Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Что подростки должны делать самостоятельно

Экологичное родительство: Немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Взрослеть не стыдно

Кара Наттерсон, педиатр и автор серии брошюр для ребят 10-12 лет «Care and Keeping of You», утверждает: немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Обычно я пишу для детей, но все чаще их родители просят научить меня тому, чему я научила в своих книгах их детей. И это очень правильно, потому что если дети будут понимать, что происходит с их телом и психикой, они смогут научиться контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Взрослым это понимание также необходимо. Поэтому, дорогие родители, прочтите те мои 10 советов, которые я даю ребятам от 10 лет и старше :

Взрослеть - не стыдно

Все люди взрослеют, это нормально. Сегодня двочки в среднем могут вступать в пубертатный период уже с 8-9 лет, а мальчики - с 9-10 лет. Конечно, это средние показатели, поэтому половина детей вступает в этот возраст еще раньше или позже. Первые признаки могут быть неявными, а могут и проступить очень четко. Два самых распространенных: резкие перемены настроения и более обильное потоотделение. «Качели» настроения приводят к ссорам с друзьями и стычкам с родителями, а вот обильный пот приводит к появлению неприятного запаха подмышек и ног.

Нет исключений

Почему-то взросление часто связывают с девочками, пока мальчик «вдруг» не оказывается «дядькой» с усиками. Это потому что девочки начинают созревать раньше и заметнее в начале, они также чаще демонстрируют свои эмоции по поводу этого. Но с мальчиками взросление тоже происходит не в один момент.

«Качели» - вещь неприятная

100% мальчиков и девочек говорят мне, что им самим не нравятся их перепады настроения. Они прекрасно понимают, что реагируют резко, грубо отвечают, делают глупости или находятся в угрюмом расположении духа, но ничего не могут с этим сделать. И вот почему: их мозг созревает медленно. И если ребенок выглядит как почти взрослый, то от него ждут «взрослого» поведения, а ведь его мозг еще не повзрослел. К 12-13 годам эмоциональный центр мозга уже полностью сформировался, это подпитывает импульсивность и готовность к риску. Зато префронтальная кора головного мозга, которая должна уравновешивать эмоциональный центр - совсем еще не готова. А она как раз отвечает за рациональное мышление, просчитывание последствий наперед и так далее. Сформируется она уже после 20 лет. Нет, у подростков она тоже есть и работает, но ее «мощностей» не хватает на то, чтобы уравновесить эмоции и импульсивность. Если детям объяснить это, они с облегчением поймут, почему они вроде бы знают, как правильно, а делают все равно не так, как надо.

Мозг можно перехитрить

Я долго объясняю детям, как созревает их мозг и как можно научиться принимать правильные решения, даже если префронтальная кора еще «не выросла». Вот некоторые подсказки:

    Посчитай до 10 перед тем, как что-то сделать : написать комментарий в соцсети, например, или сесть в машину с нетрезвым человеком, или пересказать сплетню. Просто посчитай медленно до 10 (до 20 или до 100) - пусть префронтальная кора получит время, чтобы проанализировать и решить, что делать.

    Не проси чего-то, к чему ты не готов. Если ты знаешь, что в определенной ситуации не сможешь правильно принимать решения - не лезь в эту ситуацию.

    Используй своих родителей как «отмазку» : очень трудно иногда сказать «нет», особенно друзьям, поэтому лучше «вали на серого». Скажи, что мама просто ужасная, она абсолютно не разрешает туда-то идти и то-то делать. Поэтому - нет. И можешь даже не благодарить маму за это «правило».

С 12 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

Вот это меня как врача пугает больше всего. Хорошо обратиться к другу, чтобы выяснить границы его знаний, узнать его мнение. Но когда нужна информация о фактах, обращаться следует к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Если не доверяешь родителям, найди другого взрослого

Интернет - это не взрослый, достойный доверия. Это стоит запомнить. Во-первых, там полно непроверенной и неправдивой информации. И потом, в интернете полно самых разных изображений. Часто бывает, что подросток ищет научную информацию, а в итоге видит порно. Поговори с родителями или доверенным взрослым, если у тебя есть вопрос, который ты не можешь задать им. Родители, а вы, пожалуйста, не обижайтесь, если ребенок обращается не к вам.

Питание, спорт, гигиена, сон

    Это должно быть основой, которая никуда не девается в подростковом возрасте. И обычно именно вокруг этого и разыгрываются горячие споры детей и родителей. Но спорить тут не о чем: если хочешь вырасти здоровым, все это надо будет выполнять как и в детстве.

    Хорошо питайся, ты сам знаешь, что в твоем рационе слишком много фастфуда и не надо говорить 100 раз, насколько вредна сладкая газировка.

    Если не спорт, то физкультура, можно делать упражнения со всякими компьютерными играми и приложениями. Всего часа в день хватит, чтобы ты почувствовал себя лучше.

    Гигиена - это значит быть чистым. Немногие люди тебе скажут, что у тебя в зубах застрял салат, не говоря уже о запахе от тебя. Делай хотя бы минимум: душ с мылом, умывайся, чисти зубы утром и вечером, пользуйся дезодорантом.

    Сон - это дар, это время, когда ты растешь, поэтому для роста нужно спать. Во время сна все, что ты узнал днем, переносится в долговременную память - значит ты сможешь лучше написать контрольную и сдать экзамен. Во время сна лучше сгорают калории, а значит меньше откладывается жира. А еще здоровый сон - это более стабильное настроение на весь день!

Родители тоже были подростками

Мир поменялся за одно поколение, а вот мозг и тело человеческие функционируют так же. Если тебе нужен совет или помощь - обащайся. Если родитель не так понял или делает что-то не то - говори. Иногда ребенок идет с вопросом, а через 10 минут уже горько сожалеет о том, что спросил, потому что начинается лекция: «Вот я в твоем возрасте…» Просто скажи, что их воспоминания тебе не помогут, перенаправь их.

Выбирай правильные слова

Не надо говорить эвфемизмами, когда речь о частях тела - другой человек может не понять твоего «кода». Иногда разговор о чем-то может оказаться совсем о другом, отсюда и дезинформация. Некоторых пугают анатомические термины, потому что они думают, что это плохие слова, но в правильных словах ничего плохого нет.

Общение

Мир действительно изменился, способы коммуникации тоже, но, пожалуйста, получив нужную информацию из интернета, выключи гаджет и найди время для живого общения. Объясни родителям, что такое для тебя быть подростком, что ты чувствуешь. Поверь, они очень хотят об этом узнать!опубликовано

©Кара Наттерсон

Невероятные факты

Они драматичны, иррациональны и агрессивны, порой, без причины. У них глубокая потребность как в ощущении себя независимыми, так и в нежности, заботе и любви.

Существует причина, которая объясняет такого рода поведение, как у детей ясельного возраста, так и у подростков: после младенчества, самый драматический всплеск роста мозга происходит именно в подростковом возрасте.

Ниже представлены 10 фактов о мозге подростка, о которых должен знать каждый родитель.


Критический период развития

Определяемый примерно между 11 и 19, подростковый возраст считается критическим временем развития, причем не только во внешних проявлениях. "Мозг продолжает изменяться на протяжении всей жизни человека, однако огромные скачки в развитии происходят именно в подростковом возрасте", - говорит Сара Джонсон (Sara Johnson), доцент университета Джонса Хопкинса.

"И так как подросток проходит через эти скачки и рывки, новые навыки и когнитивные способности также приходят к нему рывками и скачками", - объясняет Шерил Файнштейн (Sheryl Feinstein), автор книги "Внутри подросткового мозга: работа родителей продолжается". Родители должны понимать, что, несмотря на то, насколько высоким стал их сын или насколько укоротились платья их дочери, они по-прежнему находятся в важнейшем периоде развития, которое окажет огромное влияние на всю их дальнейшую жизнь.


Цветущий мозг

Раньше ученые полагали, что только мозг младенца обладает переизбытком нейронных связей, которые в течение первых трех лет жизни "укладываются" в определенную систему. Однако, сканирование мозга во время многочисленных исследований, показало, что в организме человека в период подросткового возраста происходит второй подобный всплеск роста нейронов, достигая своего пика у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12.

Джонсон отмечает, что приобретаемый подростками опыт и новые впечатления, начиная от чтения книги про вампиров и заканчивая получением водительских прав, в основном следует стратегии "используй эту энергию или потеряешь ее". Структурные перестройки, как полагают, будут продолжаться до 25 лет, затем на протяжении всей жизни также будут происходить некоторые изменения, но уже не в таких масштабах.


Новые навыки мышления

Благодаря увеличению количества серого вещества, мозг подростка становится более "связанным" и получает "вычислительную мощность". Подростки начинают показывать расчетные навыки, а также навыки принятия взрослых решений, если в их распоряжении есть время и соответствующая информация.

Однако, зачастую их решения могут чрезмерно зависеть от эмоций, поскольку их мозг больше полагается на работу лимбической системы (эмоциональная часть мозга), и гораздо меньше зависеть от рациональности, за которую отвечает префронтальная кора.

"Эта двойственность может сильно затруднять процесс понимания родителями своих детей", - сказал Джонсон, имея в виду, что иногда подростки делают вещи, к примеру, слишком быстро ездят, о вредном воздействии которых сами прекрасно знают.


Подростковые истерики

Подростки находятся в том возрасте, когда перед ними открываются двери новых навыков, особенно относительно социального поведения и абстрактного мышления. Но они еще не умеют ими пользоваться, поэтому должны экспериментировать, и иногда многие из них используют своих родителей в качестве подопытных кроликов. Большинство детей этого возраста рассматривают конфликт как тип самовыражения, и могут испытывать некоторые проблемы с фокусировкой на абстрактных идеях или с пониманием чужой точки зрения.


Также, как родитель ведет себя, когда его новорожденный ребенок плачет, также он должен и относиться к истерикам своего ребенка – подростка, то есть не воспринимать это как личное оскорбление. Подростки имеют дело с огромным количеством социальных, эмоциональных и когнитивных потоков, а способности справиться с ситуацией у них очень слабо развиты. Они нуждаются в своих родителях, людях с более стабильной работой мозга, которые должны им помочь, оставаться спокойными, всегда уметь выслушать и быть хорошим примером для подражания.


Интенсивные эмоции

"Половое созревание – это начало серьезных изменений в лимбической системе", - говорит Джонсон, ссылаясь на часть мозга, которая не только помогает регулировать частоту сердечных сокращений и уровень сахара в крови, но также играет решающую роль при формировании воспоминаний и эмоций.


Часть лимбической системы, миндалина, как полагают, "подключает" сенсорную информацию к эмоциональной реакции. Ее развитие, наряду с гормональными изменениями, может привести к возникновению новых интенсивных переживаний гнева, страха, агрессии (в том числе и по отношению к себе), возбуждения и сексуального влечения.

В период подросткового возраста, лимбическая система находится под контролем префронтальной коры, области мозга, которая связана с планированием, импульсным управлением и более высоким порядком мыслей. Когда дополнительные области мозга начинают помогать процессу восприятия эмоций, подростки старшего возраста получают некоторое равновесие, им легче становится понять другого человека. Но до тех пор, они не в состоянии правильно интерпретировать то, о чем говорят им родители и учителя.

"Вы должны быть максимально осторожными, однако, вам все равно не раз придется испытывать гнев или разочарование от того, что ваш ребенок не понимает того, о чем вы ему говорите", - добавила она.


"Равное" удовольствие

Как только подростки начинают лучше мыслить абстрактно, увеличивается их степень социальной обеспокоенности. Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно, это может в некоторой степени объяснить тот факт, почему подростки более склонны к риску, когда находятся в окружении себе подобных.

Наличие друзей также помогает подросткам развивать навыки ведения переговоров, поиска компромиссов и планирования чего-то. "Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасной обстановке, естественно, что с самого начала у них далеко не все получается", - сказала Файнштейн. Поэтому даже если они просто сидят в окружении своих друзей, мозг подростка напряженно работает на приобретение важных жизненных навыков.


Измеряемый риск

"Торможение в работе мозга происходят несколько позже, чем ускорение в его функционировании", - говорит Джонсон, имея в виду развитие префронтальной коры и лимбической системы соответственно. В то же время, подростки нуждаются в более высоких дозах риска, для того, чтобы чувствовать те же эмоции, что и взрослые.

Вместе взятые, эти изменения могут сделать подростков уязвимыми перед лицом людей, практикующих рискованное поведение, к примеру, употребление наркотиков, небезопасные прыжки в воду или участие в драках. К концу переходного возраста, годам к 17, и после него, часть мозга, ответственная за контроль импульсов и обдуманные решения, становится более активной, что помогает им справляться с искушениями, которым они не в силах противостоять, находясь в среднем подростковом возрасте.

Что должен делать родитель в это время? Продолжать помогать своему ребенку. "Как и все дети, подростки обладают специфическим развитием уязвимостей, и они крайне нуждаются в родителях, которые могут повлиять на их поведение и в некоторой степени ограничить их", - говорит Джонсон.


Родители по-прежнему важны

По словам Файнштейн, изучение подростков показало, что 84 процента из них очень высокого мнения о своих матерях, и 89 процентов о своих отцах. Более, чем три четверти подростков предпочитают проводить время со своими родителями, 79 процентам очень нравится гулять с матерью, а 76 процентов подростков отметили, что любят часто заниматься совместной деятельностью с отцом.

Одна из задач подросткового возраста – это подготовка к самостоятельной жизни и создание в некоторой степени автономии, однако, это вовсе не означает, что они больше не нуждаются в родителях, даже если они и говорят об этом.

"Они все еще нуждаются в установлении определенного рода жизненной структуре и испытывают потребность в своих родителях, которые могут их этим обеспечить. Родитель, который начинает относиться к своему 16-ти или 17-ти летнему ребенку как ко взрослому, крайне неправильно поступает, так как он дает ребенку тем самым установку на неудачу", - говорит специалист.

Одним из самых действенных способов быть хорошим родителем вашему ребенку – это не только быть внимательным слушателем, но и быть хорошим примером для подражания, особенно при стрессовых ситуациях и других жизненных трудностях, это поможет ребенку развить свои собственные стратегии выживания, основываясь на родительские. "Ваш подросток наблюдает за вами", - отмечает Файнштейн.


Потребность в большем количестве сна

Это миф, что подросткам нужно меньше сна, чем маленьким детям. Им необходимо спать 9-10 часов в сутки, хотя большинство подростков не соблюдают этот график. Это частично объясняется тем, что в подростковом возрасте происходит смена циркадных ритмов: организму нужно позже ложиться и позже вставать.

Но из-за раннего начала занятий, многие подростки в течение всей недели страдают от легких когнитивных нарушений. Недостаток сна усугубляет нервозность и негативное отношение к происходящему, поэтому сон, как полагается, оказывает неоценимую помощь в реорганизации подросткового мозга. "Существует разрыв между потребностями организма подростка и обычными графиками сна и бодрствования взрослого человека".


"Я – центр Вселенной, но эта Вселенная никуда не годится!"

Гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, оказывают огромное влияние на мозг, одним из которых является стимулирование выработки рецепторов окситоцина.

Хотя окситоцин часто называют "гормоном связи", повышенную чувствительность к его воздействию в лимбической системе также связывают с чувством самосознания, что заставляет подростка полагать, что все вокруг смотрят только на него. Это чувство максимально одолевает ребенка в возрасте 15 лет.

"Это первый раз, когда они начинают чувствовать себя частью мира", - отмечает Джонсон, то есть начинают видеть не только свою семью и школу, но и то, что находится за их пределами. Они впервые начинают задавать себе вопросы, типа: Каким человеком я хочу быть, и какое место в мире занять?

До тех пор, пока их мозг начнет отличать оттенки серого, ответы на эти вопросы могут быть весьма односторонними, но работа родителей в том и состоит, чтобы помочь своему ребенку изучить суть вопроса, но не решать за него.


Подростки активно начинают интересоваться темой сексуальности в 10-12 лет, а уже к 14 с ними стоит провести доверительную беседу об опасностях, последствиях и возможных проблемах половой жизни. Не стоит наставлять их этим разговором, лучше провести подобную дружескую беседу как бы невзначай.

Контрацепция

Более половины насаления нашей страны использует для контрацепции метод прерванного полового акта (ППА), который вообще не считается эффективной защитой от беременности и венерических инфекций.

Расскажи ребенку, как устроен презерватив и от чего он защищает, объясни дочери, почему его важно носить при себе не только мужчине, но и женщине. Упомни про эффективность гормональных таблеток и почему их нужно принимать только по назначению гинеколога. Объясни опасность экстренной контрацепции и расскажи, почему не действует ППА.

Способы передачи половых инфекций

Перечисли половые инфекции и каков способ их передачи. Объясни, что некоторые из них можно получить даже при петтинге и большинство — во время орального секса.

Расскажи, как от них можно защититься и где можно сдать анонимные тесты на каждую из инфекций. Пусть знает, что с подобной проблемой можно спокойно подойти к тебе, не боясь конфликта и наказания.

Готовность к сексу и ответственность

Многие подростки, окружение которых начинает активно рассказывать о половых подвигах (часто откровенно привирая), стремяться найти и в себе готовность вступить скорее в половую связь. Объясни, что многое из рассказанного может быть и ложю, что готовность искать не нужно. Она сама приходит, когда человек точно уверен.

Последнее дело — заниматься сексом под напором друзей, из-за страха, шантажа, или из-за желания что-то доказать кому-то. Стоит осознавать ответственность, которую придется нести после секса: может порваться презерватив, из чего следует сразу несколько проблем.

Сексуальный партнер может начать хвалиться о сексе с девушкой, чем подвергнет ее слухам за спиной. Потому важно, чтобы это был особзнанный выбор с надежныым партнером.

Кино и реальность

В Великобритании каждая 10-я девочка до 18 мечтает сделать лабиопластику: пластическую операцию вульвы. Женщин старше 18, которые хотят это сделать, еще больше. Все дело в том, что многие сравнивают свои половые органы с тем, что показывают в кино для взрослых. И когда находят несовпадения, а эта индустрия строго отбирает кандидатов для съемок, не могут принять свое тело таким, как есть.

Нужно объяснить, что мало кто соответствует стандартам подобного кино и из-за несоответствия такой картинке никто не отказывается от секса с любимым человеком.

Мальчику-подростку, который смотрит подобное кино, важно объяснить, что в нем показана концентрированнная и приукрашенная правда, направленная на продажу продукта. В реальности же с женщинами нужно обращаться гораздо нежнее и заботиться об их удовольствии так же, как и о своем.

Нет значит нет

И мальчика, и девочку-подростка нужно обучить главному слову в постели: нет. Девушке стоит понять, что кокетничать можно и другим способом, не заставляя парня несерьезно относиться к ее отказу.

Парню стоит объяснить, что отказ — прямая причина немедленно остановиться. Если это было только кокетство, девушка найдет другой способ показать, что все еще хочет продолжения. Если же нет, это убережет его от многих ошибок, в том числе тюремного заключения и клейма на всю жизнь.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

Когда речь заходит о подростковом возрасте, почему-то сразу возникает мысль о проблемах, о том, как сложно «достучаться» до подростка, найти общий язык, быть авторитетом для него. Так ли это на самом деле? Каждый родитель должен понимать, что подростковый период – это переходной период от детства во взрослую жизнь. Вашему ребенку также тяжело, как и вам, поэтому ваше чуткое отношение особенно важно в этот период.

Если вы морально готовы к неизбежным изменениям изменения и будете правильно на них реагировать, вполне вероятно, что и подростковый возраст будет для вашей семьи счастливым воспоминанием.

1. Личное пространство

Каждому человеку необходимо его личное пространство, на которое никто не посягает (вам ведь не понравится работать под пристальным взглядом начальства). Запретите себе наводить порядок в его комнате, перекладывать вещи, подслушивать его разговоры, читать его смс или личные дневники. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным человеком, то нужно учиться давать ему свободу. А все начинается с предоставления ему личного пространства. Тем не менее, старайтесь проводить достаточно времени со своим ребенком. Обсуждайте его интересы, интересуйтесь его друзьями в ненавязчивой форме, устраивайте совместные мероприятия, напрммер, поход на выходных или катание на лыжах. Приглашайте его друзей в дом, приготовьте что-нибудь вкусненькое или хотя бы закажите пиццу. Старайтесь быть другом своему подросшему ребенку.

2. Взаимное доверие

Давая определенную свободу, давайте ему больше обязанностей в семье. Учите ребенка доверию и учитесь общаться с ним на равных, как со взрослым человеком, но старайтесь оставаться для него авторитетом (примером для подражания). Если ему нельзя пиво, то и вам его нельзя пить.

Часто подростки лгут и, конечно же, вас переполняет негодование, но прежде, чем вы начнете вашу поучительную лекцию, задайтесь вопросом: «Почему он солгал». Возможно, вы были не готовы услышать правду, какой бы она ни была, или же ребенок знает, что правда принесет вам боль, а он этого не хочет. Сейчас самое время установить несколько простых правил. Например, скажите вашему ребенку, что если она попал в какую-то неприятную ситуацию, то вы должны о ней знать, чтобы помочь ему, ведь вы его любите и всегда будете на его стороне. Подростку легче довериться вам, если он знает, что вы будете на его стороне, несмотря ни на что.

Сейчас ваш ребенок нуждается в вас не как в родителе, а как в советчике. Только не навязывайте свое мнение или свое видение, мы все имеем право на ошибки. Ваша задача направлять и поддерживать, а не указывать и следить. Попробуйте выступить в этой новой роли и посмотрите, как преобразятся ваши отношения.

3. Финансовые отношения

Большинство школьников (90%) не имеют представления, что такое баланс расходов и доходов, и в этом вина не детей, а их родителей, которые не учат элементарным жизненным навыкам своих детей.

Начиная с 14-летнего возраста и позже, предлагайте ребенку варианты подработки, чтобы у него были собственные деньги, и он знал, что они достаются не бесплатно. Подработка – это не оплата за хорошие оценки, помощь бабушке или по дому. Вещи, подобные этим, должны быть нормой. Варианты подработки: курьером (перевозить документы), раздавать флаера, промоутером и т.д. Деньги, которые он заработает, его собственные, не предлагайте ему каких их потратить лучше, пусть учится их грамотно тратить путем проб и ошибок

Также доверяйте оплачивать ребенку различные счета (коммунальные, например) и самостоятельно совершать покупки, чтобы сформировать у него представление об обязательных расходах, а зная ваши доходы, ребенок самостоятельно сделает вывод, что на его сиюминутные прихоти лишних денег нет.

4. Современные технологии

Сотовый телефон может помочь вам оставаться на связи с вашим подростком, но вы все равно должны контролировать, как и когда он используется.

Во-первых, установить ежемесячный лимит на звонки, после того, как лимит исчерпан, только входящие звонки возможны, таким образом, вы приучите вашего подростка более обдуманно использовать телефон.

Во-вторых, не покупайте новый телефон, чаще, чем раз в 2 года. Если с новым телефоном что-то случилось (потерял, уронил), купите самый простой и дешевый, чтобы можно было только звонить (без игр, интернета и прочих наворотов). Этим вы прививаете бережливое отношение к вещам и наглядно показываете, что у вас нет возможности покупать ему новые игрушки по первому требованию.

В-третьих, подростки любят ставить на свои телефоны и почты пароли, объясните, что от родителей нечего скрывать, это одно из проявлений доверия.

Кроме того, есть на мобильных такая услуга как родительский контроль, с помощью которой можно установить ограничения, например, что телефон вашего ребенка не может отправлять или получать звонки или смс с 23.00 до 7 утра или во время уроков. А еще можно отслеживать местонахождение вашего ребенка. Объясните, что это не шпионаж, а не подлежащие обсуждению меры безопасности.

Также потратьте время, чтобы обсудить безопасности в интернете, например, почему не стоит оставлять свои телефоны и адреса в интернет, отправлять свои откровенные фото, или дружить с людьми, которых ваш подросток не знает в реальной жизни.

5. Развивайте интересы и способности

Пусть ваш подросток попробует различные занятия - такие, как спорт, музыка или искусство - таким образом, он может понять, что ему близко, а что не очень. Если у ребенка есть хобби, увлечение, занятие по душе, у него меньше шансов попасть в плохую компанию или ситуацию. У такого подростка выше самооценка и чувство собственного достоинства, у него есть друзья со схожими ему интересами, он меньше подвержен чужому мнению и влиянию. А тот подросток, который ничем не увлечен и не занят, у которого нет стремления к чему-то, скорее всего, изменит свое поведение в угоду другим, чтобы соответствовать их стандартам – пить, курить и т.д.

6. Скажите «Нет» моде

Как правило, родители хотят все лучшее для своих детей и не жалеют для этого денег. Этим успешно пользуются продавцы товаров и сами дети. Идя на поводу чужого мнения, капризов и требований, не получаете пользы, ни вы, ни ваш ребенок. Вы не получаете, потому что купив очередную брендовую обновку, вы в очередной раз забыли о себе и своих желаниях. А подросток не извлечет от этой покупки пользу, потому что знает, стоит ей попросит/потребовать, как появится другая одежка (вещь), к тому же мода такая изменчивая и эта вещичка скоро забудется.

Ваша задача объяснить ребенку, что не одежда красит человека и уж тем более не название бренда. Можно покупать новые, красивые, но не такие дорогие вещи. А если так сильно хочется брендовую вещь, то подождать скидок или начать копить на нее, отказывая себе в других радостях (поход в кино) или же подрабатывая.

Еще один вариант, научить подростка шить себе одежду. Кто знает, может из вашего ребенка получится классный дизайнер в будущем.

Подростки используют моду в качестве средства самовыражения. Они примеряют на себя разные стили, тем самым как бы «примеряя» различные аспекты своей личности. Помогите своему ребенку красиво самовыражаться, даже, если это противоречить вашему собственному стилю.

7. Ваш подросток и секс

Ни для кого не секрет, что уже со школьного возраста мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу. К сожалению, половые отношения с каждым годом все более и более ранние. И происходит это потому, что с детьми никто не разговаривает на эту тему, не объясняет, чем все это может закончиться, не контролирует, чем ребенок занимается после школы.

Найдите время и возможность обсудить с вашим ребенком эту щекотливую тему, объясните о возможных последствиях (инфекциях, беременности), о ненадежности подростковых отношений, о проверке временем и т.д. Расскажите свой опыт или опыт знакомых, которых ваш подросток может знать. На меня лично подействовала просьба мамы подождать до 18-ти, а там уже мне решать, что и как.

8. Комендантский час

Комендантский час важен по очевидным причинам. Он не только позволяет родителям спокойно поспать, но также защищает подростков от опасностей, которые происходят чаще всего после полуночи.

Подростки очень не любят правила и ограничения, но без дисциплины никуда. Введение комендантского часа должно соблюдаться всеми.

Не устанавливайте приблизительное время комендантского часа, только четкое время. Например: «К 23.00 быть дома, можно раньше, если позже, то заставишь своих родителей волноваться за тебя лишних 5 минут и больше и подорвешь доверие к тебе. В следующий раз нам будет сложнее тебя отпускать».

Иногда ваш подросток будет просить продлить комендантский час, это нормально, идите на компромиссы. В идеале, этот компромисс должен быть оговорен заранее. Если ваш подросток звонит за 20 минут до его комендантского часа и просит провести ночь в другом доме, то могут быть проблемы.

Если ваш подросток приходит домой после назначенного времени без разрешения, дайте ему шанс объясниться. Даже если у ребенка веская причина, все равно должно быть следствие. Решите заранее, в чем и насколько вы ограничите подростка. Вы можете запретить смотреть телевизор, не пустить на дискотеку или не покупать новую вещь в этом месяце. Если ваш ребенок пришел пьяным или есть подозрение на наркотики, последствия должны быть более серьезными. Четко следуйте правилу справедливости и последовательности.

9. Подросток и школа

В подростковом возрасте все тяжелее учится и все меньше желания ходить в школу. Тем не менее, это нужно и ваша задача объяснить для чего это нужно. Не ругайте за плохие оценки и не грозите ужасным будущем, помните, что все гении были троечниками. Вы должны объяснять важность знаний, мотивировать к самообучению, предлагать интересные книги, самому регулярно заниматься с ребенком.

Если у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или с кем-то из учителей, есть смысл перевести вашего ребенка в другую школу. Мне лично это очень помогло. Меня перевели посреди учебного года (перед Новым годом) и к концу учебного года я стала хорошисткой из троечницы, а дальше больше. Новые друзья, новые интересы, новая прическа, новая жизнь. Иногда нужно все кардинально менять.

10. Правильное общение

Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.

Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.

Попробуйте другую стратегию:

Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору.
- Слушайте больше, чем говорите.
- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает.
- Объясните, почему применяете то или иное наказание.
- Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.

В такие моменты, вы преподаете урок мастерства - вы демонстрируете подростку навыки общения, которые он успешно будет использовать оставшуюся жизнь.

И помните, что родители и дети, это не отношения учителя и ученика, а взаимодействие, нас всем есть чему поучиться друг у друга. Только от вас зависит, каким будет ваше общение – дружеским или конфликтным. Учитесь взаимодействовать!


Top