Подробнее распишем Как читать намаз Истихара? Кому и когда совершать намаз Истихара.

Девочки кто знает как делать истихар на чётках?

Comments

Нету такого)

- @meow.kk, в смысле нельзя делать да?

Первый раз слышу

- @mesedo1992, ещё как можно, я не умею,но муж делает

- @mesedo1992 есть такое

Существует три вида истихара: истихар, которому нас обучил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), - это определенный вид намаза, после которого читается ду`а. Результат истихара заключается в том, что сердце человека будет склоняться к одному из решений. Другой вид истихара совершается перед сном - это намаз в два ракаата, совершаемый во всем чистом. После намаза читается ду`а и человек ложится спать, а во сне может увидеть намек или откровение на данную проблему. И третий вид истихара - это истихар на четках. Но под четками подразумевается все, что можно сосчитать, - семена, фасоль и т. д

Сделайте намерение на истихар намаз,2х ракаатный и прочитайте дуа в конце

Мой муж тоже умеет

Лучше к знающим людям обратитесь, а тот тут соберутся "нету, есть " кричать будут

Http://as-salam.ru/content/story/718 вот ссылка на газету ассалам, там рассказано об истихаре, для тех, кто не знает.

Муж делает.А так можно знающего попросить чтоб сделал вам

- @tikko1506, не знаю кого попросить

- @amina_umm_aisha, что это?

Дуа истихара на четках

После прочтения того что написано надо взять чётки в руки с любой бусинки и до любой по вашему усмотрению и по семь бусинок отсчитать. То количество бусинок что останется в конце это и есть цифра истихара. Так проделываете три раза. Получится три цифры.значение цифр указано на картинке

Надо быть в омовении

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, обучал нас молитве истихара, так как обучал нас сурам из Корана, и говорил: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет своё дело» (Бухари №1166). اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ كنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ - وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ، وَإِنْ كنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيرَ حَيْثُ كانَ ثُمَّ أَرْضِنِي بِهِ «Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь человеку следует сказать, что он намерен сделать) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»

Единственная форма молитвы истихара!!!

В течение жизни мы сталкиваемся с «трудностями» и не знаем, как поступить в противоречивой ситуации. Испытываем сомнения по поводу принятия решений. Человек задумывается будет ли «благим» совершение того или иного деяния. В такие моменты мы прибегаем к помощи Аллаха. Приступая к таким делам, как, например, женитьба, покупка дома, поиск работы, отправление в путешествие, мы ищем Божьего указания. В таких важных моментах каждому мусульманину предписано совершать намаз Истихара.

Что такое Истихара?

В арабском переводе Истихара – поиск блага, выбора в деле. Выбор между двумя деяниями, кому нужно принять одно из правильных, предпочтительных перед Аллахом решений. Говорят: «Попроси помощи у Аллаха и Он даст тебе выбор».

Кому и когда совершать намаз Истихара?

Совершение Истихары является желательным тому, кто пожелал совершить какое-либо определенное действие. Если мусульманин колеблется в выборе между несколькими вариантами решений, молящийся внимательно выслушав и взвесив советы «опытных» останавливается на чем-то одном и совершает намаз Истихару. После намаза со спокойной душой следует намеченной цели. Прочитавшему Истихару не следует сомневаться в исходе своего дела. Во всяком случае, какой бы из вариантов не осуществился — он будет благим. Если дело получилось, как хотелось, то хорошо, а если же не удалось, то Аллах защитил нас от бессмысленности.

Истихара совершается к конкретному делу. Если мы, например, просим для себя счастья, успеха, здоровья, благополучия, новую работу, семейную жизнь, то мы совершаем обычную мольбу (дуа).
У намаза Истихара нет «временных рамок», его можно совершать когда угодно и где угодно (кроме мест, где не дозволяется произношение имени Аллаха и не дозволенных для намаза времен). Но желательным и предпочтительным все же является последняя треть ночи. Также лучше его читать до прочтения витр-намаза в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Всевышенго), переданными от Абдуллы сына Умара (да будет доволен ими Аллах): «Делайте Витр последним вашим намазом ночью» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Как совершать намаз Истихара?

Когда собираешься что-то сделать и искренне хочешь, чтобы Аллах указал тебе правильное решение, то для этого нужно сначала совершить омовение (вуду) и дополнительную молитву в 2 ракаата. После совершения молитвы следует прочитать особую Мольбу (Истихара).
Сообщается, что Джабир бин Абдулла (мир ему) сказал:

— Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) учил нас тому, что следует просить помощи у Господа во всех делах, подобно тому, как он учил нас той или иной суре из Корана, и говорил: «Если кто-то из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет:

اَللَّهُمَّ إِنِّيْ أَسْتَخِيْرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيْمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوْبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ آُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ – وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيْرٌ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِيْ وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِيْ فِيْهِ، وَإِنْ آُنْتَ تَعْلَمُأَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّيْ وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ آَانَ ثُمَّ أَرْضِنِيْ بِهِ
«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»
Общий смысл этой молитвы: «О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или:…рано или поздно), то укажи на него мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и открой для меня благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им».
Не испытал сожалений никто из тех, кто просил помощи у Творца, а потом советовался с верующими, сотворёнными Им, проявляя осмотрительность в своих делах, ибо Аллах Всевышний сказал: «…И советуйся с ними о делах, а решившись на что-либо, уповай на Аллаха» («Семейство Имрана», 159.)

Сколько раз совершать намаз Истихару?

Перед каждым важным делом Истихару достаточно совершить один раз.
После обращения человека Всевышний «вдохновляет» мусульманина, наставляя его на праведный путь. Молящий должен прислушаться к своему сердцу и сделать правильный выбор. Если же с первого раза ему не удалось увидеть «знаки», то «человеку следует продолжать чтение этой молитвы до тех пор, пока он не почувствует». Имеется хадис, переданный Ибн аль-Сунни, в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда тебя беспокоит какой-нибудь вопрос, соверши Истихару, молясь Твоему Господу, затем посмотри, какое первое ощущение возникло в твоем сердце. Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихара, то совершение этого будет лучше; если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце – то повторяете более семи раз».
Некоторые же ученые посоветовали повторять намаз до тех пор, пока «откроется», какое из двух дел лучшее.
Не сбивается тот, кто делает Истихару!
Дорогие братья и сестры, после того как мы вверили себя Всевышнему, обратились к нему с нуждой, прочитав намаз «Истихара» и ду’а, нам остается сделать то, к чему лежит сердце. Благим для каждого из нас и хорошим «знаком» считается, если Аллах облегчил совершение определенного дела, проблема решилась — легко и непринужденно. И напротив существование препятствий на пути – признак отстранения от неправедных дел, поступков. Таким образом, Аллах показывает нам, что этого не надо делать, нельзя совершать. В обоих случаях должны быть довольными, ведь совершая Истихару, мы даем Всевышнему выбрать для нас то, что лучше. Если даже на тот момент нам покажется, что это не так. Пусть Аллах всегда нас охраняет и ведет по пути добра и блага!

Подробный желательный порядок совершения намаза Истихара

  1. Сделать омовение для намаза.
  2. Необходимо сделать намерения для намаза-истихара прежде чем начать его.
  3. Совершить два рака’ата. Сунной является чтение в первом рака’ате после «Фатихи» суры «Кяфирун», а во втором после «Аль-Фатиха» суру «Ихляс».
  4. В конце намаза произнести салям.
  5. После саляма поднять руки с покорностью к Аллаху, осознавая Его величие и могущество, сконцентрироваться на ду’а.
  6. В начале ду’а произнести слова восхваления и возвеличивания Аллаху, затем произнести салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Будет лучше, если произнести салават Ибрахиму, мир ему, так, как он произносится в ташаххуде: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Филь ‘алямина иннакя Хамиду-м-Маджид!» или любой другой выученной формой.
  7. Затем прочесть ду’а-истихара: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом…» до конца.
  8. После произнесения слов «… если Ты знаешь, что это дело », нужно назвать свою цель. Например: «… если Ты знаешь, что это дело (мое путешествие в такую то страну или покупка автомобиля или женитьба на дочери такого-то и т. д.) – затем завершить ду’а словами «…что это дело будет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей)». Эти слова повторяются дважды – там, где говорится про благой и нехороший исход: «… А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей) …»
  9. Затем прочитать салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха, как и до этого и салават Ибрахиму, мир ему.
    10. На этом намаз-истихара завершается, исход дела остается за Аллахом, а за человеком – упование на Него. Самому стоит устремиться к своей цели и отбросить всякие мечты и все что гнетет и одолевает. Не стоит отвлекаться на все это. Нужно устремиться к тому последнему, в чем увидел добро.

Правила при совершении намаза Истихара

  1. Приучи себя к истихаре в каждом деле, каким бы незначительным оно ни было.
  2. Усвой, что Всевышний Аллах направит тебя к тому, что будет лучше. Будь уверен в этом во время ду’а и размышления о нем и пойми эту великую мысль.
  3. Не действительно истихара, прочитанная после ратибатов обязательных (фард) намазов. Напротив, необходимо чтобы это были два отдельных рака’ата, прочитанных специально для истихары.
  4. Если ты желаешь сделать истихару после добровольных ратибатов, намаза-духа или других навафиль-намазов, то это дозволено, но с условием, что намерение сделано до вступления в намаз. А если же ты начал намаз, и не сделал намерение на истихару, то это не правильно.
  5. Если тебе понадобилось сделать истихару в запретное для молитвы время, то потерпи до того пока это время пройдет. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, то соверши намаз в это время и испроси помощи (истихару).
  6. Если тебя от намаза отделяет запрет на совершение намаза (как например менструация у женщин), то следует подождать пока пройдет причина запрета. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, а дело не терпит отлагательств, то следует попросить помощи (истихару) только прочитав ду’а, не совершая намаз.
  7. Если ты не выучил наизусть ду’а-истихара, то можешь прочитать ее с листа. Но лучше будет выучить.
  8. Разрешено прочитать ду’а-истихара до завершения молитвы, до саляма после ташаххуда. Также как разрешено ее прочесть после намаза.
  9. Если ты испросил помощи (истихару), то претворяй желаемое и будь последовательным в этом.
  10. Если для тебе ситуация не прояснилась, то можно повторить истихару.
  11. Не добавляй к ду’а-истихара ничего и не убавляй из неё ничего. Соблюдай точно рамки текста.
  12. Не позволяй своим страстям управлять собой в том, что ты изберешь. Возможно, что наиболее правильное решение заключается в том, что противоречит твоему желанию (как, например, в женитьбе на дочери такого-то или покупки понравившейся тебе машины и т. д.). Более того, человеку, совершившему истихару нужно оставить свой личный выбор. Иначе в чем смысл поиска помощи у Аллаха? Он будет не до конца искренен в своем обращении (ду’а).
  13. Не забудь посоветоваться со знающими и благочестивыми людьми. Объедини свою истихару и консультацию.
  14. Не просит помощи (истихару) один за другого. Однако, очень возможно, когда мать взывает к Аллаху за своего сына или дочь чтобы Аллах избрал для них благое - в любое время и в любом намазе, в двух положениях:
    первое – в земном поклоне, второе – после ташаххуда, салавата за посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха в форме салавата за Ибрахима, мир ему.
  15. Если есть сомнение в том, было ли намерение на истихару и после того, как намаз уже начался, стало ясно, что намерения не было, а он уже в намазе, то делается намерение на общий намаз. А затем, совершается отдельный намаз для истихары.
  16. Если дел много, правомерно ли совершить один намаз за все дела или для каждого дела свое истихара? Правильнее и лучше для каждого дела делать отдельную истихару. Но если их совместить, то в этом не будет ничего плохого.
  17. Нет истихары в нежелательных делах, не говоря уже о запретных.

После того, как задумаешь совершить хадж, необходимо хорошо посоветоваться с человеком знающим хадж, богобоязненным и хорошим человеком. Можно спросить, как он смотрит, если вы в этом году совершите хадж. Тот, с которым советуются, тоже должен ответить с искренностью и с пользой для спрашивающего и от всего сердца. "Изах", с. 45.

Истихар Намаз

Тому, кто собирается на хадж, лучше совершить истихарат, т.е. просить Всевышнего Аллаха лучшего выбора. В явно хорошем деле (делать или оставить) истихарат не делается, потому что хорошее дело надо сделать. Хадж тоже является хорошим делом, здесь истихарат следует делать совершить хадж именно в этом году или нет. " Изах ", с . 46.

В хадисе сказано: Из счастья детей Адама (т.е. людей) является их истихар ко Всевышнему и несчастьем детей Адама являет­ся не проведение ими истихара ко Всевышнему". "Изах", с. 46. Так как истихар является очень хваленым действием, и следует делать его всегда и во всех делах мы решили ниже дать порядок его совершения. Сперва совершают два ракаата намаза: " Янамереваюсь со -вершить дваракаата истихара " - затем совершают двух ракаатный намаз. В первом ракаате после "Алхама" читают "Къуль я айюгьал кафируна", во втором - "Къульгьу", после салама читают это дуа:

Здесь, также, упоминается то, что вы намерены сделать

Аллагьумма инни астахирука би г I илмика ва астакъдирука бикъудратика ва асалука мин фазликкал г I азими фаиннака такъдиру ва ла акъдиру ва таг I ламу ва ла аг I лам ва анта г I алламул гъуюби. Аллагьумма ин кунта таг I ламу аннагьу

(здесь упоминается то, что вы намерены сделать)

....Хайрун ли фи дини ва дуняя ва маг I аши ва г I акъибати амри ва г I ажилигьи ва ажилигьи факъдургьу ли ва яссиргьу ли сумма барик ли фигьи, ва ин кунта таг I ламу аннагь Шаррун ли фи дини ва дуняя ва маг I аши ва г I акъибати амри ва г I ажилигьи ва ажилигьи фасрифгьу г нни васрифни г I ангьу вакъдур лиял хайра х I айсу кана сумма раззини бигьи

Перевод: "О, мой Аллах, я прошу Тебя выбрать лучшее Твоим знанием, я прошу силы от Тебя посредством могущества Твоего, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю. О, мой Аллах, поистине, это мое дело, (здесь упоминается то, что вы намерены сделать), если полезно для меня, моей религии, для мирских дел, для исполнения моих планов, мирских и ахиратских, то сделай это судьбой для меня, и ниспошли мне благодать (баракат) в этом деле, и облегчи мне его совершение. А если это дело (здесь, также, упоминается то, что вы намерены сделать) вредно для меня и моей религии, для мирских дел моих, для моих планов, мирских и ахиратских, отврати его от меня и приблизь то, что лучше, где бы оно ни было, и удовлетвори меня этим ".
Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихарат, то совершение этого будет лучше, если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце - то повторяете более семи раз". " Ифсах ", с . 46.

Если после нескольких повторов сердце не будет склонно совершить это, по возможности, надо отложить его. А если он его не отложит, то иншааллах, и в этом деле тоже будет баракат. Этот истихарат не только для хаджа, но и для всякого дела очень необходимое действие.

От того,что истихара очень важно, Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) своих сподвижников учил этому, как аятам Корана.

Поискал в ютубе что об этому говорят недоумки суфисты, нашел ролик дагестанского суфиста, выпишу что говорит этот еретик как они делают эту стихару на четках: «Человек берет четки, и в любом месте хватает (за бусинку) и тянет, и от этого места до центральной (большой бусины), он должен брать по семь бусинок, и в итоге должно у него перед главной бусинкой остаться от 1 до 7 бусинок (или как их называют не знаю), и если осталась 1 бусина это хорошо, 5 это хорошо, 6 хорошо, а 7 и 3 и 3 плохо, а 4 это преграда… и все это желательно три раза делать, на третий раз решающий момент».

Вот примерно вот такую ересь, оказываются делают суфисты на четках, испортили такую прекрасную Сунну своей многобожеской ересью.

В доказательство на дозволенность этого гадания по сути, ни приводят даже лживый хадис. А привели слова какого то якобы ученого, который сказал: "Некоторые дозволили ее (истихара на четках), а некоторые запретили" Правда в указанной видеозаписи, эти слова из книги постарались несколько смягчить и было сказано: "некоторые разрешили, а некоторые не разрешили". Но глагол "منع" следует переводить как запретили, в чем может убедиться каждый кто возьмет арабско-русский словарь. Но сути дела это не меняет.

Теперь можно задаться вопросом, может быть в указанной книге рассказывается что такое это истихара на четках? Опять таки, и в ней мы ничего подобного не обнаруживаем.

В принципе у человека может возникнуть вопрос, кто эти ученые, упоминаемые в книге "Фатх аль-Аллям" которые дозволили неизвестно как совершаемую истихара на четках? Ответ на этот вопрос также повисает в воздухе.

Как мы видим, по настоящее время сторонники истихара на четках не привели ничего, кроме слов одного из поздних авторов, что некоторые ученые дозволяли, а некоторые ученые запрещали истихара. Но они возмущаются на тех кто говорит это харам, как не странно, а ведь это мнение других ученых как они сами говорят!

Во первых не известно что это за ученые разрешили истихару на четках, во вторых что это за вид истихары на четках они разрешили… в третьих можно дружно помочится на словах этих не названых «ученых», так как ученый не может ни чего разрешать из поклонений на что не пришло довода в шариате Аллаха, любое новшество введенной поклонение есть заблуждение.

И видать эту ересь суфисты переняли у своих братьев по многобожию шиитов:

Шиит-рафидит аль-Маджлиси в книге «Бихар аль-Анвар» 91\250: «Я слышал, что мой отец, передавал от его шейха аль-Бахаи, что он говорил: «Мы слышали в разговорах между нашими шейхами, что Имам(?) говорил о истихаре чётками следующее: «Их следует взять, и произнести «Салават» на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,- 3 раза. Затем взять чётки и отсчитать по паре, если останется в конце одна, то следует совершить дело, если останется пара, то следует воздержаться»".

Для желающих понять суть вещей может показаться интересным толкование ибн Касира на следующий аят: "Воистину алкоголь, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются нечестью из поступков сатаны, так отдаляйтесь же от них"

Разъясняя что такое гадальные стрелы ибн Касир пишет, что у арабов в джахилии был колчан, куда они ставили стрелы на одних из которых написано: "Мне велит" мой господь, на других "Мне запрещает мой господь" на третьих "будут проблемы".

Передает Ибн Абу Хатим ар-Рази аш-Шафии (3 век) в своем тафсире, с иснадом от Саид ибн Джубейра: "аль-Азлям- (гадальные) стрелы,- это две стрелы по средством которых люди времен джахилии определяли свой удел в различных ситуациях. На одной из них было написано "приказал мне мой Господь это", на другой "Отстранил меня мой Господь от этого". Если они желали что-то, то пользовались ими: если выпадало та на которой написано"приказал мне мой Господь это", то делали это, если та на которой написано "Отстраняет меня мой Господь от этого", оставляли это дело. Это и есть "аль-Азлям"- (гадальные) стрелы". Тафсир 90 аят Сура аль-Маида. 1198 стр.

Говорит аль-Куртуби (умер в 671 г.) в своем тафсире 90 аята суры аль-Маида: ""аль-Азлям"- (гадальные) стрелы у арабов были трех видов:

1-Это три (предмета) которые, каждый из них делал для себя. На одном из них написано "Делай", на другом "Не делай", третий предмет оставался пустым. Они клали их в кожаный мешочек и брали с собой. Если кто-то из них желал что-то сделать, он засовывал руку в этот мешочек- все предметы были на ощупь одинаковые – и вытаскивал одну из них и действовал в соответствие с тем что в ней указывалось. Если выпадал тот предмет (стрела), что был пуст, то он проделывал это снова. Это именно то, что поделал Сурака ибн Малик ибн Джуъшум, перед тем как начать преследование Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уходил с Абу-Бакром в хиджру (в Медину).

Это подобно тому, что запретил Аллах, как слова астрологов (гадающих по звездам\ гороскопы) и: "Не выходите, так как (сейчас) такая то звезда (находится в определенной фазе), выходите, когда взойдет эта звезда. Сказал Аллах: "Ни один человек не знает, что он приобретет завтра". Лукман 34 аят.

2- Это семь стрел, которые были у (идола) Хубль внутри Каабы…

3- Это стрелы для азартных (игр). Это десять (предметов) семь из них с надписями о определенной доле а три пустые. Они использовали их для своих азартных игр… "аль-Истикъсам"- в этом, это определение удела (участи, доли), как мы и пояснили. Это является поеданием имущества людей без права,- это запрещено. Таким же образом, любая азартная игра с голубями, нарды, шахматы и т.п. из игр, является способом определения своего удела (истикъсам), как в случае с (гадальными) стрелами.

Все это является запрещенным. Это так же является видом гадания и притязанием на познание скрытого Знания".

Говорит Абу-Бакр ибн аль-Араби (468-543 г.) в своей книге "Ихкам аль-Къуран" 2\31: "Пункт десятый: Слова Аллаха: "…и определение удела (гадания) по стрелам". (аль-Маида 3 аят). Смысл этого: Определение того что полагается вам, и считать это своей судьбой, своим чаяньем и пользой для себя,- это запрещено и является порочным действием со стороны того кто это делает. Это притязание на желание познать скрытое Знание. Никому из творений Аллаха не дозволено подобное притязание к скрытому Знанию (аль-Гъойб). Аллах закрыл (путь) к этому после Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставив лишь (путь) в вещем сне.

А если спросят: Можно ли определение этого по средством Корана?

Мы скажем: Это не дозволено. Коран не для того, чтоб посредством него искать скрытое Знание. Аяты его пояснены, слова в нем указывают на запрет искания скрытого Знания. Не занимайтесь подобным!".

Далее Ибн аль-Араби говорит: "Пункт двенадцатый: (Гадальные) стрелы: У одних это были стрелы, у других камешки у третьих карточки. Одна из них была пуста, а на второй написано "Делай" или что-то в этом роде. На третьей" Не делай". Они мешали их в колчане (мешочке) и вытаскивали одну. Если она была пуста, то проделывали это заново, пока не выпадало "Делай" или "Не делай".

قال القرافي رحمه الله : " وأما الفأل الحرام فقد قال الطرطوشي في تعليقه إن أخذ: الفأل من المصحف وضرب الرمل والقرعة والضرب بالشعير وجميع هذا النوع حرام ; لأنه من باب الاستقسام بالأزلام . والأزلام أعواد كانت في الجاهلية مكتوب على أحدهما افعل وعلى الآخر لا تفعل وعلى الآخر غفل فيخرج أحدها , فإن وجد عليه افعل أقدم على حاجته التي يقصدها أو لا تفعل أعرض عنها واعتقد أنها ذميمة , أو خرج المكتوب عليه غفل أعاد الضرب فهو يطلب قسمه من الغيب بتلك الأعواد فهو استقسام أي طلب القسم ، الجيّد يتبعه , والرديء يتركه , وكذلك من أخذ الفأل من المصحف أو غيره إنما يعتقد هذا المقصد إن خرج جيدا اتبعه أو رديئا اجتنبه ، فهو عين الاستقسام بالأزلام الذي ورد القرآن بتحريمه فيحرم ." انتهى من "الفروق" (4/ 240).

Вот слова которые приводит аль-Къурафи от Имама ат-Туртуши (это ученые маликиты жившие 5-6 века). Они запрещают использовать для этого Коран, и другие вещи.

В чем разница между истихарой на четках (которую как разъяснили на суфийском Чиркей ТВ можно делать со всем считаемым, например со стрелами) и гадальными стрелами многобожников? Ответ ни какой разницы нет, суфисты и в ширке и в других делах решили не отставать от мушриков арабов которые были до призыва Ислама.

Господу миров. В Дагестане распространен такой вид истихары, как истихара на четках. В основном им занимаются суфии. Также это действие является чрезвычайно распространенным у шиитов. По крайней мере, если ввести в Гугл «истихара на четках» (на арабском, естественно), то можно будет увидеть множество трудов шиитов о том, как она совершается. Найти что-либо подобное от исламских учёных (суннитов) мне так и не удалось. За одним исключением, которое будет приведено чуть позже. Сейчас же скажем несколько слов о том, как мусульманину необходимо определять те или иные положения своей религии.

Как же мы можем узнать, есть ли в Исламе такой обряд, как истихара на четках?

В первую очередь, конечно же, надо обратиться к словам Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. В этих двух источниках мы не обнаруживаем ни одного упоминания о таком обряде. То, чему нас научил пророк (мир ему и благословение Аллаха), — это молитва и дуа, читаемое после молитвы. Ничему другому он нас в этом отношении не научил.

Некоторым может показаться, что в этом вопросе имеется слабый хадис, или же, более того, — хадис, относительно достоверности которого у учёных имеются разногласия. Такое мнение может возникнуть в ходе просмотра видеозаписи с ТВ-Чиркей, в которой говорится примерно следующее:

«Есть хадис с цепочкой, которая доходит до нас, но некоторые алимы посчитали эту цепочку слабой и просто оставили этот метод».

Из этих слов видится, что имеется какая-то цепочка, которую некоторые (а не все!) алимы посчитали слабой. Ну или на худой конец имеется хадис, которые все ученые посчитали слабым. Но в действительности таких хадисов нет! Желающие их найти, могут попытаться. Но боюсь, у них ничего не выйдет.

То есть ясно, что разногласия ученых о степени достоверности хадисов к этому вопросу никакого отношения не имеют. Об истихара на четках нет ни достоверного, ни хорошего, ни слабого хадиса. Честно говоря, по этому поводу я не встречал даже вымышленного.

Давайте теперь посмотрим, учил ли этой истихаре кто-либо из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха)? Опять-таки обнаруживаем, что никто из них к этому не призывал. И когда сподвижники покупали фрукты на базаре, они с легкостью обходились без истихары на четках.

Да и следующее поколение мусульман – табиины — прекрасно обходились без этого вида истихары и довольствовались тем, что пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А как сказал шейх накшбандийского тариката Мухаммад Амин Курди: «Все благое — в следовании за праведными предками, а все плохое — в нововведениях последующих».

Тут возникает ещё один вопрос. Может быть, основатели мазхабов или их ученики, или ученики их учеников призывали делать истихара на четках? Опять-таки в их книгах нет ни слова об этом «прекрасном» изобретении последующих поколений.

Что же приводится в доказательство истихара на четках?

Слова в книге «Фатх аль-Аллям» написанной автором, умершим в 1916 году, да помилует его Аллах и введет в Рай:

«Некоторые дозволили ее (истихара на четках), а некоторые запретили».

Правда, в указанной видеозаписи эти слова из книги постарались несколько смягчить, и было сказано: «Некоторые разрешили, а некоторые не разрешили». Хотя глагол «منع» следует переводить как «запретили», в чем может убедиться каждый, кто воспользуется арабско-русским словарём. Но сути дела это не меняет.

Теперь можно задаться следующим вопросом: может быть, в указанной книге рассказывается, что такое эта истихара на четках? Опять-таки и в ней мы ничего подобного не обнаруживаем.

В принципе у человека может возникнуть вопрос: кто эти ученые, упоминаемые в книге «Фатх аль-Аллям», которые дозволили неизвестно как совершаемую истихару на четках? Ответ на этот вопрос также повисает в воздухе.

Кроме того уважаемые последователи этой книги, цитируя данные слова, тем самым лишают себя права критиковать позицию автора этих строк, поскольку я поддерживаю тех ученых, которые, как указано в их же доводе, запрещают совершать истихара на четках. Однако по неясным мотивам, они за этой частью ученых следовать не разрешают. И если кто-то говорит, что эта истихара запрещена, то он, по их мнению, почему-то «не умный».

Как мы видим, по настоящее время сторонники истихара на четках не привели ничего, кроме слов одного из поздних авторов, что некоторые ученые дозволяли, а некоторые — запрещали это.

Также очень интересно, откуда придуман тот вид истихара на четках, который совершают у нас в Дагестане? Единственное, где я смог найти способ совершения истихара на четках, — это море шиитских книг и дагестанский опыт. Причем шииты начали раньше.

Шиит-рафидит Аль-Маджлиси в книге «Бихар аль-Анвар» (91\250) пишет: «Я слышал, что мой отец передавал от его шейха Аль-Бахаи, что он говорил: «Мы слышали в разговорах между нашими шейхами, что Имам (?) говорил об истихаре чётками следующее: «Их следует взять и произнести салават на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 3 раза. Затем отсчитывать чётки по паре: если в конце останется одна, то следует совершить дело, если останется пара, то следует воздержаться»».

Истихара на чётках и гадальные стрелы

Для желающих понять суть вещей может показаться интересным толкование Ибн Касира на следующий аят: «Воистину алкоголь, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются нечестью из поступков сатаны, так отдаляйтесь же от них».

Разъясняя, что такое гадальные стрелы, Ибн Касир пишет, что у арабов в джахилии был колчан, куда они ставили стрелы, на одних из которых было написано: «мне велит мой Господь», на других — «мне запрещает мой Господь», на третьих — «будут проблемы».

Передает Ибн Абу Хатим ар-Рази аш-Шафии (3 век) в своем тафсире, с иснадом от Саида ибн Джубейра: «Аль-азлям- (гадальные) стрелы — это две стрелы, по средством которых люди времен джахилии определяли свой удел в различных ситуациях. На одной из них было написано «приказал мне мой Господь это», на другой — «отстранил меня мой Господь от этого». Когда они желали совершить что-либо, то пользовались ими: если выпадала стрела, на которой написано «приказал мне мой Господь это», то они совершали желаемое действие, если же выпадала та, на которой написано «отстранил меня мой Господь от этого», то оставляли его. Это и есть «аль-азлям»- (гадальные) стрелы» (Тафсир 90-го аята суры «Аль-Маида», 1198 стр.)

Говорит Имам Аль-Куртуби (умер в 671 г.) в своем тафсире 90-го аята суры аль-Маида:

«»Аль-азлям»- (гадальные) стрелы у арабов были трех видов:

1. Это три (предмета), которые каждый из них делал для себя. На одном из них было написано «делай», на другом — «не делай», третий предмет оставался пустым. Они клали их в кожаный мешочек и брали с собой. Если кто-то из них желал что-то сделать, он засовывал руку в этот мешочек, – на ощупь все предметы были одинаковыми – вытаскивал одну из них и действовал в соответствие с тем, что в ней указывалось. Если выпадал тот предмет (стрела), что был пуст, то он проделывал это снова. Это именно то, что сделал Сурака ибн Малик ибн Джуъшум перед тем, как начать преследование Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уходил с Абу-Бакром в Медину. Это подобно тому, что запретил Аллах, как слова астрологов (гадание по звездам, гороскопы): «Не выходите, так как (сейчас) такая-то звезда (находится в определенной фазе), выходите, когда эта звезда взойдет. Сказал Аллах (смысл): «Ни один человек не знает, что он приобретет завтра» (сура «Лукман», аят 34).

2. Это семь стрел, которые были у (идола) Хубль внутри Каабы…

3. Это стрелы для азартных (игр). Их было десять: семь из них были с надписями об определенной доле, а три — были пустыми. Они использовали их в своих азартных играх для определения удела (доли выигрыша), как мы и пояснили. Это относится к поеданию имущества людей без права, что является запрещённым. Таким же образом любая азартная игра с голубями, нарды, шахматы и т.п. из игр являются способом определения своего удела (истикъсам), как в случае с (гадальными) стрелами.

Все это запрещено и является видом гадания и притязанием на познание скрытого знания».

Говорит Абу-Бакр ибн аль-Араби (468-543 г.) в своей книге «Ихкам аль-Къуран» 2\31: «Пункт десятый: Слова Аллаха: «…и определение удела (гадания) по стрелам» (сура «Аль-Маида», аят 3). Смысл этого: определять то, что полагается вам, и считать это своей судьбой, своим чаяньем и пользой для себя,- это запрещено и является порочным действием со стороны того, кто это делает. Это притязание на желание познать скрытое знание. Никому из творений Аллаха не дозволено подобное притязание на скрытое знание (аль-гъойб). Аллах закрыл (путь) к этому после Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставив его лишь в вещем сне.

Если же спросят: можно ли определять это посредством Корана?

Мы скажем: это не дозволено. Коран не для того, чтобы посредством него искать скрытое знание. Аяты его ясны, и слова в нем указывают на запрет поиска скрытого знания. Не занимайтесь подобным!»

Далее Ибн аль-Араби говорит: «Пункт двенадцатый: (гадальные) стрелы: у одних это были стрелы, у других — камешки у третьих — карточки. Одна из них была пуста, а на второй было написано «делай» или что-то в этом роде. На третьей — «не делай». Они мешали их в колчане (мешочке) и вытаскивали одну. Если она была пуста, то проделывали это заново, пока не выпадало «делай» или «не делай».

Имам Аль-Карафи приводит слова имама Ат-Тартуши (учёные-маликиты) о запрете использования Корана для этого:

قال القرافي رحمه الله : » وأما الفأل الحرام فقد قال الطرطوشي في تعليقه إن أخذ: الفأل من المصحف وضرب الرمل والقرعة والضرب بالشعير وجميع هذا النوع حرام ; لأنه من باب الاستقسام بالأزلام . والأزلام أعواد كانت في الجاهلية مكتوب على أحدهما افعل وعلى الآخر لا تفعل وعلى الآخر غفل فيخرج أحدها , فإن وجد عليه افعل أقدم على حاجته التي يقصدها أو لا تفعل أعرض عنها واعتقد أنها ذميمة , أو خرج المكتوب عليه غفل أعاد الضرب فهو يطلب قسمه من الغيب بتلك الأعواد فهو استقسام أي طلب القسم ، الجيّد يتبعه , والرديء يتركه , وكذلك من أخذ الفأل من المصحف أو غيره إنما يعتقد هذا المقصد إن خرج جيدا اتبعه أو رديئا اجتنبه ، فهو عين الاستقسام بالأزلام الذي ورد القرآن بتحريمه فيحرم .» انتهى من «الفروق» (4/ 240).

В чем разница между истихарой на четках (которую, как разъяснили на Чиркей ТВ, можно делать с любыми считаемыми предметами, к которым относятся и стрелы) и гадальными стрелами, мне неясно. Думаю, непредвзятый читатель тоже вряд ли найдет какую-нибудь разницу.


Top