Муниципальное бюджетное учреждение культуры. Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода Где отмечают день оленевода

День оленевода, наверно, самый большой праздник для жителей севера. Гуляния проходят по традиционному сценарию: приветственные слова администрации, выступления творческих коллективов, после чего наступает главная часть - состязания в оленеводческом мастерстве. Параллельно проходят выставки-продажи, знакомства и общение людей, которые месяцами кочуют по ямальской тундре, перегоняя оленей...

Праздник начался утром. Погода была великолепной - ветра не было и светило солнце. Температура была около -20 градусов:

Пока гонки не начались, оленеводы просто катали всех желающих:

04.

На одном оленеводе я заметил горнолыжную маску - похоже, некоторые из них предпочитают современные технологии для борьбы с непогодой:

05.

Для журналистов был приготовлен специальный пресс-чум с закусками и горячим чаем, где можно было отогреваться время от времени:

06.

Нас угощали колбасой из оленины, муксуном (рыба такая), конфетами и чаем:

07.

Чумы были построены в ряд и были зарезервированы для разных групп людей:

08.

Например, этот чум построили для жителей города, куда они могли зайти и погреться:

09.

Были также "чумы на спецобслуживании" для делегатов съезда:

В зрительском секторе построили горку, на которой катались сноубордисты. По моим наблюдениям, им ни разу не удалось проехать нормально и не упасть:

11.

За происходящим следила санитарная авиация Ямала. Если кто-то терпит бедствие далеко от города, эти люди высылают за ним вертолет. Часто оленеводы этим пользуются как удобной и бесплатной доставкой в Салехард. Берут кусок протухшего сала на леске, заглатывают на 20 минут и вытаскивают. После этого поднимается температура под сорок, человек зеленеет и длится это часа два. Главное - подгадать симптомы к прилету спасателей:

12.

На импровизированных лотках продавали рыбу и всякую всячину:

Кроме состязаний для оленеводов, были разные развлечения для жителей. На фоне города постоянно поднимался параплан, вертолет и небольшой самолетик. Обратите внимание на колеса УАЗика - на таких ездят по снежной целине:

14.

15.

А это - Ямал Ири, местный Дед Мороз. Последние несколько лет жители севера активно его пиарят. Ямал Ири отвечает прогрессивному духу времени: Википедия утверждает , что передвигается дед на оленьей упряжке, но, в случае чего, способен пересесть и на снегоход:

16.

Официальная часть ознаменовалась танцем ряженых музыкантов с барабанами:

17.

Оленеводы смотрели на это с явным скепсисом:

18.

Обратите внимание на вмерзшие в снег корабли на заднем плане. Довольно сюрреалистично:

19.

На бегу олени смешно вытаскивали языки:

20.

Перед соревнованиями каждому оленеводу присвоили номер и выдали по специальной майке:

21.

Кроме "натуральных" оленеводов, которые ведут кочевой образ жизни, были оленеводы из совхозов:

22.

Наш Гаврила был готов, весел и свеж как огурчик. Он, кстати, в итоге занял третье место:

23.

Были и такие участники гонки:

24.

Непонятно, как без зубов можно жевать оленину:

25.

Упряжки оленей перед стартом:

26.

Рядом оленеводы. Все ждут начало гонок:

27.

Начались заезды. Происходило все следующим образом: соревновались две упряжки на дистанции около 200 метров. Преодолев расстояние, участники разворачивались и гнали обратно:

28.

Стартовали упряжки очень забавно: после отмашки оленеводы начинали гикать и махать руками, чтобы олени тронулись. В упряжку уже запрыгивали на ходу:

30.

Почему-то где-то первые пятнадцать заездов, олени, которые стояли ближе к берегу убегали в сторону на горку:

32.

К сожалению, стартовать заново было нельзя:

33.

Соревнования, как такового не было - судья просто засчитывал время, и в конце выбирал лучшие показатели:

Сначала были мужские заезды, потом женские. На женские мы не остались потому что надо было торопиться на самолет:

35.

Для журналистов было выделено специальное место, откуда лучше всего наблюдать за гонкой - прессы было много:

36.

Неподалеку дети катались с горки, видимо, эта забава казалось им увлекательней:

37.

Еще несколько снимков с заездов:

39.

41.

42.

Я прогулялся до места, где был разворот гонки:

Множество собак гонялись с лаем за оленями, как у нас за машинами:

Одна из девушек на празднике была на шпильках и постоянно ходила, придерживаясь за своего кавалера. На что только девушки не идут ради красоты и привлекательности:

45.

Зато старшее поколение было более приспособлено к условиям: теплая одежда и термос с чаем:

47.

48.

На этом все о Салехарде. Stay Tuned!

День оленевода - традиционный праздник тундрового населения Таймыра. Проводится в середине календарной весны.

Для оленеводов-кочевников профессиональный праздник - повод не только встретиться с родственниками и друзьями, но и принять участие в соревнованиях и отдохнуть от трудовых будней.

В этот день чествуют людей, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре в чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое со своими семьями и оленьими стадами. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: пищу, жилище, одежду, средство передвижения. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода - это очень веселый, светлый и, по-настоящему, весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

В 2017 году первыми День оленевода встретят в поселке Потапово муниципального образования «город Дудинка». Здесь праздничные мероприятия пройдут 7 апреля.

График проведения праздника «День оленевода» на Таймыре в 2017 году


План проведения праздничных мероприятий «День оленевода-2017»:

Первыми на Таймыре отмечают День оленевода жители поселка Потапово

С сегодняшнего дня на Таймыре начались праздничные мероприятия, посвящённые Дню оленевода. Открыл праздничную эстафету посёлок Потапово городского поселения Дудинка, где с 10.00 часов утра стартовали конкурсные и спортивные мероприятия, и вскоре начнутся гонки на оленьих упряжках.

Поздравить сельчан таймырской глубинки с праздником приехали Глава г. Дудинки Юрий Гурин, главный специалист Управления по делам коренных малочисленных народов Таймыра и вопросам сельского и промыслового хозяйства Администрации муниципального района Даниил Яптунэ, представители городского Совета депутатов и органов местного самоуправления столицы Таймыра.

Утром в сельском Доме культуры открылась выставка детского рисунка «Мой посёлок», участниками которой стали школьники посёлка Потапово. Здесь же работает выставка «Кулинары 2017», на которой представили национальные блюда и кулинарные изделия все желающие жительницы посёлка. На обеих выставках представлены конкурсные работы, оценивать которые будет жюри, в составе которого представители органов местного самоуправления, образования, общественности. Победители будут поощрены ценными подарками.

В 11.00 часов возле Дома культуры стартуют спортивные состязания по тройному национальному прыжку и прыжки через нарты. В акватории реки Енисей все желающие северяне будут соревноваться в метании маута. Здесь же состоятся традиционные гонки на оленьих упряжках. В них заявили о своём участии пять жителей посёлка: Сергей Болин, Спиридон Болин, Геннадий Иванов, Леонид Болин и Игорь Болин.

Победителей ждут подарки от Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района: сертификат на сумму 300 тысяч рублей, ноутбук и навигатор. Также ценные призы будут вручены от ПАО «ГМК «Норильский Никель».

Во время церемонии награждения будут отмечены юбиляры посёлка Ольга Аверченко и Леонид Болин, а также сегодняшний именинник Сергей Бурков. Памятный подарок ждёт старейшего жителя посёлка Николя Ивановича Силкина.

Как отметил начальник территориального отдела в посёлке Потапово Администрации г. Дудинка Владимир Шмаль, праздник День оленевода всегда в посёлке проходит на высоком уровне и оставляет надолго праздничное настроение у всех жителей Потапово. Помимо конкурсной и спортивной программы также организована праздничная торговля, днём состоится народное гуляние, а завершится День оленевода вечером в Доме культуры праздничной дискотекой.

Тухард отметил День оленевода

В поселке Тухард сельского поселения Караул отметили День оленевода, один из самых главных северных праздников. Традиционно на празднование съехались кочевники из тундры, чтобы поучаствовать в соревнованиях, встретиться с родственниками и друзьями.

В праздновании Дня оленевода приняли участие Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Красноярского края, Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, Глава Таймыра Сергей Ткаченко, заместители Руководителя Администрации муниципального района по профильным направлениям Галина Гаврилова, Сергей Шаронов и Николай Маймаго, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае Семен Пальчин и начальник Управления благотворительных программ Заполярного транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» Светлана Рубашкина.

Гостей, жителей поселка и оленеводов, приехавших на праздник с просторов тухардской тундры, на берегу реки Большая Хета встречали артисты вокально-хореографических ансамблей. В преддверии торжественного старта оленьих гонок Андрей Клишас поздравил всех с праздником, поблагодарил жителей поселка, а также тундровиков, ведущих кочевой образ жизни, за сохранение многовековых традиций. «Мы очень рады, что традиционный образ жизни на Таймыре развивается. И даже при весьма непростых экономических условиях государство находит возможность для того, чтобы поддерживать традиционные промыслы и культуру коренных малочисленных народов Таймыра», - отметил Андрей Александрович.

Глава Таймыра Сергей Ткаченко поприветствовав со сцены участников праздничных торжеств, поблагодарил оленеводов за их нелегкий труд и пожелал всем здоровья и благополучия, а участникам соревнований – удачи. «Администрация муниципального района всегда будет поддерживать представителей коренных малочисленных народов Таймыра и уделять особое внимание любым проблемам. С каждым шагом мы идем к тому, чтобы жизнь коренного населения становилась лучше», - подчеркнул Сергей Ткаченко. Он также проинформировал собравшихся о скором строительстве жилого сектора рядом с посёлком Тухард. Переговоры о софинансировании с ПАО «ГМК «Норильский никель» и АО АИКБ «Енисейский объединенный банк» завершены успешно. 22 апреля в г. Красноярске на экономическом форуме три стороны подпишут соглашение, после чего начнется первый этап строительства – проектирование и подготовка земельного участка. Предполагается, что реализация данного проекта будет проходить в течение трех лет.

В оленьих гонках приняли участие 63 мужские упряжки и 10 женских. Это - самый захватывающий момент праздника. Управлять благородными животными - целое искусство, говорят тундровики. Это северное мастерство они передают по наследству.

По итогам праздничных гонок победителем среди мужчин стал Виктор Лырмин, ему достался сертификат на 300 тысяч рублей. Второе место и вместе с ним ноутбук, телевизор и GPS навигатор завоевал Александр Ямкин. Обладателем приза за третье место – навигатора и бензогенератора стал Афанасий Пальчин.

Среди женщин самые быстрые олени оказались у Светланы Ямкиной. Вторыми к финишу пришли олени Лидии Ямкиной, третье место у Генриетты Тэседо. Им также вручены ценные призы.

Кроме традиционных спортивных мероприятий: метания маута на хорей, национальной борьбы, прыжков через нарты и перетягивании палки, для сельчан и гостей праздника были организованы конкурсы мужской, женской и детской национальной одежды, праздничной упряжки.

Для гостей праздника установили гостевые чумы, где всем желающим предлагали отведать северные угощения – ягоды, блюда из рыбы и мяса оленя. Также здесь была развернута торговая ярмарка и выставка декоративно-прикладных изделий.

День оленевода для кочевого населения не только веселый праздник, но еще и возможность встретиться с родственниками, пройти медобследование, оформить официальные документы, купить продукты и необходимые вещи.

После завершения праздника, люди тундры еще несколько дней проведут в поселке, а затем снова отправятся в путь, на дальние пастбища. Вновь все вместе они соберутся только через год.


Победителями гонок на оленьих упряжках в поселке Носок стали Леонид Вэнго и Яна Яптунэ

Поселок Носок сельского поселения Караул в минувшие выходные принимал эстафету праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода.

В посёлке Носок и Носковской тундре сельского поселения Караул проживают порядка двух тысяч человек, около 1200 из которых – оленеводы, ведущие кочевой образ жизни. Ежегодно праздник День оленевода собирает их вместе, чтобы выявить лучших в творческих, спортивных соревнованиях и традиционных гонках на оленьих упряжках.

Мероприятия, посвящённые Дню оленевода, здесь стартовали в пятницу в Носковской средней школе-интернате, где для жителей Носковской тундры их детьми был подготовлен праздничный концерт. Утром в субботу в сельском Доме культуры прошло собрание оленеводов ОСПК «Яра-Танама». Перед оленеводами выступил заместитель Главы Таймыра по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства Николай Маймаго, который рассказал о мерах социальной поддержки представителей коренных малочисленных народов Таймыра и проводимой в этом направлении Администрацией муниципального района работе. Николай Николаевич также предложил оленеводам высказать все свои предложения в этом вопросе.

С отчётом о проделанной за год работе выступил председатель кооператива Александр Ядне. Начальник районного Отдела МВД России Сергей Григорьев отчитался о работе таймырской полиции и ответил на вопросы, касающиеся правоохранительной темы. Глава сельского поселения Караул Дмитрий Рудник рассказал собравшимся о планах по развитию сельского поселения и отдельно в сфере строительства. Всем оленеводам, работающим в ОСПК «Яра-Танама», в этот день были выплачены субсидии за содержание оленепоголовья.

Также с утра в участковой больнице была организована работа медицинского отряда, приехавшего из Дудинки, медицинские работники проводили внеочередное медицинское обследование кочующего населения и сельчан. Здесь же производилась выдача аптечек согласно муниципальной программе «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Таймырского Долгано–Ненецкого муниципального района и защиты их исконной среды обитания».

В полдень начались основные праздничные торжества, посвящённые Дню оленевода. В центре посёлка Носок было развёрнуто этностойбище, и установлены три чума, гостеприимные хозяйки которых угощали всех желающих блюдами национальной кухни. Рядом расположились торговые палатки, в том числе предпринимателей из Дудинки. Работала фотовыставка, рассказывающая об истории посёлка. Традиционным отличием посёлка Носок от других мест проведения Дня оленевода вновь стала раздача всем желающим национального ненецкого блюда – шурпы. Её организовали Администрация посёлка Носок совместно с ОСПК «Яра-Танама».

Во время торжественной части с приветственной речью к оленеводам и жителям посёлка Носок обратился заместитель Главы Таймыра по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства Николай Маймаго. Он поздравил всех с праздником и пожелал успехов в нелёгком труде оленевода, а всем участникам состязаний - победы. К поздравлениям присоединились Глава сельского поселения Караул Дмитрий Рудник, Руководитель Администрации сельского поселения Караул Андрей Никифоров и Руководитель территориального подразделения Администрации сельского поселения Караул Снежана Тэседо.

Дмитрий Рудник вручил памятные призы старейшему оленеводу Терку Месивичу Яр, которому исполнилось 85 лет, и старейшей чумработнице 65-летней Надежде Антоновне Тэседо. Также памятные призы получили 75-летние юбиляры Владимир Борисович Тэседо, Елена Липчивна Яптунэ и Явки Харнович Яптунэ. Подарки были вручены семейной паре, отметившей в апреле 30-летний юбилей, Георгию и Людмиле Яр, а также молодой семье Родиону и Ангелине Вэнго.

В рамках праздника состоялись конкурсы национальной одежды: мужской, женской и детской. Ненецкая одежда была представлена лучшими мастерицами посёлка Носок и Носковской тундры. Было организовано дефиле. В итоге первое, второе и третье места в конкурсе мужской ненецкой национальной одежды завоевали Демид Яр, Григорий Сигуней и Руслан Яптунэ соответственно. В конкурсе на лучшую ненецкую женскую одежду победили Мирослава Яптунэ (1 место), Ангелина Вэнго (2 место) и Марта Тэседо (3 место). В конкурсе детской национальной одежды призовые места с первого по третье заняли Александр Вэнго, Веселина Тэседо и Алексей Тэседо соответственно. Среди подарков были: телевизор, швейная машинка, видеоплеер, планшет, рации, игрушки.

Все подарки победителям конкурсных, а также спортивных праздничных мероприятий были предоставлены Администрациями муниципального района и сельского поселения Караул, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «РН-Ванкор».

По инициативе Администрации муниципального района в гонках на оленьих упряжках впервые в этом году были определены не три призовых места, а пять. В итоге победителем среди мужчин стал Леонид Вэнго. Места среди мужчин со второго по пятое распределились соответственно: Сергей Тэседо, Иннокентий Яр, Михаил Яр и Владимир Вэнго.

Среди женщин первой к финишу пришла упряжка Яны Яптунэ. Второй в гонке стала Алёна Ямкина, третьей – Валентина Яр, четвёртой Маргарита Яр, пятой – Инга Яптунэ.

Лидеры гонок в подарок от Администрации муниципального района получили сертификаты на сумму триста тысяч рублей каждый. Среди призов также были лодочный мотор, бензогенераторы, бензопилы, ноутбуки, планшеты.

Также в этот день прошли соревнования по национальной борьбе, в которой победу одержал Демид Яр. В состязаниях по тройному национальному прыжку победил Александр Иванов. В прыжках через нарты несомненный лидер – Андрей Фёдоров, в метании маута на хорей лучшим стал Василий Туданов. В перетягивании палки победителем был назван Евгений Ямкин. Самым быстрым в беге на 100 метров стал Хольма Вэнго. Победители и призёры также были награждены подарками, среди которых навигаторы, оргтехника, бензогенераторы, бензопилы, рации.

В День оленевода Евгения Вэнго подготовила и провела концертную программу, участие в которой приняли артисты и творческие коллективы села Караул и посёлка Носок: «Харп», «Сарютес», «Ручеёк», «Хаерако», Ольга Зонова и другие.

Для оленеводов Администрация посёлка Носок организовала праздничный ужин. Завершился День оленевода праздничной дискотекой.

На Дне оленевода в поселке Попигай встретились тундровики Таймыра и Якутии

В поселке Попигай сельского поселения Хатанга прошел большой праздник, посвященный Дню оленевода, на который прибыли оленеводы Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса республики Саха (Якутия). Спонсором праздничных мероприятий, проходивших в рамках экологического форума «ЭКОАРКТИКА -2017», выступило ООО «РН-Шельф-Арктика».

Поздравить виновников торжества в отдаленный поселок приехали Глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сергей Ткаченко, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерий Семенов, заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Захаринский, депутаты Законодательного Собрания края Николай Фокин и Валерий Вэнго, Глава Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса республики Саха (Якутия) Иван Семенов, Глава сельского поселения Хатанга Александр Кулешов, представители районной и сельской администраций, представители ООО «РН-Шельф-Арктика».

Юрий Захаринский, заместитель председателя Правительства Красноярского края, поздравил оленеводов с праздником и пожелал процветания Таймыру и Якутии.

Присоединившись к поздравлениям, Валерий Вэнго сказал: «Весной у наших оленеводов, как и у всех народов Севера, особый праздник, потому что просыпается наша тундра, рождаются маленькие оленята, и все знают, что жизнь продолжается, и все будет хорошо». Валерий Вэнго и Николай Фокин пожелали оленеводам больших производственных успехов, мирного неба, крепкого здоровья их семьям и оленям, а также вручили Благодарности Председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексею Большакову, Алексею Чуприну, Спиридону Чуприну, Прасковье Жарковой и Василию Чуприну.

«Приветствую всех гостей праздника на таймырской земле. Очень радует, что два братских соседа, две соседние территории могут соревноваться в традиционных видах спорта этносов Севера. Надеюсь, что такие мероприятия станут традиционными. Хочу поблагодарить руководство Анабарского национального улуса республики Саха (Якутия) и наших спонсоров ООО «РН-Шельф-Арктика» за поддержку и помощь в организации такого большого красивого праздника. Всем каюрам желаю успехов и победы в гонках», -отметил Глава муниципального района Сергей Ткаченко. Он также вручил Благодарность Главы муниципального района Николаю Большакову и Благодарственное письмо Администрации муниципального района Виктору Чуприну, а поселку Попигай – большой телевизор.

Затем гости и участники праздника приняли участие в обряде кормления духа огня «Алгыс» и исполнили танец дружбы «Хейро».

Самым зрелищным и долгожданным этапом праздничных торжеств стали гонки на оленьих упряжках. В этом году за главный приз - снегоход боролись оленеводы Таймыра и Якутии. Победителем гонок среди мужчин стал оленевод Анабарского улуса Владимир Туприн, лучшей гонщицей на оленьих упряжках – жительница поселка Новорыбная Александра Чуприна, ключи от снегоходов им вручил заместитель генерального директора ООО «РН-Шельф-Арктика» Владислав Емельянов. Вторыми к финишу пришли представитель Якутии Валериан Попов и жительница таймырского поселка Сындасско Анна Спиридонова, в подарок они получили лодочные моторы. Третьими в гонках на оленьих упряжках, каждый в своем забеге, стали представители одной таймырской семьи – супружеская пара Чуприных из Попигая – Алексей и Светлана. Им был вручен снегоход и спутниковый телефон. Всего участие в гонках приняли 17 женских упряжек и 51 упряжка, управляемая мужчинами каюрами.

Затем на старт вышли каюры, которые соревновались в гонках верхом на олене. Третьими в данном виде забега стали таймырцы Александр Чуприн и Елизавета Федосеева, второе место заняли Ануфрий Спиридонов и Александра Уксусникова, представители таймырских поселков Сындасско и Попигай соответственно. Ануфрий Туприн из Якутии и Марта Чуприна с Таймыра стали победителями гонок верхом на олене.

На берегу реки Попигай развернулось большое этностойбище, где гости и участники праздника могли познакомиться с бытом и традициями национальных долганских и якутских оленеводческих стойбищ. Хозяйки чумов и балков угощали всех блюдами национальной кухни из различных видов рыб, мяса оленя, куропатки, ягодами и печеными изделиями. Здесь же на стойбище работала ярмарка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства. Для гостей была организована концертная программа, свои лучшие номера зрителям представили артисты поселка Попигай, села Хатанга и Республики Саха (Якутия).

Также в ходе праздника определили победителей конкурсов. Лучшей упряжкой признана упряжка Евдокии Катыгинской из Попигая. Ее землячка Евгения Большакова победила в конкурсе «Детская национальная одежда», а в номинации «Красивый сокуй» лучшей стала мастерица из Якутии Прасковья Попова. Необходимо отметить, что практически все участники праздника, от мала до велика, были одеты в национальные костюмы, выделка меха которых, а также разнообразие фасонов и узоров восхищали и поражали воображение.

Спортивная программа праздника включала в себя национальную борьбу, прыжки через нарты, метание маута на хорей и игры для детей. Уверенную победу в метании маута на хорей и пряжках через нарты одержал жителей поселка Попигай Василий Кудряков. Не было равных в национальной борьбе Валентину Опанасюку, каюру из таймырского поселка Попигай.

Завершился День оленевода праздничным салютом.

Помимо праздничных гуляний, концертов и конкурсов в поселке было организовано медицинское обследование кочующего населения и сельчан и выдача медицинских аптечек для оленеводов.







В посёлке Новорыбная победителями гонок на оленьих упряжках стали Олег Уксусников и Белла Киргизова

Жители посёлка Новорыбная сельского поселения Хатанга отметили День оленевода. Праздничные мероприятия проходили в течение четырёх дней. В субботу состоялся основной праздник, который открыла старейшина поселка Елена Трифоновна Уксусникова. Она провела обряд «кормления очага».

Все с нетерпением ждали начала основных состязаний - гонок на оленьих упряжках. В этих ежегодных и традиционных для Дня оленевода соревнованиях приняли участие и мужчины, и женщины посёлка. Победителем среди мужчин стал Олег Уксусников. Среди женщин первой пришла оленья упряжка Беллы Киргизовой. Каждый из них в подарок от Администрации муниципального района получил сертификат на сумму триста тысяч рублей каждый.

Запомнятся участникам праздника также гонки на собачьих упряжках, в которых победителем вышел Николай Попов.

Очень красочным был конкурс национальной одежды, который проходил в форме дефиле. Победителем и лучшим мастером по пошиву была названа Мария Попова. Не менее интересным и ярким у организаторов праздника получился конкурс по приготовлению национальных блюд, победителем которого стала Елена Рудинская. В конкурсе на лучший балок (северный домик) лучшим был признан балок Николая Попова.

В рамках Дня оленевода были организованы национальные спортивные состязания, где также были определены победители. Так, в прыжках через нарты с результатом 300 нарт победителем стал школьник Лазарь Уксусников. Лучшим в метании маута был назван Иван Антонов. Также проводились соревнования по тройному прыжку и борьбе.

Как отметил исполняющий обязанности начальника Территориального отдела поселка Новорыбная Администрации сельского поселения Хатанга Алексей Кудряков, праздничные мероприятия, посвященные Дню оленевода, начались в поселке 19 апреля. В рамках Дня оленевода также проводился турнир по настольному теннису. Лучшим среди мужчин стал Константин Фомин, среди женщин – Мария Антонова.

В сельском Доме культуры были организованы выставки в рамках конкурсов на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства и работу в области изобразительного искусства. Победителями были названы Василиса Жаркова и Алексей Попов соответственно. В конкурсе детских рисунков первое место заняла Даяна Кузьмина, лучшую работу в области декоративно-прикладного искусства представила Виолетта Чуприна.






Таймырский посёлок Сындасско принимал эстафету Дня оленевода

В воскресенье, 23 апреля эстафету праздничных мероприятий, посвящённых Дню оленевода, принимал посёлок Сындасско сельского поселения Хатанга.

Поздравить таймырцев с праздником приехали Глава сельского поселения Хатанга Александр Кулешов, его заместитель Анна Бетту, начальник отдела по развитию традиционных промыслов и обеспечению жизнедеятельности поселков Администрации сельского поселения Хатанга Александра Бетту, депутат сельского поселения Хатанга Татьяна Жапова, исполняющий обязанности директора по работе с коренным населением ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Александр Истомин и ведущий специалист этой компании Сергей Журебесин.

Праздничные мероприятия прошли на территории бухты «Сындасско», здесь развернуло свою работу долганское национальное подворье. Открылся праздник традиционным для северян танцем «Хейро». Почетное право зажечь «Костер дружбы» было предоставлено ветерану оленеводческой отрасли Алексею Степановичу Киргизову.

С приветственным словом к жителям посёлка обратились представители Администрации сельского поселения Хатанга и компании ЛУКОЙЛ, они поздравили северян с профессиональным праздником Днём оленевода и пожелали успехов в труде и процветания посёлку. Лучшие представители отрасли были награждены почётными грамотами и благодарностями Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора края, Главы Таймыра, Администраций муниципального района и сельского поселения Хатанга.

Затем начались традиционные гонки на оленьих упряжках, в которых приняли участие, как мужчины, так и женщины. Победителями в гонках на оленьих упряжках стали Анна Спиридонова и Юрий Киргизов. Каждый из них в подарок от Администрации муниципального района получил сертификат на сумму триста тысяч рублей каждый.

Все подарки победителям и призёрам спортивных и конкурсных мероприятий в рамках Дня оленевода были предоставлены Администрациями муниципального района и сельского поселения Хатанга, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь". Среди подарков были: бензогенераторы, бензопилы, ноутбуки, телевизоры и другое.

Также в рамках праздника были организованы гонки верхом на оленях, состязания по национальной борьбе, тройному национальному прыжку, метание маута и топора, бег среди мужчин и женщин.

Отдельно была организована площадка для проведения детских соревнований. Ребята с удовольствием участвовали в метании маута на оленьи рога, тройном национальном прыжке и беге.

В рамках Дня оленевода также состоялись конкурсы: «Семейное династие», «Лучшее изделие декоративно-прикладного искусства», «Лучшая мастерица- 2017 года», и была организована демонстрация национальной одежды. Порадовали гостей праздника долганский хор сельского поселения Хатанга «Дуорэн» и другие творческие коллективы и артисты посёлка Сындасско и сельского поселения Хатанга, которые подготовили концертную программу.



На Ямале готовятся отметить любимый национальный праздник - День оленевода, сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО.

Всего 25 населённых пунктов, включая шесть районных центров - Аксарку, Яр-Сале, Мужи, Тазовский, Красноселькуп, Надым отпразднуют День оленевода. В арктическом регионе будет установлено более 100 гостевых чумов, где участники соревнований и гости смогут отведать северные угощенья. В 24 населённых пунктах пройдут гонки на оленьих упряжках.

Пуровский район . Пуровчане первыми встретят День оленевода на фактории Кар-Нат. Мероприятия пройдут 18-19 февраля. Это будут уже пятые по счёту состязания, посвящённые 85-летию со дня образования Пуровского района. Тундровики прибудут на 250 оленьих упряжках. Для праздника будет установлено около 20 гостевых чумов, подиумы и площадки для зрителей и участников.

Салехард. День оленевода в окружной столице состоится 25 марта и совпадёт с проведением в окружном центре Форума коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ожидается, что в торжественных мероприятиях будут участвовать около 500 делегатов из Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Республик Бурятия, Алтай, Якутия и других регионов. Кроме этого, ждут и иностранных гостей, представляющих Арктический совет. Пройдут соревнования по национальным видам спорта, гонки на оленьих упряжках и снегоходах, выступления творческих коллективов и праздничная торговля. Будут установлены демонстрационные чумы.

Надым . Активно идёт подготовка к XXII соревнованиям среди оленеводов на кубок губернатора ЯНАО в, которые состоятся 4 и 5 марта. Помимо национальных видов спорта, к празднику будет подготовлена разнообразная культурная программа: ярмарки-распродажи продукции национальных промыслов, экскурсии по городу, концертные выступления национальных коллективов, этнографические выставки. В открытом районном конкурсе «Кочевая семья» примут участие не только ямальцы, но и семьи кочевников из ХМАО. В это же время будет работать «Автобус здоровья», все желающие смогут обратиться к врачам и узнать о состоянии своего организма.

Новый Уренгой . Фестиваль «Праздник народов Севера» состоится 18 и 19 марта. Горожан и гостей ожидают ярмарочные народные гуляния на площади у озера Молодёжное с катанием на оленьих упряжках и снегоходах, спортивно-массовые мероприятия, увлекательные соревнования по национальным видам спорта, лыжные гонки, ярмарка-продажа оленины, северной рыбы и ягод.

Ямальский район . В Яр-Сале для сохранения традиций и культурного наследия коренных народов округа в канун районного слёта оленеводов 2 апреля пройдёт районный конкурс красоты и талантов «Пэдава Пирибтя».

Приуральский район . В Аксарке День оленевода отметят 31 марта и 1 апреля. Помимо традиционной программы представители оленеводческих хозяйств смогут сдать нормы ГТО. Предполагается бег на короткую и длинную дистанцию, кросс по пересечённой местности, прыжки в длину и высоту, метание спортивного снаряда, подтягивание на перекладине, лыжи и другие.

⇐ Предыдущая часть | ⇒

Давно я мечтал забраться в самую глубь центральной России, куда-нибудь в Сибирь, подальше от больших городов и дорог, в места, куда можно добраться только на вертолете, или зимой по зимнику. Очень мне хотелось посмотреть в таких удаленных местах на настоящую, нетронутую цивилизацией жизнь местных народов. И вот настал этот шанс - заброситься в самое сердце нашей станы - в Эвенкейский район Красноярского края. Да и не просто так, а на главный праздник в году - день Оленевода!

Почему вместо радостных эвенков и стада олений на заглавной фотография буровиков? - спросите вы. Ответ на этот вопрос вы найдете под катом.

1. Началось все с Красноярска. Я уже третий раз прилетаю в этот город, но не успеваю его посмотреть. При этом город мне все больше и больше нравится. Вот такой неплохой вид открывается из окна гостиницы «Красноярск» на Коммунальный мост и Енисей. В Красноярске замечательные рестораны с вкуснейшей едой. Таких вкусных роллов я ни ел нигде! А еще на рынке я купил мегавкусную рыбу местного производства, но забыл ее название. О, я никогда не забуду этот вкус!

2. Красноярск - это миллионник, крупнейший культурный, экономический и образовательный центр Восточной Сибири. Город основан в 1628 году и является крупнейшим из старинных городов Сибири.

3. Вернемся к теме рассказа. Путь к оленеводам оказался не прост. Начнем с того, что в Сибири и на Дальнем Востоке другие расстояния. На карте все рядом, а на деле нет. Один только Красноярский Край по своей площади входил бы в десятку крупнейших стран мира, а Эвенкейский муниципальный район по своим размерам больше всей Германии в два с лишним раза! Чтобы попасть на праздник Оленевода в поселок Суринду, нужно пролететь всего 800 километров на северо-восток. Аэродромов в тайге нет, поэтому вариант только один - вертолет.

4. Это был мой первый мой полет на МИ-8. И в первый полет мне повезло - мне досталось место в навороченном вертолете нефтяников! По компоновке салон был похож на АН-24, а в передней части был даже столик. За ним сидели важные экологи.

5. Первые пару часов летелось прекрасно. Светило солнце, внизу проплывали бескрайние сибирские леса. Красота!

7. Вертолет шел ровно и плавно. Совсем не как вертолет. К шуму винтов голова постепенно привыкла и перестала его замечать. Желающие могли одеть звукопоглощающие наушники, но тогда не получалось разговаривать с соседями и экологами.

09. Любоваться тайгой получалось только через передние иллюминаторы. В остальных было мало что видно - весь вид перекрывали дополнительные топливные баки. А без дополнительных топливных баков в этих краях нельзя.

10. Пролетели Енисей...

11. Пролетели Ангару.

12. Хвостовой вид. Сверху жужжал карданный вал, передающий крутящий момент на задний винт. По соображениям безопасности, я решил сделать этот кадр только во время стоянки.

13. После Ангары погода резко испортилась. Очень зря.

16. Когда вертолет начал снижаться, слева по борту показалась одна из кустовых площадок на Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения. Здесь по плану мы садились на дозаправку.

Добыча в промышленных масштабах на Юрубчено-Тохомском месторождении пока не ведется. В год добывается всего 50-60 тысяч тонн на собственные нужды и на обеспечение топливом северных территорий. Раньше в тех краях в качестве топлива использовали завозимый по рекам мазут, теперь - свою местную юрубченскую нефть, которая с учетом доставки выходит в 2-3 раза дешевле.

Когда же через пару лет сюда дотянутся нити нефтепровода Куюмба - Тайшет, нефть станут добывать в промышленных масштабах миллионами тонн в год.

17. Пока техники заправляли вертолет, все пассажиры убежали в здание мини-аэропорта - после трех часов полета с предложенными на борту минеральной водой и чаем в туалет захотелось всем без исключения. Я бежал одним из первых, и не сразу обратил внимание, что на месторождении построен настоящий мини-аэропорт. С залом ожидания и полноценной зоной досмотра. Причем досматривают не только на вылет, но и прилетающих - на месторождении действует строжайший запрет на алкоголь. Попавшихся увольняют без разговоров и предупреждений. А бонусом выкатывают серьезный штраф.

Пока мы рассматривали здание аэропорта, пришло сообщение, что диспетчеры закрыли северные квадраты из-за погоды. Лететь к оленеводам было нельзя. Да и вообще в этот день летать куда-либо не советовалось.

18. Из красноярской весны и +10º мы попали в обычную зиму с ветром и снегом. Согревала мысль о том, что недалеко есть жизнь - поселок нефтяников. А значит есть столовая и теплые помещения. Такой вариант мне нравился гораздо больше, чем ночевка посреди тайги в вертолете. Во втором варианте вряд ли бы мы нашли магазин и вообще никого бы не встретили. В Эвенкейском районе феноменальная плотность населения - 1 человек на 50 км 2 . Один человек на ПЯТЬДЕСЯТ квадратных километров! С такой же плотностью на всей территории Москвы жило бы всего 55 человек.

19. Когда стало ясно, что к эвенкам вертолет не полетит, организаторы поездки быстро согласовали экскурсию по буровой установке на четвертом кустовом основании. За что им огромное спасибо! Так, день оленевода я провел не в чуме с оленеводами, а на буровой установке с буровиками. Мы оперативно прошли инструктаж и отправились на экскурсию. Дальше рассказ пойдет в этом направлении.

Попасть на нефтяное месторождение просто из праздного любопытства первый встречный не сможет - объект режимный, повышенной опасности, бригады работают вахтовым методом, случайных людей нет. Но нам повезло - с нами в вертолете летели нужные люди)

Современное бурение скважин ведется безамбарным способом. Понятие безамбарное бурение подразумевает систему с высокой степенью очистки буровых растворов. В советское время отработанный раствор, относящийся к третьему классу опасности, сливали в амбар - некую «организованную лужу», а когда вышку демонтировали, амбар засыпали реагентами, гасили и просто закапывали в землю. Амбар, кроме сжигания попутного газа - являлся основном источник загрязнения окружающей среды, побочным продуктом нефтегазовой отрасли.

20. На переднем плане - готовая и законсервированная эксплуатационная скважина. Внутри нее находится бетонная пробка, которая компенсирует высокое давление нефти. После ввода в эксплуатацию кустового основания и присоединения его к нефтепроводу, пробка будет пробурена и начнется добыча нефти.

Скважины имеют горизонтальное или наклонное окончание и расходятся в разные стороны в радиусе полутора километров. Длина скважины может достигать более четырех километров - это как расстояние от Кремля до СИТИ, только под землей. Современное «интеллектуальное бурение» позволяет выискивать те самые расщелины и каверны, где залегает нефть. Получается некий спрут, который стараниями геологов на ощупь находит залегания нефти. Теперь нефтяники не «засеивают» осваиваемую территорию "частоколом" буровых. На каждом кустовом основании пробуривается в среднем 6-8 скважин. Это позволяет до 8 раз уменьшить территорию под буровые, следовательно уменьшить воздействие на природу.

21. Технические колонны.

22. Процесс спуска технические колонн. К моменту нашего приезда, на установке велось бурение на глубине 2375 метров. До финиша оставалось еще больше километра.

Прежде, чем бурить горизонт, при бурении «технички» уже идет набор угла, а остатки набираются при бурении под эксплуатационную колонну. При выходе из колонны, угол скважины достигает 90º. Радиус поворота в данном конкретном случае составляет около 2,5 километров.

23. Кран буровой установки.

24. Труба НКТ.

26. Соединительная муфта на технической колонне. С помощью специального гигантского ключа трубу вкручивают в муфту с чудовищным усилием, чтобы вся колонна могла выдержать давление до 200 атмосфер. В процессе бурения диаметр технических труб и самого долота уменьшается с 40 сантиметров до 15. Пустоты за стенками колонны заполняются цементным раствором.

27. Вот они, настоящие сибирские мужики. Целый месяц они работают посменно, не обращая внимание на погоду.

28. Особенно сложно бывает в сибирские сорокаградусные морозы, когда вся установка покрывается инеем и льдом. Это вам не в офисах в белых рубашках сидеть и лайки в фейсбуке ставить! Это настоящий труд. Несмотря на суровую профессию, буровики, вначале смущались и стеснялись фотографироваться, а потом разошлись и начали позировать)

Хотел бы я попробовать провести с буровиками одну месячную вахту. Пожить в поселке, прочувствовать все, погрузиться в быт. Но не бурить, а снимать процесс - для бурения я слабоват.

29. В состав буровой вахты входит семь человек: бурильщик, четыре его помощника, слесарь по обслуживанию бурового оборудования и электромонтер. Также здесь находится персонал подрядчиков по наклонно направленному бурению, по буровому раствору, по обслуживанию электрической части и механической части площадки. Всего единовременно на территории кустовой площадки работают более 50 человек.

30. Вахта длится четыре недели, потом четыре недели отдых дома. Многие рабочие не проводят четыре недели отпуска на диване, а идут подрабатывать.

32. Ах, какие лица!

34. В закрытых блоках бурильной установки (насосного блока и блока очистки раствора) шумно и нет ничего интересного для съемки. Самое интересное на установке - это работяги.

35. Зарплата нефтяников зависит от многих факторов. Например, у буровиков она выше, чем у операторов, работающих на готовых скважинах. Но если все сильно усреднить, получится около 100 тысяч рублей за вахту.

36. В поселке есть магазин и столовая. Полноценный обед стоит всего 120-150 рублей (для регионов крайнего севера это дешево). Мясо - говядина, свинина и оленина, купленная у местных охотников.

37. Через пару часов снова запросили разрешение на полет. В Суринду опять отказ, а домой в Красноярск разрешили. В итоге пришлось выгружать из вертолета подарки, подготовленные к празднику, и отправлять их по зимнику.

38. Вся тайга расчерчена бесконечными просеками геодезистов. Такая большая тетрадь в клеточку.

40. Россия.

41. Через три часа мы приземлились в аэропорту Черемшанка. Так я провел день оленевода.

Огромное спасибо сотрудникам «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» за интересную экскурсию и место в вертолете! А до оленеводов я еще доберусь...

Здесь же - инвентарь: нарты, то есть деревянные сани с характерными косыми перекладинами, и хорей - палка с костяным набалдашникам для погона:


28.

А вот белый олень - такой обычно один на всё стадо и служит живым талисманом:

29.

В первый день праздника оленьи упряжки в основном катали народ, причём не дёшево - 150 рублей за кружок, думаю "за километр" цена сравнима с вертолётом.

30.

А в воскресение олени готовились к гонкам на нартах - кульминации праздника. Обратите внимание, что большинство оленей в это время без рогов, и лишь несколько упряжек пришли во всей красе. Зачем оленю такие рога, которыми разве что в тундре не за что цепляться - честно говоря не понимаю. А огромные выпуклые глаза оленя, слышал, меняют цвет по сезону, подстраиваюсь под зимнее сияние тнудры:

31.

Портрет рогатой авки... В следующей части ещё полюбуемся ими в деле, а сейчас снова вспомним Киргизию, где мне повстречались не менее чудные и в общем похожие на оленей своей неприрученностью животные - хрюкающие косматые яки .

32.

Главный атрибут тундрового мужчины - "пояс оленевода", на котором соседствуют инвентарь и обереги, в том числе обязательно - мдевежий клык:

33.

Или даже несколько клыков. На шее у оленевода - тынзян, то есть аркан для ловли оленя, который носят вот так, в оперативном доступе. А на ногах у них кисЫ - это даже не унты, а нечто покруче, под малицей они выше колена и крепятся под ней к поясу:

34.

Про саму ненецкую зимнюю одежду я уже писал несколько постов назад, ну а тут повторюсь. На мужчинах обычно малица - балахон, надеваемый через голову с закреплёнными на нём варежками и капюшоном, на женщинах соответственно ягушка, в отличие от малицы распашная, потому что мужчине - ловить оленей, а женщине - кормить детей грудью. Малиц и ягушек много на других фото, а здесь, на фотографирующемся у чума туристе - соок, он же совик или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в нём можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она храниться не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть.

35.

Малицы сверху прикрывают цветастым сукном, и в целом на деловитых ненецких мужчинах одинаковая одежда смотрится как униформа. А вот ягушки - другое: женщины ходят в них мягкими и пушистыми, и вдобавок толстая свободно сидящая одежда, перехваченная тугим поясом, создаёт эффект роскошной фигуры. Здесь же обратите внимание на украшения - накладные косы из цветной ткани:

36.

Сумочка... У всех этих вещей есть свои названия, но я в данном случае их подзабыл. На одежду при выборе невесты смотрят намного тщательнее, чем на лицо, и дело в том, что здесь не забыты изначальные причины того, почему женщина должна быть красива - ведь всё это ненцы не покупают, а делают своими руками, и стало быть чем чумработница наряднее - тем искуснее и хозяйственнее.

36а.

А роль пояса оленевода у женщин играют шапки с бахромой металлических украшений и опять же амулетов, порой передающихся веками из поколения в поколение. Висят они как раз на уровне пояса:

37.

38.

Ненцы относятся к "малым народам Севера", но их народ - крупнейший из малых: около 45 тысяч человек, населяющих всю тундру от Кольского полуострова до Таймыра, вдоль Баренцева и Карского морей: по размеру своей земли это один из крупнейших народов мира. Большая часть ненцев (30 тысяч человек) живёт в ЯНАО, 8 тысяч - в Ненецком округе, 3,5 тысячи - в Красноярском крае. Их язык относится к самодийской группе, вместе с финно-угорскими языками входящий в уральско-югорскую семью: проще говоря, ненецкий с финскими соотносится примерно как русский с фарси или хинди. Самодийцы пришли в эти края аж с Саянских гор , важитые оттуда тюрками, а из лесов - уграми. Оленеводство ненцы то ли принесли с собой (на Саянах издавна разводят маралов), то ли переняли у сихиртя - легендарного народа, жившего здесь до них, известного русским как печора и скорее всего родственного нынешним саамам. Название "ненцы" значит просто "люди" (нэнэч) или даже "настоящие люди" (нэнэй нэнэч), русские же до 1930-х годов называли их "самоеды". Говорят, что происхождение этого слова вполне безобидное, всего лишь переиначенное на русский манер название саамов - первого известного Руси тундрового народа, но ритуальное поедание вырванного сердца убитых врагов в глухом Средневековье летописи то ли отмечали, то ли приписывали. Ненцы, как и всякие кочевники, на момент встречи с русскими были народом воинственным и непокорным, не раз бунтовали (крупнейшее восстание Ваули Пиерттомина в 19 веке бушевало лет 20), грабили Пустозерск, и даже при Советах умудрились поднять два крупных восстания, известных ныне как Мандалада (это слово означает "военный совет" или даже "военное положение" в отличие от мирного "майолдава").

39.

При всём том ненцы - народ деловитый, умеют наживать богатство и устраиваться в жизни, и даже в наше время из крупнейшего в мире поголовья оленей (600 тысяч голов) Ямала больше половины голов - частные. Слышал, что чукчи (пасущие за копейки государственных оленей) ненцам завидуют и считают их ушлыми, и что среди ненцев много богатых людей, сделавших хороший бизнес на тундровом материале. При всём том, они неожиданно хорошо, куда лучше многих более крупных народов, сохранили язык, быт, традиционную культуру и даже фамилии без русского суфикса (кажется, таким в России могут похвастаться разве что тувинцы) - Харючи, Худи, Салиндер, Лапсуй, Вануйто, Валей... фамилий, правда, у них мало, буквально пара десятков, и каждая выросла из какого-то древнего рода, а в целом они все друг другу дальняя родня. Ну а ассмилияции ненцы не поддаются из-за того, что заняты делом, которым не может заниматься ни один больше народ, чумы да малицы сохранили потому, что весь прогресс не смог предложить для их реалий ничего лучше, и потому живут как бы в параллельном мире. Ненцам удалось то, что не удалось практически никому из народов СССР - сохранить свой традиционный образ жизни. Мне кажется, реальной обосолбленности в СССР у оленеводческих совхозов было поболее, чем у Прибалтики с Узбекистаном, а к советской власти тут многие относятся так же враждебно, как те же литовцы или западно-украницы: ненцы - такой же народ "труженников-собственников" со своими традициями самоорганизации без оглядки на государственную власть. В общем, это сильный народ со своим внутренним стержнем.

40.

Один из самых ярких этапов Дня оленевода - это конкурс "Кочевая семья", на который действительно съезжается несколько семей со всего ЯНАО. В актовом зале Детской школы искусств на той же площади в субботу и на ледяном подиуме в воскресение они поялвяются в собственноручно сделанных парадных нарядах, рассказывают о своей жизни в тундре, делают постановки, поют и пляшут, делятся секретами народной медицины, а в целом оставляют очень тёплое и яркое впечатление. Вот например семья Харючи из Ныды - эта фамилия, наряду с Вануйто, относится к двум исходным родам ненцев, и известные в прошлом как "карачеи", харючи были самым знатным из ненецких племён с собственным "замком" на берегу Надыма . Сейчас это просто одна из фамилий, но для образованного ненца она звучит что для русского Гагарин или Трубецкой. Старшие в семье - Родион и Радмила:

41.

Что ни говори, а ненки бывают очень красивы (хотя ненецкие типажи в целом исключительно разнооборазны):

42.

Говорят, кстати, почти все с акцентам, а некоторые свои речи произносили даже и по-ненецки без перевода. По звучанию и топонимике по-моему один из красивейших языков мира (в конце концов и мой никнейм Варандей - ненецкое слово).

43.

Семья Николай и Антонины Анагуричи из Кутопьюгана - как и Ныда, всё это Надымский район, но если та стоит на берегу Обской губы, то Кутоп - в глубине лесотундры:

44.

Семья Салиндер из знакомой нам по лету Антипаюты появилась с мистерией о том, как молодой ещё отец семейства однажды отправился в путь искать свою суженую, спрашивая, где она живёт, у Северного Сияния, Северного ветра и Северного Солнца, и в конце концов её нашёл - как сияние прекрасную, как ветер страстную, как солнце ласковую. Так и живут уже двадцать лет Родион и Вера вместе. Забегая вперёд скажу, что конкурс выиграли именно Салиндеры.

45.

В летней Антипаюте душой посёлка нам запомнился Катцо Салиндер в кепке-аэродроме - он когда-то в армии служил с грузинами и там заработал это прозвище, означающее "приятель". После конкурса мы с Димой и Леной подошли к Салиндерам и спросили, не знают ли они Катцо. Те пожали плечами: "он наверное из поселковых..." - всё же в этих краях люди делятся не по национальности, а по образу жизни.

46.

Семья Ивана и Анастасии Окотэтто из Яр-Сале -этот посёлок за Обской губой служит своего рода "столицей" оленеводческой цивилизации, и в Надыме на Дне оленевода правят был именно яр-салинцы, так как здесь проходит олений путь между их летними и зимними пастбищами.

47

Ну а мне интереснее всего оказалась встреча с семьёй Батмановых - по фамилии с русским суффиксом да по совершенно другой одежде, которую я принял бы скорее за что-то южно-сибирское видно, что они из другого народа. Это селькупы , в прошлом известные под говорящим названием остяко-самоеды (хантоненцы) или, вместе с енисейскими кетами - Пегая Орда. Селькупы, как и ненцы - народ самодийский, стало быть тоже пришли с Саян, но на слух языки их абсолютно разные (ненецкие Салемал, Ярудей, Хэбидя-мя или селькупские Ратта, Толька, Варга-Сылькы). Но главное - если ненцев на Север выжили угры в незапамятные времена, то селькупы где-то до 17 века были вполне себе таёжным народом под влиянием не столько хантов и манси, сколько живших за Енисеем эвенков, и славились как лучшие среди лесных народов гончары, ткачи (используя ткань из крапивы) и кузнецы, делавшие оружие для других народов. С покорением Сибири русскими Пегая Орда раскололась: половина селькупов остались на Средней Оби, в основном на севере нынешней Томской области, а часть ушли на север, к рекам Таз и Турухан, и фактически это два разных народа, несколько веков разделённых землях кетов и хантов. Селькупские ремёсла, кроме изготовления лодок и ткачества, в основном погибли, не выдержав конкуренции с русскими товарами, которые всегда можно было купить за пушнину. Ныне селькупов 4,5 тысячи человек, примерно поровну южных и здешних, но вот на родном языке среди них говорит дай бог четверть, и национальной одежды мы ни на ком, кроме Батмановых, и не видели.

48.

Фёдор Батманов, отец семейства. Одежда таёжная, совершенно непохожая на ненецкие малицы. У селькупов в принципе есть оленеводство, но всё же в первую очередь они промысловики. Подробнее о селькупах - .

49.

На второй этап конкурса приходили ещё Иосиф Подранхасов и Екатерина Кандыгина - настоящие ханты (дело в том, что хантами надымчане называют всех коренных жителей). Но о хантах я подробнее рассказывал в августе, когда пересёк по Оби их земли: музей Торум Маа в Ханты-Мансийске и живое святилище Юхангорт . Салехард, хоть и столица Ямало-Ненецкого региона, а стоит на северном краю хантыйских земель, и имеет "национальное" село-спутник Горнокнязевск . Ханты крыли летние чумы берестой, и если ненецкий чум ставился всегда на открытом месте, то хантыйский - погуще в лесу. В этом и разница: ненцы мне запомнились очень открытым и охотно показывающими себя чужаку, а ханты - народом скрытым, потайным и по-финноугорски чувствующим личное пространство.

50.

А вот ещё вечером пятницы в Доме природы, где было небольшое представление, я встретил людей опять же явно другого народа. Это оказались лесные ненцы со священного озера Нумто у истоков Надыма - их около 2000 человек, в основном они живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и по образу жизни ближе к северным хантам или тем же селькупам (то есть - охота, рыболовство и мелкое подсобное оленеводство), но по языку, вере и народному искусство это всё-таки именно ненцы.

51.

Узоры неуловимо другие, не размашисто-тундровые, а вычурно-лесные. Женщина сказала, что шила это всё со старинных образцов - своим делом она считает сохранение традиционной вышивки, пока её не вытеснила полностью современная этномода.

52.

В следующей части, последней в надымском цикле - о том, чем все эти народы тут занимались.


Top