Зигмунд фрейд цитаты о женщинах. Зигмунд фрейд психология отношений

«Мы выбираем друг друга не случайно... Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании».

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри».

«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому».

«Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает уверенность, что его любят».

«Иногда сигара - это просто сигара».

«Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца».

«В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение».

«В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать».

«Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину».

«Любовь - самый проверенный способ преодолеть чувство стыда».

«Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие».

«Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может».

«Сама по себе любовь - как страдание, лишение - снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает».

«Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье».

«Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»»

Систематизация и связи

Онтология

Это весьма туманное представление о либидо : "либидо, которое мы находим привязанным к объектам, которое является выражением стремления получить удовлетворение от этих объектов" , и откуда Фрейд взял что либидо привязано к объектам и получает удовлетворение от них, это происходит только с объектом сопротивления , и который не половой объект вовсе, например любовница. "Движущей силой сексуальной жизни мы называем либидо" - тоже не так, половая любовь - движущая сила. Либидо относится к бесполому Тела, и именно поэтому женский биопол представляет его по подобию своему, иначе бы и не ревновал мужа к любовницам, потому что ему кажется что либидо обходится привязанностью , а некоторые в неосведомлённости этого даже разводятся по причине "измены" мужа, хотя здесь измены нет. Похоже Фрейд слишком физиологичен в понимании половой любви , и отсюда такая выдуманная она у него. "Чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм?" отличный текст Фрейда, по нему хорошо просматривается разница между биополами в части подхода к либидо , но тогда следует сделать дополнение, под нарциссом разуметь мужское входящие (либидо), а под эгоизмом женское принимающее, потому что только либидо делает индивида нарциссом , а отсутствие его эгоистом , и значит только один биопол и может быть эгоистом как не имеющий чего-то при себе, но упрекающий в этом другого по подобию полового Тела. "Только отношение к сыну приносит матери неограниченное удовлетворение" - и здесь эффект подобия , где бесполое биополов возгоняет объект сопротивления в совместной нереализованности либидо, которое реализуется через входящее мужское только, и которого бесполое биопола избегает естественно .

Проследить дальнейшее развитие женственности через половое созревание вплоть до периода зрелости не входит в мои намерения. Да и наши знания недостаточны для этого. Некоторые черты я суммирую ниже. Ссылаясь на предысторию, я только хочу подчеркнуть, что развитие женственности по прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности. Регрессии к фиксациям тех доэдиповых фаз имеют место очень часто; в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность. Частично то, что мы, мужчины, называем «загадкой женщины», возможно, ведет начало от этого проявления бисексуальности в жизни женщины. Но во время этих исследований, по видимому, назрел другой вопрос. Движущей силой сексуальной жизни мы называем либидо . Сексуальная жизнь подчинена полярности мужского - женского; таким образом, кажется необходимым внимательно рассмотреть отношение либидо к этой полярности. Не было бы неожиданностью, если бы оказалось, что каждой сексуальности подчиняется свое особое либидо, так что один вид либидо преследует цели мужской, а другой - цели женской сексуальной жизни. Но ничего подобного не существует. Есть только одно либидо, которое служит как мужской, так и женской сексуальной функции. Мы не можем сами приписать ему пол; если мы, согласившись на отождествление активности и мужественности, пожелаем назвать его мужским, нам не следует забывать, что оно [либидо] представляет также стремления к пассивным целям. Словосочетание «женское либидо» все же лишено всякого оправдания. Оно вызывает у нас впечатление, что либидо стесняют, когда принуждают к служению женской функции, и что природа, если говорить телеологически, менее серьезно считается с ее притязаниями, чем в случае мужественности. А это, мыслимое опять таки телеологически, может иметь свое основание в том, что проведение в жизнь биологической цели вверяется агрессии мужчины и некоторым образом независимо от согласия женщины. Сексуальная фригидность женщины, частота которой, кажется, подтверждает это пренебрежение, является всего лишь недостаточно понятым феноменом. Иногда она носит психогенный характер и тогда подвластна воздействию, в других случаях она позволяет предполагать конституциональную обусловленность и даже вклад анатомического фактора. Я обещал рассказать вам еще о некоторых психических особенностях зрелой женственности, как они проявляются при аналитическом наблюдении. Мы не претендуем этими утверждениями на окончательную истину; кроме того, не всегда легко отделить то, что можно приписать влиянию сексуальной функции, а что - социальному воспитанию. Итак, мы приписываем женственности более высокую степень нарциссизма, которая и влияет на ее выбор объекта, так что быть любимой для женщины - более сильная потребность, чем любить.

Только отношение к сыну приносит матери неограниченное удовлетворение ; оно вообще является из всех человеческих отношений самым совершенным и наиболее свободным от амбивалентности. На сына мать может перенести свое честолюбие, которое она должна была подавить в себе, от него она ждет удовлетворения всего того, что осталось у нее от комплекса мужественности. Даже брак нельзя считать устойчивым, пока женщине не удастся сделать и мужа своим ребенком и разыгрывать перед ним мать.

Мы говорим о женщинах также, что их социальные интересы слабее , а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин. Первое, правда, проистекает из асоциального характера, который, несомненно, присущ всем сексуальным отношениям. Любящие находят удовлетворение друг в друге, и даже семья еще противится принятию в более широкие сообщества. Способность к сублимации подвержена самым значительным индивидуальным колебаниям. Я не могу не упомянуть впечатления, которое все время получаешь при аналитической деятельности. Мужчина около тридцати лет представляется молодым, скорее незрелым индивидуумом, от которого мы ждем, что он в полной мере использует возможности развития, которые ему открывает анализ. Но женщина того же возраста часто пугает нас своей психической закостенелостью и неизменяемостью. Ее либидо заняло окончательные позиции и кажется не способным оставить их ради других. Путей для дальнейшего развития нет; дело обстоит так, как будто весь процесс уже закончен, не может подвергнуться отныне никакому воздействию и даже как будто трудное развитие на пути к женственности исчерпало возможности личности. Мы как терапевты жалуемся на это положение вещей, даже если вам удается устранить недуг путем разрешения невротического конфликта.

Это все, что я хотел вам сказать о женственности . Разумеется, все это неполно и фрагментарно, да и не всегда приятно звучит. Не забывайте, что мы описали женщину лишь в той мере, в какой ее сущность определяется ее сексуальной функцией. Это влияние заходит, правда, очень далеко, но мы имеем в виду, что отдельная женщина все равно может быть человеческим существом. Если вы хотите знать о женственности больше, то спросите об этом собственный жизненный опыт, или обратитесь к поэтам, или подождите, пока наука не даст вам более глубокие и лучше согласующиеся друг с другом сведения.
Имеется в виду 31 я лекция (которая является третьей в «Приложении лекций»).
http://www.textfighter.org/…/jenschine_pripisyvaem_kompleks…

Энергию, направляемую Я на объекты сексуальных стремлений, мы называли «либидо» , все другие виды энергии, исходящие из инстинктов самосохранения, - «интересом», и мы могли получить первое представление о механизме душевных сил благодаря наблюдению за привязанностями либидо, их превращениями и окончательной судьбой. Неврозы перенесения предоставили нам для этого самый подходящий материал. Но Я, его состав из различных структур, их организация и способ функционирования оставались скрытыми от нас, и мы могли предполагать, что только анализ других невротических нарушений помог бы нам это понять. Мы давно начали распространять психоаналитические взгляды на понимание этих других заболеваний. Уже в 1908 г. после обмена мнениями со мной К. Абрахам высказал положение, что главной чертой Dementia praecox [причисляемой к психозам] является то, что при ней отсутствует привязанность либидо (Libidobesetzung) к объектам («Психосексуальные различия истерии и Dementia praecox»). Но тогда возник вопрос, что же происходит с либидо слабоумных, которое отвернулось от объектов? Абрахам не замедлил дать ответ: оно обращается на Я , и это отраженное обращение является источником бреда величия при Dementia praecox. Бред величия, безусловно, можно сравнить с известной в (нормальной) любовной жизни сексуальной переоценкой объекта любви. Так нам впервые удалось понять какую то черту психотического заболевания по связи с нормальной любовной жизнью.
Скажу сразу, что эти первые взгляды Абрахама сохранились в психоанализе и были положены в основу нашей позиции по отношению к психозам. Со временем укрепилось представление, что либидо, которое мы находим привязанным к объектам, которое является выражением стремления получить удовлетворение от этих объектов , может оставить эти объекты и поставить на их место собственное Я; постепенно это представление развивалось со все большей последовательностью.

Чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм? Я полагаю, чтонарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Когда говорят об эгоизме, имеют в виду только пользу для индивида: говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. В качестве практических мотивов их можно проследить порознь на целом ряде явлений. Можно быть абсолютно эгоистичным и все таки иметь сильные либидозные привязанности к объектам, поскольку либидозное удовлетворение от объекта относится к потребностям Я. Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я. Можно быть эгоистичным и при этом также очень нарцисстичным, т. е. иметь очень незначительную потребность в объекте, и это опять таки или в прямом сексуальном удовлетворении, или также в тех высоких, исходящих из сексуальной потребности стремлениях, которые мы как «любовь» иногда имеем обыкновение противопоставлять «чувственности». Во всех этих отношениях эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же - меняющимся элементом. Противоположность эгоизма - альтруизм - как понятие не совпадает с либидозной привязанностью к объектам, он отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Но при сильной влюбленности альтруизм совпадает с либидозной привязанностью к объектам. Обыкновенно сексуальный объект привлекает к себе часть нарциссизма Я, что становится заметным по так называемой «сексуальной переоценке» объекта. Если к этому прибавляется еще альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то сексуальный объект становится могущественным; он как бы поглотил Я.
http://www.textfighter.org/…/napravlyaemuyu_ya_na_obyekty_s… Лекции по введению в психоанализ

Связанные материалы Тип
нарцисс Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Гамлета Дмитрий Косой Запись
Бесполое женщины Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления по Монтеню Дмитрий Косой Запись
Бесполое мужчины Дмитрий Косой Запись

Зигмунд Фрейд известен как основатель теории психоанализа. Австрийский психиатр и невропатолог на протяжении всей жизни занимался изучением человеческого поведения, отслеживал реакции, возникающие в результате межличностного взаимодействия. Цитаты Зигмунда Фрейда во многом отражают его мировоззрение и личностную позицию относительно многих вещей в мире. Наиболее известны его афоризмы о смысле и цели жизни. В данной статье мы рассмотрим наиболее популярные высказывания, которые в свое время занимали ум великого мыслителя.

«Быть абсолютно честным с самим собой - хорошее упражнение»

Люди так часто убеждают других в своей правоте, что за всеми этими действиями не замечают, как обманываются сами. Размышления о собственных поступках полезны для ума, но могут значительно травмировать совесть, поскольку все мы совершаем ошибки. Если человек готов в чем-то признать свое поражение, то ему неизбежно придется попрощаться с маской великодушного и порядочного человека.

Самому нелегко себя разоблачать - это довольно болезненный процесс, требующий ответственного подхода и высокой степени сосредоточенности. Мало кто способен действительно искренне осознавать свои победы и поражения, быть адекватным в оценке собственных поступков. Цитаты Зигмунда Фрейда отражают взгляды ученого на те или иные проблемы, существующие в обществе.

«Любовь - это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда»

Иногда наши проступки действительно могут быть очень серьезными, такими, что их озвучивать было бы крайне неловко. Однако любовь на самом деле творит чудеса. Она дает возможность человеку раскаяться в совершенных деяниях и больше никогда не повторять подобного. Тот, в чьем сердце поселилась любовь к ближнему, обязательно почувствует в себе освобождение от былых страданий, мук и страха.

Чистое облагораживает человека, наполняет его жизнь особым смыслом. Во многом становлению такой общественной мысли способствовал Зигмунд Фрейд. Цитаты о жизни подчеркивают ценность и значимость каждого отдельного существа на земле.

«Каждый нормальный человек на самом деле является таковым лишь отчасти»

Этот вопрос в свое время вызывал многочисленные дискуссии и споры. Понятие нормы достаточно условно, оно претерпевает изменения в течение времени. Мы привыкли воспринимать общепринятые явления как шаблон, которому все должны неукоснительно следовать. Если же кто-то из нашего окружения уклоняется от заданного поведения, его называют ненормальным. По сути, мы все различаемся между собой, но каждый из нас по-своему прекрасен и неповторим.

Нельзя навешивать на личность ярлыки только потому, что она не соответствует нашим представлениям в чем-либо. Это крайне неправильный подход, приводящий к тому, что стираются границы индивидуальности, люди перестают ценить самих себя и стремятся во всем выполнять волю общества. Навязанные стереотипы поведения никогда не сделают человека счастливым и самодостаточным. Чтобы стать по-настоящему свободным и независимым, нужно много трудиться: работать над собой, расти внутренне. Вот на что обращает внимание читателей Зигмунд Фрейд. Цитаты и афоризмы его направлены на формирование целостного, незамутненного взгляда на жизнь в целом и на отдельные ее составляющие в частности.

«Каким смелым и уверенным в себе становится тот, кто обретает убежденность, что его любят»

Мы на протяжении всей жизни хотим чувствовать свою значимость и востребованность. Для этого большинство стремится добиться определенных результатов в сфере личных отношений, в профессиональном плане и любой другой деятельности. Но только действительно любимый человек замечает одну особенность: ему в самых тяжелых жизненных испытаниях переносить горе становится легче. Все дело в великой Она способна охранять человека, давать ему дополнительные силы для борьбы с препятствиями.

Смелость и самоуверенность приходят тогда, когда личность чувствует себя защищенной: финансово, эмоционально, в профессиональной сфере. Тогда любые неприятности кажутся каплей в море, недостойной нашего внимания. Об этом и говорит Зигмунд Фрейд. Цитаты смешные у него тоже встречаются достаточно часто.

«Великим вопросом является "Чего хочет женщина?"»

Представительницы прекрасного пола во все времена привлекали к себе большое внимание. Мужчины знали, что у дамы может быстро измениться настроение, некоторые из них славились капризным характером. Иногда достаточно сложно бывает понять и угадать желания женщины, мотивы ее поступков и действий. Мужчина как джентльмен старается осознать намерения своей спутницы, а оказывается, что она сама себя понять иногда не в силах, потому что ее эмоциональное состояние очень скоро претерпевает изменения. Эту мысль подчеркивает Зигмунд Фрейд. у него наполнены несколько ироничным содержанием.

«Люди более моральны, чем они думают, и гораздо аморальнее, нежели могут себе вообразить»

Никто не рождается на свет плохим и недостойным. Человек только в результате своих поступков может принять на себя ту или иную роль и попытаться ее исполнить на арене жизни. Насколько успешным будет такой «спектакль», полностью зависит от него самого. Люди часто обвиняют друг друга или самих себя в каких-то действиях. Однако в этом мире нет ничего абсолютного и однозначного. Многие преувеличивают свои достоинства и умело скрывают недостатки. Другие, напротив, склонны замечать в людях, происходящих событиях только плохую сторону, и не видят перспектив.

Цитаты Зигмунда Фрейда во всех случаях наполнены невероятной мудростью и заключают в себе огромную жизненную силу. Если бы люди больше прислушивались к подобным высказываниям, жизнь приносила бы отдельному индивиду больше удовлетворения.

«Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к получению удовольствия»

Эту особенность в нашем поведении заметить не так трудно, как кажется. Люди часто переживают о мелочах и зацикливаются на неудачах вместо того, чтобы просто двигаться в направлении желаемого. Мы слишком мало действуем для реализации своей мечты, принимаем ложные цели за истинные. Необходимо ценить каждый миг нашей жизни для того, чтобы не пропустить ее волшебные знаки и подарки, уроки судьбы.

Люди иногда настолько привыкают к страданиям и лишениям, что не могут и помыслить о возможных улучшениях ситуации. Вместо бесконечных тревог нужно задуматься о том, как помочь себе почувствовать себя действительно счастливым. Состояние душевной легкости и наполненности - это величайшее благо, которое только может произойти. Необходимо научиться ценить каждый миг своего существования. Цитаты Зигмунда Фрейда показывают огромную силу сознания человека и его стремлений.

«Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»

Любые эмоциональные переживания - сильное потрясение для всего организма. В случае с влюбленностью человек всегда находится в сильной зависимости от предмета своего обожания. Если бы это происходило в нашей жизни слишком часто, мы не имели бы никакой возможности заниматься собственным развитием, реализацией своей мечты. Все планы и цели просто затерялись бы за бесконечными переживаниями по поводу того, ответит ли новая пассия взаимностью или отвергнет. Любовь призвана преображать, менять взгляды на жизнь, заставлять личность осмысливать что-то необходимое для себя. Если бы чувство приходило к нам слишком часто, то потеряло бы свою значимую ценность. Данную мысль подчеркивает Зигмунд Фрейд. почти все у него проникнуты небывалой иронией и правдой жизни.

«Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину»

Многие пары не могут на протяжении длительного времени выстроить гармоничные отношения. Нужно помнить одно: доверие и привязанность формируются на основе близкого сокровенного общения. Далеко не все могут похвастаться таким целостным, гармоничным союзом. Как правило, мужчине в семье отведена главная роль: он должен обеспечить благосостояние всех членов семьи, помочь им сформировать уверенность в своих силах. Женщине нужно во всем поддерживать своего мужа и быть хранительницей домашнего очага. Именно она чаще всего и выступает в качестве той моральной поддержки, которая помогает мужчине справляться с возникающими трудностями.

Но нередко жена стремится занять лидирующую позицию в семье, и это ошибочный шаг. Ведь таким образом она принижает мужчину, не дает ему возможность проявить себя с лучшей стороны и полноценно развиваться самой. Такое значение вкладывает в это высказывание Зигмунд Фрейд. отражают его собственное умонастроение и отношение к браку.

«Люди в целом неискренни в сексуальных вопросах. Они не проявляют открыто свои желания, а скрывают их за различными масками»

Многие из нас боятся демонстрировать окружающим свои истинные чувства. Это происходит по той причине, что многие эмоции в детстве приучают скрывать, и затем они не находят выхода. Люди не учатся их правильно проявлять по отношению друг к другу, отсюда и возникновение всевозможных проблем. Данную мысль открыто выражает Зигмунд Фрейд. Цитаты о сексе наиболее сильно обнажают и непонятости.

Афоризмы Фрейда как нельзя лучше демонстрируют его отношение к жизни. Великий исследователь подчеркивает значимость каждого прожитого дня и то, что нужно ценить прекрасные мгновения, ибо ничто на земле не повторяется дважды.

Психология отношений представлена известным австрийским психологом, Зигмундом Фрейдом. Основываясь на теории психоанализа, Зигмунд Фрейд изучал не только психологические предпосылки базовых человеческих чувств и желаний, но и их влияния на социальную и личностную сферу взаимоотношений людей между собой и в обществе.

Психология отношений широко изложена в его знаменитой работе «Очерки по психологии сексуальности». Суть отношений между мужчиной и женщиной, в данной работе непосредственно, заключается, прежде всего, в выборе объекта своего вожделения или объекта любви. Если коротко объяснить схему действия нашего разума, то в нем, как в шкафу, например, есть три полочки: сознание, подсознание, бессознательное. В сознании живет наше «Я», личность;
подсознание запоминает и обрабатывает поток информации, который поступал, поступает и еще будет поступать, так или иначе, в нашу жизнь; бессознательно же суть намного сложнее структура, чем мы можем себе представить. По теории Зигмунда Фрейда, в бессознательное вытеснялось все, что нам было когда-то неугодно, и там до сих пор находится, постоянно влияя на нас. Пример: ребенок в детстве был лишен одного из родителя, матери, скажем, и был этим ребенком мальчик. В зависимости от дальнейшего развития семейных отношений, в ребенке будут закладываться те или иные восприятия к женщинам, как таковым. Часто можно встретить мужчин, которые не знают, как строить взаимоотношения с женщинами, а все потому, что не дополучили или были лишены материнской любви.

Бессознательное и влияет на то, кого мы выбираем в качестве партнера себе: почему у нас есть определенные пристрастия в характере, манере поведения, вкуса в одежде и, наконец, во внешнем образе и внешности нашего партнера. Человек стремится удовлетворить свои эстетические, сексуальные, интеллектуальные потребности, которые у него были сформированы, и которые также неосознанно (пока еще) заложены в бессознательное. Последнее очень четко отвечает на вопрос психологии отношений, почему встретили мы одного человека, прожили может с ним, или повстречались, а получили, в итоге, совершенно другую личность.

Психология отношений в интерпретации Зигмунда Фрейда дала нам ряд, прижившихся давно на просторах стран СНГ и Евросоюза мнений, которые легли в основу нравоучений каждой третьей семьи: мужчина желает найти женщину, похожую на его мать, а женщина намеревается отыскать мужчину, в чем-то напоминающего ее отца. Еще более интересно складывается тенденция в семьи с появлением детей. В выборе своего будущего партнера дети, которые стали в семье поздними, обращают внимание на партнера намного старше себя и наоборот, что касается детей, появившихся на свет в семье рано.

Но как бы мы не проявляли наши желания и что бы на них не влияло, Зигмунд Фрейд всегда был уверен в одной вещи: на все наши действия влияют два инстинкта – либидо, которое необходимо удовлетворить и жажда голода. Пожалуй, можно с уверенностью указать, что весь психоанализ этого австрийского философа и психолога в аспекте психологии отношений и строился на тенденции сексуального преодоления .

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)


Top