Ранимый закрытый ребенок. Обидчивый ребенок: что делать

Такие дети легкоранимы, обидчивы, надолго расстраиваются. Они очень эмоционально реагируют на отношение и даже на интонации голоса других людей. По наблюдению американского клинического психолога Элейн Эйрон*, которая уже четверть века изучает феномен высокой чувствительности, эти дети способны замечать малейшую новизну вкуса и любое изменение температуры. Они вздрагивают от громких звуков и плачут, если яркий свет попадает в глаза. А становясь старше, они все чаще проявляют эмоциональную чувствительность: быстро начинают плакать, если их чувства задеты, больше тревожатся и могут быть настолько счастливы, что просто «не в силах вынести этого».

Задуматься о причинах

Многие из этих проявлений вызывают у их родителей беспокойство или отчаяние, они хотели бы видеть своих детей более стойкими, уравновешенными и приспособленными к тем ударам, которые им может наносить жизнь. «Бороться и перевоспитывать ранимого ребенка бессмысленно и вредно, – объясняет возрастной психолог Галина Бурменская. – Ведь высокая чувствительность – это врожденное свойство темперамента, качество, которое передается генетически и, как правило, сопровождает человека всю жизнь. Но если взрослый человек с повышенной чувствительностью уже способен сам оценить глубину нанесенной ему раны, он знает, что боль в конце концов прекратится, то у ребенка нет нужного опыта, и поэтому он ощущает панику из-за любого расстройства». Вместо того чтобы приводить взрослые доводы («Да этих жуков в лесу полно, люди ведь не могут летать по воздуху, чтобы уступать им дорогу...»), проявите сочувствие, помогите ему выразить свои переживания с помощью слов или слез («Поплачь, я тебя понимаю, иногда бывает очень больно, когда не можешь сохранить жизнь даже такому маленькому существу»).

Бурная реакция на незначительный повод (вроде потерянной пуговицы или резкого голоса отца) может свидетельствовать о существовании в душе ребенка совсем другого, более глубокого страдания, связанного с проблемами в школе или дома... Может быть, это событие напомнило о давнем переживании, которое испытал в свое время ребенок и не сумел выразить (например, оказавшись свидетелем ссоры родителей).

Выразить свои переживания

В любом случае важно попытаться определить глубинную причину его реакций и постепенно укреплять его изнутри. Что значит «укреплять»? Прежде всего – уделять больше внимания его эмоциям и поощрять открытое выражение чувств с помощью слов или слез, помогающих облегчить боль. (Кстати, о том, что слезы дают нам эмоциональную разрядку, освобождение, мы нередко забываем.) «Грубость сверстника, бестактное замечание педагога, охлаждение друга ребенок перенесет более стойко, если у него сложились близкие, доверительные отношения с родителями, если он уверен, что дома его выслушают без критики и насмешек, – объясняет Галина Бурменская. – Если вашего ребенка кто-то обидел, высмеял, унизил, объясните, что если не он, а с ним поступили плохо, а значит, моральное превосходство на его стороне и не он должен расстраиваться. Конечно, это не избавит полностью ребенка от горьких чувств, но позволит их пережить без опасного накопления и формирования позиции жертвы».

Сочувствовать другому

А кроме того, важно помнить о том, что высокочувствительные дети чувствительны не только по отношению к себе, но и к другим людям, к их эмоциональному состоянию; они способны на глубокое сопереживание, сочувствие, они искренне откликаются на радость и боль ближнего. Эти качества стоит ценить и всячески поддерживать в своем ребенке. Если вы замечаете, что он слишком болезненно, остро реагирует на страдания других, попробуйте направить его переживания в русло практической, действенной помощи. Предложите ему вместе с вами собрать посылку с книгами для воспитанников детского дома или написать новогоднюю открытку пожилой одинокой соседке по подъезду. Родителям, которые слишком обеспокоены, что их душевно хрупкий ребенок не сможет добиться значительных успехов в карьере, требующей напора, жесткости характера, Галина Бурменская напоминает: «Успеха нельзя достичь ценой ломки индивидуального склада личности. А без душевной чуткости не может быть ни любви, ни дружбы, ни сочувствия, столь ценимых каждым из нас».

«Высокочувствительный ребенок»

Замечательное руководство для родителей необычных детей написала Элейн Эйрон. В нем она подробно рассказывает о сложностях воспитания чувствительных детей разного возраста – от младенчества до юности, описывает их проблемы и преимущества и подсказывает взрослым, как вести себя, когда ребенок, например, плохо спит, отказывается ходить в детский сад или чувствует себя отчужденно в школе.

Вот фрагмент из ее книги:

Так что же такое высокая чувствительность?Высокочувствительные люди – это люди, которые рождаются со способностью замечать больше в окружающей их среде и глубоко размышлять обо всем, прежде чем действовать, чем те, кто замечает меньше и действует быстро и импульсивно. В итоге чувствительные люди – как дети, так и взрослые – как правило, эмпатичны, умны, обладают хорошей интуицией и творческими способностями, заботливы и сознательны (они просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их). Их легко выводит из строя слишком большой объем поступающей одновременно информации. Они пытаются избежать этого и поэтому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда им не удается избежать чрезмерных раздражителей, они производят впечатление «слишком чувствительных» или «легко расстраивающихся». Несмотря на то что ВЧЛ замечают больше, это не означает, что у них лучше глаза, уши, обоняние или вкусовые рецепторы, хотя некоторые действительно говорят как минимум об одном чувстве, которое у них особенно остро. Просто их мозг обрабатывает информацию более основательно. Между тем это не исключительно мозговой процесс, так как высокочувствительные люди, дети или взрослые, обладают более высокой скоростью рефлекторной реакции (реакция, которая идет от спинного мозга), более чувствительны к боли, медикаментам или стимуляторам, у них очень реактивная иммунная система, чаще возникают аллергические реакции. В некотором смысле их тело в целом лучше приспособлено замечать и тщательно анализировать все, что его касается.

У вас высокочувствительный ребенок?

Анкета для родителей

Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос как можно точнее. Отвечайте «верно» (В), если это верно или так или иначе относится к вашему ребенку или относилось в определенный период в прошлом. Отвечайте «неверно» (Н), если это вовсе не о вашем ребенке или не совсем точно.

  • В Н Легко пугается.
  • В Н Жалуется на колючую одежду, швы на носках или бирки, которые соприкасаются с его кожей.
  • В Н Обычно не в восторге от больших сюрпризов.
  • В Н Лучше запоминает сдержанные замечания, нежели строгое наказание.
  • В Н Кажется, читает мои мысли.
  • В Н Использует сложные для его возраста слова.
  • В Н Замечает легчайший незнакомый запах.
  • В Н Обладает хорошим чувством юмора.
  • В Н Обладает хорошей интуицией.
  • В Н Трудно засыпает после бурного дня.
  • В Н Не особенно хорошо переносит большие перемены.
  • В Н Хочет сменить одежду, если она мокрая или в песке.
  • В Н Задает много вопросов.
  • В Н Перфекционист.
  • В Н Замечает чужие беды.
  • В Н Предпочитает тихие игры.
  • В Н Задает глубокие, заставляющие задуматься вопросы.
  • В Н Очень чувствителен к боли.
  • В Н Беспокоится в шумных местах.
  • В Н Замечает нюансы (что-то передвинули, что-то изменилось в облике человека и т. д.).
  • В Н Размышляет, безопасно ли это, прежде чем залезть высоко.
  • В Н Выступает лучше, если рядом нет незнакомцев.
  • В Н Глубоко чувствует.

Если вы ответили «верно» на 13 и более вопросов, ваш ребенок, вероятно, высокочувствительный. Однако ни один психологический тест не может быть настолько точным, чтобы вы могли определить, как вам обращаться с вашим ребенком, опираясь на его результаты. Если всего один или два признака верны по отношению к вашему ребенку, но проявляются в крайне высокой степени, вы также можете уверенно называть вашего ребенка высокочувствительным.

Copyright © 2002 by Elaine N. Norton

«Высокочувствительный ребенок», Ресурс, 384 с., 550 руб.

* Элейн Эйрон (Elaine N. Aron), клинический психолог и исследователь, занимается изучением высокой чувствительности с 1990 года. Она опубликовала пять книг и ряд статей в ведущих научных журналах на эту тему. Элейн Эйрон занимается психотерапевтической практикой в Сан-Франциско, а также проводит семинары для профессионалов и широкой общественности.

Галина Бурменская, возрастной психолог, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор (совместно с О. Карабановой и А. Лидерсом) книги «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (МПСИ, 2007).

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Во-первых - не сравнивайте и, главное, ей не транслируйте ваши оценки ее способностей!
Во-вторых, 5 лет - это в принципе уже не только догонялки-лазилки. Это и ролевые игры, и куклы, и многое другое, для чего ловкость и быстрота не нужна. Если что, я сама физически была как раз как ваша девочка - либо не бегала и не прыгала вообще, либо делала это заметно хуже всех, ни скакалку, ни прыжки "в резиночку" так и не освоила, и т.д. и т.п. Так вот - отлично выносились на площадку игрушки и с подружкой (единственной тогда, кстати) прекрасно играли в игрушки, без всякой особой подвижности. Так что организуйте ей хотя бы одну подружку (возможно, с чьей мамой вы дружите), и аккуратно организовывайте "темы" прогулок: куклы, "дочки-матери", рисование мелками и пр.
В-третьих, имхо конечно, но - не пихайте, не подталкивайте ее к "массовым" подвижным играм. Не получит она от них сейчас удовольствия, только больше будет убеждаться, что это не ее, что дети с ней играть не хотят (а дети прямолинейны и редко любят играть с тем, кто совсем не тянет), и что она снова маму разочаровала. Не нужно.

Конечно, как ниже советовали - убедиться, что медицинской проблемы нет. Конечно, ловкость и подвижность развивать. Кмк, даже не обязательно на занятиях и в секциях - там у нее тоже большой шанс оказаться в отстающих. Хотя бы с вами пусть учится: кататься на велосипеде, роликах, бегать (или сами с ней бегайте, или в игре отправляйте ее бегом за цветочком и пр., только не в формате обязаловки!), лазать (а хоть бы и по деревьям), ловить мяч (в съедобное-несъедобное прекрасно играется и вдвоем) и т.д. Конечно, найти ее личные зоны успешности, ресурс, который можно использовать: рисование, декламация, лего, лепка - что угодно. Что-то же у нее хорошо получается или хотя бы нравится ей?

27.07.2015 09:01:31, УникаЛьнаЯ

"Организовать подружку" - да, я так и делала в свое время. Мы сдружились с мамой девочки, наши дети одногодки. Я их приглашала домой, чайные посиделки и просто общение.
Дети сдружились. Но мы переехали, хоть и поддерживаем связь и даже пару раз друг друга навещали, но когда расстояния между городами - это сложно.
На новом месте пол-года, друзей пока не появилось. Это не значит, что не появятся, но на настоящий момент так.
Массовые подвижные игры- нет, даже не пробовали, в такие игры ребенка не толкаю. Не ее явно.
Все пробуем развивать, конечно. Велосипед освоила только трехколесный, такие детские с ручкой - но для не уже достижение, раньше и этого не получалось.
Ролики исключены по медицинским показаниям, как и самокат.
Когда разыграется она да, бегает. Например вчера убегалась на горку кататься по очереди с мальчиком маленьким. Но уже хорошо!
На настоящий момент ей нравиться плести косы, резиночки - браслеты. Насколько я знаю, это уже зона успешности, редко кто в этом возрасте, например, сам себе шнурки может завязать или косы заплести, а для не без проблем - прически себе всякие делает. Рисование, лепка пока не идут особо и интереса не вызывают.
Декламация - да, неплохо. Пробовали театральный, но ей сложновато там.
Да, сейчас еще раз пройдемся по врачам - невролог, эндокринолог. Массаж попробую организовать.
Спасибо Вам! 27.07.2015 09:14:57, Маковинка

От кого:

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

Для бегания большого ума не надо, в любом возрасте, а вот плести что бы то ни было отнюдь не всем доступно. Велосипед (если вам зачем-то вдруг это надо) трехколечный на ручке - выкиньте уже, это не велосипед. Мой сын, который в 5 лет катался на подростковом велосипеде наравне со взрослыми, этот 3-х колесный так и не освоил - похоже он вообще не понял принцип действия сего девайса. Так что 3-х колесный - это отнюдь не обязательное звено в цепи. Как впрочем и умение кататься на любом велике - не является обязательным. Моя мама например никогда не умела (хотя возможностей было хоть отбавляй), еще одна знакомая маленькая ранимая, девочка - велик простоял в коридоре несколько лет, пока его не продали - она так и не подошла ни разу, хотя я лично бралась ее научить. 27.07.2015 16:35:37, hanhi

Не могу я выкинуть этот велосипед. Ни на какой другой она даже не хочет смотреть. Сложно ей пробовать что-то новое. Малейшая неудача, а понятное дело, сесть и поехать сразу не получится - все, на это дело потом не заманишь.
Ну а так понятно, что умение кататься на велосипеде не обязательно. Велосипед просто для примера. Сама позиция - чуть не получилось - все, сразу в слезу и больше этого никогда не пробовать. 27.07.2015 18:51:46, Маковинка

Многие родители могут заметить, что их ребёнок может часто обижаться. Он «надувается по пустякам», слишком эмоционально реагирует на замечания, подолгу сидит в одиночестве, плачет… Маленький человек страдает от собственной обидчивости, а родители переживают и не знают, что делать в таких сложных ситуациях. Наша статья поможет вам, уважаемые родители, разобраться в особенностях такого явления как детская обидчивость.

Причины детской обидчивости

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.

Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.). Давайте рассмотрим причины , вследствие которых ребёнок может огорчаться и обижаться:

  • Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  • Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.
  • Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.
  • Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
  • . Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё итак сделают за него. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.
  • Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.
  • Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.
  • «Совет. Лучшее, что могут родители для правильного развития личности ребёнка, - это начать воспринимать его как неповторимую личность. Любите ребёнка таким, каким он есть».

    Справляемся с проблемой

    Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

  • Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  • Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
  • Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
  • «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.
  • Игры для обидчивых детей

    «Совет. Родителям важно помогать ребёнку постигать свой собственный мир, осознавать свои достоинства и недостатки. Так укрепится внутреннее самоощущение ребёнка и не будет места для обидчивости».

    По сути, - это наше отношение к ситуациям. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением. А для профилактики обидчивости подойдут специальные игры:

    • Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите . Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.
    • Жужа. Выбирается ведущий - «жужа», вокруг которого бегают, дёргают его, строят рожи, дразнят. Когда «жуже» надоедают приставания, он вскакивает и пытается догнать одного из обидчиков. Кого поймали - тот и «жужа». Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал в разных ролях. Эта игра учит управлять эмоциональным состоянием, становиться не таким обидчивым, смотреть на мир глазами другого человека.
    • Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове»), ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

    «Совет. На детскую обидчивость важно взглянуть с точки зрения построения всей воспитательной системы в семье. Важно, чтобы между родителями царило согласие, а ребёнку уделялось достаточно внимания. Тогда детских обид будет гораздо меньше».


    Как вести себя с обидчивым ребёнком
  • Старайтесь чаще показывать свою доброжелательность к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом.
  • Если ребёнок обижается, что в его присутствии хвалят других, объясните ему, что в одобрении и похвале нуждаются все, кто этого заслуживает.
  • Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе, объясняя, что у каждого есть свои и намерения.
  • Работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и уча, каким способом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё.
  • Подбирайте полезные книги и мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.
  • Чаще общайтесь с ребёнком, объясняя ему, какие обиды адекватны, а какие нет.
  • Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Запретить обижаться невозможно, а можно только выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.
  • Смотрите за тем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Учите правильно реагировать на обидные ситуации.
  • Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходство в чём-то.
  • Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка.
  • Родителю обидчивого ребёнку на заметку
    • Проявляйте интерес к внутренней жизни ребёнка.
    • Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.
    • Когда выражаете свои требования, озвучиваете их более конкретно.
    • Научите ребёнка ставить себя на место другого человека.
    • Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг - разнообразны; пусть он осознает это и примет.
    • Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.
    • Учите ребёнка смотреть на многие вещи с юмором.
    • Беседуйте с ребёнком на предмет обид, ищите способы их преодоления.
    видео, в котором психолог рассматривает причины и последствия обидчивости подростков

    Будьте внимательными к внутреннему миру своего ребёнка, уважайте его мнение, принимайте и любите таким, каков он есть. Такое отношение поможет воспитать эмоционально уравновешенного и оптимистичного ребёнка, способного самостоятельно справиться с проблемами.

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

    Типы характеров и темпераментов у детей.

    Ангельский характер

    Ребенка с ангельским характером еще часто называют «золотком». Такой ребенок с детства очень общителен, он легко вливается в новый коллектив, группу детей и легко адаптируется к новым условиям. Как правило, у таких детей речь развивается очень рано, чем у остальных сверстников, они лучше, чем другие могут объяснить взрослым, что им нужно. Если ребенок с ангельским характером хочет чего-то, чего у него еще нет, то его легко переключить на что-то другое (прежде чем ребенок расстроится и расплачется). Таких детей также легче успокаивать. Играя, они любят уделять больше внимания индивидуальным заданиям. С такими детьми можно легко путешествовать, они послушны и легки на подъем, не капризны.

    Ранимый, обидчивый ребенок

    Ранимый ребенок - это очень чувствительный ребенок, который очень медленно адаптируется к новой среде. Такому ребенку нравится, чтобы все было предельно предсказуемо и к тому же по возможности знакомо. Ранимые дети не любят, когда их перебивают (в ходе общения, игры). Как только кто-то пытается перебить их, дети моментально расстраиваются и начинают плакать. Такие дети к тому же очень застенчивы, по этой причине им сложнее влиться в коллектив. Ранимые дети также испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. Если же предоставить ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.

    Раздражительный, упрямый ребенок

    Таких детей еще называют «дети с характером». Такие детки, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Упрямые дети терпеть не могут, когда вы их торопите, а они еще, к примеру, не готовы вставать, идти в детский сад, кушать (они же желают жить в своем собственном ритме). Дети с характером предпочитают независимость, им не нужна компания (либо же они хотят быть в ней лидером, но у ж никак не середнячком). Упрямым детям порой труднее остальных выразить свои чувства, желания словами, однако, с другой стороны, такие дети бывают очень креативны в индивидуальных творческих заданиях. Порой этим детям не хватает терпения довести дело до конца, что выбивает их из колеи и очень раздражает.

    Очень активный ребенок

    Дети с таким темпераментом очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по комнате, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут). Такие дети очень общительны и любопытны (уже с самого детства тянутся к игрушкам, предметам в квартире), они с удовольствием изучают новое. Активных детей рекомендуется родителям направлять, контролировать и где-то ограничивать (дети слишком энергичны и не знают, куда лучше направить энергию). Если детей направлять, то из них в будущем могут получиться неплохие лидеры, руководители.

    Спокойный и уравновешенный ребенок

    К таким относят большинство детей, они развиваются вовремя (т.е. нет никаких отклонений в развитии, развитие ребенка идет нормально), вполне общительны в коллективе, однако немного застенчивы при общении с незнакомыми людьми. Для того чтобы дети чувствовали себя нормально в новой среде, их необходимо постепенно готовить к изменениям, тогда адаптация пройдет без особых осложнений. Таким детям нравится рутина, поскольку им нравится знать наверняка, что за чем идет.

    Наш эксперт - психолог Светлана Яблонская.

    Тонкое устройство

    Ребенка можно назвать высокочувствительным, если он:

    Тип не изменить

    На первый взгляд может показаться, что такому ребенку «все не так», что он чересчур избалован и капризничает.

    В России, с ее нелегкой историей, сложилось несколько презрительное и грубоватое отношение общества к людям с тонким устройством. Поэтому даже любящие родители часто стремятся «вылечить» свое чадо от чувствительности, чтобы помочь ему адаптироваться к суровым жизненным реалиям. Но это большая ошибка - не только потому, что подобные попытки причиняют ребенку боль, но и потому, что тип нервной системы изменить нельзя.

    Кроме того, высокая чувствительность - это редкое достоинство, дающее человеку дополнительные возможности. Конечно, если смотреть на мир как на поле боевых действий, то к войне ранимые люди не приспособлены. Но именно такие личности больше всего склонны привносить в мир красоту.

    Высокочувствительных людей еще называют людьми-«орхидеями». А орхидея не только нежнее и требовательнее многих других цветов, но и прекраснее.

    Как помочь

    Лучший способ помочь высокочувствительному ребенку - создать для него максимально благоприятные условия:

    Высокочувствительные дети часто отличаются чуткостью и вниманием к переживаниям других, что вызывает соблазн (особенно у мам) обращаться к ним за сочувствием и поддержкой. С этим соблазном нужно бороться, так как он ставит ребенка в сильную позицию по отношению к взрослому. Единственная опора для человека в детстве - родители, и это они должны его поддерживать, а не наоборот. Лучше показать ребенку положительный пример самостоятельной заботы о себе - так и он будет учиться заботиться о себе сам.

    Мне кажется, ранимость – качество приобретенное. Характер ребенка зависит от его воспитания. Я не знаю, как найти язык с такими детьми. Я вот в детстве была послушной и никогда не капризничала. Родители мною очень много занимались. И я их очень уважала и боялась огорчить.

    Наша справка

    Термин «высокочувствительный человек» появился в конце ХХ века в США благодаря психологу Элайн Арон. Высокая чувствительность – это особое свойство нервной системы. Люди, обладающие им, а таковых примерно 15–20%, во всем замечают больше тонкостей, чем другие, и более глубоко перерабатывают любую информацию. Воспринимая больше нюансов, они легче перегружаются звуками, зрелищами и эмоциями. Высокая чувствительность влияет и на многие телесные реакции: такие люди более чувствительны к болевым ощущениям, к свету и температуре, тяжелее переносят чувство голода. Бывает и избирательная чувствительность: одного больше раздражает тесная или «кусачая» одежда, другой не способен выносить шум…
    
    Top