Лекция по обществознанию семья. Презентация на тему "семья"

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья и общественные ценности
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья для ребенка
- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья для взрослого
- источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социальные функции семьи:

Функция сексуального регулирования – семья главный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).
Репродуктивная функция – одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов.Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются.
Функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Функция эмоционального удовлетворения – к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Статус человека зачастую определяют его дальнейшую жизнь.
Защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
Экономическая функция – ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае если у него возникают экономические трудности.

Аспекты семьи
:
  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество ». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком », а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка ». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.


Типы семьи и ее организации:

В зависимости от форм брака:


Лекция:


Понятие и типы семьи


Семья является объектом изучения социологии, психологии, правоведения и других наук. Социология семьи рассматривает её в двух значениях:


Семья – это малая группа людей, объединенная узами брака или кровного родства, организующая совместный быт.


Семья – важный социальный институт общества, удовлетворяющий потребности человека в репродукции, общении, понимании, заботе и любви.


Семья может быть супружеской или родственной. Супружеской называется семья, состоящая из мужа, жены и детей. Такая семья живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. Родственная включает несколько супружеских пар и поколений. Например, родители одного из супругов, супруги и их дети. Иногда бывает и такое, что семья берёт под свою опеку родственника, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Подобная семья также является родственной. Также семьи можно классифицировать по следующим типам:

    По характеру взаимоотношений между членами семьи – патриархальная или традиционная (признаки: чёткое разделение обязанностей между супругами, выполнение домашних забот в основном женщинами, экономическая зависимость женщины от мужчины, решение семейных вопросов главой семьи), партнёрская или демократическая (признаки: равномерное распределение обязанностей между супругами, экономическая самостоятельность женщины, одинаковое участие членов семьи в решении семейных проблем).

    По количеству детей – многодетная, малодетная, бездетная.

    По составу – нуклеарная (родители и дети), многопоколенная, неполная.

Функции семьи


Семья, как важный социальный институт выполняет ряд функций:

    регулирование половых отношений путём заключения брака;

    репродуктивная функция – рождение детей;

    воспитание подрастающего поколения, забота о детях, обеспечение благоприятных условий для их развития;

    социализация – семья является первичным агентом социализации и играет главную роль в усвоении социальных норм детьми;

    хозяйственно-экономическая функция – ведение совместного быта, домашнего хозяйства, взаимная материальная помощь;

    статусная функция – передача определённых статусов (к примеру, национальность, аристократичность, профессия) по наследству;

    эмоциональная функция – в семье человек удовлетворяет потребности в любви, ласке, заботе, внимании, понимании, сочувствии;

    защитная функция – физическая, психологическая, материальная защита членами семьи друг друга;

    досуговая (рекреационная) функция – совместный отдых членов семьи.

Тенденции современной семейной жизни


Семья, как и любой другой социальный институт находится под влиянием общества, поэтому она изменяется вместе с социальными условиями. Изменения семьи также связаны с собственными внутренними закономерностями её развития. Рассмотрим тенденции современной семьи:

    равноправие супругов и равномерное распределение обязанностей между ними;

    падение рождаемости, рост числа разводов, увеличение числа холостяков;

    резкое имущественное расслоение семей на богатых и испытывающих значительные материальные затруднения;

    ухудшение психологического климата семьи, неуверенность в завтрашнем дне;

    ослабление религиозных и нравственных ценностей;

Как видно, в основном, тенденции не радующие, они свидетельствуют о кризисе современной семьи. Поэтому для укрепления института семьи важны целенаправленные государственные меры семейной политики. Среди которых:

    создание условий для повышения рождаемости и материальная помощь семье. Например, предоставление материнского капитала женщинам, родившим второго ребенка; выплата пособий неблагополучным семьям и иные меры социальной поддержки;

    улучшение здоровья населения и снижение смертности, совершенствование системы здравоохранения, реализация профилактических мер;

    общее повышение доходов и благосостояния населения;

    укрепление статуса семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных традиций, пропаганда лучших примеров семьи через СМИ.

Предмет: обществознание 10 класс

Тема: «Семья - как социальная группа».

Цель:

    Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.

    Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;

    Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию

Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Средства обучения:

1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

План урока

    Организационный момент

    Подготовка к изучению нового материала.

    Изучение

    Проверка понимания

    Закрепление.

    Итоги урока

Ход урока:

    Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.

Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить

Изучение

Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)

Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.

Типы семей: полная, неполная, расширенная

Игра: На консультацию к юристу

Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.

1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.

2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?

3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?

4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?

Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.

Логическая минутка (разгадывание загадок)

1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).

Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

Специфические:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Экономическая защищенность

Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

«Решение проблемных ситуаций.

Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.

Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?

Ситуация 2.

В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель

А что, нельзя?

А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?

Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?

Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.

Неспецифические:

    Экономическая

    Первично-социальный контроль

    Социально-статусный

    Духовное общение

    Эмоциально-психологическая

    Досуговая

В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)

Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-

    Морально- правовые

    личностные

Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции

Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»

Проблемы в обществе:

Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования

Решение:

1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.

2. Повысить денежные пособия на детей

3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.

4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.

5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)

6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время

7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.

8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.

9. Развивать систему дошкольных учреждений.

Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.

IV. Рефлексия.

О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?

Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?

Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)

Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».

Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна

ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.

Семья - первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения - семейные отношения родителей и детей.

Семья - круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины - по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они, мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus - ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь ее удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж - жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время - всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне ее: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Вопрос

Составьте бюджет вашей семьи:

  • а) по источникам доходов;
  • б) по статьям (направлениям) расходов: питание, одежда, квартира, культура.

Функции семьи - В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).

Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой - нет.

При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих - источник могущества и наследства.

Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.

Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.

Репродуктивная функция

Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.

Воспитательная функция

Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.

Обучающая функция

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.

Коммуникативная функция

Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.

Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.

Эмоциональная функция

Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Духовно-психотерапевтическая функция

Духовное общение - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая - позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.

Развлекательно-рекреативная функция

Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Сексуально-эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Хозяйственно-бытовая функция

Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.

Экономическая функция

Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.

Статусная функция

Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.

Функция первичного социального контроля

Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья - малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Функция социализации

Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Защитная функция

Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Функция объединения усилий

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.

Литература

Андреева Т.В. Семейная психология


Top