В старшей группе – 40 мин.;

В подготовительной группе – до 50 мин.

Зимой прогулки проводятся на лыжах, иногда и пешком, например, к горке, с которой дети катаются на санках. Продолжительность лыжных прогулок постепенно увеличивается и в старшей группе достигает 3540 мин. Во время таких прогулок дети скатываются на лыжах с горок, играют в различные подвижные игры.

В детском саду организуются и экскурсии на лесную поляну, на стадион и т. д. Главное в экскурсии это наблюдение, например, за жизнью насекомых, животных, за работой взрослых, тренировкой спортсменов. Во время пути к объекту можно использовать естественные условия для различных движений.

При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид пешей прогулки, погодные и климатические условия.

–  –  –

Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов. Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.

Для внедрения терренкура в практическую работу каждого педагога были проведены следующие мероприятия:

Разработано перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с учетом использования терренкура в режиме дня;

На основе маршрута разработали три маршрута для разных возрастных групп и с учетом уровня физической подготовленности детей:

А) первый маршрут – легкий, для младших и средних групп;

Б) второй маршрут - средний, для средних и старших групп;

В) третий маршрут – лечебно-тренирующий, укрепляющий мышцы и связки нижних конечностей, свода стопы для подготовительных групп;

Нарисовали на территории детского сада схемы маршрутов;

В спортивные уголки групп поместили план-схему терренкура;

Провели цикл семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов;



Подготовили консультации для педагогов и родителей по данному вопросу.

Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:

Наблюдение в природе и сбор природного материала;

Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);

Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);

Подвижные и дидактические игры;

Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;

Упражнения на дыхание, игры на внимание;

Самостоятельные игры детей (на привале);

Походы могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи.

Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д.

Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.

Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью инструктор проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.

С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения (эстафеты).

В проведении прогулок-походов участвует специалист по физическое культуре (возможно участие освобождённого специалиста) и воспитатель группы вместе с помощником. Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. В поход можно взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.

Продумайте инвентарь, необходимый для прогулки, а также для того, чтобы можно было принести в детский сад собранные листья или камешки.

Наборы иллюстрационного и наглядного материала.

Раскраски, трафареты.

Сартеры для сбора материала.

Деревянные конструкторы для самостоятельного конструирования.

Мозаика для развития мелкой моторики.

Природный и бросовый материал для создания творческих работ.

Различные семена и плоды для творческой деятельности.

Ведущим методом взаимодействия с детьми является игра, где в непосредственной атмосфере дети приобщаются к истории и традициям родного края. Благодаря таким играм дети попадают в мир сказки и не просто слушают, а как бы живут и играют в этом мире. Они могут принять главную роль на себя - водящего, либо придумать вариативность игры.

Любой предмет подсказывает тему для интересного разговора.

Основные формы взаимодействия с родителями – детские и семейные экскурсии, различного рода мероприятия для детей и взрослых в праздничные дни, организуемые методической консультации, тематические встречи педагогов.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К целевым ориентирам как результату освоения программы относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

Обучение новым движениям;

Закрепление разученных основных движений;

Использование оздоровительных гимнастик (дыхательная, зрительная, психогимнастика и т.д.);

Художественного слова (разучивание стихов, кричалок, песенок, загадок, пословиц);

Импровизация во время двигательной деятельности детей;

Занятия проводятся в игровой форме или в виде путешествий, экскурсий;

Использование ритмопластик.

Терренкур помогает решать задачи по основной образовательной программе, так как можно проводить комплексные занятия на воздухе:

Формирование у детей элементарных математических представлений:

Изобразительная деятельность: рисование мелками, веточками на песке, водой на асфальте;

Развитие речи: разучивание стихов, загадок, кричалок, составление рассказов;

Знакомство с окружающим миром: игры экологического содержания, проведение экологических праздников с использованием терренкура;

Музыкальная деятельность: исполнение песен, песни о терренкуре, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика;

Театрализованная деятельность: обыгрывание знакомых сказок, песенок, потешек с использованием элементов терренкура (поезд – «Мы едем, едем, едем в далекие края», самолет – «Самолет» А.Барто и т.д.);

Создание психо-эмоционального комфорта у детей: психогимнастика, игры на формирование эмоциональной сферы ребенка, коммуникативные игры.

Использование комплексных непосредственной образовательной деятельности с использованием маршрута здоровья - терренкур на наш взгляд позволяет повысить качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения.

Для занятий с детьми 3-7 лет.

Пензулаева Л. И.; Физическая культура в детском саду: Вторая 2.

младшая группа.

Пензулаева Л. И.; Физическая культура в детском саду: Средняя 3.

Пензулаева Л. И.; Физическая культура в детском саду: Старшая 4.

Пензулаева Л. И.; Физическая культура в детском 5.

саду: Подготовительная к школе группа.

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: Комплексы 6.

упражнений для детей 3-7 лет.

Степаненкова. Э. Я. Сборник подвижных игр / Автор-сост.

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе 8.

«От рождения до школы»:Вторая младшая группа / Ред.-сост. В. А.

Вилюнова; Средняя группа / Ред.-сост. А. А. Бывшева; Старшая группа / Ред.-сост. А. А. Бывшева; Подготовительная к школе группа / Ред.-сост. В. А. Вилюнова.

9. Ричард Лоув Последний ребенок в лесу. Как спасти наших детей от синдрома дефицита общения с природой. – Изд-во добрая книга, 2007. – 432с.

Похожие работы:

«Министерство образования и науки российской Федерации уральский Федеральный университет иМени первого президента россии б. н. ельцина о. а. Михайлова лингвокультурологические аспекты толерантности рекомендовано методическим советом урФу в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 032700 «Филология» екатеринбург издательство уральского университета ббк с524.251я М 69 рецензенты: кафедра речевой коммуникации и...»

«Архивный отдел Воронежской области Информационнометодический бюллетень Выпуск № 40 Воронеж ББК 79.3 И 74 Редакционная коллегия: И.Г.Росляков (председатель), С.И.Тимошенкова, Б.С.Коваленко Составители: А.Г.Дугина, Б.С.Коваленко, Т.Н.Литвинова Информационно-методический бюллетень № 40 / Сост. И 74 А.Г.Дугина, Б.С.Коваленко, Т.Н.Литвинова. – Воронеж: Архивный отдел Воронежской области. – 2008. – 83 с. В Информационно-методическом бюллетене освещается опыт работы воронежских архивистов и новые...»

«УЧРЕЖДЕНИЕ ”РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ“ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ ГОТОВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНО СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К НАЧАЛУ 2014/2015 УЧЕБНОГО ГОДА, ИХ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ И СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ (методические рекомендации) 2014 г. Методические рекомендации разработаны на основании пункта Государственной программы развития физической культуры и спорта в...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ _ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»_ Кафедра «Философия и культурология» ФИЛОСОФИЯ ЧАСТЬ 2 под ред. Л.С. Абабиловой Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для бакалавров и студентов всех специальностей МОСКВА 2015 УДК i Ф56 Философия. Часть 2: Методические указания/ под ред. JI.C. Абабиловой. М.: МГУПС (МИИТ), 2015. -...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 24.02.2015 г. Содержание: УМК по дисциплине «Историческая антропология» для студентов направления 46.03.01 «История» профиля подготовки «Историко-культурный туризм» очной формы обучения. Автор: Яковлев В. В. Объем 25 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий кафедрой Протокол заседания Рекомендовано археологии, кафедры от 10.02.2015 Еманов А. Г. 16.02.2015 г. к электронному истории г. изданию Древнего мира и №8 Средних веков Протокол...»

«Пояснительная записка Данная рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 5-х классов составлена на основе авторской программы Виноградова Н.Ф. « Основы духовнонравственной культуры народов России»: 5 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 64с. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры...»

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4 класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Новосибирск ББК 86.372я О 75 Одобрено Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Новосибирским и Бердским Учебное пособие подготовлено авторским коллективом негосударственного об щеобразовательного учреждения Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. И. МЕЧНИКОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Е. К. Соболевская КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Методические указания для студентов-культурологов ОДЕССА ОНУ УДК 130. ББК 71.00 C Рекомендовано к печати Ученым советом философского факультета Одесского национального университета имени И. И. Мечникова. Протокол № 2 от 2 октября 2014 г. Рецензенты: И. В. Голубович, доктор философских наук, профессор Одесского национального...»

«СОДЕРЖАНИЕ Стр.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативные документы для разработки ООП по 6 направлению подготовки 1.2. Общая характеристика ООП 7 1.3. Миссия, цели и задачи ООП ВПО 8 1.4. Требования к абитуриенту ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 2.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 9 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА (РЕЗУЛЬТАТ 11 ОБРАЗОВАНИЯ) ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ООП 3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультур11 ными...»

«Министерство культуры Красноярского края Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края» Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры» МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Красноярск Материал подготовлен Т.В....»

« ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «Основы экологической культуры» 050100 Педагогическое образование (код и наименование направления подготовки) Профиль подготовки Русский язык и литература (наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Очная, заочная Дербент АННОТАЦИЯ Фонд оценочных средств составлен на...»

«Белорусский государственный университет Факультет социокультурных коммуникаций Кафедра дизайна СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Заведующий кафедрой Декан факультета дизайна социокультурных коммуникаций _ А.Ю. Семенцов _ В.Е. Гурский 01 июня 2015 года 01 июня 2015 года Электронный учебно-методический комплекс МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ И КУРСОВОЙ ЗАПИСКИ Для специальности: 1-19 01 01-04 Дизайн (коммуникативный) Составитель: С.А. Семенцов Рецензент: кандидат юридических наук, доцент...»

«Пояснительная записка Данная рабочая программа по физической культуре разработана для обучения в 10-11 классе ГБОУ ОШИ “Шебекинская гимназия-интернат” на основе “Комплексной программы физического воспитания для учащихся 1-11 классов” под редакцией В.И Лях, А.А. Зданевич 2007 год, к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 уч. год. Рабочая программа рассчитана на 204 часа (3 учебных часа в неделю), 10 класс -102ч., 11 класс – 102ч. Согласно методическим рекомендациям и приказу...»

« ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Методические рекомендации МУРМАНСК Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры Авторы-составители: Т.В. Широкоград, заведующая кафедрой педагогики и...»

«Учредители конкурса: * Министерство культуры Московской области. * Администрация Ленинского муниципального района.Организаторы конкурса: * Управление по делам молодежи, культуре и спорту администрации Ленинского муниципального района. * ГАОУ СПО МО «Московский областной колледж искусств» г.о. Химки, Московский областной научно-методический центр. * МАУДО «Детская школа искусств г. Видное».Цели и задачи конкурса: 1. Знакомство с российской культурой и пропаганда российского исполнительского...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СК РГУТиС УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 1 из 8 УТВЕРЖДАЮ Директор Института сервисных технологий _ И.Г. Чурилова «» 201_ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ БД.03. Физическая культура основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки...»

«Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Б 3.1 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММА Направление 06.06.01 Биологические науки Направленность Физиология Квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа научных...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» Факультет подготовки научно-педагогических работников МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Образовательная программа Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки)...»

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, проректор по учебной работе профессор И.В. Анциферова «» 2011 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Хореография для студентов направления бакалавриата 071800 «Социально-культурная деятельность (квалификация «Бакалавр социально-культурной деятельности») очной формы обучения высшего...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной борьбе для МАУ ДО ДЮСШ №1 г. Тамбова разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации», методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, приказом Минспорта РФ «Об...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.

Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?

Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.

Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются :

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– формировать эстетическое восприятие дошкольников;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.

Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.

Возможны различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе мы можем простроить терренкур за пределы детского сада, например, в парк «Березовая роща».

При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.

Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.

Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.

Мы предлагаем такие варианты станций:

Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.

В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.

Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;

Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).

Станция «Внимательный пешеход» : На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.

Станция «Игры на асфальте» : Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами.

Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.

Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты

Станция «Будущие олимпийцы»: Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует подвижные игры с дошкольниками и физкультминутки . На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.

Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.

Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.

Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.

Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» : представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.

Станция «Дело мастера боится» , где организуется трудовая деятельность.

Станция «В гости к насекомым» , c танция «Огородная» , c танция «Экспериментальная», «Дыхательная», c танция мыльного пузыря, c танция настольных игр, c танция народных игр и т.д.

Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили к радиоколледжу, продуктовому магазину, к администрации Дзержинского района, к библиотеке им. Гоголя.

Другой маршрут был проложен до парка Березовая роща, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.

Накануне 9 мая был проложен долгосрочный маршрут, посвященный празднованию Дня Победы: дети старшей и подготовительных групп участвовали в концерте, организованным ТОС «Гоголевский», возложили цветы к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран.

А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.

Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.

Терренкур, как альтернатива прогулки в условиях Забайкальского края.

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка- детский сад № 99»

Воспитатель-эколог Несветова И. В.

Инструктор ФИЗО Кожевникова Ю. А.

Терренкур – одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормолизации психоэмоциональной деятельности.Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересечённой местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М. И. Эртелем в 1885 году для лечения больных с сердечнососудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20-30-х годов прошлого столетия. Терренкур имеет переменный угол наклона, что помогает укреплять сердце и сосуды. Терренкур применяют и при лечении больных с нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Наш детский сад санаторный противотуберкулёзный. Его посещают дети с положительной манту, находящиеся в контакте с туберкулёзными больными. Расположен детский сад в лесной зоне возле стадиона СибВО, недалеко протекает река Кайдаловка – это даёт прекрасные возможности для проведения походов, экскурсий и общения с природой. Именно поэтому мы решили использовать этот способ оздоровления в работе с детьми нашего сада и разработали свои маршруты для терренкура.

ПРИМЕРНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Дыхательная игра «Хомячки»

Инструктор говорит: «Нужно пройти 10 шагов надув щёки, чтобы быть похожими на хомячков. Рот закрыть, дышать носом». По сигналу инструктора дети хлопают кулачками по щекам так, чтобы изо рта вышел воздух, делают 15 шагов и снова становятся «хомячками» – надувают щёки. Упражнения повторяют 4-6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и чёткость выполнения заданий. Дозировка – 1-2 минуты.

Упражнение «У нас хорошая осанка»

У нас хорошая осанка. Встать прямо, руки вдоль туловища. Мы свели лопатки. Свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза. Мы походим на носках. Повернуться вокруг себя на носках. Мы пойдём на пятках. Повернуться в обратную сторону на пятках. Пойдём мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво. Ну, а если надоест, Пройти «по-медвежьи». То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Дождик! Дождик! Что ты льёшь? Погулять нам не даёшь? Притопы. Дождик! Дождик! Полно лить! Прыжки на месте. Деток, землю, лес мочить. После дождика на даче, Ходьба Мы по лужицам поскачем. Прыжки через «лужи» вперёд-назад.

ИГРА «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора: 1 свисток – прыжки на двух ногах; 2 свистка – остановка; 3 свистка – ходьба в приседе.

ИГРА «Болото» Детей разделяют на две группы: «журавлей» и «лягушек». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, «лягушек» – на противоположном. Посередине площадки чертят большой круг – «болото». Когда все играющие займут свои позиции, команда «лягушек» поёт: Лягушечки-квакушечки. По бережку гуляют, комариков-судариков и мошек собирают. Им отвечает хор журавлей:

Журавлики-кораблики летят под небесами, Все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, То поскорей от журавлей в болото уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки скачут на корточках в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, изображают летящих птиц и спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Те, кого поймали, выходят из игры.

ИГРА «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребёнок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладёт кому-нибудь в руки лисичку и становится в центре круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты? «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и залезают на заранее расставленные скамейки, бордюры, лесенки, доски, гимн. стенку. Тот, кто не успел занять место и кого «лиса» осалила, остаётся посреди комнаты с «лисой». Все играющие присоединяются к этим детям образуя новый круг. Игрушка передаётся другому участнику. Игра повторяется несколько раз и заканчивается предложением поиграть по-другому. Последний пойманный «лиса» должен закрыть глаза, играющие идут по кругу, а инструктор произносит:

Мы по кругу идём, пусть глаза не открывает, Мы лисичку зовём. Нас по голосу узнает.

Затем дети останавливаются, и кто-нибудь по указанию в-ля спрашивает: «Хитрая лисица, где я?» Стоящая в кругу «лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него игрушкой и сказать: «Здесь ты!», а потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.

ИГРА «Аистёнок»

Игра помогает развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы ног.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперёд, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «Все спортом занимаются»

Упражнение помогает развивать координацию движений, укрепляет мышечный корсет позвоночника. Скачет лягушонок. – Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках массажный мяч малого диаметра.

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч.

Плавает утёнок. – имитация плавания.

Кря-кря-кря! – Сжимать и разжимать массажный мяч.

Все вокруг стараются, – одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются. – менять положение рук.

Маленький бельчонок, – прыжки вверх.

Скок-скок-ксок! Прыжки на месте, впрёд-назад.

С веточки на веточку, – одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук.

Все вокруг стараются, спортом занимаются. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Запретное движение»

Дети выполняют все задания инструктора (различные положения рук, прыжки, хлопки и т.д.), кроме одного – упор присев. Выполняется 1-2 мин. В заключении дети свободно бегают или ходят по площадке.

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями. Время остановки 10 минут.

(старший возраст, тёплый период)

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: 10.30 – 12.00 (1,5 часа).

1-я остановка – школа фигурного катания. Дети наблюдают за тренировкой спортсменов. Время остановки – 5 минут.

Дорога к стадиону СибВО. Темп движения умеренный т.к. подъём в гору.

2-я остановка – стадион СибВО. Время – 20 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки.

Дыхательная игра на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Общие развивающие упражнения

Игровые упражнения

Подвижные игры

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями, птицами. Время остановки 10 минут.

Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(старший возраст, холодный период)

Продолжительность похода 30 минут.

Упражнения на дыхание (осуществляется через нос).

Ходьба друг за другом парами, постепенно увеличивая и снижая темп.

Остановка по выбору

Наблюдение за птицами, деревьями, кустарниками и т.д.

2.Ходьба до спортивной площадки или до своего участка.

Остановка. Проводятся: подвижные игры, физкультминутки, комплекс упражнений (на выбор)

3.Построение друг за другом, ходьба с движениями: прыжки на двух ногах; ходьба с высоким подниманием ног; ходьба в полуприсяде; приставной шаг и т.д.

4.Остановка. Игры и игровые упражнения по экологии.

5.Заключительная ходьба в умеренном темпе к ДОУ.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(младший возраст)

1.Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: от 15 до 40 минут

(в зависимости от времени года)

Упражнения на дыхание на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Ходьба парами друг за другом.

Остановка по выбору (смотри схему). Наблюдение за птицами, деревьями, кустами, цветами и т.д.)

2.Ходьба до участка парами в среднем темпе.

Остановка. Игры, физкультминутки (по выбору воспитателя).

Игровые упражнения связанные с бегом (учитывается время года).

Упражнения на дыхание (носом).

3.Построение парами. Ходьба парами в умеренном темпе к ДОУ.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление

на методическом объединении

Для воспитателей

По теме:

«Образовательный терренкур в ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель

Хамленко Е.Н.

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

Одним из способов создания такого единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ , могут стать образовательные терренкуры разной сложности , в зависимости от возраста и интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain - местность, участок, территория, kur - лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого ребёнка.

Существуют несколько вариантов терренкуров:

Спортивная площадка;

Игры на асфальты;

Специально созданные центры;

Тропа здоровья, экологическая тропа;

Объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на прогулке, т.к. они решают ряд важнейших образовательных задач:

Задачами образовательного терренкура являются (слайд)

Упражнение детей в основных движениях;

Развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

Развивать наблюдательность, любознательности, познавательную активность;

Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

Формировать эстетическое восприятие дошкольников.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материал а, дети в игровой форме получают:

Реалистические знания

Закрепляют определённые навыки и умения

Проявляют творчество и фантазию

Удовлетворяют двигательную активность

Взаимодействуют с окружающим миром

Развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя по маршруту терренкура от одного Центра дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
* итогом недели , реализации какого-то либо проекта, либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :

Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);

Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

Создание творческой обстановки;

С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды,(слайд)

Образовательный терренкур имеет свои этапы . (слайд)

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения

Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………


Top