Притчи для детей читать длинные. Мудрые притчи о родителях и детях

Притчи для детей — это короткие и понятные рассказы, в которых содержится мудрость

Притчи совы Анфисы
Притча для детей «Как сороку воровать отучали»

На опушке леса, за тем самым дубом, что верхушкой в небо упирается, в расщелине скалы живет сова Анфиса.Звери то и дело за советом к ней ходят, поскольку мудрее Анфисы, наверное, никого на свете нет!

— Эй, сорока, что это в клюве у тебя блестит? – Спрашивает как-то сова свою соседку.

— Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, — пробормотала сорока.

Потом села на ветку и аккуратно положила рядом с собой крохотное колечко:

— Я говорю, стащила у зайчихи побрякушку.

Смотрит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.

— Когда же ты воровать перестанешь, бессовестная? – грозно ухнула она.

Но, сороки уже и след простыл. Полетела свое сокровище прятать… Думала-думала Анфиса, как злодейку проучить, а потом решила к медведю обратиться.

— Слушай, Прокоп Прокопович, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сундук с ворованным «богатством». Я давно уж приметила, на какой поляне она его прячет. Только самой мне его ни в жизнь не поднять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!

— А, что мне с ним делать? – почесал затылок косолапый.

— Ничего, — усмехнулась Анфиса, — пусть пока в твоей берлоге постоит…

Не прошло и часа, как сорока весь лес всполошила.

— Караул! Обокрали! Злодеи! – громко кричала она, кружа над поляной.

Тут ей Анфиса и говорит:

— Видишь, соседушка, как неприятно обворованной быть?

Прикрыла сорока стыдливо глаза крылом, и молчит. А сова поучает:

— Не делай больше другим того, чего себе не желаешь.

С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, радуясь найденным вещам, закатили в берлоге у Прокопа Прокоповича такой пир, что косолапый до сих пор их выгнать не может…

Притча для детей «Страшное наказание»

Пришла однажды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка любимого жаловаться:

— Мой озорник постоянно норовит один в глубь леса убежать! А, ты знаешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз говорила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…

— Так придумай для него какое-нибудь наказание, — посоветовала сова.

Но, ежиха грустно вздохнула:

— Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня ругаешь и наказываешь постоянно, значит, не любишь!»

Анфиса чуть с ветки не упала от такой глупости. Потом ухнула деловито несколько раз, и сказала:

— Иди домой, ежиха, и скажи своему сыночку, что все ему теперь можно, и наказывать ты его ни за что не станешь. А, как вечер наступит, я к вам в гости прилечу…

Так они и сделали. Только первые звезды зажглись на небе, сова расправила крылья и поспешила на другой конец леса. Подлетела к знакомому кусту, под которым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежонок от счастья колючки распушил, и прыгает счастливый вокруг гнезда. Ежиха голосит, обливаясь горючими слезами. И только папа-еж, как всегда невозмутимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взялась, значит, все хорошо будет.

— Что это вы тут расшумелись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.

— Мне мама теперь все разрешает! – радостно воскликнул тот, — И больше ни за что наказывать не станет! Эх, пойду я сейчас лес покорять! Все-все закоулки обойду, под каждый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего интересного… И, не нужны мне взрослые, я теперь сам себе начальник!

Сова склонила голову на бок и задумчиво протянула:

— Ужас ужасный, кошмар кошмарный… Хуже наказания на всем белом свете не найти…

Ты что это, сова, — удивился ежонок, — не поняла что ли? Мне теперь, наоборот, все можно!

Анфиса сощурила свои огромные глазищи, и говорит:

— Экий ты глупый! Это же и есть самое страшное наказание – когда родители тебя воспитывать перестают! Слыхал, что с зайцем стало, которого мама за вранье не наказывала? Так заврался ушастый, что весь лес над ним смеется, стыдно нос из норы показать.

Призадумался ежонок, а сова продолжает:

— А, про медведя нашего слыхал? У Прокопа Прокоповича вся семья в городе живет. И родители, и братья в цирке работают – настоящие звезды! Одного его туда не приняли. Знаешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с детства тренироваться не любил. Даже от зарядки отлынивал. Медведица его жалела и на все глаза закрывала. А теперь мечтает наш косолапый о цирке, да только никто его туда не берет – слишком неуклюжий.

Тут и папа-еж решил в разговор вмешаться:

— Это ладно! А вот, что с енотом случилось…

Взрослые многозначительно переглянулись. Ежонок, которому было даже страшно представить, что же произошло с бедным енотом, жалобно попросил:

— Не надо мне такого страшного наказания! Пусть уж лучше как раньше будет…

Сова кивнула:

— Мудрое решение. И запомни, ежонок: кого родители любят, того и наказывают. Потому что от беды уберечь хотят!

Ежиха поцеловала в нос присмиревшего сыночка, а сову усадила за стол. Стали они чаевничать, да о всяких пустяках болтать. Так им весело было, что ежонок вдруг подумал: «И, зачем я от родителей все время сбегал? Дома ведь так хорошо…»

Притча для детей «Про лису и белку»

В лесу все знали, что белка – настоящая мастерица. Хочешь –икебану из сухих цветов сделает, а хочешь – из шишек гирлянду сплетет. Но, однажды задумала она себе бусы из желудей смастерить. Да, такие они красивые получились – глаз не оторвать! Пошла белка перед всеми зверями хвастаться. Те дивятся, рукодельницу хвалят… Одна только лиса недовольна.

— Что это ты, рыжая, приуныла? – спрашивает у нее сова Анфиса.

— Да, белка все настроение испортила! – отвечает та, — Ходит тут, понимаешь, и хвастает! Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело…

Ничего Анфиса на это не сказала. Крыльями взмахнула и к ручью полетела. Там, за трухлявым пнем, жил ее друг – паук.

— Помоги, — говорит ему сова, — лисе накидку сплести.

Поворчал паук для порядка, и согласился:

— Через три дня приходи, будет готова. Я паутиной могу хоть весь лес оплести, для меня какая-то накидка – пустяк!

И, правда, через три дня он Анфисе такую дивную шаль показал, что у той от восторга дух захватило! Отдала сова лисе подарок, а та счастью своему поверить не может:

— Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!

Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плутовка шаль на плечи набросила, из норы выскочила, и бросилась всем в округе хвастать:

— А, у меня, звери дорогие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со своими бусами мне и в подметки не годится!

Так до поздней ночи лиса по друзьям-знакомым ходила, пока не охрипла. Подошла к ней тогда сова и спрашивает:

— Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело»?

Моргнула лиса раз, моргнула другой, а что ответить не знает:

— Что же это, Анфисушка?! Как же это я так?!

Сова крыло вверх подняла, и ухнула:

— Это, рыжая, известная мудрость: если кого осудишь – скоро сам такой же поступок совершишь!

Поджала лиса хвост, и шепчет:

— Все поняла я, Анфисушка…

Наверное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слышал, что бы лиса кого-то осуждала. А, паук с тех пор известным модельером стал.

Притча для детей «Как светлячок бобром хотел стать»

Заметила как-то Сова Анфиса, что светлячок повадился к реке по вечерам летать. Решила она за ним проследить. День наблюдает, другой… А, светлячок ничего особенного и не делает: сядет под деревцем, да работой бобра любуется. «Странно все это» — подумала Анфиса, но к светлячку решила с расспросами не приставать. Однако скоро в лесу начался настоящий переполох.

— Анфиса, что же это на свете твориться?! – негодовала божья коровка, — На той неделе светлячок раздобыл где-то краски, и нарисовал у себя на спине такие же пятнышки, как у меня! А, мне такой родственничек не нужен!

— Подумаешь, новость, — перебила божью коровку лесная пчела, — Вот у меня беда, так беда! Этот ваш светлячок попросился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!

Только и успела Анфиса их выслушать, как прибегает лиса:

— Сова, образумь ты этого светлячка глупого! Он от бобра требует, чтобы тот его в подмастерья к себе взял. А, бобер злится – ему помощники не нужны. Не ровен час, подерутся…

Прилетела Анфиса к реке, глядит, а светлячок горючими слезами обливается:

— Ну, что я за бестолковое существо! Никакой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коровкой… Они красивые! Или, например, пчелой… Они вкусный мед умеют делать!

— А, теперь, что? Бобром решил стать? – засмеялась сова.

— Ага, — всхлипнул светлячок, — видала, как он плотничает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Говорит, я не одно бревно поднять не смогу – слишком маленький.

Выслушала его сова, и говорит:

— Прилетай-ка на мою поляну как стемнеет, я тебе кое-что интересное покажу.

Дождался светлячок сумерек, и отправился в путь. Прилетел, а сова его уже дожидается.

— Смотри, — говорит ему, — кто это там в кустах притаился?

Присмотрелся светлячок – и, правда, за деревом бельчонок сухой листвой шуршит, да от страха весь трясется.

— Ты чего тут сидишь? – удивился светлячок.

— Так темно, — шепчет бельчонок, — вот я и заблудился.

Включил тогда светлячок свой фонарик, и скомандовал:

— Иди за мной, я тебе тропинку освящать буду!

Пока он бельчонка провожал, еще и лисенка повстречал. Того тоже домой вести пришлось. А, как вернулся к Анфисе, та ему и говорит:

— Ну, что? Понял ты теперь, что у каждого свое предназначение? Пока ты обижался на то, что светлячком родился, вокруг столько зверей в твоей помощи нуждались!

Так светлячок стал по ночам лес патрулировать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:

— Если б не моя работа, я бы тебе помог плотину строить. Эх, мы бы с тобой такую стройку развернули! Но, некогда мне, друг, некогда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!

Притча для детей «Злостный вредитель»

Завелся в лесу какой-то особо злостный вредитель. Ринулись все к сове Анфисе за советом. Помоги, мол, нам этого безобразника поймать!

— Он мне всю морковку с огорода повыдергивал, — хнычет заяц, — А, ее рано срывать! Не выросла, ведь, еще…

Тут волк как рыкнет:

— Да погоди ты, ушастый, со своей морковкой! У меня дело серьезней будет. Собирал я давеча ягоды для белки. Полкорзины набрал, прилег на пригорке отдохнуть, да, видно, задремал. Просыпаюсь – а, моя корзинка доверху наполнена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке угощение, а она как заверещит: «Серый, ты меня отравить собрался что ли?! «Волчьи» ягоды принес! Они же ядовитые!»

Звери хихикают, а волк затылок чешет:

— Оконфузился я, сова. Белка теперь со мной разговаривать не хочет. Помоги найти того, кто в корзину эти ягоды подбросил! Уж я его уму-разуму научу…

Вдруг на середину поляны вышла кукушка и обиженно произнесла:

— Меня-то этот злостный вредитель и вовсе на пенсию отправить собрался! Просыпаюсь я вчера, а на соседнем дереве часы висят! Да, не простые, а с кукушкой!

Тут даже бобер от волнения за сердце схватился, а рассказчица, перейдя на заговорщицкий шепот, продолжила:

— Так она теперь вместо меня и кукует, усталости не зная! А, мне что прикажете делать? Выходит, никому я в лесу больше не нужна?!

Анфиса обвела всех зверей пристальным взглядом, и ухнула:

— Не волнуйтесь, к вечеру найду я вашего вредителя.

И, как только все разбрелись по своим делам, полетела сова прямиком к медведю. Пока косолапый чай по чашкам разливал, Анфиса ему и говорит:

— Что это ты, Прокоп Прокопович, в злодеи подался? Зайцу морковку выращивать мешаешь, волку ягоды подсунул ядовитые. Старую кукушку и вовсе на пенсию отправить решил…

Медведь так и замер:

— Как ты догадалась, что это я?

Сова только крылом махнула:

— Что тут гадать? Тебя одного на нашем собрании не было. Так, зачем ты всем гадости делаешь?

Косолапый по столу как стукнул, даже самовар подпрыгнул:

— Придумывают они все! Я же для них старался… Зайца мне просто жалко стало, вот и решил помочь ему урожай собрать. Откуда мне было знать, что морковка еще не выросла? А, «волчьи» ягоды я специально искал. Думал, раз они волчьи, значит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с корзиной весь лес обошел.

Анфиса вдруг заволновалась:

— А, часы ты зачем на дерево повесил? Где ты их, вообще, взял?

— Так это… Позаимствовал у деревенского доктора, — смутился медведь, — Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдохнуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куковать ей в радость?!

Выпила сова свой чай и посоветовала:

— Ты, Прокоп Прокопович, думай всегда. Даже, если помочь кому-то собираешься. Ведь без рассуждения добродетели не бывает!

Звери медведя, конечно, простили. А вот часы заставили вернуть. Косолапый, помня совет Анфисы, старался идти по деревне на цыпочках — чтобы его никто не заметил. А, то в прошлый раз и доктора, и его жену пришлось валерьянкой отпаивать. Пугливые какие-то попались…

Притча для детей «Медаль для дятла»

Погожим весенним деньком к сове Анфисе прилетел дятел. Он так и светился от радости:

— Выдай-ка мне, подруга, медаль!

— За какие заслуги? – невозмутимо уточнила сова.

Дятел достал из-за спины какой-то огромный свиток, исписанный сверху донизу, и деловито произнес:

— За добрые дела! Погляди, какой я список составил.

— Можно испечь пирог с черникой, и угостить друзей. Можно проснуться пораньше, и помочь пчелам собирать нектар. Можно отправиться на реку, найти грустную лягушку, и развеселить ее.

Потом сова запнулась, и неуверенно произнесла:

— Можно перевести старушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет никаких дорог! Да, и старушек тоже нет!

Тут дятел принялся объяснять, что про старушку он в книге прочитал. Впрочем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Главное – придумать, как делать добро. За это он, собственно и рассчитывал получить медаль.

— Ладно, — согласилась сова, — Спросим у зверей, что они думают по этому поводу.

Дятел был доволен. Он был уверен, что больше него о добрых делах никто знать не может. Ведь, он свой список всю жизнь составлял. Сова же тем временем полетела к лисе.

— Слушай, рыжая, — говорит она ей, — а, что это у тебя сараюшка покосился?

— Старый стал, вот и покосился, — вздохнула лиса.

— Так ты дятла позови. Пусть починит! – посоветовала Анфиса.

Потом она проведала зайца, белку и свою закадычную подругу-ежиху. Всем сова советовала обратиться за помощью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.

— На повестке дня, — торжественно ухнула она, — вопрос о награждении дятла медалью за добрые дела!

Тут звери как закричали:

— Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!

— Он мне сарай чинить не захотел, — возмущалась лиса.

— И нам с белкой не помог, — подтвердил заяц.

— А, со мной даже разговаривать не стал, — с обидой, призналась ежиха.

Растерялся дятел, стал оправдываться:

— Но, у меня же список… Я же про все-все-все добрые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!

Сова ему и объясняет:

— Мало просто о чем-то хорошем знать. Нужно это непременно совершать!

Погоревал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом подумал: «Правильно сова сказала. Надо другим помогать». И, отправился он на подвиги – решил ровнехонько по списку все делать. Зря он его, что ли, составлял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попадется, он ее непременно через что-нибудь переведет!

Наталия Климова

Перепечатка материала возможна только с указанием автора работы и активной ссылки на православный сайт

Притчи со смыслом во все времена использовали для обучения и воспитания детей. Ведь мудрые советы, изложенные в интересной, краткой и сказочной форме гораздо лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому притчи для детей - поразительно эффективное средство обучения и развития. Мудрость, заключенная в притчах, и поданная в простой и увлекательной форме, учит детей самостоятельно думать и находить решения проблем. Хорошая притча развивает в детях воображение и интуицию, а также помогает задуматься над своим поведением и осознать собственные ошибки. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.

Как помочь людям

Учитель, прощайте. Я ухожу странствовать и помогать людям, - сказал юноша, входя в дом учителя.
- Надолго ты уходишь? - спросил учитель.
- Надолго! Может, навсегда. Хочу служить людям и делать их счастливее! - гордо воскликнул ученик.
- Ты единственный мужчина в семье, надежда матери и бабушки. На кого же ты их оставишь? - удивился учитель.
- Они проживут как-нибудь, - ответил ученик. - Вы сами учили нас, что главное в жизни - это приносить людям счастье.
- Ты прав. Но для этого не надо далеко идти. Сначала сделай счастливыми тех, кто рядом с тобой, тогда к тебе придут те, кто вдалеке , - посоветовал старый учитель.

У кого руки чище?

Два ученика пришли учиться в мастерскую знаменитого скульптора. Учитель сказал им: "Сначала вам нужно научиться работать с камнем. У меня во дворе лежит большая каменная глыба. Обтешите ее с двух сторон так, чтобы получились ровные плоскости. Я вернусь вечером и посмотрю вашу работу". Затем скульптор дал ученикам инструменты и ушел.
- Я не буду заниматься скучной работой. Такую грубую работу любой каменотес может выполнить. Я хочу быть скульптором, а не каменотесом, - заявил один ученик.
- Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой, - сказал второй ученик и принялся за работу.
Первый ученик ушел и весь день отдыхал. Он вернулся только под вечер, когда вся работа была сделана.
Позже пришел учитель и, не посмотрев на работу, попросил учеников показать свои руки. У первого ученика руки были чистыми и ухоженными. У второго - все руки были в мозолях, ссадинах и каменной пыли.
- Я сейчас вымою руки, учитель, - сказал он, покраснев.
- Чистые руки мыть не нужно, - заметил учитель.
- Чистота - лучшая красота, - заявил первый ученик и с гордостью оглядел свои розовые руки.
- Руки лентяя лишь с виду чисты . По-настоящему чисты вот эти руки, - сказал скульптор, показав на пыльные руки второго ученика. - Они весь день трудились и честно сделали всю работу.

Учись спрашивать

В ювелирную мастерскую пришли два молодых ювелира.
- Вы уже получили звание мастеров, но настоящее мастерство достигается опытом. Не стыдно не знать, стыдно не учиться, - сказал им главный ювелир.
- Учиться никогда не поздно, - согласился один молодой мастер. Он был родом из семьи строителей, а в школе ювелиров работал только с полудрагоценными камнями.
- Не надо учить орла летать, - пробормотал второй. Он был сыном ювелира и с раннего детства видел, как обрабатываются драгоценные камни. Его отец закрыл свою мастерскую из-за болезни. Юноша мечтал снова открыть мастерскую отца, как только встанет на ноги.
Оба молодых мастера работали усердно. Постепенно им стали доверять сложную работу. И тот и другой справлялись отлично. Молодой ювелир из семьи строителей постоянно задавал вопросы. Чаще всего он спрашивал о тонкостях изготовления уникальных украшений, которые делали старые мастера. Второй молодой мастер не спрашивал никогда. Он удивленно говорил своему товарищу:
- Зачем ты постоянно спрашиваешь? Ты же мастер, а не ученик.
- Не учись до старости, а учись до смерти, - смеясь, отвечал юноша.
Однажды главный ювелир поручил мастеру из семьи строителя изготовить бриллиантовое колье.
- Почему вы дали этот заказ не мне? Я лучше знаю, как работать с бриллиантами! - обиженно воскликнул второй молодой мастер.
- Если будут трудности, этот юноша обязательно посоветуется и не испортит работу. А ты боишься спрашивать. Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься . Иначе не станешь настоящим мастером, - объяснил главный ювелир.

Притча для детей про уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила: - Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
- Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: "Кто свою мать уважает, чужую не обругает ".
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Листья и корни

Сын давно не навещал родителей. Был он богатым купцом, владельцем огромного магазина и жил в большом городе. Каждый месяц сын присылал родителям деньги, а по праздникам - подарки. Конечно, мать с отцом скучали по сыну и часто звали его в гости. Но в будни сын был занят в магазине, а в праздники он пировал с друзьями - такими же знатными купцами.
Все было хорошо, пока воры не подожгли его магазин. Воров поймали и посадили в тюрьму, но купцу от этого не стало легче. Его магазин и склады с товарами сгорели дотла.
Пошел купец к банкиру, чтобы занять деньги на строительство нового магазина, а тот сказал:
- Я не даю деньги в долг бедным людям. Не хочу, чтобы их посадили в тюрьму за неуплату долга.
Отказали купцу в помощи и все его друзья.
В этот момент купец получил письмо от отца:
"Сынок, слышали мы о твоем несчастье. Скорее приезжай. И с высокого дерева листья падают к корням ".
Ничего не понял купец, но все-таки решил съездить, навестить родителей, которых не видел уже много лет. Грустный вошел он в родительский дом. Мать захлопотала, не знала, как сыночка усадить, чем накормить, а отец принес сумку, полную денег. Отдал старик деньги изумленному купцу и сказал:
- Сынок, здесь деньги, которые ты присылал нам, да еще мои сбережения. Не беспокойся, мы сами себя можем прокормить. Главное, не забывай, что мы - твои корни, и чаще к нам возвращайся.

Детская притча про самое трудное дело

Дети так устроены, что ежеминутно стремятся познать новое. Им интересно все загадочное и неизведанное. Но порой разобраться в сложных жизненных вопросах бывает нелегко. В притчах же заложена вековая мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет понятен детям. Короткие притчи для детей помогают развивать мышление, память и восприятие, являясь, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие - духовную красоту. Главное - притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации.

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
- Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, - велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
- Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, - с улыбкой сказал первый посол. - Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
- Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
- Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал .

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
- Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, - говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие - поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
- Чему вы радуетесь, дедушка? - спросила его Мария. - В моем садике больше нет цветов.
- Если есть цветы - радуйся цветам, если нет цветов - радуйся бутонам , - улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Кому помогает небо?

Через деревню шли люди. Они бежали из соседней области от эпидемии чумы. Многие были истощены и просили милостыню, но деревенские жители окуривали свои дома дымом и наглухо закрывали ворота и ставни. Только один крестьянин не выдержал. Он принес из своего амбара несколько мешков муки и приказал жене: "Пеки хлеб. Не могу я спокойно смотреть на горе, хоть чем-то помогу". Жена начала печь хлеб, а крестьянин выходил с теплыми буханками хлеба за ворота и раздавал его голодным. Один старик протянул крестьянину взамен мешочек и сказал:
- Возьми, добрый человек. Я захватил из дома этот мешочек, но моя семья погибла, и он мне не нужен.
Старик взял хлеб, заплакал и пошел дальше. Крестьянин боялся заразиться и забросил мешочек в угол сарая. Поток беженцев был огромен, и вскоре у крестьянина кончилась мука. Тогда он поехал на мельницу и смолол запас зерна, оставленный для посадки.
- Ты с ума сошел. Как ты будешь дальше жить? - говорили крестьянину соседи.
- У меня есть дом и моя семья, а у этих несчастных ничего нет. Будем Богу молиться, может, пошлет нам пропитание и поддержку, - отвечал крестьянин.
Но зимой ему пришлось печь хлеб пополам с травой. Однажды жена прибиралась в сарае и нашла в углу какой-то мешочек.
- Посмотри, муж, тут какие-то камушки! - закричала жена.
- Один старик дал мне это за хлеб. Это же драгоценные камни! - воскликнул крестьянин.
Купил крестьянин зерно, новую лошадь и всем беднякам деревни помог. На вопрос, откуда у них богатство взялось, жена крестьянина всегда отвечала: - Доброму человеку и небо помогает .

Лучшее лекарство

В королевстве случилось несчастье - заболела принцесса. После королевского бала принцесса загрустила, а через неделю слегла. Доктора ничего не могли сделать. Через год принцесса так ослабла, что врачи опасались за ее жизнь.
Однажды в город прибыл из-за моря знаменитый врач. Король пригласил его во дворец. Врач вошел и принялся рассказывать о своем путешествии. При этом он внимательно наблюдал за принцессой. Она, казалось, не слушала его. В тот момент, когда врач произнес название своего корабля, в глазах принцессы появились слезы. Когда он назвал имя капитана - щеки девушки порозовели.
- Первый сеанс лечения закончен. Завтра продолжим, - сообщил врач королеве.
На следующий день врач явился вместе с молодым офицером, в руках которого был сундучок.
- Это капитан корабля. Он помог мне донести лекарство, - представил его врач.
Когда спутники вошли к принцессе, она вскрикнула.
- Любовь моя, я привез тебе заморские подарки, - капитан поставил сундучок к ногам принцессы и бросился перед ней на колени.
- Почему на балу ты сказал мне, что не веришь в любовь? - прошептала принцесса.
- Потому что я безумно влюбился в Вас, но не надеялся, что Вам может понравиться капитан, - ответил офицер. В
рач тихонько вышел.
- Как себя чувствует принцесса? - с волнением спросила королева.
- Лекарство действует, и принцесса начала говорить, - ответил врач.
- Что же это за чудесное лекарство? - воскликнула королева.
- Лучшее лекарство для человека - человек, для ребенка - мать, а для влюбленной - любимый , - улыбаясь, объяснил врач.

Что в работе главное?

Большие королевские часы остановились. Это были любимые часы короля, и он велел главному королевскому часовому мастеру как можно быстрее починить их. Мастер разобрал часы и увидел, что у часов лопнула серебряная пружина. По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны.
- Все дело в составе серебра. Мы все знаем, что рецепт изготовления старинного серебра утерян, - важно произнес один толстый мастер.
- Надо сделать пружину менее упругой, - посоветовал маленький старичок.
- Нужно сделать не серебряную пружину, а стальную. Современные материалы самые надежные, - высокомерно заметил самый ученый мастер.
Долго обсуждали часовщики проблему. Одни предлагали вместо старых часов изготовить для короля новые; другие советовали пригласить знаменитого мастера из другой страны. Только один молодой мастер молчал. Он подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину.
- Осторожнее, ты еще молод и недостаточно опытен, - воскликнул главный часовщик.
- Не по виду суди, а по делам гляди . Я уже три года имею звание мастера, - ответил юноша. Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы, и они пошли. Все рты раскрыли от удивления, а кто-то сказал: - Сотня советов не заменит пары опытных рук .

Не обманывай

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? - спросил крестьянин с повозки.
- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент.
Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги.
"Все равно вперед меня не успеете", - пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам , - сказал отец.
- Я себя не обманывал, - удивился сын.
- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

Притчи для детей, написанные мудро и трогательно, служат прекрасным учебником познания жизни. Дети с самого раннего возраста должны знать, что мир, хотя в нем и существуют горести и печали, - прекрасен. И когда они вырастут, то постараются сделать этот мир еще лучше, ведь они, воспитанные в любви и доброте, станут возвращать все это сторицей.

Учись подниматься

Была у одного народа примета! Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней. Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.
Однажды три друга тоже решили попытать счастья. Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу - совета спросить.
- Упадешь семь раз - поднимись восемь , - посоветовал им мудрец.
Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон. Чрез час вернулся первый юноша, весь в синяках.
- Неправ был мудрец, - сказал он. - Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.
Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:
- Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.
Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.
- Разве ты не падал? - спросили его друзья.
- Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, - ответил юноша.
- Почему на тебе нет синяков и ссадин? - удивились друзья.
- Перед тем как идти на гору, я научился падать, - засмеялся юноша.
- Этот человек научился не падать, а подниматься, значит, он достигнет любой цели в жизни! - сказал мудрец, узнав о юноше.

Притча о том, как победить страх

Зима была суровой, и племя голодало. Звери словно вымерли в лесу. Стада оленей ушли туда, где было теплее, а зайцы и птицы попрятались. Охотникам с трудом удавалось поймать какого-нибудь маленького зверька. Однажды охотники нашли в лесу медвежью берлогу. Охота на медведя была запрещена в племени. Медведь считался хозяином всех зверей. Люди племени верили, что от него зависит удачная охота в лесу. Когда старый вождь племени узнал о медведе, он сказал:
- Надо пойти и убить медведя, иначе мы все погибнем. Хозяин леса простит нас. Многие дети и женщины уже не могут двигаться.
Страшно было убивать хозяина леса, но несколько охотников во главе с сыном вождя решили сделать это. Охотники добавили себе храбрости танцами и боевой раскраской. Но как только смельчаки подошли к берлоге, страх сковал их по рукам и ногам, и они убежали. Тогда вождь племени приказал своему сыну:
- Ты должен пойти и убить медведя. Охотники племени могут бояться нарушить закон, но сын вождя - нет.
Три дня копил молодой охотник храбрость и делал себе новое тяжелое копье. Наконец он решился. Вечером сын вождя прибежал в лагерь в изодранной одежде и трясущийся от страха.
- Сын! Почему ты не убил медведя? - рассердился вождь.
- Я убил. Но когда хозяин леса упал, страх вернулся, и я убежал.
- Сын, ты станешь хорошим вождем, если запомнишь мои слова: "Если боишься - не делай, если сделал - не бойся ", - сказал вождь. Потом он взял повозку и отправился за медведем.

Первый кусок хлеба

Один богач потерял аппетит и объявил: "Тот, кто приготовит для меня что-нибудь вкусное, получит сто золотых монет".
Многие повара готовили богачу разные кушанья. Он пробовал одно блюдо за другим, но все они казались ему безвкусными. Однажды к богачу пришел бедняк и сказал:
- Я принес не блюдо, а совет: "Первый кусок всегда вкусный".
- Глупости, во всех блюдах и первый, и последний кусок - одинаково безвкусны, - сердито крикнул богач и велел выгнать беднягу.
Слуга пожалел бедняка и дал ему краюху хлеба. Тут бедняка осенила идея. На следующее утро он переоделся колдуном, пришел к богачу и сообщил, что в лесу под самой высокой елью лежит чудесный хлеб, возвращающий аппетит.
- Это средство Вы должны найти сами, иначе оно не подействует, - сказал переодетый бедняк.
Богачу так хотелось испробовать этот хлеб, что он отправился с колдуном в лес. Целый день они ходили по лесу в поисках самой высокой ели. Когда дерево нашлось, богач шатался от голода и усталости, поэтому он тут же откусил огромный кусок хлеба и с жадностью проглотил его. Тогда бедняк отобрал у него остаток краюшки и сказал:
- Остальное получишь, когда признаешь, что первый кусок самый вкусный.
- У этого чудесного хлеба - да, но у людей нет такой вкусной еды, - заявил богач.
Бедняк засмеялся и сказал, что эту краюшку вчера получил от слуги. Пришлось богачу отдать сто золотых монет бедняку.
- Первый кусок самый вкусный, когда он по-настоящему первый , - засмеялся бедняк.

Горе мне, горе, - вздыхал муж, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.
- Что ты все ноешь? - рассердилась жена. - Если хочешь быть счастливым, будь им .
- Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одно за другим сыплются на мою бедную голову. Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, - плакал человек.
Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом. Постучало Счастье в окошко и проговорило: "Если хочешь быть счастливым, будь им ".
- Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, - остановила человека жена.
- Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, - велел человек жене и снова зарыдал.
Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала. Так сидят они до сих пор и жалуются на свою несчастную жизнь. Удивилось Счастье и улетело прочь.

Семь дверей

Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь, - заметил дед.
- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего, - вздохнул внук.
- Я приготовил подарок, чтобы развеять твою грусть, - сказал дед. - Да положил его в ящик секретера и забыл в какой.
Секретер у деда был старинный, с множеством дверок.
- Не беда, я быстро его найду, - усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка: "В жизни много дверей, и за одной из них - подарок судьбы . Мудрые говорят: "Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась "".

Хозяин или слуга

Однажды к учителю пришел богатый господин и сказал:
- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. "Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас", - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришел?
- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
- Твое сердце не очерствело, если оно слышит голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести , мой ученик, - произнес учитель.

Притча- это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Её герои- это простые люди, иногда не очень образованные. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки.

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды.

Когда любая гавань хороша?

Однажды один богатый купец захотел показать сыну мир, познакомить со своим компаньоном из другой страны и поэтому взял его в путешествие. Во время путешествия отец с сыном останавливались в очень дорогих гостиницах, отец всегда учил, чтоб сын требовал отношения к себе как к господину, тогда ему будут давать лучшую комнату в гостинице, лошади — отличное стойло в конюшне, а кораблю — хорошее место в гавани.

Они путешествовали в собственной кибитке, которая была запряжена двумя лошадьми. В один ненастный день их повозка застряла в грязи, место было безлюдным. Вскоре стемнело и полил дождь. Отец с сыном распрягли лошадей и верхом вынуждены были добираться до ближайшей деревни. Гостиницы там не было и они стали стучаться в дома. Люди, услышав незнакомый язык, не открывали двери, но что-то кричали в ответ. Так уставшие странники прошли всю деревню и только дверь самой последнего дома открылась. Старая старушка вся в лохмотьях пригласила их войти. Сын купца, увидев почерневшие стены и потолок, попятился к двери.

— Отец, давай не будем ночевать в такой грязной лачуге,- сказал юноша.

— В бурю любая гавань хороша, — ответил ему отец и дал старушке медную монету. Хозяйка прижала монету к сердцу и засмеялась.

— Она так искренне радуется медной монете, будто она золотая, — усмехнулся молодой человек.

— Как в бурю любая гавань хороша, так и в бедности любая монета золотая.- отметил отец.

Настоящая мать

Однажды скулящего совсем ещё слепого щенка подбросили во двор. Кошка, которая жила в этом дворе и у которой в это время родились котята, перенесла щенка к своим деткам и стала кормить его молоком. Щенок совсем скоро перерос приёмную мать, но, слушался её, как и прежде.

— Ты должен каждое утро вылизывать свою шерсть до блеска, — кошка учила щенка, и малыш старался, вылизывая себя язычком.

И вот однажды к ним во двор забежала овчарка. Обнюхав щенка, она добродушно сказала:

Здравствуй щенок! Ты тоже овчарка. Мы с тобой одной породы.

Увидев кошку, овчарка злобно залаяла и бросилась на неё. Кошка зашипела и запрыгнула на забор.

Давай вместе с тобой, щенок, прогоним отсюда кошку,- предложила собака.

Давай уходи прочь из нашего двора и не смей трогать мою маму, -грозно зарычал щенок.

Она не может быть твоей мамой, она же кошка! Твоей мамой должна быть такая же овчарка, как и я, — сказала овчарка, засмеялась и убежала со двора.

Щенок задумался, но кошка ласково промурлыкала:

Кто кормит ребёнка, тот для него настоящая мать.

Отчего мышонок не женился?

Дорогая мышка, вы выйдите за меня замуж?- спросил храбрый серый мышонок у мышки.

Хорошо, — опустила глазки мышка,- но принесите мне что-нибудь сладкое в подарок.

Завтра я пойду на кухню и обязательно принесу вам кусочек сахара. Он же такой сладкий.- сказал жених, подкрутив усы.

На следующий день храбрый жених пролез на кухню сквозь дырку в полу и, оказавшись под шкафом, вылезть из-под него не посмел.

Тем же вечером мышонок пришёл к мышке и сказал:

Милая мышка, я подумал и решил принести вам кусочек конфеты, а не сахар. Сахар просто сладкий, а конфетка душистая и сладкая.

Никогда ещё я не пробовала конфет,- вздохнула мышка.

На следующее утро мышонок опять отправился на кухню и снова побоялся вылезать из-под шкафа.

Он опять явился в гости к мышке без подарка, но при этом заявил:

Я передумал угощать вас сахаром или конфетой. Завтра же я принесу вам халвы. Это самое вкусное угощение в мире: сытное, сладкое и маслянистое.

Знаете, мышонок, я не выйду за вас замуж,- сухо сказала мышка.

Почему?- очень удивился мышонок.

Сколько не повторяй слово «халва» — во рту слаще не станет.

Если читать притчи деткам в детском саду, можно столкнуться с множеством вопросов. Мы обсуждаем свои поступки и поступки других детей. Огромное впечатление на детей произвела следующая притча. Она довольно таки сложная для детей от 5 до 6 лет.

Притча о гвоздях.

Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:

Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё-равно останется у человека.

В магазине у Бога.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты?- воскликнула женщина с радостью.

Да, это я,- ответил Бог.

А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, — ответил Бог.- А разве ты не знала что в моём магазине продаются только семена?

Творчества известен с давних времен, и всегда он использовался как мощное средство воспитания. Причина в том, что истории, положенные в основу каждой притчи для детей, максимально приближены к реальной жизни и потому понятны каждому. А еще они помогают выявить пороки без прямого осуждения конкретного человека. Вспомним наиболее интересные из них и посмотрим, как можно использовать их в воспитательной цели при общении с детьми.

О плохом и хорошем

Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении - высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще - нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

О любви к матери

Не менее важными являются отношения между членами семьи. Мы часто объясняем детям, что следует проявлять уважение к своим родителям, заботиться о них. Но притчи для детей, подобные той, что приведена ниже, скажут обо всем лучше любых слов.

Сидели у колодца старик и три женщины, а рядом с ними играли три мальчика. Вот говорит первая: «У моего сына такой голос, что всякий заслушается». Вторая хвалится: «А мой такие фигуры может показывать - заглядишься». И только третья молчит. Обращается к ней старик: «Что же ты про своего сына не рассказываешь?». А она отвечает: «Да ничего в нем необычного нет».

Вот набрали женщины полные ведра воды, и старик с ними встал. Слышат: первый мальчик поет, соловьем заливается. Второй вокруг них колесом ходит. И только третий подошел к матери, взял тяжелые ведра и понес домой. Спрашивают первые две женщины у старика: «Ну как тебе наши сыновья?». А тот отвечает: «А где же они? Я только одного сына вижу».

Именно такие короткие притчи для детей, близкие к жизни и понятные каждому, научат ребят по-настоящему ценить родителей и покажут истинную ценность семейных отношений.

Солгать или правду сказать?

Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.

Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь - а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

О двух волках

Не менее важно научить ребенка видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Среди большого количества поучительных историй на эту тему наиболее понятной и интересной для детей видится притча о двух волках.

Однажды любознательный внук спросил у своего деда - вождя племени:

Отчего появляются плохие люди?

На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая - это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

Понятно, - ответил мальчик. - А кто же из них побеждает?

Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

О еже

Еще один вопрос, которым часто задаются взрослые: "Как объяснить малышу, что нельзя слепо доверять всем вокруг?". Как приучить его анализировать ситуацию и только потом принимать решение? На помощь в таком случае придут притчи для маленьких детей, похожие на эту.

Встретились как-то лиса и ежик. И посоветовала рыжая, облизываясь, своему собеседнику сходить в парикмахерскую и сделать модную прическу «под черепаху». «Колючки нынче не в моде», - добавила она. Обрадовался еж такой заботе и отправился в путь. Хорошо, что по дороге ему сова встретилась. Узнав, куда, зачем и по чьему совету он идет, птица проговорила: «Не забудь попросить, чтобы тебя еще огуречным лосьоном намазали и водой морковной освежили». «Зачем это?» - не понял еж. «А чтобы лисе вкуснее есть тебя было». Так, благодаря сове понял герой, что не каждому совету доверять можно. И еще - не всякое «доброе» слово искренним бывает.

Кто сильнее?

Часто притчи напоминают народные сказки, особенно если героями становятся силы природы, наделенные человеческими качествами. Вот один из таких примеров.

Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Вдруг видят: идет прохожий. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Тогда солнце стало пригревать. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку. Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.

О блудном сыне

Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.

Всем известна история о блудном сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома. Сначала он вел веселую, праздную жизнь. Но деньги скоро закончились, и юноша готов был есть даже вместе со свиньями. Но отовсюду его гнали, так как в стране настал страшный голод. И вспомнил грешный сын отца своего. Решил он пойти домой, покаяться и попроситься в наемники. Но отец, увидев вернувшегося сына, обрадовался. Поднял его с колен и приказал устроить пир. Это обидело старшего брата, сказавшего отцу: «Я всю жизнь был рядом с тобой, а ты жалел для меня даже козленка. Он же расточил все свое состояние, и ты велел заколоть для него откормленного быка». На что мудрый старик ответил: «Ты всегда со мной, и все, что я имею, достанется тебе. Нужно радоваться тому, что брат твой будто умер, а теперь ожил, пропал и нашелся».

Проблемы? Все решаемо

Очень поучительны православные притчи для детей более старшего возраста. Популярна, например, история о чудесном спасении осла. Вот ее содержание.

У одного крестьянина осел упал в колодец. Потужил хозяин. Потом подумал: «Осел уже стар, а колодец высох. Засыплю я их землей и сразу две проблемы решу». Позвал соседей, и они принялись за работу. Через время заглянул крестьянин в колодец и увидел интересную картину. Осел сбрасывал со спины падающую сверху землю и приминал ее ногами. Вскоре колодец наполнился, а животное оказалось наверху.

Вот так и в жизни бывает. Господь часто посылает нам, как кажется на первый взгляд, непреодолимые испытания. В такой момент важно не отчаиваться и не сдаваться. Тогда можно будет найти выход из любой ситуации.

Пять важных правил

И вообще, чтобы стать счастливым, не надо многого. Иногда достаточно соблюдать несколько несложных правил, понятных и ребенку. Вот они:

  • изгони из сердца ненависть и научись прощать;
  • избегай понапрасну волнений - чаще они не сбываются;
  • живи просто и цени то, что есть;
  • отдавай другим больше;
  • для себя же ожидай меньшего.

Эти мудрые изречения, на которых основаны многие притчи для детей и взрослых, научат быть терпимее к другим и получать удовольствие от повседневной жизни.

Мудрый человек

В заключение хочется обратиться к тексту еще одной притчи для детей. Она о путнике, который обосновался в незнакомом селе. Мужчина очень любил детишек и постоянно мастерил для них необыкновенные игрушки. Такие красивые, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Вот только все они были больно хрупкими. Разыграется малыш, а игрушка, глядь, уже сломалась. Плачет ребенок, а мастер ему уже новую подает, но еще более хрупкую. Спросили жители села у мужчины, почему он так поступает. А мастер ответил: «Жизнь скоротечна. Скоро какой-нибудь человек подарит вашему ребенку свое сердце. А оно очень хрупкое. И я надеюсь, что мои игрушки научат ваших детей бережно относиться этому бесценному дару».

Так вот, любая притча готовит ребенка к встрече с нашей непростой жизнью. Ненавязчиво приучает задумываться над каждым своим поступкам, соотносить его с принятыми в обществе нравственными нормами. Дает понять, что душевная чистота, стойкость, готовность преодолеть любые невзгоды помогут пройти жизненный путь с достоинством.

Притчи для детей

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Мудрый отец


Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
- Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, - сказал старший мальчик.
- Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, - возразил младший брат.
- Сделать скамейку нетрудно для плотника, - гордо заявил старший мальчик.
- А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, - решил младший.
Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
- Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, - похвалил отец.
Потом он спросил старшего сына:
- А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
- Твои гвозди плохо вбиваются, - пробормотал мальчик и покраснел.
- Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, - строго сказал отец.


Вопросы и задания:

Уважение к матери


Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила:
- Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
- Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Вопросы и задания:

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха - возил людей. Сам устал и конь мой устал, - отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, - вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

Я не возьму рис, - отказался юноша. - Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать - родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Вопросы и задания:

Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка - помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

Бабушка, не ваш ли это посох? - спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:

Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
- Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
- Это хорошо, - обрадовалась девочка, - но кто меня кормить будет?
- Об этом не беспокойся, - сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
- Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, - прозвучал чей-то голос.
- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай - не рай , - сказала девочка.

В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой - попить, третий - поиграть, а девочка и рада.


Вопросы и задания:

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», - говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: - Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая - нежная красавица, а младшая - самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

Мне кажется, я намного нежнее! - воскликнула старшая дочка.

Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. - ответил отец.

Вопросы и задания:

Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

Кто в вашей семье самый нежный?

Какими способами можно проявить нежность?

Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.

Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! - восклицал старший сын.
- Твой ум, отец, умножает наши богатства! - заявлял средний сын.
- Здравствуй, отец, - говорил младший сын.

Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.

Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, - приказывал отец.

Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.

«Узнаешь, болея, кто любит сильнее», - сказал отец младшему сыну.

Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
- Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.


Вопросы и задания:

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
- Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, - сказал мальчик.
- Сначала научись читать, а потом говори, - ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
- Эти плоды горькие! - воскликнул мальчик. - Я пробовал их в начале лета в лесу.
- Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, - добавил мальчик.
- Плоды инжира сладкие и полезные, - объяснил учитель. - В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
- Откуда вы это знаете, учитель? - с удивлением спросил мальчик.
- Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят, - ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
- Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
- Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, - улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

Диалог – презентация

«Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
– Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
– Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
– Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
– А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
– Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами.
Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

Что это за человек? – спросил внук деда.

И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

А это что за человек? - спросил внук деда.

Обыкновенный человек, - ответил дед.»

Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы - он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
  • Представьте, что все деревья - это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

«Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…



Top