Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает. Родители требуют то, что не делают сами

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Спектр детского непослушания очень велик: отказываются чистить зубы, делать уроки, уходят из дома и устраивают бойкоты родителям. Ты не можешь оторвать ребенка от игровой приставки или компьютера? Он обижает «соседей» по детской площадке. За таким поведением обязательно кроется какая-то причина.

ru.fotolia.com

Проблемный ребенок истерит, капризничает и отказывается идти на контакт. Это может быть несовпадение твоих ожиданий с реальностью. Конечно, есть классическое понимание непослушания, и ребенок, который бьет и обзывает сверстников или закатывает скандал на весь магазин, если ты не купила ему желаемое, в любом случае подпадает под это определение. Каждая из нас хочет, чтобы процесс воспитания проходил легко и приятно, а когда сталкиваешься с проблемой детской лжи или воровства, невольно опускаются руки. Давай вместе попробуем разобраться, как устоять в трудных ситуациях и сохранить хорошие отношения с маленьким бунтарем.

Наладить и сохранить контакт

В первую очередь тебе нужно понять, что стоит за проблемным поведением ребенка. Может, ему недостает твоего внимания? Или вы с мужем слишком его подавляете постоянными запретами и критикой? Возможно, вы нарушаете границы личности ребенка, тотально его контролируя: выбираете, с кем ему дружить, не разрешаете долго общаться по телефону? А может, ты совсем отказываешь ему в покупках жвачек и конфет, «потому что вредно»? Чем раньше ты выявишь причину, тем проще будет справиться с проблемой. Ведь контакт с ребенком утратить очень легко. Он может перестать тебе доверять, видя твое безразличие к его истинным переживаниям. Не стоит бить, обзывать или унижать ребенка – эти методы наказаний не просто вредны для формирующейся личности. Как результат ты либо запугаешь его, либо получишь отпор с двойным усилием.

Агрессия как семейный симптом

Причиной агрессивного поведения ребенка могут быть проблемы в семье. Именно малыш выступает «передатчиком», который улавливает сигнал. Агрессия может проявляться в угрозах, криках, обзывании. Воровство, ложь тебе или учителям – это тоже проявления скрытой агрессии. Он может ломать свои и чужие игрушки, кидаться камнями или грязью… А все почему? Какое-то чувство или переживание живет в нем, и он не может справиться с ним конструктивно. Поэтому и нельзя игнорировать такие мощные сигналы детского поведения. Ссоры с мужем или обсуждения при ребенке нехватки денег, твое недовольство собой или жизнью – он все это слышит, видит и чувствует. А потом приходит в садик и топчется по чужому конструктору. Твои отношения с мужем, свекровью, родителями влияют и на малыша тоже. Поэтому не спеши его наказывать, а начни с «головы» проблемы. И не стоит отказываться от помощи детского психолога, если не знаешь, как быть.

Безусловное принятие

Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» приводит пример воспитания своего сына. Он отличался от своих сверстников, хуже учился, было много жалоб на его поведение. Как родители ни старались повлиять на него, их попытки заканчивались неудачей. И выход, который они нашли из этой сложной ситуации, – принять тот факт, что у них именно такой ребенок. Как часто мы хотим реализовать за счет детей свои амбиции и как огорчаемся, если они не оправдывают наших ожиданий! Важно принять тот факт, что ты, как минимум, не всегда можешь проконтролировать действия ребенка. Как только ты разрешишь ему быть собой и делать собственный выбор, вам обоим станет легче находить общий язык.

Родительские послания

Дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, а особенно к тому, что исходит от взрослых. Они считывают и твое недовольство по поводу плохих оценок или поведения в школе (садике), и раздражение из-за испорченных штанов. Поэтому важно отслеживать эти маячки, прежде чем они дойдут до ребенка. Если твое отношение к нему меняется в зависимости «угодил – не угодил», ты можешь столкнуться с протестным поведением. То есть он может захотеть сделать тебе назло. Если ты сможешь справиться с чувствами и постоянно транслировать ребенку послание: «Каким бы ты ни был, я люблю тебя таким, какой ты есть», твой малыш, а может, уже и 13-летний подросток получит добро на самореализацию. Ведь он пришел в этот мир воплотить свое предназначение, и его действия, решения и поступки не всегда будут тебе нравиться.

Личностные особенности

Плохое поведение как следствие скуки

Когда детям нечем заняться, они сами находят себе занятие – и не всегда хорошее. Пока они маленькие, нужно развивать в них любознательность, чтобы дальше, оставшись дома одни, они хотели почитать книжку или поискать в Интернете информацию про полеты в космос. По-моему, это лучше, чем поиск запрещенных сайтов или фильмов про маньяков и убийц. Анатолий Гин предлагает использовать развивающие фразы, чтобы стимулировать полет творческого воображения ребенка: «Ух ты! Это похоже на …», «Смотри, как удивительно…», «Как ты думаешь, почему так происходит?..»

Научить ребенка замечать интересное вокруг намного легче, пока он еще маленький. Тогда проблем с тем, что ему ничего не нравится в садике или школе, не возникнет. А когда малыш рисует, лепит, читает, танцует, ему некогда быть непослушным.

Тема, которую мы сегодня затронули, очень глубокая, и про нее можно написать еще много всего. Возможно, у тебя есть какие-то вопросы, пиши в раздел , и я с удовольствием на них отвечу.

Каждому учителю знакомо это стихийное бедствие. Избежать его невозможно. Бороться – напрасно. Укротить – можно, но далеко не у каждого это получается. Потому что для этого не только нужно быть преподавателем, а и педагогом, – пусть и не с большой буквы, а с обычной. Пусть и не от Бога (в действительности он не слишком щедрый на такие подарки), но хотя бы с призванием. И пониманием того, что происходит.

Когда ситуация выходит из-под контроля. Выход есть?

Такое «счастье» есть почти в каждом классе среднестатистической «рабоче-крестьянской» школы. В «крутых» лицеях и гимназиях, особенно платных, с этим проще – там все-таки немного другой контингент. Если и случаются досадные инциденты, их легче «разрулить», а от неугодных учеников – избавиться. Чтобы не портили общую картину.

А что делать учителям обычной школы? Как реагировать на вызывающее поведение, хамство, матерные слова, непристойные жесты, специальный срыв урока? Как держать себя в руках, если хочется взять маленького (или большого) хулигана за шиворот?

Если лицо хулигана вам уже стало ненавистным, если при одном лишь упоминании о нем (них) у вас портится настроение, и каждое утро вы собираетесь на работу как на каторгу – лучше со школы сразу уходите. От греха подальше. Потому что рано или поздно это все равно произойдет – вы или уйдете сами, доведенные до отчаяния «будущими рецидивистами», или вас уволят за рукоприкладство. Это вам нужно? Если же, напротив, вы цените свое место работы и любите эту профессию, но из-за нехватки опыта и знаний не понимаете, как вести себя в сложных ситуациях – надеюсь, эта статья вам пригодится.

Неуправляемыми не рождаются

Ребенок не бывает неуправляемым с рождения, – утверждают психологи. Это механизм, который укореняется на основе чего-то. Как правило, это когда нет взаимопонимания в семье. А другими словами – недостаток внимания родителей. Причем он может быть абсолютно разной «этимологии». Неуправляемые тяжелые подростки могут вырасти как в маргинальных или неблагополучных семьях, так и у нормальных, на первый взгляд, родителей. Кому-то недостает времени на общение с ребенком из-за алкоголя и других сомнительных развлечений, кому-то – мешает усталость после тяжелой смены на фоне низкой общечеловеческой культуры, кто-то пишет диссертацию или занимается бизнесом с утра до ночи. А кому-то просто безразлично. Ребенок накормлен и одет, а воспитанием пусть занимается школа. При этом родители не понимают: ребенок не будет ждать, пока у них появится время и вдохновение. Его развитие не останавливается ни на минуту, независимо от присутствия взрослых. И желательно в этом процессе принимать участие, – чтобы не было потом неприятных неожиданностей. Это как словно вы со своим ребенком играли на фортепиано в четыре руки, и отвлеклись, отошли надолго. А вернувшись, с ужасом увидели что-то отдаленно похожее на вашего сына или дочь, которые вместо седьмой серенады Шуберта играют «Мурку». А все ваши серенады с сюитами им теперь до лампочки.

Когда ребенок подрастает и вступает вс его острыми углами физиологичного и психологического характера, вылезают наружу прыщи и комплексы, и почти все дети в этом возрасте – не подарки. Это нормально и со временем пройдет. Но если к этим общим «прелестям» взрывоопасного переходного возраста добавляется еще отсутствие и надежного «тыла» (места, где можно не только съесть тарелку супа, но и расслабиться и почувствовать себя в безопасности) – то есть все, что объединяется понятиям «духовное сиротство», вместо хорошего мальчика или золотой девочки получаем «мерзавцев», и чуть ли не без пяти минут преступников. А они просто борются за выживание, как делали это беспризорники в 20-х годах прошлого века. Только немного другим способом. Тем – хотелось хлеба. А этим – внимания. Места под солнцем. Любой ценой.

Акцентировать на участии

Неуправляемые дети – это те, кого не услышали вовремя. Они могут плохо учиться и не принимать участия в школьной жизни, но у них все равно есть свои интересы, есть таланты, которых никто не разглядел. К их проблемам никому нет дела. И в первую очередь – родителям. Ими не интересуются. По различным причинам они не вписались в социум. А если ребенок не задействован – все равно он каким-то образом будет привлекать к себе внимание. Отсюда – и вызывающее поведение, и непослушание, нежелание придерживаться общепринятых правил. Так ребенок заявляет о себе и словно говорит: «Я – вот здесь, я есть».

Психологи считают: уделять внимание такому ребенку нужно, но не за счет всего класса. А первое и самое главное задание учителя – провести урок так, чтобы он был интересным и для трудного подростка. Акцентировать нужно на участии. Например: хорошо, ты не читал этого произведения (или этого параграфа). Но ты услышал, о чем мы говорим. Нам интересна твоя мысль относительно этого. Как бы ты поступил в этой ситуации? Пусть говорит что угодно, но по теме. Основное, – чтобы он был введен в процесс. Если это точные науки, к которым у ребенка, скажем, нет умения – можно предложить сделать то, что ему легко. Можно даже немного подсказать решение. То есть дети в любом случае должны быть «подтянуты» под урок. А учителя часто вместо того, чтобы держать внимание на предмете – банально поддаются на провокации и выясняют отношения с классом или отдельным учеником. Выходит непонимание с одной стороны. И сопротивление – с другой. А нужно лишь улучшить качество преподавания, сделать его интереснее. Ведь имея желание и умение, любого человека можно увлечь и заинтересовать.

Легко сказать, – кто-то вздохнет. Встречаются непробиваемые субъекты, которых заинтересовать нельзя ничем и тяжелые случаи, когда не все зависит от преподавателя, каким бы замечательным он не был.

Здесь нужно обязательно найти причину. Чаще всего она – в семье, где давно есть какие-то искривления. Важно сотрудничество с родителями. Выбирают одного из наиболее адекватных и пытаются донести, что нужно что-то изменить. Даются определенные рекомендации. Если контакт с родителями есть – возможно, сотрудничество на результат. Если родители не понимают, тогда трудно что-то посоветовать. Кроме того, чтобы настаивать, чтобы ребенок занимался в какой-то индивидуальной группе. Реабилитация все равно должна быть. Нужно решать коллегиально – есть ли возможность подтянуть такого ребенка. Конечно, лучше это делать в школе. Но без родителей это невозможно. По крайней мере, очень трудно. Потому что первопричина – именно в них. Обычно это непризнанный ребенок. Чаще всего – битый дома без объяснений. И не только физически. Психологическое давление еще хуже.

Они – не преступники

Спасать таких детей от последствий родительского воспитания – сложное дело. Да и кто этим будет заниматься? Дома они лишние, на уроках – мешают. Хуже всего – они не верят, что кому-то нужны. И, к сожалению, это недалеко от истины. На «диком» западе такие дети ходят в группы реабилитации, где могут выговориться и чувствуют, что их понимают и слышат.

Было бы неплохо, если бы с этими детьми занимался тренированный мужчина – скажем, бывший спортсмен, который мог бы ходить с ними в походы, заниматься экстремальными видами спорта, потому что вышивать и складывать паззлы они уже не будут. У них совсем по-другому должна выходить энергия. Нужно, чтобы агрессивность трансформировалась во что-то другое. И, чтобы где-то они были признаны. Чтоб было место, где они – лучшие. При школах тоже можно создавать такие группы.

Применяя наказание, мы ничего не выигрываем. Такому ребенку нужно поручить что-то важное. Да, ему сложно доверять. Потому что он делает вид, что ему ничего не нужно. В действительности человек так ведет себя только в крайней необходимости. Когда он получит то, чего ему не хватает (нужно лишь распознать, что именно), – получим совсем другое поведение. Это не преступники. Скажем, часто такие дети талантливы в компьютерном деле. Так почему бы не доверить им написать какую-то программу для школы? Они будут делать это с удовольствием, поскольку чувствовать себя востребованными.

Иногда наши дети ведут себя не так, как нам бы того хотелось. Мы думаем, что они нас не слышат и не понимают того, что мы им говорим. Иногда нам кажется, что они делают все назло. Мы можем сорваться накричать, и отшлепать. И тогда у нас может возникнуть мысль о будущем, что же будет дальше. Данная ситуация довольно типична для многих семей. И конечно возникает вопрос: как справиться с непослушным ребенком?

Действительно очень часто родители не справляются с детьми и не понимают их. Причин непослушания ребенка много, но чаще всего это недостаток внимания со стороны родителей. А для детей родительское внимание является жизненно важным. Не получая такого внимания, дети чувствуют себя несчастными, потерянными, отвергнутыми. Детям от этого становится очень плохо, что они прибегают к любой возможности, чтобы получить внимание. Если они вдруг понимают, что определенное поведение заставляет их родителей бросить все свои дела и заняться им, значит, они снова и снова будут его повторять. Для детей важен факт внимания родителей, и становится не так важно, какое это внимание, пусть даже негативное, главное, внимание. Очень рано дети начинают понимать, что негативное родительское внимание привлечь гораздо проще. Когда дети хорошо себя ведут, считается, что это нормально, и хвалить их вроде бы и не за что. Дети чувствуют, что привлечь к себе родительское внимание можно лишь с помощью плохих поступков. Таким образом, родители сами невольно провоцируют такое поведение детей.

Выделяют несколько степеней негативного внимания родителей к детям - от какого-либо упрека до физического наказания.

Грубое физическое наказание негативно влияет на семейную обстановку, на отношения между детьми и родителями, а самое главное, отрицательно влияет на формирование личности детей. Английские ученые провели исследование и доказали, что долговременное использование такого метода, как физические наказания , не дает никакого воспитательного эффекта. А, наоборот, применение данного метода может привести к очень нежелательным последствиям для воспитателя. Проявление агрессии к детям нужно избегать еще и потому, что поведение родителей - это образец для подражания, для детей это модель допустимого поведения. Так как дети наблюдают, как родители и другие люди выходят из различных критических ситуаций, реагируют на обиды и неприятности, как они умеют разрешать конфликты. Поэтому родителям следует проследить за своим поведением, прежде чем требовать правильного поведения от ребенка.

Конечно, нужно пытаться пресечь агрессивное поведение детей по отношению к другим людям и родителям, но родителям необходимо избегать негативного внимания. Нужно учить детей в приемлемых формах выражать свои эмоции. А лучше всего учить этому в нормальной обстановке: играя и доброжелательно общаясь с детьми, не забывая поощрять и хвалить детей за их хорошие поступки .

Естественно, дети, как и взрослые, могут иногда сердиться, раздражаться, выразить свое недовольство чем-то. Какую же реакцию проявить на это? Лучше всего маленького ребенка отвлечь на что-то другое, переключить его внимание . Но свои позиции нельзя сдавать в любом случае. Если ребенок все-таки не успокаивается и продолжает истерику, то в этот момент не нужно упрекать его, читать нотации или наказывать, так как это бесполезно. Лучше всего, пока ребенок не успокоится, оставить его с раздражением наедине. Если ему все-таки удалось справиться с раздражением, похвалите его, это очень важно.

Метод предупреждения хорошо использовать в некоторых ситуациях. Например, ребенок мнет и рвет страницы книжки. Не нужно несколько раз повторять: «Не рви книжку! », лучше всего предупредить, сказав при этом: «я отберу у тебя книжку, если ты плохо будешь с ней обращаться». В этом случае ребенок может подумать и самостоятельно принять решение. Если ребенок изменит поведение по отношению к книге, его нужно похвалить, если продолжить рвать книгу, необходимо ее забрать. С помощью данного метода можно избежать лишних пререканий, назиданий и разговоров. Но очень важно, чтобы предупреждение было выполнено, чтобы ребенок не подумал, что это пустая угроза.

Можно пообещать награду за хорошее поведение. Если вы собираетесь идти в гости и взять с собой детей, но при этом понимаете, что их поведение может быть отнюдь не ангельское, используйте метод «обещание награды», если они будут себя хорошо вести. Обычно данный метод оправдывает себя, когда для детей очень важна награда за хорошее поведение. Если вы будете сдержаны, спокойны, ваш ребенок поймет, что от вас другого внимания он не получит, поэтому будет учиться держать под контролем свои эмоции.

Общее правило в воспитании детей : для того, чтобы избежать плохого поведения, необходимо больше внимания уделять хорошему поведению, чаще поощрять и хвалить детей. Партнерские отношения являются самыми лучшими отношениями в семье, в этом случае поощряется хорошее поведение и наказывается плохое.

Поведение детей может быть плохим из-за стресса, который переживают родители или сами дети. В подобных ситуациях нужна помощь психолога или психиатра , так как родители часто не могут сами справиться с ней. Иногда дети в гостях у бабушек, которые разрешают им больше, чем их родители, не выполняют правила. В этом случае лучше всего спокойно отнестись к этому, так как между внуками и бабушками (дедушками) всегда существуют особые отношения. Ничего плохого нет в том, что бабушки побалуют немного детей, когда нет рядом родителей, но дома сохраняются прежние правила.

При этом не очень много должно быть запрещающих правил . Дети должны чувствовать свободу своих поступков, свободу выбора, они должны иметь возможность самостоятельно учиться принимать решения, а также делать выбор и не спрашивать постоянно родителей: «правильно? неправильно? ". Если у детей нет свободы ни в чем, они могут вырасти несамостоятельными, инфантильными, нерешительными, или будут отрицательно относиться к любым правилам. Ведь правил очень много, их иногда даже нельзя все запомнить, не то, что выполнить, так зачем зря стараться это делать!

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

вместо

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

вместо

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

вместо

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».


Top