Как правильно делать закаливание ребенка. Помощь солнца в закаливании крохи

Закаливающим эффектом обладает и загар, и ветер, и хождение по гальке у моря. Так или иначе, любое физическое воздействие – это часть закаливания. Однако скептики говорят, что закаливание – это ерунда: «Мы вот ребенка закаливали целый месяц, а эффекта - ноль!» Проблема в том, что родители зачастую не совсем верно улавливают суть процедур, поэтому положительного эффекта от закаливания действительно не наступает...

Почему наши дети болеют?

Конечно, виновны вирусы и микробы, ведь они являются основой ОРВИ. Но не забывайте, что «тепличные» дети, выращенные в условиях теплых шапочек, комбинезончиков и обогревателей, полов с подогревом и персидских ковров, горячей воды в ванне и душе, езды в собственных автомобилях до детского сада и обратно – болеют чаще и дольше. Их иммунитет – настоящий лентяй! Поэтому от любого сквозняка тело не умеет защититься – в результате возникают простуды.

А дети, растущие в деревне и чуть ли не до морозов бегающие босыми и полураздетыми, вечно жующие на ходу – не в пример городским неженкам, болеют мало. Все потому, что их тело привычно к смене температуры, осадкам, ветру и умеет адекватно на это реагировать.

Цель – начать закаляться!

Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание – это регулярная тренировка организма, если ее прекратить – эффект быстро пропадает. Дети готовы к закаливанию с рождения, важно только выбрать постепенные методы.

Временным противопоказанием для начала закаливания является острая инфекция или обострение хронической. Но это только до момента, пока ребенок не выздоровеет.

Начать закаливать малыша можно прямо сегодня, но еще один важный принцип для любого закаливания – постепенность. Сначала можно купать малыша в теплой воде, по мере привыкания температуру можно опускать все ниже и ниже, пока ваш карапуз не начнет довольно активно плавать в холодной воде.

Бегом по полу!

Один из отличных способов закаливания – это хождение босиком по полу. «Как! - в ужасе воскликнут бабушки. - От сквозняка малыш простынет!» Однако научно доказано, что дети, которые дома ходят босиком в любое время года, болеют реже.

Это объясняется тем, что на стопах есть рефлекторные точки, связанные со слизистой носа. Если малыш не закаленный, при переохлаждении ног его слизистая становится очень чувствительна к вирусам, и ребенок заболевает. У тренированных детей она очень устойчива к простудам.

Как начать закаливать ребенка

Пусть ребенок ходит босиком по теплому полу. Чаще снимайте тапочки и носки с карапуза, пусть дома ноги отдыхают и закаляются. Это просто и полезно.

В трусиках!

В любое время года полезно приучать малыша к прохладе, и по возможности не надевать на него много одежды.

Летом многие родители позволяют малышам бегать в трусиках, а вот в остальное время года почему-то закутывают карапузов в несколько слоев одежды. Это большая ошибка! Помните: обмен веществ ребенка усилен и тепла он производит больше – поэтому там, где вам тепло, ему жарко. Укутанный и от этого вспотевший малыш заболеет быстрее, чем легко одетый и отдающий тепло окружающей среде.

Возьмите себе за правило ежедневно при температуре в комнате выше 18 градусов давать карапузу побегать или полежать голеньким минут 10-15. Если боитесь, что он замерзнет, поиграйте с ним в догонялки - это отличная игра и закаливание. С каждым днем длительность сеанса «голышковых игр» увеличивайте.

Водные процедуры

Как начать закаливать ребенка

Водные процедуры – это отличное закаливание. Начать можно с ванны и обливания ног и рук, игр с водой, а позже добавить к ним обливания из душа.

Отличные игры в теплое время года – это брызгалки: запаситесь водными пистолетами, автоматами или смастерите их сами. Дети готовы брызгаться и играть с ними часами. Зимой можно предложить малышу вылавливать из таза с прохладной водой игрушки.

Младенцев обтирайте рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в теплой воде – это полезно для тонуса кожи и тренировки сосудов. Обычно малышам это приносит очень много радости. По мере освоения метода можно постепенно уменьшать температуру, пока не дойдете до комнатной, а потом – и холодной воды.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Многие родители допускают большую ошибку, считая, что закаливание следует начинать в позднем или даже в подростковом возрасте. На самом деле, врачи считают, что если проводить данную процедуру правильно, то вполне можно и нужно делать это уже с первых дней жизни вашего малыша. Однако далеко не все папы и мамы знают, как сделать это правильно. Попробуем разобраться.

Из этой статьи вы узнаете:

Вода – лишь один из вариантов. Преимущество водного метода в том, что дети, как правило, любят принимать водные процедуры. Это неудивительно, так как весь период своего развития их окружали воды в мамином животе. Однако если ваш ребенок не любит купаться, то можно либо отказаться от этого способа, либо приучать его к воде аккуратно.

Секрет очень прост. Для начала стоит подмывать малыша и протирать другие части тела водой, температура которой не ниже 28 градусов. Можно сочетать это с массажными движениями, что тонизируют и бодрят.

Следующий этап — снижение температуры воды по 0, 5 градуса ежедневно. Понижать температуру стоит до 23 или 24 градусов. Лучше отдавать предпочтение именно обтиранию тела и подмыванию. А обливать ребенка водой полностью желательно позже. Вам нужно убедиться, что он привык к такой температуре. Когда вы переходите к обливанию, то начинайте не с головы, а со ступней, плавно поднимаясь выше.

Закаляем малыша воздухом

Это еще один способ. Во-первых, обратите внимание на температуру воздуха в помещении, в котором малыш проводит большую часть времени. Она всегда должна быть в интервале 22-24 градуса. Затем постепенно понижайте температуру на 1 градус.

Конечно, не стоит понижать температуру каждый день. Несколько дней малыш должен адаптироваться к изменениям температуры, затем вы сможете снова немного снизить ее. Если на улице тепло, то оставляйте открытыми балконные окна, но обязательно следите, чтобы ребенка не продувало сквозняком. В холодное время года держать открытыми окна и балкон не рекомендуется. Но вам стоит проветривать помещение несколько раз в день.

Закаливая ребенка воздухом, можно оставлять его голеньким на несколько минут. Пусть он ползает по комнате на свежем воздухе. Оставить малыша в таком виде можно на 3- 5 минут. Постепенно интервал увеличивается, доходя до 10 минут. Процедуру повторяйте 2 раза в день для малышей до 6 месяцев и 15 минут 2-3 раза в день для малышей старше 6 месяцев.

И конечно же, одним из самых простых и действенных способов закаливания является прогулка. Гулять с малышом необходимо, начиная с первых дней его рождения. Остаться дома можно только в дождь и при сильном ветре, а если погода морозная, но при этом нет порывистого ветра, отказываться от прогулки и воздушных процедур совсем необязательно!

Главное, следите за самочувствием малыша, так как многие мамы «грешат» тем, что укутывают младенца слишком плотно, а он покрывается испариной и чувствует себя некомфортно. Пусть первые прогулки будут короткими, например, 15-20 минут, а затем их можно увеличить до 1,5-2 часов. Если за окном тепло, там гулять разрешается и дольше!

Помощь солнца в закаливании крохи

Солнце тоже является незаменимым помощником закаливания. Оно, к тому же, насыщает организм полезным витамином Д. Да, есть этот витамин и в продуктах: твороге, сыре, печени, но малыш в силу своего возраста не может потреблять эти продукты в достаточном количестве, поэтому солнечные прогулки необходимы.

Стоит внимательно следить за тем, чтобы кроха не находился под прямыми лучами солнца. Лучше выбирать затемненные зоны под деревом. Кстати, принятие солнечных ванн возможно и в домашних условиях. Для этого необходимо пеленальный столик, кроватку, манеж малыша поставить у окна.

Внимательно следите за реакцией и поведением крохи. Если вы заметите, что такие солнечные и воздушные ванны ему по душе, то можно принимать их 2 раза в день утром и вечером. Оптимальная температура окружающей среды должна быть в пределах 22-24 градусов.

Многие мамы имеют немалый опыт закаливания детей. Их советы вам, несомненно, пригодятся:

  • Если у вас есть друзья или родственники в деревне или вы просто любите выезжать за город, то обязательно позвольте ребенку ходить босиком по траве, предварительно убедившись, что на земле нет острых камней, стекол, окурков. Малыши до года не умеют твердо ходить самостоятельно, поэтому вы можете поддерживать кроху под руки и делать первые шаги вместе с ним по траве, песку, земле.
  • Если лето в самом разгаре, то вы можете принимать водные ванны прямо на улице, внимательно следя, чтобы у малютки не появились солнечные ожоги. Очень полезно оборудовать возле дома небольшую песочницу. Песок будет прогреваться быстро и быстро остывать, малышу будет приятно ощущать его кожей.
  • Некоторые мамы в холодное время года, когда нет ветра и дождя, укутывают своего ребенка и укладывают его спать прямо в коляске на балконе.
  • Подготовьте ребенка к закаливанию, когда он спит. Если в доме тепло, то позвольте малышу спать трусиках и пеленке, если вы его пеленаете. В зимний период оденьте на него пижаму из натуральной ткани — этого будет достаточно.

  • Не забывайте о пользе массажа. Массаж является заменой физкультуре, которая помогает адаптироваться к закаливающим процедурам и делает их более эффективными. Да, в силу своего юного возраста ребенок не может делать полноценные физические упражнения, как дети старшего возраста, поэтому единственной достойной альтернативой будет массаж. Но крайне не рекомендуется родителям делать его на свое усмотрение и самостоятельно.Дело в том, что у детей до 1 года часто еще не сформировался нормальный тонус мышц. Тонус мышц может быть пониженным или повышенным, поэтому неправильный массаж может лишь усугубить проблему и доставить ребенку дискомфорт. Вам необходимо посоветоваться с неврологом, педиатром и детским массажистом, какой тип массажа необходим вашему ребенку исходя из особенностей его мускулатуры. Вам стоит посетить несколько сеансов массажа и посмотреть, как его проводит массажист. Только после этого вы можете делать массаж дома самостоятельно, внимательно следя за реакцией ребенка.

Можно ли закалять всех детей?

Многие родители задаются вопросом о том, стоит ли закалять ребенка, если он часто болеет. В таком случае закаливание тоже не является противопоказанием, однако начинать его следует тогда, когда кроха здоров.

Проводить процедуры требуется систематически, только тогда от них будет польза. По статистике, малыши, которых регулярно закаляли родители, болеют в 4 раза реже, чем их «комнатные» собратья.

Кстати, знаете ли вы о том, что эта процедура помогает победить не только болезни, связанные с неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды? Да, закаливание не сможет уберечь ребенка от, скажем, инфекционных заболеваний, таких как ветрянка или грипп. Но даже в этом случае закаленные дети переносят инфекционные болезни гораздо легче и с меньшим риском возникновения осложнений.

Таким образом, закаливание косвенно помогает уберечь их организм от многих других болезней.

Всем известно, что простудными заболеваниями чаще всего болеют маленькие дети, поскольку их иммунная система еще совсем слаба и организм плохо приспособлен к резким колебаниям температуры воздуха. Поэтому что бы ребенок меньше болел, нужно с самого детства заниматься его ежедневным закаливанием.

Многие мамы очень часто задают такие вопросы: «Как закаляться?» и «С чего начать закалять ребенка?», а так же «Чем отличается закаливание детей дошкольного возраста и закаливание детей школьного возраста?» Рассмотрим все вопросы по-порядку:

Вопрос: Как закаляться, а точнее, как закалять ребенка?

Существуют несколько способов закаливания ребенка: полоскание рта и горла, обтирания мокрым полотенцем, обливания водой, ходьба босиком и «пляжный массаж».

Вопрос: Как начать закаляться? С чего начать закалять ребенка?

Шаг 1 . Начинать закаляться лучше всего с обычного полоскания рта и горла прохладной водой. На один стакана кипяченой воды необходимо добавить одну чайную ложку морской соли. Можно вместо морской соли добавить отвар календулы и ромашки или несколько капель спиртового раствора календулы. Здесь также следует отметить, что закаливание организма ребенка тесно связано с повышением его иммунитета. Так как закаливание помогает поднять ребенку иммунитет (1 года, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет и т.д.) без таблеток.

Шаг 2. Затем можно переходить к влажным обтираниям конечностей . Ручки и ножки ребенка обтирают влажной варежкой, смоченной в теплой воде. Начинают обтирания от пальчиков и быстрыми массажными движениями движутся к туловищу. После следует растереть кожу сухим махровым полотенцем до небольшого покраснения. Вначале температура воды должна быть 28 градусов. Затем постепенно, лучше каждую неделю, снижать ее на 1-2 градуса. Постепенно, доведя ее до предела в 18-20 градусов. Через месяц-полтора можно уже растирать не только ножки и ручки, но и туловище. Ежедневное обтирание ребенка нужно проводить в такой последовательности: сначала ручки, затем грудь, животик, спину и, только в конце, ножки.

Шаг 3. Когда процедура обтирания уже усвоена, можно переходить к контрастным обливаниям водой . Начинать нужно с двух тазиков, в одном – горячая вода, в другом – холодная. На первых порах, таким образом, следует закалять только ножки. Время нахождения в горячей воде – несколько минут, а в холодной – секунды. Затем постепенно можно переходить к теплым обливаниям.

Разница в этом вопросе только лишь в том, что дети дошкольного возраста более восприимчивы к колебаниям температуры, а значит, закаливание для них должно быть более мягким и постепенным. При этом важно помнить: если была сделана прививка, то начинать закаливание следует не ранее, чем через 5 дней. Про прививки читайте - Прививки для детей: за и против. Закаливание детского организма - это еще одно из народных средств для того, чтобы быстро поднять иммунитет ребенку .

Изложенные выше способы закаливания ребенка больше подходят к детям младшего школьного возраста – 6-8 лет .

Детей 3-5 лет лучше закалять с помощью ходьбы босиком и «пляжным массажем». Но не стоит сразу же отпускать ребенка бегать босиком по холодному полу городской квартиры. Начинать ходить босиком следует по резиновому коврику с пупырышками 2 раза в день (перед сном и после сна). Этот обычный с первого взгляда коврик – отличный стимулятор биологически активных точек малыша. Также можно использовать для закаливания детские ходунки, но при этом следует взвесить все за и против. Об этом вы узнаете из этой статьи о детских ходунках .

«Пляжный массаж» делается с помощью обычной речной гальки, которая кладется на дно тазика с теплой водой. Малыша сажают рядом, а ножки опускают в воду, где он в течение 10 минут перекатывает камешки. «Пляжный массаж» полезен тем, что ребенок, наступая на камешки, приводит в действие иммунные зоны, которые расположены на стопе.

Грудного ребенка тоже постепенно можно приучать к закаливанию. Начинать можно уже с шестимесячного возраста ребенка . В этом возрасте малыши уже получают первый прикорм , они более окрепшие. Тем более, что в этом возрасте малыши купаются ежедневно. Так процесс купания можно сделать не только гигиеническим, но и закаливающим. Достаточно температуру для купания оставить прежней, а вот температуру воды для обливаний уменьшить на 1-2 градуса. Сначала ножки ребенка разогревают в горячей воде, затем быстро обливают теплой, затем вновь «ныряют» в горячую и так 3-4 раза. Процесс закаливания всегда начинается с горячей воды, а заканчивается прохладной. В конце любого закаливания кожа ребенка вытирается сухим махровым полотенцем до легкого покраснения. Для малышей температура горячей воды должна быть где-то 33-34 градусов, а холодная - около 29-30 градусов. Постепенно температуру горячей воды доводят до 36 градусов, а холодной снижают до 27.

Чаще всего вопрос о закаливании как способе укрепления детского иммунитета перед родителями встает, когда ребенок постоянно болеет простудами, гриппом, ОРЗ. Тогда папа с мамой задумываются о выборе закаливающих процедур. С чего нужно начинать закаливание трехлетнего ребенка? Какие способы подойдут для таких детей?

В наше время существует множество методов и систем закаливания детского организма. Но для детей трех лет лучше использовать следующие:

  1. Обтирание мокрым полотенцем.
  2. Полоскание горла и ротовой полости.
  3. Обливание водой.
  4. Ходьба босиком.
  5. Пляжный массаж.

Как же грамотно начать использование этих процедур?

Педиатры советуют начинать с полоскания горла. Для трехлетнего малыша это интересно и просто. Необходимо на стакан кипяченой воды добавить чайную ложку натуральной морской соли (без ароматизаторов и прочих веществ). Другой вариант - полоскание горла отваром календулы, ромашки либо добавление на стакан воды ½ чайной ложечки спиртового раствора календулы. Жидкость не должна быть теплой, но и не слишком холодной. Лучше начинать с температуры 25 градусов и снижать ее до 18 постепенно, в течение недели. Этот вид закаливания наилучшим образом подойдет для тех деток трехлетнего возраста, которые страдают тонзиллитами.

Читайте также

После привыкания к полосканию в течение недели-двух можно добавлять обтирания мокрым полотенцем. Начинают такую процедуру сугубо с конечностей. Два или три дня нужно обтирать руки и ноги малыша полотенцем, смоченным в прохладной воде (18-20 градусов), движениями вверх-вниз. Сила нажима должна быть нарастающей, а в конце процедуры обязательно досуха вытереть конечности полотенцем. На четвертый день область закаливания расширяется, и обтирается уже все тело. Последовательность процедуры такая: ручки, грудь, живот, затем спина, ножки. Через месяц проведения полосканий в сочетании с обтираниями можно добавить и контрастное обливание водой. Опять же, процедура начинается сугубо с конечностей. В этом случае обливать надо ножки ребенка. В одном тазу должна быть горячая вода (40-45 градусов), в другом холодная (20-25). Начинать нужно с обливания ступней горячей водой и ней же заканчивать. Смена температур должна происходить 4-5 раз. Далее, через несколько дней, обливаются уже ножки выше колена. Адаптация к этой процедуре составляет 14 дней. После этого можно переходить к обливанию тела ребенка. Первый раз - это горячее-холодное-горячее обливание. После этого малыша растирают теплым полотенцем. Так действуют на протяжении недели. А уже со второй можно добавить еще два чередования температур.

Альтернатива обливанию - ходьба босиком и пляжный массаж. Начинать рекомендуется с ходьбы босиком по резиновому коврику со специальными пупырышками. Пусть дитя это делает, проснувшись утром и за час перед укладыванием спать на ночь. По своей сути, коврик является стимулятором биологически активных точек на стопах ребенка. Затем, дней через 10 привыкания к коврику, можно пробовать ходить по траве босиком, начиная с 2 минут и увеличивая продолжительность такой ходьбы в течение недели до 10 минут.

Пляжный массаж - это не только ходьба на пляже по гальке. Ее можно принести домой и предлагать малышу ходить по ней на дне тазика. Вода в нем сначала должна быть температурой 27-29 градусов. Ее нужно постепенно снижать. Ребенок может топтаться по камушкам, стоя, или перекатывать их стопами, сидя на стульчике и опустив ноги в таз. Таким образом приводятся в состояние активности иммунные зоны на стопах трехлетнего ребенка.

Что касается периода начала закаливающих процедур, то, конечно же, лучше это делать летом. Когда похолодает, ходьба босиком по траве заменяется пляжным массажем.

Главное в проведении закаливающих процедур - их систематичность. При этом сами манипуляции должны вызывать у малыша положительные эмоции. Таким детям нужно предварительно объяснить цель таких процедур. В три годика дети уже способны понять, что закаливание - лучше таблеток и уколов.


Top