Песочная анимация с детьми. Песочная терапия в детском саду Песочная анимация для детей дошкольного

Ольга Юдина

Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду »

Цель : активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Психолог : Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока) . Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка) . Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья) . Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги) . Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра) . Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга) . Вдруг появились тучи (рисуют тучи) . Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя) . Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи) . Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу) .

Теоретическая часть.

После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.

Песок -это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Песок действует на детей как магнит…

Он обладает уникальным свойством - заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок » , тем самым гармонизирует состояние человека и активизирует ресурсы самоисцеления.

Цель занятий по песочной терапии : Развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка с использованием игр с песком.

Задачи :

1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.

3. Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.

4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.

6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях :

1. С очень высоким уровнем тревожности.

2. С неврозом навязчивых состояний.

3. С аллергией на пыль и мелкие частицы.

4. Легочные заболевания.

5. Кожные заболевания и порезы на руках.

6. Эпилепсия или шизофрения.

Требования к песку для песочницы :

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным.

Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать.

Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца.

Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год .

Существуют определённые правила при работе с песком.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея , песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый, мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами . Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей . Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства, где обсуждаются правила работы с песком.

Игра «Давайте познакомимся»

Цель : познакомить детей с правилами игры в песочнице .

Ход игры : В гости к детям приходит песочная фея , знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице , а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.

Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами :

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы . Если случайно песок всыпался , покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они улетают, их трудно собрать.

3. В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом) .

4. Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.

5. Песочная фея любит , когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

Для педагогов действуют три правила :

Присоединение к ребенку. Песочная картина , создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины , ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы , перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.

Что нужно для игры в песок ?

Песочница и игрушки .

Игрушки для песочной терапии :

Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза» . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные.

Предметы домашнего обихода : детская посуда , домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

Сказочные персонажи добрые и злые.

Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.

Украшения, сувениры.

Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Структура занятия :

1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция : правила игр на песке, формулировка темы занятия, демонстрация песочницы и игрушек )

2. Основная часть занятия (новая игра, упражнение в соответствии с задачами занятия)

3. Релаксационное упражнение и построение песочной композиции (мира)

4. Ритуал выхода из песочного мира (Рефлексия занятия - итоги, выводы) .

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ :

1. развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об окружающем мире «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций

2. Коррекционные игры

Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)

Дети учатся :

Выражать свой внутренний мир здесь и сейчас, не боясь осуждения.

Осознавать свои эмоции и чувства, открыто говорить о них.

Понимать и контролировать свои желания и поведение.

Быть более уверенным в себе.

Каждое из занятий включает в себя :

Игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

3. Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля

2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом

3. Пересыпание песка из разных емкостей

4. Строительство замков из очень мокрого песка

5. Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль, разноцветного и разнофактурного песка.

Практическая часть мастер-класса .

А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий. (взрослые манипулируют с песком)

При игре с песком (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

Пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

Поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера . При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам .

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито .

Нарисовать узор кисточкой или палочкой.

Просеять песок через систему воронок и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги.

Упражнение «Песочный дождик »

Педагог медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу , затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец , а ребёнок называет этот палец.

Упражнение "Песочный ветер " (дыхательное) . Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок . Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране , "задувая его в песок ", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Коллективная игра «Придумай сказку»

Цель : развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование : круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы , песочный стол , любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры : Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке : полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т . д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы ) . Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения :

Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Наблюдение во время игры детей :

Как дети работают в группе?

Как они общаются друг с другом?

Кто показывает себя, как лидер?

Кто идет ведомым?

Кто играет обособленно?

Кто занимает всю территорию?

Слышат ли дети друг друга?

Могут ли самостоятельно разрешить конфликт?

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь) .

Участники делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы :

Что вам дал мастер-класс ?

Произошли ли у вас какие-либо изменения?

Вывод :

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Игры с песком успокаивают и расслабляют, положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей.

Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию) . Благодарю за внимание!

Занятия к классе песочной анимации провожу для детей с 2 лет (это же так рано! - скажете вы). Позже я опишу свой подход и некоторые методический наработки по этому поводу, а пока поговорим о таком чудном и в то же время сложном возрасте 3-4 года.

По сути это очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно-действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

Малыш часто старается быть самостоятельным. И не редко не разрешает помогать и запрещает вмешиваться в ход рисунка на столике. Самостоятельность - одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.

Особенно эта самостоятельность проявляется в те моменты, когда ребенок видит что-то уже знакомое (уже изученное). Он старается как можно скорее выполнить задание (часто не думая о качестве работы). Но это нормально для песочной анимации, потому что именно тут у ребенка нет необходимости опасаться за то, что он может сделать что-то не правильно. Ведь песок в этом отношении очень податливый материал. Важно побуждать его к самостоятельной деятельности (не делать что-либо за него).

Кратко о ходе занятия. Продолжительность занятия в группе 3-4 около 40-45 минут. Это время стоит очень грамотно распределить время. Опишу краткий план-конспект одного занятия:


  • Разминка для рук. Тут хорошо идут пальчиковые гимнастики (например, Е. С. Железновой). Но часто я использую свои наработки (это всевозможные образы, ситуации и персонажи). Вот наши ручки опущены вниз и вдруг они превращаются в травку, которая тянется к небу, превращаясь в высокие деревья. Подул ветерок, деревья качаются из стороны в сторону, затем наступает осень (ладошки превращаются в падающие листья) пошел дождик, пальчиками постукиваем по столикам и успокаиваемся. Дети с удовольствием выполняют все задания на этом этапе (если же подключить еще и яркие эмоциональные окраски своей речи, то это захватывает еще сильнее). Тут главное не увлечься и не затянуть.


  • Подготовка к непосредственной работе с песком (закатываем рукава, включаем столики, опускаем руку(-ки) в песок). Идет первый тактильный контакт - очень важный момент. Хорошо если каждая встреча ребенка с песком это событие, а не известный и скучный факт. Поэтому весь процесс от закатывания рукавов до первых прикосновений надо обыгрывать с неподдельной многозначительностью (важно заметить, что все необходимое нужно сказать до этого этапа - контакта, иначе внимание собрать будет очень трудно). Поэтому если занятию предшествует "демо-сказка", ни в коем случае не позволяйте трогать песок.


  • Легкие, разминочные упражнения. Это может быть все что угодно. От песочных точек (щепоток) до бомбочек (целый кулак песка резко высыпается на стол, образуя большое пятно). Все проходит в темпе, не затянуто. Этот этап, как правило, не очень любим ребенком, ибо подразумевает определенную рутину.


  • Тематические рисунки. Если занятию предшествовала "демо-сказка" и она была довольно простой по исполнению, то можно пройти ее целиком, корректируя по ходу. Если же сказки не было, то достаточно выбрать один или несколько рисунков, связанных с теми упражнениями, которые вы делали только что. Тогда занятие приобретет целостность и движение.


  • Завершение работы. На этом этапе обязательно нужно подводить итоги проделанной работы. Ребенок должен понимать, что он проделал большую работу. И в следующий раз его мастерство будет только лучше. Это необходимо, от части, потому что, зафиксировать песочные рисунки очень сложно (домой его не унесешь, на полку не поставишь).

По прошествию определенного количества занятий нужно подвести итог. Например, снять с ребенком не сложный мультфильм из песка. Где он (ребенок) будет одним из главных исполнителей. Один из таких примеров представлен ниже.

Тася (3 года). Первая мульт-работа после 2,5 месяцев занятий. Сказка "Про солнышко и вредные тучки" (Дубль 1) . Приятного просмотра!

Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.

Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.

Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.

Метод песочной терапии

Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.

Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.

Терапия песком в детском саду

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.

Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.

Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.

При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.

У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.


Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.

Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Особенности занятий песочной терапии

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.

Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).

В дополнение для занятий по развитию мелкой моторики потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.

Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.

Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).

С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.

В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.

Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.

Юлия Яковлева
Опыт работы «Песочная терапия в детском саду»

Введение

Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.

Солнце, море и песок оказывает приятные ощущения и эмоции у каждого человека. Каждый из нас знает свойства песка.

Кто в детстве не играл в "куличики"? Песочный набор – вот , что мы покупаем своему ребенку, когда идём гулять. Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице . Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.

Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия , потому что с помощью обычных материалов и простых приемов можно решить много проблем у детей.

Мой практический опыт показывает , что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта , у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство. Педагоги пытаются найти эффективные приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является арт-терапия .

Арт-терапия включает в себя музыкотерапию , психогимнастику, песочную терапию , сказкотерапию .

Песочная терапия была изобретена К . Юнгом.

Он утверждал : «Игра ребенка - символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим».

Актуальность

Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию » в своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности дошкольника.

Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.

Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов.

Игра с песком – это простая и доступная каждому дошкольнику форма деятельности.

Цели и задачи песочной терапии .

Цель : не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Задачи :

развить позитивную Я-концепцию;

стать более ответственным в своих поступках и действиях;

учить полагаться на самого себя;

овладеть чувством контроля;

развить уверенность к процессу преодоления трудностей;

развить самооценку и обрести веру в самого себя

В своей работе использую :

Набор игрового материала

Песок

Деревянный ящик или подносы

Песок – загадочный материал. Он обладает определенной способностью завораживать нас - своей способностью принимать любые формы : быть сухим, влажным, легким, скользящим, пластичным, плотным. Игры в песочнице захватывает дух у детей и взрослых.

Метод песочной игры используют для детей с трех лет, используется для работы с проблемами

Психологические травмы

Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства

Проблемы поведения (агрессия и др.)

Расстройства настроения

Трудности в общении;

Взаимоотношения родителей и детей

Так же используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

В своей работе использую формы :

1. Индивидуальная

2. В парах

3. Групповая

Песочная терапия :

1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.

3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка) .

4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.

5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.

6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание) .

В своей работе применяю методы и приемы песочной терапии :

1. Игровая деятельность;

2. Практическая исследовательская деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (формочки, совочки, кисточки, наблюдения, экспериментирования;

3. Наглядные методы (показ игрушек, презентации, рассматривание иллюстраций и картин) .

4. Словесные методы : рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи, использование фольклорного жанра

(прибаутки, потешки) .

Гипотеза исследования :

применение песочной терапии будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов воспитанников;

развитию фантазии и образного мышления;

совершенствованию умений и навыков практического общения.

Основная часть

Использование «песочной терапии » в младших группах.

И вот настал момент, когда пришлось набирать маленьких детишек в ясельную группу. Перед глазами сразу мелькнули детские слёзы , капризы, истерики. И у меня возник вопрос : "Как же помочь, моим маленьким созданиям, быстро и безболезненно адаптироваться в детском саду ?". И в этом мне помог мой "Волшебный песок ".

Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития.

Песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду . И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице , так как в ней они "проигрывают" свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая "песочные страны ", ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Игры с песком использую в своей младшей группе, в качестве групповой или подгрупповой работы и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению с детьми «группы риска» .

Летом мы используем стационарную песочницу на игровой площадке .

Благодаря песочной терапии дети быстро и легко адаптировались к условиям детского учреждения .

учреждению в период июль 2017 г.

Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня

Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному

учреждению в период январь 2018 г.

Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня.

В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, для детей разных групп, которые мы используем при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т. п.

Во время проведения занятий с использованием пескотерапии , я применяю такие формы работы с детьми , как :

Сюжетные игры - "Построим дорожку (дом, заборчик) ",

"Норки для мышки".

Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .

Игры-забавы - "Найди предмет", "Откопай сюрприз", "Спрячь ты, а я буду искать", "Необыкновенные следы", «Дождик» .

Дидактические игры-упражнения - "Узоры на песке", "Мы создаем мир".

Рассказывание сказок.

Инсценирование : "Испечем пирожки".

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода . Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например : "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

В результате своей работы провела два открытых занятий по песочной терапии . Занятие «В гостях у Песочной Феи » было показано на муниципальном методическом объединении и конкурсе «Воспитатель года» с детьми детского сада «Березка» .

Опыт работы с детьми показал :

В результате использования песочной терапии в ДОУ я наблюдала положительные изменения :

значительно повысился общий эмоциональный фон;

снизился уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение десяти лет я активно использую методы арт-терапии и в особенности песочную терапию и сделала такие выводы. Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком ребёнок фрустрирует свои страхи, происходит развитие мелкой моторике рук, познаёт прелесть песочной фантазии , развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки. Мечтайте, ведь из мечты рождается реальность.

Мой опыт не только описывает современное состояние песочной терапии , но и ставит вопрос : а что же такое песочная терапия сегодня , это самостоятельное направление, метод или среда? Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что песочница - это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии , педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована . Это дает возможность вам, дорогие коллеги, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.

И напоследок, хочу пожелать воспитателям креативности и успехов в работе с дошколятами в применении метода.

Литература

1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам. / Дошкольное образование : издательского дома «Перое сентября» .2006.N 12. С. 6.

2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-N1.-С. 50-52

3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-N3.-С. 5.

4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.

5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия » /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.N5.-С. 26-29

Изобретателем стиля является канадская режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Первый фильм, созданный Лиф, - «Песок, или Петя и серый волк» по симфонической сказке «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Это была дипломная работа, которую молодая студентка Кэролайн Лиф выполняла в Национальном Киноцентре Канады. Фильм был сделан в технике порошка, которая тогда была совершенно не знакома. Черный порошок рассыпался по стеклу, и Кэролайн Лиф при помощи пальцев собирала этот порошок в определенные фигуры, образы. И так, передвигая этот порошок, она рассказала историю про Петю и волка на музыку Прокофьева. Наиболее известная работа Кэролайн Лиф, анимационный фильм «Улица» вышедший в 1976 году. Фильм сделан в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи» и входит в десятку лучших анимационных фильмов за всю историю анимации. Позднее опыт Кэролин Лиф переняли многие аниматоры.

Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Специалистов высокого класса в этой области немного.Перед тем, как впервые выйти на публику, артист – чаще всего, художник, который долгое время работал с холстом или бумагой – может упражняться годами. Все дело в интерактивности процесса: рисунки из песка появляются и исчезают на глазах у зрителей, и права на ошибку у художника нет. Подготовка каждого песочного шоу – тщательная, кропотливая работа. Артисту нужен не только талант, но и огромная выдержка: требуется вдохновение на то, чтобы создать картины из песка, и долгие часы тренировок, чтобы отработать технику исполнения песочного шоу.

В СССР метод песочной анимации подхватила Киевская студия анимации. С песком особенно активно работали художники Елена и Владимир Петкевичи. У них очень много серьезных, философских работ, лучшей из которых, пожалуй, можно считать «Сказочку про козявочку». В мастерской Хитрука-Норштейна также использовали в мультфильмах песок. Необычным был сам материал, принцип съемки был традиционным: нарисовали картинку – сняли, чуть-чуть изменили – сняли, и так кадр за кадром. Преимущество песка перед красками заключалось в том, что каждый кадр не нужно было рисовать заново – достаточно было чуть-чуть подправить предыдущий. Это свойство мгновенного изменения картинки стало озарением для венгерского художника Ференц Чако (Ferenc Cako), родившийся в Венргии в 1950 году. И он шагнул на следующую ступень песочной анимации. Он попробовал создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Номинировался на Оскар, отмечен наградами в Каннах, на фестивале в Сан-Франциско и других. Он первым начал выступать перед публикой с песочно-свето-музыкальными шоу. Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой.

Особенности техники работы при песочной анимации

Главное, что отличает песочную анимацию и графику от других направлений с применением сходного материала - например, рисунков цветным песком - это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений. Не столь принципиален выбор конкретной сыпучей субстанции, рабочих инструментов. Именно при наличии подсветки изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Применяется как однотонный, так и многоцветный вариант освещения.

Материалы для работы

Морской песок плохо подходит для этого занятия, поскольку песчинки такого песка слишком круглые и рассыпаются, не образуя фиксированных форм. Профессиональные художники-аниматоры пользуются вулканическим песком – его особая структура идеальна для песочной анимации. Однако при работе с этим песком нужно беречь руки, поскольку он пересушивает кожу. Учиться песочной анимации самостоятельно можно с помощью простых «домашних» сыпучих материалов: обычный речной песок, соль, сахар, кофе, мелкие крупы.

Механизм воспроизведения изображений

На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Таким образом, нет особой технической разницы в создании анимационного фильма и шоу-выступления для живого зала. В последнем случае происходит он-лайн трансляция для публики на большой экран. В песочной анимации художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. А еще во время живого шоу песочная анимация сопровождается музыкой, подобранной настолько удачно и точно, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы...


Top