План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: цикл занятий "удивительные камни". Конспект занятия "удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  3. Шкатулка с сокровищами.
  4. Синяя, белая ткань.
  5. Набор крупного строительного материала.
  6. Ящик ощущений.
  7. Набор схем – рисунков.
  8. Кассета с таинственной музыкой.
  9. Шапка ученого.
  10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  11. Набор камней на каждого ребенка.
  12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
  13. Стакан с водой, ложка.
  14. Большие подносы.
  15. Салфетки маленькие.
  16. Салфетки большие.
  17. Коробка с ячейками.
  18. Алгоритмы исследований.
  19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод оразмерах камней? Игра-загадка с маракасами.

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.


Рис. 2

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.


Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы. Октябрь
Программное содержание.
Разви­вать интерес к камням, умение обследо­вать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяже­лый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные камни имеют разную форму, иногда острые углы;

мор­ские камни всегда округлой формы, глад­кие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко использу­ют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями , которые используются для украшений построек и изготовления памятников, су­вениров (гранит, мрамор ), показать изде­лия из драгоценных камней .

Материал. Наборы речных и мор­ских камней, мрамор, гранит (на подно­сах), сосуды с водой. Лупы, салфетки (на каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, по­левой шпат) и «Из чего состоит мра­мор» (известняк). Кусочек дерева, гвоз­ди, молоток. Слайды: памятник А.С. Пуш­кину, могила Неизвестного солдата, станция метро «Кропоткинская», набе­режная реки Москвы, Красная площадь. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях.

Ход занятия

Педагог. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно пред­назначено нам? Верно, по адресу. Кто зна­ет адрес нашего детского сада? Кто по­мнит номер нашего детского сада? (От­веты.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает пись­мо, читает его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, пе­ревязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Мед­ной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Дети. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Педагог. Тогда пошли искать ее. (Де­ти ищут посылку, находят зеленую ко­робку, перевязанную розовой лентой.) Вот она! Смотрите, здесь записка. Да­вайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий -
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети. Это камень. Это разные камни.

Педагог. Давайте проверим, пра­вильно ли мы отгадали загадку (откры­вает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно от­гадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них под­носы (по одному на двоих детей) с кам­нями, деревянный брусочек, сосуд с во­дой, салфетки.

Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, кото­рую вам подскажет музыка. (Деты слу­шают) Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз по­слушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, пере­катывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

Дети. На берегу моря много камуш­ков, море красивое...

Педагог. Найдите на подносе мор­ские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цве­та, какая у них поверхность, какие края?

Дети. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод­ные, красивые, разного цвета.

Педагог. Почему они такие? (Отве­ты?) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад­кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Педагог. Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы?) Возь­мите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый?) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из де­рева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в ка­мень. (Забивает - не получается, пред­лагает двум-трем детям попробовать сделать то же.) Давайте я еще раз по­пробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается?) Ну что, смогли мы за­бить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Отве­ты.) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Педагог. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во­дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень то­нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый?) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее?) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме?) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения.) Я хочу позна­комить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно по­смотрите на него (показывает). Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите: какой он?

Дети. Шершавый, неровный, разно­цветный.

Педагог. Возьмите лупы и рассмотри­те гранит. Гранит - это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, мож­но увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного ви­да. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, из­готовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник - это мра­мор. Мрамор - тоже горная порода (по­казывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети. Гладкий, блестящий, красивый.

Педагог. Мрамор, как и гранит, неод­нороден: он состоит из кальцита, изве­стняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы?) Мрамор - главный отделочный матери­ал. Самым ценным является белый мра­мор (показывает его). Настоящее цар­ство мрамора можно увидеть в метро. А сейчас давайте рассмотрим слайды.

1 -й слайд - памятник АС. Пушкину. Кому установлен этот памятник? Пра­вильно, А.С. Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. По­смотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

2-й слайд - могила Неизвестного сол­дата в Александровском саду. Кому по­священ этот памятник? Да, солдатам, ко­торые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3-й слайд - набережная реки Москвы. Эта набережная реки Москвы. Она гра­нитная. И не боится ни сырости, ни хо­лода: гранит - очень прочный камень.

4-й слайд - Красная площадь. Что вы видите на этом слайде? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.

Педагог. Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро... А еще есть драгоценные камни.

Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы?) На Руси из­давна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украше­ния?) Что вам понравилось? Какие укра­шения есть у вас дома? Дома вместе с ро­дителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

. С. 27-29.

На протяжении жизни всего периода существования человечества часто происходили изменения, касающиеся придуманных и постоянно поддерживаемых всеми народами обычаев, традиций, цветовых предпочтений и вкусов.

Но все же, постоянной оставалась любовь и необычайный интерес ко всему прекрасному и, прежде всего, этот интерес касался самоцветных твердых тел, благодаря которым делали превосходную бижутерию. Постепенно в моду стали входить то одни, то другие камни , их оправа постоянно усовершенствовалась, они были либо строгими, либо ажурными, менялась и цветовая гамма, которая имеет немаловажное значение в жизни каждого человека.

Легенды и мифы разных народов о камнях

Сквозь многие века драгоценные камни имеют свою безграничную власть над людьми, над их воображением и чувствами. Большая часть населения уверена, что прекрасные творения природы содержат в себе магические силы, которые способны защитить человека от многих невзгод, болезней и неудач. Необычные природные творения постоянно наполняются различными поверьями. При этом каждый из них несет за собой большой отпечаток в истории человечества, который наполнен легендами и мифами.

Древние народы считали, что жемчуг происходил из утренней росы, которая образовывалась из слез богинь любви. Про малахит говорили, что он поможет любого сделать невидимкой, а вот если выпить из емкости малахита, то можно будет понимать язык живых существ. Египтяне считали, что лазурит является божеством и с его помощью можно было общаться с Всевышним. За бирюзу древние персы говорили, что она была образована из костей людей, которые умерли от неразделенной любви.

Древние астрологи думали, что агат помогает прогонять вампиров, колдунов и всю нечистую силу, а гранат, в свою очередь, способен принести счастье целеустремленным и волевым людям, которые полностью отдают себя делу, самым, пожалуй, опасным минералом считается цирконий — особенно если находится в руках у людей с плохими намерениями. Еще испокон веков люди не покидали веры в лечебные свойства твердых тел и делали из них талисманы, защищающие от разных болезней и недугов.

Эти волшебные творения природы носят как отрицательную, так и положительную энергетику. Может быть именно от этого зависит их магическая сила и действие. Существовали строгие правила, основываясь на которые можно было получать и дарить камни . Например, перед тем, как подарить родному человеку подарок-талисман, его необходимо для начала промыть в проточной воде, а потом зажать в своих руках или, прислонив к сердцу, мысленно насытить его только теплыми чувствами и светлыми побуждениями. Такой подарок сможет помочь и спасти владельца в любой сложной ситуации, и для этого, конечно, не всегда необходимо проводить обряды, ведь они и так окажут человеку немалую помощь. Главное – это вера, вера в магическую силу своего талисмана, ведь зачастую привязанность к такому талисману предоставляет человеку много радости, что он будет считать его своим амулетом, приносящим удачу.

Камни – двадцать интересных фактов, которые должен знать каждый человек

Драгоценные камни представляют собой минералы, имеющие красивый внешний вид (в основном после проведения процедуры полирования и огранки) и при этом являются очень редкими и весьма дорогими. Из них делают красивые ювелирные украшения, собирают коллекции и используют в качестве банковских активов. Не смотря на это, существует много подделок, которые практически невозможно отличить от настоящих, но их цена значительно меньше стоимости реальных драгоценностей.

На качество драгоценного минерала оказывает большое влияние цвет, только опытный ювелир сможет оценить цвет и указать его стоимость; чистота является вторым важным критерием, даже самые маленькие включения могут снизить стоимость; третьим критерием является огранка, которая должна быть просто совершенной, но самым решающим критерием служит вес.

Много людей, покупая драгоценные камни, даже не догадываются, из чего они состоят, какой силой обладают и какие функции выполняют. Поэтому двадцать фактов про эти творения природы помогут каждому покупателю определить настоящий минерал и не попасть на подделку:

  1. На сегодняшний день в природе существует более четырех тысяч минералов различного рода. С каждым годом ученые открывают множество новых минералов, а также проводят закрытия других, доказывая такой факт тем, что данных минералов больше нет в природе.
  2. Камни, относящиеся к категории драгоценностей, добываются учеными только собственноручно.
  3. На один найденный карат изумруда в среднем приходится около двадцати тонн грунта, который должен быть переработанным.
  4. Самой большой драгоценностью считается Алмаз, в его составе содержится всего лишь один химический элемент – это углерод.
  5. С каждым днем количество минералов становится все меньше, основываясь на этот факт, цены на драгоценные украшения будут постоянно повышаться.
  6. Очень необычный факт содержит в себе гранат (его еще называют муравьиным камнем), потому как найти его можно только вблизи с муравьиными гнездами. Маленькие кристаллы такого минерала очень часто находят около муравьиных гнезд. Когда муравьи строят свои гнездышки, они выкидывают наверх кристаллы данного минерала. Такие муравьи обитают в Соединенных Штатах Америки, местность которых называется «Четыре угла».
  7. Многие люди думают, что алмазы являются бесцветными. Но все не так, его цветной гамме могут позавидовать все имеющиеся минералы. В наши дни лишь немногие алмазы имеют свой естественный цвет, все же над большинством из них проводят искусственное окрашивание. Это и вызывает их редкость, но таковые существуют.
  8. До того, как была разработана шкала Мооса (ее еще называют минералогической шкалой твёрдости), все камни определяли только по их цветовой окраске. Изумрудами называли все минералы, которые имели зеленую окраску, рубинами величали все красные минералы и так далее.
  9. Многие уверены, что бриллиант стоит дороже изумруда, так вот – это не так, стоимость изумруда во много раз превышает стоимость бриллианта.
  10. Около девяноста процентов всех рубинов делают более благородными и возвышенными только искусственно. Избежать этого могут лишь по-настоящему красивые и самые большие в размерах минералы.
  11. Большинство людей считает, что рубин и сапфир - это два разных минерала, но это не так. Это одно и то же, но вот разница заключается в их цветовой гамме.
  12. Лишь девяносто процентов полученных собственноручно алмазов применяют в промышленности, а остальные десять используют в ювелирной отрасти, для создания красивых ювелирных украшений.
  13. Многие не знают, что Александрит получил такое название в честь царя Александра, который в итоге стал Александром вторым.
  14. Аквамарин, а так же Изумруд - это два одинаковых минерала, но имеющиеся в них различные химические элементы позволяют их окраске изменять свой цвет. Хром, который содержит изумруд, делает его зелёным, а алюминий, содержащийся в аквамарине, превращает его в голубой цвет.
  15. Топаз довольно таки необычный минерал, он имеет плохую особенность со временем тускнеть и при попадании на него солнечных лучей начинает обесцвечиваться. Такие украшения, в которых имеется топаз, не желательно одевать на пляж.
  16. Существует еще один очень редкий минерал называемый «красным изумрудом», добыча его проводится только в Америке. Но этот изумруд – это всего лишь разновидность красного биксбита или берилла.
  17. Самый интересный минерал – это розовый топаз, он имеет редкую цветную окраску. И именно такой топаз легко подделать, что зачастую и происходит.
  18. Существуют и камни , которые несут значительную опасность. Одним из таких является чароит — может нанести вред, который произошел в Припяти, а вот киноварь — может нанести вред, как в случае с разбитым градусником.
  19. Почти все настоящие изумруды должны иметь включения до девяноста пяти процентов. Но это не влияет на их ценовую категорию, потому как оценку минерала проводят по его насыщенности цветовой гаммы.
  20. Не многие знают, что при помощи рубинового стекла делают кремлевские звезды.

Полезная информация о том, как правильно подобрать и носить камни

Издавна считалось, что все минералы имеют определенное значение в астрологии, потому как у них есть определенное поле и возможность излучать информационный поток данных. С давних времен много сохранилось указаний относительно того, как правильно необходимо надевать камни: кому-то можно все, а кому-то не рекомендуется носить какой-то вид минерала, все зависит от возрастной категории, характера, и проблем, которые оказывают большое значение.

Особое внимание уделяется обрамлению, которое должно быть правильно подобрано к оправе. Не многие знают, что некоторые камни стоит носить на определенном пальце правой, либо левой руки, оказывается не все так просто, как хотелось бы и на это стоит обращать особое внимание. Если человек будет знать, как необходимо носить камни, он сможет улучшить свои дела и поправить здоровье. Но, в свою очередь, если неправильно обращаться с минералами, они могут нанести непоправимый вред своему владельцу.

Правильно подобранные украшения не только станут защитой и оберегом, но смогут значительно подчеркнуть образ любой женщины, обладательницы драгоценностей. При выборе драгоценных украшений стоит обращать внимание на стиль одежды, комплектацию и ситуацию для которой подбирается украшение.

Молоденьким девушкам желательно ходить в украшениях из аметиста, бирюзы, жемчуга и горного хрусталя. Замужним женщинам советуют надевать бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины.

Как оказалось, комплекция женщины играет тоже свою роль при выборе украшений, например, полным дамам необходимо носить массивные украшения (большие камни яркой цветовой окраски, ожерелья, перстни), худышкам наоборот (маленькие кольца с небольшими минералами, тонкие нитевые украшения).

Глаза станут основным критерием, которые помогут с более детальным выбором украшений. Обладательницам голубых и синих глаз в пору будет сапфир, лазурит, голубой топаз, бирюза; обладательницам карих глаз подойдут янтарь, желтый топаз, цитрин; девушкам с зелеными глазами рекомендуют носить — малахит, нефрит, амазонит, изумруд.

Оказывается, цвет кожи является еще одним критерием, позволяющим выбрать украшение, например, для смуглых девушек яркие украшения придадут особый колорит (сапфир, рубин, бирюза), людям со светлой кожей – нежные тона будут в самый раз (нефрит, аметист розовый топаз), а вот бриллианты и жемчуг подойдут для любого типа кожи.

Подбирая украшения, стоит также ориентироваться на стиль одежды, ее цвет, на ситуацию. Например, к вечернему платью с глубоким вырезом хорошо подойдет колье из бриллиантов, с деловым костюмом будет хорошо сочетаться небольшая брошь или набор, состоящий из кольца, браслета и кулона, к легким летним платьям отлично подойдут браслеты самоцветы и бусы.

Камни получали свои названия от имен ученых и стран, где их добывали

Очень часто свое название минералы получали согласно названию того места, где они были найдены, названия некоторых из них говорят сами за себя, например – аляксит — Аляска, мурманит – Мурманск и другие. Некоторые из них получили свое название благодаря исцеляющим свойствам, которыми они обладают, например, нефрит поможет при болезни почек, аметист нормализует нервную и эндокринную систему.

По названию минерала можно определить из чего он состоит, куприт – из меди, кальцит – из кальция, магнезит – из магния, галенит – из свинца и так далее. А вот уже с восемнадцатого века твердым телам начали присваивать фамилии тех лиц, которые стали первыми известными открывателями. Начиная с семидесятых годов двадцатого века, большую часть из них назвали именами открывателей.

При выборе оберегающих талисманов, необходимо точно знать, какие камни будут подходящими

Все хотят, чтобы в их жизни меньше встречалось неприятностей, и чтобы всегда на их жизненном пути присутствовала удача, конечно же, все это зависит от того, сколько усилий приложит человек на достижение поставленных целей, но, сколько бы человек не старался, а без магических сил, как выяснилось, тут не обойтись. Для этого человечество и стало придумывать обереги, которые станут защитой человека.

Мария Евсеева
НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней

Интеграция образовательных областей :

1. Познание

2. Художественно-эстетическая

3. Речевая

4. Социально-коммуникативная

5. Здоровье

Программное содержание :

Формировать представление о камнях , как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней , описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней свойства .

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней , камни на каждого ребенка , материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа : беседы : «Что такое горы?» , «Как человек использует камни » , «Подземная кладовая» , «Какими бывают камни ; чтение художественной литературы : сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы» .

Цель : расширять и закреплять знания детей о свойствах камней .

Задачи :

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня .

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети : камень.

Воспитатель : Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах .

2. Основная часть

Воспитатель : Где мы можем увидеть камни ?

Дети : на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель : Камни бывают очень разные . Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень , который защищает его. Такие камни называют амулетом .

Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня . Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни , которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей) . Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга , постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни , которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней , посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей) . А еще из камней строят дома , башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Какие произведения вы знаете или читали о камнях , горах? (Хозяйка медной горы) . О чем рассказывалось в этой сказке? (ответы детей) . Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан? В сказках добро, всегда побеждает зло! (Слайды №10-15)

Воспитатель : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни ?

Дети : Геологи (изображения геологов слайд №16) .

Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств , составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов) . Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель : Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней ?

Дети : Хотим.

Воспитатель :Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями ; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему) ; не мусорить (почему) . Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель : Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель : Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА) . Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну» , руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой» )

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны) .

Воспитатель : Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни .

Дети добывают камни в горе .

Воспитатель : Какие интересные камни вы нашли . Они разные или одинаковые? (Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней , которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней . Приаживайтесь. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель : Рассмотрите свой камень , какого он цвета? (Ответы детей) .

Вывод : камни разного цвета .

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель : Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) .

Значит, что мы можем сказать?

Вывод : камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите , какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие ). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод : камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель : А как вы думаете, что произойдет с камнем , если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет) . Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким ) . Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель : А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель : Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней . Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей) . А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель : Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Дети убирают рабочие места.

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.Цикл включает в себя три занятия. 1.ПРОСТЫЕ И ЦЕННЫЕ КАМНИ В ПРИРОДЕ. 2.КАМНИ,КОТОРОЕ ПОДАРИЛО МОРЕ. 3. КАМЕНЬ,РОЖДЁННЫЙ ДЕРЕВОМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познание. Из опыта работы.

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного - возраста - одна из актуальных проблем современности.

Одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно- экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укреплении здоровья.

Представляем вашему вниманию конспекты цикла занятий «Удивительные камни».

Занятие №1 «Простые и ценные камни в природе»

ЦЕЛЬ: Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Набор речных и морских камней

- кусочки мрамора и гранита

Сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)

Иллюстрации: могила неизвестного солдата, станция московского метро, набережная Москвы-реки, Красная площадь

Коллекция различных камней

Аудиозапись «шум волн»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня получила посылку, но открыть её сможем только тогда,когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

Дети: камень

Воспитатель: давайте о камнях и побеседуем

Опыт: (камень, кусочек дерева, молоток, гвоздь, сосуд с водой)

Твёрдость, прочность (пытаемся вбить гвоздь)

Плавучесть (опускаем в сосуд с водой)

ИГРА: «морские камешки»

Звучит «шум волн», дети превращаются в «морские камешки»

Воспитатель: посмотрите на них и расскажите, какие они?

(форма, цвет, какая у них поверхность, какие края: гладкие, овальные, круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета)

Как вы думаете, почему они такие?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: ребята, предлагаю подняться в горы.

(иллюстрации: горы, скалы, вулкан, вулканическая лава)

В результате остывания и затвердевания вулканической лавы за тысячи лет образуются горные породы (горные камни)

И сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Это камень- ГРАНИТ.

Дети: рассматривают через лупу, высказываются.

Воспитатель: гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат)

Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный

Воспитатель: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети: гладкий, блестящий, красивый

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции.

Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?

(показывает иллюстрации)

Воспитатель: одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)

Как вы думаете, где их используют?

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель: вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней

Занятие из цикла «Удивительные камни»

Занятие №2 «Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ : познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Глобус.

На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.

Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)

Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле

Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.

Выставка украшений из жемчуга и кораллов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Дети: планета Земля - огромный каменистый шар

Что такое глобус?

Дети: модель планеты Земля

Что вы видите на глобусе?

Дети: моря, океаны, горы, леса, города…

Мы с вами уже путешествовали по нашей планете. На прошлом занятии мы поднимались высоко в горы. Ребята, что мы там нашли?

Дети: камни, вспоминают какие, какими свойствами обладают, для чего они нужны…

Сегодня я вас приглашаю отправиться к теплым морям и океанам (показ на глобусе: Красное море, Атлантический океан, Тихий…). Показать линию экватора, пояснить, что вдоль нее самые теплые места нашей планеты.

Аудиозапись «Звуки моря»

Воспитатель: Мы отправляемся в морское царство. Вы готовы. Закрывайте глаза и представляйте. Морской царь, что ты нам подаришь?

Показ коллекции кораллов. Раздать каждому ребенку. Ребята, кто знает, что это такое?

Что вы о нем можете сказать? (цвет, форма, твердость, поверхность, на что похож…)

Они очень разнообразные. Все это – разные виды кораллов, их насчитывается на земле около шести тысяч.

Какие бы слова вы могли сказать своему кораллу?

Дети: Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, белоснежный, узорчатый, причудливый, граненый, игольчатый, сверкающий).

Воспитатель:- Ребята, пойдемте в нашу «лабораторию», садитесь на свои места и еще раз с помощью лупы рассмотрите этот удивительный камень, а я расскажу вам, как рождаются кораллы.

Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются.

Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).

Причудлив и красив собой подводный камень, не земной.

Неторопливо он растет, с годами рифы создает.

Он без садовника возник природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые обходят цветники такие.

Ребята, у вас на столах стакан с водой – маленькое море, опустите туда свой коралл. Что произошло?

Дети: утонул, потому, что это камень.

Рассмотреть и повесить на выставку украшения из кораллов.

Физкультурная минутка : Танцуют под мелодию моря.

Ребятки одевайте маски, ныряйте поглубже, поищите еще что - нибудь.

Находят большую раковину, слушают шум моря в ней.

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Как вы думаете, что такое раковины, откуда они берутся? (обсуждение, рассказ).

Ребята выберете себе одну раковину и проходите на свои места. Я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам тоже дарят мидии. Жемчуг- камень удивительной красоты находят в раковинах.(демонстрация, пополнение выставки украшений)

Откуда берется в раковине жемчужина?

Давайте повнимательнее рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Потрогайте ее внутри, что вы можете сказать?

Дети: гладкая, скользкая, перламутровая.

Как вы думаете для чего мидии нужен такой гладкий слой внутри? (обсуждение - чтобы быстро прятаться, для чего?)

Что происходит, когда попадает в раковину песчинка? (обсуждение, рассказ, раздать жемчужины).

Ребята бросьте в свое маленькое море жемчужину, что наблюдаете?

Воспитатель: С каким третьим камнем я вас сегодня познакомлю, вы сейчас отгадаете сами. Подойдите ко мне и внимательно послушайте загадку.

Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку – утечет как молоко.

Молодцы правильно догадались это мел. Возьмите по кусочку, рассмотрите, потрогайте, можно порисовать на доске. Что можете сказать про него?

Дети: белый, матовый, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий.

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию»

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде?

Опустите его в свое маленькое море. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность, если потереть – распадается на крупинки вода мутнеет).

Мел - это очищенный камень известняк (демонстрация). Известняк – это то, что отложилось на морском дне. Давайте вспомним, что мы нашли на морском дне? (ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей). Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море. Если вы после занятия внимательно рассмотрите известняк, то сможете увидеть много удивительного.

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

Сегодня мы узнали много интересного об удивительных камнях, которые нам подарило море, морские обитатели.

На этой неделе мы будим изучать наши коллекции. Я покажу вам очень интересный фильм про жизнь на коралловых рифах. Мы с вами их нарисуем (выдувая воздух из трубочек на краску). Мы порисуем также мелками и оформим выставку наших работ.

Занятие из цикла «удивительные камни»

Занятие №3 «камень рождённый деревом»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об объектах неживой природы. Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём: цвет, происхождение, его свойства, использование. Учить видеть красоту камня. Познакомить со свойствами и происхождением каменного угля. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь, как используется человеком. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Развивать их сенсорные ощущения. Продолжать учить детей приёмам работы с лупой. Развивать их словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Глобус

На каждого ребёнка: лупа, прозрачный стакан с водой,салфетка

Иллюстрации: смола, янтарь (застывшие насекомые)

Янтарь, каменный уголь (раздаточный материал)

Выставка украшений из янтаря

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, путешествуя по нашей планете (вращаем глобус). Вы уже познакомились со многими разными камнями.

Мы поднимались высоко в горы (грант, мрамор)

Мы опускались глубоко под воду (жемчуг, коралл, известняк)

Вот Балтийское море. После шторма волны оставляли на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся.

(отправляемся в «лабораторию»)

Воспитатель: кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим солнечным камнем. (Дети рассматривают)

Что вы можете сказать?

Дети: (золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

Воспитатель: ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?

Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.

Воспитатель: возьмите в одну руку кусочек янтаря, в другую –простой камень и одновременно осторожно опустим их в воду

Что вы видите? (они утонули)

Одновременно ли? (нет, янтарь медленнее) Почему?

Воспитатель: а как же янтарь попал в море? Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег.

Ребята, как вы думаете янтарь - это морской или лесной камень?

Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.

Как красивые украшения дарят их на день рождения

Пришло время пригласить вас на выставку предметов из янтаря.

Воспитатель: На выставке увидели ещё один камень.

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

ФИЗМИНУТКА: шахтёры (с закрытыми глазами) опускаются (приседают), поднимаются наверх (встают, открывают глаза)

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию».

Возьмите каменный уголь, рассмотрите его и расскажите о нём

Дети: чёрный, блестящий, мелкие кусочки….

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергия заставляет работать двигаться - ПАРОВОЗ, ПАРОХОД)

Воспитатель: и так путешествуя, вместе с глобусом, мы собрали целую коллекцию камней, каждый камень со своей интересной историей. Предлагаю рассмотреть нашу коллекцию.



Top