Почему на праздники нельзя ничего делать. Что нельзя делать в церковные праздники

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз

Согласно устоявшейся народной традиции часто можно услышать следующую фразу: «Сегодня большой праздник, делать ничего нельзя». Действительно ли это так? Является грехом что-то делать дома, работать в церковные праздники? С таким вопросом корреспондент «ПСГ» обратилась к настоятелю прихода храма святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре, священнику Сергию Шевченко.
«Хотелось бы вообще сказать об отношении Церкви к любому празднику церковного календаря, в том числе, и к Воскресному дню, - начал нашу беседу настоятель Сергий. - Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню и отношение иудеев к субботе, как седьмому дню, разное. В иудейскую субботу сводом правил в этот день было запрещено в своем доме зажигать огонь и даже готовить пищу. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон.
Люди часто спрашивают: «Что можно, а чего нельзя делать в праздники?» Или некоторые говорят: «Вот воскресный день, сегодня нельзя работать». У меня сразу возникает другой вопрос: «А что вы позволяете себе делать в воскресный или в праздничный день?» Если вы в эти дни позволяете себе сидеть у телевизора или шумно отмечать тот или иной праздник, то, конечно же, это не христианское отношение. Лучше бы вы тогда работали в этот день, чем вели себя таким образом.
Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях). Но не оставим же мы в праздник своих близких без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет в церковный праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, мне сегодня нельзя». Судите сами – что лучше: провести праздничный день за некой полезной работой, или провести его с пультом от телевизора на диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.
И второй момент. Хотелось бы указать на самое главное. Зачастую такие вопросы задают люди, которые далеки от Церкви. Для человека верующего такого вопроса существовать просто не может. Я повторюсь: если сегодня праздник, и встанет вопрос, пойти в магазин, поработать в огороде, а другого дня для этого не существует, то каждый христианин с уверенностью ответит: я должен это сделать. Заповедь о любви превосходит все заповеди. И когда вопрос стоит: помочь ребенку, постирать ему одежду, приготовить обед, то здесь не должно появляться вопроса: должен я это делать в праздник или нет? Я должен, потому что я его люблю. И могу это делать, в этом греха никакого нет.
У меня же, прежде всего, возникает вопрос, о нашем христианстве. Если в течение всей своей жизни человек исполняет все другие заповеди, если для него воскресный день – это не «повод», а уже сложившаяся традиция придти в храм, провести время со своей семьей, то тогда человек вправе задавать такой вопрос. Но когда мы не исполняем другие христианские заповеди и не живем христианской жизнью бессмысленно задавать подобные вопросы.
В Германии, к примеру, в воскресный день ни одного магазина не работает, рынки работают только в субботу. Продукты в воскресенье вы можете купить только в магазине на заправке по завышенным ценам. Многие люди идут в храм. В некоторых других православных странах такие же традиции. Но в нашей «православной» стране в воскресенье люди идут на рынок, к сожалению. Вот это наша традиция.
Я снова повторюсь: для того, чтобы задавать такой вопрос о том, как проводить воскресный либо праздничный день, нужно задать вопрос о своем христианстве.
Большая беда в том, что таким понятиям учит телевизор. Иногда слышишь: сегодня у православных праздник, называется «Головосек». Нет такого праздника. Есть Усекновение главы Иоанна Предтечи. Но никак не «Головосек». Дальше говорят: «Сегодня нельзя шинковать капусту, резать морковь». Никогда не было такого, чтобы Церковь запрещала именно в этот день резать какие-то овощи. Можно и нарезать капусту, и приготовить суп. В этом греха никакого нет. Но если есть возможность для православного человека отказаться от своих повседневных дел, и посвятить именно этот день Богу и семье или ближнему, то это правильно, и в этом исполнение заповеди о почитании седьмого дня. Главное, чтобы воскресенье либо праздничный день не превращались в очередной «повод».

Записала Екатерина ЮРЧЕНКО

АНОНС: Дорогие читатели, вы также можете задать свой вопрос о вере, церкви и православии священнику Сергию Шевченко. В новой рубрике «ПСГ» «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ» мы расскажем обо всем, что вас интересует. Высылайте ваши письма по адресу: ул. Котловца, 37 а, комн. 17 или на электронную почту [email protected].

Сретение Господне - один из важнейших дней для каждого православного человека. Зная, какие действия в этот день принесут пользу, а какие - вред, вы сможете изменить свою жизнь в лучшую сторону, соблюдая традиции великого православного праздника.

Праздник Сретения так важен для всего православного мира, потому что он посвящен воспоминаниям о земном пути Спасителя и Его Пресвятой Матери - Девы Марии. В этот день прошло 40 дней с момента рождения Младенца Иисуса, и Богородица пришла с Ним в храм, чтобы засвидетельствовать Его рождение.

Навстречу Деве Марии с Иисусом вышел старец Симеон. Он много лет ожидал предсказанного появления Мессии, и, лишь раз взглянув на Богородицу с Младенцем, понял, что дождался этого дня. Симеон рассказал Марии о том, какая великая судьба ей уготована, после чего благословил ее и Младенца Иисуса, вознеся благодарственную молитву Господу.

Что запрещено делать на Сретение Господне

День Сретения Господня ежегодно празднуется 15 февраля. В этот праздник существуют некоторые запреты, которые необходимо соблюдать каждому православному человеку.

Употребление алкоголя. В день встречи Богоприимца Симеона и Младенца Иисуса считается оскорбительным затмевать свой разум вином, крепким алкоголем и сигаретами. Если вы желаете изменить свою судьбу и встать на праведный путь, то от вредных привычек необходимо отказаться.

Ссоры с близкими и родными. Сквернословие, ругательства и брань в праздник Сретения находятся под строгим запретом церкви. Ссора с родственниками в этот день может легко обернуться вам во вред, принеся большое разочарование.

Уборка. Согласно Священному Писанию, в большие церковные праздники запрещается тяжелый труд и значительная домашняя работа. Конечно, не нужно оставлять гору грязной посуды после обеда или откладывать на потом срочную стирку, но генеральную уборку или ремонт необходимо перенести на другие дни.

Что нужно сделать 15 февраля

Помимо запретов, существует несколько обязательных вещей, которые нужно непременно выполнить в день Сретения Господня. Согласно народным поверьям, соблюдение традиций может помочь каждому верующему изменить жизнь к лучшему.

Сходить в церковь. Посетить праздничную службу на Сретение - значит, приобщиться к великому таинству встречи Господа с Его судьбой. Каждый верующий человек в этот день может попросить Господа о даровании здоровья, счастья или избавления от бед.

Накрыть праздничный стол. Церковный праздник Сретения приходится на третий день масленичной недели. Это значит, что центральное место за праздничным обедом должны занять блины. Приготовление этого вкусного и питательного лакомства не займет много времени, а собрать родных за столом будет крайне легко.

Зажечь церковные свечи или лампаду. Огонь Сретения считается особым: свечи, освященные 15 февраля в церкви, могут отвести от верующей семьи любую, даже самую страшную беду. Для этого надо зажечь их перед иконой Спасителя и дать прогореть до конца. Если же по каким-то причинам вы не можете принести праздничные свечи в свой дом, то их можно заменить лампадой, зажженной с молитвой к Господу.

Вскоре за праздником Сретения Господня для православных христиан наступает самое строгое время года: Великий пост. В это время каждый человек, искренне верующий в Господа, сможет повернуть свою жизнь в иное русло с помощью искренних молитв и смирения. Мы желаем вам мира в душе и праздничного настроения.

Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопроскогда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники , попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью.

Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei.ru .

Практическое применение 4-й заповеди

Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием (самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета).

Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники.

Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так:

По большим праздникам (список ниже) и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает.
Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило: если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т.д. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде.

Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой. А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху.

То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия.

Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные. Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного (праздничного) дня.

Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день. Это самое настоящее искушение.

И еще можно привести массу примеров, когда работа на церковные праздники ничем хорошим не заканчивалась. Бывали даже трагические случаи.

Некоторые скажут, а когда же работать, если по церковному календарю сплошные праздники?

Далеко все не так. Больших праздников не так уж много - 12. Остальное - это как правило дни памяти Святых и дни почитания икон Царицы Небесной. В эти дни можно работать.

Но есть на Руси и особо чтимые святые, или престольные праздники храмов. Для той местности в данном случае это день покровителя этого населенного пункта. В этих случаях по желанию также можно воздержаться от работы.

Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году.

7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) - 7 апреля

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник)

Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно.

Другие наиболее чтимые праздники

Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету.

Чем заняться в церковные праздничные дни?

Во-первых, по-возможности, посетить богослужение.

Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице.

И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру.

    Грешно в церковные праздники работать. Да и не только работать, а даже заниматься вышивкой, вязанием. Потому что, считается, что в такие дни надо молиться Богу и ходить в церковь. Нельзя также убирать по дому, заниматься стиркой белья. Тоже нередко были случаи несчастные, когда, на Благовещение, фрезеровщику отрезало палец. Разумнее поостеречься. Больших православных праздников в году не так уж много.

    Почитайте Библию и Вы заметите, что в ней ни где не написано, что работать в религиозные праздники запрещено. В целом праздники существуют для того, чтобы отдыхать, но если есть необходимость работать, то работайте. Ибо работа не является грехом и она не может одномоментно в период религиозных праздников стать грехом. Такого просто не бывает, чтобы какое-либо действие могло быть грехом и не грехом. И если Вы верующий человек, то почитайте Библию.

    В церковные праздники нельзя: ругаться(особенно матом), шить, стирать,гладить вещи, и вообще не затевать никаких мероприятий,связанных с ремонтом и т.п.Но и бездельничать целый день тоже не нужно.

    Главное это не убираться и не ругаться матом. Но уже в зависимости от праздника то и возможно воздержание от каких то продуктов. Так же не лишнем буде посетить церковь, отстоять службу и попросить у батюшки благословения.

    По нашим традициям, донесенным от родителей и дедов, нельзя в церковные праздники делать какие-то большие домашние дела - генеральная уборка. Также шитьем не рекомендуется заниматься. Верующие должны посвятить этот день Богу. Разумеется, мелких хлопот - приготовление пищи - все же избегать не получается, поэтому строгих запретов тут нет.

    В церковные праздники нельзя заниматься работой. Нельзя ни убирать, ни стирать, ни гладить. Надо посвятить эти дни семье, провести их в мыслях о Боге. А так же надо думать о хорошем.

    Если честно, то моя прабабушка покойная говорила, что работать никогда не грех. Она всю жизнь ходила в церковь по утрам, а потом шла работать.

    Но есть еще и обратная сторона медали. Знаю огромное количество случае, когда во время больших праздников, те кто работал или сильно пострадали на работе, или даже умерли за работой.

    Церковных праздников очень много, если соблюдать правила на каждый праздник, то и дел то не будет.

    А так вообще нельзя ругаться, работать, иногда убираться.

    Не нужно делать грехи и думать о грехах во время праздников.

    канонически многое нельзя,но об этом лучше спросить у церковных клерков...вообще непонятно о каких праздниках идет речь:мусульманских,христианских,иудейских...?праздники на то праздники,чтобы по возможности не заниматься повседневными делами

    Церковные праздники, что можно, а чего нельзя делать в церковные праздники:

    • самое главное, нельзя допускать плохие мысли, осуждать, злиться;
    • насчт работы, спорный вопрос, батюшка говорит, что работа - это не грех;

    В церковный праздник необходимо:

    • посвятить время молитвам и общению со своими любимыми, с семьй.
  • В этом вопросе многое зависит, если можно так сказать от статуса церковного праздника. В так называемые двунадесятые праздники, нельзя выполнять любые физически тяжлые работы. Нельзя также шить, стирать, гладить.

    Про церковные праздники я в основном знаю от бабушки, когда у нее гостила, она рассказывала, в основном она всю домашнюю работу в такие дни делала после обеда, у нее был такой принцип все праздники бывают до обеда, а потом все равно придется что-то делать и на огороде, и со скотиной и по хозяйству- это не отменишь какой бы не был праздник.

    Единственное, что она точно не делала это шить и подшивать,вязать не вязала, иглу с ниткой и в руки не брала, полы не мыла, не стирала и не гладила белье.

    Все остальное волей не волею все равно приходилось делать: кушать готовить и мыть посуду тем более когда в доме есть семья и дети.

    бабушка с детства говорила что в праздники и в воскресенье нельзя шить и делать большие дела (уборку, стирку, мытье и прочие)

    Мне мама запрещает стирать, а вот бабушка, что шить и резать категорически нельзя.


Top