Женщины библии размышление о 50 женщинах. Библия о женщине и про женщин: смысл стихов и цитаты

Сегодня можно встретить церкви, где мужчины играют второстепенную роль, а женщины проповедуют и являются лидерами Богослужения. Они выходят вперед, проводят общие молитвы, открывают Библию и наставляют собрание. Для некоторых верующих подобный порядок вещей является нормой.

В Библии есть места, которые помогут указать на роли в Богослужении как женщины, так и мужчины. Мы сегодня их рассмотрим.

На текущий момент есть определенная тенденция в обществе, где роль женщины становится более весомой. Сложно не заметить, как «слабый пол» за последнее время все чаще растит детей в одиночку, строит карьеру, может забить гвоздь дома и обойтись «без мужика».

Мы не будем рассуждать о возможных причинах. Хочу сразу отметить, что я не против, если мой директор — женщина. Но я против, если в церкви есть мужчина, а учит женщина. И дальше я буду приводить аргументы в защиту отведенных ролей в церкви.

1Кор.14:33-35

33 потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
(1Кор.14:33-35)

Коринфской церкви грозили нововведения, которые Павлу не нравились.

В сущности, он спрашивает коринфян, являются ли они зачинателями христианской церкви? Обладают ли они истиной благовествования? Они унаследовали традицию, и надобно им соблюдать ее, говорит Павел.

Не было еще человека, который бы перерос век, в котором он жил, или общество, в котором он вырос. Павел, в своей концепции о месте женщины в Церкви, оставался верным идеям своего времени, с которыми он прожил всю жизнь. Мы уже говорили о низком положении женщины в древнем мире.

Проблема с дарами Духа

Стоит обратить внимание на контекст послания Павла к церкви в Коринфах. Были причины, по которым Апостолу пришлось писать целых два послания. В данном отрывке идет упоминание о дарах Святого Духа.

Я бы сравнил дары с беспроводным соединением по wi-fi человека к Библии, где информация переводиться на разные языки он-лайн. При необходимости первые христиане прибегали к такому рода проповедям, так как в этом была необходимость.

Коринф изобиловал подобными дарами.

Уладив то, что касалось вопросов морали (можно посмотреть контекст послания), апостол регулирует использование этих даров. И мы видим, что в Коринфе христиане приходили с каким-либо проявлением силы Святого Духа, о котором они явно думали больше, чем о подчинении Христу.

Тем не менее, апостол признает в этом силу Духа Божьего, и дает правила для ее осуществления.

Двое или трое могли говорить на незнакомых языках, но должен быть переводчик, чтобы это говорилось в назидание собрания. Кроме того, они должны говорить один за другим, так как случалось, что они говорили все разом. То же самое относится и к пророкам: двое или трое могут говорить, а другие пусть рассуждают, если это действительно исходит от Бога. Ибо, если им было дано это Богом, то все могли пророчествовать, но один за другим, чтобы все могли поучаться (зависимость — это всегда благо даже для самых одаренных пророков), чтобы все могли утешиться.

Духи пророков (то есть, импульс силы в осуществлении даров), были подчинены руководству нравственного разумения, которым Дух наградил пророков. Они были хозяевами в использовании этих даров, в осуществлении этой великолепной силы, которая действовала в них. Это было не божественным неистовством, как говорили язычники о своем дьявольском вдохновении, которое их погубило, ибо Бог не мог быть Богом неустройства собрания, а только мира

Словом, мы видим, что эта сила была дана человеку в его нравственной ответственности; но все то, что Он дал человеку, какой бы ни была божественная сила дара, человек использует это во славу Бога и, следовательно, во благо других и особенно собрания.

Стоит так же упомянуть, что проявление даров первого века было ограничено жизнью первых христиан и сегодня уже не встречается в полном объеме, как раньше. Сегодня есть печатная Библия, интернет, компьютер и электронная версия Писания. Для изучения воли Бога — достаточно.

Женщины в собраниях

Женщины в собраниях должны молчать: им не было разрешено говорить. Они должны оставаться в послушании, а не направлять других. Более того, об этом же говорил и закон. Было бы позором слушать, как они говорят в собрании.

Если они хотят спросить о чем-то, то они могут осведомиться об этом дома у своих мужей. Со всеми их дарами Слово вышло не от коринфян, и достигло не только их; они должны подчиниться всеобщему порядку Духа в собрании. Если они притворяются, что водимы Духом, то им следует дать знать, что написанное для них апостолом было заповедями Господа — это чрезвычайно важное утверждение; ответственное и серьезное положение этого удивительного раба Божьего.

Какое сочетание чуткости, терпения и власти!

Апостол желает, чтобы верующие пришли к истине и порядку, управляемые своей любовью; не боясь, если необходимо ради блага, пользоваться властью без просьбы, говоря как бы непосредственно от Бога — той властью, которая будет оправдана Богом, если апостол был вынужден использовать ее против своего желания.

Если кто-то не знал, что он писал с помощью Духа и властью Бога, то это, действительно, было невежеством, пусть подобное будет представлено их невежеству.

Духовные и искренние люди хотят избежать подобных заблуждений. Те, кто действительно был наполнен Духом, признают, что то, что написал апостол, в самом деле исходит непосредственно от Бога и является выражением его мудрости.

Между тем, человек с притязаниями, поставленный в это положение, сочтет его подходящим и найдет там то, в чем он нуждается.

Здесь мы рассмотрим важность этого утверждения апостола относительно вдохновения посланий. То, чему он учил подробно, и также о порядке в собрании, было действительно дано Богом, пришло всецело от Бога, и это было заповедями Господа.

Ибо в конце послания Римлянам, содержится то же самое заявление о том, что с помощью пророческих писаний было распространено евангелие среди народов.

Апостол завершает свои наставления, говоря, что они должны ревновать чтобы пророчествовать, и не запрещать говорить на разных языках, только все должно быть сделано благопристойно и чинно.

Еще несколько стихов

Определенная иерархия в отношениях семьи, поместного собрания и Церкви прослеживается, например, в следующих стихах:

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
(1Кор.11:3)

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
(1Пет.3:1-5)

(Слова, вставленные в квадратные скобки и выделенные курсивом, взяты из церковно-славянской редакции)

От жены начало греха, и через нее все мы умираем (Сир. 25. 27).

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13-15).

Добродетельная жена - венец для мужа своего, а позорная - как гниль в костях его (Притч. 12. 4).

Жена добродетельная радует [веселит ] своего мужа, и лета его исполнит миром (Сир. 26. 2).

Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит [ублажает ] своего мужа (Сир. 25. 26).

Любезность жены усладит [возвеселит ] ее мужа, и благоразумие [художество ] ее утучнит кости его (Сир. 26. 16).

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14. 1).

При худой [лукавой ] жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай (Сир. 42. 6).

Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте ] дома ее (Сир. 26. 20-21).

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31. 30).

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная [злоумная ] (Притч. И. 22).

Кроткая [молчаливая ] жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной [наказанной ] душе (Сир. 26. 17).

Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию [возвышению ] глаз и век [бровей ] ее (Сир. 26. 11).

Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души (Сир. 26. 18-19).

Большая досада [гнев ] - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама (Сир. 26. 10).

Непрестанная капель в дождливый [зимний ] день и сварливая [клеветливая ] жена - равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер (Притч. 27. 16).

Сварливая жена - сточная труба.., а разумная жена - от Господа (Притч. 19. 13-14).

Что хождение [восхождение ] по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого [молчаливого ] мужа (Сир. 25. 22).

Блажен, кто живет с женою разумною (Сир. 25. 11).

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном [общем ] доме (Притч. 21. 9).

Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная ] жена (Сир. 40. 19).

Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая [лукавая ] жена; берущий ее - то же, что хватающий скорпиона (Сир. 26. 9).

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину ] и получил благодать от Господа (Притч. 18. 22).

Как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское (Сир. 42. 13).

Добрая жена - счастливая [благая ] доля [часть ] (Сир. 26. 3).

Злость [лукавство ] жены изменяет взгляд ее и делает лицо ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей [искренних ] своих, и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25. 19-21).

Счастлив [блажен ] муж доброй жены, и число дней его - сугубое (Сир. 26. 1).

Сердце унылое и лице печальное и рана [язва ] сердечная - злая [лукавая ] жена (Сир. 25. 25).

Жене... не давай власти над собою при жизни твоей... Во всех делах твоих будь главным, не клади пятна [порока ] на честь [славу ] твою (Сир. 33. 19, 23).

Жена да боится своего мужа (Еф. 5. 33).

Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею (1 Кор. 11. 9-10).

Господь Бог жене сказал: ... к мужу твоему влечение [обращение ] твое, и он будет господствовать [обладать ] над тобою (Быт. 3. 16).

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25. 24).

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1 Тим. 2. 11-12).

Что сообразно с здравым учением: чтобы... любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми [благими ], покорными своим мужьям, да не порицается [хулится ] слово Божие (Тит. 2. 1, 4-5).

Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22-23).

Не давай воде выхода, ни злой [лукавой ] жене - власти [дерзновения ]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25. 29).

Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив (Притч. 18. 23).

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).

Соглашусь лучше жить со львом и драконом [змием ], нежели жить со злою женою (Сир. 25. 18).

Жены, повинуйтесь своим мужьям... Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно ] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3-6).

«И не муж создан для жены, но жена для мужа».
(1Кор.11:9)
« И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
(Быт.2:18)

Цель сотворения женщины очень ясно определена в Священном Писании.
Бог создал Еву, увидев, что Адаму плохо одному, без помощника, соответственного ему.
Слово «помощник» используемое как характеристика женщины, в Ветхом Завете используется ещё 19 раз и 17 из них, как помощь Божья, помощь Святого Духа.
То есть роль помощницы мужчины это роль важная и ответственная. Это помощь, без которой просто невозможно обойтись, мудрая, нежная, лишённая контроля.

Бог буквально вынул женщину из Адама, поэтому мы такие разные. В мужчине и женщине отражены разные грани Божьего образа-

Качества Бога, раскрывающиеся в мужчине:
Сила, Могущество, Он грозный, Он судия, Защитник.

Качества Бога, раскрывающиеся в женщине:
Он Милосердный, Сострадающий, Утешитель, Прекрасный.

Иисус поднял женщину, женщины окружали Его и служили ему. Он показал равную ценность души мужчины и женщины перед Богом.

Мужчина и женщина взаимоотношения, которых, находятся в гармонии, являют великое совершенство Божьего замысла.
Поэтому враг всячески пытается унизить женщину или дать ей несвойственную ей позицию.

Дух помощи который дан женщине, также как и Дух Святой, легко угасить. Он не будет навязывать себя, и мужчина останется без необходимой поддержки.
С другой стороны враг искушает женщину узурпировать у мужчины его роль ответственного лидера.

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».(Быт.3:16)

«влечение» к мужу переводится как агрессивное желание противостоять главенству Адама.
Женщинам надо быть очень внимательными, что бы не пропускать эту атаку.

Враг всегда пытался разделить мужчину и женщину, лишить мужчину женской поддержки, без которой он не может осуществить свое предназначение. В прошлом женскую сущность уничижили до состояния «человека второго сорта». Но Иисус поднял женщину своей любовью и прощением. В современном мире женщине пытаются навязать несвойственное ей поле для игры,где она в любом случае проигрывает. Даже достигнув видимых форм успеха, женщина остаётся несчастной, если её красота и женственность остались не оценёнными и не раскрытыми.

Девочек не учат быть красивыми и женственными, в школе и институте навязывают им мужские критерии успеха:

*ты сможешь,

*достигнешь,

*завоюешь.

И в результате, став мамой и сидя с ребёнком, переживая самое прекрасное время, женщина начинает чувствовать пустоту, ей кажется что жизнь проходит мимо.

И в семье редко созидается женственность:
Отцы не восхищаются их красотой.
Матери соперничают с подростками.
Девочки видят в семье пример сильной подавляющей мужа матери.

Очень часто женщина занимает место мужчины в доме и в обществе. Она берёт на себя, несвойсвенную женщине ответственность защитника, главы дома и ответственного лидера и в результате становится истеричной, напряжённой и несчастной, теряет свою красоту, своё предназначение.
Мужчина же теряет смысл своего существования, окружённый женщинами, способными обойтись без него, не нуждающимися в спасении.

Призвание женщины в Боге: помочь своей Красотой

Когда я говорю здесь красота – я имею в виду как внутреннюю, так и внешнюю красоту.
Подлинная красота Женщины открыться полностью может только в Боге.
Но ответственность женщины следить и за своим сердцем и внешней красотой.

Красота манит и привлекает. Красота Божьей женщины как бы приглашает: « вкусите и познайте, как благ Господь»
«Всё будет хорошо», вот послание исходящее от женщины, находящейся в Божьей любви и покое.

В притчах есть два персонажа: Госпожа « Глупость» и госпожа «Мудрость»
Контролирующая женщина призывает взять весь мир под контроль. Её сердце, полное страха сеет страх.
Женщина, полная Божьего мира –приглашает к покою и упованию на Бога. Ей не надо защищать себя, она доверяет Богу и с открытым сердцем приглашает к общению со Христом.
Эта женщина в Богоданной красоте приглашает нас познать Бога, через общение с ней мы прикасаемся к Его милости, нежности и доброте, к Его Красоте.
Женщина раскрывает красоту предлагая своё общество, присутствие, а не деятельность.

Каждая женщина наделена пленительной красотой. Но красота многих женщин поругана. Дьявол ненавидит и завидует нашей красоте, он пытается её разрушить с самого детства.

Любовь воскрешает красоту. Бог хочет дать нам такую любовь. Источник нашей красоты и гармонии в безграничной Божьей любви.

Наше призвание, как женщин, светить этому миру своей красотой, неся послание Божьего мира и любви даже без слов. Поэтому так важно открыть своё сердце Богу и позволить Ему его исцелить, потому что «Не возможно светить, когда твоё сердце разбито»

Раскрыть красоту, можно только раскрыв своё сердце.
Нужна вера – доверие Богу, что он сотворил нас прекрасными.
Надежда – мы ещё не такие как должны быть, но Он завершит, то, что начал.
Любовь – мы перестаём концентрироваться на самообороне и переключаем внимание на сердца других.

Мы предлагаем свою красоту для того, что бы сердца тех, кто рядом, могли ожить, исцелиться и познать Бога.

Женщины в Писании отражают Божью красоту.
Эсфирь, победившая на самом ответственном конкурсе красоты её поколения, являет нам красоту доверия Богу, послушания наставнику и самопожертвования ради ближних.

«И сказала Есфирь в ответ Мардохею: 16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну”. Есфирь 4:15-16

И Сара, верная спутница Авраама, разделившая его безусловную веру и скитания, и Ревекка, поехавшая в чужую страну, что бы быть поддержкой Исааку.
И Руфь - моавитянка, последовавшая за Ноеминью, ради любви к своей свекрови, у которой никого ни осталось близких.
Всё это примеры самопожертвования и милосердия, являющие истинную красоту женского сердца. И никого из этих прекрасных женщин мы не можем представить непричёсанными и некрасивыми. Внешняя красота женщины это тоже дар Божий миру, как и красота её сердца.

В Писании мы встречаем образ женщины – пророчицы Деборы, женщины, вдохновляющей следовать за Богом до конца и сражаться за свой народ.
История Деворы – это немного грустная история. Генерал армии Варак боится идти на бой и ей приходится идти вместе с ним, ободряя его своим присутствием и верой. Иногда женщинам приходится становится в пролом, в который не становятся мужчины. Но не в этом её Божественное призвание.

Женщина Библии – это вдохновительница и утешительница, глубокая вера и доверие Богу которой, даёт место Богу проявить себя на земле.

Образ идеальной женщины – это Мария – мать нашего Господа Иисуса Христа.

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» Лк 1:28.

Мария была избрана Богом, чтобы стать Матерью нашего Господа.
НО она могла и отказаться! ВЕРА, Мария знала Бога и любила Его, она доверяла Богу – и это открыло путь для рождения Христа.
Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг неё.

Представим себе: юная девушка беременеет вне брака. Вы можете представить себе, насколько это было трагично в том обществе? Ужас этой ситуации не сравним с тем, как это воспринимается сегодня, хотя в семьях даже неверующих людей в таких ситуациях хватаются за головы.
Ей реально угрожало быть изгнанной мужем, с которым они были только помолвлены, и побитой камнями. Что происходит дальше? Путешествие на последнем месяце беременности через всю страну, они скитались по гостиницам. Вся измученная, она рожает ребенка в хлеву. Потом, с маленьким сыном имигрирует в Египет. Был ли у Марии повод быть недовольной жизнью?!

У Бога другие представления о счастье. Они не стыкуются с нашими представлениями о простом человеческом счастье. И это проблема, потому что путешествие, в которое берет нас Бог, – это запредельное путешествие. В нас возникает конфликт между нашим пониманием простого человеческого счастья и тем, что думает об этом Бог. Потому что «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои…»
Что она чувствовала, что думала, когда её возлюбленного Сына распинают на её глазах?
Жертвенность.

В этой жертве на кресте было её призвание.

Вдохновительница:
Мария говорит Иисусу: « у них на свадьбе не хватило вина, помоги этим людям» - она вдохновляет Бога, начать творить Его чудеса!
Сострадание и молитва женщин и сейчас побуждают Бога творить чудеса.

Писание – это лучшая книга на свете. Это не книга, это картина, которая открывается перед нами. Я представляю: рождается Иисус Христос, и все небеса смотрят туда, внимание всей вселенной на убогой пещерке, убежище пастухов и овец. Можем ли мы вместитить это Чудо – Мария с Даром Божьим на руках! Бог доверил ей душу Христа. Что это значит в мироздании? Какая честь и слава, какой венец! «Радуйся, благодатная!» - говорит Писание.

Мы все хотим счастья, но не все хотим за это платить.

Мария растила Иисуса – дети, это души, доверенные нам Господом. Она ждала, она хотела, она знала, что Он может всё изменить!
Мария ВЕРИЛА в предназначение Своего Сына, хранила это в сердце. Её вера помогла ей пережить распятие Христа, и Она увидела Его воскресшим. Она видела, как Церковь Божия поднималась, как Дух Святой сходил, как крестились тысячи.

Она торжествовала во Христе, Её жизнь прекрасна! Её красота, спасающая мир, светит нам и сейчас.

Рахиль является одной из самых известных и самых цитируемых женщин в Библии. Её судьба была очень необычной, соединив в себе успех и трагедию. Но, несмотря на все трудности в жизни, Рахиль выбрала путь веры Богу и была обильно вознаграждена за это. Я верю, что каждый из нас сможет взять для себя урок из этой истории, а именно, как реагировать, когда в твою жизнь неожиданно приходят трудности.

Бытие 29:17 говорит: Рахиль была красива станом и красива лицом.

В Библии нечасто рассказывается о красоте женщин. Рахиль была очень красива. Она особенно выделялась на фоне своей старшей сестры, у которой были проблемы с глазами. Красота, как и сейчас, так и в то время давала человеку особенные привилегии в жизни. Я предполагаю, что у неё было намного больше друзей в фейсбуке, чем у её сестры, а также её селфи в Инстаграм набирали тысячи лайков и комментов...

Над жизнью Рахили было божественное провидение.

Кроме того, что она обладала страшной красотой, ей ещё и в жизни постоянно везло. Так, в один день, пасши овечек своего отца, Рахиль оказалась в нужное время в нужном месте. Подойдя к колодцу, который находился далеко за городом, она встретила молодого человека, который сидел растерянным в одиночестве.

Разговорившись, оказалось, что этот мачо находится в бегах от своего брата, и ему негде жить. Рахиль привела своего нового дружка к отцу, который в будущем и стал её мужем.

Рахиль была очень любима своим мужем.

Не всем женщинам так в жизни повезло. Не за всех женщин муж согласится работать 14 лет на полевых работах... Но её муж сделал это ради неё. Библия делает ударение на том, что Иаков так сильно любил Рахиль, что первых 7 лет работы показались ему как 7 дней!

Но однажды в жизнь Рахили пришло испытание.

Рахиль пережила большое предательство со стороны своего отца.

Представьте себе, как все было: пышная свадьба, белое платье, море гостей, куча подарков и пожеланий... Возможно со своим женихом они уже спланировали медовый месяц на Гавайях. Но тут вечером после свадьбы, перед тем как уединиться в гостинице, приходит отец и говорит: «Твоя сестра Лия поедет в гостиницу для первой брачной ночи вместо тебя...» Как бы вы отреагировали на такой поступок своего отца?

Лия украла благословение Рахили с помощью своего отца, как когда-то Иаков украл благословение у Исава с помощью своей матери.

Историю жизни Лии, я описывал в блоге: "Она не была красивой. Муж ее недолюбливал. Она творила историю."

После выхода замуж, несмотря на позор и шумиху вокруг свадьбы, Рахиль столкнулась с ещё одной проблемой - она оказалась бесплодной (Бытие 29:31). В то же самое время Лия, которая украла её благословение, рождала одного сына за другим...

Тяжело наблюдать то, как Бог благословляет кого-то, когда у тебя в это время - проблемы и не успех.

Проходя трудности в своей жизни, у Рахили было два пути. Первый это закрыться в себе, обижаться на жизнь и думать, что Бог не справедлив. И второй это продолжать верить Богу, несмотря на обстоятельства, и молиться за чудо. Рахиль выбрала второй путь.

Бытие 30:22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал (молитву) её Бог, и отверз утробу её.

Кто-то удачно подметил, что Бога впечатляет не наша нужда, а наша вера.

Если человек, проходя трудности начинает роптать, винить всех подряд и обижаться на Бога, то он сам себе блокирует благословение. Но если человек, не смотря на трудности, продолжает проявлять веру и молиться, то он открывает двери для чуда!

Рахиль не только получила чудо от Бога, родив двух сыновей, но и смогла стать одой из самых выдающихся женщин в Библии. Она была легендой. Её сын Иосиф стал одним из самых влиятельных лидеров в мире на то время, спасши всю семью Иакова от голода. А имя Рахиль стало одним из самых упоминаемых женских имён в Библии.

Книга "Женщины в Библии" появилась из серии радиопередач Юнис Придди для женщин "третьего мира" о том, что Бог любит их как личностей. Эти истории женщин из Библии, чья жизнь служит для верующих примером для подражания и как предостережение. Беседы были подготовлены короткими; использовались иллюстрации, приемлемые для разных культур.
Эти простые размышления о характере разных женщин станут для вас благословением. Пусть Господь продолжит использовать Свое Слово в жизнях женщин по всему миру, будь-то через радио или через данную книгу.

1. БЛАГОЧЕСТИВАЯ ЖЕНЩИНА: 31-я глава книги Притчей
2. ЕВА: Мать всех живущих
3. САРРА: Мать народов: часть 1
4. САРРА: Мать народов: часть 2
5. АГАРЬ: Жертва обстоятельств
6. ЖЕНА ЛОТА: Вспоминайте ее
7. РЕВЕККА: Женщина, которая умела манипулировать
8. ЛИЯ: Верная жена
9. ДИНА: Женщина, которую влекла мирская жизнь
10. МАРИАМ: Зависть ведет к осуждению
11. ДОЧЬ ФАРАОНА: Бог использовал и ее
12. РААВ: Блудница, у которой изменилась жизнь
13. АХСА: Мудрая невеста
14. ДЕВОРА: Лидер, благословенный Богом
15. ДАЛИДА: Женщина, которая предала ради денег
16. НОЕМИНЬ: Мудрая свекровь
17. РУФЬ: Женщина, которая мудро выбирала: часть 1
18. РУФЬ: Женщина, которая мудро выбирала: часть 2
19. АННА: Молящаяся женщина
20. МЕЛХОЛА: Первая жена Давида
21. АВИГЕЯ: Миролюбивая женщина
22. ВИРСАВИЯ: Мать царя Соломона
23. ДВЕ БЛУДНИЦЫ: Проявление настоящей материнской любви
24. ЦАРИЦА САВСКАЯ: Она искала мудрости
25. ИЕЗАВЕЛЬ: Нечестивая царица
26. ВДОВА ИЗ САРЕПТЫ: Женщина, проявившая гостеприимство
27. ВДОВА, МАСЛО У КОТОРОЙ УМНОЖИЛОСЬ: Женщина, расплатившаяся с долгами
28. СОНАМИТЯНКА: Щедрая хозяйка
29. ДЕВОЧКА-РАБЫНЯ В ДОМЕ НЕЕМАНА: Девушка, которая быстро реагировала
30. ИОСАВЕФ: Женщина, проявившая смелость в трудных обстоятельствах
31. АЛДАМА: Женщина, которая говорила правду
32. ЕСФИРЬ: Красивая и смелая царица: часть 1
33. ЕСФИРЬ: Красивая и смелая царица: часть 2
34. ЖЕНА ИОВА: Женщина, которая смотрела на страдания мужа
35. МАРИЯ: Мать Иисуса: часть 1
36. МАРИЯ: Мать Иисуса: часть 2
37. ЕЛИСАВЕТА: Женщина, безупречная перед Богом
38. АННА: Вдова, служившая Богу
39. САЛОМИЯ: Женщина, которая молилась за своих сыновей
40. ЖЕНЩИНА, СТРАДАВШАЯ КРОВОТЕЧЕНИЕМ: Она встретила Великого Врача
41. СИРОФИНИКИТЯНКА: Она проявила большую веру
42. ЖЕНЩИНА БЕЗ ИМЕНИ: Известная, как грешница
43. МАРФА: Гостеприимная женщина
44. МАРИЯ: Она делала, что могла
45. ЖЕНЩИНА, ВЗЯТАЯ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ: необычная встреча с Иисусом
46. МАРИЯ МАГДАЛИНА: Она поняла смысл истинного прощения
47. САПФИРА: Обманщица
48. ТАВИФА: Щедрая помощница
49. РОДА: Настойчивая служанка
50. ЛИДИЯ: Деловая женщина, которая служила Богу
51. ПРИСКИЛЛА: Совместное служение мужа и жены
52. ЕВНИКА: Женщина, которая воспитала своего сына
53. БЛАГОЧЕСТИВАЯ ЖЕНЩИНА: 31-я глава книги Притчей


Top