Что должен уметь 10 месячный ребенок. Десятый месяц

Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

Ребенок в 10 месяцев стремится во всем походить на родителей и старших детей в семье. Развитие мимики, ловкости рук и уже позволяет ему копировать поведение окружающих. Конечно, малыш еще не в состоянии сам застегивать пуговицы или рисовать карандашом, но теребить пуговицы – как мама – или чиркать на листе бумаги – как старший брат – он будет с удовольствием.

Педагоги и психологи советуют не упускать из виду этот важнейший этап в развитии крохи – подражание. Теперь, чтобы научить ребенка каким-либо действиям, не нужно делать это за него, а достаточно просто подать пример. Бери малыша с собой в ванную, когда чистишь зубы, и тебе не придется заставлять его учиться пользоваться зубной щеткой. Аналогично показывай, как мама моет руки, ест ложкой и пр. Не сразу, но все это ребенок скопирует. Для тебя сейчас важен сам факт наступления этапа подражания в поведении малыша.

Не стоит ждать от 10-месячного ребенка, что он будет интерпретировать действия, которые видел в исполнении взрослых. Например, если малыш видел, как мама причесывается определенной расческой и игрался ею сам, дай ему другую расческу – и он не сумеет понять, что это и для чего.

Интерпретировать полученный опыт в знания ребенок сможет чуть позже, а пока показывай ему возможные сюжеты ролевых игр: кормите вместе с ложки его любимого мишку, накладывайте кубики в кузов игрушечного самосвала, укладывайте куклу спать и т.п.

Что должен уметь ребенок в 10 месяц

  • Сидеть без опоры, ползти вперед, вставать с опорой
  • Жевать еду, порезанную на мелкие кусочки
  • Относительно легко переживает отлучение от груди
  • Живо интересоваться другими детьми
  • Выбирать из предложенных, в знак протеста специально отбрасывать игрушку
  • Использовать «орудия труда», т. е. одни предметы для того, чтобы достать другие
  • Хохотать в ответ на забавы и потешные гримасы взрослых
  • Самому пытаться рассмешить собеседника – например звуками, которые рассмешили кого-то ранее
  • Пробовать «на звук» различные слоги и их сочетания
  • Показывать пальчиком на наиболее часто используемые предметы, части своего лица (некоторые)

Крупным игрушкам ребенок теперь предпочитает мелкие предметы. Сейчас как никогда будут кстати игры с фасолью или крупами – конечно, под присмотром взрослых, ведь проворный малыш живо может упрятать одно из забавных зернышек себе в нос или ухо.

Еще одна полезная забава – рисование пальчиком по тонкому слою муки, манки или крахмала, нанесенного на дно плоской тарелки. Также подойдет любое упругое тесто, которое не липнет к рукам – из него можно лепить кусочки, отрывать меньшие комочки от большего куска, прокладывать в нем борозды, вылепливать тонкие лепешки и катать шарики. В общем, чем обширнее фантазия мамы, тем разнообразнее будут игры малыша. Кроха в 10 месяцев еще не может самостоятельно придумывать сюжеты своих забав.

Нормы роса и веса для детей 10 месяцев

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Физическое развитие ребенка 10 месяцев

Хоть многие дети в этом возрасте уже могут вставать у опоры и даже переступать ножками, основной способ перемещения для ребенка сейчас – это ползанье. Не следует ограничивать перемещения малыша – лучше обезопась квартиру и «запускай» своего исследователя на целый день. Используй манежи только в тех случаях, когда нужно отлучиться из комнаты всем взрослым и достаточно надолго, то есть за ребенком некому будет присматривать.
Потому что при кажущейся безопасности манежи – абсолютное «зло», так как сковывают свободу ребенка, и тем самым тормозят его развитие.

Не стоит пренебрегать этапом ползанья, сегодня детские психологи говорят, что это – одна из важнейших стадий раннего развития. Помимо того, что дает неоценимый первый опыт перемещения по квартире и знакомство с множеством вещей, то есть обогащает умственное развитие ребенка, ползанье укрепляет его скелетную мускулатуру и является лучшей зарядкой. Статистика говорит, что дети, чье ползанье родители не ограничивали в младенчестве, вырастают физически крепче и морально устойчивее, чем их ровесники, содержавшиеся в том же возрасте в манежах.

Бытует мнение, особенно у поколения бабушек и дедушек наших детей, что «ребенок, которому позволяют вдоволь ползать, позже пойдет на двух ногах». В этом утверждении, на самом деле, нарушена причинно-следственная связь: да, действительно, замечено, что дети, позже начинающие ходить, перед этим долго ползают на четвереньках (если, конечно, им не мешать). Но если такого ребенка не отпускать ползать и держать в манеже до тех пор, пока он не сможет сам устоять на ногах и идти, ты этим нисколько не ускоришь момент начала ходьбы, скорее даже наоборот. Ибо ребенок встает и начинает идти без поддержки тогда и только тогда, когда его организм к этому готов, т. е. достаточно окреп связочно-мышечный аппарат, кости, вестибулярный аппарат и прочие отделы мозга, работающие для данной функции. При ползаньи, кстати, все это тренируется и созреет несколько раньше. А если дитя держать в манеже, рассчитывая, что он раньше пойдет «от скуки», ты просто лишишь его всего того опыта, который он мог получить с тех пор, как научился ползать до тех пор, как научился ходить.

Итак, ты поняла: если ребенок хочет ползать, он должен делать это вволю. Задача взрослых – обезопасить помещение и .

Еще одним, казалось бы, забавным, но не менее вредным, чем манеж, изобретением являются ходунки. Вот в них-то ребенок, даже уже созревший для самостоятельного хождения, не торопится осваивать новый навык – ведь он привык просто сидеть и отталкиваться ножками. Такая игрушка может действительно несколько затормозить физическое развитие малыша.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев

У 10-месячного ребенка уже явно просматривается любимая игра: кто-то без устали колотит совочком по ведерку, кто-то собирает пирамидку или башню кубиков, кто-то самозабвенно нажимает кнопки на пульте. Постарайся дать малышу возможность предаваться любимому занятию. Кстати, считается, что ребенок такого возраста уже может самостоятельно играть более 15 минут.

Да и вообще 10 месяцев – некий психологический рубеж, когда малыш начинает немного отделяться от мамы. Вот почему данный возраст считается оптимальным для , если мама планировала проводить таковое на первом году жизни малыша. Именно сейчас кроха должен привыкать к отлучкам мамы – оставляй его на папу, бабушку или других авторитетных родственников и выходи из дому по своим делам. Это важно не только психологически уставшей в декрете маме. Но и малышу – так постепенно ему легко будет привыкнуть к мысли, что мама может уходить. Если сейчас регулярно уходить на час-другой во время его бодрствования, в будущем малыш легко будет отпускать маму без слез.

Так как сейчас ребенок начинает тянуться к обществу своих ровесников, постарайся каждую вашу прогулку посещать детскую площадку – там он может наблюдать, как играют другие дети и даже, иной раз принимать участие в этих играх. Ведь даже такому маленькому человеку, а уже нужно общество.

В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

10 месяцев - это замечательный возраст! Малыш становится энергичнее, количество навыков и умений увеличивается, а рост и вес несколько замедляется. Кроха продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела. Он, как никогда, готов для новых открытий и достижений. Итак, что же должен уметь малыш и как узнать нормы развития деток в этом возрасте.

Основные физиологические особенности 10-месячного малыша

Вес и рост мальчиков и девочек

В десятимесячном возрасте малыши становятся активнее, поэтому вес набирают не так быстро, как раньше. Все дети разные и весят по-разному. Всё зависит от пола, телосложения и прочих индивидуальных черт.

Нормой считается, если малыш поправляется на 400–500 грамм за месяц. Примерный вес в 10 месяцев:

  • мальчика - 9 кг;
  • девочки - 8,5 кг.

Нормальная прибавка роста за месяц - 1,5–2 см. Приблизительный рост в 10 месяцев:

  • мальчика - 73 см;
  • девочки - 72 см.

Данные отечественных педиатров

Окружность головы и груди

Ежемесячно измеряется не только масса тела и рост малыша, но и окружность головы и груди. Эти измерения дают представление о гармоничности развития организма.

Родители могут и самостоятельно контролировать эти параметры, регулярно замеряя окружность головы и груди своего ребёнка и сравнивая показания с предыдущими цифрами.

Размеру головы педиатры уделяют особое внимание. Её увеличение говорит о росте головного мозга, а также о здоровье малыша в целом.

Измерить голову можно обернув её мягким сантиметром, проходящим спереди по надбровной линией, а сзади - по затылочному бугру.

Приблизительная окружность головы у грудничков в 10 месяцев около 46 см:

  • у мальчиков - 46,6 см;
  • у девочек - 45,5 см.

При правильном развитии к 10 месяцам окружность груди слегка превышает окружность головы.

Измерение грудной клетки проводится в самом широком месте: спереди на уровне сосков, сзади на уровне лопаток. Диапазоном нормы размера грудной клетки, в этом возрасте, считается 46–50 см:

  • у мальчиков - 48,3;
  • у девочек - 47,3.

Представленные выше данные десятимесячного ребёнка являются приблизительными. Если значения вашего ребёнка отличаются не кардинально от представленных выше, то не стоит волноваться. Если же разница значительная, то необходимо прибегнуть к консультации вашего педиатра.

Ориентировочная таблица

Сон и бодрствование в десять месяцев

Малыш, в этом возрасте, очень подвижный. Он все время двигается, если только не спит. А на сон уходит гораздо меньше времени. Нормой считается приблизительно 14 часов в сутки: ночью - около 10 часов; днём - два раза по полтора-два часа. Время бодрствования увеличивается до 9–10 часов в день. Интервалы между дневным сном достигают 3–4,5 часа.

Ориентироваться в любом случае всегда надо на самочувствие ребёнка. Если он спит всего один раз днём, но при этом активный и весёлый, не плачет без повода, то беспокоиться не стоит. А если ребёнок вялый, плаксивый, трёт глазки, тогда необходимо пересмотреть его режим, возможно, ваш малыш не получает достаточно сна на протяжении дня или ночи. Помните, главным критерием всегда остаётся поведение ребёнка!

Зубы

Согласно с общепринятым стандартом зубки у младенца должны появляться в определённые сроки и в конкретной последовательности. Но это всё условности и некоторые отклонения в какую-либо сторону не критичны.

Не стоит переживать,если последовательность прорезания не отвечает этому описанию

Обычно в десятимесячном возрасте у деток уже есть четыре зуба, а может быть, даже шесть - прорезались верхние боковые резцы. Однако не стоит переживать, если последовательность прорезания не соответствует схеме, такое иногда бывает.

Навыки и умения ребёнка в 10 месяцев

Малыш в десять месяцев отличается тем, что каждый день будет удивлять своих родителей чем-то новым. Он стремительно приближается к очередному этапу своей жизни, когда начнёт ходить и говорить, ведь его мозг прогрессирует в развитии. Ребёнок, как губка, впитывает информацию об окружающем мире. И список того, что следует уметь ребёнок в десятимесячном возрасте, довольно обширный и разнообразный.

Двигательные навыки: что должен уметь делать кроха

Десятимесячный малыш не обязательно умеет ползать, но пытаться вставать на четвереньки онуже должен

  • Положение «сидя». Малыш уже научился садиться из разных положений: на животе, спине, боку, на четвереньках. При этом уверенно сидит, поворачиваясь в разные стороны. В такой позе может пребывать довольно продолжительное время, сам себя занимает, с любопытством что-то рассматривает.
  • Ползает или стоит на четвереньках. Ребёнок ползает, без особого труда справляется с небольшими препятствиями, например, забирается на небольшое возвышение и спускается с него. По международным нормам развития десятимесячный малыш необязательно умеет ползать, но пытаться встать на четвереньки он уже должен.
  • Первые шаги с опорой. В 10 месяцев младенец умеет самостоятельно подниматься из положения «сидя» с помощью опоры. Некоторое время может стоять на своих двоих, держась за устойчивые предметы одной рукой. Затем, возможно, станет делать первые шаги, например, вдоль дивана. А со временем малыш станет смелее, и научится передвигаться, поддерживая себя одной рукой, в другой держа игрушку.
  • Развитие мелкой моторики. Карапуз уже достаточно хорошо владеет своими ручками. Он научился брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Одевает кольца на стержень, пробует вставить один предмет в другой, катает машинки, качает кукол. Очень важно следить, чтобы ребёнок задействовал обе руки. Правая рука несёт ответственность за развитие левого полушария, а левая - за развитие правого полушария.
  • Бросание предметов. Самым любимым занятием малыша становится бросание предметов, а все потому, что бросковые движения в этом возрасте уже более ловкие и ребёнок осознанно, наслаждаясь своим умением, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа.

В 10 месяцев ребёнок совершает первые шаги с опорой

Правильное психическое развитие

В 10 месяцев уже активно работает работает эмоциональная сфера

  • Коммуникативные умения. Десятимесячный малыш с удовольствием общается с окружающими его близкими людьми. Откликается на своё имя, понимает некоторые просьбы взрослых и выполняет их. Разговаривает он на собственном языке и огорчается, когда его не понимают. Кроха учится говорить новые слоги, пока ещё без осмысленного назначения. А также он активно пытается имитировать все звуки, которые произносят близкие. Меняет громкость своего голоса и даже пробует шептать. Активно работает эмоциональная сфера: ребёнок выражает удивление, радость, страх, обиду. Уже понимает, когда ему что-либо запрещают. Доктор Комаровский советует это делать редко, но твёрдо стоять на своём.
  • Мышление. В десятимесячном возрасте уже заметны развивающиеся процессы мышления. Например, малыш уже знает в каком ящике лежат игрушки. Несмотря на то что кроха больше предпочитает разрушать ваши постройки, теперь он пробует что-то сделать сам: складывает друг на друга большие кубики, с помощью взрослого собирает пирамидку. Некоторые, уже в этом возрасте показывают пальчиком на называемые предметы, хотя полностью это умение формируется к году с небольшим.
  • Двусторонняя координация. В 10 месяцев уже достаточно хорошо развита двусторонняя координация ребёнка. И если вы покажете ему как стучать предметами друг об друга, то он сможет это повторить. Если у малыша что-то не получилось, необходимо показать «битву кубиков» ещё раз.
  • Копирование действий. Можно наблюдать, как детки копируют некоторые действия взрослых, например, разговаривают по телефону, моют пол, грозят пальчиком и т. п.

Уже заметны развивающиеся процессы мышления

Эмоциональное развитие

  • Недоверчивое отношение к незнакомым людям и новым местам. Настороженность к незнакомцам начала проявляться раньше. Но сейчас детки могут к кому-то проявлять симпатию, а кого-то очень бояться. В новом месте, некоторое время, ведут себя настороженно. Не слезают с рук матери пока не освоятся.
  • Чувство юмора. Интересная особенность десятимесячного ребёнка - первые проявления юмора. В ответ на ваши шутки малыш может заразительно смеяться.
  • Привязанность к определённым занятиям и вещам . Уже в этом возрасте у ребёнка появляются любимые или наоборот неприятные для него занятия. Например, он может с радостью принимать водные процедуры и очень расстроиться, когда его будут укладывать спать. И также может возникнуть привязанность к некоторым предметам. Малыш может плакать, если с ним в кроватку не положили любимую игрушку.

В 10 месяцев возникает привязанность к некоторым предметам

Социальные навыки

  • Учится хорошим манерам. Сейчас самое время учить ребёнка хорошим манерам. Необходимо осваивать владение столовыми приборами, настал тот возраст, когда ребёнок должен кушать из ложки, пить из маленькой чашки или поильника. А также в этом возрасте малыша пора сажать на горшок, ваше чадо уже понимает для чего он нужен.
  • Выполняет поручения. Малыш уже умеет выполнять некоторые поручения, например, по просьбе даёт вам игрушку или приносит какую-то вещь по просьбе.
  • Умеет занять себя на непродолжительное время. Ребёнок взрослеет и некоторое время способен самостоятельно играть: перекладывать что-то с места на место, собирать пирамидку и т. д.
  • С удовольствием играет с детьми. Находясь в гостях или в детской поликлинике, т. е. там, где есть дети, малыш с удовольствием начинает общаться и играть с другими ребятишками, в том числе и ровесниками. Но поскольку такого опыта у него ещё не было, необходимо помочь ему, например, чтобы ребёнок не отбирал чужие игрушки, надо показать, что можно предложить ненадолго поменяться со своими.
  • Избавляется от «вредных» привычек. Это касается, прежде всего, соски. У младенца в 10 месяцев очень много интересных занятий, поэтому часто он забывает про соску и отучить ребёнка от неё намного проще.

Необходимо помочь ребенку общаться со сверстниками

Стоит всегда помнить, что не все дети развиваются одинаково. Какие-то способности проявляются раньше, какие-то позже. Не надо паниковать, если ваш малыш ещё что-то не умеет. Задача родителей регулярно посещать необходимых специалистов (педиатра, невролога и т. д.) и в игровой форме, а также собственным примером помогать формированию умений и навыков.

Уход за ребёнком

Создаём безопасные условия

Важно дома создать безопасные условия для передвижения малыша. Необходимо спрятать предметы, которые могут причинить вред. Все свисающие провода должны быть убраны, розетки закрыты специальными заглушками, а острые углы спрятаны под предназначенными для этого накладками.

Десятимесячные детки все ещё много времени проводят на полу и тянут все в рот. Поэтому необходимо регулярно пылесосить, чтобы не осталось мелкого мусора и делать влажную уборку.

Создаем безопасные условия для ребенка

Ежедневные гигиенические процедуры

Гигиена ребёнка - это необходимый, ежедневный этап ухода за младенцем. После того как малыш утром проснулся ему необходимо умыть лицо, очистить носик, провести подмывание. Всё это надо делать в игровой форме, чтобы ребёнок оставался в хорошем настроении.

В 10 месяцев продолжаем каждый день делать ребёнку массаж, после утреннего туалета, перед завтраком. Или, как рекомендует педиатр Комаровский, перед купанием. Не забывайте про гимнастику. По времени всё вместе длится около 20–30 минут (по 10–15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность: сначала массаж, потом гимнастика и купание. Евгений Олегович Комаровский характеризует гимнастику, как ненасильственные попытки гнуть все, что гнётся. А в десятимесячном возрасте её можно превращать в зарядку. Ведь многие упражнения ребёнок с удовольствием уже сможет повторять за вами. Зарядку выполняют обычно утром, перед завтраком.

В течение дня ребёнка регулярно высаживают на горшок, обычно это делают после еды. Когда кроха сделает всё необходимое, надо показать ему что у него получилось и похвалить. Главное, чтобы у малыша не было неприязни к горшку.

Купать младенца по вечерам по-прежнему необходимо ежедневно. Очень часто детки уже не хотят просто сидеть в ванной, а пытаются встать. В этом нет ничего страшного. Поддерживайте кроху, чтобы он не упал, следите за тем, чтобы в ванной комнате было тепло и старайтесь увлечь малыша игрой сидя в воде тоже.

Ребенок с удовольствием повторяет за вами движения

Учим правильному питанию

В 10 месяцев необходимо кормить ребёнка грудным молоком или смесью два раза в день: ранним утром и перед сном. Остальные приёмы пищи у крохи похожи на взрослые - это супчики, вторые блюда, сок, мясо, овощи, фрукты. Естественно, всё должно быть отварное или приготовленное на пару. Кормить ребёнка необходимо уже только ложкой. Для отработки жевательного рефлекса необходимы такие продукты, как сухарики и печенье.

Отрабатывается жевательный рефлекс

Прогулки

На свежем воздухе ребёнок должен проводить как можно больше времени, желательно не менее двух часов в день, если позволяет погода. К тому же игры на улице оказывают положительное воздействие на развитие малыша. Что касается погодных условий, то одевать ребёнка надо так, чтобы он не переохладился или не получил тепловой удар.

Как развивать малыша дыльше и чему надо научить

Развиваемся играя

10 месяцев - это такой возраст, когда ребёнок развивается играя. В процессе игры у него формируются различные умения и навыки. А родители могут помочь в этом, вовлекая ребёнка в то или иное занятие.

Начнём с элементарного, детки в этом возрасте любят находиться на улице. Там ведь столько всего интересного. Это расширяет его кругозор. Именно там малыш может общаться даже с незнакомыми людьми. Так развиваются его первые коммуникативные навыки. А гуляя на детских площадках, ребёнок учится общаться со сверстниками. Если позволяет погода можно повозиться в песочнице. Такие игры развивают мелкую моторику, а значить помогают формированию речи. Главное, чтобы малыш находился под присмотром, не тащил песок в рот, не тёр грязными руками глаза.

Такие игры развивают мелкую моторику, а значить помогают формированию речи

Также для мелкой моторики полезно пересыпать или перекладывать различные предметы: пуговицы, бусины, камешки, орехи и т. д. Можно воспользоваться пустыми пластиковыми бутылками или баночками из-под крема для того, чтобы открывать на них крышки. А можно рисовать пальчиками на песке или по мелкой крупе. Пальчиковые игры со стишками, например, «Сорока-ворона» также способствуют развитию мелкой моторики рук.

На куклах или мягких игрушках очень хорошо изучать части тела. А показывая на картинках птиц и зверей, можно учить какие звуки они издают.

Очень полезно разыгрывать сценки из жизни. Выходя из комнаты, помахать крохе ручкой, сказать: «Пока, пока!». Через некоторое время малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, можно сказать: «Здравствуй!», и протягивая к нему свою руку пожать его ладошку. Можно попросить принести какой-либо предмет и если ребёнок выполнил вашу просьбу сказать ему: «Спасибо».

Очень важно, в процессе игры не «сюсюкать» с ребёнком, а разговаривать как со взрослым.

Вообще игры для десятимесячных мальчиков и девочек ещё не очень разные. И поэтому очень важно не ограничивать мальчика машинками, а девочку куклами. Ребёнок должен использовать для игр разнообразные игрушки. Именно так происходит всестороннее развитие младенца.

Не забывайте и о физическом развитии ребёнка. Подталкивайте его к активным движениям. Пинайте мяч ногой, сидя кидайте его руками, катайте машинки, учите ребёнка забираться на диван и потом осторожно с него слезать.

Не существует конкретного списка с перечнем занятий и игр для малышей. Есть фантазия и желание родителей способствовать формированию умений и навыков у своего любимого чада.

Ассортимент игрушек в магазинах настолько велик, что родители теряются в этом многообразии. Вот что наверняка пригодится крохе:

  • Пирамидка с крупными кольцами.
  • Игрушки с прорезями.
  • Заводные игрушки.
  • Игрушки-каталки.
  • Куклы и пупсы.
  • Коробки с крышками и мелкие бытовые предметы.
  • Разнообразные машинки и паровозики.
  • Ксилофон, барабан и другие музыкальные инструменты.
  • Кукольная посудка.
  • Пластиковые и деревянные кубики, большой строительный набор.
  • Игрушки-вкладыши на деревянных досках с ручками.
  • Резиновые и пластиковые животные, магниты на холодильник.
  • Матрёшка и стаканчики-вкладыши.
  • Яркие книжки с картонными страницами.
  • Игрушки для ванной (посуда, брызгалки, резиновые животные, лейка и ведро).

Комаровский о том, чем заниматься с десятимесячным малышом

Евгений Олегович Комаровский считает, что десятимесячным детям требуется разнообразие. Даже если дома у них есть масса разных замечательных и полезных игрушек, малыши обязательно должны какое-то время находиться вне дома. Поездки в машине, на общественном транспорте, покупки в магазине, визит в гости - все это очень важно для развития малыша.
К этому возрасту детские игры делаются все более осознанными, поэтому очень здорово, если родители смогут как можно чаще играть с ребёнком. Необходимо, чтобы не только мама проводила много времени с малышом, но и обязательно отец возился с ним, т. к. у пап и мам различные методы общения и игр. Папы более шумные и содействуют физическому развитию ребёнка, а мамы способствуют интеллектуальному. Ребёнок нуждается в тех и других играх.

Основой воспитания должно быть физическое здоровье ребенка

И ни один, даже самый замечательный врач не сделает ребёнка здоровым. Это обязанность родителей, которым не надо его кутать, перекармливать, баловать.

Создание безопасных условий для малыша, регулярные прогулки, следование режиму - основные составляющие в воспитании здорового ребёнка.

Доктор Комаровский акцентирует внимание и на том, что с самого рождения родители должны окружить ребёнка теплотой и любовью. То есть благополучный психологический климат в семье, гармония в отношениях между папой и мамой как раз и закладывают прочный фундамент для воспитания малыша. Главное не «перестараться» и не избаловать ребёнка.

Видео о развитии ребёнка в 10 месяцев

Каждый этап в жизни ребёнка - это важный период для его развития. И каким он станет в будущем во многом зависит от тех условий, которые создадут ему родители. Помните, что в атмосфере любви, обрамленной родительской требовательностью, дети живут счастливее и развиваются лучше.

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.


Top