Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский). Новый завет Толкование евангелия от иоанна глава 14
14:1
Да не
смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте
Понятно, что после разговора о предательстве Христа ученики
чувствовали себя неуютно, поэтому Иисус и дал им понять,
что главная их задача - не ослабеть в вере, остальное
нужно просто пережить.
14:2 В доме Отца Моего обителей много. То есть, для всех, кто придёт к Отцу Христа - хватит места в Его доме, никто из пришедших к Нему - не принятым не останется. Важно лишь прийти к Отцу правильным путём по стопам Христа.
А
если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам
Ученики должны были бы
понять, что Иисус покидает их не насовсем и ради того,
чтобы у них была возможность однажды попасть к Отцу.
14:3
И
когда пойду и приготовлю вам место…
Между уходом Христа
на небеса к Отцу и возможностью апостолам попасть туда же,
где будет находиться Христос - тесная связь, и это
произойдёт не сразу после его ухода.
приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
Говоря о возвращении
за апостолами, Иисус говорил о времени звучания последней
трубы Божьей, когда он придёт за всеми, кому надлежит
воскреснуть из мёртвых и собраться к нему на небеса
-1Фессал.4:16,17.
Это означает, что ни один христианин, умирая до второго
пришествия Христа, не идёт сразу же ко Христу в небесные
обители Бога (как учат некоторые Библеисты, говоря о
вознесении на небеса после смерти)
Итак, Христос показывает, что не ученики придут ко Христу
на небеса, а он сам их призовёт в своё время.
14:4
А
куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Но главное, что они
теперь знают
дорогу жизни, тот самый путь, который приведёт
их однажды в обители Божьи (небесные)
14:5-9 Казалось бы, Иисус им доступно разъяснил суть вещей на тот момент, однако ученики не понимали этих речей его даже теперь, перед самым его уходом: Фома так и не понял, куда собирается Христос и почему это они, оказываются, знают путь к Отцу:
5
Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
А Филипп так и не
понял, что Иисус УЖЕ показал им своего Отца:
8,9
Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
Филиппу нужно было ещё
время, чтобы понять кое-что об Отце Иисуса.
Из этого разговора видим, что учатся все у Христа
по-разному, кто-то в «старшие классы» переходит, а кто-то в
«младших» расположился.
Потому-то Христос и указал Филиппу на КОЛИЧЕСТВО времени,
чтобы он осознал его скоротечность и активнее соображал, что
к чему, учась у Христа.
6
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как
только через Меня.
Иисус -
путь к Отцу прежде всего потому, что через свою
жертвенную смерть он открыл человечеству «дверь» к
примирению с Отцом.
Также потому, что проложил для всех следы самого пути
к Богу: показал
всем
нам правдивую картину (истину) того, что нам следует
делать, чтобы прийти к Отцу и спастись (жить вечно).
Не все пути, как видим, ведут к Богу, путь к Нему
только один - путь по следам Христа. Поскольку Иисус сам
уходит к Отцу, пройдя свой путь - значит, его пример и
есть путь к Отцу на небеса. Другой образ жизни не ведёт
к Нему. Так же, как и другие духовные практики.
Как показывает Библия, хотя путь к Богу у всех один, тем не менее, скорости его прохождения для всех - разные: кто-то пройдёт путь Христов ещё в этом веке и дойдёт до Отца (участники первого воскресения), а кто-то - только в самом конце Миллениума сможет прийти к Отцу и стать Ему сыном (участники второго воскресения) – Откр. 20:4,6, 7, 11-15, 21:3,4.
7,9
Видевший Меня
видел Отца;
Хочет ли Иисус этим
сказать, что он и его Отец - одна и та же личность?
Нет. Иисус лишь говорит о том, что он, будучи сыном Отцу
своему, по сути мыслит так же, как и Отец его,
поступает так же, как поступил бы Отец в подобных
обстоятельствах. Иисус очень хорошо знает волю Отца и его
собственная воля - заключается в том же.
И чем сильнее христиане преуспеют в том, чтобы
приобретать ум Христов, тем и у них больше шансов стать
с Богом и Христом суть едино, чтобы можно было бы о них
сказать: «видевший их - всё равно, что видел Христа и
Отца его».
Ветхий завет через Моисея по большей части - в теории -
рассказал о Боге, о его намерениях и законах, которые
должны исполнять все, кто считает себя народом Его.
А Новый Завет через Христа и его поступки, а также через
дела и поступки апостолов - показал п р а к т и к о й,
какими должны быть Божьи люди на деле.
И ты не знаешь меня, Филипп?
Разговор этот происходил перед самым арестом
Христа и можно себе представить глубину его скорби от
полного одиночества и отсутствия понимающих его на земле.
Однако уверенность в том, что в своё время всё, что будет
нужно - откроется, помогало ему продолжать свой путь к
Отцу.
14:10
Разве ты не веришь, что Я в Отце и
Отец во Мне?
Иисус не говорит здесь о буквальном присутствии Отца в
нём - всемогущего Духа Вседержителя, втиснувшегося в тело
человека Иисуса. И наоборот.
Иисус говорит здесь о полном духовном единении с Отцом, ибо лишь Божье духовное начало делает человека подобным образу Божьему.
Слова, которые
говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит
дела.
Иисус снова и снова
терпеливо разъясняет, доколе есть ещё у него время, что
же означает его единство с Отцом и как по нему возможно
вычислить и Отца: вникая в суть слова, переданного от
Отца, исследуя великие дела Христа, сотворённые при
помощи Отца, прочувствовав образ жизни Иисуса - возможно
прочувствовать и кое-что об Отце. Познать Бога не означает
приобрести лишь интеллектуальные знания о Нём. Но означает
прочувствовать сущность Отца на себе, поступая, как Он
поступает.
Иисус показал всем, как поступает Отец его. Если мы будем
поступать, как Иисус - то у нас есть шанс и Отца через
познавание Христа познать.
Другого способа познать Бога через Христа, кроме как через
навык пути Христова – нет.
Но есть ещё кое-что, без чего невозможно познать ни
Христа, ни Бога:
14:11
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во
Мне;
В то, что Иисус Христос - представляет на земле
своего небесного Отца и нашего Бога - нужно верить. Без
веры в необходимость принять Христа как спасителя и идти
к Отцу по следам его - к Богу не попасть.
Но Иисус понимает, что бренному человеку нужны веские основания для веры: мало ли, кто себя кем называет и кто куда приглашает. Поэтому он снова подсказывает ученикам, как возможно поверить в то, что он - Христос Божий:
а
если не так, то верьте Мне по самым делам
.
То есть, если им трудно поверить на слово Христу, то
громче слов говорят сверхчудесные явления дел, которые
Иисус представил ученикам за время своего служения Богу на
земле.
14:12
Истинно, истинно говорю вам: верующий в
Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит
Путь Христов (дела его) возможно осилить при условии веры
в то, что это - единственный путь в жизни, имеющий
смысл и ведущий ко спасению. При таком подходе можно
осилить и воспроизвести всё, что делал на земле человек
Иисус-Христос и претерпеть то же, что и он претерпел на
пути к Отцу. (не имеется ввиду явления сверхъестественного
исцеления и воскресения, совершённые при непосредственном
участии Бога для подтверждения тому, что Иисус - Христос
Божий)
и
больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
В каком смысле больше
и какая связь между большими делами учеников и тем, что
Иисус идёт к Отцу?
Больше - не в смысле качества (никто не сможет вместить
больше святого духа, нежели имел Христос), а в смысле
количества: ученикам предстояло показывать путь Христов не
только Иудее и Самарии, но и до краёв земли. И - на
протяжении всей своей жизни, а не всего лишь 3,5 лет,
как выпало Христу.
Почему это станет возможным для учеников Христа? Потому, что Иисус станет свыше им верным духовным помощником до скончания века сего нечестивого. А помощь свыше в виде святого духа - намного мощнее всего лишь физической помощи в пределах земли.
14:13,14
И если чего попросите у Отца во имя Мое
Как видим, христианин мольбы свои и прошения,
которые связаны с прохождением пути Христова на земле и
исполнением Божьей воли (во имя Христа) должен направлять
к Отцу Христа.
то сделаю, да
прославится Отец в Сыне.
Христос же
уполномочен просьбы своих последователей выполнять, чтобы
все понимали абсолютное единство между Отцом и сыном Его:
если просили у Бога, а получили чрез Христа - значит, Отец
и сын - верные соратники друг другу, чрез помощь Христа -
прославляется его Отец, давший сыну ВОЗМОЖНОСТЬ помогать
христианам по молитвенному прошению их.
Если христиане называют Отцом того, кого называет Отцом Иисус Христос, то, значит, и делать должны всё так, чтобы прославился Отец и в них как в сыновьях Его.
Отметим, что употребление имени Иисуса Христа при обращении
к Богу не гарантирует того, что любая просьба автоматически
исполнится: имя Иисуса не имеет никакой магической силы и
не несёт в себе никакой магической формулы.
Молиться во имя Христа - значит до такой степени
проникнуться целями и Духом Христа, что наша просьба
полностью отождествится с волей Бога и её исполнение
поможет Божьему делу (1 Ин. 5:14).
14:15,16
Если любите Меня, соблюдите Мои
заповеди.
Есть один способ доказать свою любовь к Богу и
Христу Его - это воплотить её в ДЕЛО исполнения воли Божьей
на земле.
Иисус показал ученикам, что на этом пути – они не
одиноки, за ними стоят и Отец и сын, и помогать будут с
небес им этот путь проделывать по молитве их и просьбе
их.
Единственное, что им нужно будет сделать САМИМ – это
не охладеть в любви ко Христу и соблюсти все до
единого напутствия его. В остальном – им обязательно
помогут свыше:
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
14:17,18
Духа истины, ….вы знаете Его, ибо Он с
вами пребывает и в вас будет.
Дух истины или правды от Бога, который в
настоящее время пребывал со Христом, после его вознесения
на небо - пребудет с учениками его. Таково намерение Бога
о помощи свыше, чтобы ученики Христа имели
сверхчеловеческую способность различать, где правда Божья, а
где ложь, где святой дух, а где - нечистый.
Именно так, через приобщение к святому духу в Пятидесятницу
сверхъестественным образом, проявится помощь Христа своим
ученикам на земле:
Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Ощутивший
на "вкус" дух Божий, правду Божью, Его внутреннюю сущность,
Его отношение ко всему - будет иметь возможность и поступать
ТАК
, как ожидает Бог, по правде Его, а не по
образцу духа этого мира, которому образ жизни Божьего
человека - непонятен:
мир не может принять
(дух истины Божьей),
потому что не видит Его и не знает Его;
И в получении
христианином в дар свыше внутреннее мироощущение и
миропонимание
Бога через святой дух –
огромная помощь для христианина.
Оно само по себе отторгает чужеродное, не Божье, не может
христианин сознательно прилепиться к нечистоте так же,
как, например бабочка не может прилепиться к помойке. Но
не потому, что она намного лучше помойки, а потому, что
внутренне для неё это противоестественно.
Божий дух, пребывающий в христианине, облегчает ему
сопротивление греху.
Сегодня дух
истины Божьей христиане могут получать через чтение и
исследование слова Божьего, Библии, но это не только дух
интеллектуальных знаний о Боге и о Христе Его, о Его
законах и истории человечества. Это также и дух любви,
справедливости, милосердия, кротости, долготерпения Божьего,
который можно увидеть, почувствовать, понять, принять для
себя и в себя через Писание и размышление над ним.
Многие читают Библию и получают знание о Боге через неё,
но не многие познают Бога, принимая в себя Дух Божий,
сокрытый в ней.
14:19,20 мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. Иисус предсказывает здесь своё воскресение и встречу с учениками после воскресения, во что мир верить не будет.
В
тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Ученики сейчас вряд
ли могли понимать Христа, но он предсказал им всё, чему
надлежит быть в скором будущем, чтобы они поняли его
слова хотя бы в момент, когда произойдут определённые
события: встреча с ним после воскресения и помазание святым
духом в Пятидесятницу.
14:21
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их,
тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;
Любовь больше чувства долга. Но и любви на словах - мало.
Она должна проявляться на деле. Если дел христианских не
будет, если заповеди Христа, записанные в Библии,
исполняться христианами не будут, значит, не любят они
Христа, значит, и напрасны ожидания их о спасении.
и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иисус сам решает, кому, когда и в каком проявлении явиться, призывая своего ученика на исполнение какого-либо дела Божьего. Как, например, произошло с апостолом Павлом и с апостолом Иоанном. Но непременным условием откровения Христа кому-то является исполнение им заповедей Христовых, движимое любовью к Богу, ко Христу и к праведному образу жизни.
14:22-25
Господи! что это, что Ты хочешь явить
Себя нам, а не миру?
Иуда (не предатель) искренне не понимает, если о Христе
Божием должен узнать весь мир, то почему у Иисуса такая
избирательность и нежелание явить себя миру?
кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и
Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Нелюбящий Меня
не соблюдает слов Моих;
Иисус поясняет, что
не ко всякому в мире благоволит Отец Его. Нежелание
соблюдать заповеди Христа – оно само по себе и оттолкнёт
Отца от многих. Отцу в конечном итоге решать, на ком
взгляд Свой остановить и кому открыться через Христа:
те, кто очень сильно возжелают видеть и понять Отца,
кто сможет взглянуть на всё Его глазами – те увидят Его
через сына и в сыне.
А не желающим Его видеть и понимать – нет смысла и
показывать Себя.
«Обитель» для
своего «пребывания» сын с Отцом могут себе позволить
сотворить только у того, кто способен вместить и оценить
это духовное сообщество, не у всех подряд.
(потому и процесс избрания и призвания происходить будет на
протяжении многих веков)
слово же, которое вы слышите, не есть
Мое, но пославшего Меня Отца.
Иисус поясняет, откуда у Отца такое требование к людям,
чтобы они непременно соблюдали слово Христа: на самом
деле слово Христа - это слово Отца его, Бога. Христос
всего лишь в точности донёс слово Божье до земли.
14:26
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое,
научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам
Святой дух, посланный в помощь идущим к Богу, как и
Христос шёл (во имя моё
) – и станет залогом тому, что
Отец принял решение сотворить здесь, в этом человеке, «Свою
духовную обитель».
Святой дух станет для христиан не только утешением и
помощником в пути Христовом, но и все необходимые знания
для этого пути - свыше предоставит -1Иоан.20,27
Ученики Христа, например, при помощи святого духа через
много лет после общения со Христом на земле, смогли
вспомнить всё, что потребовалось для написания Евангелий.
А апостол Павел, например, при помощи святого духа смог
предоставить собраниям христиан правдивые разъяснения многих
непонятных мест Ветхого Завета, свидетельствующих о замысле
Бога в отношении Христа и принятия язычников.
14:27
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не
так, как мир дает, Я даю вам.
Иисус показал им внутренний мир СВОЙ или Божье
мироощущение и миропонимание. Они отличаются от того,
которое может дать кому-то безбожный мир. У не любящих Бога
совсем другие представления о смысле жизни и способах её
провождения.
Да не смущается
сердце ваше и да не устрашается.
Иисус просит также
учеников не паниковать от предстоящих событий, ибо он
вскоре уйдёт к Отцу на небеса, и они должны будут
привыкнуть жить лишь верою в него, но без его видимого
присутствия. Это нелегко.
14:28,29
Если бы вы любили Меня, то
возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу;
Почему же это ученики, ЕСЛИ БЫ любили его, то
возрадовались бы от сообщения «иду к Отцу», а не боялись бы
ухода Христа и дальнейшей жизни без него?
Потому, что:
Отец Мой более Меня.
То есть, уход Христа к Отцу означал бы, что
Иисус успешно справился с заданием своего Отца, который,
будучи «более сына», имел полномочия послать его на землю
и принять обратно после выполнения «операции» по спасению
человечества.
Ученики радовались бы тому, что Иисус сохранил верность
Отцу своему, что он останется жив, и пусть его не будет
с ними на земле, и пусть им без него будет плохо, но он
жив, и это - главная радость для любящих Христа.
Плюс то,
что Отец более сына означает, что у Отца больше и
полномочий и способностей и возможностей свыше помочь им
всем ПОСЛЕ того, как воскрешённый к жизни Христос станет
об этом ходатайствовать пред Ним на небесах.
А это тоже - немалый повод для радости.
Я сказал вам [о
том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
Очень важный момент.
ПОВЕРИТЬ Христу - нужно ДО исполнения предсказанного
пророчества или будущих событий. Чтобы ожидать его
исполнения и распознать его, когда оно исполнится.
14:30,31
идет князь мира сего, и во Мне не имеет
ничего.
Дьявол, действующий через Иуду Искариота,
приближался к исполнению своего замысла погубить Божьего сына.
Однако князь мира сего не имел ни одного тёмного
пятна во Христе, за что возможно было бы ему уцепиться и
стащить Христа в ноги себе для поклонения.
В веке этом ему разрешено быть хозяином положения и иметь
власть уничтожать тех, кто не поклонится ему ни при каких
обстоятельствах.
В веке этом - смерть как праведному, так и грешному
–Еккл.9:2. Но можно умереть, не будучи брошенными под ноги
дьяволу - в поклоне ему. А для этого надо умудриться не
дать ему места для зацепки в нас.
Надо сильно постараться: Иисус отмывает нас во многом кровью своею, но и омытым - всё равно отмывать «ноги» каждый день стараться придётся, причём – до самой смерти. Чтобы не дать дьяволу за них уцепиться. (см. разбор Иоанна 13:6-10 о значении умывания ног )
Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Иисус знал, что идёт на погибель, однако такую миссию ему поручил Отец его, и ради любви к Отцу он готов был к тому, чтобы погибнуть, исполняя волю Его о спасении человечества.
, , , , , , , , , , ,
ГЛАВА 14
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
29 И вот, Я сказал вам о том
, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иуда (не Искариот) говорит Ему: Господи! что́ это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том , прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
Евангелие от Иоанна 14:27
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .
Смотреть что такое "Евангелие от Иоанна 14:27" в других словарях:
Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет … Сводная энциклопедия афоризмов
Папирус Р52, содержащий один из наиболее древних из найденных манускриптов Евангелия от Иоанна, датирован 125 годом. Евангелие от Иоанна (греч … Википедия
Евангелие от Иоанна - вероятно написано в Ефесе в 70 100 году по Р.Хр. Оно, видно, предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Так, напр., в Иоан. 3:24 о заключении Иоанна Крестителя упоминается, как об известном читателям факте. Оно, очевидно, было… … Словарь библейских имен
I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин 1:1,3: Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...возвещаем вам. Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой… … Библейская энциклопедия Брокгауза
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - см. статьи Евангелие; Иоанн Богослов … Православная энциклопедия
- «В начале было Слово» ... Свидетельство Иоанна Крестителя об истинном Свете. Иоанн указывает на Иисуса, как на Агнца Божия. Призвание первых апостолов …
И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Иоан.5:33 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Никодим приходит к Иисусу ночью; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир». Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Исцеление в субботу больного лет при купальне; иудеи обвиняют Иисуса. Ответ Иисуса: Отец и Сын; свидетельство Иоанна и Писаний … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Прит.8:22 1Иоан.1:1 1Иоан.1:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Книги
- Евангелие от Иоанна , Брюс Милн. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Евангелие от Иоанна оказало неоценимое влияние на историю человечества. Его страницы заключают в…
- Евангелие от Иоанна , Милн Б.. Евангелие от Иоанна заключает в себе этическую и духовную силу, которая на протяжении столетий вызывала политические перемены, меняла общество и людей.. В книге фокусируется внимание на…
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.