Эмоционально-личностное развитие ребенка. Методичка: Эмоционально личностное развитие детей дошкольного возраста
Катерина Коурова
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»
Программа
эмоционально – личностного развития детей старшего
дошкольного возраста .
«В мире эмоций »
Педагог-психолог д\с №7 : Коурова Е. А.
г. Вязьма
Пояснительная записка.
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ эмоционально – личностного развития .
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Эмоции и чувства имеют большое значение в психической жизни детей дошкольного возраста . Как правило, у здорового ребёнка 5-7 лет преобладают положительные эмоции , жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования. Но эта сила переживаний связана с большой неустойчивостью чувств.
С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния .
Современное семейное воспитание детей раннего возраста , завышенные требования в дошкольном возрасте , перегрузка детей информацией , телевиденье, компьютеры и т. п. часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В. Н. Мясищева, «Эмоциональным заболеванием » личности.
Родители часто заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка , а эмоционально -волевое кажется им не столь важным. Действия взрослых с раннего возраста блокируют эмоциональное самовыражение , что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезаптационных форм поведения (агрессивности, конфликтности, тревожности, что мешает полноценному и всестороннему развитию ребёнка .
Исследования психологов по данному вопросу, а также личные исследования и наблюдения, говорят об увеличении детей страдающих проблемами в общении, наличие агрессивности, тревожности, конфликтности, что не дает ребёнку полноценно развиваться . Поэтому была разработана данная программа , с учётом перечисленных трудностей.
Основные задачи программы
1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний . Чувств.
2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.
4. Развить умение чувствовать и понимать другого.
5. Повысить самооценку детей , их уверенность в себе.
6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
7. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.
8. Развить любознательность , наблюдательность.
9. Способствовать сплочению детского коллектива.
Структура занятий
Постоянный ритуал начала занятий;
Игры - перевоплощения или игры-беседы с обсуждением ситуаций
Этические сказки, пластические этюды, игры с различными элементами;
Обсуждение занятий с детьми;
Ритуал прощания.
При необходимости вводится «минута шалости» .
Занятия проводятся один раз в неделю, курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группу.
Всего занятий : в старшей группе – 27
в подготовительной - 18
Длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.
Количество детей не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть чётным, чтобы действовать в парах.
При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей , принимается и выслушивается всё, что говорится ими.
При работе :
Позитивно подкрепляются все ответы детей ;
Создаётся атмосфера взаимного доверия;
Обеспечивается независимость в выборе принятия решения;
Оказывается положительная поддержка личности ребёнка.
Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей , сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии , творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.
Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с проблемами в поведении.
Тематическое планирование
в старшей группе .
занятия Тема занятия Кол-во часов
1. «Как меня зовут» 0,5 ч.
2. «Друг» 0,5 ч.
3. «Давай познакомимся» 0,5 ч.
4. «Я твой друг» 0,5ч,
5. «Пожалей» 0,5ч.
6. «Положительные эмоции » 0,5ч.
7. «Что ты чувствуешь» 0,5ч.
8. «Мечты» 0,5ч.
9. «Настроение» 0,5ч.
10. «Перевоплощение» 0,5ч.
11. «Какой я, когда боюсь» 0,5ч.
12. «Паучок» 0,5ч.
13. «Поможем игрушкам» 0,5ч.
14. «Облака» 0,5ч.
15. «Тревога» 0,5ч.
16. «Заряд бодрости» 0,5ч.
17. «Добрые дела» 0,5ч.
18. «Как можно поздороваться» 0,5ч.
19. «Чудо» 0,5ч.
20. «Весна» 0,5ч.
21. «Качели» 0,5ч.
22. «Мы скульпторы» 0,5ч.
23. «Зазнайка» 0,5ч.
24. «Защита» 0.5ч.
25. «Моё настроение» 0,5ч.
26. «Животные» 0,5ч.
27. «Мы растём» 0,5
Всего : 13,5 ч.
Тематическое планирование
в подготовительной группе.
занятия Тема занятия Кол-ва часов
1. «Мы соскучились» 0,5ч.
2. «Что изменилось за лето» 0,5ч.
3. «Семья» 0,5ч.
4. «Что делать?» 0,5ч.
5. «Осень» 0,5ч.
6. «Насекомые» 0,5ч.
7. «Дождь» 0,5ч.
8. «Человек» 0,5ч.
9. «Жадность» 0,5ч.
10. «Друзья» 0,5ч.
11. «Помогу другу» 0,5ч.
12. «Ты часть природы» 0,5ч.
13. «Угадай настроение» 0,5ч.
14. «Превращение» 0,5ч.
15. «Хвастун» 0,5ч.
16. «Доброта» 0,5ч.
17. «Природа» 0,5ч.
18. «Ты один дома» 0,5ч.
Всего : 9ч.
Литература
1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста . Иосква 2002г
2. Котова Е. В. «В мире друзей » программа эмоционально-личностного развития детей . Москва 2002г.
3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва 1998г.
4. Изард К. Е Эмоции человека . Москва 1980г.
5. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. – СПб : Питер Пресс, 1996.
Публикации по теме:
Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.
Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.
Конспект организованной образовательной деятельности «Страна эмоций» для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: сформировать понятия об эмоциях радость, злость, удивление, страх, способствовать осмыслению своих эмоциональных состояний.
Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.
Наталья Владиславовна Шипунова
«Эмоционально-личностное развитие дошкольников »
В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей » , «социальная компетентность» и др. Но программно - методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников существенно отстает от потребностей практики.
Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства - дать ребенку основные знания, умения, навыки. Говорилось о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно «создавать детям эмоционально комфортную атмосферу» ).
В настоящее время ситуация несколько изменилась. Качество дошкольного образования ни в коем случае не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребенок, - оно обязательно связано с “ежедневной радостью ребенка”. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника , адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Однако остаются нерешенными многие проблемы, например : не учитывается в должной степени роль семьи в благополучном эмоциональном развитии ребенка ; четко не отработаны формы взаимодействия педагогов и родителей по устранению причин эмоциональных трудностей детей и др.
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения . Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба.
Кроме того, даже при наличии в ДОУ высококвалифицированного педагога-психолога работа по развитию эмоционально- личностной сферы дошкольника должна продолжаться воспитателями в каждой группе.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития , к которым относятся эмоциональная неустойчивость , враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организационная работа (занятия, совместная дельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить опыт ребенка , но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные проблемы.
Совместная деятельность, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией , продуктивной творческой самореализации.
Педагогическую работу строим с учетом следующих положений.
1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сфера
2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства . Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение) .
3. Поэтапность педагогической работы . Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений , творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций .
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика , опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом . Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста .
Используем игры на развитие эмоциональной экспрессии , или эмоционально-экспрессивные игры . Они направлены на развитие мимической , пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций ; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др .
В работе с детьми используются произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру . Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь, развивают отзывчивость , служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.
Если эмоционально ребенок в группе чувствует себя хорошо происходит его полноценное социальное развитие . Так, по результатам наших наблюдений выявляются положительные результаты : дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов эффективного обучения является эмоциональный фон . Результат? Наши дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и наыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать :
«Пусть всегда буду Я!» .
Публикации по теме:
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка (из опыта работы) тифлопедагога Галиной А. С. Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Познавательное развитие детей младших дошкольников (из опыта работы) Познавательное развитие детей младших дошкольников. (из опыта работы) Почему маленькие дети такие любопытные? Мир, развертывающийся.
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» китайская поговорка С. 2 Познавательное развитие детей - одно из.
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.
Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.
Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.
Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.
Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.
Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает
привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.
Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.
Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избирательность дружеских контактов.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш
пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно- творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Эмоционально-личностное развитие дошкольника.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Важную роль в дальнейшем становлении ребенка, как личности, играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Ведь владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого человека – причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать себя, обретать друзей. А благодаря работе мышц и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это – прямой путь к полноценному общению. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка, поскольку они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Это нестабильность экономическая, политическая, ценностная, в результате которой у детей появляется так называемый «страх взросления». Это безудержный поток информации, которую дети не всегда успевают «переварить» и зачастую воспринимают неправильно. Это неконтролируемый процесс использования современных технических устройств, таких, как компьютеры, сотовые телефоны. Ведь именно сегодня наши дети, как никогда ранее, испытывают дефицит в полноценном общении. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению, общению по телефону, постепенно утрачивая способность искренне выражать свои эмоции. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, как на смену добрым сказочным героям, пришли герои из мультсериалов-боевиков, как исчезает среди детей такое понятие, как «групповая сплоченность», сопереживание, симпатия, заметно увеличилось число тревожных и агрессивных детей. Известно, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
Я считаю, что работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В нашем детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таки занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка (Приложение № 1 Вариант игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста)
На базе нашего дошкольного учреждения в каждой группе созданы «Уголок доверия» или «Уголок уединения», они имеют соответствующее оформление («Шкатулка добрых посланий», мягкие игрушки-релаксанты, мягкие модули, все необходимое для рисования, настенное панно «Мое настроение», «Солнышко», плакат «Азбука эмоций».
Настенное панно «Мое настроение»
В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение. Так, голубой цвет – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», фиолетовый – «я злюсь», красный – «мне весело, радостно». Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематичное изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематичные изображения лиц с соответствующими эмоциями. Дети выбирают соответствующее своему настроению изображение, затем каждый ребенок вставляет выбранную заготовку в кармашек согласно с цветом и днем недели (Приложение № 2)
Настенное панно «Солнышко»
Дети в зависимости от своего эмоционального состояния завязывают на лучики солнышка ленточки. Каждая ленточка символизирует определенное настроение. (Приложение № 2)
Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Данные, полученные с помощью панно, можно вносить в дневник наблюдений воспитателя или психолога.
Панно « Я злюсь»
С помощью этого панно ребенок учится управлять своими эмоциями. Здесь в красочной форме детям, а также их родителям даны советы о том, как можно справиться с негативной эмоцией: принять ванну, поиграть с водой, рассказать о своих проблемах другу или взрослому, поиграть в подвижные игры и т.д. (Приложение № 2)
«Шкатулка добрых посланий»
Ее использование эффективно в период адаптации ребенка к детскому саду. В этой шкатулке родители оставляют своим детям добрые послания и пожелания, которые воспитатель зачитывает ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом успокаивая ребенка (Приложение № 2).