Уголок умиротворения и спокойствия: сад камней Рёандзи в Киото, Япония. Загадка сада камней

Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.

Предназначение сада камней

Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.

Устройство сада камней

Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:

  • Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
  • В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
  • Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
  • В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
  • Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.

Камни в японском саду

Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.

Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:

  • Лежачий
  • Плоский
  • Изогнутый
  • Статуя
  • Низкая вертикаль

Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.

Сад камней видео

Город в Японии с садом камней

В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.

Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи

Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии - является самым известным садом камней в мире.

Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи.

За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен. Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров, которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек, так как комплекс многократно страдал от пожаров.

Но самым главным объектом, прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен. Рукотворная композиция минималистична - только камни, мох и гравий, но при этом полна глубокого символизма.

Дело в том, что хотя в саду 15 камней, но стоя на любой точке веранды храма, можно наблюдать только 14 из них - один из камней всегда оказывается скрыт. Обычно это трактуется следующим образом - только достигнув состояния просветления, можно увидеть все 15 камней. Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая - невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".

Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения, которое возникает при наблюдении за камнями.

Размеры сада камней невелики - 30 на 10 метров. Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор.

Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов - учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей - это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада - это застывшие духи.

Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава, который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.

Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны, то можно увидеть необычный каменный сосуд, в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений. Это Рёандзи цукубай - его край находится почти вровень с зёмлей, поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться, тем самым, выразив своё почтение. Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа, которые можно прочитать как "я только много знаю". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения. Или более философская трактовка - "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается".опубликовано

А сегодня речь пойдет о Саде камней. Теперь вот ещё какая штука: по договоренности некоторые дневниковые обзоры (например этот) будут впервые опубликованы на http://razgovor.org . Для нас с вами это выглядит безобидно: в течение первых 8 дней в дневниковой заметке будет не полный текст, а только его начало и кнопка, которую надо нажать, чтобы прочесть полностью там.

Все мы с детства слышали о японском чуде - про знаменитый Сад камней. Лично мне о нем рассказывал отец, который в Японии не был, зато читал книгу то ли Гранина, то ли Цветова, то ли кого-то еще из видных советских классиков. Неудивительно, что Сад камней представлялся мне следующим образом:

1. Это огромное поле, соток на триста, усаженное аккуратной японской карликовой травой и сакурами-бонсаями. А еще там наверняка щебечут птицы-бонсаи колибри.

2. На этом поле стоит множество самых красивых в мире камней удивительных форм и расцветок.

3. Бродя по тропинкам сада, посетители пытаются увидеть все камни, но это невозможно: камни расставлены настолько хитро, что из любой точки пространства, хоть бегай, хоть прыгай, всегда какой-нибудь один не виден - но всякий раз другой. Как сделан этот фокус - до сих пор не могут понять современные доктора геометрических наук. От того посетители проникаются величием восточной философии и выходят через главные ворота обратно в мир сильно поумневшими.

Что-то мне подсказывает, что большинство из вас тоже представляло себе сад камней примерно таким образом. Именно поэтому действительность так разочаровывает. То, что вы видели на самом первом снимке - вовсе не Сад камней, это просто красивая фотка. Так что же на самом деле представляет из себя хваленый Сад камней? Тот самый первый Сад камней (Сад пятнадцати камней храма Реандзи в Киото), от которого пошло само понятие и многочисленные подражания? Тот самый, о котором столько говорят, пишут и слагают стихи?

1) Знаменитый древнейший Сад камней представляет собой площадочку размером с автостоянку для маленького офиса. У новорожденных отечественных стоянок нередко тоже так случается, что она уже засыпана гравием, но асфальт строители еще не положили - потому что оказалось, что строительный мусор подрядчики толком не вывезли и он кое-где выпирает из земли.

2) Сад камней - совсем не сад, а скорее театр. В этом саду ничего не растет и не щебечет, и гулять по нему нельзя. Возле него можно только сидеть. Со всех трех сторон сад надежно огорожен каменной стеной в пестрых разводах. Я думал - древнее японское граффити, но пригляделся - просто застарелые потеки воды. С четвертой стороны расположен импровизированный зрительский зал - два дощатых ряда для сидения и созерцания. На этих местах рассаживаются туристы и созерцают Сад камней. Что же они видят?

3) На покрытой гравием площадке набросаны пять кучек камней (предположительно базальт или гранит) самого заскорузлого и непрезентабельного вида. Обнаружить их всех не так просто: некоторые вовсе не выглядят камнями - они полностью вкопаны в грунт и на уровне земли видны лишь их макушки. Камней всего 15, но один из них действительно не виден. Но в этой невидимости нет никакой особой хитрости и фокуса. Проблемных камней ровно два: если ты сел в партере справа, загорожен соседями самый дальний из левой кучки, если сел в партере слева - не виден крайний правый. Вот и вся загадка.

Во всех туристических путеводителях заявлено, что именно про этот сад знаменитый японский поэт Басе писал:

То ли стихотворение посвещалось другому саду, то ли бедняга не знал, что в саду традиционно не цветут ирисы, а беседовать с друзьями в храмах не принято. Также специальные таблички запрещают выпивку с другом и ответы на его мобильные звонки...

Ну хорошо, а что видят и чувствуют посетители сада камней? Понятно, европейские туристы щелкают фотоаппаратами и думают «вот, зашибись, я в саду камней, буду рассказывать, что был здесь». А что думают японцы, китайцы и прочие восточные народы, которым близка философия буддизма и синтоизма? Вы не поверите: они точно так же щелкают фотоаппаратами и точно так же увлеченно листают свои иллюстрированные путеводители, где рассказывается, что площадка, усыпанная гравием, - это женское начало Инь, а торчащие камни - это мужское начало Янь, а борозды на гравии, сделанные граблями, это волны стихии, а пятнадцатый камень, которого невозможно увидеть, олицетворяет вечную тайну природы... О чем думали коллеги-писатели, я постеснялся спросить:

Ну а я сидел и думал о силе пиара. Картина происходящего выглядела так. В начале XVI при очередной реконструкции храма выделяется бюджет на организацию сада. Дело поручается мастеру, чье имя волшебным образом история не сохранила, и, быть может, он сам способствовал этому. Этот подрядчик получает заказ от настоятеля храма соорудить сад. И что он делает? Ничего. Не вывозит гранитный мусор, не сажает деревья. Не выращивает цветов. Не развешивает бамбуковые клетки с райскими птицами. Не организует ручей. Тем не менее, подрядчик был настоящим Мастером. Поэтому когда пришли сроки сдачи, он устроил великолепную презентацию и объяснил заказчику, какая грандиозная работа была проделана, сколько глубоких аллегорий и символов вложено в эти непритязательные куски породы. Ну а дальше классический «голый король» начинает работать сам на себя: пытаясь осознать витающую здесь гармонию, посетители замирают с вдумчивыми лицами. Ну а как только возникает благоговейная тишина и ряды посетителей с вдумчивыми лицами, становится понятно, что здесь скрыта гармония. Ну а поскольку гармония есть продукт ума, то посетители с вдумчивыми лицами исправно рождают у себя в голове самые настоящие представления о гармонии и могут рассказать о них миру, упомянув, что причиной тому стало посещение сада. Стараниями настоятелей монастыря, легенда поддерживается, и по стране, а затем по всему миру, начинают ходить слухи о волшебном месте, где сосредоточена непознаваемая тайна пятнадцатого камня и беспрецедентная аллегория великих сил природы. Информационная лавина растет, впадая в маразматические крайности: например, недавно некие «ученые Киото» объявили, что якобы они «рассчитали на компьютере» (домохозяйки от благоговения падают в обморок) расположение камней и выяснили, что оно соответствует - дереву. Зацените этот потрясающе глубокомысленный расчет:

Возникает вопрос: можно ли было достичь такого мощного информационного эффекта с традиционными средствами? Ответ: никогда. Эффект непознанной тайны возникает только при полнейшем несоответствии легенды с тем, что видят глаза. Красивое деревце, клетка с канарейкой, цветок, изящно оформленный камень - и эффект тайны недостижим, никто не поедет за тысячи километров, чтобы сесть в таком саду, сосредоточенно перебрасывая взгляд с путеводителя на пейзаж.

Поняв эту истину, я познал великую загадку пиара и тоже получил просветление в Саду камней. Нет никаких сомнений, что мое просветление было настоящим, полным и зримым, поскольку ознаменовалось неожиданным эффектом, который наверняка обнаруживают все просветленные. Этот эффект можно было даже зафиксировать при помощи фотоаппарата, что я и сделал. Суть в том, что я увидел все 15 камней сразу. Это оказалось легко, и непонятно, отчего это не пытался сделать кто-нибудь раньше. Как я уже говорил, если вы сидите слева, вы не видите дальнего правого камня, если справа - не видите дальнего левого. Если сидите посередине, вы тоже чего-то не видите. Если вы стоите, то камни, понятное дело, видны все, но по легенде положено созерцать сидя, поэтому вставать нечестно. Но если в исследовательских целях будете двигаться вдоль скамьи планомерно, вы без особого труда найдете место на зрительской скамье правее середины, где можно сесть, и вашему взгляду (и взгляду вашего фотоаппарата) открываются все камни, поскольку проблемный левый (номер 2) ещё остается виден, а проблемный правый (номер 15) уже появляется:







Братья соотечественники! Учитесь, учитесь у японцев! Учитесь красиво объяснять собственную лень, учитесь грамотному искусству презентации, учитесь достоинству и уверенности при общении с заказчиком и работодателем! Тогда мы тоже научимся создавать непознаваемые загадки, вселенские олицетворения и повальные просветления. И к нам тоже потянутся со всех стран туристы с пестрыми путеводителями и вострыми фотоаппаратами.

Суши, самураи, сакуры, гейши, сады камней - именно на этих столпах базируются представления о Японии большинства из нас. Но если восхищение мужеством самураев, цветением вишни и вкусом японской еды - вполне понятно и объяснимо, то прелесть сада камней по-прежнему остается загадкой. Его эстетические законы трудны и весьма далеки от представлений среднестатистического россиянина о красоте и пользе для души. Понимание достоинств такого сада потребует большой душевной работы, подлинной любви к природе во всех ее проявлениях.

Кстати, о любви к природе. В европейской традиции принято ее «улучшать». Какие бы сады и парки мы с вами ни вспоминали - от самых ухоженных, до полузаброшенных, - везде мы вольно или невольно отметим преобразования, сделанные специалистом с целью устранения природного хаоса.

А вот в представлении японцев природа в ее первозданном виде и есть само совершенство, она и прекрасна, и разумна. Надо лишь подчеркнуть эту красоту, не предпринимая никаких радикальных вторжений.

Фото: www.globallookpress.com

Добро пожаловать в Киото!

Сад камней, сад воды, сад мхов - вот основные виды японских садов. Один из самых известных садов камней находится в Киото - древней столице Японии. Люди приезжают посмотреть на него буквально со всего света, кто-то надеется увидеть настоящее чудо, но многие бывают и разочарованы: что за сад такой - просто камни, да еще разбросанные в произвольном порядке! Кажется, это и вправду так. Но торопиться не стоит. Этот сад не должен отвлекать посетителя яркостью красок или затейливостью композиции. Его задача - способствовать духовной концентрации.

Сад монастыря Реандзи в Киото существует с ХV века. Это небольшая площадка 23×9 м2 перед верандой дома настоятеля. Поверхность засыпана белым гравием, а на ней небольшими группами расположены 15 камней. Каждая группа камней обрамлена коричнево‑зеленым мхом. Тишина, равновесие и гармония. Ничего лишнего. Разумеется, этот сад был рассчитан в первую очередь на человека, жившего несколько веков назад. Нашему современнику, существующему в ином ритме, сосредоточиться и вызвать в воображении множество небудничных ассоциаций гораздо сложнее. Но такие минуты сосредоточенности и погружения в себя для него не менее важны, чем для далекого предка. Следовательно, и ценность такого сада только возрастает…

Сад в Киото только кажется неизменным, но на самом деле он меняется постоянно - ведь меняется освещение, буреет мох, покрываются каплями дождя влажные камни и садовник время от времени исправляет специальными граблями узор на гравии. Да, садовник нужен и в таком саду. Правда, задача у него несколько иная. Есть такая японская легенда, в которой отец снова и снова заставлял сына убирать свой сад. Наконец тот взмолился со словами: «Отец, больше уже нечего делать! Деревья я спрыснул водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни одного листочка!» Но отец лишь улыбнулся и со словами «глупый ты, разве так подметают дорожку…» спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья. Так в сад пришла осень.

Если посчастливится попасть в этот или подобный ему сад, не торопитесь его покидать вслед за суетливой стайкой туристов, и тогда благодарный сад приоткроет вам хотя бы часть из множества своих секретов.

По образу и подобию

Возможно, кто-то из наших читателей захочет создать подобие японского сада у себя на дачном участке. Дело это только на первый взгляд может показаться простым. Ведь ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая, эти две воображаемые линии не должны быть параллельны, а два предмета не могут быть одного размера.

Главное же, что надо помнить, задумывая свой сад: задача заключается не в том, чтобы наполнить его даже самыми замечательными растениями и предметами, но напротив, «отсечь» все лишнее, ведь сад - это модель мира, а каким вы хотите видеть ваш мир, решать именно вам.

– Увы, мне не довелось посетить сад камней. А вот моя мама видела такой в Японии и вспоминала о нем, как о месте необычайной красоты и гармонии. Сад камней, по словам моей мамы, не производит впечатления искусственно созданного человеком, он кажется уголком естественной природы.

Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.

«Сад камней» Реандзи в Киото

Памятник японской культуры недалеко от Киото

При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» - один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.

Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.

Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.

Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.

Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.

Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.

Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.

Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…

Скрупулезный медитативный уход за садом

Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.

«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.

К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?

Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.

Но все оказалось намного прозаичнее…

Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.

Только свои 14 камней.

Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.

Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.

Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».

Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.


Top