Как делать кукол с шарнирами своими руками. Как делаются шарнирные куклы своими руками

Доброго времени суток! По просьбам я попытаюсь сделать мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика . Это мой первый мастер-класс, так что если что-то непонятно объяснила - спрашивайте дополнительно. Мастер класс буду выкладывать частями (как будет продвигаться моя работа, буду походу фотографировать) Мастер классов в интернете много… этот будет называться… скажем так «Как это делаю я». Единственная цель которую я преследую… чтоб собравшиеся на этом сайте творческие (и не очень) люди увидели, что сделать шарнирную куклу своими силами вполне реально. А так как кукол здесь любят решительно все, то думаю будет интересно. К тому же я и сама не знаю что в итоге получится.

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.


Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…


Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того - ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь


И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку


Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.


Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части


должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ


долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь


Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.


Вспоминаем детство и катаем шарики


запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.


И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.




Но радоваться рано, еще полно работы.

Продолжение во

Работа над занимает достаточно много времени, которое может исчисляться месяцами: нужно слепить тело, проработать анатомию, вписать шарниры в анатомию тела, так чтобы они смотрелись гармонично и работали хорошо. Дальше уже идет работа над образом куклы – лепка лица, кистей рук, роспись, парик и одежда.

Миниатюрная в плане работы ничем не отличается от куклы обычного размера. Разве что требуется большая точность и аккуратность движений, особенно при работе над лицом, стопами и кистями рук куклы.

Лепка кистей

Для изготовления миниатюрной шарнирной куклы зачастую используется специальный запекаемый пластик Fimo Puppen miniature , он обладает увеличенной прочностью, отличной памятью и после полного запёка деталей приобретает определенную степень упругости. Этот пластик достаточно интенсивного цвета, что не всегда подходит под задуманный образ, поэтому в своей последней работе я использовала пластик Fimo porcelain .

Лепку кистей шарнирной куклы я начинаю с формирования заготовок для обеих рук. Для этого из пластика я формирую две детали в форме «лопаточки» (фото 1), с ручкой, за которую мы будем держать деталь в процессе работы, и со сплюснутым концом, который разрезаю маникюрными ножницами на 4 части (фото 2) – это будут пальцы. Дальше, каждую часть я скатываю в «колбаску» (фото 3), при этом они становятся тоньше и вытягиваются. Нужно следить за тем, чтобы эти части не оторвались от основы. Ориентируясь по лицу куклы (можно заранее нарисовать схему для руки), определяю длину пальцев, отделяю лишнее и сужаю каждый пальчик.

После этого я придаю примерное желаемое положение пальцам (фото 4,5) и делаю полузапек детали. Для каждого пластика, с учетом особенности печки, подбирается своя температура. Я использую аэрогиль и делаю полузапёк деталей 10 минут на 95 градусах (не разогревая предварительно).

Если для обычного размера куколки ручку можно вылепить сразу или слепить отдельно пальчики и затем вставить их в ладонь, то при работе с миниатюрными ручками я действую методом отсечения лишнего. Самым кончиком макетного ножа я, очень аккуратно, срезаю все то, что мне кажется лишним – придаю рельеф пальцам, уточняю их изгибы с внутренней и внешней стороны (фото 6). Лезвие должно быть острым. После первого полузапека действовать нужно особенно аккуратно, дальше пластик будет чуть прочнее и работать будет проще. Затем я долепляю пластик (примазывая стеком) там, где мне кажется это необходимым – например, фаланги пальцев с внешней стороны, намек на сухожилия с тыльной стороны ладони и тд (фото 7). Снова делаю полузапек. Этот процесс повторяется до достижения нужного результата. Так же лезвием ножа я выравниваю поверхность – совершаю скоблящие движения (в направлении от себя), лезвие при этом расположено под углом к поверхности примерно в 30-40 градусов(фото 8).

После того как готовы 4 пальца, я уточняю форму кисти и прорабатываю ладонь – формирую подушечки (вырезаю, долепляю) и наношу кончиком лезвия основные линии на ладонь. Затем я шлифую кисть мелкой шкуркой (1000 дисп). Теперь я могу сформировать большой палец. Прилепляю кусочек пластика, одновременно формируя на ладони соответствующий бугорок (фото 9,10), и работаю дальше, так же как и с другими пальцами.

Дальше я наношу мелкие царапинки на фаланги пальцев с тыльной стороны ладони и формирую ногти. В отличие от работы над ногтями для обычного размера кукол (обозначается форма ногтя, срезается пласт на ногте с увеличением толщины среза ближе к лунке ногтя, ближе к концу пальца срезается пластик по бокам от обозначенного ногтя – тем самым возвышается пластина ногтя) в миниатюре достаточно просто срезать верхнюю часть пальца до обозначенного места – делать это нужно очень аккуратно.

После этого я наношу на руку кисточкой совсем немного масла Sculpey , даю полежать минут 5 – поверхность пластика немного размягчается и это позволяет сгладить оставшиеся шероховатости, уделяя внимание местам между пальцами (разглаживаем кисточкой). Делаю полузапек, после чего отрезаю хвостик (фото 11), за который так удобно было держать руку в процессе работы и формирую шарнир.

Прорези в стопах и кистях, вставка перемычек

Прорезь в шарнире влияет на свободу движения детали, поэтому нужно определить крайние точки прорези. Для этого я прикладываю стопу к голени и отмечаю на шарнире крайние точки в максимальном положении (фото 12,13) – крайняя точка отмечается на линии, мысленно проведенной через центр голени (так будет проходит резинка).

В отмеченных крайних точках я высверливаю отверстия сверлом (1мм диаметр). При этом, в отличие от сверления прорезей в остальных шарнирах куклы, направление сверла идет не к центру шарнира, а чуть ниже (фото 14). Это делается потому, что через центр шарнира будет проходить перемычка (фото 15), за которую будет цепляться резинка, для этого нужно, чтобы отверстия крайних точек встретились чуть ниже перемычки. Далее я просверливаю тем же сверлом отверстие с боку стопы, проходящее через центр шарнира (фото 15), при этом я контролирую выход сверла из детали, прикрывая его пальцем, это позволяет более аккуратно справиться с этой задачей. Затем я вырезаю прорезь (фото 16) – для облегчения вырезания можно просверлить еще одну промежуточную точку (нужно следить, чтобы все отверстия проходили в одной плоскости).

Прорези в кистях рук я делаю аналогичным образом (фото 17,18).

Затем я вставляю перемычки. Их я делаю из вязальной проволоки диаметром 1мм, что очень удачно подходит для отверстий высверленных сверлом такого же диаметра. Для этого я кусачками откусываю кусочек проволоки, длинной чуть меньше длинны самого отверстия, чтобы края проволоки оставались внутри шарнира.

При работе с шарнирной куклой обычного размера в отверстия с проволокой обычно закапывается супер-клеем, но для миниатюрной шарнирной куклы этого не требуется, так как натяжка резинки не такая сильная. Я использую слегка расплющенный конец перемычки для того чтобы зафиксировать проволоку внутри шарнира – конец немного шире отверстия и достаточно острый для того чтобы врезаться в пластик при продвижении проволоки внутрь (фото 19). После этого я замазываю пластиком отверстия с краями перемычки и делаю полузапек.

Дальше я тонирую шарнирную куклу маслом и делаю окончательный запек, согласно характеристикам пластика. На последнем этапе полного запека, можно незначительно кратковременно (2-3 минуты) увеличить температуру для прочности (требует предварительного теста на кусочке пластика). Детали вынимаю, когда пластик полностью остыл. После этого добавляю акценты пастелью и расписываю лицо акварельными карандашами и закрепляю фиксативом (фото 20,21).

Сборка куклы

Еще на этапе полузапека я высверливаю изнутри головы куклы отверстия под глаза (фото 22) –(такие сверла разного диаметра продаются в магазинах для ювелиров).

Для фиксации глаз я использую специальный воск, из которого я формирую «бублики» и одеваю их на глаза (фото 23), слежу затем чтобы центр глаза оставался чистым (блестящим). Вставляю подготовленные глаза в голову (фото 24), при необходимости используя пинцет и приминаю воск. Устанавливаю взгляд куклы (фото 25)

Для натяжки рук я делаю петлю из спандекса без оплетки, длинна которой чуть больше, чем длинна натягиваемых деталей (фото 26) (длинна петли определяется опытным путем, в зависимости от упругости резинки). Используя тонкую медную проволоку (из телефонного провода) я протягиваю петлю под перемычкой в кисти (фото 27). Получается петля сложенная пополам, то есть резинка в 4 слоя (фото 28). Дальше проволокой объединяются 2 конца петли и протягиваются через предплечье и плечо (фото 28).

Вытянутая резинка фиксируется зубочисткой. Обе руки протягиваются проволокой в грудную часть и вытягиваются в центральное отверстие, где фиксируются зубочистками (фото 29).

Обычно при натяжке рук больших кукол используются крючки, которые одним концом цепляются за перемычку в кисти, а другим концом за петлю резинки, и резинка тянется через грудину из одной руки в другую. Резинка заранее отрегулирована, что обеспечивает хорошую натяжку. Но в миниатюрных куколках для использования крючков пришлось бы делать достаточно широкие прорези в кистях, что было бы не очень красиво. Просто завязать резинку в центре грудины, так чтобы была хорошая натяжка, тоже не получится из-за размера. Поэтому я использую крючок, соединяющий в грудине две, заранее отрегулированные, петли (фото 30).

Натяжка ног так же осуществляется на петли, как и натяжка рук. В этом случае немного сложнее продеть петли через перемычку – я ввожу петлю пинцетом под перемычку, а с обратной стороны поддеваю иголочкой (фото 31,32). Далее петля сложенная пополам протягивается последовательно через детали ноги, туловища, грудины и выводится через шею, где фиксируется зубочисткой (фото 33).

Процесс создания шарнирно-расчленненной куклу шаг за шагом.

Это своего рода куклы с шарик-шарнирами в теле, руки и ноги. Конечности и голова соединяются между собой упругой нитью.

Есть много вариантов в том, как присоединиться к каждой части куклы.

ШАГ 1

Рисуем схему

Для начала нарисуйте схему вашей будущей куклы в натуральную величину в фас и в профиль, обращая внимание на размер соединений..

Делаем каркас

Мы покажем вам, как использовать пенополистирол Styrofoam (универсальная строительная изоляция голубого цвета, которая используется для утепления всех типов и элементов зданий) для каркаса. Вырежьте все части куклы из пенополистирола размером на 10 мм меньше реального размера деталей.

Основа

Основу будем делать из опилок, смешанных с клеем. Эта смесь становится твердой и легкой после высыхания. Пенополистироловый каркас в последствии вынем из основы, чтобы детали стали полыми. Существует два типа опилок: грубые и пудрообразные. Для нашей работы больше подойдут пудрообразные опилки. Смешиваем равные части опилок и химического клея с водой (так же можно использовать крахмал) и разминаем руками, пока он не станет глинистым. Не делайте слишком много материала, так как он высохнет за несколько дней, и вы не сможете его использовать. Скомкайте получившуюся массу и заверните во что-нибудь, чтобы она не высохла. Теперь массой из опилок облепите каркас, используя клей для скрепления каркаса с массой. Облепите все части куклы, исключая места соединения, равномерным двухмиллиметровым слоем. Дайте деталям высохнуть. Если в процессе сушки появятся трещины, ничего страшного. Замажьте их той же массой и высушите

Лепка

Смешайте равные части опилок и stoneclay. Очертите границы вверху, внизу, справа и слева на поверхностях стыков.

Сначала мы должны облепить равномерным слоем всю форму, и разметить поверхность для последующего моделирования. Для разметки не используйте чернильную ручку, так как чернила могут проявиться на поверхности. Больше подойдет цветной карандаш.

После того как форма головы будет окончательно завершена, сделайте шею тем же самым способом, что и остальные детали, используя styrofoam для каркаса.

Основа для рук

Нарисуйте руку и сделайте ладонь из опилок. Порежьте тоненькую проволоку на 10 частей для пальцев.

Сделайте дырочки для пальцев в ладони тоненькой дрелью.

Зафиксируте проволоку в дырочках эпоксидной смолой.

После высыхания, подрежьте пальчики до нормальной длины и согните их в подходящую позу.

Глаза

Теперь нужно разрезать голову и выскрести из нее styrofoam .

Вырежьте резцом дырочки для глаз.

Закрепите глаза клеем

Прикрепите отрезанную часть головы смесью опилок, клея и stoneclay.

Голова и тело

После того как вы проработаете черты лица, отшлифуйте поверхность шкуркой.

Нарисуйте внешнюю линию уха и сделайте уши из опилок и stoneclay. Сделайте дырочки для ног руг и шеи в торсовой части куклы и выскребите оттуда пеноплистироловый каркас. Зашлифуйте неровности шкуркой.

Вставьте голову в отверстие для шеи и проверьте баланс.

Начертите границы на поверхности для проверки симметрии и неровностей.

Проработайте детали и отшлифуйте поверхность.

Руки

Насыпьте в чашку немного грубых опилок. Намажьте проволочный каркас клеем, положите заготовки рук в чашку и облепите их опилками.

После высыхания проработайте детали опилками, смешанными со stoneclay .

Разрежьте руки в локтях. Вставьте соединительные шарики в отверстие в плечах и на локтях и скрепите детали.

Отшлифуйте поверхность шкуркой, затем налепите сверху stoneclay , чтобы сделать поверхность гладкой.

Вырежьте дырочки в запястьях и приклейте туда соединительные шарики эпоксидной резиной

В местах соединения подрежьте края соединений в направлении плавного сгиба деталей.

Ноги

Нарисуйте эскиз ног и сделайте основу из опилок. Затем проработайте детали смесью опилок и stonaclay . Вырежьте дырочки (как в запястьях) и приклейте к ним соединительные шарики.

Зафиксируйте соединительные шарики так же на верху бедер и в коленях.

Проверьте соразмерность каждой части, отшлифуйте поверхность и при помощи stonaclay сделайте ее гладкой.

Соединительные углубления

О шарнирах кукол

О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но это соединение я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда достаточно толстой лески с оплавленными свечёй или паяльником приплюснутыми концами. А прочный пластмассовый стержень годится и для более серьёзных деталей из фанеры и дерева. Концы так же оплавляются паяльником.


Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактуровка, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины (увеличив размеры кукол), кожу и т. д.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами и портновскими кнопками для получения шарнирного соединения. Они бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими.

Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

Деревянные “карандаши” со шляпками туго вставляются в отверстие с двух сторон. Получаем каталку на колёсиках.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья.


Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, шнуры цветные толстые), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же куклу, цепляйте к ним бумажные маски...

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты изготовления, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае по разному. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвоздях), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить как есть, зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени с ограничителями, голова может и свободно работать.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол и многое другое, сцепляется такими крючками.

Металлические петли часто можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.




Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, схватывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Проволочная стальная ось в виде скобки забивается в просверленные отверстия. Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в качестве оси шарнира. Они быстро и легко монтируются на шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров на конструкции типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются из листового винипласта толщиной в 1,5 - 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища укладывается пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся очень приличный костюм, в законченном виде куклы укладывается парики и делается роспись.

Куклы идут партиями с персонажами к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборка в других, пошивочные работы даются надомникам и т. д. Можно поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии предельно рациональная конструкция. Всё подчинено получению минимальной себестоимости. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Шарниры весьма своеобразны. Конструкцию скроет костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, особенно в пакетных куклах не менее простой “шарнир” в виде верёвки. Так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для оси в качестве укрепления стенок от износа.

Многое зависит от профиля деревянных деталей шарнира, от которого зависит степень подвижности и внешний виж конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания при изготовлении. Много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать его в “скульптуру”, надо побеспокоиться о внешнем виде шарниров. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт их одежде заминаться в щель при наклонах.

Если дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, то шаровой шарнир позволяет плавно менять наклон оси вращения деталей во всех направлениях. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарового шарнира, но пока не известна его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Принципиальная схема шарнира показана.

Конструктору осталось определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления пружины в центр шара.

Если это головка с носом, то посмотрите принцип работы шарового шарнира.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровасека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое.

Точка соединения двух тяжей неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание оставить отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.



Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается конусообразный штырь) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

О деталях механики головы надо делать отдельную страницу.


Top