Как выявить глисты у ребенка: симптомы, пути заражения. Диагностика ребенка: виды и методы

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

Своевременно распознанные симптомы появившихся в организме ребенка глистов поможет начать своевременное лечение и избежать осложнений

Осторожно, глисты

Встретить личинки или яйца можно в воде, почве, молоке, песке, фруктах или овощах. Переносчиками чаще всего бывают мухи, тараканы, другие членистоногие. А промежуточным хозяином может выступить как человек, так и рыба, насекомые, другие животные.

Общие признаки заражения

Но все равно необходимо понимать, какие симптомы подскажут, есть глисты у детей или нет. К подобным «маскам» можно отнести многие жалобы малышей.

Лихорадка

Дистрофия

Ребенок начинает терять вес или прекращает набирать массу. Такой критерий можно считать специфичным, так как дети, которым 1 год и младше, должны набирать в весе в соответствии своего возраста. Да и малыши, которым 2 года или 5 не должны отставать в физическом развитии от своих сверстников.

Обнаруженный повышенный уровень эозинофилов также указывает на наличие глистов. Эти клетки крови в норме не превышают 5 процентов, чего не скажешь об анализах при гельминтозе или аллергиях. В таких случаях этот показатель достигает 90 процентов.

Такая реакция говорит, что клетки-охранники синтезируются в повышенных объемах, так как они вынуждены постоянно вести борьбу с чужеродными телами. Обычно эта борьба не приносит результатов. Лейкоциты гибнут в огромных объемах, что подстегивает еще большую выработку эозинофилов. Поэтому когда в анализах повышены лейкоциты, лечащий врач советует провести расшифровку лейкоцитарной формулы, чтобы увидеть какие именно клетки преобладают в ней.

Точный диагноз ставится после расшифровки результатов анализа

Вспоминая годы, предшествовавшие этой шокирующей новости, в голове всплывает фраза: «Если бы я только знала…». У меня было бы намного меньше разочарований.

Мне жаль, что я не уделила больше внимания ранним признакам аутизма у своего ребёнка, ведь можно было помочь ему раньше. Чем раньше выявлен аутизм, тем большее влияние на ребёнка оказывает лечение, корректирующее важнейшие навыки, которыми он будет пользоваться всю жизнь.

Здесь, в штате Висконсин, существует программа под названием «С рождения до трёх». При необходимости врач может направить вас на местную программу раннего вмешательства.

Аутизм подобен пазлу.

Необходимо рассмотреть все «кусочки» и понять, что из них складывается. Врач знает, что именно он ищет, и будет прислушиваться к вашим наблюдениям, чтобы назначить ребёнку надлежащее обследование для постановки диагноза.

Итак, сегодня мы рассмотрим некоторые из этих «кусочков». Но прежде, давайте сделаем глубокий вдох.

Этот список наблюдений нужен, чтобы помочь вам увидеть возможные признаки, а затем донести эту информацию до педиатра для дальнейшего обследования. Эта статья написана не для того, чтобы вызвать дополнительное беспокойство или стресс. Помните, знание – это сила!

Это далеко не все признаки аутизма у детей!

Запишите основные ранние признаки детского аутизма, а затем обсудите их с вашим врачом.

Ранний признак аутизма №1. Нет реакции

Понаблюдайте за ребёнком…

  • не отзывается на своё имя;
  • не поворачивает голову, чтобы определить, откуда идёт звук.

По мере развития обычные дети начинают поворачивать голову и реагировать на шум, голос родителя и т. д. Обычно к 6 месяцам можно ожидать реакции на громкие звуки или речь.

Ранний признак аутизма №2. Развивается немного с задержкой

Ребёнок немного запаздывает в освоении базовых навыков? Я знаю, все дети развиваются с разной скоростью, но чаще основные этапы (то есть ребёнок начинает переворачиваться, ползать, ходить и т. д.) у детей происходят в границах разумного промежутка времени.

Мой сын пополз в 10 месяцев, первый зуб у него вылез почти в 9 месяцев, и он начал ходить в 16 месяцев.

Ранний признак аутизма №3. Слишком идеальный

Все вокруг говорят: «Какой чудесный малыш!»

Но иногда это не комплимент. Если ребёнок молчалив, это может указывать на аутизм: замкнутый, не гулит, скудно выражает эмоции, нет лепета и отдельных слов.

Мой сын был хорошим, самодостаточным ребёнком. Он иногда выражал эмоции и немного лепетал, но слов говорил очень мало – возможно, четыре к возрасту 18 месяцев.

Ранний признак аутизма №4. Фокусируется на странных вещах

Кажется, что малыш живёт в своём маленьком мире…

  • летает в облаках;
  • не смотрит в глаза;
  • не ищет предметы, которые вы прячете;
  • не замечает, когда родитель (или опекун) уходит и возвращается;
  • фокусируется только на визуально-стимулирующих игрушках с музыкой и огоньками.

В нашей семье мы всё поняли ещё до постановки диагноза, когда решили убрать все игрушки на батарейках, потому что ребёнок зациклился на них и никогда не играл с игрушками как обычные дети, то есть, например, не катал машинку по полу, издавая шум мотора.

Больше всего Кристоферу нравились «конкретные» игрушки, те, с которыми нужно было совершать определённое действие, имеющее начало и конец, а затем его повторять. Игрушки, вроде сортеров или такие, где что-то выскакивает.

«Обычные» игрушки – машинки, мягкие игрушки или доска для рисования – ему не нравились. С ними нет чёткого сценария игры, требуется проявить воображение. Это расстраивало Кристофера, потому что он не знал, когда игра заканчивается.

Единственным исключением были игрушки для сенсорного восприятия, например, «Гонка пингвинов» или мягкие игрушки с подсветкой.

Ранний признак аутизма № 5. Фиксирует внимание на предметах

Это похоже на предыдущий признак, но только сильнее. Когда ребёнок фиксирует внимание на чём-то, это значит, что он максимально сфокусировался:

  • всё должно происходить в очень специфическом виде или порядке;
  • уделяет всё своё внимание предметам, которые развлекают или привлекают ребёнка, то есть видео, музыка, лампа, электронные приборы;
  • будет просить, чтобы это включали или показывали снова и снова.

Всё так, как было у нашего сына: ему нравилось повторение и он закатывал истерику, если что-то было сделано не точно так, как раньше. То есть тосты должны быть нарезаны на треугольники, а не на прямоугольники. Он также просил включать ему Baby Einstein снова и снова.

Ранний признак аутизма № 6. Жизнь как снежный шар

Знаете, как это – рассматривать сувенир в виде стеклянного шара со снегом? Вам не кажется, что ваш малыш воспринимает жизнь вокруг, как будто он смотрит на такой шар?

  • Он сидит и наблюдает, но никогда не участвует?
  • Кажется, что он не «вписывается» к своим сверстникам на детской площадке или в детском саду?
  • Будет ли он сидеть в одиночестве где-нибудь в комнате, когда другие дети в группе играют и бегают без него?
  • В комнате, где полно игрушек, он находит что-то другое, например, занавеску, и играет этим предметом?
  • Он слоняется, не зная, чем заняться?

Эти постоянные моменты были очень тяжелы для меня.

Если мы с сыном приходили в гости поиграть, то он либо выбирал предметы, которые игрушками не являются, либо сидел один в углу и смотрел на какую-то одну игрушку или нажимал на ней кнопки снова и снова. Признаюсь, я много раз просто вставала и уходила, потому что была расстроена, смущена и огорчена, и моё сердце не выдерживало, когда я видела «обычных» детей.

Я всё ещё борюсь с этим, хотя мне уже проще. Раньше я позволяла его отличиям питать моё горе, что вводило меня в депрессию. Но благодаря консультациям, группе поддержки и моей вере я научилась замечать сильные стороны сына и сосредотачиваться на них.

Я перестала использовать в речи слово «нормальный» и рассматривать сына как проблему, которую необходимо решить.

Ранний признак аутизма № 7. Выборочное подражание

Детям, проявляющим первые признаки аутизма, не интересно никому подражать.

На это можно посмотреть по-разному.

  • С одной стороны, это печально, потому что они не будут пытаться подметать пол как мама.
  • С другой, можно найти и положительный момент: они не будут прыгать или стучать, как брат или сестра.

Несмотря на то, что такие дети, как правило, не подражают поведению окружающих, очень часто, как только позволяет развитие речи, они начинают повторять фразы из фильмов, книг и песен.

Это называется эхолалия – автоматическое повторение речи.

В этом мой сын – «олимпийский чемпион». Он никогда не повторял за мной или мужем, но он цитирует фильмы и книги, как никто другой!

Первые два года его «разговора» были похожи на сценарии фильмов. Я помню «Ты … игрушка, ты не настоящий Базз Лайтер!» снова и снова в 2 часа ночи.

Несмотря на то, что это тяжело, от эхолалии есть большая выгода. У ребёнка, проявляющего эти симптомы, есть возможность выучить язык и тем самым «вернуть» его.

Не все дети демонстрируют эхолалию, так что не пугайтесь, если у вашего малыша её нет. Помните, что ранние признаки детского аутизма – это просто наблюдения! Врач рассмотрит их, чтобы получить общую картину для постановки возможного диагноза.

Ранний признак аутизма № 7½. Мамина интуиция

У этого признака номер с «половиной» не потому, что он менее важен (на самом деле, он очень важен), а потому, что ваш доктор не будет придавать ему большое значение для получения цельной картины, которая может привести к постановке диагноза. (Если он спрашивает вас об этом, у вас отличный педиатр!)

Доверяйте своей интуиции.

Возможно, у вас появились подозрения, основанные на одном из вышеприведенных признаков.

Или, возможно, возникли вопросы о поведении вашего ребёнка.

Лучшее, что вы можете сделать, это спросить, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет для вашего ребёнка.

Балансируя на волнах родительства

Ваша задача сейчас – найти идеальный баланс на волнах родительства.

Не стоит отступать и игнорировать возможные ранние признаки детского аутизма. Вы не можете просто закрыть глаза и думать о хорошем. Такой подход «спрятать голову в песок» никому не поможет.

Также не стоит паниковать по поводу всех возможных опасностей, связанных со словом «аутизм».

Помните, вы ещё ничего не знаете. Вы просто наблюдаете за возможными знаками.

Хорошо, если вы что-то заметили, у вас появились вопросы, и вы поговорите с профессионалом, врачом, учителем и начнёте действовать.

Не паникуйте! Всё нормально!

Аутизм НЕ смертный приговор, вы и ваш ребёнок это переживёте!

«Нормальный», просто по-другому.

Другой, новый путь.

Может быть среди ваших знакомых есть кто-то, у кого ребёнок с аутизмом? Вы заметили какие-либо из этих признаков у вашего малыша?

Все дети рождаются с каким-нибудь талантом: у кого-то есть способности к рисованию, кто-то очень хорошо поет, кто-то мог бы добиться больших успехов в спорте. Задача родителей – разглядеть эти таланты и развивать их. Но как понять, в чем талантлив именно ваш ребенок? Может быть, вы заставляете его заниматься танцами, а у него хорошо получается петь. Кстати, любой ребенок может получить те или иные навыки, необходимо лишь терпение и старание. Но если у малыша есть способности, ему будет гораздо легче его освоить, именно индивидуальные способности могут помочь ему добиться успеха в той или иной сфере жизни, стать успешным человеком в том направлении, которое он выбрал.

Ваш ребенок – интеллектуал

У всех детей разные . Это нужно понимать и не требовать от своего ребенка невозможного. Но если у него есть признаки высокого интеллекта , необходимо с ним дополнительно заниматься:

1. Он может усваивать большие объемы информации, спокойно слушать большой по объему текст, а потом пересказать его, обращая внимание на детали.
2. Его интересует все, что происходит вокруг, например, он может долго наблюдать за работой экскаватора или же с интересом разобрать старый будильник.
3. Такой ребенок не только собирает информацию, но и умеет ее систематизировать. Так, если его что-то заинтересовало, он закидывает взрослых вопросами, а потом может выстроить логическую цепочку, основываясь на полученных ответах.
4. Обладает аналитическими навыками, то есть легко может установить причину произошедшего, просчитать развитие событий. Например, шел дождь, и песок стал мокрым, из него стало легче лепить. Если песок сухой и не лепится, можно полить его водой и делать куличики.
5. У интеллектуалов большой словарный запас, он быстро пополняется. Услышав знакомое слово, ребенок будет использовать его постоянно, причем использовать правильно.
6. У такого ребенка критическое мышление, он любит перепроверять информацию. Допустим, услышал что-то по телевизору, после чего задает уточняющий вопрос папе или маме, позже может переспросить у дедушки или бабушки.

Если ребенок любит играть с конструктором, у него в доме множество различных наборов, он интересуется различными механизмами, то у него технические способности. Детям, любящим что-то измерять, считать, склонным к логическому мышлению, стоит заниматься точными науками, например, математикой, химией или физикой.

Ваш ребенок – творческая личность

Ценятся не только интеллектуалы, но и творческие люди. Как понять, что из вашего малыша может вырасти или же хороший писатель? Вот некоторые признаки творческой личности:

1. Такие дети очень эмоциональные, умеют сопереживать другим людям, а также разделять с ними их радости.
2. Это малыши с богатым воображением, они любят и умеют фантазировать, могут придумать невероятные истории, их игровые сюжеты непредсказуемы и интересны.
3. С раннего возраста ваш ребенок пользуется интуицией, то есть часто принимает правильное решение, но не может объяснить, почему он решил поступить именно так.
4. Творческие люди любят анализировать свои поступки и чувства.
5. Ребенок быстро подстраивается под возникшую ситуацию, умеет повернуть ее в свою сторону. Например, малыш просит купить ему большую шоколадку, мама не хочет, так как много сладкого есть вредно. Тогда он не устраивает истерику, а просит купить что-то другое, например, киндер-сюрприз.
6. Малыш с детства любит музыку или же с радостью декламирует стихи, с интересом разглядывает картины художников. У него есть любимые музыканты или артисты.

Творческие способности могут быть разными. Как понять, что именно притягивает вашего ребенка? Об этом и поговорим.

Юный художник

Все дети без исключения любят рисовать, это один из этапов их развития. Есть способности или нет, малыш все равно будет тянуться к карандашу или фломастерам, рисовать, разукрашивать, лепить из пластилина или же делать красивые аппликации. Как понять, что перед вами будущий художник?

У ребенка есть , если он:

1. Никогда не рисует одни и те же стандартные, уже знакомые ему картинки, а сам придумывает свои рисунки, пытается что-то изобразить, даже если никто не учил его, как это нужно делать.
2. В определенном возрасте дети много играют. Если ваш малыш готов променять игрушки на лист бумаги и карандаши, с удовольствием рисует, разукрашивает или лепит, то на это стоит обратить внимание.
3. Он любит все красивое, и часто пытается украсить свою одежду, дом, различные предметы. С раннего возраста такие дети умеют комбинировать одежду, правильно подбирать цвета.
4. Часто художественно одаренные дети проявляют интерес к различным предметам искусства.
5. Еще одно отличие детей с художественными способностями – вдумчивость, часто они молчаливы по сравнению со сверстниками. Это усидчивые дети, которые могут часами работать над картиной или скульптурой.

Если у ребенка есть такие способности, то его стоит отдать в художественную школу, при условии, что он сам хочет ее посещать и заниматься. Можно и самому развивать художественные способности ребенка, например, посещая с ним картинные галереи или же выставки. Эти знания помогут ему в выборе профессии, и не обязательно он вырастет художником, из него может получиться хороший фотограф или же дизайнер, мультипликатор и так далее.

Юный музыкант

Если у вашего сына или дочки есть музыкальные способности, то вы это увидите:

1. Он или она любит музыку, проявляет интерес к любым музыкальным произведением, стремится туда, где звучит музыка.
2. Если ребенок слышит мелодию, он ее быстро запоминает, иногда напевает, придумывает свои слова к данной музыке. Или же может сам придумать песенку.
3. Малыш, который слышал раньше ту или иную музыку, узнает ее с первых аккордов.
4. У него хороший : есть чувство ритма, он правильно воспроизводит мелодии, они получаются четкими и музыкально точными.

В этом случае можно подумать о музыкальной школе. Если ребенку не нравится, он ходит в школу со слезами, можно, например, отменить уроки фортепиано, а попробовать освоить другой музыкальный инструмент, или же ходить только на хор. Также людям с хорошим музыкальным слухом легко даются иностранные языки, можно развиваться в этом направлении.

Раскрыть таланты ребенка нужно не для того, чтобы вырастить юного гения, а для общего развития малыша. Если он чем-то интересуется, совершенствуется, жизнь заиграет новыми красками, ему будет интересно добиваться поставленных целей. Это может помочь при выборе профессии или же станет любимым хобби. С такими людьми всегда есть о чем поговорить. Поэтому не жалейте времени и сил на развитие вашего малыша, это того стоит.


Top