Токсичные отношения. Признаки токсичных отношений

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Российская экономика после вступления в ВТО

Зайнагутдинова Анелия Игоревна - аспирантка кафедры Внешнеэкономической деятельности Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. (РЭУ, г.Москва)

Аннотация: Статья определяет состояние российской экономики за последний год, рассматривает некоторые фактические последствия вступления России в ВТО. Особое внимание уделено положению страны в членстве ВТО.

Ключевые слова: Российская экономика, ВТО, последствия вступления, конкурентная позиция.

22 августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Надолго затянувшиеся переговоры о вступлении в ВТО и непредсказуемость действий стран-членов изменили все представления о будущем России в многосторонней торговой системе. Тем не менее, худшие опасения не оправдались, так же как и не исполнились благополучные прогнозы.

Во-первых, вступление России в ВТО затянулось на 19 лет, в течение которых был приостановлен Дохийский раунд переговоров, в рамках которого обсуждался вопрос о выравнивание условий по субсидиям для аграриев между развитыми и развивающимися странами. В результате возможности, касающиеся раунда тысячелетия, оказались не реализованными.

Во-вторых, сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении, а в особенности – рисоводство и свиноводство.

После вступления в ВТО, Россия снизила ставки на импорт свинины с 15 процентов до 0 внутри квоты, также в несколько раз уменьшились ставки на ввоз живых свиней. В результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, снизив цены на эту продукцию в России на 30%.

В области рисоводства аналогичная ситуация. Импорт этой культуры возрос, после сокращения ставки на ее ввоз в Россию.

В-третьих, серьезные трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение. После запрета импортозамещающих субсидий фермеры вынуждены переходить на импортные машины. Они дешевле, а в ряде случаев и качественнее.

Тем не менее, российские потребители уже смогли ощутить первые выгоды от вступления в ВТО. Падение пошлин привело к снижению цен и росту потребления. Также в связи со снижением стоимости оборудования некоторые производители смогли снизить себестоимость продукции.

Помимо этого, экономисты прогнозировали увеличение выпуска цветных металлов почти на 15%, а также рост черной металлургии и химической промышленности, однако пока российская металлургия пребывает в тяжелом состоянии.

Вопреки прогнозам, не понес существенных убытков автомобильный сектор. Но учитывая, что Евросоюз официально предъявил России претензию по поводу введенного в стране в 2013 году налога на утилизацию автомобилей, который дает российским производителям конкурентное преимущество и потому противоречит правилам ВТО, ситуация может измениться.

Сумма налога варьируется от 420 до 2700 евро для новых автомобилей, для машин старше трех лет налог составляет уже от 2600 до 17200 евро. В том числе, для тяжелого транспорта налог, в некоторых случаях, может доходить почти до 150 тысяч евро, что делает ввоз такой техники в Россию практически невозможным. В случае признания такого налога невозможным, в отношении России могут ввести торговые санкции.

Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата. Внедрение в глобальную конкуренцию – необходимый для российской экономики процесс на данном этапе вхождения в многостороннюю торговую систему. В первую очередь этот процесс должен начаться с изменения подхода к промышленной, налоговой политике, а также к антимонопольному законодательству.

Пока Россия не занимает должного места в Женеве, где находится штаб-квартира ВТО. В особенности на данном этапе поможет объединение усилий с другими странами в борьбе с незаконными преференциями. Российский рынок составляет три процента от мирового, однако, интеграция в мировую торговлю расширяет возможности увеличения данного показателя.

Подводя итоги, политические представители придерживаются разных мнений о последствиях вступления в ВТО. Объясняется все это тем, что часть из них склонны к протекционизму российской экономики и торговли, остальные к прогрессивному революционизму. Последнее предусматривает беспрекословное подчинение правилам ВТО и низкую защиту внутреннего производителя. Учитывая главную цель ВТО: либерализация международной торговли, Россия, как и другие страны-члены, вынуждена следовать обычаям и принципам организации, действующей во благо международной торговле.

Список литературы:

1. Елена Кукол, «Вступление России в ВТО не оправдало ожиданий», 21.06.13//Российская газета [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/06/21/vto-site.html (дата обращения:12.09.13)
2. Ольга Ившина, «Год в ВТО: первые выводы для России», 22.08.13// Русская служба ВВС [Электронный ресурс] http://www.bbc.co.uk/russian/business/2013/08/130822_russia_wto_year_later.shtml (дата обращения:12.09.13)

Вступление России в ВТО: реальные последствия

научный руководитель канд. экон. наук

Сибирский Федеральный Университет

Идея вступления в ВТО зародилась на волне перестройки. Процесс подготовки к вступлению России в ВТО длился почти 18 лет. Долгожданное правительством вступление в ВТО вызывает неоднозначное мнение и у политиков, и экономистов, и у обычных граждан. По мнению одних, вступив в ВТО, Россия получила больше негативных тенденции в экономике, промышленности, предпринимательской среде и пр., по мнению других, вступление России в ВТО является положительным шагом, так как в результате приведет к усилению роли на мировой арене, улучшению качества производимых товаров, расширению рынка сбыта и т. д.

Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле , контроль за таможенными пошлинами и импортными квотами. В России уже разрабатывался ряд законопроектов, призванных защитить уязвимые отрасли. Эксперты говорят, что адаптация рынка может занять до 7 лет. Делать выводы о преимуществах вступления можно будет тогда, когда закончится действие промежуточных соглашений.

Вступление РФ в ВТО продолжает быть причиной активной полемики в России. Несмотря на то, что официальные источники подчеркивают преимущества членства в этой организации, не утихают споры о крайне негативных последствиях вступления для российской экономики и промышленности.

Так или иначе, но Россия вступила в ВТО и у этого события есть как положительные, так и отрицательные стороны и последствия. Чего больше: плюсов или минусов вопрос спорный.

К плюсам можно отнести:

Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов;

Лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки;

Со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения общепринятых норм внешнеэкономического регулирования;

Доступ к международным механизмам разрешения торговых споров;

Повышение качества и конкурентоспособности отечественно продукции в результате увеличения потоков иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Снижение цен на импортируемые товары;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли .

К минусам можно отнести:

Россия будет ограничена в возможности принятия самостоятельных экономических решений;

На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем и с вступлением в ВТО будет сложнее избавится от сырьевой зависимости;

Интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров;

Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными, как результат - потеря рабочих мест, увеличение количества безработных и «социальные взрывы»;

Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета ;

Увеличение цен на энергоносители.

По мнению некоторых экспертов, российские потребители от вступления в ВТО должны выиграть, так как получат доступ к конкурентным, а значит, более дешевым товарам. Однако целым секторам российской экономики придется очень нелегко. Российская экономика находится в сырьевой зависимости. Подавляюще большую часть экспорта составляет сырье (минеральные продукты, металлы, древесина). Сырьевые отрасли от вступления ВТО получат в большей степени плюсы, нежели минусы. Плюсы и минусы вступления России в ВТО по отраслям рассмотрим в табл.1 .

Таблица 1 - Плюсы и минусы вступления России в ВТО по отраслям

Сельское хозяйство

Расширение рынка зерна и технических культур.

Усиления давления иностранными производителями.

Черная металлургия

Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин. Вступление России в ВТО позволят получить те же условия торговли на экспортных рынках, которые есть у их конкурентов в большинстве стран мира.

Минус же, это возможность применения компенсационных мер со стороны стран-импортеров, которые могут применить протекционистские меры.

Алюминиевая промышленность

Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин.

Высокое энергопотребление отрасли и повышение тарифов на энергоносители до мирового уровня снизит конкурентность.

Химическая промышленность

Развитие уже имеющихся и новых производств.

Снизится конкурентоспособность из-за изношенных ОФ и новых тарифов на энергоносители.

Машиностроение

Приток качественного оборудования с внешнего рынка.

Изношенные ОФ и низкий контроль качества снизят конкурентоспособность доли.

Потребительские

Расширение ассортимента товара, увеличение доли импорта.

Низкая конкурентоспособность российского товара.

Товары на энергоносители

Переход к международным ценам и стандартам на энергоносители.

Повышение издержек предприятий. Сокращение количества предприятий в российской промышленности.

Авиационная промышленность

Сохранение конкурентоспособности за счет производства отдельных комплектующих высокого качества.

Износ ОФ, ухудшение качества, снижение объемов производства.

Таким образом, на данный момент большинство отраслей промышленности еще не являются конкурентоспособными и со снижением цен на импортируемый товары могут быть вытиснуты и потерять свое место на внутреннем рынке. Но хотелось бы отметить, что российские потребители от вступления России в ВТО выиграют, так как получат доступ к конкурентным, а значит, более дешевым и качественным товарам.

Эксперты уверенно приводят следующие показатели. В первые три года подешевеют импортные машины, техника и продукты. К 2013-му пошлина на новые автомобили упадет с 30 до 25 процентов, к 2019-му – до 15. Тарифы на ввоз лекарств уменьшат втрое: с 15 до 5 процентов. Вслед за ними будут дешеветь зарубежные пиво, одежда, бытовая техника . Резко подешевеет также сотовая связь .

Самый длинный переходный период – 8 лет – для мяса птицы государство будет сдерживать обвал цен на продукты специально.

Ожидается, что Россия после вступления в ВТО будет получать дополнительно по 2 миллиарда долларов в год на протяжении нескольких лет, а российская экономика пойдёт в рост за счёт притока зарубежных инвестиций. Эксперты напоминают также о неизбежной отмене постановлений по так называемым «антидемпинговым» расследованиям, из-за которых российская сталелитейная промышленность несёт сегодня значительные убытки.

По поводу опасений насчёт сложного положения, в котором могут оказаться российские предприятия, зависящие от тарифного регулирования, перед лицом новых мощных конкурентов, эксперты возражают: за восемь переходных лет вполне можно «подтянуть» свой уровень конкурентоспособности. К этому добавляют и следующий «плюс»: обязанность играть по «мировым правилам» подстегнёт отечественные предприятия к внедрению у себя прогрессивных практик и международных стандартов менеджмента – таких, как ISO–9000.

Вступление в ВТО приведет к определенным изменениям внешней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, таких как снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д., что приведет к облегчению проникновения на внутренний рынок импортных товаров и услуг и значительному увеличению их потока. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования торговли должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия.

Библиографический список

1. Линецкий России во всемирную торговую организацию как важнейший фактор ее интеграции в мировую экономику / // Балтийский регион№4. - С.69

2. Климонова положительные и отрицательные тенденции, которые будут ожидать российское предпринимательство после вступления России в ВТО / , // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. - № 2 – С. 71

3. Россия вступила в ВТО [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://*****/context/1041. - Загл. с экрана.

За последние 10 лет средние импортные ставки были снижены на 30%. По тарифным позициям, облагаемым пошлинами в размере 30%, ставки были снижены до уровня 20%; в 6 раз сократилось число тарифных позиций, подпадающих под ставку пошлины 25%.

Новые таможенные уже тарифы привели к неблагоприятным последствиям:

  • 1. Общему ослаблению защищенности российской экономики. Изначально снижение ставок обосновывалось эффектом от девальвации рубля, однако к моменту перехода к новым тарифам этот эффект полностью себя исчерпал.
  • 2. Негативным социальным последствиям (поскольку таможенные ставки снизились в первую очередь для дорогих и престижных товаров и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости).
  • 3. сужению возможностей для осуществления дифференцированной промышленной политики (вследствие общего курса на выравнивание

тарифных ставок).

В результате Россия вступает в ВТО совсем не на тех условиях, которые были 10 лет назад Россия согласилась снизить пошлины по многим товарам. В частности, средние максимальные пошлины после окончания периодов, отведенных на исполнение обязательств, составляют:

Рис.

С присоединением к ВТО ставка ввозной пошлины на новые легковые автомобили вернется на уровень 25 % и продержится на нем три года. Затем она за три года упадет до 15 %. В переходный период пошлина на автомобили будет комбинированной, так что ее уровень будет определяться как наибольшее значение альтернативных размеров пошлины, посчитанных по адвалорной ставке (как процент от стоимости) и по специфической ставке (как определенная сумма в евро за 1 куб. см объема двигателя). В таблице 6 приложения В, приведены соответствующие значения адвалорных и специфических ставок максимальной пошлины в переходный период в автомобильной отрасли (с момента присоединения к ВТО и до 2019 года).Для говядины, свинины, мяса птицы и некоторых видов молочной сыворотки будут предусмотрены тарифные квоты. Таким образом, в пределах квоты на эти товары будут действовать одни ставки ввозных пошлин, а за пределами квот -- другие, более высокие. Некоторые из тарифных квот также предусматривают определенное распределение между странами-экспортерами. Для этих продуктов установлены следующие ставки ввозных пошлин в пределах и за пределами тарифных квот:

  • 1. Для говядины -- 15% в пределах тарифных квот (55 % за пределами).
  • 2. Для свинины -- 0 % в пределах тарифных квот (65 % за пределами); к 1 января 2020 года тарифная квота на свинину будет заменена единой максимальной ставкой пошлины в 25 %.
  • 3. Для некоторых видов мяса птицы -- 25 % в пределах тарифных квот (80 % за пределами).
  • 4. Для некоторых видов молочной сыворотки -- 10 % в пределах тарифных квот (15 % за пределами)

Вывозные таможенные пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин будут зафиксированы для более чем 700 тарифных линий, включая товары рыбной промышленности, минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки, необработанные шкуры и кожу, дерево, бумагу и недрагоценные металлы.

Изменение тарифных сборов

В модели предусмотрена простая схема налогообложения импорта -- при ввозе импортной продукции взимаются только импортные тарифы, без учета акцизов и НДС. Налоги на продукты, к которым относятся акцизы

и НДС, в рамках модели собираются с товаров на региональных рынках. Согласно модельным расчетам, налоговые поступления от импортного тарифа снизятся на 17,3 % в результате присоединения России к ВТО и улучшения доступа российских производителей на зарубежные рынки. Необходимо отметить, что тарифные сборы являются лишь одним из видов налоговых сборов на таможне РФ. Значительные объемы налоговых сборов формируются за счет уплаты акцизов и НДС на импорт. Были проведены дополнительные расчеты для того, чтобы оценить выпадающие доходы федерального бюджета в результате изменения тарифов в рамках вступления России в ВТО.

После вступления Казахстана в ВТО Беларусь осталась единственной в ЕАЭС страной, не являющейся членом этой организации. Данная ситуация заставляет ее выполнять практически все требования ВТО, не получая при этом преференциальных преимуществ в мировой торговле. Евросоюз заявил о готовности помогать республике в переговорах с ВТО. Однако Беларусь задумывается о связанных со вступлением рисках для своей экономики и старается выторговать для себя более выгодные условия членства.

Без альтернативы ВТО

В конце 2015 г. Беларусь активизировала процесс переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В сентябре текущего года продолжен второй раунд переговоров с Организацией. Данное решение было обусловлено устоявшимся мнением о благоприятном влиянии членства в ВТО на экономику страны. Катализатором же форсирования переговорного процесса стало вступление Казахстана в ВТО.

В результате Беларусь в рамках ВТО была поставлена в невыгодные условия внешнеторговой деятельности. На данный момент Беларусь осталась единственной страной Евразийского экономического союза (ЕАЭС), лишенной преференциальных преимуществ в мировой торговле, связанных с членством в ВТО.

Парадоксальность ситуации для участников внешней торговли Беларуси заключается в том, что как единственный член ЕАЭС, не являющийся членом ВТО, она вынуждена выполнять практически все требования международной торговой организации. Причем на условиях членства в ВТО стран-партнеров по евразийскому интеграционному блоку.

Данная ситуация не оставляет властям Беларуси альтернативы. Им приходится активизировать переговорный процесс с ВТО, чтобы иметь возможность на равных условиях конкурировать как внутри ЕАЭС, так и за его пределами.

Геополитическое «окно возможностей»

Однако желание ускорить вступление в ВТО для Беларуси не ограничивается экономическими мотивами и желанием создать равные конкурентные условия свободной торговли. Существует и ряд геоэкономических и геополитических факторов, способствующих развитию активности в переговорном процессе.

В 2014-2015 гг. произошел существенный спад экспортной составляющей белорусской экономики. Роль сыграло общее замедление экономического развития евразийского региона в предыдущие годы (рост возобновился только в 2017 г.). Также влияние оказали конъюнктурные факторы обострения конкуренции на внутреннем рынке ЕАЭС (волатильность валютных курсов основных игроков – России и Казахстана), политика импортозамещения России и др.

Напряженная геополитическая ситуация вокруг России расширила диапазон возможностей для Беларуси, сделала ее более заметной фигурой для основных международных акторов. Так, на фоне посреднической миссии в урегулировании украинского конфликта Беларусь не только существенно улучшила свой политический имидж, но и стала желанным партнером для стран ЕС. Последние декларируют готовность помогать республике в переговорах с ВТО, МВФ, Международным банком реконструкции и развития.

В результате конъюнктурное «окно возможностей» приобщения к мировой экономике в виде членства в ее глобальных структурах (в частности в ВТО) стало рассматриваться руководством Беларуси как инструмент получения доступа к мировым финансам. Дефицит последних мешает преодолеть негативные тренды белорусской экономики.

Но при этом, в отличие от правительств ряда других стран ЕАЭС, руководство Беларуси наиболее адекватно оценивает риски для своей экономики, связанные с открытием национального рынка. Поэтому для Беларуси сегодня актуален не вопрос вступления в ВТО, а вопрос условий участия в этой организации.

Торг с ВТО

Именно торг по наиболее приемлемым для белорусской экономики условиям является главной и трудно решаемой задачей. В этом вопросе у правительства Беларуси есть определенный люфт. Условия членства республики в ВТО явно не будут лучше российских (т.к. весовая категория в табеле о рангах в мировой экономике более проигрышная). Но и не хуже, чем условия членства Казахстана. Астана пошла на больший уровень либерализации, чем Россия, что создало проблемы в таможенно-тарифном регулировании в ЕАЭС.

Вступление в ВТО наиболее проблематично для Беларуси, так как структура ее экономики, основанная на экспорте продукции с высокой долей переработки промышленной продукции, и специфика действующей экономической модели требуют высокого уровня протекционистской защиты.

Отсюда и двойственность позиции руководства Беларуси. С одной стороны – необходимость ускорения процесса вступления в ВТО. С другой стороны – необходимость выторговать более благоприятные условия членства в организации с учетом особенностей белорусской экономики.

Ожидаемые эффекты вступления Беларуси в ВТО

К числу эффектов, ожидаемых после вступления Беларуси в ВТО, традиционно относятся:

1. Либерализация национального законодательства в соответствии с требованиями ВТО.

Это позволит республике решить проблему улучшения качества предпринимательской среды и будет способствовать развитию деловой активности и конкурентных отношений. При этом необходимо учитывать, что достижение данной цели потребует коренного пересмотра национальной системы государственного регулирования. Речь идет об условиях кредитования, налогообложения, полном отказе от мер дотационной и социально ориентированной политики государственной поддержки, валютной и денежно-кредитной политики и т.п.

Без указанных радикальных реформ сложно представить успешное функционирование эффективных конкурентных отношений. Более того, должен быть обеспечен относительно длительный переход к либерализации. В противном случае открытость рынка в соответствии с требованиями ВТО может привести к ужесточению конкуренции между национальными и иностранными производителями не в пользу первых.

Логично предположить, что либерализация экономических отношений в республике будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в сфере локального производства и сервиса услуг. С этой точки зрения наиболее уязвимыми могут стать предприятия машиностроения, производители бытовой техники, продукции повседневного спроса и сельскохозяйственной продукции.

2. Надежды на повышение инвестиционной привлекательности также увязываются с перспективами функционирования по правилам ВТО.

Безусловно, членство в данной организации может способствовать улучшению инвестиционного климата (с учетом изменения законодательства). Однако данные перспективы в большей степени основаны на ожиданиях улучшения имиджевых параметров страны.

Оценивая перспективы достижения роста инвестиционной привлекательности, необходимо понимать следующее.

С учетом структуры белорусской экономики высокотехнологические производства в области машиностроения, электроники, нефтехимии менее всего будут интересны европейским инвесторам. Их в большей степени будут интересовать сырьевые ресурсы, развитие информационных технологий, сектор финансовых услуг и сервиса.

То есть базовые отрасли, образующие основу промышленного сектора Беларуси, смогут рассчитывать на инвестиционные вливания при условии кардинальной смены системы управления и существенного сокращения издержек труда.

3. Уровень тарифного регулирования в странах ВТО и ЕС ниже уровня средневзвешенного тарифа ЕАЭС (4,2% против 5,2%).

Разница не существенна, но в случае принятия заниженных ставок тарифа в Беларуси должны быть готовы к наплыву более конкурентоспособного импорта, что при условии невозможности применения нетарифных ограничений (в соответствии с условиями свободной торговли) и недостаточно высокого уровня платежеспособности населения чревато сокращением рыночной ниши национальных производителей.

4. Наиболее уязвимой зоной белорусской экономики в условиях открытого рынка является сельское хозяйство и машиностроение.

Ведь одним из основных требований при вступлении в ВТО является ограничение уровня субсидий в пределах «зеленой зоны» в данный сектор экономики. Это существенно затруднит решение проблем модернизации и развития качества продукции указанных отраслей.

5. Членство в ВТО на условиях полной либерализации экономики создаст условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения за счет расширения импортного ассортимента.

Но при этом оно скажется уровне платежеспособности при сокращении рынка сбыта национальных производителей. Немаловажным фактором, способным негативно повлиять на социальную сферу, является требование ВТО о выравнивании внутренних цен на энергоносители с общемировыми.

Таким образом, учитывая экспортоориентированную структуру белорусской экономики (более 50%), исполнение полного пакета требований по либерализации экономики при вступлении в ВТО может в целом негативно сказаться на конкурентоспособности экономики.

Поэтому формирование положительных эффектов от ожидаемого членства Беларуси в ВТО полностью зависит от условий вступления в организацию, которые республика сможет обеспечить себе в переговорном процессе, длительности переходного периода и от инструментов смягчения отрицательных эффектов за счет реформ системы государственного регулирования и развития ее конкурентных преимуществ.

Аза Мигранян, д.э.н., заведующая отделом экономики Института стран СНГ, в.н.с Института экономики РАН


Top