Обворожительный макияж в египетском стиле. Техника обворожительного макияжа египетской царицы Основной египетский контур
Великая царица Клеопатра во времена своего правления составила список косметических рецептов для женщин своей страны. Макияж в египетском стиле используется по сей день. Египтянки делали макияж для создания красоты образа. В качестве косметики использовали сажу, медный купорос, крошку малахита, алебастр, мед, хну, сок ириса, растительные масла, сок лотоса и водяной лилии.
В 21 веке косметических средств предостаточно, сделать эффектный мейк-ап можно в салоне или самостоятельно дома. Макияж в египетском стиле - яркий образ зеленоглазой брюнетки. Палитра состоит из зеленого, черного и голубоватого оттенка, украшенная серебристыми или золотистыми блестками.
Подготовка лица к макияжу египетской царицы
В первую очередь кожу лица нужно очистить и обезжирить. Сделать коррекцию бровей, если требуется.
После чего следует подобрать стиль:
- Арабеск;
- Классический египетский.
Арабеск
Стиль египетской царицы сделает из любой девушки королеву вечеринки, привлечет внимание мужчин и не даст провести вечер в одиночестве.
Средства:
На очищенное лицо наносится тональная основа, можно использовать витаминизированную. Ровным слоем наносится тональный крем и пудра. Брови немного подкрашиваем тенями подходящего цвета - черного или коричневого. Идеально, если вы имеете форму бровей вразлёт.
Глаза - самый ответственный момент макияжа египетской царицы. Нанесите на верхнее веко перламутровые тени. После этого обведите верхнюю и нижнюю линии ресниц ярким черным карандашом или подводкой, не соединяя их. Создайте на верхнем веке уголок «кошачьего» глаза. Обильно, в несколько слоев нанесите черную тушь.
По естественным линиям нанесите губную помаду плотной консистенции. Египетский макияж можно делать не только брюнеткам, цветовая гамма, подбирается по цвету кожи и волос.
Классический египетский пошаговый макияж
Классический стиль царицы отличается от Арабеска цветами декоративной косметики. Помада - исключительно красного цвета. Тушь для ресниц и тени для бровей - обязательно черные. Карандаш для глаз - белый и черный. Тени для век -фиолетовые, бронзовые, зеленые, изумрудные или золотистые. Тональный крем и пудра -темного оттенка.
От зоны декольте до лба ровным слоем распределяется по коже тональный крем и пудра. Выбранными тенями покрывают верхнее веко и прорисовывают ресничную линию нижнего века.
С помощью подводки необходимо придать четкость линии нижнего века.
Линию верхнего века насыщенно прорисовывают карандашом.
В уголках глаз нужно провести тонкую черту белым карандашом. На внутренний уголок верхнего века, нанести золотистый или серебристый блеск. Аккуратно накрасить ресницы тушью в несколько слоев, при этом они не должны слипаться. Губы покрыть яркой красной помадой без обведения контура.
- Правила ухода за кожей.
Открытые части тела не должны отличаться от лица по тональности, поэтому тело покрывают автозагаром или посещают солярий;
- Уход за лицом.
Контур лица должен приближаться к овалу, и если лицо имеет квадратную форму, подкорректируйте линию подбородка тональными средствами тёмных оттенков. Смягчите контур, тщательно растушевав тональное средство кистью или спонжем;
- Египетский макияж для глаз.
Нарисуйте стрелки для глаз разной длины и толщины. Наносите только четкие линии. Чтобы косметика не потекла и не размазалась, выбирайте только качественную продукцию. Каждый слой туши должен хорошо подсохнуть;
- Цвет губ варьируется от натурального цвета до ярко-красного. Оранжевый используется крайне редко;
- Тени подбираются по цвету глаз: для карих - сиреневые, золотистые, для серых - зеленые, коричневые, для зелёных - цвета охры, розовые, для голубых - тёмно-серые, черные.
Глаза – символ страсти, мудрости, коварства и красоты. Выбранный вами стиль раскроет вашу сущность окружающим. Включайте фантазию и экспериментируйте.
Пользуйтесь советами по нанесению макияжа пошагово и будьте привлекательны всегда и везде!
Великая царица Клеопатра во времена своего правления составила список косметических рецептов для женщин своей страны. Макияж в египетском жанре применяется по сей день. Египтянки делали макияж для создания красоты образа. В качестве косметики применяли сажу, медный купорос, крошку малахита, алебастр, мед, хну, сок ириса, растительные масла, сок лотоса и водяной лилии.
В 21 веке косметических средств предостаточно, сделать эффектный мейк-ап дозволено в салоне либо независимо дома. Макияж в египетском стиле - яркий образ зеленоглазой брюнетки. Палитра состоит из зеленого, черного и голубоватого оттенка, украшенная серебристыми либо золотистыми блестками.
Подготовка лица к макияжу египетской царицы
В первую очередь кожу лица надобно очистить и обезжирить. Сделать коррекцию бровей, если требуется.
После чего следует подобрать жанр:
Арабеск
Стиль египетской царицы сделает из всякий девушки королеву вечеринки, привлечет внимание мужчин и не даст провести вечер в одиночестве.
Средства:
- тональная основа;
- пудра;
- подводка для глаз (черный карандаш);
- тени для бровей;
- тени для век перламутровые (запеченые с блестками);
- тушь для ресниц;
- помада насыщенного цвета.
На очищенное лицо наносится тональная основа, дозволено применять витаминизированную. Ровным слоем наносится интонационный крем и пудра. Брови немножко подкрашиваем тенями подходящего цвета - черного или каштанового. Безукоризненно, если вы имеете форму бровей вразлёт.
Глаза - самый ответственный момент макияжа египетской царицы. Нанесите на верхнее веко перламутровые тени. Позже этого обведите верхнюю и нижнюю линии ресниц ярким черным карандашом либо подводкой, не соединяя их. Сделайте на верхнем веке уголок «кошачьего» глаза. Богато, в несколько слоев нанесите черную тушь.
По обычным линиям нанесите губную помаду плотной консистенции. Египетский макияж дозволено делать не только брюнеткам, цветовая гамма, подбирается по цвету кожи и волос.
Классический египетский пошаговый макияж
Классический жанр царицы отличается от Арабеска цветами декоративной косметики. Помада - исключительно красного цвета. Тушь для ресниц и тени для бровей - обязательно черные. Карандаш для глаз - белый и черный. Тени для век -фиолетовые, бронзовые, зеленые, изумрудные либо золотистые. Интонационный крем и пудра -темного оттенка.
От зоны декольте до лба ровным слоем распределяется по коже интонационный крем и пудра. Выбранными тенями покрывают верхнее веко и прорисовывают ресничную линию нижнего столетия.
С поддержкой подводки нужно придать четкость линии нижнего столетия.
Линию верхнего столетия интенсивно прорисовывают карандашом.
В уголках глаз необходимо провести тонкую черту белым карандашом. На внутренний уголок верхнего столетия, нанести золотистый либо серебристый сияние. Опрятно накрасить ресницы тушью в несколько слоев, при этом они не обязаны слипаться. Губы покрыть блестящей красной помадой без обведения силуэта.
- Правила ухода за кожей.
Открытые части тела не обязаны отличаться от лица по тональности, следственно тело покрывают автозагаром либо посещают солярий;
- Уход за лицом.
Контур лица должен приближаться к овалу, и если лицо имеет квадратную форму, подкорректируйте линию подбородка тональными средствами тёмных оттенков. Смягчите силуэт, скрупулезно растушевав тональное средство кистью либо спонжем;
- Египетский макияж для глаз.
Нарисуйте стрелки для глаз различной длины и толщины. Наносите только четкие линии. Дабы косметика не потекла и не размазалась, выбирайте только добротную продукцию. Весь слой туши должен классно подсохнуть;
- Цвет губ варьируется от естественного цвета до ярко-красного. Оранжевый применяется весьма редко;
- Тени подбираются по цвету глаз: для карих - сиреневые, золотистые, для серых - зеленые, каштановые, для зелёных - цвета охры, розовые, для голубых - тёмно-серые, черные.
Глаза – символ страсти, премудрости, коварства и красоты. Выбранный вами жанр раскроет вашу сущность окружающим. Включайте фантазию и экспериментируйте.
Пользуйтесь советами по нанесению макияжа пошагово и будьте симпатичны неизменно и повсюду!
Преображаясь внешне, необходимо совершенствоваться и внутри, завершая нежный и чарующий образ уверенностью в себе и собственной красоте. Но бывает и так, что подобранный стиль в макияже способствует преображению внутри.
С какой целью использовался макияж в Египте? В Древнем Египте фараоны наносили на лицо особые линии. Они были убеждены в том, что для управления огромной страной необходима огромная сила.
И фараоны знали, где ее взять. Это великое искусство преображения в наши дни известно, как макияж. И некоторые женщины умело его используют, чтобы великолепно выглядеть как в жизни, так и на фото.
Какая самая распространенная ошибка в макияже?
Макияж способен подчеркнуть наши достоинства и скрыть маленькие изъяны, а этим грех не воспользоваться. Каждая женщина разная, и макияж для каждой богини нужно подбирать индивидуально.
Главное в нанесении декоративной косметики, избегать самых распространенных ошибок, способных сделать уродливым даже самое милое и красивое личико.
Первая и самая распространенная ошибка в макияже, это его отсутствие. В древности искусство макияжа было доступно лишь представителям высшей знати, а простолюдины не имели право использовать его преимущества для коррекции лица.
Почему, когда данное искусство доступно каждой женщине, многие женщины его не используют? Лень? Нет времени? Это отговорки! Совершенная и красивая женщина всегда прекрасна и всегда следит за собой.
Предварительный уход и очищение – залог качественного макияжа
Каким бы не был макияж: фантазийным, вечерним, естественным или каким-либо другим, главное, он должен быть аккуратным и хорошо проработанным. Поэтому его лучше всего наносить при солнечном свете или хорошем и ярком освещении. При этом обязательно на предварительно тщательно очищенное лицо, чистыми руками и кистями.
Для очищения лучше всего пошагово использовать пенки, гели, сливки или молочко, а после тоник и увлажняющий крем. Если данная процедура не проведена, не стоит даже думать о нем.
Нанесение тона на лицо необходимо в обязательном порядке. Макияж должен быть совершенным, а значит необходимо в обязательном порядке выровнять его цвет и скрыть недостатки с помощью тонального крема.
Не требуется тон только женщинам с идеальной, без каких-либо изъянов кожей. Но таких счастливейших обладательниц красивой и благоухающей кожи очень мало, а, следовательно, большинству из нас требуется коррекция.
Если кожа в нормальном состоянии, то ей нужен тон в небольшом количестве. А при плохом состоянии кожи им стоит пользоваться в большей мере.
Правильное количество и подбор идеального тона
Неправильно выбранный цвет и не правильное нанесение тональной основы может испортить весь внешний образ. Многим женщинам свойственно злоупотреблять тональным кремом.
А при нанесении его чаще всего наносится либо мало, либо много, поэтому крайне важно просматривать свой облик в зеркале, чтобы удостовериться в правильном задании тона коже.
Очень часто из-за неправильного подбора тона, цвет лица сильно отличается от цвета кожи шеи, и выглядит так, словно лицо чем-то испачкано. А это крайне некрасиво.
Еще одна распространенная ошибка, это нанесение тона в одну точку и дальнейшее распределение его по лицу. Это приводит к тому, что тон ложится неравномерно, образуя подобие некрасивой маски, собирается у обрамления лица, пачкая волосы.
Задаем тон правильно и качественно
Спонж обмакивается в тон и им, точечными движениями корректируется голубоватость под глазами. После плотным корректором, набранным на кисточку, делаются незаметными мелкие прыщики и пятнышки, пигментные моменты и лопнувшие капилляры.
Для скрытия кругов под глазами лучше использовать специальный желтый корректор, а для покраснений – зеленый. Так как именно эти цвета могут нейтрализовать синий или фиолетовый, а зеленый – красные недостатки кожи.
Сначала скрываем недостатки кожи, и только после корректируем тон лица. Это поможет корректорам лучше держаться на коже, и сделать его присутствие менее заметным. Выдавите немного крема на нейтральную поверхность и наберите его спонжем.
Это позволит использовать тон более экономно. Его следует распределять плавными, вбивающими движениями, ни в коем случае не втирая его в кожу.
Пошагово наносим тени на поверхность век
В первую очередь придаем устойчивость будущему макияжу базой под тени или нанесением легкого слоя тональной основы.
Далее, распределяем по всему подвижному веку песчаный золотистый цвет, являющийся главным акцентом в стильном образе Клеопатры. Тени не должны быть слишком блестящими, так как эти блики будут некрасиво выглядеть на фото.
Заполняем область складки белыми тенями, а линию над складкой века, коричневым оттенком. Прорабатываем оттенки кистью для достижения плавных переходов тени.
Создание выразительного образа и стиля с помощью гелевой подводки
Прорисовываем стрелку по линии роста ресниц от внутреннего уголка к внешнему. Утолщаем стрелку от середины глаза и выводим взлетающий по направлению к виску хвостик стрелки.
Утолщаем хвостик, соединяя линии верхнего и нижнего века на 1 мм. Под черным хвостиком выводим параллельную линию белой подводкой.
Расставляем акценты фиолетовыми тенями. Набираем на плоскую кисть фиолетовые тени и выводим линию от внутреннего уголка глаза и под белую стрелку. Чтобы тени не осыпались, предварительно протираем кисть о влажную салфетку.
Для избегания неприятности в виде осыпавшихся теней на область вокруг глаз можно нанести толстый слой бесцветной пудры, и по окончании процесса смахнуть ее вместе с осыпавшимися тенями широкой кистью.
Добавляем ясности и сияния при помощи белого карандаша. Выводим штрих по водной линии нижнего века. Выводим ее во внешний уголок, аккуратно соединяя с белым хвостиком.
Прокрашиваем ресницы объемной тушью или наклеиваем накладные ресницы для задания образу стиля и пленительного очарования в образе Клеопатры. Такой яркий и насыщенный макияж будет очень гармонично выглядеть на фото.
Искусство визажа было актуально во все времена и в любой цивилизации. Каждый год лучшие мастера визажисты соревнуются в техниках макияжа. Каждый сезон делается определённый цветовой акцент в визаже, который становится трендом, в большей или меньшей степени выделяется та или иная часть лица. Например, на сегодняшний день, большое внимание уделяется бровям. Поэтому процедуры у мастеров бровистов очень актуальны. А как же красились люди древнего Египта и было ли нечто особенное в их макияже? То, что искусство макияжа в древнем Египте существовало-это неоспоримый факт. Косметика появилась 5000 лет назад и египтян, по истине, можно назвать основоположниками искусства макияжа. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Это емкости с красителями различной формы, флакончики для хранения масел и кремов, зеркала, кисточки, мешочки с цветными порошками. Данные принадлежности были найдены как в женских захоронениях, так и в мужских. Это позволило сделать окончательный вывод, что красились не только женщины, но даже мужчины и дети. Впоследствии это было подтверждено иллюстрациями на папирусах, где так же было видно как украшали свое лицо не только знатные и богатые египтяне, но и простой народ. Важно отметить, что макияж в Древнем Египте не всегда нёс декоративно-украшательную функцию. Иногда «раскрас» использовался для отпугивания злых сил. В это верили и фараоны, поэтому никого не удивляют их изображения с чётко подведенными глазами и бровями идеальной формы на саркофагах.
Подводка для глаз являлась главным косметическим средством. Ее получали из натурального камня чёрного цвета, путем перетирания до порошкообразного состояния и смешивания с различными маслами. Так же была популярна зеленая подводка. Брови и ресницы подчеркивали сурьмой, а из свинца, малахита и меди делали тени, которые египтяне обильно наносили на веки.
Нередко для получения насыщенного чёрного цвета использовали сажу.
Поначалу, косметику наносили пальцами, но с развитием цивилизации изобрели такие инструменты как кисточки. Наравне с подводками и тенями использовались помады, краски для волос и ногтей, различные масла для кожи.
Главной красавицей раннего Древнего Египта считается царица Нефертити. На примере её изображения можно увидеть как обводился контур глаз и рисовались удлиненные стрелки, выделялись брови. Глаза казались большими и очень яркими. Это придавало взгляду драматичности и не позволяло злым духам проникнуть в тело через взгляд и захватывать душу.
Кожа оттенялась при помощи хны, которой также красили ногти и волосы. Тело смазывалось маслами, которые получали из многообразных растений.
Не всегда способы создания косметических средств в древнем Египте были полезны.
Например, в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска, красного пигмента или красной глины. Очень часто губы просто-напросто распухали из-за аллергии на воск.
Но известно и то, что косметика помогала в повседневной жизни. Например тени для век из свинца отпугивали различных насекомых, которых в жарком климате Египта было множество.
В наши дни за основу арабского макияжа взят именно макияж древнего Египта. Видя ярко чёрные подведенные глаза в арабском макияже, сразу вспоминается образ Клеопатры. Эта царица очень любила косметику, не боялась пробовать новые масла и ароматы на своей коже и даже написала трактат о косметических средствах. Клеопатра, как истинная женщина, уделяла своему лицу и телу особое внимание и не зря считалась самой красивой и желанной царицей Египта.
Яркий образ египтянина дополнялся многочисленными аксессуарами. Украшения занимали особое место в арсенале любого жителя древнего Египта. Даже у бедняков были браслеты, не говоря о знати. Царицы и фараоны украшали себя камнями и золотом с ног до головы, а большое количество браслетов и тик (украшение на голову) было найдено археологами.
Считалось, что и косметика и украшения обязательно пригодятся в загробной жизни.
Как и много веков назад, сегодня женщины любят не только краситься, но и дополнять свой образ украшениями. Конечно мода Египта давно позади и сегодня женщины склонны к более нюдовому макияжу, отдавая предпочтение естесвенности и натуральности. Несмотря на огромное число косметических марок и обилие продуктов,необходимо помнить, что искусство макияжа не является соревнованием: у кого косметичка больше. Это умение подбирать правильные средства, подходящие именно вашей коже, подчеркивать естественную красоту, лишь корректируя маленькие недостатки, а ни в коем случае не рисуя себе абсолютно другое «новое» лицо.
визажист-стилист Татьяна Муркалова-Денисова