Русский праздник осенины. Осенины: история, смысл и традиции праздника

Учебно-методический материал

В помощь руководителю

фольклорного коллектива

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель фольклорных дисциплин

МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»

Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.

Осенние традиционные праздники

С приходом осени на Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на свадьбе народ веселился и справлял обряды.

Первое сентября на Руси называли бабьим летом . В некоторых местах бабье лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.

В селах с этого дня начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить. Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:

Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!

По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и тараканов.

На Руси в Семенов день (1 сентября ) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.

Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во избежание будущих болезней.

Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла

Рождество Богородицы (8/21 сентября)

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали.

Еще было прозвище «кашники», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию».

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».

В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме.

Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По северорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает».

В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье - хлеб с поля двинулся».

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки - мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца».

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест – «капустниц».

Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» - парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».

Цель:

Задачи:

    Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Праздник Осенины на Руси отмечался с давних времен. Его также называли Оспожинки, Праздник урожая, День благословления хлебов.

Когда празднуются Осенины в 2019 году?

Как отмечается праздник Осенин

Как проходит празднование? В наши дни в различных учреждениях культуры, учебных заведениях проводятся выставки творческих работ, фотовыставки, фольклорные праздники, праздники урожая и другие мероприятия. В городах и селах устраиваются продовольственные ярмарки.

История и традиции празднования Осенин

Расскажем об истории и традициях праздника. К этому времени крестьяне завершали полевые работы. В этот день они воздавали благодарение Матери-Земле.

Согласно традициям, также нужно было обязательно навестить родителей и помянуть предков. В этот день родня навещала молодоженов и давала им советы по ведению хозяйства. После сытного обеда молодая хозяйка показывала гостям дом, а молодой хозяин – двор, амбар, сарай и сад.

В праздник Осенины на Руси наши предки соблюдали особые традиции. Рано утром женщины выходили к берегам озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. При этом читали заговоры, исполняли песни. Затем хлеб разламывали на куски и скармливали домашнему скоту.

Считалось, что если на Осенины умыться до рассвета, то удастся сохранить красоту до старости. Молодые девушки выполняли такой обряд, чтобы скорее выйти замуж.

С детей снимали старую рваную одежду и обувь и сжигали. Все невзгоды и неудачи должны были уйти вместе с огнем. Затем, когда дети переступали порог, их обливали водой с ног до головы.

Вечером люди собирались на братчину, решали различные мирские дела и устраивали общий пир. В старину на праздник Осенины накрывали богатый стол, к которому подавали мясные блюда (для этого закалывали овцу или барана), из муки нового урожая пекли пирог, варили пиво.

Как писал С. Максимов (1903 год), «Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник».

После крещения Руси праздник был приурочен к Рождеству Пресвятой Богородицы. В этот день ее чествовали и благодарили за собранный урожай. Считалось, что она покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

По погоде на праздник Осенины на Руси судили о том, какой будет погода осенью и зимой. В народе говорили, что если в этот день птицы жмутся к земле, то зима будет холодной. Если день выдался ясным, то хорошая погода сохранится до конца октября.

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю празднуется начало осени – Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года. По преданию Православной церкви, именно в сентябре был сотворен мир.

На Осенины как бы сама природа наряжается в яркое и праздничное одеяние. Отмечали этот праздник на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки к старшему в роду, чтобы встретить новое лето, а потом к заутрене отправлялись в церковь. Накануне в домах гасили огонь, а утром трением двух дощечек добывали «новый» и с этим огнем начинали засидки, или посиделки.

Утром, после церковной службы, женщины шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые вокруг неё пели песни. Затем хлеб разламывали по числу присутствующих и кормили им скотину.

На Руси с этого дня начинали праздновать осенние свадьбы. Свадебные недели, которых с большим нетерпением ждали все незамужние женщины и холостые мужчины, продолжались до ).

К этому праздничному дню был приурочен древний забавный обряд похорон тараканов и мух, которые изрядно надоели людям за лето. Хоронили надоедливых насекомых девушки, которые рядились в лучшие одежды, делали из скорлупы орехов или овощей гробики и с причитанием выносили из избы насекомых, чтобы похоронить. Считалось, что если до 14 сентября убьешь муху, то родится ещё семь мух, а если после, то ещё семь мух умрет. Участие в похоронах мух и тараканов давало возможность девушкам показаться во всей красе перед собравшимися парнями и, таким образом, найти себе будущего супруга.

Ещё в этот день переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие. Обязательно соблюдали обряд переноса на новое место жительства домового. Из печи старого дома доставали горшок с углями, в котором, по преданию, и находился домашний дух, и переносили в новый дом. Только после этого разрешалось садиться за праздничный стол и справлять новоселье, не боясь, что домовой разозлится, и будет мстить забывчивым хозяевам.

По традиции, в первый день осени к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы «посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». Молодая хозяйка кормили гостей сытным обедом, и показывала им всё своё хозяйство в доме. По обыкновению, пришедшие её хвалили и давали дельные советы. Хозяин отводил гостей на двор, показывал им жито в амбарах, а в сараях зимнюю и летнюю упряжь, потом все шли в сад, где пили вино из бочонка.

По окончанию сбора урожая в деревнях часто устраивали сельскую братчину. Чем урожайнее было лето, тем хлебосольней и дольше отмечали праздник. На Осенины мальчиков 4-5 лет впервые сажали на коней, а ещё осуществляли обряд «пострига» в отроки мальчишек, достигших семилетнего возраста, отмечая их новую роль в общине.

14 сентября начинается Бабье лето, которое в некоторых местах длится до трех недель. Подмечали, если день ясный, то все Бабье лето будет теплым, да и зима тоже. Обращали внимание на погоду Бабьего лета:

  1. Если в этот период времени часто идут дожди, то осень будет сухая.
  2. Много паутины на Бабье лето – к ясной осени и морозной зиме.

До этой даты нужно убрать колосовые культуры (иначе весь урожай пропадет – зерно выпадет на землю) и посеять озимую рожь.

По стародавней традиции, 14 сентября следует быть милосердным и совершать благотворительные дела. Наши предки в этот день раздавали милостыню нищим, угощали вдов и сирот, посещали заключенных в темницах и одаривали их подарками.

Примет, приуроченных к этому дню, великое множество. По ним судили о ближайшем и далеком будущем, плодовитости скота, количестве и качестве урожая:

  1. Ветер дует из южного края – к теплой и сырой зиме.
  2. Если же ветер из-под солнца, то зимой будет часто дуть северный ветер.
  3. Дождливый день – к дождливой осени.
  4. Много паутины сулит долгую и ясную осень.
  5. Если улетели дикие гуси, то зима будет ранняя.

Видео: Осенины на Руси

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50 г. Новосибирска

Осенины на Руси

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Новосибирск 2016

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.

Учителя:

Учитель музыки Гладких А. С.- первая квалификационная категория;

Учитель музыки Киселева Е. Г. - высшая квалификационная категория;

Учитель технологии Хасанова О.Д. - первая квалификационная категория;

Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория;

Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория;

Учитель технологии Сельнихин А. В.

Дата проведения: 29.11.16

Место проведения: актовый зал

Тема мероприятия: «Осенины на Руси»

Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.

Цель мероприятия : формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи мероприятия

1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси».

2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.

3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.

3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.

Структура мероприятия

1.Встреча гостей;

2.Вступительное слово: «Формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности на примере проведения русского народного праздника «Осенины на Руси»;

3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов, театрализованного представления «Осенины на Руси»;

4.Представление выставки декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;

5.Чаепитие у самовара;

Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.

Образовательные технологии - информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

  • готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  • повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Предметные результаты :

Знать и понимать роль народной музыки и искусства в жизни человека, формы построения русских народных песен и наигрышей, виды декоративно – прикладного искусства и практическое применение их в повседневной жизни;

Уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого характера; освоение способов практической деятельности – рукотворчества.

Познавательные:

Формирование знаний о русском народном творчестве;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально - творческой деятельности.

Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, музыкальная аппартура.

Тематический праздник «Осенины на Руси».

Музыкальный репертуар, используемый на празднике:

  1. Русская народная-хороводная песня «Осень-рукодельница»;
  2. Русская народная хороводная песня «В хороводе были мы»;
  3. Русская народная песня «Цветочек аленький»;
  4. Русская народная песня «На горе-то калина»;
  5. Русская народная песня «Пряха»:
  6. Рксская народная песня «Позолоченная прялица»;
  7. Русская народная песня «Субботея»;
  8. Песня «Осенины на Руси»;
  9. Частушки;
  10. Русские народные плясовые песни.

Подготовка к празднику:

  1. Оформление актового зала в стиле русской избы; выставка декоративно - прикладного творчества на тему «Осення фонтазия», рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;
  2. Осенние листья, искусственные деревья;
  3. Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.

Сценарий праздника «Осенины на Руси»

Вступительное слово : Главной целью работы методического объединения является: «Формирование духовного мира школьников, высокого художественно - эстетического вкуса, навыков творческой деятельности, нравственности, воспитание трудолюбия и патриотизма». Духовно – нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через разные виды педагогической деятельности. Поэтому каждый год нашим методическим объединиением проводятся различные тематические праздники, в которых формируется интерес обучающихся к русской культуре. Такие мероприятия проходят очень интересно и ярко, в традициях русских народных праздников. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мероприятие «Осенины на Руси», подготовленное учителями совместно с учащимися. Перед нами стояла задача ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника. Для достижения этого важен не только сам праздник, но и подготовка к нему. В зале оформлена выставка работ, которые учащиеся выполнили к этому мероприятию на уроках и во внеурочное время с учителями технологии, а также представлена выставка рисунков выполненных ребятами с учителем изобразительного искусства. Кроме того заранее был организован конкурс на лучшие работы из природного материала по теме «Осенняя фантазия», эти работы также находятся на представленной выставке. Перед тем как приступить к практической деятельности, каждый учитель на своих уроках знакомит учащихся с историей народных праздников, тем самым возрождая культуру и старинные обычаи русского народа и знакомит обучающихся с его фольклорным творчеством».

Сценарий праздника «Осенины на Руси».

Хозяйка подметает на сцене, поправляет убранство избы на фоне русской музыки.

Хозяйка: В избе прибралась, пирогов напекла, можно и гостей дорогих встречать! (подходит ближе к краю сцены ).

Жду сегодня гостей, чтобы Осенины справить. Пришел этот праздник к нам из далекой старины. К этому времени весь урожай бывал уже собран и народ устраивал праздник. Ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы (стук в дверь ).

Вот и ко мне гости пожаловали! Слышу, слышу, заходите гости дорогие!

Под веселую р.н. мелодию приплясывая, заходят младшие девочки. Поднимаются на сцену и, проходя мимо хозяйки, кланяются в пояс. Садятся на скамейки.

Хозяйка: (с поклоном) - Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своей горнице. Небогат на теплые дни русский календарь. За работой и хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, можно и повеселиться.

1девочка: А кто знает, как раньше назывался праздник урожая?

2-я: Оспожники;

3 –я: Осенины;

4 –я: Именины;

5 –я: Праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем веселее праздник.

6 –я: Песни пели, хороводы водили, рукодельничали (начинают вышивать).

Хоровод «Осень – рукодельница»

Хозяйка: Порадовали вы меня! А кто знает пословицы и поговорки про осень, про осенние месяцы?

7 –я: Холоден сентябрь, да сыт.

8 –я: Октябрь – капустник, пропах капустой.

9 –я: В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

10 –я: Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме –родной батюшка.

11 –я: В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

12 –я: Красна весна цветами, а осень – снопами.

13 –я: Осень идет, урожай с собой ведет.

14 –я: Осень в гости пришла,

Добра нам принесла.

В коробы – холста,

На гумно – зерна.

15 –я: Также лен - конопель,

Рожь, пшеницу, ячмень.

Хозяйка: Умницы –разумницы! Осенью дни становятся короче, раньше наступают сумерки. И в эти долгие осенние вечера приходит пора девичьих посиделок: кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет, кто вышивает.

Одним из древнейших видов рукоделия является искусство вышивания, оно насчитывает многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка начинали в 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию пятнадцати-шестнадцати годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. Рукотворные вещи – их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена.

1 -я девочка: На Руси уж так ведется,

Что талантливый народ

Сам себе и швец, и жнец,

И на дудочке игрец.

Хозяйка: А кто знает поговорки о труде?

2 –я: Без дела жить – только небо коптить.

3 –я: Маленькое дело лучше большого безделья.

4 –я: Сделал дело – гуляй смело.

5 –я: Работа и мучит, и кормит, и учит.

6 –я: Работу выполняем – песню запеваем.

Песня «Цветочек аленький».

Хозяйка: Здравствуйте гости званые, желанные! Прошу в избу. Красному гостю – красное место (кланяется гостям).

Девушки рассаживаются на скамейки, начинают вышивать.

1 –я девушка: Ой, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.

2 –я девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!

3 –я девушка : Теперь все вечера наши будут. Давайте споем нашу любимую «Пряху».

Исполнение песни «Пряха».

Хозяйка: Что же загрустили девицы – красавицы? А ну –ка, давайте веселую да с переплясом.

Песня «Позолоченная прялица», (перепляс – солистка).

Хозяйка: А какие вы знаете поговорки о прялке?

4 –я девушка: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

5- я девушка: Какова пряха, такова на ней и рубаха

6-я девушка: Прялка не Бог, а рубаху даёт

7- я девушка: Пряха не волк - в лес не убежит

8-я девушка: Не напрядешь зимою, некогда будет ткать летом

9-я девушка: Не ленись прясть, хорошо оденешься

10-я девушка: Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Хозяйка: А знаете ли вы, что прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Руси парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники .

4 –я девушка: Как во тереме красна девица,

Мастерица –искусница,

В терему она рассиживала,

Шелком шила, ткала золотом.

5 –я девушка: Под малиновым кусточком

Шелкова трава растет.

Под рябиновым кусточком

Наша Катя платье шьет.

6 –я девочка–младшая (отвечает).

Иголка, иголка,

Ты тонка и колка.

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Беседа о вышивании.

Хозяйка: Ну, мои мастерицы – искусницы, покажите –ка ваше мастерство!

(смотрит, хвалит).

Хозяйка: А где же наши жнеюшки, молодые девушки?

4 –я девушка: Идут жнеюшки, идут,

Колоски в руках несут.

Под русскую народную песню все девочки заводят хоровод, закручиваясь улиткой.

5 –я девушка: (в конце хоровода) говорит : Сжали ниву до конца, до победного венца (все кланяются).

1 –я девочка: Осень, ты осень, гости недель восемь,

С громами сильными, с дождями, с ливнями.

2 –я: Лей дождик с неба,

Больше будет хлеба!

(Одна девочка выносит на рушнике хлеб)

Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой (несет гостям).

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Хозяйка: Умелые руки не знают скуки.

Кто трудился от души,

Веселись теперь, пляши!

Песня «Субботея» (старшие девочки).

Под веселый наигрыш входят добры молодцы (мальчики).

Хозяйка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали! Здравствуйте гости дорогие! (кланяется).

Мальчики хором: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник не начинаем!

1 –ый мальчик: Ехали мы мимо, да повернули до дыма.

2 –ой: Дома сидеть, ничего не высидеть.

3 –ий: Решили на людей посмотреть, да себя показать.

4 –ый : Расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! У меня для каждого найдется и местечко и словечко.

4 –ый: Не беспокойся, хозяюшка, мы и дома не сидим, и в гостях не стоим.

Хозяйка: Ну, добры молодцы, чем гостей порадуете?

Мальчики исполняют частушки, подыгрывая на музыкальных инструментах.

1 –я девушка:

Осень на Руси встречали песнями и играми.

Утром люди выходили к берегам озер, прудов.

Хлеб овсяный выносили, скот домашний им кормили,

Чтоб хороший был удой.

2 –я девушка:

А затем - пошло гулянье, веселись, честной народ!

В селах мед и пиво варят, дружно водят хоровод.

Так почтим обычай древний: круг широкий заведем –

И с душою, вдохновенно песню звонкую споем.

Исполняется песня «Осенины на Руси».

3 –я девушка: Осенины, Осенины,

Звезды в праздничной выси,

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

4 –я девушка: Жизнь такая, не иная,

Это наша сторона.

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Все хором: очень русская, земная, в мире лучшая страна!

Песня «Живи наша Русь и душа»

1мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Русская пляска, включая гостей.

Хозяйка:

Вот так веселился народ в старину.

На осенинах-супрятках посидели,

На веселых мастериц поглядели,

Где весело поется-

там и весело живется!

Коли сладко вам было у нас,

просим в гости другой раз.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!



Top