Общественные отношения. Социальные отношения

отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого об-ва. Поэтому из всех О. о. важнейшими являются производственные, экономические. Производственные отношения, составляют базис всех др. О. о. - политических, правовых, нравственных, религиозных и т. д. Понимание взаимозависимости всех О. о., их связи с производственными впервые позволило на научной основе объяснить закономерности исторического развития об-ва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий - эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.

Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т. д.

По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные - на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические - на основе публичной власти и т. п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных, устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.

Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации и конкуренции, господства и подчинения, антагонизма и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение их взаимодействий.

В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы - детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).

Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис ч надстройка). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.

В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, M Вебер обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П. А. Сорокин на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.

Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т. Пирсоне, Р. Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социалыюго действия, включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.

Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У. Бакли, Э. Гидденс, М. Крозье, А. Турен, П. Штомпка, А. Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.

Лит.: Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии.- Он же. Избранные произведения. М-, 1990; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Эчгельсф. Соч., т. 13; Пирсоне Т. Понятие общества.- «Tesis», 1993, т. l, № 2; Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений,- В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Archer M. Culture and Agency Cambr., 1988; CivwrM., Freiberg E. Actors and Systems. Chi.-L., 1980; EtyoniA. The Active Society. N. Y, 1968; GiddensA. The Constitution of society Cambr., 1984; LuhmannN. Sociale Systeme. Fr./M., 1993; Merlon R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968; Pamons T. The Social System. N. Y, 1964; TouraineA. The Self-production of Society. L„ 1977.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕКЦИИ

Лекция № 1

ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Строение общества.

3. Два подхода к развитию общества.

4. Прогресс и регресс в развитии общества.

1. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле – общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В любом значении общество понимается как система (целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой), подвергающаяся постоянной эволюции и изменению. Это можно представить логической цепочкой: общество первобытных охотников и собирателей – общество земледельцев и скотоводов – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем.

1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2. социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3. политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);



4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни называются общественными отношениями. Различают материальные и духовные общественные отношения.

2. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия.

Социальные институты это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд – всё это социальные институты. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов представляет сложную систему и состоит из элементов.

1.Духовно – идеологические элементы (семья – любовь, преданность, семейный очаг, воспитание детей; бизнес – личная выгода, престиж фирмы, доходность)

2. Материальные элементы (семья – дом, квартира, машина, мебель; бизнес – завод, оборудование, офис, транспорт, склад)

3. Поведенческие элементы (семья – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь; бизнес – профессионализм, ответственность, исполнительность, законопослушность)

4.Культурно – символические элементы (брачный ритуал, обручальные кольца; религия – крест, иконы, свечи, религиозные праздники)

5. Организационно – документальные элементы (семья - регистрация брака, свидетельство о браке и рождении детей; бизнес – уставы, договоры, контракты).

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка возник институт полиции. Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Институционализациясостоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действия можно выделить четыре основные группы социальных институтов. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определённые функции.

1. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определённым хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата- вознаграждение работнику за его труд.

2. Политические институты связанны с установлением определённой власти и управлением обществом. Политические институты – это государство, суд, армия, политические партии.

3. Духовные институты – связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.

4. Институтсемьи – это первичное и ключевое звено всей социальной системы. Семья задаёт повседневный тон всей общественной жизни.

Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.

Важную роль в науке играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

3. Наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально – экономическим признакам. Популярны два подхода: марксистская (формационный подход) и теория трех стадий (цивилизационный подход)

Формация – стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой. Признаки – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. Выделяют пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационная теория выдвинута на рубеже 50-60 годов 20века западными социологами – Даниел Белл, Уолт Ростоу.

Цивилизация – ступень общественного развития, уровень развития материальной и духовной культуры общества.

Три типа общества:

1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное)

2. Индустриальное (промышленное)

3. Постиндустриальное (интеллектуальное, информационное).

4. Прогресс – это движение общества вперед, развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется в новых достижениях науки и культуры, в росте производительности, улучшении условий жизни людей.

Регресс – обратное движение, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он проявляется в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе пьянства, наркомании, увеличении смертности, падении уровня нравственности людей.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 2

ТЕМА: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА .

1.Познание окружающего мира.

2.История воззрений на общество.

3.Цивилизация и общество.

1. В основе науки лежит процесс познания.

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности.

Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем задействованы пять органов чувств- зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, связывающие человека с внешним миром. При рациональном познании происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. Обе ступени познания находятся в единстве, переходят друг в друга, дополняют друг друга.

Процесс познания включает также такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, гипотеза, воображение, мечта, интуиция.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта с целью выявления его закономерностей. Итог исследований – получение новых научных знаний – объективной истины. Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Критерий истинности-практика.

2. Первым трудом по обществознанию можно считать знаменитое произведение « Государство» античного философа Платона. Он разделил общество на три класса: высший – мудрецы, средний – воины, низший – ремесленники и крестьяне. Аристотель провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. После Аристотеля и Платона наступила очень долгая историческая пауза, когда господствовали религиозные воззрения на происхождение человека и мира. Поворот к подлинно научным знаниям произошел только в 17-18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: Рене Декарт, Френсис Бэкон, Джон Локк, Иммануил Кант, Жан Жак Руссо, Адам Смит и другие. В 19 веке Огюст Конт провозгласил появление науки об обществе, назвав её социологией. В 19 веке из философии выделилась экономика, политология, культурология, этнография, психология.

3. Слово цивилизация появилось во Франции в середине 18 века.

Сначала цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их развели. А в начале 20 столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок.

В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 её определений.

Сегодня в науке конкурируют две теории:

Теория стадиального развития цивилизации;

Теория локальных цивилизаций.

Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Народы стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 3

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО.

1. Предпосылки появления древних цивилизаций.

2. Особенности развития древних цивилизаций.

3. Причины гибели древних цивилизаций.

1.Приблизительно в 3-2 тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Первые очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Несколько позднее – в 3-2 тысячелетиях до н.э. – в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во 2 тысячелетии – китайская (в долине реки Хуанхэ). Эти цивилизации были речными. В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации.

Предпосылки появления древних цивилизаций:

1.Ирригационная система земледелия и повышение производительности сельского хозяйства.

2. Усложнение социальной структуры общества, появление классов, социальное неравенство.

3. Создание письменности и закрепление обычаев в законах.

4. Оборона от нападения соседних племен и захват новых территорий.

5.Появление городов – военных и религиозных центров, которые стали центральными пунктами государств.

6. Высокая роль религии, которая обожествляла вождя-царя, давала ему огромную власть над обществом.

2. Таблица «Особенности развития древних цивилизаций».

3. Причины гибели цивилизаций:

1) Внутренние противоречия в государствах.

2) Кризис рабовладельческой системы.

3)Слабые экономические и политические связи между областями.

4)Агрессивные захваты воинственных соседних народов.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.

Анализ исторических фактов показывает, что сроки существования цивилизаций разные. Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайская более 4 тыс. лет, индийская существует до сих пор, византийская и российская существует тысячу лет.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 4

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 5

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 6

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 7

Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

2. Для того чтобы стать личностью индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках традициях, знаниях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации. Она происходит в семье, детском саду, школе, учебных заведениях, трудовом коллективе и пр. В процессе социализации усваиваются житейские взгляды, трудовые навыки, нравственные нормы поведения, идеалы, научные знания, религиозные ценности. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет своим поступкам. Личностью человек становится тогда, когда он обладает самосознанием.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 8

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 9

ТЕМА: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

1.Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

2.Моральная оценка личности.

3.Мировоззрение и деятельность человека.

1. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовная жизнь человека постоянно развивается. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.

Духовно-теоретическая деятельность – это производство духовных ценностей. Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Духовно-практическая деятельность – это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей. Следствием духовно-практической деятельности является рост духовной культуры людей. Сохранением и распространением духовных ценностей занимаются музеи, библиотеки, архивы.

Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением. Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств. Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

2.Мораль – это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Мораль – это нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Учением о нравственности, морали является этика – теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности – общения, труда, семьи, гражданской ориентации, профессионального долга.

Моральная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества , этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Моральная самооценка выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.

Одна из важнейших моральных категорий – совесть. Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Типы мировоззрения:

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет определяет духовный мир человека в целом.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 10

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 11

Самостоятельность, умение быть самим собой.

В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Формы девиантного поведения: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, психические расстройства, бродяжничество, суицид.

Причины отклоняющегося поведения:

Биологические причины.

Психологические причины.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 12

Научное познание.

1. «Знание – сила» - эти слова произнёс английский философ Фрэнсис Бэкон. В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

В 17 веке сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем познаёт его. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Подобному взгляду многие философы противопоставляют иную точку зрения. Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение её в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)

Какой из источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос стал предметом острого спора среди философов. Философы – рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, человечество овладевает истинными знаниями. Они пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. Философы – сенсуалисты признавали решающую роль чувственного опыта. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

2. Истина есть процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого к более глубокому знанию. Она не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, а только его часть. По мере развития познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Через относительную истину человек идет к истине абсолютной – истине максимально объективной, точной, полной. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств.

Истине противостоит в познании ложь. Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого – либо в заблуждение. Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты.

3. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру электроны, гены. Среди этих законов – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности.

Методы научного познания:

1. Наблюдение – это непосредственное восприятие явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: не включенное наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное наблюдение, осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.

2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

3. Метод моделирования основан на изучении явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 13

ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

1. Ненаучное познание.

2. Социальное познание.

1. Большинство людей черпают многие сведения о мире не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. В мифах описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обряды и обычаи.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука». Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Она использует сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

2. Социальное познание – это познание общества. Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю.

Особенности социального познания:

1. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает;

2. Сложность изучаемого объекта – общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, причудливо пересекаются интересы, воля, действия множества людей.

3. В социальном познании ограничены возможности наблюдения и эксперимента.

Некоторые ученые, учитывая трудности социального познания, приходят к выводу, что общество не поддаётся научному изучению. Они считают, что возможно только описание общественных явлений.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Социальные факты – это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

1.Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности.

3. Словесные действия – мнения, суждения, оценки.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 14

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 15

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 16

Религия – это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную или решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях все объяснялось волей бога.

2. За время существования человечества было немало религий. Известен пантеизм (от греч. pan - всеобщий и theos - бог) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. Таковы религиозные воззрения многих первобытных и современных народов, по тем или иным причинам задержавшихся в своем историческом развитии.

Известен и политеизм (от греч. poly - многий и theos - бог) - многобожие, присущее, например, духовной жизни античной Греции, Древнего Рима, древних славян, ряду религиозных течений современной Индии. В этих системах были и главный бог (Зевс в античной Греции, Юпитер в Древнем Риме и т. д.), и многочисленные боги, которые опекали те или иные стороны жизни человека, воплощали в себе различные природные и общественные явления.

Существует и монотеизм (от греч. mono - один и theos - бог) - единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. Он всесилен, всеведущ, всемогущ, всеблаг (т. е. обладает всеми достоинствами). Христианство и ислам монотеистичны.

Существует и атеизм (от греч. a - отрицание и theos - бог) - отрицание существования богов, отрицание необходимости и правомерности существования религии.

Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

ОБЩЕСТВО :

  1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
  2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
  3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
  4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

  1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
  2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
  • преобразование природной и социальной среды обитания,
  • выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.
Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
  1. Цель –
  2. Средства достижения цели –
  3. Действия, направленные на достижение цели –
  4. Результат.
Потребности человека:
  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Виды человеческой деятельности: Практическая:

  • материально-производственная,
Духовная:
  • познавательная деятельность,
  • ценностноориентированная,
  • прогностическая.

Норма – это образец, правило поведения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.

Поведение людей регулируется через:

  • дозволение – желательные варианты поведения,
  • предписания – это указанные правила поведения,
  • запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.
Виды социальных норм:
  • обычаи,
  • традиции,
  • моральные нормы,
  • религиозные,
  • политические,
  • правовые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы, общепринятые в рамках социальной общности или группы правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют главный регулятор поведения людей в обществе и необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Сфера позитивных, одобряемых обществом или группой, отклонений – это таланты и гении.

Сфера негативных, осуждаемых обществом или группой, отклонений – это алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, преступное поведение.

Начнем с положения о том, что общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

Сфер жизни выделяют несколько:

  • экономическая (отношения в процессе материального производства),
  • социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп),
  • политическая (деятельность государственных организаций, политических партий),
  • духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общественная жизнь сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы... господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,- писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же - это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявляются коренные отличия человека от других живых существ. Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интерсы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности. В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на духовную и практическую. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда). Как и в предшествующей классификации, выделение этих видов носит условный характер.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Труд - это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входя т в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах: что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

При ответе обратите внимание на то, что эта тема связана с историей человечества, ибо общество - это результат развития человечества.

Представьте себя на месте исследователя, когда будете отвечать на задания о человеке, индивиде, личности.

Примеры социальных норм и к чему приводит отклоняющееся поведение человека или группы людей Вам известны с детства.

Пробуйте высказывать свое мнение.


Для выполнения заданий по Теме 1 Вам необходимо уметь:

1. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, науки, изучающие человека.

2. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общество, бытие человека, творчество, человеческая деятельность, образ жизни.

3. СРАВНИВАТЬ:
Общество и природу, роль игры, общения, труда в жизни человека.

4. ОБЪЯСНЯТЬ:
Соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.


Рекомендованная литература:
  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Общественная жизнь невозможна без взаимодействия человека с природой, но она также невозможна без взаимодействия людей друг с другом. Это две неразрывно связанные стороны единого процесса человеческой жизнедеятельности. Но сначала нужно уточнить понятия “связь” и “отношение” . Это философские категории, используемые для характеристики процессов взаимодействия. Понятие “связь” фиксирует взаимозависимость и взаимообусловленность явлений, разделенных в пространстве и во времени. Понятие “отношение” , отражая момент зависимости и обусловленности явлений, фиксирует также и момент их независимости и относительной самостоятельности.

В отличие от природных процессов и явлений - общественные отношения - это отношения между людьми (социальными субъектами) и уже этим они качественно отличаются от связей природных. Прежде всего необходимо различать два основных вида отношений, имеющих место в обществе: собственно общественные отношения и то, что принято называть “психологическими” отношениями личности. Общественные отношения включают в себя производственно-экономические, организационно-технологические, социальные, политические, правовые, межнациональные, международные и другие.

Итак, понятие “общественные отношения” может быть использовано в широком смысле, когда имеются в виду любые отношения между людьми, в том числе и межличностные - “психологические”, и в узком, когда речь идет только об отношениях между большими социальными группами людей или между индивидами как представителями этих социальных групп. В рамках философского и социологического подходов к обществу понятие “общественные отношения” чаще всего употребляется во втором - узком смысле. Подобщественными отношениями , в данном случае, понимают относительно устойчивые формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и индивидами как представителями этих социальных групп, различающихся по положению в обществе и выполняемым социальным ролям.

Общественные отношения, выступая необходимой формой человеческой деятельности, многообразны по своим видам. Их можно классифицировать по видам деятельности, формой которых они являются: производственные, политические, правовые и др. отношения. Общественные отношения могут подразделяться на материальные и духовные (или идеологические). Определяющим критерием такой классификации считается независимость материальных отношений в процессе их возникновения от сознания людей. В отличие от материальных идеологические отношения складываются при условии их предварительного осознания. К материальным относят прежде всего производственные отношения, т.е. те, в которые люди вынуждены вступать в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. К материальным относят также и семейно-бытовые отношения как отношения объективно-необходимые для производства и воспроизводства человеческого рода. Среди идеологических отношений (или духовных) выделяют правовые, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Материальные общественные отношения считаются базисными в жизни общества, а идеологические - надстроечными, т.е. вторичными и зависимыми, в конечном счете, от материальных отношений, хотя и выполняющими в системе общественных отношений активную роль.


Общественные отношения, существуя как социальная форма деятельности людей, представляют собой то реальное социальное пространство, в которое попадает каждый входящий в мир индивид и в рамках которого он живет и действует, развивается как личность. При этом общественные отношения, как и деятельность, формой которой они являются, могут объективироваться, опредмечиваться как в средствах своего осуществления, так и в своих результатах. Опредмечиванием называют процессы, в ходе которых человеческие способности переходят в предметы и воплощаются в них, благодаря чему эти предметы становятся социально-культурными или, как писал в свое время К.Маркс, “человеческими предметами”. Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта - человека. Изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Телесная (биосоциальная) форма предметности представлена деятельностью самого человека как физического, биосоциального существа - субъекта, творца деятельности и общественных отношений и их продукта и результата. Вещная форма предметности есть результат преобразования человеком вещества природы в процессе трудовой деятельности. Основу знаково-символической формы предметности составляет человеческий язык.

Для осмысления общественной жизни особый интерес представляет институциональная форма предметности - социальные институты .

Само понятие “социальный институт” (от лат. institutum - установление, учреждение) пришло в социальную философию и социологию из юридических наук, где его использовали для обозначения комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт наследования, институт собственности, институт семьи и брака и т.п.). Одним из первых среди философов, кто уделил значительное внимание проблеме организации и институционализации общественной жизни был позитивист Г.Спенсер.

При всем различии подходов к пониманию социального института, существующих в современной литературе, можно констатировать, что социальный институт рассматривается не как процесс, а как результат определенной деятельности людей, детерминируемой социально значимыми потребностями и интересами социальных субъектов в ее организации, дифференциации и специализации. Исходя из этого, возможно дать такое определение социального института: это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). Социальный институт, таким образом, фиксирует какой-то вид человеческой деятельности и общественных отношений. В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли; в-четвертых, совокупность определенных материально-вещественных и экономических средств совместной деятельности людей: технические средства деятельности, здания, линии коммуникации, финансы и т.п.

Функции, которые присущи всем социальным институтам:

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов;

Закрепление и воспроизводство определенных общественных отношений;

Регулирование деятельности и общественных отношений;

Включение людей в определенные виды деятельности и отношений.

Социальные институты многообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям: во-первых, по основным сферам жизнедеятельности общества (экономические, политические и т.д.); во-вторых, по выполняемым функциям (институты, связанные с выполнением функций политической власти в обществе, производства и распределения материальных благ, культурных ценностей и т.д.); в-третьих, по видам деятельности (церковь - как институт, занимающийся религиозной деятельностью, школьная система - учебной, академия наук - научной, государство - политической, банки - финансово-кредитной, и т.д.).

В науке издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т. е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование общества. Короче говоря, ученые ищут нечто аналогичное атому или биологической клетке.

В качестве такой «клеточки» выступали индивид, социальная группа, семья. Но прорваться к истине позволило определение общества как совокупности отношений между людьми.

Именно социальные связи и отношения представлены в теориях К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера в качестве значимых социальных явлений, с которых должно начинаться изучение общества.

Понятие «общественные отношения» в современной литературе встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе и в узком смысле.

В узком смысле под общественными отношениями понимаются многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими группами людей, а также внутри них.

Общество представляет собой сверхсложную систему разносторонних общественных отношений. Все богатство общественных отношений может быть подразделено на материальные и духовные (идеальные) отношения.

Материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека. Духовные отношения формируются предварительно, проходя через сознание людей. Эта опосредованность отношений сознанием вызывает возражения. То, что для духовного производства является конечным продуктом (идеи, духовные ценности), присутствует и в материальной практической деятельности. Но здесь это выступает в качестве средства достижения конечного результата (целеполагания), как момент одухотворенности материальной деятельности.

Деление общественных отношений на материальные и идеальные является предельно широким, каждое из этих подразделений включает в себя множество видов.

В основу классификации материальных отношений кладется обычно основные сферы общественного бытия, в основу духовных отношений – структура общественного сознания и его формы (моральные, политические, правовые, художественные, религиозные отношения).

Некоторые общественные отношения сочетают в себе черты и материальных и духовных отношений. Например, политические отношения, поскольку они отражают взгляды субъектов политического действия – духовны, идеальны, но своей другой стороной они складываются в ходе практической деятельности, и в этом своем аспекте они материальны. Такое же переплетение различных отношений характерно для семейных отношений.


Top