Как отличить натуральный шелк от синтетики. Разновидности шёлка и шёлковых тканей

Вещи из натурального шёлка - настоящая роскошь! Элегантные и стильные предметы гардероба стоят прилично, поэтому к их выбору покупатели относятся весьма ответственно. Никто не хочет стать обладателем дорогостоящей вещи, для которой производитель использовал не натуральный шёлк, а качественный искусственный аналог.

На что обращают внимание требовательные покупатели? Как отличить натуральный шёлк от подделки? Об этом вы узнаете далее.

Критерии анализа материала

Подделка, какой бы она ни была качественной, не так нежна и мягка на ощупь. Оригинальные полотна приятно носить, они пропускают воздух и не накапливают статическое электричество. С благородностью и неповторимостью ткани, полученной из коконов тутовых шелкопрядов, не поспорить. Итак, чем же будет отличаться капрон от натурального «оригинала»? Многими критериями, описанными ниже.


При рассмотрении товарной позиции необходимо анализировать следующее:

  1. Визуальные особенности. Яркий, отчётливый и ослепляющий блеск - явный признак того, что в руках находится подделка. Шёлку тоже характерно мерцание, но лёгкое, приглушённое, приятное. Желательно осматривать вещь под искусственным источником света. Такой тест позволит правильно оценить блеск.
  2. Тактильные ощущения. Приятные эмоции, которые дарит натуральная дорогостоящая ткань после прикосновения, непередаваемы. Материалу присуща струящаяся лёгкая текстура. Он мгновенно адаптируется к температуре тела человека. Капрон тоже мягкий и невесомый, но холодный и сильно мнущийся.
  3. Кончик нити. Можно легко проверить подлинность, рассмотрев швы. Там просматриваются обрывы нитей. Какие они будут у «оригинала»? Кончики похожи на связанные пучки, состоящие из множества волокон. В результате обрыва капрона образуется кисточка.
  4. Горение. Увы, приобретая ту или иную вещь, покупатель не может провести эксперимент, для которого понадобится зажигалка. Однако такой тест позволит сделать добросовестный продавец ткани, ведь у него нет сомнений по поводу качества собственной продукции. Для анализа натуральности нужно поджечь небольшой кусочек полотна или даже отдельную нить. Подделка будет быстро гореть, издавать запах синтетики. Натуральные нити спекаются в валики и медленно гаснут. Что касается «аромата», то он схож с тем, который присущ палёному волосу.
  5. Прочность. Натуральный шёлк отличается долговечностью. Как в мокром, так и в сухом состоянии его нити очень сложно порвать. Если намочить синтетический аналог, то для разрыва не придётся прикладывать больших усилий.

Как видно, обладает множеством преимуществ. Искусственные полотна, схожие с ним, несправедливо называть подделкой. Слово уместно только в тех случаях, когда производитель или продавец преследует цель одурачить покупателя.


Кстати, дорогостоящая благородная ткань не лишена недостатков. При некорректном уходе полотно садится, теряет привлекательную форму. С изделиями из искусственного шёлка ничего подобного не случится. Однако при стойком воздействии солнечных лучей они выгорают, а вещи из натурального шёлка - нет.


Самый доступный способ проверки

Покупателю, конечно же, ни один продавец не позволит поджигать или замачивать в воде свой товар. Как же тогда узнать, натуральный шелк или нет? Прислоните вещь к щеке и оцените собственные ощущения. Возник хоть малейший дискомфорт? Не стоит покупать за баснословные деньги вещь из искусственного шёлка. Касание к натуральному изделию вызовет только положительные эмоции. Материал «сольётся» с кожей. Почему? Ранее шла речь об адаптивности ткани к температуре тела. Не зря же некоторые люди называют её второй кожей.

Профессиональный метод оценки

Оптовым покупателям ткани поставщик всегда пойдёт на уступки, предоставив образец материала. В данном случае целесообразно провести небольшой эксперимент.

Что для этого понадобится? Следующие составляющие:

  • 1 щепотка каустической соды;
  • 16 грамм сульфата меди;
  • 10 грамм глицерина.

Все перечисленные вещества нужно соединить в смесь. Полученный состав поможет убедиться в натуральности или поддельности ткани. Волокна, сделанные из кокона тутового шелкопряда, полностью растворятся в жидкости, а вот любые другие - нет. Химический метод оценки совершенен. Для профессионального анализа натуральности шёлка лучшего эксперимента не найти!

Разнообразные изделия из натурального шёлка всегда высоко ценились и ценятся по сей день. Роскошное постельное белье, великолепные струящиеся платья из шёлка обладают не только чудесными внешними, но и физическими свойствами. К сожалению или к счастью, сегодня на рынке присутствует множество заменителей шёлка. С одной стороны, натуральный шёлк стоит недешево, а искусственные заменители позволяют покупателям с любым достатком приобрести красивую вещь, с другой стороны, многие недобросовестные продавцы могут продавать изделия из искусственного шёлка под видом и по цене натурального, и здесь уже важно уметь отличать натуральный шёлк от искусственного.

Свойства натурального шёлка

Как и любой другой натуральный материал, шёлк обладает рядом уникальных свойств.

1. Шёлк очень хорошо впитывает влагу;

2. Натуральный шёлк отличается низкой чувствительностью к воздействию органических растворителей, таких как спирт или уксус;

3. При горении огонь распространяется очень медленно и быстро затухает;

4. В жаркую погоду в шёлковых вещах прохладно, а в прохладную — достаточно тепло;

5. Отличная теплопроводность. Шёлк быстро принимает температуру окружающей среды;

6. Высокая прочность в сухом состоянии и несколько меньшая во влажном;

7. Прекрасные гигиенические свойства;

8. Отличная драпируемость;

9. Характерный блеск после соответствующей обработки.

Определяем натуральный шёлк

Вот и добрались мы к главному и наиболее актуальному вопросу: «Как отличить натуральный шёлк от искусственного?». Следует сразу отметить, что не профессионалу по внешнему виду материала практически невозможно определить натуральный шёлк. Кроме того, очень часто шёлковые вещи имеют примеси других материалов для придания дополнительных свойств. К примеру, для придания вещи эластичности к шёлку могут добавлять 3 % эластана и т.д. Итак, как же определить, натуральную ли вещь вам предлагают?

1. Поджечь. Самый надёжный, но не очень гуманный метод определения подлинности шёлковой вещи. В магазине вы навряд ли будете поджигать красивый халатик в примерочной, однако к некоторым изделиям прилагаются небольшие кусочки ткани для подтверждения подлинности. Также можно взять кусочек ткани с внутренних завязок халата и т.д.

Итак, как же горит натуральный шёлк и как себя ведут во время поджига синтетические вещи? Синтетика горит активно и край вы в итоге получаете оплавленный, в то время как натуральный шёлк очень быстро затухает, образуя по краям мягкую крошку темно-серого цвета, которую очень легко удалить вручную. Во время горения шёлка можно отметить запах горелых перьев.

2. Наэлектризовать. Более гуманный, но менее показательный способ проверить материал на натуральность — потереть о пластик. Натуральный шёлк практически не электризуется, в то время как с тем же атласом следует отметить обратное. Если материал липнет к рукам и ногам и электризуется — это точно не натуральный шёлк.

3. Приложить материал к лицу . Если поднести натуральный шёлк к лицу, он сразу же приобретает температуру тела. Синтетические же материалы долго остаются холодными.

4. Попробовать смять. Сминаемость у натурального шёлка очень низка. Попробуйте сжать материал в руке — если он сильно помялся, образовав складки, значит это не натуральный шёлк.

5. Изучить лицевую и изнаночную стороны изделия. Натуральный шёлк будет одинаково мягок как с одной, так и с другой стороны. Если же одна сторона изделия гладкая, а другая шершавая, значит перед вами искусственный шёлк.

Если это шёлковый платок, то его край должен быть подшит вручную, правда в некоторых подделках также можно встретить вручную подшитый край.

Как стирать натуральный шёлк?

Лучше всего стирать вещи из натурального шёлка в ручном режиме с мягким жидким шампунем. Стиральный порошок не подходит для стирки шёлковых вещей. Мыльный раствор также может оставлять после себя разводы.

Сушить шёлковые вещи в стиральной машине категорически запрещено. Лучше гладить их в деликатном режиме еще во влажном виде без использования пара. Шёлк «не любит» пар.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Шелк - уникальная натуральная ткань, получаемая из кокона шелкопряда (особой разновидности гусеницы). Натуральный шелк очень дорогой и капризный, поэтому были разработаны его различные аналоги, повторяющие свойства - скользящую и блестящую текстуру, но состоящие из смешанных, искусственных и синтетических волокон.

История происхождения шелка

Происхождение первых шелковых нитей обросло множеством красивых легенд, одно лишь неоспоримо - временной период около 5 000 лет до н.э. Европа постигла секрет изготовления шелка,лишь в 550 году н.э. Активными европейскими производителями и торговцами с 13 столетия считалась Италия, а в 17 веке - Франция. Современный выпуск сейчас широко налажен в различных странах мира, однако, никто не поставляет шелка на мировой рынок, больше, чем китайские мастера, на долю которых приходится половина от всего мирового объема.

Какие современные виды шелка выпускают и их отличительные качества

Даже натуральный шелк специалисты подразделяют на несколько подвидов, зависящих не только от страны обитания, но и условий разведения: в зависимости от того, в какой среде выращивается гусеница (природной и искусственной) и вариантов питания листьями, которые бывают не только тутовые, но и дубовые, касторовые и прочие. Все эти ключевые факторы влияют на свойства этой уникальной ткани. Также варьируется переплетение нитей и их состав: чистый шелк активно соседствует со своими смешанными разновидностями.

Популярные ткани в составе которых присутствует шелк:

    Туаль - натуральный шелк полотняного плетения, гладкий и блестящий, хорошо формируется в изделии. Используется для пошива одежды, аксессуаров и в качестве подкладочной ткани.

    Атлас - бывает шелковым или полушелковым блестящего атласного плетения. Применяется для создания одежды, обуви и мебельной обивки.

    Шармез - схож с атласом, но значительно нежнее и легче.

    Шелк-сатин может быть натуральным или смешанным с другими волокнами, имеет гладкое сатиновое плетение.

    Креп-шелк, крепдешин и креп-жоржет - шелковый и полушелковый, производится из ниток с креповой круткой. Отличительная черта - легкая шероховатость, с умеренным блеском, отлично драпируется и практически не мнется. Популярен при пошиве платьев и костюмов.

    Шифон - полотняное плетение из шелковых или смешанных волокон. Имеет прозрачную шероховатую поверхность с матовым отливом.

    Органза имеет в составе шелк, полиэстеровые или вискозные составляющие, она жесткая, легкая и просвечивающаяся.

    Газ - невесомая ткань газового плетение, очень легкая, прозрачная. Бывают дополнительные разновидности газа: иллюзион, марабу, кристалл и рис. Не имеет характерного шелкового блеска, но отлично драпируется. Востребован в отделке торжественных нарядов.

    Чесуча или “дикий шелк” - узнаваемое фактурное мягкое полотно, имеющее умеренный блеск.

    Шелк Дюпон - плотный, средней жесткости и сдержанного блеска. Актуален при мебельном производстве и изготовлении штор и портьер.

    Тафта - эластичный и жесткий материал для пошива верхней одежды и нарядных платьев.

    Фуляр - приятный на ощупь и невесомый, используется для изготовления различных стильных аксессуаров.

    Шелк-эпонтаж (эпонж) - имеет неоднородную пористую фактуру с цветными классическими композициями: меланж, в полоску, в клетку.

    Парча - аристократичная разновидность шелка, она достаточно тяжелая, имеет изысканный узор, получаемый металлизированными волокнами.

    Муслин - прозрачный и легкий, популярен при изготовлении праздничных нарядов и костюмов для артистов.

    Шелковая саржа - преимущественно плотный прокладочный материал, также актуален при пошиве обмундирования.

    Эксцельсиор (эксельсиор) - прозрачное полотно с характерным переливом, хорошо драпируется и популярен при изготовлении декоративных элементов.

    Батист - имеет малое содержание шелковых нитей (около 3%), которые привносят блеск в полотняное плетение, превосходно смотрится на длинных платьях.

Как ухаживать за шелковыми тканями

Перед началом ухода, ознакомьтесь с информацией на ярлычке и составом материала. Некоторые разновидности - рекомендовано подвергать химчистке. Стирка в воде не выше 30º, со специальными моющими жидкими средствами без отбеливания, как вручную (без трения), так и в стиральной машине (используя деликатный режим без отжима), если такой уход разрешен на этикетке. В холодную воду для завершающего ополаскивания, добавьте специальный кондиционер для шелка.

Не выкручивайте, просто расправьте и дайте изделию стечь. Сушите вдали от обогревателей и в тени. Гладить нужно с изнанки, с температурой до 200º.

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.


Top