Эстетика питания. Эстетика еды Эстетичная еда

Кухонь мира, отнесенных ко всемирному нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО, не так уж много. Жемчужиной этой коллекции является японская кухня. Маленькие тарелочки всевозможных форм на столе, небольшие кусочки пищи, которые удобно захватить палочками и отправить в рот, понятный внешний вид ингредиентов, из которых состоит трапеза - в этом выражается стремление японцев к изящности оформления и эстетике. Японская внимательность к деталям прослеживается и в их отношении к пище: молодым людям подают порции побольше, чем пожилым из-за разного метаболизма, еда в зимнее время года отличается от летней, оформление блюд превращается в настоящее искусство.

Простота, легкость приготовления, свежесть продуктов - основы японской кухни. Обычный продуктовый магазин на углу или элитный ресторан в центре города предложат своим клиентам одинаково свежие продукты питания. В Японии расфасованная и предлагаемая к продаже еда имеет срок хранения не больше суток. Даже не верится, что повсеместно любимая и известная японская кухня когда-то была закрыта для мира из-за политики национального затворничества, проводимой до 1868 года.

История кухни

Самые ранние свидетельства о японской кухне восходят ко временам мезолита и неолита, когда основным рационом японцев того времени были рыба, разные виды пшена, моллюски. Еще тогда японцы пользовались горшками, в которых варились всевозможные похлебки. Известное японское блюдо сябу-сябу, которое еще называют «блюдом из одного котла», датируется как раз тем периодом. Археологи, проводившие раскопки на территории Японии отметили, что уже тогда люди использовали природные холодильники в виде глубоких ям и консервировали продукты солью.

Главный продукт кухни - рис - в Японии начали возделывать в III веке до н. э., причем рис был не только продуктом питания, но и денежной единицей, мерой вознаграждения самураев до конца XIX века. Запасы риса говорили о материальной состоятельности семьи. В VI веке влияние на японскую кухню оказал Китай, были заложены основы чайной церемонии.

В этот же период в страну проник буддизм, и поэтому уже в 675 году появился закон, запрещающий употребление мяса. Нарушение запрета каралось смертной казнью. Правда, сам запрет распространялся не на все виды мяса. Например, мясо диких свиней и оленей можно было продолжать есть безнаказанно. В 752 году также была запрещена и рыбалка. Рыбаки остались без работы и источника пищи. Но чтобы рыбаки не умерли от голода, императорский дом датировал их определенным количеством риса ежегодно. Палочки для еды - это не японское изобретение. Их японцы позаимствовали у китайцев, так же, как рецепт соевого соуса и лапши удон.

«Рис был не только продуктом питания, но и денежной единицей»

С началом аристократической эпохи, начавшейся с 710 года после основания постоянной столицы в Наре, японская кухня приобретает присущие ей черты. Кушанья при императорском дворе элегантны и недосказаны, ценится утонченность и внешняя эстетика блюд, а не их изобилие. Все, что находится на тарелках, приобретает определенную символику, цвет блюд определяется сезоном и происходящими событиями.

До появления первых португальцев в Японии в 1543 году сладости, как таковые, в рационе населения отсутствовали. Хоть сахар и был открыт японцами в VIII веке, он считался лекарством от болезни легких и в пищу его не употребляли. Чаще всего, сладким к чаю выступали фрукты, каштаны, мед. Все изменилось с появлением в Японии европейцев. Сладкие конфеты, карамель, печенье и леденцы - «сладости южных варваров», которыми японцев пытались склонить к христианству. Япония снова закрывается от всего мира в 1639 году и открывается Западу лишь после 1868 года. Булочные, стейк-хаусы, пивоварни, магазины с мороженым и шоколадом, кофейные и винные лавки - все это пришло в Японию и стало космически популярно среди молодых гурманов и интеллектуалов. Сыры, молоко и масло появились из-за популярности десерта чизкейк не раньше 1970-х.

А вот американским гамбургерам не суждено было наводнить рынок. Еще в 1958 году Андо Момофуку придумал революционную быстрорастворимую лапшу в пластиковых стаканах, которую полюбила вся Япония, и не только она. Японские традиции питания теряют актуальность в собственной стране, но вдруг японцы обнаруживают, что именно их кухня вдохновляет весь современный мир. На стажировку к японским поварам повалили желающие со всего мира. Ведь строчка в резюме о том, что ты прошел обучение у японского шеф-повара повышает твою конкурентоспособность.

Японский общепит

Питание вне дома приобрело свою популярность в Эпоху Эдо в начале XVIII века, когда население города (который в будущем переименуют в Токио) в два раза превосходило население тогдашнего Парижа и основную часть жителей составляли неженатые мужчины и приезжие провинциалы. Многие из них ютились в небольших комнатах и готовить было попросту негде. Это дало мощный толчок индустрии быстрого питания. В 1751 году в Эдо открылся первый в мире ресторан. Умение разбираться в качестве еды стало считаться делом чести. В Эдо, Осаке и Киото начали печатать первые буклеты с оценками ресторанов.

В современной Японии главной чертой общепита, отличающей его от остального мира, стала традиция выставлять у входа витрины с муляжами основных блюд и ценами на них. К еде обязательно подадут зеленый чай, а чаевые посчитают оскорблением - здесь их оставлять не принято. Нередко можно увидеть картину, как японский официант догоняет на улице европейца, чтобы отдать ему чаевые, которые тот оставил по привычке.

«Нередко можно увидеть картину, как японский официант догоняет на улице европейца, чтобы отдать ему чаевые, которые тот оставил по привычке»

Вся активная жизнь в больших городах протекает вокруг станций метро и вокзалов, поэтому большинство кафе и ресторанов сосредоточено именно там. Цены на еду могут быть как вполне разумные, так и неприлично высокие. Все зависит от уровня ресторана, ассортимента блюд и качества обслуживания.

Недорогим и вкусным вариантом перекусить для туриста будут заведения с суши, организованные по принципу конвейера, где маленькие тарелочки проезжают мимо тебя и ты прямо с ленты можешь брать то, что тебе нравится. Стоимость блюд определяется цветом тарелки. После окончания трапезы официант подсчитывает количество и цвет тарелочек, фиксирует их в расчетном чеке, который ты оплачиваешь на кассе при выходе из заведения. Заказ обычно совершается при помощи установленного возле каждого стола электронного дисплея.

Бывает, что кафе предлагает лишь опции комплексного питания и изменить что-либо в заявленных комбинациях невозможно. Например, если ты захочешь к мясу с овощами миску супа, но без плошки риса, даже не надейся, что тебя поймут и выполнят твое пожелание или скорректируют цену. Есть меню и все, никаких других позиций не предусмотрено.

«Еще в 1958 году Андо Момофуку придумал революционную быстрорастворимую лапшу в пластиковых стаканах, которую полюбила вся Япония, и не только она»

Суеверия/ привычки /приметы

С палочками для еды в Японии связан ряд правил. Например, женщины могут есть пищу только при помощи палочек, в то время как мужчинам допустимо есть некоторую еду руками. Нельзя вставлять палочки вертикально в еду, особенно в рис, так делают лишь на похоронах. Палочками не двигают тарелки, не указывают, не зажимают их в кулаке и не кладут их поперек чаши. Перед тем, как попросить добавку риса, палочки следует положить на стол.

До трапезы всегда произносится «приятного аппетита» и подается влажное теплое, а иногда горячее полотенце осибори, чтобы протереть руки перед едой. Вставать из-за стола с недоеденным рисом в плошке невежливо, рис съедают до последнего зернышка.

Блюда

Блюда японской кухни можно условно разделить на три группы: блюда с рисом, блюда с лапшой и блюда с рыбой и мясом. Степень термической обработки варьируется от совсем сырого мяса и рыбы до продуктов, обжаренных в кляре на большом огне.

Японская лапша бывает трех видов: рамэн, удон и соба.

Рамэн привезли в Японию из Китая. По сути, это лапша в бульоне. Чаще всего, в курином, но бывает и в свином или бульоне из морепродуктов. В последнее время популярность набирают и вегетарианские рамэны. Лапша для рамэна изготавливается из пшеничной муки с добавлением яиц.

Лапшу удон изготавливают из пшеничной муки, но без добавления яиц. За счет своего состава готовится она несколько дольше, чем лапша для рамэна, но и является более питательной. В отличие от рамэна лапшу удон употребляют как в виде самостоятельного блюда с соевым соусом, так и в составе супа.

Собу изготавливают из гречневой муки иногда с добавлением пшеничной. Это известное блюдо еще с эпохи Нара, когда его подавали на чайных церемониях. Обычно собу употребляют холодной с приправами и соевым соусом, но иногда добавляют в горячий бульон.

Поедая лапшу любого вида, в Японии принято причмокивать, таким образом показывая, что блюдо вкусное.

Тэмпура - креветки, рыба и сезонные овощи, обжаренные в кляре. Употребляют ее с бульоном из соевого соуса. Это хрустящее блюдо было привезено в Японию христианскими миссионерами.

Сукияки - «блюдо из котла», так же как и сябу-сябу, готовится в кастрюле прямо на столе. Тонкие ломтики говядины, лапша, тофу и овощи. Ничего сложного, но вкус получается очень изысканным.

Сябу-сябу - принцип приготовления близок к сукияки, правда здесь тонкий кусочек мяса опускают в горшок с кипятком, за счет чего из мяса удаляются излишки жира и калорийность блюда уменьшается. Бульон с мясом традиционно приправляется луком, капустой и овощами.

Суши , известные и любимые всеми, изначально выглядели совсем не так. Раньше рис и рыбу тщательно мариновали и оставляли как минимум на год, а чаще всего, на три - до употребления в пищу. Современный вид суши придали самураи, ценившие вкус сырой свежей рыбы. Именно благодаря их вкусовым пристрастиям суши стали колобком из риса и кусочка рыбы. Как правило, суши обмакивают в соевый соус и приправляют «японским хреном» васаби . Мы привыкли видеть васаби на столе в отдельной плошке, в Японии же васаби кладут сразу внутрь суши. Считается, что разные виды суши стоит закусывать маринованным имбирем, чтобы полнее ощутить различные вкусы.

Сашими - нарезанное филе сырой рыбы разных видов, которую едят обмакивая в соевый соус. Часто с сашими подают дайкон - японскую редьку, которая помогает полнее раскрыть вкус рыбы.

Карри по-японски - единственное блюдо с рисом, которое едят ложками. Блюдо пришло в Японию из Индии и позиционировалось как английское (в тот период Индия была колонией Великобритании). В дальнейшем японцы трансформировали соус карри под свой вкус и теперь это блюдо нельзя назвать фьюжн версией индийского, вкус соуса совсем иной.

Якитори - любимая закуска к алкогольным напиткам в Японии. Куриное мясо, овощи и грибы на бамбуковых шпажках, приготовленные на гриле с углями. Мини-шашлычки предлагают в многочисленных барах-пабах изакая.

Тонкацу - супер популярное блюдо японских кафе. Так же, как и тэмпура, обжаривается во фритюре, но представляет собой свиную отбивную и подается не с соевым, а с другим, немного сладковатым на вкус, соусом.

Невозможно обойти вниманием деликатес - рыбу фугу , которую считают пищей для любителей экстрима. Ведь лишь капля яда, содержащегося в основном в печени рыбы, способна привести гурмана к полному параличу и летальному исходу. Все повара, готовящие рыбу фугу, имеют специальную лицензию на ее приготовление. Согласно японской традиции, повар, отравивший клиента, обязан сделать себе харакири, правда, актуально ли это в наши дни? Вот в чем вопрос.

Вторым известным японским деликатесом считается мраморное мясо . Мясо бычков получается особо нежным и мягким в связи с тем, что их почти не выпускают из стойла и щедро поят пивом.

Ну и разумеется, вагаси - всевозможные японские десерты на основе риса, бобовых, агар-агара. Назвать их сладкими в привычном понимании сложно, но привыкнув и раскрыв для себя вкус вагаси, отказаться от них уже сложно.

Алкоголь

Технология приготовления самого известного алкогольного напитка - саке - похожа на варку пива, но количество спирта в японской водке саке в три раза превышает «градус» пива. Саке также называют рисовым вином из-за риса и воды в составе. Саке пьют подогретым - для достижения быстрого опьянения, или охлажденным, что более привычно европейцам. Саке считается напитком для умных, поскольку исследования токийских ученых говорят о том, что показатель IQ ежедневно употребляющих данный напиток выше, чем у тех, кто от него воздерживается.

Не менее популярным алкоголем в Японии является пиво, рекламу которого обычно украшают симпатичные улыбчивые японки в коротких юбках. Также снискал расположение пришедший извне виски. Слабоалкогольные фруктовые напитки популярны среди молодежи. Плодово-ягодные вина, которые у нас презрительно называют «чернилами», в Японии делают из сливы ¬- в отличие от наших, они имеют свой утонченный интересный вкус.

Фаст-фуд

Самый популярный японский способ перекусить - купить онигири . Это рисовый пирожок треугольной формы с начинкой (лосось, курица, икра, яйцо, овощи и так далее). Когда-то крестьяне брали онигири с собой в поле, а сейчас дети берут их с собой в школу и на прогулку.

Окономияки - «японская пицца». Только основа у нее не из теста, а из измельченной капусты, скрепленной сырыми яйцами. В виде начинки используют лапшу, морепродукты, овощи. Быстрый и экономный прием пищи, дополненный сладким соусом и посыпанный сушеной рыбой.

Такояки - небольшие шарики из муки с кусочками мяса осьминога внутри. Соус и сушеная рыба такие же, как в окономияки. Обычно такояки продают по 6 или 9 штук. Кажется, что этим перекусом можно всего лишь «заморить червячка», но несмотря на свой размер, такояки - очень сытный прием пищи.

«Многие из них ютились в небольших комнатах и готовить было попросту негде. Это дало мощный толчок индустрии быстрого питания»

Бэнто - вариант походного обеда. Он представляет собой коробочку, разделенную на секции, в каждой из которых находятся различные ингредиенты. Изначально бэнто продавали на станциях железнодорожных вокзалов для путешественников, которым предстоял долгий путь. Основа бэнто - рис и различные мини-блюда (мясо, рыба, овощи). Раньше их приготовлением занимались заботливые жены и матери, сейчас их можно купить в любом супермаркете. Однако, вывезти из Японии деревянную коробочку бэнто как сувенир не получится. Они считаются национальным достоянием и запрещены к экспорту.

Кроме того, уличная еда Японии представлена жареными кальмарами, жареной кукурузой, блинчиками типа французских блинов crepe, жареными каштанами, плюшками из теста, сваренными на пару с мясной начинкой нику-ман, курятиной на палочке куши-яки, шашлычками из разных видов мяса и причудливых форм тофу. Голодным в Японии ты точно не останешься!

Фото by Lady and Pups , I am a Food Blog, Fitness on Toast

В понятие «эстетика питания» входят гигиенические правила и вся обстановка приема пищи — помещение, освещение, мебель, посуда, сервировка стола, внешний вид пищи, поведение за столом, порядок приема пищи, навыки самостоятельной еды, настроение ребенка.

Чем раньше ребенок научится правильным навыкам еды, тем лучше они закрепятся и войдут в привычку. Поэтому уделять внимание эстетике питания следует уже на 1-м году жизни.

Кормление в строго определенные часы является одним из основных правил эстетики питания. При этом появляется хороший аппетит, заинтересованность в еде, воспитывается положительное отношение к самому процессу приема пищи. Уже в первые месяцы жизни все виды «инородной» пищи (соки, фруктовые пюре и др.) необходимо давать ребенку с ложки. В последующем ребенку дают в руку кусочек хлеба, сухарь, печенье.

В возрасте 7 — 8 мес ребенок уже проявляет желание самостоятельно есть. Следует поддержать его в этом стремлении — дать в руки ложку, научить держать чашку. При этом со стороны родителей должно быть проявлено достаточно внимания и терпения, следует немного помогать ребенку, не ограничивая его самостоятельность (кормить второй ложкой). При правильном воспитании указанные навыки закрепляются и к 1 году ребенок может сравнительно легко справляться с этой задачей.

С первых месяцев жизни следует приучать ребенка к соблюдению гигиенических правил и к аккуратности. Перед едой ребенку обязательно надо вымыть руки, надеть нагрудник или повязать салфетку. Во время еды вытирать рот и руки салфеткой, следить за порядком на столе, пролитую пищу сразу вытирать, воспитывая привычку к чистоте.

Ребенка, не умеющего самостоятельно сидеть, кормят на руках у взрослого, сидящего за столом. Нельзя кормить ребенка в кровати (если он не болен). Совершенно недопустимо, укладывая ребенка спать, давать ему бутылочку со смесью, соком, чаем и оставлять без присмотра. Это может привести к несчастному случаю.

Когда ребенок уже может хорошо сидеть, во время кормления его надо сажать на высокий детский стул или специальное подвесное кресло, укрепленное на спинке стула.

Ребенка, научившегося есть самостоятельно, лучше сажать за отдельный детский столик, что обеспечивает более удобное положение во время еды. Если ребенка кормят за общим столом, то ему нужно отвести постоянное место.

Важно следить за красивой сервировкой стола, накрыть его салфеткой или цветной клеенкой, выделить для ребенка красочную посуду, поставить вазочку с цветами. Посуда должна быть легкой, устойчивой, хорошо моющейся, по объему соответствующей возрасту ребенка. Накрывая на стол, следует говорить о предстоящем приеме пищи, приятном виде, вкусе, запахе. Детей старше 1 1/2 — 2 лет надо привлекать к сервировке стола.

Во время кормления ребенка не рекомендуется ставить на стол сразу все блюда, которые предполагается дать ребенку, так как это иногда приводит к снижению аппетита, нарушению порядка приема блюд, ребенок может потребовать сладкое, отказавшись от первого или второго блюда.


«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц

Большое значение имеют поведение и настроение ребенка перед кормлением. Он должен садиться за стол спокойным, в хорошем настроении, неутомленным и не возбужденным. Поэтому непосредственно перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, далеких прогулок. Нельзя внезапно прерывать увлекательную игру и сразу начинать кормление ребенка. Необходимо за 20 — 30 мин до еды вернуть ребенка с…


Олеся Костылева
Обучение эстетике питания у воспитанников

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Сообщение на тему :

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей»

Подготовила воспитатель :

Костылева Олеся Олеговна

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет» .

Обучение эстетике питания у воспитанников .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая или обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения : ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

1 мл. группа (от 2 до 3 лет) закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола не закончив еду, говорить спасибо;

2 мл. группа (от 3 до 4 лет) научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;

Средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды;

Старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

Продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

Подготовит. к школе группа (от 6 до 7 лет) закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Порядок действий при организации приема пищи :

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры : валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст) ; самоконтроль детей; оценка деятельности.

Сервировка стола : организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов , соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) . Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды ; обучение правилам этикета ; оценка деятельности.

Что должен уметь и знать воспитатель :

-воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

Проводить беседы с родителями о питании ребенка дома ;

Выяснять причины возникновения плохого аппетита;

Создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника ) ;

Во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

Уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде) ;

Уметь поощрять детей за их самостоятельность, при необходимости надо покормить детей у кого не сформирован навык самостоятельности;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

Позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

Уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком, правильно освоить нужный навык (например во время мытье рук : сначала надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, вымыв, тщательно - смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки) ;

Не следует торопить детей;

Не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

Столовый этикет в деятельности ДОУ

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, быть приятным в застольном общении.

Все это учит детей радостно воспринимать окружающее , радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевам, способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни, приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме.

Формирование навыков поведения за столом

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало воспитательной работы .

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей :

Важное условие для поддержания здоровья, соблюдения правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;

Совершенствуя движения, дети становятся более точными, ловкими, координированными;

Шире познает окружающий мир;

Развивается речь;

Приобретают силу и устойчивость психологические функции : внимание, воля;

Приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дежурство

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал» .

Благодаря дежурству можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению .

В младшей группе - дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый (разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы, повесить «доску дежурных» и научить ею пользоваться) .

В средней группе - можно обучать детей сервировке стола, накрывать стол, за которым сидит сам, на видном месте повесить «доску дежурств» -это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании, фартучки, после уборки посуды помощник воспитателя может предложить тряпочку для протирания стола.

В старшей группе - дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убирать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Работают быстро, слаженно, рационально.

В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами и поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

1 Общие правила перед приемом пищи

2 Правила поведения за столом

3 Правила поведения за столом

4 Правила пользования салфетками.

5 Правила употребления некоторых блюд

6 Правила сервировки стола

7 Правила поведения после еды

1. Общие правила перед приемом пищи

Тщательно мыть руки с мылом.

За столом у каждого есть определенное место : садись на свое, не занимай чужо. Садись, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

2. Правила поведения за столом

Сидеть за столом спокойно,спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками)

Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.

Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.

Нельзя вертеться. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.

Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.

Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!

Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол.

Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.

Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок

3. Правила пользования столовыми приборами

Ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот. Вилку можно держать и в правой, и в левой руке : в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом;

Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.

Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.

При использовании двух приборов - ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, - левой.

Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.

Запомни : ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.

Правила пользования салфетками.

Бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот и пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки.

Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды) . Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.

Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо. Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Что, чем и как есть

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки, каши едят ложкой. Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.

Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.

Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам,

Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.

Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.

Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.

Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.

Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.

Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет» . У каждого свои предпочтения.

Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!

Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!

Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком !

Столовый этикет состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков. Необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному воспитанию

Для работы по обучению детей столовому этикету мы используем следующие методы и приемы :

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например : в играх- драматизациях, воспитанники перевоплощаясь в сказочных персонажей стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.

2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например : можно рассказать, что когда тоже была маленькой, случалось что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или воспитанники могут приводить примеры из своего опыта : «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку» . Беседы на темы «Безопасность во время приема пищи» , «Пользование столовыми приборами» , «Если ты разбил посуду» и др.

3. Игровые приемы : дидактические игры («Магазин посуды» , «Подбери, что нужно для завтрака…» , «Узнай по описанию» , «Так бывает или нет?» , «Угостим гостей чаем» и др., игры-путешествия в прошлое посуды, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-воображения). Например : в сюжетно-ролевых играх, учат куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор.

4. Наглядные приемы (картинки, фотографии) . Мы используем в работе иллюстрации из комплекта «Расскажи про детский сад» , иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., а также фотографии работы дежурных подготовит. групп прошлых лет.

5. Художественное слово. Например : учим стихи, отгадываем загадки, читаем рассказы, сказки. («Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., «Стихи и загадки малышам» Мизгунова Н., а также произведения разных авторов, которые находим на просторах интернета)

6. Музыка (песни «Пирожки» , «Манная каша» , «К нам гости пришли» и т. д.)

7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по заданию, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например : зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления ). Например : показываем сами пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола .

9. Элементарные эксперименты (изучение свойств посуды в зависимости от материала, из которого она изготовлена; внешнего вида посуды и столовых приборов в зависимости от их назначения : «Зачем чайной чашке ручка?» , «Почему вилка рогатая?» )

Работу по теме проводим как ОД («Мы дежурим» , «Посуда рассказывает о себе» , аппликация «Украшение салфеток» , рис. «Красивые фартуки» , так и во время самостоятельной деятельности.

В группе созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников :

Книжный уголок : Книги для чтения и рассматривания, внесение иллюстраций «Семья обедает» , «Обед (завтрак) в детском саду», изображений различных видов посуды и предметов для сервировки.

Игровой центр «Дом» , где есть кухонная, столовая и чайная посуда; скатерть; ваза с цветами, салфетки, набор «Выпечка» , овощи и фрукты; предметы заместители; фартуки.

Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации; изображения посуды народных промыслов Хохлома, Гжель, Жестово, Городец; трафареты с изображениями предметов посуды.

Настольно-печатные игры «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Что лишнее?» , «Хозяюшка» и др.

Правильное питание должно приносить удовольствие. Перед приемом пищи мы стараемся обсудить достоинства блюд. Научить воспитанников описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду. Для поднятия аппетита используем пословицы и небольшие рифмовочки :

Стол накрыли и про кашу не забыли.

Хочешь сильным быть, дружок – кушай вкусный творожок.

Молочная река, кисельные берега.

Садитесь на пенёк, да ешьте пирожок.

Тихо музыку послушаем, кашу вкусную покушаем.

А из печки пирожок : «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

Молоко, кефир мы пьём и здоровыми растём.

Витаминный ужин деткам очень нужен.

Кто на завтрак подкрепится, тот работы не боится.

Условия воспитания положительного отношения к еде :

Удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

Разъяснение необходимости рационального питания , пропаганда здорового образа жизни;

Исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание) ;

Постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

Оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

Позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

«Значение овощей и фруктов в детском питании. Эстетика питания»

Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна

Большое значение при проведение процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

Важно помнить, что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол, создать максимальные удобства для всех детей. Такое скучное слово, как «Сервировка» может означать процесс творческий и приятный, сделать жизнь красивой, а обеды и ужины для детей превратить в особое удовольствие.

Каковы же классические правила сервировки стола?
Это расстановка посуды! Тарелки и приборы должны ставиться в той последовательности, в которой будут подаваться блюда. Например: на тарелку для горячего ставится тарелка для закусок. Тарелочку для хлеба так же нужно поставить слева. Вилки и ножи располагаются тем дальше от тарелки, чем раньше они понадобятся. Т.е. вилка для салата окажется самой крайней, а ложка для горячего – последней, около тарелки. Десертные приборы кладутся сверху от тарелки. Ножи надо класть справа лезвием по направлению к тарелке, ложки – выпуклостью вниз, а вилки – слева от тарелки зубчиками вверх, чтобы не испортить скатерть. Суповые ложки можно класть справа, правее последнего ножа. Если подают сливочное масло к хлебу, то на тарелку для хлеба, которая должна располагаться слева от вилки, кладут маленький нож для масла. Расстояние между тарелками должно составлять приблизительно 60 см, а расстояние между тарелками и столовыми приборами, а так же между самими приборами – 0, 5 см.

Сервировать стол рекомендуется одинаковыми приборами и посудой. Если ее не хватает, то посуду другой формы и цвета следует размещать, через две - три тарелки от основного сервиза. Это будет выглядеть красиво. Все тарелки должны стоять на небольшом расстоянии от края стола, образуя прямую линию, параллельную краю.

Что отличает сервировку детского стола?

Принцип тот же, но не стоит забывать, что перед вами дети, и они всегда ждут от любого приема пищи чего необычного и удивительного. Для детей наверняка, можно найти и подобрать тарелки и бокалы с изображением «мультяшных» героев, забавные соломинки для напитков. Самые обычные салфетки могут стать веселыми, для этого каждую из них можно украсить корсетом из разноцветной бумаги, а сверху прикрепить по небольшой и незатейливой игрушке. На праздничный обед вместо белой традиционной скатерти можно расстелить цветную и нарядную. Для каждого малыша можно изготовить из цветной бумаги именные таблички в виде конфеты, ягодки, пирожного…

Не забывайте, что детские блюда должны быть не только вкусными и полезными, но ещё красивыми и привлекательными.

При сервировке стола для детей в дошкольном учреждении необходимо строго и неукоснительно соблюдать все технологии.

  • МИНИМАЛЬНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Стол любой формы делят по периметру на четыре равные части. Каждая равная часть стола рассчитана на одно посадочное место. Его сервируют пирожковой тарелкой, столовым ножом, вилкой, ложкой, бокалом или стаканом, салфетницей с бумажными салфетками, вазой с цветами. Слева по отношению к детям, которые займут места у сервировочного стола, отступив на 5 – 10 см, устанавливают пирожковую тарелку.

Закусочные тарелки на стол не ставят, так как холодные закуски подают прямо в них. Но если при подаче холодных закусок, используют салатники, то воспитатель дополняет сервировку закусочной тарелкой. Слева от тарелки, в которую будет подано блюдо, располагают столовую вилку зубцами вверх, справа – столовый нож, лезвием к тарелке и столовую ложку углублением вверх.

Отступив от края стола 2 см так, чтобы можно было поставить тарелку, посредине перед ребёнком ставят бокал или стакан. На середине стола располагают салфетницу с бумажными салфетками, сложенными таким образом, чтобы их легко можно было вынимать (размер салфеток 25 х 25 см). В невысокой фарфоровой или стеклянной вазе, на середину стола ставят небольшой букет цветов.

  • БОЛЕЕ ПОЛНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Её осуществляют при проведении праздничных мероприятий. Например, при организации праздника для каждого ребенка на расстоянии 2 см от края стола ставят мелкую столовую тарелку (подставную), на неё – закусочную. Справа так же лезвием к тарелке на расстоянии 2 см от края стола кладут закусочный нож, слева – закусочную вилку. (во взрослом питании столовый, рыбный, закусочный нож, слева – закусочную вилку). Слева за вилкой на расстоянии 5 – 10 см от края стола ставят пирожковую тарелку. Свёрнутую льняную салфетку кладут на закусочную тарелку. Количество бокалов и стаканов зависит от ассортимента напитков. Их ставят за тарелками в один ряд. Посредине стола симметрично ставят цветы в вазах и вазы с фруктами. Они определяют границы секции стола. Если закуски не ставят на стол, а подают в обнос, на стол за бокалами кладут десертные приборы: нож, ложку, вилку. Расположение десертных приборов может быть разным. Их можно расположить за стеклом в следующем порядке: параллельно кромке стола кладут нож ручкой вправо, на лезвие кладут вилку зубцами вверх, ручкой вправо к кромке стола, затем ложку углублением вверх, ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером) десертные приборы можно укладывать и справа над ножами, параллельно кромке стола, нож и ложку ручкой вправо, вилку между ними ручкой влево. Может быть и такой вариант: когда бокалы и стаканы располагают за ножами, а десертные приборы за закусочными тарелками.

При сервировке национальных столов в сервировку может быть включена национальная посуда.

  • СЕРВИРОВКА СТОЛА ДЛЯ ЗАВТРАКА

Для каждого ребёнка ставят закусочную тарелку, справа от которой располагают закусочный нож, лезвием к тарелке, слева закусочную вилку зубцами вверх, за закусочной тарелкой посредине бокал. На пирожковой тарелке подают белый и черный хлеб, тосты. Если подают горячие напитки, справа за закусочной тарелкой ставят чашку с блюдцем и чайной ложкой.

Закуски могут быть поданы на стол заранее в многопорционной посуде, молочные продукты в стаканах, кипяченая вода, соки, фирменные напитки в кувшинах или графинах.

На стол обязательно ставят вазу с цветами, салфетницу с бумажными салфетками или кладут полотняные салфетки. Если в меню есть фрукты, можно заранее поставить их на стол на подставке ножи для фруктов, а фрукты подать в вазе.

  • ЧАЙНЫЙ СТОЛ

Его сервируют десертными тарелками, на который кладут полотняные цветные салфетки. Справа от десертной тарелки ставят чайную чашку с блюдцем, на блюдце кладут чайную ложку. Посредине стола ставят вазочку с цветами, сахарницу, чайники заварной, доливной, самовар.

Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля. К тому же, сервировка стола должна сочетаться с меню. И, конечно, каждый предмет должен располагаться на своем месте.

  • СКАТЕРТЬ

Стол накрывают хорошо выглаженной белой скатертью. Под скатерть рекомендуется положить фланель или какую – нибудь другую тяжелую мягкую ткань: скатерть ляжет ровнее, стук тарелок и приборов смягчится. Скатерть, которой накрывают стол, должна гармонировать с салфетками, приборами, тарелками и бокалами.

  • ПОСУДА

По назначению посуду делят на два вида: ежедневного пользования и праздничную.

  • Ежедневно используют мелкие тарелки: закусочные, пирожковые, для вторых блюд и десертные. Глубокие тарелки для первых блюд. Чашки и бокалы – для чая, кофе, какао и компота. Тарелку по хлеб.
  • Для праздничного стола добавляются салатники, супница, овальные, круглые и десертные блюда для рыбы, домашнего жаркого.
  • Для чайного столика используют чашки с блюдцами, чайники или кофейники, розетки для сахара или варенья, блюдо и десертные тарелки для пирожков, печенья, пирожных, сахарницу с общими ложками или щипцами. К тарелочке с лимоном подают вилку.
  • САЛФЕТКИ

Салфетки непременный атрибут в сервировке стола, которые раскладываются сразу после размещения на столе посуды. Салфетку кладут каждому на пирожковую тарелку или размещают в виде разнообразных и красивых фигур в центре закусочной тарелки.

Нарядная и оригинально сложенная салфетка придаст даже скромному столу особенно привлекательный и праздничный вид.

  • При сервировке стола к завтраку, обеду или ужину обычно салфетки складываются вчетверо, треугольником, пополам или заворачивают рулетом.
  • Для торжественного, праздничного обеда или ужина допустимы более сложные формы складывания салфеток.

Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много времени и усилий:

Существует множество способов свертывания салфеток, как простых, так и требующих определенного мастерства. Но если вы освоите это искусство, дети будут в восторге.

  • СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Существует три основных набора столовых приборов: большой столовый, закусочный, десертный. В каждый входят ложка, вилка и нож, но их назначение и, соответственно, размеры разные.

Существуют ещё так называемые не основные приборы для рыбы, салата, жаркого, овощей.

Лучшим украшением стола, особенно праздничного, являются цветы, поставленные в невысокие вазочки.

В процессе сервировки, важно обращать внимание не только на красоту стола, но и эстетику оформления подаваемых блюд. Творческий подход в сервировке стола сделают каждый приём пищи для детей особенно аппетитным и необычным, они будут вспоминать их долго и с удовольствием. Все эти условия непременно поспособствуют возбуждению аппетита и создадут у воспитанников доброжелательный настрой по отношению друг к другу.

Культура поведения за столом… Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребёнку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

В ДОУ культурно-гигиенические навыки приёма пищи рассматриваются с учётом возрастных особенностей детей. Соблюдение детьми гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Большое внимание воспитатели должны уделять детям с пониженным аппетитом, необходимо учитывать индивидуальные вкусы и привычки.

Овощи и фрукты полезны всем: и взрослым, и детям. Они являются составной частью нашей пищи, делают питание разнообразным и полноценным. Наш организм не может обойтись без овощей и фруктов, так как они являются основными поставщиками минеральных веществ, витаминов и других элементов пищи, без которых наш организм нормально существовать не может. Овощи и фрукты имеют в своем составе вещества, которые отсутствуют в других продуктах и которые улучшают пищеварение, обмен веществ, помогают организму усваивать белки, жиры, углеводы других продуктов.

Большое значение при приготовлении пищи имеет нарезка овощей. Она способствует более равномерной их тепловой обработке, придаёт блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Правило нарезки овощей таковы. Если мы готовим щи, то капусту нарезаем соломкой, морковь и картофель брусочками, лук соломкой, полукольцами. Если капусту нарезам кубиками, то и картофель кубиками, морковь и лук кубиками.

Овощи нарезают механическим способом и вручную.

Нарезка вручную является трудоёмким процессом, поэтому для его облегчения широко применяют специальные инструменты или овощерезательные машины.

К простым наиболее распространённым формам нарезки относят соломку, брусочки, кубики, кружочки, ломтики, дольки. При нарезки вручную соломки и ломтиков применяют приём шинкования.

К сложным формам нарезки относят: бочонки, шарики, спирали, стружка, груши, чесночки. Сложные формы нарезают вручную, способом обтачивания.

Применяют приём карбования, формы звёздочки, гребешки. Сейчас широко используют карвинг – вырезание, художественная резьба, применяемая для украшения праздничных столов.

В ДОУ используют сложные нарезки для витаминных и праздничных столов.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое овощами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приёму пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздражённым или утомлённым.

За 20-30 минут до очередного приёма пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используют для создания у детей определённого настроя, располагающего к приёму пищи. Перед едой приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Дежурства помогают в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке, это начало всех начал.

Хочется обратить внимание на одежду дежурных и помощников воспитателей. Комплект подобран в соответствии с названием группы, например, «Весёлый улей», «Земляничка», «Божья коровка».

Сотрудники ДОУ обращают внимание детей на красивый сервированный стол, на цветы в центре обеденного стола, творческое оформление блюд и постоянно поощряют попытки самих детей создать вокруг уютную обстановку.

Причём в процессе приобщения детей к этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей ДОУ и родителей. В каждой возрастной группе имеется газета для родителей «Здоровячек» в которой предлагаются разные рубрики.

Одна из рубрик называется «Разговор о правильном питании». В данной рубрике два раза в месяц помещаются консультации и полезные советы для родителей по организации правильного питания детей. Вот примерные темы:

  • Памятка для родителей «Поведение за столом»;
  • Консультация «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусней»;
  • Полезные советы «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»;
  • Шпаргалка для родителей «Где найти витамины весной?»;

Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников. В начале этого учебного года проводилась выставка «Дары осени», на которой родители представили свои таланты.

На семинаре мы представляем вашему вниманию тематический стол «Детский день рождения». При организации детского дня рождения не обойтись без творческой фантазии и таланта импровизации. Подготовка часто отнимает много времени, зато доставляет огромное наслаждение: вы будто попадаете в собственно детство. Заполните праздничный стол вещами, от которых радостнее бьются детские сердца, - вы обеспечите себе и своим детям незабываемый праздник.

На витаминном столе представлены три новых варианта, которые мы используем в ДОУ. Меню витаминных столов вы увидите на экране.

Аппетит ребёнка, его настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей. Поэтому сотрудникам ДОУ важно помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения и необходимо обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребёнку и тогда успех будет обеспечен!

Улучшению аппетита и повышению качества усвоения пищи способствует её разнообразие. С этой целью в ДОУ практикуется использование витаминных столов. В каждой группе витаминный стол оформлен в соответствии с тематикой группы, с учётом возрастных особенностей детей. На витаминном столе с учётом сезона представлено разнообразие салатов, овощей, соков.

Большое значение при организации питания в ДОУ уделяется работе с родителями. Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое витаминами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

  • < Назад
  • Вперёд >

«Эстетика еды» тесно связана с красотой сервировки стола. Как писал один советский классик, «еда должна быть красивой до мелочей». И в этом он был прав - посуда и сервировка воспитывает эстетический вкус человека. Основой правил поведения за столом является комфорт, целесообразность и соблюдение эстетических норм. Всем нам известно, что не рекомендуется класть gaysex локти на стол, тянуться через весь стол за блюдом, которое с лёгкостью вам может подать официант и нагибаться над тарелкой.

Но мног hentai porn games им неизвестны щекотливые нюансы такие как, например салфетки, какой прибор использовать первым, если их больше двух, как есть различные блюда и т.д. Рассмотрим некоторые из них. Тряпичная салфетка, которая обычно находится на тарелке в начале торжества, разворачивается и ложится на колени, чтобы не запачкать наряд, и что бы крошки падали не на платье, а на салфетку. За воротник салфетку заправляют исключительно детям. Следует соблюдать определённые пределы аппетита. Если блюдо понравилось его можно доесть до конца, но необязательно накалывать на вилку кусочек хлеба и «возить» им по тарелке вымакивая остатки. Обычно кушанье берут с помощью вилки, ложки, лопатки или щипцов. Но существуют продукты, которые нельзя брать такими приборами, их берут просто руками. К ним относятся – фрукты, печенье, хлеб, пирожное, даже некоторые виды сахара, для которых не нужна ложка. Если хлеб нарезан крупными кусками, нельзя откусывать, нужно руками отламывать маленький кусочек и уже потом класть его в рот. Если подали икру или паштет, то нужно взять кусочек хлеба положить его в тарелку, поле взять лопатку для паштета (икры) и намазать хлеб, который в тарелке. Для намазывания масла используют специальный нож. Ложку нужно держать так, что бы большой палец находился сверху на ручке ложки. Зачерпывать жидкость надо так, что бы она не пролевалась в тарелку. Следует проследить за тем, что бы суп не стекал с ложки в тарелку. Ложку лучше подносить ко рту левым краем, который шире. Охлаждать суп перемешивая его ложкой так же не эстетично, как и дуть на него. Следует, просто, подождать пока суп остынет. Если содержимое супа надо разделить (картошка, фрикадельки и т.д.), то это делают не ножом, а ложкой. Прямо в тарелке. Существуют случаи, когда суповое мясо подаётся отдельно на блюде, тогда она разделяется отдельно на тарелке с помощью ножа и вилки. Отделённые кусочки ложатся в тарелку с супом. Если захотелось добавки, то добавляя суп ложку следует оставить в тарелке. Если вы имеете дело с бульоном или супом-пюре, то есть его нужно десертной ложечкой, ни в коем случае не пить, допивают только остатки. Вилка и нож. При использовании вилки и ножа, вилку следует держать в правой руке, а нож в левой. Если же нужна только вилка, то в таком случае её используют с помощью правой руки. На вилку еды берут столько, сколько может не упасть с вилки. Мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь) разрезают ножом. Несколько кусочков сразу можно нарезать только детям, которые ещё не научились обращаться со столовыми приборами. Если на столе рубленые блюда (котлеты, зразы, тефтели, голубцы), употребление ножа излишне. Такие блюда едят только вилкой, употребления ножа исключено. Клецки, галушки, вареные овощи делят на кусочки вилкой. Если приходится на время прекратить еду, то вилку с ножом ложат на край тарелки так же как их и держали в руках. Вилка выпуклой стороной вверх, нож лезвием к себе. Птицу, дичь едят с помощью ножа и вилки (но не руками). Некоторые блюда, в частности спаржу, цыпленка-табака, раков, иногда допускается есть руками (хотя все же лучше пользоваться столовыми приборами). В этом случае после еды подается вазочка с теплой водой для мытья рук, в которую опускают кусочек лимона или лепестки розы. Раков, лангустов, омаров едят при помощи специального прибора, составом которого является вилка и лопатка. В раке едят мясо, которое находится в клешне. Затем рака переворачивают на спину, отделяют от туловища шейку и вилкой выбирают мясо. Рыбу в горячем виде (судак, лещ, карп) принято есть при помощи специального прибора, чтобы не подрезать кости. Если такие приборы отсутствуют, то рыбу можно есть с помощью двух вилок. Также рыбу можно есть и одной вилкой, а с другой стороны помогать себе кусочком хлеба. Кости следует складывать на специально отведённое для этого блюдечко если же такое блюдечко не предоставлено, то кости складывают на край тарелки. Рыбную гастрономию (белуга, осетрина, семга и т.д.) режут острым закусочным ножом. Осетрину, белугу, севрюгу отварную и горячего копчения следует есть только вилкой. Рыбу следует разделять на маленькие кусочки. Когда едят рыбу - кости стараются не извлекать на глазах у всех изо рта. Мягкую пищу (картофель и овощи) не стоит резать ножом её разделяют вилкой. Масло набирают «общим» ножом. Если масло разделено на порции и предложено на стол в виде, к примеру сердечек или розочек, то в таком случае масло можно взять своим ножом. Масло кладётся на хлебную тарелку, и только оттуда уже мажется на хлеб. Для горчицы и соли есть специальные ложечки. Па правилам этикета горчицу стоит класть на дно тарелки, а не на её край как многие привыкли. Сладости. Кулебяки, пироги и кренделя, торты должны подаваться на стол порезанными. Для того, что бы взять одну из перечисленных сладостей можно воспользоваться лопаткой, щипцами или специальной вилкой. Пирожные нужно есть десертной вилкой или ложкой. Пирожные консистенция, которых является твёрдой, можно есть руками. Если пирожное завёрнуто в бумажную розетку, то его нужно класть на тарелку вместе с розеткой и есть из неё. Печенье не кусают и не «размакивают» в чашке от него отламывают по кусочку руками. Если мучное очень жирное, то такое изделие можно тоже есть руками. Конфету кладут на свою тарелку, затем развёртывают прямо в тарелке, а после кладут в рот. Лимон подаётся как приправа. В начале его кладут в чашку там, с помощью чайной ложечки. Из него выдавливают сок, а остатки кладут на край блюдца. Сок можно выжать руками, только в том случае, когда лимон нарезан дольками. Яблоки и груши, обычно разрезают на несколько частей в среднем на 4-5, после не режут, а откусывают от части. Банан очищают от кожуры и едят руками. Сервировка стола. На стол ставится несколько тарелок (в зависимости от количества и сорта блюд) основные и закусочные. Салфетка кладётся сверху на тарелку. Ножи кладут острием к тарелке. Вилки кладут выпуклой стороной вниз. Приборами пользуются, начиная с края и заканчивая теми приборами, которые находятся ближе всего к тарелке. Чаще всего приборы располагают так: самые дальние от тарелки – это вилка и нож для закуски, потом идут вилка и нож для рыбы и последними (рядышком с тарелкой) располагаются приборы для мяса. Бокалы ставят по величине - самой ближней к правой руке располагается рюмка для более крепких напитков, потом идёт бокал для коньяка, а после уже для шампанского и вина перпендикулярно им ставится стакан для воды. Тарелка для хлеба должна стоять по левую руку. Сверху над тарелками (основными и закусочными) располагаются два прибора: вилочка и ложечка – это приборы для десерта. Когда заканчивают есть, вилку и нож складывают параллельно друг другу под углом (что бы их ручки указывали на пять часов).


Top