Безопасен ли перелет во время беременности? Перелет во время беременности на разных сроках. Можно ли беременным летать на самолетах

Стоит сразу расставить точки над i – сама по себе беременность не является противопоказанием к полётам. И вообще, это не болезнь. Но всё-таки будущей мамочке в той или иной степени необходимо считаться со своим положением.

Общие сведения о полётах во время беременности

Для начала стоит учесть, что протекание беременности очень индивидуально у всех женщин, поэтому нельзя при принятии решения о поездке ссылаться на подругу/сестру/невестку. Если им не было противопоказано летать самолётом во время беременности, это не значит, что можно и вам, и наоборот.

Если ваша подруга, например, всю беременность пролежала в постели, вовсе не обязательно, что и вы должны поступить так же. А ваша знакомая балерина вообще не бросила своего занятия вплоть до самых родов. Или же сестра активно занималась бальными танцами, или на седьмом месяце покорила Эверест, или прыгала с парашютом – не спешите повторять её личные рекорды.

Во-первых, учитывайте свой возраст, самочувствие на данный момент, срок вашей беременности. Всё отлично? Анализы у вас такие, что хоть в космос запускай? Чувствуете, как за спиной вырастают крылья?

Однако даже в этом случае вы не можете предугадать реакцию вашего организма на новые климатические условия. Вполне возможно, что, прекрасно чувствуя себя в привычном климате, вы почувствуете ухудшение, отправившись, например, в Тунис.

К тому же, не стоит забывать, что многие зарубежные авиакомпании не пускают на борт своих самолётов женщин со сроком более шести месяцев. Как правило, с вас потребуют справку , в которой должен быть указан приблизительный срок родов и отсутствие у вас противопоказаний к полётам. Впрочем, на территории стран СНГ компании отличаются большей лояльностью.

Мало того, наши стюардессы даже проходят курсы первой помощи при родах, видимо такие ситуации на борту отечественных самолётов не редкость. Кстати, это тоже повод задуматься.

Всё выше описанное – только предостережение, а не категоричный запрет на полёты при беременности. В любом случае, разрешать или запрещать вам лететь может только врач. Однако стоит и самостоятельно изучить противопоказания к полётам.

При каких обстоятельствах беременным нельзя летать в самолёте

Бытует мнение, что на ранних сроках беременности полёты являются угрозой для развития плода, мол, чреваты всякими патологиями и пороками. Скажем прямо, никаких научных обоснований этого утверждения не существует. И всё же, именно маленький срок является одним из первых противопоказаний полётов на самолёте во время беременности. Это обусловлено тем, что при взлёте и посадке организм испытывает резкие перепады давления, что чревато тонусом матки и может спровоцировать выкидыш, особенно, если плод у вас расположен низко.

Также повышенное давление грозит отслойкой плодного яйца или плаценты. К тому же, не лишним будет определить длину шейки матки с помощью УЗИ. Если она у вас менее 15 мм, это является потенциальной угрозой преждевременных родов.

Опять же, после четвёртого месяца необходимо иметь при себе справку от врача, иначе вас могут не пустить на борт.

Серьёзными противопоказаниями к полётам беременных на самолёте являются различные недуги, которыми страдает будущая мать. Если у вас наблюдается варикозное расширение вен или тромбофлебит , во избежание негативных последствий, лучше отказаться от длительных путешествий или выбрать альтернативных вид транспорта.

Учтите, если у вас отекают и немеют ноги, даже часа в статичном сидячем положении будет достаточно для того, чтобы начались осложнения. Хуже самолёта в данном конкретном случае, может быть только путешествие автотранспортом, ведь там ваши передвижения будут не просто ограничены, а невозможны.

Не забывайте, что на высоте более 3000 м в салоне самолёта значительно снижается уровень кислорода, что является потенциальной угрозой для ребёнка. Избыток углекислого газа в крови матери может привести к . Тем более, если вам поставили диагноз «хроническая гипоксия плода» или «внутриутробная задержка плода» , летать на самолёте нельзя.

Также не стоит отправляться в авиапутешествие, если у вас тяжёлый токсикоз, гестоз, многоплодная беременность, на поздних сроках или же вы воспользовались экстракорпоральным оплодотворением .

В каких случаях беременным разрешены полёты на самолёте

Может возникнуть справедливое возражение: было сказано, что сама беременность не является препятствием для полётов, а куда ни глянь, одни противопоказания. Действительно, немало беременных женщин благополучно летают. И первым показанием к полёту является отсутствие всех перечисленных противопоказаний, а также, если вы полностью здоровы . К тому же, следует учесть срок вашей беременности. Наиболее благоприятен для путешествий второй триместр .

Все жизненно важные органы у ребёнка к этому сроку сформированы, а вы уже привыкли к данному положению и изучили реакции своего организма. К тому же, будущая мать на втором триместре остаётся достаточной подвижной, ведь до родов ещё приличный отрезок времени. Данный период наиболее благоприятен для авиа перелётов, так как риск возникновения непредвиденных осложнений в самочувствии будущей матери сведён к минимуму.

Бывают ситуации, которые вынуждают беременную женщину садиться в самолёт, несмотря на срок. Если отложить полёт никак нельзя, ваша задача сделать его максимально комфортным, а значит, безопасным.

Лучше всего, конечно, лететь бизнес-классом . Для этого есть две причины – физическая и психологическая. Первая обусловлена удобными широкими креслами, большим пространством между рядами, чем в эконом-классе. К тому же в салонах бизнес-класса запрещено курить. А в хвосте недостаток кислорода особенно ощутим.

Немаловажно и то, что к пассажирам бизнес-класса у стюардесс особое отношение. Вам не придётся беспокоиться о лишней минералке или соке. Хоть это и кажется неправильным, ведь персонал должен одинаково заботиться обо всех пассажирах, но, к сожалению, рассчитывать на повышенное внимание стюардессы, сидя в эконом-классе не приходится.

Также перед тем, как сесть в самолёт, стоит запастись успокоительным , если вам присуще волнение во время полёта.

Если вам предстоит долгий перелёт – не ленитесь вставать и разминать затёкшие ноги и спину. К тому же полезна будет прогулка перед полётом, хотя бы по аэропорту. Если у вас присутствуют признаки варикоза, тем более на больших сроках беременности, наденьте компрессионные гольфы.

Не лишним будет взять в путешествие маленькую подушечку для шеи и покрывало . Дополнительный плед, который вам выдаст стюардесса, можно будет подложить под поясницу. Это поможет принять наиболее комфортное положение и избежать болей в спине и шее.

Для полёта лучше всего подойдёт одежда свободного покроя из мягких натуральных тканей.

Ремень безопасности необходимо пристёгивать под животом.

Ответов


Путешествие на далекие расстояния сейчас трудно представить без авиатранспорта. Самолет становится обычным средством передвижения все большего количества людей. Беременные женщины не являются исключением. Кроме того, некоторые женщины совершают частые перелеты в силу своей профессиональной принадлежности (например, стюардессы). Поэтому вопрос о безопасности авиаперелетов при беременности является актуальным. К сожалению, эта проблема не очень подробно представлена в литературе, а имеющаяся информация чаще основана на здравом смысле, чем на данных доказательной медицины. Некоторые вопросы остаются неясными.
К наиболее важным проблемам относятся преждевременные роды, тромбоэмболические осложнения, воздействие радиации, снижение насыщения кислородом артериальной крови, а также трудно прогнозируемые акушерские осложнения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не рекомендует пользоваться воздушным транспортом беременным женщинам в следующих случаях:

* беременность более 36 недель (более 32 недель при многоплодной беременности);

* осложненная беременность (патология беременности, угроза выкидыша и др.);

* в течение семи дней после родов.

Известно, что лучшее время для путешествий, в том числе и перелетов во время беременности - это второй триместр, когда все основные органы малыша уже сформировались, он надежно защищен от внешних негативных воздействий, наименее восприимчив к изменениям окружающих условий. Именно с 14 по 28 неделю токсикоз уже не мучает, а живот еще не мешает, снижается риск выкидыша и не встает угроза преждевременных родов. Разумеется, в этом должен быть уверен ваш гинеколог. Он знает, как протекает беременность, существует ли опасность осложнений, и способен дать рекомендации конкретные, а не вообще. Если же существует угроза прерывания беременности, лучше все же отложить ваше путешествие до того момента, когда малыш появится на свет, немного подрастет.Таким образом, если авиаперелет не является жизненно необходимым для беременной женщины, то лучше не рисковать своим здоровьем и здоровьем своего еще не родившегося малыша, а отложить полет до лучших времен.

Подготовку к поездке нужно начать с похода к врачу, чтобы еще раз убедиться, что беременность протекает нормально и планируемый перелет не несет риска для здоровья, а также, чтобы взять справку о состоянии здоровья, в которой будет указан срок беременности и приблизительная дата родов. Многие авиакомпании не допускают на борт самолета беременных со сроком более семи месяцев (тогда-то и понадобится справка от врача). Их можно понять: роды в воздухе не самое удачное решение. Информацию о перевозке беременных нужно уточнять дополнительно в авиакомпании, потому что она вправе устанавливать свои правила. Итак, рассмотрим следующий риск.

Преждевременные роды

В настоящее время не существует научных доказательств того, что авиаперелет во время беременности повышает риск преждевременных родов, рождения маловесного ребенка. Вызванный полетом стресс может рассматриваться как фактор риска, поскольку стресс связан с повышенным выбросом кортикотропин-рилизинг-гормона. При необходимости консультирования беременных с высоким риском для прогнозирования преждевременных родов можно использовать трансвагинальное ультразвуковое исследование шейки матки. Длина шейки матки более 15 мм указывает на низкую вероятность преждевременных родов. Следует помнить, что преждевременные роды случаются довольно часто, и пациентки должны быть осведомлены об отсутствии возможностей для реанимации новорожденных на борту самолета. Именно вследствие этого некоторыми авиакомпаниями разработаны специальные правила, запрещающие полеты беременным с высоким риском преждевременных родов (например, при многоплодной беременности, преждевременными родами в анамнезе), а также при доношенной беременности. Так авиакомпания «Аэрофлот» оговаривает следующие условия. Беременным женщинам, роды которых предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за 7 дней до начала полета.
Узнайте больше о той авиакомпании, которой вы собираетесь лететь.

Прежде чем покупать билет на самолет – поинтересуйтесь, какие правила существуют в выбранной вами авиакомпании. Например, Аэрофлот не рекомендует совершать перелеты за 4 недели до предполагаемого срока родов и требует подтверждение врача. Если нет справки, в которой указана дата родов, то проблему решает врач аэропорта. Аэрофлот не разрешает перелет за 7 дней до срока родов и в течение 7 дней после родов. Экипажи авиалайнеров проходят специальную подготовку в медицинских учебных центрах. Что интересно, Аэрофлот стоит на первом месте по количеству рожденных в самолетах детей, и это обстоятельство породило смешливую поговорку в народе: «Рожайте самолетами Аэрофлота!». Скай Экспресс беременным, чей срок заканчивается в течение ближайших 12 недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Нужно будет подписать обязательства в том, что авиакомпания не несет ответственности за возможные отрицательные последствия для матери или плода. Такую же бумажку попросят подписать и в Трансаэро. Здесь перелет беременных женщин допускается при условии, что он выполняется не позднее четырех недель до срока предполагаемых родов и не существует опасности преждевременных родов. Информация о состоянии беременной женщины, подтвержденная медицинским заключением и обменной картой, обязательно должна быть предоставлена авиакомпании. Utair согласна перевозить беременных, чей срок не превышает 30 недель, и они тоже попросят расписку об отсутствии претензий за последствия. Расписка заполняется при оформлении билета в агентстве или на регистрации в аэропорту (если расписка не была оформлена в агентстве). В общем все подробности можно узнать у авиаперевозчика напрямую!

Вот условия перелетов беременных некоторых других авиакомпаний.

При регистрации на рейс можно попросить место у прохода, чтобы во время полета иметь возможность беспрепятственно выходить в туалет, ходить по салону самолета. Ремень безопасности лучше застегнуть пониже, чтобы он не перетягивал живот, в полете нужно пить много воды, регулярно разминать ноги, чтобы активизировать кровообращение. Отсюда ознакомимся со следующими проблемами, которые могут возникнуть в полёте.

Тромбозы глубоких вен и ТЭЛА
Риск тромбоза глубоких вен во время длительного авиаперелета увеличивается в 2-3 раза. Симптомный тромбоз глубоких вен встречается с частотой 1:4000-10000, бессимптомный -приблизительно в 10 раз чаще. Кроме того, эти цифры возрастают при очень длительных перелетах, например, из Европы в Австралию. Английские авторы сообщают приблизительно об одном случае смерти пассажиров от ТЭЛА в месяц только по данным аэропорта Heathrow (Лондон). Риск тромбозов увеличивается преимущественно вследствие длительной иммобилизации пассажиров, а также пониженной концентрацией кислорода и низкой влажностью воздуха в салоне самолета, употреблением алкоголя и большого количества кофе, что приводит к развитию венозного застоя в нижних конечностях и дегидратации. В современной литературе феномен развития венозных тромбозов у авиапассажиров часто называют «синдром экономического класса». Однако венозный тромбоз, связанный с продолжительной иммобилизацией, может развиться у пассажиров бизнесс-класса и первого класса, а также во время длительной поездки на автомобиле, автобусе или поезде. Поэтому некоторые авторы считают более точным термин «связанный с перелетом глубокий венозный тромбоз».
Тромбоэмболические осложнения при беременности встречаются с частотой 1:1000 и являются одной из основных причин материнской смертности в развитых странах. Причинами повышенного риска венозных тромбозов во время беременности являются повышение уровня прокоагулянтов и венозный застой в нижних конечностях. Наибольший риск связан с наличием венозных тромбозов в анамнезе и тромбофилии. Не существует доказательных данных, позволяющих провести количественную оценку риска связанных с авиаперелетом тромбозов, однако его увеличение при беременности очевидно. Поэтому профилактические рекомендации для пассажиров с повышенным риском тромботических осложнений во время длительных перелетов вполне приемлемы для беременных.
Консультативным Комитетом Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании (Royal College of Obstetricians and Gynaecologists) разработаны дифференцированные рекомендации для беременных в зависимости от наличия дополнительных факторов риска и длительности авиаперелета. Длительным считается авиаперелет, продолжающийся более 3 часов. Всем пациенткам (беременность любого срока и 6 недель послеродового периода) во время перелета необходимо проводить профилактику венозного застоя в нижних конечностях, включающая изометрическое напряжение мышц голени и передвижение по салону самолета по 5-10 минут в час, когда это возможно. Для предотвращения дегидратации рекомендуется употреблять достаточное количество жидкости (вода, сок), ограничить прием кофе, других кофеин-содержащих напитков и алкоголя. Всем беременным при длительном перелете целесообразно использовать компрессионные гольфы.
Медикаментозная профилактика проводится только при длительных перелетах у беременных, имеющих дополнительные факторы риска тромбоэмболических осложнений, к которым относятся: вес более 100 кг или индекс массы тела >30, многоплодная беременность, отягощенный семейный анамнез, тромбофилия и другие состояния, сопровождающиеся повышенным риском тромбоза глубоких вен. Методом выбора считается введение препаратов низкомолекулярного гепарина в день перелета и на следующий день в следующих дозах: 5000 ЕД дальтепарина или 40 мг эноксипарина. Альтернативным способом профилактики является назначение аспирина в низких дозах в течение 3 дней до перелета и в день перелета (75 мг 1 раз в сутки). По мнению экспертов RCOG аспирин является менее эффективным средством профилактики венозных тромбозов, чем низкомолекулярные гепарины, но более приемлемым, т.к. принимается per os. Следует также помнить, что отсутствие неблагоприятного воздействия на плод низких доз аспирина в первом триместре пока окончательно не доказано, тогда как низкомолекулярные гепарины не проходят через плаценту.
NB! проконсультируйтесь с вашим врачом, прежде чем принимать что либо из вышеприведённого списка.

Профилактика тромбозов. Беременны вы или нет, но вот несколько советов, которые положительно скажутся на реологии- вязкости крови и кровотоку в целом.

  • Наденьте в поездку удобную, свободную одежду.
  • Обязательно наденьте в дорогу компрессионные чулки. Помните и о правилах их надевания. Непременно утром, сразу после пробуждения. не вставая с постели.
  • Не сидите в позе нога на ногу - вопреки суевериям, из-за такой позы не рождаются косолапые дети, причина в другом. Просто при таком положении тела нарушается кровообращение в ногах будущей мамы, что может привести к варикозному расширению вен.
  • Пейте много воды, чтобы избежать обезвоживания (примерно 500 мл в течение одного часа).
  • Самое простое, что вы должны делать в салоне самолёта, чтобы «заставить» свою кровь перемещаться по сосудам активнее- это самой быть активной. Не стесняйтесь вставать каждый час, для того чтобы немного размяться. Но и сидя в кресле не стоит расслабляться, покрутите ногой в голеностопном суставе, пошевелите пальцами. Эти простые упражнения вы можете сделать не заботясь о том, кто рядом с вами, а если вам повезло, и место рядом свободно, то смело закидывайте ноги повыше. Вычитала где-то, что одна девушка будучи в интересном положении, удалялась периодически в туалет, и сидела там. Задрав ноги на раковину.

Общие противопоказания к поездкам на всех сроках беременности:
чрезмерная рвота;
кровотечения;
пороки и различные заболевания женских половых органов; поздний токсикоз (гестоз);
анемия II и III степени;
обострение хронических заболеваний, туберкулез, обострение герпетической и цитомегаловирусной инфекции, алкоголизм и наркомания.

По мнению экспертов Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании абсолютными противопоказаниями для перелета следует считать предлежание плаценты, преэклампсию, анемию тяжелой степени. К относительным противопоказаниям относятся преждевременные роды и преждевременная отслойку нормально расположенной плаценты; анемия средней степени тяжести, низкая плацентация (с 20 недель гестации), наличие кровянистых выделений из половых путей при любом сроке беременности, проведение инвазивных процедур, многоплодная беременность (после 24 недель), неправильное положение плода во второй половине III триместра.

Все эти противопоказания чаще всего сопровождаются плохим самочувствием самой женщины, поэтому и желание путешествовать в таком состоянии чаще всего не возникает.

Отсюда вытекает следующее осложнение, возникающее в перелёте.

Гипоксия

Хорошо известно, что на большой высоте имеет место снижение напряжения кислорода (Pa O2) в воздухе салона самолета, что приводит к уменьшению Pa O2 крови и вызывает развитие соответствующих компенсаторных реакций, которые у здорового человека не выходят за рамки физиологических. Параметры на PaO2 на типичной для коммерческих рейсов высоте (до 2500 метров) представлены в таблице. Критические значения PaO2 отмечаются на высоте >3000 метров.

Huch R. изучал влияние относительной гипоксии на организм здоровых беременных в реальных условиях, во время полета, и не выявил каких-либо серьезных отличий со стороны газового состава крови или компенсаторных реакций. При мониторинге состояния плода во время перелета также не обнаружено признаков респираторного дистресса плода, т.е. тахи- и брадикардии и патологических видов вариабельности сердечного ритма при кардиотокографии. Считается, что снижение небольшое снижение PaO2 в крови матери во время авиаперелета, как правило, не приводит к развитию выраженной гипоксии плода, т.к. сродство к кислороду у фетального гемоглобина намного больше, чем у гемоглобина взрослых. Таким образом, относительная гипоксия легко переносится как матерью, так и плодом. Мнение о повышенном риске возникновения врожденных аномалий развития плода вследствие гипоксии во время авиаперелета на высоте <2500 метров в настоящее время считается необоснованым.
Но при некоторых патологических состояниях, например при анемии тяжелой степени (Hb <80 г/л), снижение PaO2 в крови может достигать критических значений. Поэтому авиаперелеты противопоказаны беременным с анемией тяжелой степени, но могут допускаться при возможности дополнительной оксигенации.

Воздействие космической радиации. Миф или реальность? Стоит ли опасаться беременной женщине?
Космические лучи представляют собой поток стабильных частиц высоких энергий и квантов электромагнитного излучения, приходящих на Землю из мирового пространства, а также рожденное этими частицами при взаимодействиях с атомными ядрами в атмосфере вторичное излучение, в состав которого входят все известные элементарные частицы. Подавляющая часть космических лучей происходит из Галактики, меньшая часть связана с активностью Солнца. Солнечные вспышки могут усиливать интенсивность космического излучения в 10-20 раз. Естественным щитом, препятствующим проникновению космической радиации на Землю, является атмосфера. Но с увеличением высоты защитный эффект атмосферы прогрессивно снижается. На высоте полета современных пассажирских авиалайнеров интенсивность космического излучения в несколько сотен раз выше, чем на уровне моря.
Безусловно, речь идет о так называемых «малых» дозах радиации, которые не оказывают какого-либо влияния на здоровье обычных пассажиров. Однако пилоты и другие члены экипажа в течение года могут получить дозу радиации, которая в среднем адекватна радиационному воздействию на объектах с повышенной радиационной опасностью. Этот факт был официально признан Федеральным управлением Авиации США в начале 1990-х годов. Разработан специальный документ, где четко установлена предельно допустимая доза радиации для членов экипажа, которая считается безопасной – не более 50 миллизивертов в год (для населения США эта цифра составляет 1 мЗв в год). В то же время максимально допустимая эквивалентная доза в течение 9 месяцев беременности для женщин-членов экипажа не должна превышать 5 мЗв. Вследствие высокой проникающей способности космического излучения дозы радиации, полученные беременной женщиной и плодом, считаются одинаковыми.
Как известно, последствия воздействия больших доз ионизирующего излечения на развитие эмбриона и плода зависит от срока гестации, в который произошла экспозиция. В первые 9 дней после зачатия наиболее вероятным эффектом является гибель плодного яйца до момента его полноценной имплантации. Наиболее опасным является период с 9-го по 50-й день от зачатия (особенно 3-я и 4-я недели), когда формируются все основные органы и системы. Воздействие радиации в конце I триместра может привести к задержке умственного развития ребенка. И, наконец, экспозиция при любом сроке гестации связана с повышенным риском развития злокачественных опухолей в детском возрасте. Однако стоит подчеркнуть, что биологические эффекты «малых» ионизирующего излучения на организм человека, тем более в период внутриутробного развития, пока недостаточно изучены. Согласно имеющимся теоретическим разработкам и эпидемиологическим данным, увеличение риска пороков развития плода и развитие рака в детском возрасте вследствие воздействия космического излучения во время профессиональных авиаперелетов в период беременности является крайне незначительным.
Тем не менее, женщинам, чья профессия связана с полетами, во время беременности не рекомендуется участвовать в длительных перелетах на большой высоте и в определенных широтах, близких к геомагнитным поясам Земли, где риск воздействия космического излучения наиболее высок. Многие авиакомпании предлагают стюардессам временную работу «на земле», как только факт беременности установлен. Реально в развитых странах, эти женщины сейчас редко участвуют в полетах.
Следует отметить, что современные данные о частоте невынашивания среди женщин, работающих стюардессами во время беременности довольно противоречивы. В проспективном исследовании Okoshi H. с соавт., включающем 480 стюардесс, которые прекратили полеты в среднем в 6.5 недель беременности, частота самопроизвольных абортов (до 22 недель) составила 14.6%, т.е. не отличалась от общей популяции. Крупное когортное ретроспективное исследование Aspholm R. (n=1751) показало небольшое увеличение риска невынашивания среди стюардесс, которые совершали перелеты в ранние сроки беременности, по сравнению с их неработающими в этот период коллегами (относительный риск 1.3, 0.9-1.8, 95% доверительный интервал). Причем отмечено увеличение относительного риска невынашивания за период с 1973 до 1994 года (0.4 и 1.6 соответственно). Тогда как по результатам исследования James E. Cone с соавт. (n=718) число самопроизвольных абортов (до 28 недель) у работавших в I триместре стюардесс оказалось почти в 2 раза больше, чем у неработавших (15% и 8% соответственно). Кроме того, риск невынашивания у первобеременных возрастал с увеличением количества летных часов. Среди профессиональных факторов невынашивания у стюардесс авторы обращают внимание, прежде всего, на десинхроноз, изменение гравитационного давления, воздействие озона, компонентов топлива, табачного дыма, шум и вибрацию, стресс, а также вирусную инфекции и космическую радиацию. Однако, следует признать, что количественного анализа возможной взаимосвязи полученной дозы радиации и риска невынашивания пока не проводилось.
В настоящее время считается, что нечастые длительные авиаперелеты (т.е в качестве пассажира) независимо от срока беременности не оказывают неблагоприятного влияния на внутриутробное развитие будущего ребенка, поскольку полученная при этом эквивалентная доза в несколько раз меньше предельно допустимого уровня, принятого для населения (т.е. < 1 миллизиверта). Так, например, за время трансатлантического перелета эквивалентная доза составляет 50 микрозивертов, что в 2.5 раза меньше, чем при рентгенографии органов грудной клетки с экранированием области малого таза.
Следует также сказать, что используемые службами безопасности в аэропортах металоискатели, не являются источником ионизирующего излучения (в основе их работы – слабое магнитное поле), и, как принято считать, не могут оказывать какого-либо повреждающего воздействия при беременности. Рентгеновское излучение применяется только при проверке багажа.

Стоит ли опасаться перепадов давления?

Следует помнить также, что при подъёме на бОльшую высоту, пусть даже на ту, на которой происходят полёты всех коммерческих рейсов, вашему сердцу придётся испытать увлеченную нагрузку, в связи с изменением атмосферного давления. И ему придётся работать в более усиленном режиме, чтобы успешно перекачивать кровь, с целью обеспечения кислородом организма. У изначально здорового человека, эти компенсаторные возможности закономерны, чего нельзя сказать о заведомо проблемном сердце. То есть если у вас есть какая-либо патология сердечно-сосудистой системы, лучше избежать перелёта во время беременности.

Ну и подведём важные итоги прочитанного. Как приготовиться к перелёту, как себя во время него вести.

Оденьтесь правильно . В самолёте лучше всего в свободной хлопчатобумажной одежде. Вместо комбинезона лучше одеть широкие брюки или юбку с рубашкой. В узком туалете и так тяжело поворачивать с увеличивающимися габаритами, а тут еще лямки комбинезона будут подметать пол или упадут прямо в унитаз.

Перед полетом необходимо легко перекусить , потому что голод способствует появлению синдромов укачивания. Возьмите с собой в кармашек гематоген или горькую шоколадку, также помогут любые кислые леденцы. Перед выходом из дома можно выпить чашку слабого имбирного (продается в отделах здорового питания, фитоаптеках) или мятного чая. Во время полета не смотрите в иллюминаторы, если вас уже укачивает – не читайте. Расслабьтесь, откиньте спинку кресла назад и смотрите прямо перед собой. Возьмите с собой плеер с аудиокнигами, они помогут отвлечься и не кидать панические взгляды по сторонам (чем больше вертите головой, тем хуже укачивает). Средства от укачивания, разрешенные при беременности: Авиа-море и Вертигохель (гомеопатия), но прежде, чем принимать их, посоветуйтесь со своим врачом. Возьмите с собой в салон эфирное масло лимона, эвкалипта или мяты.

В самолете наиболее удобные места находятся в бизнес-классе (широкие кресла, увеличенное расстояние между рядами), в первом ряду эконом-класса (увеличенное расстояние между креслом и межсалонной перегородкой), за ними по комфортности для беременной следуют места у прохода в первых рядах эконом-класса (там проще выходить в коридор). На большинстве авиалиний, в том числе Аэрофлота, введен запрет на курение, поэтому воздух в самолетах стал чище. Но поскольку ток воздуха в них идет от носа к хвосту, последние ряды в самолете по-прежнему нежелательны для беременных. Просить место в рядом с аварийным выходом не стоит. По технике безопасности делать этого не рекомендуется. Потому что при необходимости вам придётся открывать этот люк для спасения пассажиров. Вряд ли вы сможете это сделать будучи беременной. Но вот что стоит сделать, так это попросить место у прохода. чтобы вы могли часто выходить на «прогулки».

Как правило, во время любого длительного путешествия приходится долго сидеть, ноги затекают, нарушается кровообращение в органах малого таза. Найдите возможность лишний раз встать и пройтись, для вас это исключительно важно. Снимите обувь сразу же, как устроитесь в кресле. В полете вам пригодятся специальные подушечки для шеи, а под поясницу подложите мягкий валик или плед. Тогда сидеть в одном положении будет не так тяжело. Перед полетом желательно надеть специальные противоварикозные чулки. Не сидите в позе нога на ногу. Каждый час выходите в проход и ходите. Не забывайте про зарядку для ваших уставших ног.

Обязательно пить много жидкости , примерно 500 мл в течение одного часа.

Ремни безопасности не застегивать на животе, а только ниже живота. Время взлета и посадки не столь велико, можно и потерпеть, а как показывает практика при катастрофах, безопасность женщины и будущего ребенка при этом повышается.В салоне может быть душно или холодно.

Ваши слизистые оболочки, которые в период беременности и так-то испытывают тройную нагрузку, могут забунтовать, это грозит обострением «беременного» насморка . Возьмите с собой в ручную кладь Аква-марис, а еще бутылочку 0,33 с термальной или минеральной водой (без газа), чтобы освежать лицо.

Если вы стали внезапно испытывать сильные схватки , не стесняйтесь сообщить об этом экипажу. Они должны заранее сориентироваться в оказании помощи вам, и возможно в крайнем случае борт сможет совершить аварийную посадку в ближайшем аэропорту, для того чтобы вы получили более квалифицированную помощь.

И ещё- если вы задумываетесь о страховке , то не стоит забывать, что в большинстве страховых компаний беременность страховым случаем не является. И многие из них категорически отказываются страховать беременных женщин. Беременность признается страховыми компаниями слишком серьезным риском, не покрываемым никакими повышающими коэффициентами. Это общемировая практика: на существенных сроках не страхуют нигде. Как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, в Европе практикуется страхование отправляющихся в путешествие при сроке беременности до 8 недель. В случае возникновения неприятностей со здоровьем женщины в этот период речь не идет об ответственности врачей за жизнь второго человека – ребенка, то есть медицинская помощь в данном случае оказывается одному – застрахованному лицу.

По материалам u-mama.ru, mayoclinic.com, pregnancy-info.net, avia-shop.ru

Когда женщина находится «в положении», она обязательно должна беречь себя, поскольку весь период беременности – это очень тяжелое и стрессовое состояние. По этому поводу у представительниц прекрасного пола очень часто возникает вопрос – можно ли летать беременной на самолете?

Сам по себе полет в воздухе является также стрессовым состоянием начиная от физического и заканчивая моральным. Перелеты довольно-таки опасны. И женщины должны знать о том, какие существуют риски, чтобы принять для себя решение – а нужно ли лететь? Среди самых больших опасностей для беременных девушек особо отмечаются: скачки давления, нехватка кислорода и тромбоэмболические осложнения.

Беременная женщина очень чувствительна к различным изменениям в окружающей среде. Поэтому, когда самолет осуществляет взлет или посадку, могут возникать проблемы с давлением. В зависимости от организма каждая девушка по-своему переносит перелет. На практике уже давно доказано, что в самолете случаются преждевременные роды. А это опасно как для ребенка, так и для самой роженицы не только из-за давления и стресса, но и по причине отсутствия оказания квалифицированной помощи. В любом случае перед перелетом обязательно следует проконсультироваться у гинеколога, измерить шейку матки и пройти УЗИ. В случае неодобрительных результатов или при выявлении риска родить в самолете авиакомпания имеет право отказать барышне в осуществлении своих услуг. Даже если срок уже поздний, девушка не должна лететь. Та же ситуация и при многоплодной беременности.

Все будущие мамы, садясь в самолет, должны знать, что у них может возникнуть нехватка кислорода. И это точно так же негативно влияет на плод. Женщина начинает нервничать и волноваться, а ребенок – страдать от гипоксии. Есть только один способ избежать подобного. Нужно взять себя в руки, выкинуть все плохое из головы, сделать глубокий вдох и расслабиться. У некоторых девушек в сложных и стрессовых ситуациях часто возникает тяжелая форма анемии. В этом случае перелет категорически запрещен.

Одним из самых легких осложнений считается тромбоз. Во время беременности могут возникать тромбоэмболические осложнения при перелете из-за того, что нужно постоянно сидеть. В ногах может образоваться кровяной сгусток, что приводит к глубокому тромбозу в венах. А в неудобном кресле при многочасовом перелете все только ухудшается. Решений этой проблемы несколько. Во-первых, можно воспользоваться компрессионными чулками. Они облегчат перелет. Во-вторых, нужно пить много воды, но обычной. И ни в коем случае не с кофеином. В-третьих, при отсутствии турбулентности и воздушных ям при спокойном полете можно немного походить по салону. Но делать это нужно крайне осторожно.

Последние исследования ученых доказали, что перелет негативно влияет на состояние беременности также, как радиация. Перелеты должны быть редкими. Космическое радиоактивное излучение - это не выдумка. Раньше изучением влияния на человека радиационного излучения в воздухе занимались сугубо в NASA для повышения защиты космонавтов.

Пока человек проживает в любом месте на уровне моря, он защищается толстым слоем атмосферы и ежегодно получает дозу радиации равную 2-м рентгеновским снимкам. Это безопасно. Но в небе, куда спокойно залетают самолеты, данный слой сильно уменьшается, что, в свою очередь, приводит к повышению облучения радиацией. Еще в 90-х годах Федеральное управление Авиации США признало тот факт, что пилот самолета за год получает столько же радиационного облучения, сколько и человек, работающий в месте повышенной радиации. Но это не причина для беременных девушек забивать панику и категорически отказывается от полетов. Исследователи и ученые доказали, что если осуществлять нечастые перелеты, то никакого риска для плода не возникнет.

Если сравнивать облучение в небе и на земле, то с уверенностью можно наблюдать таковую картину – за семь часов полета человек подвергается облучению в 2,5 раза меньше, чем при облучении рентгеном грудной клетки. А касательно боязни получить дозу радиации при прохождении рамок металлоискателей в аэропорту, можно, вообще, успокоиться. Сотрудники аэропорта утверждают, что рамка производить очень слабое магнитное поле.

В каком триместре желательны перелеты для беременных женщин?

Передовые гинекологи советуют летать беременным во второй период, а именно с 14-й по 28-ю неделю. В первом периоде существует опасность выкидыша, поскольку ребенок еще сформирован не полностью (в этой стадии беременные часто мучаются токсикозом). В третьем триместре есть огромная вероятность преждевременных родов. Живот уже довольно-таки большой, из-за этого сидеть неудобно.

Запреты для беременных женщин на перелет в самолете делятся на три категории:

  • В третьем триместре. Если одноплодная – после 36-й недели, если многоплодная – после 32-й недели.
  • При угрозе выкидыша, при осложненной беременности, при наличии различных патологий.
  • Нельзя летать после родов на первой неделе.

Количество запретов и их сложность может варьироваться не только от состояния роженицы, но и по правилам страны или авиакомпании. Так, к примеру, британские медики запрещают перелеты, если у девушки наблюдается преэклампсия, плацентарное предложение или тяжело протекает анемия.

Нельзя летать самолетом, если у будущей мамы наблюдается угроза преждевременной отслойки плаценты или низкая плацентация. Также нежелательно лететь, если плод лежит в неправильном положении, когда у роженицы просматривается низкая норма эритроцитов или при серповидно-клеточной анемии.

Категорически запрещаются перелеты в случае возникновения кровянистых выделений, или если девушка пребывала в стационаре, а также при тяжелом дыхании, легочных и сердечных заболеваниях, если недавно была проделана операция на брюшных органах (к примеру, удалили аппендикс). Не рекомендуется во время воспалительных процессов в среднем ухе и в пазухах носа.

Стандарт правил авиакомпаний для беременных женщин

Каждая компания имеет свои правила насчет перелетов девушек в положении. Поэтому перед покупкой билета необходимо их выяснить. Если наступил третий триместр и девушке остался один месяц до родов, нужно брать специальное разрешение у гинеколога. Авиакомпания запрещает перелеты, если срок – 37-я неделя (могут возникнуть преждевременные роды). Также для осуществления полета у девушки должна быть обменная карта, которая предоставляется авиакомпанией. Обязательное условие – подписание специального документа, а именно согласия девушки на то, что авиакомпания не несет ответственности за состояние здоровья. Правила у каждой компании разные, и они могут меняться, поэтому лучше всего проконсультироваться заранее.

Примеры требований авиакомпаний:

- «Аэрофлот»: беременные женщины, роды которых возможны в пределах ближайших четырех недель, должны предоставить согласие врача в письменном виде на полет. Медицинское свидетельство оформляется не раньше чем за семь дней до полета.

- «Трансаэро»: полет на самолете беременным женщинам разрешается в том случае, если он будет происходить не позже 4-х недель до срока предположительных родов, и если нет никаких опасностей для преждевременных родов. В обязательном порядке авиакомпании предоставляется обменная карта и подтвержденное медицинское заключение о состоянии здоровья. Также беременные женщины обязаны подписать гарантийное обязательство, в котором идет речь об отсутствии ответственности за возможные неблагоприятные последствия вследствие перелета.

- «AirFrance»: на рейсы авиакомпании AirFrance допускаются женщины «в положении» без наличия справок от врача. Но руководство авиакомпании настоятельно рекомендует женщинам проконсультироваться у врача в интересах безопасности.

  • Отбросить фактор экономии и купить билет бизнес-класса. Там широкие и удобные кресла, уменьшающие дискомфорт.
  • Попав в эконом-класс, лучше сесть в первый ряд. Впереди нет другого кресла, а, значит, можно относительно вытянуться. А из-за движения воздуха (с носа в хвост) девушка не будет ощущать нехватку кислорода в легких.
  • Лучше всего сесть с краю. Из-за особенности положения будущей мамы часто приходится посещать туалетную комнату. Садясь с краю, девушка упрощает себе и окружающим перелет.
  • Следует одевать удобную и натуральную одежду. Также желательно взять подушку. Ее можно положить под голову, живот или ноги.
  • Во время полета пейте много воды, но не газированную. Запрещено пить кофе или другие напитки, содержащие кофеин.
  • Следует взять с собой индивидуальную еду. Высока вероятность, что еда, предоставляемая авиакомпанией, и ее запах попросту не придутся вам по вкусу.
  • Ремень безопасности следует пристегивать снизу живота, дабы не давить на плод.
  • Во время полета можете разуться. Не запрокидывайте ногу на ногу, нарушается кровообращение. Время от времени делайте специальные упражнения для икр.
  • При себе нужно иметь обменную карту. В том случае, если девушка летит сама, нужно иметь с собой номер телефона родственников (мамы, папы, мужа). Желательно наличие группы крови.

А что же делать, если роды все-таки начались в самолете?

В мировой практике известно много случаев, связанных с благополучными родами при полете. В том случае, если роды начались, когда время полета подходит к концу, с диспетчером города связывается капитан экипажа. В свою очередь, в оперативном режиме ведется подготовка специальной машины для транспортировки женщины от трапа к больнице. По правилам большинства авиакомпаний стюардессы обучаются правилам оказания первой помощи. Поэтому в случае схваток они смогут помочь роженице прямо на борту самолета. Но все же существует большая опасность потери как ребенка, так и женщины, поэтому все гинекологи-специалисты настоятельно рекомендуют на поздних сроках беременности не летать.

Итак, задавая себе вопрос – можно ли летать беременной на самолете, возникает логичный ответ – только в том случае, если нет никаких противопоказаний и нет потенциального вреда для будущей мамы и плода. Для авиакомпании обязательно нужно пройти обследование у гинеколога. Получив его одобрение, вы сможете лететь на самолете.

Спасибо

В настоящее время авиаперелет стал вполне обыденным событием, не вызывающим сильных эмоций у человека любого возраста, если только он панически не боится летать. Однако даже такое банальное событие, как авиаперелет, вызывает беспокойство и множество вопросов, если человек, планирующий совершить путешествие в воздушном судне, является беременной женщиной.

В связи с повышенной бдительностью беременной женщины в отношении собственного состояния, от которого зависит нормальное развитие плода, она задается вопросом о безопасности практически любых обыденных действий, в том числе и авиаперелетов. Рассмотрим возможные влияния авиаперелетов на состояние беременной женщины и ответим на вопрос: "можно ли летать при беременности на самолете?"

Перелет во время беременности

Авиаперелеты во время беременности, на любом сроке гестации вплоть до самых родов , в подавляющем большинстве случаев безопасны и не наносят сколько-нибудь значимого вреда как самой женщине, так и плоду. Единственными противопоказаниями к авиаперелетам при беременности являются угрозы выкидыша или преждевременных родов, отслойка плаценты, гестозы , кровотечения , анемия III степени, преэклампсия и обострение имеющихся хронических заболеваний. При отсутствии данных противопоказаний беременная женщина может беспрепятственно летать на самолете на любом сроке. Поэтому если беременность протекает нормально, а женщина чувствует себя хорошо, то она вполне может летать на современных самолетах без какого-либо вреда для себя и будущего ребенка.

В общем, степень безопасности авиаперелета для каждой конкретной беременной женщины зависит от состояния ее здоровья . То есть, по сути, безопасность перелета при беременности такая же, как и для этой же, но не беременной женщины.

Известные в настоящее время потенциальные опасности и возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм человека касаются не столько роста и развития плода в утробе матери, сколько любого взрослого или ребенка, предпринимающего путешествие на воздушном судне. Это означает, что все риски и опасности авиаперелетов для беременных женщин точно такие же, как и для небеременных представительниц прекрасного пола, мужчин и детей. Так, главными рисками авиаперелетов считается "синдром путешественников экономического класса", повышение риска тромбоэмболии, пересушивание слизистых оболочек ЛОР-органов, заражение инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за скопления большого количества людей в салоне самолета и т.д.

Однако все имеющиеся относительные риски авиаперелетов можно снизить практически до нуля, выполняя несложные правила поведения на протяжении всего полета, которые мы рассмотрим отдельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровая женщина, беременность которой протекает нормально (без осложнений), может спокойно летать на самолете, выполняя простые правила, направленные на минимизацию рисков, тогда, когда это необходимо, поскольку авиаперелет для нее и будущего ребенка безопасен. Если же у женщины имеются какие-либо осложнения беременности, то сначала следует их устранить, после чего по достижении стойкого улучшения можно совершать авиаперелеты, также выполняя простые правила, минимизирующие риски и негативное влияние полета на самолете.

Противопоказания перелета при беременности

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют беременным женщинам отказываться от авиаперелетов при наличии у них следующих состояний или заболеваний:
  • Одноплодная беременность более 36 недель;
  • Многоплодная беременность более 32 недель;
  • Первые семь дней после родов;
  • Осложненное течение беременности (например, угроза выкидыша, гестозы, сильный токсикоз и др.).
Данные рекомендации ВОЗ являются довольно нечеткими, поскольку отражают только основные и весьма общие моменты, в которые беременной женщине не рекомендуется летать на самолете. Более того, они носят рекомендательный характер и не относятся к противопоказаниям. Из рекомендаций ВОЗ также очевидно, что беременная женщина может летать на самолете, когда это ей необходимо, поскольку авиаперелеты безопасны для нее и для плода.

Более четкие противопоказания к авиаперелетам при беременности приводят специалисты акушеры-гинекологи развитых стран Европы и США. Так, абсолютными противопоказаниями к авиаперелетам во время беременности являются следующие состояния у женщины:

  • Предлежание плаценты (полное);
  • Преэклампсия;
  • Анемия III степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 70 г/л).
Это означает, что при наличии данных абсолютных противопоказаний беременные женщины не должны летать на самолете ни при каких обстоятельствах.

Помимо абсолютных, существуют относительные противопоказания к авиаперелетам для беременных женщин. При наличии подобных относительных противопоказаний женщина может летать на самолете с соблюдением осторожности, однако врачи настоятельно рекомендуют в таких случаях отказываться от воздушных путешествий. Итак, к относительным противопоказаниям к авиаперелетам при беременности относят следующие состояния и заболевания:

  • Угроза преждевременных родов;
  • Угроза выкидыша;
  • Подозрение на отслойку плаценты ;
  • Анемия II степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 90 г/л, но выше 70 г/л);
  • Низкое расположение плаценты (учитывается только с 20-ой недели беременности);
  • Аномальное строение плаценты;
  • Кровянистые выделения из влагалища на любом сроке беременности, возникшие за 1 – 2 дня до планируемого перелета;
  • Неправильное положение плода в III триместре беременности (с 28 по 40 недели включительно);
  • Многоплодная беременность в сроке более 24 недель гестации;
  • Проведение инвазивных процедур (например, амниоцентез , хориоцентез и т.д.) в течение 7 – 10 дней перед планируемым авиаперелетом;
  • Гестоз;
  • Тяжелый токсикоз;
  • Чрезмерная рвота ;
  • Перенесенный в прошлом тромбофлебит;
  • Неконтролируемый сахарный диабет ;
  • Неконтролируемая гипертоническая болезнь;
  • Истмико-цервикальная недостаточность;
  • Обострение хронических заболеваний (например, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и т.д.);
  • Острые инфекционные заболевания (в том числе, простуда, грипп и др.);
  • Беременность, наступившая в результате ЭКО ;
  • Рубец на матке.


Данные относительные противопоказания могут становиться и абсолютными, но только в каждом конкретном случае, если у женщины имеется действительно высокий риск потери беременности на фоне каких-либо указанных состояний или заболеваний. Однако в целом при наличии относительных противопоказаний авиаперелет совершить можно, но делать это следует только в случае острой необходимости.

Возможные негативные влияния авиаперелетов во время беременности

Рассмотрим широко освещаемые и укоренившиеся в сознании людей возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм беременной женщины, и оценим степень этого влияния на основе имеющихся научных данных и наблюдений за стюардессами, на основе чего дадим заключение – мифом или правдой является то или иное расхожее мнение. Итак, в настоящее время бытует мнение, что авиаперелеты опасны для беременных из-за следующих факторов:
  • Высокий риск преждевременных родов из-за перепадов давления;
  • Риск тромбозов глубоких вен или тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА);
  • Действие космической радиации;
  • Гипоксия;
  • Вред от прохождения рамки металлоискателя на регистрации;
  • Вибрация и тряска в полете;
  • Обезвоживание;
  • Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды;
  • Риск заражения респираторными инфекциями;
  • Риск внезапных акушерских осложнений.

Риск преждевременных родов из-за перепадов давления во время взлета, посадки и попадания в турбулентность

У многих людей укоренилось в сознании, что авиаперелеты на любом сроке беременности увеличивают риск преждевременных родов. Причем объясняется подобный факт тем, что возникающие при взлете, посадке и турбулентности перепады давления негативно воздействуют на матку , вызывая родовую деятельность.

Однако многолетние практические наблюдения за полетами беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, показали, что частота преждевременных родов в воздухе такая же, как и на земле. А перепады давления никоим образом не влияют на сократительную активность матки. Иными словами, авиаперелет не увеличивает риск преждевременных родов, поэтому этого не стоит бояться. И даже если у женщины уже имеется риск выкидыша или преждевременных родов, то авиаперелет его не увеличит. Таким образом, данное мнение является мифом.

Определить риск преждевременных родов можно при помощи трансвагинального УЗИ с измерением длины шейки матки. Если шейка матки длиннее 14 см, то риск преждевременных родов практически нулевой и можно смело совершить авиаперелет. Если же шейка матки короче 14 см, то имеется риск преждевременных родов, степень которого должен оценить врач и принять решение, можно ли лететь данной женщине на самолете.

Многих женщин результаты многолетних практических наблюдений не убеждают, поскольку они считают, что если бы полеты не увеличивали риск преждевременных родов и не влияли на беременность негативно, то авиакомпании не ограничивали бы их в допусках к полетам, требуя справку от врача-гинеколога , в которой указывается, что данной женщине можно лететь на самолете. Однако политика авиакомпаний не имеет никакого отношения к влиянию полетов на беременность, поэтому указанный вывод является в корне неверным.

Следует понимать, что подобная политика авиакомпаний обусловлена не негативным влиянием полетов на беременность, а стремлением минимизировать вероятность стресса для команды лайнера, который они получат, если пассажирка начнет рожать в салоне самолета. Ведь ни пилоты, ни стюардессы не являются врачами-гинекологами, и не особенно желают оказаться в ситуации, когда нужно оказывать помощь роженице. Хотя стюардесс и обучают навыкам приема родов, но они не врачи и не акушерки, а потому рожающая женщина для них – это чрезвычайная ситуация. А оказываться в стрессовой чрезвычайной ситуации не хочет никто, и поэтому авиакомпании просто страхуются, предпочитая не иметь дела с подобными инцидентами. Сделать это очень просто – ограничить допуск к авиаперелетам для беременных женщин, что мы и видим со стороны авиакомпаний.

Тромбозы глубоких вен или тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА)

Риск тромбозов глубоких вен при длительных авиаперелетах, продолжающихся более 4 часов, увеличивается в 3 – 4 раза у всех людей, а не только у беременных женщин. Однако поскольку сама по себе беременность уже является состоянием, при котором повышен риск тромбоэмболий и ТЭЛА , то авиаперелет усугубляет этот риск, повышая его в 3 – 5 раз по сравнению с небеременными здоровыми женщинами. Кроме того, дополнительно несколько повышает риск тромбозов и ТЭЛА прием гормональных препаратов. Риск тромбозов и ТЭЛА также увеличивается по мере удлинения времени, проводимого в полете. То есть, чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск тромботических осложнений. Поэтому данное мнение является правдой.

Необходимо помнить, что риск тромбозов и ТЭЛА при авиаперелетах связан с низкой концентрацией кислорода и избыточной сухостью воздуха салона самолета, употреблением алкоголя, кофе и газированной воды, а также длительным нахождением в неподвижном положении. Все эти факторы вызывают застой крови в сосудах ног и обезвоживание, что и приводит к образованию тромбов.

Однако данные повышенные риски тромбозов и ТЭЛА у беременных женщин можно минимизировать при помощи правильного поведения в полете (ходить через каждые 45 – 50 минут, часто двигать ногами в положении сидя, надевать компрессионное белье и т.д.). Если беременная женщина будет выполнять указанные правила поведения в полете, то риск тромбозов существенно снизится. В настоящее время общество акушеров -гинекологов Британии разработало следующие рекомендации для беременных женщин, выполнение которых позволит снизить риск тромбозов:

  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голени;
  • Через каждые 45 – 50 минут ходить по салону самолета по 10 – 15 минут;
  • Употреблять по 500 мл жидкости в час (сок, негазированная вода);
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь;
  • Надевать в полет компрессионные гольфы с профилактической степенью сдавливания.
Кроме того, если у беременной женщины имеются дополнительные факторы риска тромбозов, такие, как вес более 100 кг, многоплодная беременность, тромбофилия, варикозное расширение вен , то перед полетом необходимо провести медикаментозную подготовку. Данная подготовка направлена на снижение риска тромбозов и ТЭЛА во время авиаперелета, и заключается во введении препаратов низкомолекулярного гепарина (например, Фраксипарин, Дальтепарин, Эноксипарин и др.). Препараты вводятся однократно, накануне предстоящего перелета, в дозировке 5000 ЕД.

Если по каким-либо причинам ввести препараты низкомолекулярного гепарина нельзя, то их можно заменить приемом Аспирина по 75 мг один раз в сутки накануне и в день перелета. Однако Аспирин для профилактики тромбозов вен и ТЭЛА обладает меньшей эффективностью по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.

Действие космической радиации

На высоте более 2500 метров действительно имеется радиоактивное излучение, обусловленное активностью солнца. Дело в том, что атмосфера нашей планеты задерживает данные радиоактивные солнечные вспышки, не допуская их попадания на землю. Поэтому человек, находясь на земле, не подвергается воздействию солнечной радиации. Но если он поднимается в воздух на высоту более 2500 метров, то солнечная радиация будет воздействовать на него в полной мере, поскольку защитный эффект атмосферы в этом случае уже отсутствует. Таким образом, находясь в современных авиалайнерах, полет которых проходит на высоте более 2500 метров (как правило, на 10 000 метрах), человек действительно подвергается воздействию солнечной радиации.

Однако не следует паниковать, поскольку данное влияние радиации солнца совершенно безопасно для всех людей любого пола и возраста, в том числе для беременных женщин. Безопасность солнечной радиации, воздействию которой подвергается беременная женщина при авиаперелете, обусловлена тем, что получаемая доза излучения очень низкая. Так, доза солнечной радиации, получаемая при трансатлантическом перелете, в 2,5 раза ниже, чем при рентгене органов грудной клетки. Поэтому при нечастых авиаперелетах беременная женщина подвергается влиянию малых доз радиации, которые не опасны ни для нее, ни для плода.

Гипоксия

На большой высоте воздух разрежен, и концентрация кислорода в нем относительно низкая. Соответственно и в салоне самолета концентрация кислорода ниже, чем в воздухе на поверхности земли. Подобное положение приводит к тому, что в крови любого человека, в том числе беременной женщины, также несколько снижается количество кислорода. Однако гипоксия не наступает, поскольку уменьшение давления кислорода в крови вызывает ряд компенсаторных реакций, которые обеспечивают ткани и органы O 2 в необходимых им количествах.

Так, в ходе изучения влияния низкой концентрации кислорода в воздухе в условиях авиаперелета на организм беременных женщин было выявлено, что признаки гипоксии у плода отсутствуют (по данным КТГ). То есть, небольшое уменьшение концентрации кислорода в воздухе и крови женщины во время полета не приводит к гипоксии плода, а, следовательно, не оказывает негативного влияния на его состояние. Поэтому распространенное мнение о том, что плод испытывает кислородное голодание во время авиаперелета, является мифом.

Единственной ситуацией, в которой плод может оказаться в состоянии гипоксии при авиаперелете, является наличие анемии III степени у беременной женщины. В таком случае компенсаторных механизмов не достаточно для устранения гипоксии из-за отсутствия необходимого количества гемоглобина.

Рамка металлоискателя на регистрации

Рамка металлоискателя, через которую проходят пассажиры самолетов во время регистрации на рейс и проверки багажа, не является источником радиации или какого-либо другого вида ионизирующего излучения. Данные рамки работают на основе слабого магнитного поля, которое совершенно безопасно для любого человека, в том числе беременной женщины. Таким образом, радиоактивное облучение в рамке металлоискателя – это миф.

Вибрация и тряска в полете

К сожалению, в полете может трясти из-за попадания в зоны турбулентности, а это, в свою очередь, способно провоцировать тошноту , рвоту, головокружение , укачивание или просто плохое самочувствие беременной женщины. В принципе, подобные неприятные явления не опасны для женщины и плода, но доставляют весьма ощутимый дискомфорт.

Обезвоживание

В салоне самолета находится сухой воздух, способствующий потере влаги организмом человека. Кроме того, потере жидкости, а, следовательно, обезвоживанию в самолете способствует питье мочегонных напитков, таких, как чай, кофе, алкоголь, газированные сладкие воды и т.д. Поэтому теоретически во время авиаперелета на фоне употребления указанных напитков в большом количестве может развиться обезвоживание. Однако обезвоживание в самолете легко предотвратить, поскольку для этого достаточно пить по 500 мл в час чистой негазированной воды или сока, и отказаться от употребления мочегонных напитков.

Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды

Слизистые оболочки носоглотки, носа и горла в самолете могут очень сильно отекать и пересыхать из-за того, что воздух в салоне очень сухой, у всех людей, в том числе у беременных женщин. Такое пересушивание слизистых оболочек может провоцировать появление насморка , заложенности носа и першения в горле. Чтобы предотвратить пересушивание слизистых в самолете, достаточно просто регулярно смачивать их растворами на основе морской соли (Хьюмер, Аква-Марис и др.), использовать сосудосуживающие капли (Отилин, Для Нос, Виброцил , Галазолин и т.д.) и освежать лицо чистой водой. Отек носа можно снять при помощи антигистаминных средств , таких, как Эриус , Телфаст, Цетрин , Фенистил , Супрастин и др.

Риск заражения респираторными инфекциями

В салоне самолета риск заразиться какими-либо инфекциями , передающимися воздушно-капельным путем, действительно высок из-за двух факторов. Во-первых, в небольшом помещении находится много людей, каждый из которых выдыхает в воздух собственные бактерии и вирусы . А во-вторых, в фильтрах кондиционеров самолета также скапливаются микроорганизмы, выдохнутые пассажирами текущего и нескольких предыдущих рейсов, поскольку их меняют один раз в несколько полетов. В результате в салоне самолета находится огромное количество микроорганизмов, как выдохнутых пассажирами, так и попавших в воздух с фильтров кондиционеров. Такая ситуация безусловно создает повышенный риск заражения различными респираторными инфекциями. Беременные женщины, иммунитет которых снижен, для профилактики инфицирования в полете должны использовать маску, прикрывающую рот и нос.

Внезапные акушерские осложнения

Вероятность развития каких-либо акушерских осложнений во время полета такая же, как и на земле. Однако в салоне самолета отсутствует квалифицированный медицинский персонал и оборудование, необходимые для оказания помощи женщине и ребенку. Поэтому осложнения, развившиеся в полете, могут оказаться фатальными не из-за самого нахождения в небе, а из-за отсутствия врачей, оборудования и лекарств. Поэтому если имеется высокий риск каких-либо осложнений, то беременной женщине авиаперелет лучше не совершать. В принципе, к высокому риску акушерских осложнений можно условно отнести все состояния, являющиеся относительными противопоказаниями для авиаперелетов при беременности.

Правила поведения беременных женщин во время авиаперелета

Для минимизации всех возможных рисков и обеспечения максимально безопасного авиаперелета беременные женщины в течение всего периода нахождения в салоне самолета должны соблюдать следующие правила:
  • Для полета одеться в удобную одежду, не стесняющую движений и не сдавливающую тканей;
  • На время полета следует одеть компрессионные гольфы или чулки с профилактической степенью давления;
  • На время полета следует одеть на лицо марлевую или синтетическую маску, закрывающую нос и рот;
  • Заходить в самолет одной из последних;
  • Одеть обувь, которую можно снять, не наклоняясь вниз и также одеть;
  • Не сидите ногу на ногу, поскольку это затрудняет кровообращение и усиливает отек;
  • Каждые 45 – 50 минут вставать и ходить по проходу в течение 10 – 15 минут;
  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голеней ног и совершать простейшие движения голеностопом в положении сидя (например, натягивать носок на себя и от себя и т.д.);
  • Если обувь начинает давить на ногу или ощущаться на ней, то необходимо снять ее;
  • Ремень застегивать под животом;
  • Пить каждый час по 500 мл негазированной чистой воды или сока;
  • Выбрать места в носу самолета, поскольку, во-первых, воздух идет от кабины пилотов к хвосту и будет легче дышать, а во-вторых, в этой части меньше трясет;
  • Если есть возможность, то рекомендуется покупать билеты бизнес-класса, поскольку в нем комфортнее и шире сиденья, а также относительно большие проходы, позволяющие вытянуть ноги и занять наиболее удобное положение;
  • Выбирать место у прохода, чтобы можно было вставать и ходить по проходу;
  • В салон взять несколько небольших подушек, чтобы подложить их под шею, поясницу и т.д. с целью обеспечения максимального комфорта;
  • Для освежения лица взять с собой и по мере необходимости использовать термальную или минеральную негазированную воду;
  • Для промывания носа и рта с целью устранения сухости слизистых оболочек взять с собой и использовать растворы соли (Аква-Марис, Хьюмер, Долфин и др.);
  • Для уменьшения эффекта закладывания ушей и укачивания необходимо взять кислые леденцы и горькую шоколадку, и употреблять их по мере необходимости;
  • Для устранения симптомов укачивания взять с собой и применять по необходимости гомеопатические препараты, безопасные для беременных, такие, как Вертигохель или Авиа-море;
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь и сладкие газированные напитки;
  • Положить на видное место обменную карту и записку с указанием группы крови и номера телефона близкого человека.

Наиболее благоприятные периоды беременности для совершения авиаперелетов

Наиболее благоприятный и самый безопасный период для авиаперелетов – это второй триместр беременности, то есть, с 14 по 27 недели гестации включительно. В этот период явления токсикоза уже закончились, живот еще относительно небольшой, а угроза преждевременных родов минимальна. Поэтому женщинам рекомендуется планировать авиаперелеты именно на второй триместр беременности.

Помимо благоприятных, имеются еще и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, во время которых полет наиболее опасен для беременной женщины. К таким неблагоприятным периодам для авиаперелетов, да и вообще для любых других активных действий, относятся следующие:

  • С 3 по 7 недели беременности;
  • С 9 по 12 недели беременности;
  • С 18 по 22 недели беременности;
  • Каждый срок очередной менструации , которая бы наступила, если бы не было беременности.
В эти опасные и неблагоприятные периоды рекомендуется воздерживаться от авиаперелетов.

Перелеты на разных сроках беременности

Перелет на ранних сроках (1, 2, 3 и 4 недели беременности)

Перелет на 1 и 2 неделях беременности безопасен. А на 3 и 4 неделях гестации от перелетов лучше воздержаться, поскольку в этот период начинается закладка внутренних органов плода, и любая перенесенная в этот период простуда может стать причиной пороков развития и следующего за ними выкидыша .

Перелет во время 1 триместра (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 недели беременности)

Лучше воздержаться от перелетов во время 5, 6, 9, 10, 11 и 12 недель беременности, поскольку именно в эти периоды происходит закладка и формирование всех основных органов и систем плода. Если под влиянием простуды или стресса произойдет неправильная закладка органов, то беременность не состоится и произойдет выкидыш. Таким образом, наиболее безопасными для авиаперелетов в первом триместре являются 7 и 8 недели.

Перелет во время 2 триместра (13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 недели беременности)

Этот период является самым безопасным для авиаперелетов. Однако лучше воздерживаться от полетов в 18, 19, 20, 21 и 22 недель, поскольку именно в этот период имеется наиболее высокий риск позднего выкидыша.

Перелет во время 3 триместра (28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 недели беременности)

В третьем триместре можно летать на любом сроке, если отсутствуют осложнения, а самочувствие хорошее. Однако необходимо помнить, что многие авиакомпании, начиная с 28 недель беременности, требуют справку от гинеколога, в которой указано, что полет разрешен. Такую справку необходимо получить не более, чем за 7 дней до полета.

Правила различных авиакомпаний по перевозке беременных женщин

В настоящее время существует общепринятые следующие правила перевозки беременных женщин, которых придерживается большинство авиакомпаний:
  • До 28 недель беременности женщин пускают на борт без каких-либо справок и специальных документов;
  • С 29 по 36 недели беременности женщины для посадки в самолет должны предоставить справку от гинеколога о том, что полет разрешен;
  • С 36 недели авиаперелет запрещен.
Справка от врача-гинеколога, необходимая для полета с 29 по 36 недели беременности, годна максимум 7 дней, поэтому получать ее необходимо непосредственно перед планируемым путешествием. Кроме того, на любом сроке беременности на регистрации от женщины могут потребовать справку или другой документ (например, обменную карту), в котором указан срок гестации.

Указанные правила являются общими и наиболее часто встречающимися, однако не универсальными. Многие авиакомпании используют другие правила перевозки беременных женщин, которые могут быть как более строгими, так и напротив, лояльными. Например, некоторые авиакомпании берут на борт женщин и после 36 недели беременности со справкой от гинеколога о том, что полет разрешен. Поэтому, покупая билеты на самолет, необходимо выяснить правила авиакомпании, которая осуществляет рейс.

В наиболее крупных авиакомпаниях действуют следующие правила относительно беременных женщин:

  • KLM – до 36 недель свободно, после чего пассажирку не пустят на борт ни в коем случае;
  • BRITISH AIRWAYS – до 28 недель свободно, а с 28 и до родов только со справкой от гинеколога, в которой указано, что противопоказания к полету отсутствуют и с заполненным заявлением, что женщина осознает все риски и не возлагает вину на авиакомпанию;
  • LUFTHANSA – до 34 недель свободно, с 35 недели и до родов только со справкой от гинеколога, который работает в специальном центре авиакомпании;
  • Аэрофлот и S7 – справка от врача на любом сроке беременности;
  • UTair, Air Berlin, Air Astana – до 36 недель со справкой от гинеколога, а с 36 недели – полет запрещен;
  • Air France – свободно на любом сроке беременности вплоть до родов;
  • Alitalia – до 36 недель свободно, а после со справкой от врача.

Top