Нод по формированию математических представлений. План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет

Андреева Людмила Анатольевна. МКДОУ д/сад «Буратино» с. Чунояр Богучанского района Красноярского края.
В занятии использованы современные образовательные технологии: палочки Х. Кюизенера и блоки Дьенеша.
Материал может быть полезен воспитателям подготовительной к школе группы.
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Программные задачи
Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахождения целого
/со знаками +; - /
Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения однозначных чисел.
Учить детей давать полные, распространенные ответы на вопросы воспитателя.
Закреплять знание состава числа 9.
Закреплять умение решать арифметические действия на сложение в пределах 10.
Продолжать учить ориентироваться на плоскости относительно себя.
Продолжать закреплять понятия – горизонтально, вертикально.
Учить разбивать геометрические фигуры на множества по нескольким признакам с помощью кругов Эйлера.
Развивать логическое мышление, зрительное внимание
Современные образовательные технологии: Палочки Х.Кюизенера, блоки Дьенеша; ИКТ.
Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка.
Оборудование и материалы: Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, цветные дорожки изготовленные и картона, цветы из бумаги.
Предварительная работа: Игры с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша.
Ход:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем. (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Задание. «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
Вопросы:
Если стол выше стула, то стул…?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель : Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Дети: короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы!
Ой, ребята вы слышите, кто то плачет (входит нолик). Здравствуй нолик.
Почему ты плачешь, что случилось?
Нолик. У нас в стране Математики произошло большое несчастье, на нашу страну напали злые роботы и похитили «Королеву Математики» её могут спасти дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, сравнивать, умные, находчивые и внимательные.
Я услышал, как вы правильно отвечали на вопросы и решил, что вы сможете нам помочь. Прошу вас, помогите нам, изгнать из нашей страны злых роботов.
Вы согласны отправиться в путешествие со мной и помочь нам. Не боитесь роботов? Тогда отправляемся в путь.
Но попасть в нашу страну можно лишь, став невидимыми для роботов, для этого
нужно выполнить задание.
Первое задание: "Состав числа 9"
На столе лежат палочки Кюизенера.
Воспитатель показывает цифру 9 и сообщает детям, что они должны составить число 9 из двух чисел, если они справитесь с заданием, станут невидимыми и смогут отправиться с ноликом. (Дети выполняют задание) Слайд 2.

Проверяем, все ли правильно сделали, если кто - то не сделал или допустил ошибку, исправляет. При проверке задания, все произносим вслух. Число девять состоит из 1и8; 2и7 и т.д.
Воспитатель. Молодцы все справились с этим заданием, вот мы и стали невидимками и можно отправляться, в страну математики.. (оказываемся на цветочной поляне)
Второе задание: "Цветочная поляна" слайд 3
Смотрите ребята, цветочная поляна, а сколько на ней роботов и одни стебельки без цветков.


Роботы успели и здесь побывать, они оборвали все лепестки на цветах и уничтожили почти всех насекомых. Осталось только несколько целых цветков и одна бабочка, чтобы цветы опять зацвели нам нужно правильно решить примеры. Давайте разделимся на команды, я раздам вам лепестки, разного цвета. На столах лежат серединки цветочков, с буквой обозначающей цвет лепестка, подойдите и найдите свою серединку. (Дети собираются в команды за столом, назначается капитан команды) .
Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите примеры, то цветы снова зацветут и часть роботов исчезнет.
Каждой команде дается свой пример, они самостоятельно решают и выкладывают решение примера на столе, затем один ребенок из команды читает арифметическое действие вслух.
На экране картинка с цветами, под листочком каждого цветка, спрятаны примеры, открываем по очереди листочки каждой команде и решаем. После того, как примеры решены, один из детей каждой команды читает арифметическое действие.
Нолик проверяет.
Воспитатель: Мы справились и с этим заданием. И бабочки очень рады, что снова могут порхать над цветами и любоваться ими и посмотрите, роботов стало меньше.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Ребята скажите, какие пять органов чувств вы знаете?
Дети . Язык, уши, глаза, руки, нос.
Читаем стихотворение «Органы чувств»
Раз, два, три, четыре, пять
Нужно чувства посчитать.
Зренье, слух и обонянье
Сладкий вкус и осязанье.
Воспитатель: Как вы думаете, какой из органов чувств устает больше всего, когда мы долго смотрим? (глаза)
А для того, чтобы наши глаза расслабились, бабочки предлагают с ними поиграть, выходите на серединку, вставайте лицом к экрану и следите глазами за бабочками, не поворачивая головы. Слайд 4


Отправляемся дальше.
Третье задани "Умные задачки"
Ребята сейчас вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными, нас ждет очень трудное задание, после выполнения, которого погибнет много роботов. Но оно спрятано под одним из этих блоков, надо угадать под каким. Дети угадывают с помощью карточек символов.


Воспитатель. Скажите, из каких частей состоит задача.
Каждой команде даем по одной задаче. (Задачи нарисовать на картинке и раздать детям, на столе лежат карточки с цифрами, дети составляют задачу на столе и один из них зачитывает)
Воспитатель просит детей дать ответ задачи, /полным ответом/ Молодцы очень много роботов погибло.
Четвертое задание: Выбираем 4 человека с помощью нолика.
Нолик. Ребята посмотрите. Это дорога, по которой цифры передвигаются в нашем городе, но глядите, роботы разрушили ее, надо помочь жителям построить дорогу.
Дорога была выложена от самой длинной полоски, до самой короткой. Помогите мне выложить ее (полоски из картона по типу палочек Кюизенера) .


Воспитатель. Ребята, из скольки полосок состоит дорога? Давайте назовем их по цвету, а теперь назовите число, которое они обозначают. Каким по порядку стоит число 4? Какое число последующее? Какое число стоит между числами 5 и 7? Какое число стоит слева от 9? Какое число стоит справа от 8? Назовите, соседей желтой полоски, числами? (Вопросы задаются четко, каждой команде).
Воспитатель. Нолик, правильно ребята выложили дорогу?
Нолик проверяет.
А теперь нам нужно отдохнуть, для того, чтобы отправляться дальше, спасать жителей страны Математики.
Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал
Пятое задание: "Раздели фигуры на множества"
Ребята, в городе живут не только цифры, но и множество фигур. На столах у каждой команды 1 красный круг и 1зеленый и блоки Дьенеша (все красные фигуры и желтые, синие квадраты, маленькие и большие) разложить фигуры в круги по двум признакам, (все красные в красный круг, а все квадраты в зеленый). Затем проверяем выполнение задания на слайде. Почему вы положили множество красных квадратов в пересечение кругов?
Дети: Потому что у них общие признаки они квадраты и красные.


После выполнения задания детей благодарят и предлагают перейти к следующему заданию.
Шестое задание: «Ключ к замку»
Посмотрите ребята, вот мы и подошли к дворцу, в котором заперли Королеву Математики. Но ключа у нас нет. Но у нолика есть подсказка, как самим можно сделать этот ключ.
Берем малиновую палочку и кладем ее вертикально, розовую справа вниз к малиновой, горизонтально. На розовую сверху кладем белую палочку, сверху еще одну розовую. Сверху на малиновую палочку кладем розовую горизонтально. Справа и слева от розовой палочки, вертикально кладем голубые палочки. Между ними вверху розовую палочку горизонтально. Давайте проверим, похож ли ключ, который мы увидим на экране. Если мы все сделали правильно, то дверь должна открыться.


Нолик. Ура, спасибо ребята. Вот наша королева и свободна, посмотрите, как рады жители страны. А мы стали снова видимыми и опять вернулись в д/с.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно справились со всеми заданиями, помогли маленьким жителям страны Математика, я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Давайте пофантазируем, и каждый придумает домик для жителей страны математики и построит его с помощью палочек и блоков.
Использованная литература:
Е.А. Казинцева «Формирование математических представлений"
Презентация на тему: Путешествие в страну Математики

Цель:

  • развивать умение считать в пределах десяти;
  • формировать навыки порядкового и количественного счета;
  • навыки прямого и обратного счета;
  • закреплять представление о геометрических фигурах;
  • формировать умение группировать их по различным признакам;
  • учить решать математические задачи;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать память;
  • воспитывать стремление выполнить задание;
  • получить положительную оценку своей работы.

Методические приемы:

наглядный, словесный, игровой, сюрпризный, практический.

Материалы и оборудование:

карточки с цифрами, геометрические фигуры, муляжи овощей и фруктов; карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране «Математике».

Вы хотите там побывать?

Но сначала отгадайте загадку :

Мой любимый теплый воздух,

Со мной творишь ты чудеса!

И, как в прекрасной, дивной сказке,

Я поднимаю в небеса.

Моя чудесная гондола,

Весьма уютна и светла,

И путешественникам юным

В ней хватит места, как всегда.

В дороге нам поможет дружба,

И смелость тоже нам нужна…

Вы догадались. Кто же я?

(Воздушный шар)

Воспитатель: Чтобы занять место в гондоле, надо найти стул с таким же номером, который нарисован на вашем билете. А чтобы взлететь, необходимо произнести волшебное заклинание (крибле, крабле, бумс)…

Вот мы и в воздухе. Как красиво вокруг! Какие необыкновенные облака! Какого они цвета? Размера? Формы? (Дети описывают воображаемые облака).

Под нами необыкновенная поняла цветов. Давайте спустимся! На пути к поляне болото. Его преодолеть можно только по кочкам. Причем наступать надо в порядке, указанном цифрами (1,2,3,4,5 и т.д.)

Воспитатель: Вот мы и добрались до поляны. Посмотрите, какая она красивая, как много на ней цветов. Но эта поляна не простая, а «математических задач», и цветы на ней необыкновенные, давайте посмотрим.

Дети решают задачи.

В дороге нам помогала дружба. На память о нашем полете, я дарю вам воздушные шары.

детский сад общеразвивающего вида

№ 9 «Василек» г. Грязи

Грязинского муниципального района

Липецкой области

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Волшебный теремок»

Программные задачи:
Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
Закрепить умение соотносить количество предметов с числом;
Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла бибабо - мышка, карточки с цифрами и предметными картинками, геометрические фигуры , игрушки (пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, Маша и медведь, один ежик) , четыре обруча, бубен.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , карточки с цифрами.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?
А задания такие:
Задание № 1.

«Назови геометрические фигуры»

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру? (Прямоугольник)
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей)
- Как можно проверить? (Наложить их друг на друга)
- Что теперь мы видим? Что можем сказать? (Две стороны у прямоугольника длиннее, чем квадрата, а две другие одинаковые)
- А чем отличается квадрат от треугольника? (У треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны)
- Чем отличается круг от квадрата? (У круга нет углов и сторон)
Задание № 2.

«Покажи правильно»

(Воспитатель называет геометрические фигуры, а дети поднимают ту геометрическую фигуру, которую называет воспитатель).
Задание 3.

«Найди место фигуре»

(На полу лежат четыре обруча, в центре каждого геометрическая фигура.
Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре)

Воспитатель: Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит, вам надо найти обруч с вашей геометрической фигурой и встать вокруг него. (Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются своими фигурами)
Задание № 4.

«Ударь в бубен столько раз, сколько показывает цифра»

(Воспитатель поднимает карточку с цифрой, ребенок должен ударить в бубен столько раз, сколько показывает цифра).

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так
(поднять руки вверх и делать наклоны в стороны)
Дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по- медвежьи)
И из речки воду пили:
Вот так, вот так (наклоны туловища вперед)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, («пружинки»)
Лапы выше поднимали:
Вот так, вот так (прыжки, хлопая вверху руками)
Лапы выше поднимали.
Задание № 5.

«Посчитай правильно»

(Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки. Дети должны правильно соотнести количество предметов с числом).
Задание № 6.

«Найди домик каждому числу»

(Воспитатель раздает карточку с цифрой каждому ребенку.
На пяти столах лежат игрушки: пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, два героя из сказки «Маша и медведь» и один ежик. Воспитатель раздает детям карточки с цифрой и показывает пять домиков, где живут игрушки.
По сигналу дети находят домик своей цифре и встают возле него. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли все нашли свой домик.

Можно поменяться карточками и поиграть еще несколько раз).
Воспитатель: Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку. А если Мышке-норушке опять будет нужна наша помощь, то мы ей обязательно поможем. Правда, ребята?
Мышка: Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости? Какая история с ней приключилась? Как мы смогли ей помочь? Какие задания мы выполняли? Вам понравилось помогать Мышке-норушке? (Ответы детей).

Конспект открытой НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ

«Путешествие в математическое королевство»

Для детей старшей группы

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Упражнять в счёте в пределах 8 в прямом и обратном порядке;

Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;

Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте;

Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;

Развивать умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно;

Воспитывать интерес к математическим заданиям.

Используемые технологии: ИКТ

Материал и оборудование : карточки с цифрами на каждого ребенка от 1 до 8; карточки с заданиями на сравнение чисел, знаки >,

Ход НОД:

Вос-ль: -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошек улыбки ).

Воспитатель предлагает детям собраться в круг.

Вос-ль:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Ребята, посмотрите на экран (На экране изображение конверта) . Кто-то прислал нам электронное письмо. Интересно, от кого оно? (На экране появляется королева из страны Математики ) и говорит:

- «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я прошу, вас навести порядок в моем королевстве»

Вос-ль:

Ребята, мы поможем жителям математического королевства? (ответы детей )

Вос-ль:

Вы уверены в своих силах и знаниях? (ответы детей )

Вос-ль :

Тогда отправляемся в математическую страну. Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд) (На экране появляется поезд)

Молодцы ребята, конечно это поезд. Я вам раздам билеты, в которых указана цифра, обозначающая ваше место в поезде. Посмотрите внимательно на вашу цифру и займите свое место. Садитесь удобнее, мы отправляемся в путь.

(На экране заставки леса, моря, поля, горы и замок)

Ребята, посмотрите, кажется, мы приехали в королевство. (На экране ворота с замком, на котором изображены геометрические фигуры ).

Ой, ребята, злой волшебник повесил замок на ворота королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться, какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине )

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Выходит королева математики.

К.:- Здравствуйте мои друзья, я очень рада видеть вас. Как хорошо, что вы приехали. Я очень долго за вами наблюдала, как вы ловко справляетесь с математическими заданиями. Ведь для того, что бы навести порядок в моей стране, нужны ваши знания и умения.

Задание №1 (На экране перепутанные числа)

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему. (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 8 )

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (на экране числовой ряд от 1 до 8)

Вопросы детям:

Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5

какое число вы поставили между числами 5и7

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4.

Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

Задание №2 (на экране математические знаки >,

Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите им, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно ) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

Отлично, математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз

«Геометрические фигуры» (На экране изображение геометрических фигур)

Вот фигуры-непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник,

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте )

Теперь направо посмотрите,

Узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте )

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,

До овала доставай! (Дети прыгают с поднятыми вверх руками )

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем. (Дети приседают )

Задание №3 (На экране изображение разных по высоте домов)

Ребята, дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. Волшебник и здесь навел путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого высокого к самому низкому.

Дети выполняют задания.

Вос-ль:

Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

(На экране дома от самого высокого до самого низкого)

Задание №4 (На кране домики с цифрами и человечки)

Ребята, жители этих домов потерялись. Вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить в каждый домик вам покажет цифра на крыше дома. Приступайте. Дети выполняют задания.

Вос-ль:

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

(на экране домики с жильцами)

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

Задание №5

Ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой волшебник специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – топайте ногами.

Утром солнышко встает

По утрам нужно делать зарядку

Нельзя умываться по утрам

Днем ярко светит луна

Утром дети идут в детский сад

Ночью люди обедают

Вечером вся семья собирается дома

Задание №5

Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. (На экране круг, 1/2круга, ¼ круга) Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратиться в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно сложить, чтобы части были одинаковые? (совмещать края ) Как можно назвать каждую из частей? ½ А теперь сложите ещё раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга? ¼.

Молодцы, злые чары сняты!!!

Ребята, вы выполнили все задания, теперь в моем математическом королевстве полный порядок, а злой волшебник превратился в доброго. Я вам очень благодарна за помощь. В знак благодарности примите от меня вот этот подарок.

Вос-ль :

Ребята, а нам пора возвращаться обратно в детский сад. Занимайте свои места в поезде (на экране поезд).

К.: До свидания, ребята!

(на экране замок, горы, поля, моря, леса)

Вос-ль :

Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? Сегодня все работали хорошо! Молодцы!!!

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

«Прогулка с зайчишкой»

Цели:

- формировать пространственные представления: ниже, выше, уже, шире;

Закрепить представления о геометрических фигурах;

Закрепить умение группировать их по признаку формы;

Закреплять порядковый счет в пределах пяти;

Развивать мышление, внимание.

Материалы : игрушки Зайчик и пять зайчат, 3 коробки разного цвета; круги, квадраты, треугольники по 2 фигуры на каждого ребенка.

Ход деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети! Кто- то пришел к нам в гости. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с зайчиком и спросим, что у него в корзинке? (морковка).

Воспитатель: Дети, Зайчик сказал мне, что несет морковку для своих маленьких детей, но не знает, хватит ли морковки всем. А как называются детеныши зайца? (Зайчата)

Воспитатель: Правильно. Так вот, Зайчик не умеет считать, поможем ему, ребята? (Да).

Воспитатель: Как же нам найти дорогу к дому зайчика? Как вы думаете, где живет наш зайчик? (в лесу)

Воспитатель: К каким животным относится зайчик, если он живет в лесу: к диким или домашним? (к диким)

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес к зайчатам. Дети выходят на коврик…

Зайчик говорит, что мы сможем найти его дом, если пойдем по самой широкой дорожке.

2.Дидактическая игра «Выбор дороги»

Перед детьми две дороги одинаковые по длине, но разные по ширине.

Дети способом наложения или приложения предметов выбирают самую широкую дорожку.

Выбрав правильно дорогу, дети с воспитателем отправляются в путь.

3.Д/и «С какого дерева листок»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. Вы узнали с какого дерева эти листочки? (клен, береза, рябина, дуб)

Воспитатель: Если лист упал с дуба, то он называется (дубовый) с клена (кленовый) с березы (березовый), с рябины (рябиновый).

Воспитатель: А сейчас каждый из вас выполнит задание. Сева собирёт все дубовые листочки, Ваня –кленовые, Соня – березовые, Лиза – рябиновые.

Воспитатель: Пусть каждый из вас сосчитает сколько он собрал листочков.

Воспитатель: Молодцы! Заберем с собой наши листочки и отправимся дальше.

4.Физкультминутка «Лесная лужайка».

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал. (ходьба с высоким поднимание коленей).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? Да, это домик зайца. А как называется дом у зайца? (норка)

Воспитатель: Давайте посмотрим на зайчат. Какие маленькие, пушистые зайчата, давайте их погладим и подарим им наши листочки.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в лес? (посчитать зайчат и узнать хватит ли им морковок).

5.Дидактическая игра «Веселый счет».

Воспитатель: Правильно, давайте сядем на стульчики и посчитаем. Посмотрите, как я считаю зайчат: Один зайчик, два, три, четыре, пять, всего пять зайчат. (дети считают).

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько у Зайчика морковок. Саша, подойди к корзине и посчитай. (считает, четыре морковки).

Воспитатель: Катя, проверь, правильно ли сосчитала морковку Саша? (четыре).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, у нас пять зайчат и четыре морковки, всем ли зайчатам достанется морковка? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим. Маша, вынь из корзинки морковку и дай каждому зайчонку по одной морковке. Что у нас получилось? Всем ли хватило морковок? (нет) Скольким зайчатам не хватило морковки? (1)

Воспитатель: сколько морковок нужно добавить, чтобы всем зайчатам хватило? (ответы детей).

Воспитатель достает морковку, кладет в корзину. А теперь, сколько стало морковок? (дети считают).

Воспитатель: Ну, вот все довольны и вы молодцы! Ребята, в знак благодарности за вашу работу зайчата предлагают поиграть в игру. Хотите узнать какую?

Воспитатель: Пока мы с вами делили и считали морковки, зайчата превратили своими острыми зубками наши листочки во что. (воспитатель показывает геометрические фигуры) Что это?

6.Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры».

Воспитатель: Только фигуры все перепутались, давайте поможем разложить их по корзинкам.

На столе стоит 3 корзинки. Вам нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы в маленькой корзине были квадраты, в средней – круги, а в большой треугольники. Все поняли задание?

Воспитатель: Вадик, повтори задание.

Воспитатель: Саша, расставь корзинки: маленькая, средняя, большая.

Воспитатель: Ребята готовы? Начинаем! (дети выполняют задание, в конце игры воспитатель вместе с детьми проверяют правильность выполненного задания).

7.Дидактическая игра «Ниже-выше».

Воспитатель: Ребята, а Зайчик хочет познакомить вас со своими друзьями. (Воспитатель показывает плакат «Этажи леса»)

Воспитатель: Это кто? (белка)

Воспитатель: Белка живет высоко в дупле на дереве.

Воспитатель: Это кто? (муравей)

Воспитатель: Где живет муравей? (в муравейнике)

Воспитатель: Это кто? (заяц)

Где живет заяц? (в норке)

Воспитатель: Посмотрите и скажите, чей домик самый высокий? (белки)

Воспитатель: Сравните домик зайца и муравья. Какой из них самый высокий? (домик муравья)

Воспитатель: Кто из зверят живет ниже всех? (заяц в норке)

Воспитатель: Молодцы! Зайчата вам ставят вот такую оценку. (пять)

Воспитатель: Кто знает, какая это цифра? (пять)

Воспитатель: Правильно. А скажите, где нам сегодня встречалась при счете цифра 5? (пять зайчат, 5 листочков, 5 морковок)

Воспитатель: Хорошо, у Вас прекрасная память. Наши зайчата вдоволь наелись, наигрались и им нужно идти спать в норку, а нам возвращаться в детский сад.

8.Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

У кого в гостях мы побывали?

Что нового мы узнали?

Кому мы помогали?

В какую игру мы играли?


Top