Как провести занятие по лепке на тему «Грибы» в средней группе детского сада. Конспект занятия по лепке в средней группе

Неля Адулова
Конспект занятия по лепке в средней группе «Чем мы лепим?»

Конспект занятия по лепке в средней группе .

Тема «Чем мы лепим

Цель занятия : Вызвать интерес у детей дошкольного возраста к лепке из соленого , цветного теста, глине. Формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Познакомить с формой, воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку. Показать варианты оформления лепных изделий. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу игрушку- Лунтик с коробкой и говорит :

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы) .

Сегодня я принёс вам коробку с сюрпризом. А как вы думаете, что может быть в коробке? Посмотрите, здесь красивые наклейки,

А чтобы коробочку открыть и узнать, что же там на самом деле лежит, нужно отгадать загадки :

Пластик, глину, пластилин

Мы в поделки превратим.

Когда мы форму придаем,

То как процесс тот назовем?

Название то метко -

Процесс зовется. (лепка )

Поделки желтые, зеленые,

Они на вкус у нас соленые.

Лепили из соленого мы . (теста)

Я слеплю кого угодно :

Волка, куклу в платье модном.

На занятии мы творим .

Очень нужен… (пластилин)

Он лепить нам помогает ,

Все ненужное срезает.

Пластилин и глину тоже

Выровнять он нам поможет.

Ножичка удобней нет,

В лепке нужен , дети,. (стек)

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (глина)

Дети отгадывают. Воспитатель по очереди достаёт всё что лежит в коробке.

Воспитатель спрашивает. Что можно делать из всех этих материалов? (лепить поделки : игрушки, посуду, картины и т. д.

Перед тем как начать работу с любым из этих материалов мы должны усвоить некоторые правила :

1. Нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

2. Лепку выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т. д.

5. Не бросайте остатки на пол.

6. Не размахивайте стеком.

7. После работы протирайте руки салфеткой.

8. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

9. Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

Показать детям пластилин. Повторите названия цветов. - Посмотрите, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки. Показать, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины . - Посмотрите, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьмите, какой вам нравится. Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем :

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите ».

А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Игра «Узнай на ощупь»

Игра "Из чего сделана твоя игрушка?".Если нет в натуральном виде можно использовать картинки.

Дети в группе выбираю 1-2 игрушки из разных материалов. Затем поочередно отвечают на вопрос "из чего сделана эта игрушка?" и кладут игрушку на нужный стол. На каждом столе свой вид игрушек

Физминутка - игра "Подарки".

Принесли мы всем подарки,

Что захочешь – то возьмёшь.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчёк, и самолет!

Что, тебе!

Итог : Что мы делали на занятии ? Для чего? Чтобы делать поделки.

Публикации по теме:

Целью данной работы с детьми является: развитие творческих возможностей детей. Малыши знакомятся со свойствами пластилина (это мягкий материал,.

Итоговое занятие по лепке в средней группе. Тема: «День рождения ежика» Конспект итогового занятия по лепке в средней группе на тему: «День рождения ежика» Воспитатель: Шубникова В. В. Программное содержание:.

Конспект занятия по лепке (в средней группе) Тема: «Подснежники». Программное содержание: Образовательные задачи: - вызвать интерес к.

Составила Кравцова Д. А. воспитатель МБДОУ № 205 Краснодар. Программное содержание: Познакомить детей с видами самолетов нашей страны.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Поляна цветов» Конспект НОД по ХЭР (лепка) в средней группе на тему: «Поляна цветов». Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение.

Воспитатель: Иваниенко Ирина Григорьевна Задачи: -Учить детей лепить мышку с натуры, правильно передавать форму и пропорциональные соотношения.

Перспективный план по

лепке в средней группе.
Тема Программные задачи Литература Сентябрь
«Яблоки и ягоды»

Стр.47

« Овощи и фрукты для

зайца»

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной

величины. Учить передавать в лепке впечатления от

окружающего. Воспитывать положительное отношение к

результатам своей деятельности

Комарова « Конспекты занятий»

Стр.49

« Большие и маленькие

морковки»

Закреплять умение детей лепить предметы большие и маленькие.

Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к

одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.48

«Утята на птичьем дворе»

Учить детей лепить утенка, передовая характерные особенности:

голова, туловище овальной формы, широкий клюв, широкие плоские

лапки. Воспитывать желание лепить.

саду» стр.17
Октябрь

«Грибы»

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным

ранее приёмом лепки (раскатывание прямыми и кругообразными

движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы.

Воспитывать аккуратность при работе с пластичными

материалами.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.56

«Жучки»

Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова,

шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное

сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука»,

синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать

самостоятельность, аккуратность.

« Яйцо»

Продолжать знакомить с предметами овальной формы, передовая

ее форму приемом оттягивания и скругления концов пальцами.

Познакомить с понятием «острый» и « тупой».

Комарова« Конспекты занятий»

,Стр.55

« Огурец и свекла»

Учить передавать особенности каждого предмета. Закрепить

умение катать прямыми движениями рук при лепке предметов

овальной формы и кругообразными – при лепке круглой формы.

Учить пальцами оттягивать скруглять концы.

Комарова« Конспекты занятий»

,Стр.53

« Ежик»

Учить детей лепить ежика, передовая в лепке характерные

особенности внешнего вида ежа. Пользоваться стекой для

прорисовки иголок короткими штрихами. Воспитывать интерес к

животным.

Швайко Г.С. «занятия по изо в детском

саду» стр.69
Ноябрь
« Мышка»

Учить детей передавать характерные особенности мышки: тело

овальной формы с заостренной мордочкой, круглыми ушками,

длинный тонкий хвост. Закрепить приемы скатывания и

Швайко Г.С. «занятия по изо в детском

саду» стр.70

«Подарок для Хрюши»

Закрепить представление детей о домашних животных, об

особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со

свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать

любую форму. Учить достигать передачи формы, цвета,

использовать в работе мелкие детали. Воспитывать аккуратность

при работе с пластилином. Воспитывать у детей желание делать

приятное другим.

Конспект м.к.

« Зайчик»

характерные особенности внешнего вида зайца: длинные уши

короткий хвост. Закрепить прием примазывания деталей друг к

другу.

Швайко Г.С. «занятия по изо в детском

саду» стр.71

« Рыбка»

Закрепить знания овальной формы, приемом ее изготовления.

Учить приему оттягивания, сплющивания, передаче характерных

особенностей рыбки.

Комарова« Конспекты занятий»

,Стр.58
Декабрь
« Разные рыбки»

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок,

имеющие одинаковую форму, но отличающихся друг от друга по

пропорциям.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.59

«Вылепи какие хочешь овощи

или фрукты для игры в

Учить детей выбирать содержание своей работы из круга

определённых предметов. Закреплять умение передавать форму

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.49

магазин»

овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки.

« Игрушечный мишка»

движения лап. Закрепить приемы скатывания и раскатывания,

сплющивания, присоединения частей.

детском саду» стр.73

« Снегугочка»

передавать это с соблюдением пропорций, характерный наряд

Снегурочки. Воспитывать аккуратность в работе.

Швайко Г.С. «занятия по изо в

детском саду» стр.109

« Елка для лесных зверюшек»

Закрепить приемы лепки животного, учить самостоятельно

применять в лепке знакомые способы работы, развивать

способность объединять свою работу в общую работу.

Швайко Г.С. «занятия по изо в

детском саду» стр.78
Январь
« Хоровод»

Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая

соотношение частей, Учить объединять свою работу с работами

других детей. Развивать образное восприятие.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.68

«Волшебные превращения

снеговиков»

Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём

изменения формы, использования налепов и внесения различных

дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых

сказочных персонажей.

Конспект м.к.

«Новогодние подарки

игрушкам»

Совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями

прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять

при скатывании комка глины прямыми движениями полученную

форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на

поверхности формы. Развивать воображение. Продолжать учить

защипывать края формы, действуя пальцами, и с помощью стеки

украшать вылепленное изделие узором.

Конспект м.к.

« Два жадных

медвежонка»

Учить детей лепить животных из трех разных по форме частей.

Соблюдая пропорции между частями. Передавая несложные

движения лап. Воспитывать у детей желание работать вместе,

формировать умения договариваться друг с другом.

Швайко Г.С. «занятия по изо в детском

саду» стр.75
Февраль
« Девочка в зимней

одежде»

Учить детей видеть части человеческой фигуры в одежде,

передавать это с соблюдением пропорций. Воспитывать

аккуратность в работе.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.62

« Матрешка танцует»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека в длинной одежде.

Передавать различные танцевальные движения рук у матрешки.

Украшать узором (стекой).

Швайко Г.С. «занятия по изо в детском

саду» стр.114

Лепка « Птичка»

Закрепить умение лепить игрушки, передавать форму частей,

сглаживать места соединения частей.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.69

« Кто живет в зимнем

лесу?»(Лиса)

овальной формы с заостренной мордочкой, острыми ушками,

длинный толстый хвост. Закрепить приемы скатывания и

раскатывания, сплющивания, присоединения частей.

занятия в средней группе» стр. 127
Март
«Поможем доктору

Айболиту вылечить

медвежат»

Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту,

сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

Продолжать учить лепить известные им фрукты округлой формы,

добиваясь выразительной передачи формы, строения и характерных

деталей.

Конспект м.к.

«Лепка сказочной рыбки»

Вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь

способом лепки из целого куска.

Конспект м.к.

« Козленочек»

Учить детей лепить четвероногое животное: овальное тело, голова,

прямые ноги. Закрепить приемы лепки: раскатывание между

ладонями, сглаживание мест скрепления.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.74

« Птички клюют

зернышки»

Учить передавать простую позу: наклон головы и тело вниз. Учить

объединять свою работу с работой товарищей.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.70

« Мисочка»

Учить детей лепить используя новые приемы вдавливания и

оттягивания краев, уравнивания их пальцами.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.72
Апрель
«Весёлые жучки»

Побуждать детей лепить насекомых, используя знакомые приёмы

лепки. Воспитывать творчество, воображение.

Конспект м.к.

« Большая утка с

Учить детей лепить утку и утенка, передовая характерные

Комарова « Конспекты занятий»

утятами»

особенности: голова, туловище овальной формы, широкий клюв,

широкие плоские лапки. Воспитывать желание лепить.

,Стр.62

« Красивое блюдце для

куклы»

Продолжать упражнять в приемах раскатывания и сплющивания

пластилина, оттягивания пальцами концов, учить сглаживать

поверхность изделия пальцами.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.76

« Белка с орешком»

Учить детей передавать характерные особенности лисы: тело

овальной формы с заостренной мордочкой, острыми ушками с

кисточками, длинный толстый хвост. Закрепить приемы

скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.

Комарова « Конспекты занятий»

,Стр.81

« Накормим кукол обедом»

Учить детей лепить столовую посуду используя новые приемы

вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами.

Т. М. Бондаренко «Комплексные

занятия в средней группе» стр. 187
Май
« Вертолет» (по игрушке)

Учить передавать форму вертолета.Закрепить прием скатывания

овальной формы, круглой формы, сплющивание.

Т. М. Бондаренко «Комплексные

занятия в средней группе» стр. 194

« Лодочка с веслами»

Учить детей лепить лодку раскатывая овал, сплющивая его,

вдавливать середину пальцами и подравнять края.

Т. М. Бондаренко «Комплексные

занятия в средней группе» стр. 233

«Свинья с поросятами»

Учить передавать фигуру поросят, используя знакомые приемы

лепки, соединять части, примазывая.

Т. М. Бондаренко «Комплексные

занятия в средней группе» стр. 239

« Заяц и еж»

Продолжать учить детей лепить животных. Передавая в лепке

характерные особенности внешнего вида зайца и ежа. Закрепить

прием примазывания деталей друг к другу.

Т. М. Бондаренко «Комплексные

занятия в средней группе» стр. 285

Анастасия Мирсаидова
Перспективный план по лепке в средней группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЛЕПКЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

Д. Н. Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет”

СЕНТЯБРЬ

1 Лепка предметная “Ушастые пирамидки” Учить лепить пирамидки из дисков разной величины с верхушкой животного. Показать планирование работы Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа” ,с. 28

2 Лепка из пластилина “Корзина с ягодой” Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики между ладонями Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет” , с. 13

3 Лепка “Огурец свекла” Познакомить с приемами лепки овальной формы . Учить передавать особенности каждого предмета Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе” , с. 30

4 Лепка из пластилина “Пирог” Продолжать лепить округлые предметы, сплющивая шарик между ладонями, украшать изделия Колдина, с. 19

1 Лепка “Большие и маленькие морковки” Учить лепить предметы удлиненной формы. закреплять лепить большие и маленькие предметы Комарова, с. 28

2 Лепка “Грибы” Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя знакомые приемы для уточнения формы Комарова, с. 36

3 Лепка “Сливы и лимоны” Закреплять умение лепить предметы овальной формы Комарова, с. 43

4 Пластилинография “Листья по ветру летят” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

1 Лепка из пластилина “Улитка” Продолжать раскатывать из шарика столбик и сворачивать его спиралькой, оттягивать и закруглять концы Колдина, с. 42

2 Лепка –сюжетная “Вот ёжик – ни головы ни ножек….” Учить лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами при создании колючей “шубки” Лыкова, с. 52

3 Лепка по дымковской игрушке “Уточка” Познакомить с игрушками, обратить на обтекаемую форму, роспись Комарова, с. 47

4 Лепка по мотивам венгерской сказки “Два жадных медвежонка” Учить лепить медвежат конструктивным способом (в парах) Лыкова, с. 84

1 По замыслу Закреплять ранее усвоенные приемы в лепке знакомых предметов

2 Лепка “Рыбка” Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностях рыбки, учить обозначать стекой чешуйки Комарова, с. 40

3 Лепка “Девочка в шубке” Учить выделять части человеческой фигуры в одежде, передавать их с соблюдением пропорций Комарова, с. 51

4 Лепка из пластилина “Ёлочка зеленая” Учить передавать строения елки, соединяя между собой столбики разной длины в определенной последовательности Колдина, с. 25

1 Каникулы

2 Лепка сюжетная “Снегурочка танцует” Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса., располагать вертикально, придавая устойчивость. Показать приемы передачи движения Лыкова, .с 68

3 Лепка “Чашка и блюдце” Продолжать лепить шар вдавливая в него большой палец, выравнивать края пальцами. Раскатывать столбик и прикреплять. Закреплять умение скатывать шар и сплющивать Колдина, с. 18

4 Лепка из пластилина “Пирамида” Закреплять умение скатывать шары разных размеров и расплющивать их между ладонями, располагать полученные круги в определенном порядке Колдина, с. 41

1 Знакомство с скульптурой малых форм Познакомить с новым видом изобразительного искусства –скульптурой малых форм. Учить понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства . Дать представления о том, что скульптура изготавливается из различного материала Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа” , с. 76

2 Лепка из пластилина “Самолеты” Продолжать раскатывать столбики на картоне движениями вперед – назад и соединять их. Упражнять в работе со стекой Колдина, с. 32

3 Лепка (коллективная) “Птички на кормушке” Учить передавать простую позу. Учить объединять свою работу с товарищами. Комарова, с. 65

4 Лепка с дополнител . материалом “Кораблик” Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Учить дополнять образ деталями Колдина, с. 22

1 Лепка из пластилина “Семья матрешек” Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для устойчивости. Продолжать знакомить с приемом сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом Колдина, с. 33

2 Лепка (коллективная) “Утка с утятами” Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить лепить фигурки на подставке, передавая разницу в величине Комарова, с. 52

3 Пластилинография “Цветик - семицветик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон Колдина, с 35

4 Лепка “Козленочек” Учить лепить четвероногое животное. Закрепить приемы лепки Комарова , с. 73

1 Лепка “Хоровод” Учить изображать фигуру человека, правильно передовая соотношение частей с величиной Комарова, с. 63

2 Лепка “Птичка клюет зернышки на блюдечке” Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами Комарова, с. 82

3 Лепка “Мисочка” Учить лепить знакомыми приемами и новые – вдавливание и оттягивания, уравнивая их пальцами Комарова, с. 70

4 Лепка “Барашек” Познакомить с филимоновскими игрушками. Вызвать желание слепить игрушку Комарова, с. 78

1 Пластилинография “Весенний дождик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон дополняя рисунок

2 Налеп из пластилина “Теремок” Учить делить столби5ки и выкладывать их них нужное изображение в виде барельефа. Закреплять умение работать стекой Колдина, с. 30

3 Лепка из пластилина с использованием природного материала “Лебедь на озере” Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении деталей Колдина, с. 43

4 Пластилинография “Букет цветов” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

Трудно переоценить значение лепки в развитии мелкой моторики детей. Это наилучший инструмент для развития пальцев рук, что в свою очередь способствует становлению речи ребенка. Что касается занятий лепкой в средней группе, то по сравнению с более ранним возрастом они уже начинают носить более познавательный характер, тесно связаны с изучением окружающего мира и другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация). Кроме того, у детей развивается эстетическое восприятие образа, чувство пропорции и симметрии.

Особенности организации занятия лепкой в средней группе ДОУ

Актуальные разновидности лепки

Детям 4–5 лет легче дается работа с пластилином, их окрепшие мышцы позволяют без труда отрывать и разминать материал. Хотя и остаются сложности с лепкой мелких деталей, соединением частей предмета между собой (без сплющивания), но поделки уже вполне похожи на реальные предметы, обладают определенными пропорциями. С каждым занятием умения дошкольников совершенствуются.

Создание рыбки относится к предметной лепке. Дошкольники вообще любят лепить животных и людей - объекты, с которыми они впоследствии могут поиграть (а не только любоваться). Хотя, надо отметить, изображение предметов растительной формы дается им проще.

Поскольку у воспитанников средней группы еще нет четкого представления о строении тела живого существа, то задача воспитателя - научить детей отображать ключевые особенности объекта и его яркие признаки, например, у рыбы это вытянутое тело, заостренная голова, фигурный хвостик и плавники.

Кроме традиционной лепки с ее объемными формами, в средней группе уже можно познакомить детей с барельефом - лепкой на плоскости. Особенно это актуально, если воспитатель организует коллективную работу «Аквариум» (роль аквариума может выполнять крышка от картонной коробки). В этом случае рельефные фигуры рыбок буду прикрепляться к поверхности, выступая наполовину или больше (напомним, что барельеф имеет разновидности - собственно барельеф и горельеф).

Кроме того, детей 4–5 лет можно уже знакомить с контррельефной лепкой, когда рисунок прорезывается в пластилине, изредка включая ее элементы в традиционное занятие.

Способы лепки

При лепке такого объекта живой природы, как рыбка, дошкольники средней группы могут пользоваться различными способами лепки. Конечно же, малышам проще всего дается конструктивный метод, когда предмет формируется из отдельных частей (голова, туловище, хвост, плавники, глазки, рот). Ребенок мысленно продумывает образ, определяет, из каких деталей он состоит, и приступает к работе. Как правило, начинается процесс с создания самой крупной части (туловище). Нужно отметить, что при конструктивном способе лепки воспитанники средней группы не очень хорошо передают пропорции и возникают сложности с соединением элементов друг с другом. К концу года же эти умения совершенствуются: увеличивается число деталей, более тщательной становится их проработка, соединение.

Более сложен для детей данной возрастной группы скульптурный способ (он еще носит название пластический). Это лепка предмета из цельного куска пластилина. Здесь уже требуются более точные движения, хороший глазомер и отчетливое представление о желаемой форме. Если ребятам предстоит лепить рыбку таким способом, то хорошо бы вначале нарисовать ее - это позволит уточнить форму, пропорции, особенности перехода от одной части тела к другой.

Кусочку пластилина изначально придается определенная форма. Если это рыба, то необходимо сделать овал. Наметив ключевую форму животного, необходимо сформировать его части приемом оттягивания и сплющивания (голова, хвост, плавники). После того, как вылеплены основные формы, можно переходить к проработке более метких деталей.

Хорошо показать дошкольникам двух рыбок, вылепленных конструктивным и пластическим способом, и показать их отличия. Педагог должен продемонстрировать приемы лепки на глазах у детей, постоянно комментируя свои действия.

Нужно отметить, что на занятиях в средней группе редко используется один из указанных способов лепки в чистом виде. Гораздо чаще имеют место дополнения одного метода другим - так называемый комбинированный способ. Как правило, наиболее крупные детали создаются скульптурным методом, а мелкие лепятся отдельно и присоединяются к основной форме. При нормальном развитии дети к подготовительной группе сами приходят к этому способу как самому доступному и универсальному.

Приёмы

Как известно, существует множество приемов лепки. Однако в средней группе при создании образа рыбки будут актуальны следующие:

Скатывание – прием, за счет которого создаются предметы шарообразной формы. Руки ребенка при этом совершают круговое последовательное движение по часовой стрелке, причем левая рука - в несколько замедленном темпе.

Затем форма шара преобразовывается в овал: для этого нужно ее слегка вытянуть с двух сторон.

Поскольку тело рыбки немного уплощено, овал немного сплющивается . Этот прием осуществляется путем небольшого сдавливания овала руками с двух сторон. Усилия при этом должны быть минимальными, иначе в результате мы получим лепешку.

Чтобы оформить у рыбки ротик, используем прием прищипывания – небольшая часть пластилина сдавливается тремя пальцами руки.

С помощью оттягивания и сплющивания у рыбки получается красивый хвостик. Чтобы он смотрелся особенно эффектно, нужно немного разрезать его пополам стекой. Таким же приемом мы формируем плавники.

Если же дети лепят рыбку конструктивным способом, то при присоединении частей друг к другу они используют прием примазывания , при котором два куска пластилина движутся навстречу друг другу с прижатием и выравниванием мест скрепления.

Самостоятельность детей 4–5 лет при выборе цвета пластилина, пользовании стекой

Воспитанники средней группы уже могут проявлять на занятиях по лепке определенную самостоятельность. Так, согласно замыслу занятия они выбирают цвет пластилина. Если предполагается лепка «золотой» рыбки, то это будет, конечно же, жёлтый цвет, который можно украсить элементами другого оттенка. В случае если ребята коллективно оформляют аквариум, то воспитатель советует ребятам сделать разноцветных рыбок - и тогда они выбирают самые разные цвета.

При предварительном обучении и наставлении педагога дошкольники 4–5 лет в процессе лепки активно используют во время продуктивной деятельности стеку. Применяемо к теме «Рыбка» с помощью этого инструмента можно красиво прорисовать чешую или оформить хвост и плавники. Стекой можно «нарисовать» ротик и глазки рыбы.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу - это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера - стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант - украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и любая продуктивная деятельность, занятие лепкой должно начинаться с мотивирующего момента. Чаще всего к ребятам приходит в гости какой-либо сказочный персонаж или просто игрушка-рыбка, которая беседует с ними и просит решить ее проблему. Например, золотой рыбке скучно плавать в море, ведь она одна такая необычная, а ей так хочется иметь друзей и подружек. Перед ребятами также может появиться какой-то другой морской обитатель - это может быть даже популярная у девочек кукла Русалочка, которой не с кем играть. Вариантов здесь множество, все зависит от фантазии воспитателя.

Резиновая рыбка, которая «приходит в гости» к дошкольникам

Сказочного персонажа можно обыграть на занятии по лепке рыбки

Чтобы подвести дошкольников к созданию яркого образа, перед занятием можно организовать выставку игрушечных рыбок. Идеально если в группе или в живом уголке в детском саду есть настоящий аквариум с рыбками.

Оптимальный вариант - собственный аквариум в групповом помещении

Альтернатива настоящему аквариуму - макет, созданный воспитателем

В развивающей среде группы должен присутствовать альбом с иллюстрациями речных и морских рыб, который дети в любой момент могут брать для рассматривания.

Лепке рыбок должно предшествовать чтение сказок, рассказов и стихотворений на данную тематику. Это могут быть фрагменты произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Их стихотворений можно порекомендовать следующие:

Е. Чеповецкий

В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю - чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Ю. Могутин

Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

В. Орлов

Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

Е. Стюарт

Пруд
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Л. Рашковский

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-rybok

Накануне лепки можно показать ребятам мультфильмы на морскую тематику. Это «В синем море, в белой пене» (1984) или «Ух ты, говорящая рыба» (1983). Они наверняка заинтересуют малышей, и им захочется своими руками создать морских обитателей.

Подвижные игры также нужно подводить к морской тематике - это «Рыбак и рыбки», »Море волнуется раз…».

Конспект занятия по лепке рыбки в средней группе

ФИО автора Название конспекта
Темерева Л.М. «Золотая рыбка»
Образовательные задачи : учить лепить рыбку из пластилина, передавать ее характерные особенности, совершенствовать приемы оттягивания, сплющивания, обозначать с помощью стеки и колпачка фломастера чешуйки рыбы, учить соблюдать пропорции между частями.
Развивающие задачи : уточнить представления о внешнем виде, образе жизни, повадках рыб, развивать воображение.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, терпение, стремление обсуждать результаты своей работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря.
Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход занятия:
Релаксационный момент: в начале занятия звучит приятная спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки, в круге. Воспитатель желает всем доброго утра и предлагает передать друг другу частицу своего тепла.
Педагог предлагает дошкольникам отправиться в страну Фантазии, где можно узнать много нового и необычного. Звучит шум морского прибоя - дети «оказываются» на морском берегу. Воспитатель сообщает, что в стране Фантазии живет добрый песочный принц, который бережет ее от зла. Он знает много сказок, игр, но будет играть только с теми, кто соблюдает его правила.
Сюрпризный момент - появляется кукла Песочный принц, который сообщает детям, что в его стране нельзя драться, кусаться, обижать других. Персонаж загадывает загадку про рыбку.
У меня есть крылья, но не лечу.
Есть глаза, но не смотрю на небо.
Есть рот, но не говорю.
Блещу в речке чистой,
Спинкой серебристой.
Кто я? (Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует ребятам игрушечную рыбку(рыбка предлагается также каждому ребенку)., они обследуют ее, уточняют свойства: цвет, размер, форма тела. Дети с педагогом выясняют, что это золотая рыбка. Кроме того, они называют и других известных им рыб (щука, окунь, карась, сом и др.). Идет беседа, зачем рыбам нужен хвост, плавники, есть ли у них глаза, чем покрыто тело, умеет ли рыба говорить.
Физкультминутка «Море волнуется».

Песочный принц сообщает детям, что есть рыбы съедобные для человека, а есть опасные, которые могут уколоть или ударить током.
Далее предлагается небольшой опыт, чтобы узнать, как рыбы видят в воде: нужно поднести близко к глазам банку с водой и рассмотреть предметы, которые в ней лежат - их форма искажается, а размер увеличивается.
Далее идет непосредственно мотивация к продуктивной деятельности: Песочный принц интересуется у детей, скучно ли одной рыбке плавать в море. Он предлагает слепить для нее друзей и подружек, с которыми золотой рыбке не будет одиноко. Кроме того, они выполнят желания детей.
Демонстрация воспитателем приемов лепки (скульптурным способом ). Нужно скатать шар, затем расплющить его в овал. С одного конца нужно оттянуть носик, а с другого - хвостик. С помощью стеки прорисовываются хвостик и плавники. Колпачком от фломастера можно пропечатать чешую, а обозначить чешуйки - с помощью крупы (перловка, рис или гречка).
Перед продуктивной деятельностью педагог проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Рыбка».

Самостоятельная работа детей под спокойную музыку. Воспитатель направляет дошкольников, дает советы.
В конце занятия идет анализ поделок, педагог интересуется, о чем бы ребята хотели попросить золотую рыбку. Дети говорят о своих желаниях, а педагог записывает их.

Горбенко Н. «Разные рыбки»
Занятие начинается с загадки про рыбу. Педагог рассказывает детям о рыбах и отдельно останавливается на тех, которые живут в аквариуме (золотая рыбка, скалярия, рыба-попугай и пр.). Аквариум - это целый мир, там есть камушки, ракушки, подводные растения.
Далее проводится физкульминутка «В синем небе облака…».

Дошкольники садятся за столы, у каждого лежит картинка с изображением рыбы, они рассматривают их и обсуждают с воспитателем цвет, строение, предназначение частей тела.
Педагог демонстрирует детям приемы лепки рыбы (использует конструктивный способ) : отдельно формируется голова, туловище, плавники, глазки и ротик.
После самостоятельной продуктивной деятельности детей снова проводится физкультминутка.

Маркова Н.В. «Рыбки и водоросли в подводном мире»
(коллективная композиция)
Одной из задач занятия является украшение фигурок рыб налепами и прорезными рисунками (контррельеф).
Особенностью занятия является то, что педагог заранее подготавливает основу для композиции - аквариум (как альтернатива - 3–4 прозрачных банки либо стакана). Кроме того, для создания поделок понадобятся трубочки для коктейля, зубочистки, колпачки от ручек или фломастеров.
В начале занятия педагог проводит дидактическую игру «Что изменилось»: на доске выкладывает несколько рыбок из геометрических фигур, затем просит ребят закрыть глаза и меняет некоторые детали. Дошкольники должны угадать, что изменилось.
Еще одна игра «Составь рыбку»: на доске выставляется овал (туловище рыбы), к нему можно прикладывать разной формы хвосты и плавники.
Затем воспитатель переключает детей с условно-схематического изображения на художественное и демонстрирует 2–3 рыбок, которые он вылепил заранее. Педагог объясняет приемы лепки и предлагает ребятам вылепить красивых рыбок, чтобы совместно наполнить ими аквариум.
Дошкольники лепят рыб любым способом (конструктивным, пластичным либо комбинированным), а затем украшают им по своему вкусу: пятнышками из сплющенных шариков пластилина другого цвета, пластилиновых жгутиков, блестками, семенами, крупой. Воспитатель также показывает, как можно украсить поделку стекой либо колпачком фломастера.
Ребятам, которые быстро справились с задачей, педагог советует слепить еще для аквариума водоросли и камушки, чтобы рыбкам жилось с комфортом.
В конце занятия рыбки помещаются в общий аквариум. Часть их прикрепляется к стенам (слегка прижатые), другие нанизываются на коктейльные трубочки или зубочистки, закрепленные на дне).

Различные варианты поделок с комментариями и описанием методики выполнения

Большинство рыбок (фото 1–6, 8) выполнены комбинированным способом: голова и туловище вылеплены из одного большого куска пластилина, остальные же элементы (хвостик, плавники, глаза) присоединены отдельно.

Очень эффектно выглядит рыбка н фото 4 «Золотая рыбка» - красивый длинный красный хвост, прорисованная стпекоц чешуя и выпуклые глаза-бусины.

На фото 5 «Аквариум с рыбками» представлена лепка способом барельеф - рыбки прекреплены к поверхности, выступая примерно наполовину. Оригинальная композиция дополнена камушками, ракушками и водорослями.

Представляет интерес поделка»Волшебная рыба» (фото 7): туловище выполнено из скрученного жгутика. Интересно смотится градиентная окраска (переход розового в сиреневый цвет).

На фото 9 и10 представлены объемные аквариумы. Морские обитатели прикреплены к стенкам банок либо зафиксированы в центре на специальных креплениях.

Фотогалерея: готовые работы детей

Поделки из пластилина Поделка из пластилина Поделка из пластилина Пластилин с украшением из бусин Барельефная лепка Поделки из пластилина Рыбка, созданная в необычной технике Поделка из пластилина Поделка Поделка

Видео: лепка «Золотой рыбки»

Видео: рыбка из пластилина

Видео: мультфильм «Ух ты, говорящая рыба» (1983)

Видео: мультфильм «В синем море, в белой пене» (1984)

Видео: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Большинство дошкольников очень любят лепить, ведь это возможность создать себе новую игрушку. Предметная лепка, к которой относится создание рыбки, наверняка увлечет малышей средней группы, особенно если педагог познакомит их с различными вариантами создания образа морских обитателей. А использование дополнительных материалов сделает занятие ярким и запоминающимся.

Татьяна Родионова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Пирожное » .

Воспитатель : Родионова Т. А.

Цель : Продолжать учить детей лепить знакомые предметы, передавать форму, величину. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить мелкие шарики. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других.

Материал : игрушка-пирожное из атрибутов к игре «Магазин» , пластилин, дощечка, салфетка (по количеству детей, игрушечные тарелочки, кукла, кукольный стол с чайным набором.

Предварительная работа : игра «Ждем гостей» , беседа о том, как дома мама угощает гостей.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша.

Давайте с вами вспомним, как принято встречать гостей? (Ответы детей)

Конечно, когда в дом приходят гости, надо пригласить их за стол, предложить чай и разные угощения.

Как вы думаете, какие угощения подают к чаю? (Ответы детей)

Сегодня на занятии мы с вами будем лепить пирожное . Посмотрите, какое пирожное получилось у меня . (Воспитатель демонстрирует образец работы)

Как же слепить? Сейчас я вам расскажу. Перед вами лежит необходимый для работы пластилин.


Сначала берем пластилин коричного цвета, разминаем его, потом раскатываем его в шарик, и немного прижимаем сверху.


Берем белый пластилин. Раскатываем его в шарик, сплющиваем его в блинчик, это у нас будет помадка для пирожного .


Прилепляем белый пластилин сверху коричного, покрывая его полностью.


Затем начинаем украшать его, для этого раскатываем из маленьких кусочков пластилина разных цветов маленькие шарики.


Украшаем наше пирожное . Для этого прилепляем сверху маленькие разноцветные шарики.


Пирожное готово .

Перед тем как приступить к работе, давайте мы с вами разомнём пальцы : (пальчиковая гимнастика)

Мы спросили нашу печь :

Что сегодня нам испечь?

(«печем» пироги )

Печку мы спросили,

(поднять кверху указательный палец)

тесто замесили.

(сжимаем и разжимаем кулаки)

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали - не устали.

(трем ладони)

Начинили творогом

(«печем» пироги )

И назвали пирогом !

(поднять кверху указательный палец)

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

(Вытянуть руки ладонями вверх)

Дети садятся на свои места и выполняют работу. Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям, напоминая или частично объясняя им приемы лепки . Воспитывать и поощрять самостоятельность, контролировать последовательность выполнения работы.


По окончании лепки все работы дети кладут пирожное на свою тарелочку .

Ребята, какие у вас получились красивые пирожные . Я думаю, что кукле Маше они очень понравились.

Давайте посадим Машу за стол и угостим ее чаем и нашими пирожными .


Вот ребята и закончилось наше занятие . Что мы делали на занятии ? (лепили угощение для куклы) . Вам понравилось наше занятие ? (Ответы детей) . Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые пирожные !



Top