Правила сочетания цветов в макияже. Особенности применения палитры в макияже

Давно уже было замечено, что цвет в макияже играет немалую роль для настроения женщины. В какие-то периоды своей жизни слабый пол выбирает одни цвета, в какие-то другие. Основным критерием является, конечно же, возраст, но и ситуация, а также настроение, тоже влияют на выбор более приемлемого на сегодняшний день цвета. Женщина, которая благополучна в личной жизни, вряд ли выберет за основу яркий красный цвет, а вот та, которая постоянно ищет мужского внимания, вряд ли будет использовать минимум в цветовой гамме. Конечно, есть и исключения из правил, но они достаточно редкие. В этой статье я попробую проанализировать использование различных цветов для исполнения макияжа.

1. Красный цвет в макияже. Это цвет, который передает жизнестойкость, динамику, силу, напористость, показывает энергичность и стремление вызвать внимание не только противоположного пола, но и оказаться в центре внимания у своего пола. Женщина, требующая у визажиста использовать красный насыщенный цвет в макияже, как правило, подсознательно старается отодвинуть на задний план конкуренток. Если клиентка постоянная, и вы знаете ее предпочтения и вдруг она просит использовать в макияже дерзкий красный цвет- 100% у нее в жизни происходят значительные перемены в мировозрении или она желает этих перемен. Однако, нужно помнить, что этот цвет также быстро раздражает и усугубляет депрессивное настроение. Поэтому, если вы видите, что клиентка во взвинченном состоянии, неуверена в себе, до этого красный цвет не был ее фаворитом в мейке,лучше отговорите ее от спонтанного желания использовать этот цвет, поскольку довольна макияжем она не будет, скорее ситуация только усугубится. Красный цвет в макияже можно использовать только тогда, когда женщина находится в абсолютном равновесии и желает только лишь показать свое превосходство и вызвать на себя внимание дополнительным средством к уже имеющимся стабильным признакам.

2. Зеленый цвет в макияже. Этот цвет очень спокойный, при чем, до такой степени, что может вызвать ощущение вялости и однообразия. Достаточно редко встречается в обычных макияжах и очень редко востребован у визажистов клиентками. Дело в том, что зеленый цвет- это производная от желтого и синего, поэтому зеленый вбирает в себя качества одного и другого. Часто говорят, что зеленый успокаивает, но мало кто знает, что зеленый также отражает внутреннюю напряженность женщины Женщины это чувствуют инстинктивно и поэтому стараются не выбирать этот оттенок. Однако, если девушка достаточно молода и абсолютно уверена в своей неотразимости- тогда этот оттенок имеет место быть, и, конечно, визажист с успехом может его использовать.

3. Оранжевый (бронза). Этот оттенок достаточно любим среди клиенток, в частности, используется он визажистами довольно часто, наряду с коричневым и черным. Такими оттенками многие женщины поднимают свою самооценку или утверждают имеющуюся. Вспомните хотя бы о том, что уже давно, не смотря на то, что в моду периодически входит бледная кожа, многие женщины с удовольствием используют различные золотистые оттеночные средства для кожи, перламутры с бронзовым отливом для век, помады. Бронза, оранжевый- это оттенки, которые снимают бездействие женщины и добавляют ей активности, уверенности в себе. Если клиентка просит использовать в макияже золотистые перламутры, оранжевые оттенки, это говорит о том, что она на волне позитива, достаточно открыта для сотрудничества с мастером и окружающими людьми. Если женщина категорически по каким-либо причинам против использования бронзы или оранжевых оттенков, хотя они ей прекрасно подходят, это говорит о том, что ей хочется, чтобы в ее жизни было поменьше энергии, поменьше перемен, она хочет спокойствия и отдыха. В общем, устала))))

4. Синий цвет в макияже -очень благородный, макияжи с использованием синих оттенков в тенях делают женщину несколько отстраненной и загадочной. Это единственный цвет, который может дать эффект уверенности в себе не прибегая к демонстративности: красный- смотри, какая я сексуальная, страстная, оранжевый-бронза, желтый- золото- смотри, какая я роскошная и т.д. Синий цвет сам по себе очень самодостаточен. Я- есть я, принимай меня такой. Однако, этот оттенок может только навредить женщинам, которые находятся в плохом расположении духа, а также может усугубить ситуацию, если у женщины никак не складываются отношения с партнером. Макияж с использованием синего оттенка в тенях еще более отдалит ее партнера, поскольку показывает эмоциональную холодность владелицы, а также будет ставить ее на ступень выше окружающих, что весьма рекомендуется, если на мероприятии, куда отправляется ваша клиентка, будут недоброжелательные коллеги женского пола. И чем темнее будет оттенок синего в макияже, тем дальше он будет отстранять окружающих от вашей клиентки, и тем выше будет ее над ними поднимать. Это отличный способ поправить ситуацию, если женщина не уверена в себе и волнуется перед встречей. К тому же, этот цвет априори подразумевает очень легкие нюд- оттенки помады, что автоматически привлекает внимание именно к глазам. Конечно, есть и вариации, когда синий оттенок в тенях и бордовая помада, либо красная, но тогда мы можем воссоздать эффект сочетания. Вот смотрите- красный цвет- он экспрессивен, страстен, а вот синий на глазах- наоборот ставит окружающих «на место», потому такой образ может быть очень и очень загадочен для мужчины, с одной стороны женщина показывает психологически, что она готова привлекать внимание, и желает этого, а с другой стороны абсолютно отстраненная,выще над всеми, итого, имеем результат- попробуй меня добейся и получишь в наградку НЕЧТО!

5. Фиолетовый цвет в макияже - это производная красного и синего, которые наделяют свой дочерний цвет уникальными свойствами. Я уже выше писала о том, что будет, если мы будем использовать красный на губах, а синий в тенях, однако, приблизительно такого же эффекта мы можем добиться используя только лишь один фиолетовый оттенок либо на глазах, либо на губах. Этот цвет очень загадочный, таинственный и очень дорогой, если можно так сказать. Золото и бронза сами по себе сообщают о том, что женщина старается показать себя роскошной, а вот фиолетовый оттенок сообщает сие завуалированно. Это истинно женский цвет, поскольку дает возможность с одной стороны очаровывать,при чем, с непредсказуемым результатом, а с другой показывает внушаемость женщины. Ну, а какой мужчина не желает попробовать свои силы в том, чтобы взять над ней верх? К тому же, это чувственный цвет. Правда, женщины, которые категорически отказываются от использования этого цвета при том, что он может идеально подходить, скорее всего не желают показывать свои слабые стороны окружающим, а также не хотят ставить свою чувствительность под удар. Однако, с фиолетовым цветом нужно быть поосторожнее, он подчеркивает желтизну глазного белка и зубов.

6. Коричневый цвет в макияже - это тот цвет, который позволяет женщине оставаться самой собой, а также дает возможность скрывать то, что она пользуется косметикой. Я уже писала часто о том, что для того, чтобы подчеркнуть природные достоинства и чтобы убрать какие-то недостатки, нам потребуется коричневый цвет. Женщины, которые просят использовать коричневые нюансы в макияже - это те, кто старается подчеркнуть свою красоту ненавязчивым способом. Между прочим, такие женщины чувствуют себя в данный период времени достаточно уютно, либо стараются таким образом создать иллюзию уюта в ситуации и комфорта в душе. Часто этот цвет в макияже используют в основном из-за приверженности к консервативным взглядам. Поэтому, если к вам пришла клиентка, которая до сих пор никогда не бывала у визажиста и панически боится того, какой вид она будет иметь после посещения мастера, выполните макияж в натуральных коричневатых оттенках и вы никогда не ошибетесь.

7. Исключительно насыщенный желтый цвет также очень редко используется в макияже, чаще применяется холодное золото, либо белое золото, но в небольших количествах. Дело в том, что с одной стороны такое цветовое предпочтение опять же, как и в ситуации с бронзой сподвигает женщину сообщить о том, что она роскошна. Но если бронза (оранжевый- это смесь красного и желтого), то желтый- это чистый цвет, который имеет свои особенности, которые потом и отдает бронзе (оранжевому). Это довольно оптимистичный цвет, который в большинстве своем желают увидеть на себе женщины, которые находятся в приятном расположении духа, которые желают настроиться на быстрое установление контактов с окружающими. Также, это достаточно подвижные женщины (физически либо интеллектуально). Могу сказать, что желтый цвет в макияже поможет визажисту сделать женщину более открытой, приподнять ей настроение, оживить и сделать ее внешность более яркой. Если женщина категорически отказывается от использования желтого цвета в макияже, хотя он ей прекрасно подходит, это говорит о том, что она находится в тревожном состоянии, чем-то глубоко обеспокоена или в чем-то разочарована.

8. Розовый цвет в макияже - цвет молодости, и в каком бы возрасте женщина не использовала бы этот цвет, она всегда будет казаться несколько моложе. Так уж повелось, что нежный розовый - это цвет детства. С другой стороны этот так же цвет инфантильности, поэтому, если женщина просит вас использовать этот оттенок, ей очень хочется почувствовать себя нежной и беззащитной на фоне других женщин. Также этот цвет в макияже часто используют приветливые женщины, а так как розовый цвет- это разбеленный красный, то автоматически считается, что розовый уводит женщину от состояния агрессивности, жесткости. Этим цветом можно создать романтичный образ, несколько наивный, очень женственный. Иначе обстоит ситуация с розовым, в котором больше красного, который более насыщенный. Здесь уже появляется некоторая игривость и кокетство, поскольку красный дает энергию и переносит свои свойства в этот цвет.

9. Черный цвет. В макияже этот цвет по праву можно считать равносильным красному, однако, в несколько раз усиленному по своим свойствам. Черный цвет- этоуже гнев. Женщина, которая всегда использовала спокойные оттенки и вдруг просит вас накрасить глаза насыщенными черными тенями - находится в полной боевой готовности. Нет, возможно, она совершенно не собирается ни с кем ссориться, но ее внутреннее состояние сподвигает ее на то, чтобы показать кому-то, что ее стоит не только уважать, но и бояться. С другой стороны, этот цвет в макияже не предполагает открытого противоборства, это скорее желание также многократно поднять себя над окружающими, бросить скрытый вызов. С другой стороны, психологически такая женщина будет чувствовать себя более защищенной. Здесь важную роль будет играть площадь используемого черного цвета. Если черного много- скрытая угроза, а вот если нет:» Выделите мне глаза черным, но только не кладите черные тени»- стремление вызвать уважение у окружающих. Если женщина вдруг в какой-то момент перешла на постоянное использование черных теней в макияже, то можно говорить о том, что она ощущает отсутствие или нехватку чего-то очень значимого для нее. Иногда это также является жестким протестом против чего-либо.

  • О том, как правильно подбирать цвета, одним из первых задумался художник Иоганн Иттен. Он же изобрел теорию цветотипов, которую впоследствии косметические компании начали активно применять в сфере макияжа, для гримировки актеров. А затем – создавать наборы косметики, подходящие разным цветотипам, чтобы покупатели не терялись в многообразии средств и легко могли выбрать что-то для себя.
  • С течением времени простая теория, которая делила все многообразие внешности людей всего на четыре типа («весна», «лето»,«осень» и «зима» – определите свой, пройдя ), начала усложняться. Ведь невозможно всех подвести под такое ограниченное количество типажей. Начали появляться бесконечные варианты «холодная осень», «натуральная весна», «мягкое лето», и разобраться во всей этой сложносочиненной схеме становилось все трудней.
  • Сегодня профессионалы в бьюти-сфере часто подбирают цвета и оттенки в макияже, исходя из более понятной и легкой методики. Согласно ей, для того, чтобы найти «свои» цвета в макияже, необходимо определить и учесть всего три параметра внешности: светлота, контрастность и температура. Рассказываем об этом подробнее.

Светлота

  • Светлота – это расположение цвета между белым и черным. При определении уровня светлоты отталкиваются от цвета кожи, глаз и волос. Например, светлые волосы, светлые глаза и светлая кожа – это признак «светлой» внешности. Темные глаза, темные волосы и темная кожа – это, соответственно, признак «темной» внешности. Если детали внешности имеют разный уровень светлоты, определите, что именно доминирует и производит основное впечатление. Часто тон всему задают волосы, и, к примеру, внешность брюнетки со средней светлоты кожей относится больше к «темной».
  • Этот параметр позволяет выбрать светлоту цветов в макияже. Для того, чтобы он был максимально гармоничным, светлота оттенков в макияже должна примерно соответствовать светлоте внешности. Например, блондинка со светлой кожей и может выглядеть так, словно ее глаза «приклеены» к лицу: настолько они не соответствуют природным данным. На «темной» же внешности даже черные тени не будут выглядеть слишком ярко.

Контрастность

  • Контрастность – это разница между самым светлым и самым темным цветом во внешности. Опять же, отталкиваться следует от цвета кожи, глаз и волос. Как правило, самым темным элементом во внешности являются волосы, а кожа – самым светлым, но есть место и другим вариациям. Контрастность может быть низкой (например, как у девушек со светлой кожей и светлыми волосами), средней (русые волосы и немного загорелая кожа), высокой (брюнетка с молочной кожей).
  • Определение контрастности помогает выбирать насыщенность цветов в макияже. Если во внешности очень низкая контрастность, то сочные, яркие цвета в макияже будут выглядеть довольно искусственно, тогда как во внешности с высоким контрастом единственный способ сделать по-настоящему яркий макияж – это использовать не темные, а «активные», насыщенные цвета. Поэтому «светлым» девушками со светлой кожей так хорошо подходят приглушенные, нежные оттенки, а брюнеткам с белой кожей даже в дневное время можно с легкостью носить черные стрелки или темные смоки, и это не будет выглядеть слишком вычурно.

Температура

  • Температура цветов во внешности может быть как теплой, так и холодной. Определить ее можно, отталкиваясь от цвета волос и бровей, кожи, глаз, губ. Если кратко, правило звучит так: чем больше во внешности золотистых оттенков, тем она теплее, чем больше синевы, тем холоднее.
  • Старайтесь подбирать цвета в макияже, исходя из преобладающей температуры. Тогда здоровый, сияющий вид вам обеспечен. Любой цвет, кроме оранжевого, может иметь как теплые, так и холодные оттенки, поэтому температура внешности ни в чем вас не ограничивает, а только помогает выбирать подходящие оттенки.

Цветоведение — это наука , которая состоит из нескольких разделов. Один из них соприкасается с областью физики, в других исследуется наше зрительное восприятие, разрабатывается классификация цветов, устанавливаются законы цветовой гармонии. Сама теория цвета очень сложная и обширная. Особой популярностью в области искусства цвета пользуется цветовой круг Иоганнеса Иттена, который является основополагающим при изучении цветоведения.

Согласно цветовому кругу, существует 3 главных цвета (желтый, красный, синий), которые размещаются в равностороннем треугольнике. Эти цвета называются основными или первичными, так как их нельзя получить в чистом виде путем смешивания. При смешивании двух основных мы получаем цвета второго порядка: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Шесть оставшихся цветов образованы при смешивании цветов первого и второго порядка: красно-фиолетовый, красно-оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, желто-зеленый. Два цвета считаются дополнительными, если они расположены на противоположных сторонах цветового круга.

Дополнительные цвета

Основные пары дополнительных цветов: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый. С помощью 2 дополнительных цветов можно получить особо красивые оттенки серого. Расположенные рядом, эти цвета зажигают друг друга до максимальной яркости и взаимно уничтожают — при смешивании. Дополнительные цвета часто используют в цветовой коррекции лица (чтобы нивелировать недостатки кожи клиента или подчеркнуть природный цвет глаз).

Схема подбора цветовых пигментов (тени) с учетом цвета радужной оболочки глаза

Цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические, бесцветные (черный, белый и целый ряд серых оттенков). Выигрышно использовать ахроматические цвета для создания ч/б фото. Хроматические цвета обладают тремя качествами:

1) основной признак, по которому первичный цвет отличается от других, называется цветовым тоном;

2) насыщенность цвета (чистота цвета) — чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее, при добавлении черного, белого и серого он теряет свою насыщенность;

3) светлота (яркость) — спектральный цвет смешивается с белым.

Виды контрастов

Теплые и холодные тона.

Теплыми цветами принято называть желтый, оранжевый и красный. В группу холодных тонов входят синий, зеленый и фиолетовый. Краснооранжевый и сине-зеленый являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Если мы подходим к цвету со стороны теплого полюса, мы видим его теплые оттенки, если со стороны холодного полюса — видим холодные. В итоге можно сказать, что все холодные тона отличает наличие синего оттенка, а все цвета теплой группы — наличие желтого. Следует помнить, что макияж, выполненный только в холодных оттенках, будет смотреться спокойным, как бы неживым. Создать равновесие помогут теплые тона и наоборот. Теплые цвета всегда кажутся ближе своего расположения. Их функция приближать, увеличивать. Холодные оттенки, наоборот, отдаляют, уменьшают. Визажисты пользуются этим принципом для коррекции и создания форм лица и тела.

Нейтральные тона : бежевый, кремовый, светло-серый и все их неопределенные оттенки.

Контраст светлого и темного цветов.

Контраст по насыщенности.

Цветовые гармонии

1) Однотонная гармония основана на сочетании цветов, созданных на базе одного цветового тона, который присутствует в каждом из них. Эти цвета отличаются между собой по светлоте и насыщенности. Часто используются в свадебном, деловом макияже.

2) Гармония родственных цветов (аналоговая триада). К родственным в цветовом круге относят все промежуточные между двумя основными цвета, включая только один из образующих. Такая гармония основывается на наличии в используемых тонах примесей одних и тех же первичных оттенков. Пример: чистый желтый + желто-оранжевый + оранжевый.

3) Гармония родственно-контрастных цветов-это самый обширный вид цветовых сочетаний. Соединение цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга. Пример: желтый + оранжевый + фиолетовый + синий.

Сочетая цвета, можно варьировать их яркость и насыщенность, в итоге получая сотни различных комбинаций.

В колористике немаловажную функцию выполняет свет. Создавая макияж при искусственном освещении, нужно учитывать, что оттенки теряют 1/3 собственного цвета. А значит, make-up должен быть сделан в более насыщенных тонах. Однако макияж губ, выполненный в насыщенных красных оттенках, превращается в темно-коричневый.

Хочу подытожить словами великого В. Гете: «В отблесках цвета — наша жизнь. Цвет оказывает известное действие на чувство зрения, а через него — на душевное настроение».

Цвет способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость, а взгляду — выразительность.

Модные показы часто демонстрируют нам яркий и экзотичный макияж, однако за пределами подиума все же лучше придерживаться более традиционного подхода и грамотного подбора цветов. Понимание основ цветовых сочетаний даст вам возможность всегда быть на высоте и создавать действительно продуманные и стильные образы. Для того, чтобы создать идеальный макияж, нужно помнить несколько основных рекомендаций:

  • оттенок помады по цветотипу должен подходить к теням;
  • тональное средство и румяна должны быть тщательно подобраны под оттенок кожи;
  • при подборе теней обязательно учитывается цвет глаз.
При сочетании оттенков важно ориентироваться на цветовой круг!

Изучаем цветовой круг

Найдите и смело используйте цветовое колесо, ведь гармония достигается благодаря правильному нанесению дополняющих друг друга цветов. Дополняющие – это цвета, которые расположены в цветовом колесе напротив. Цвет-дополнитель указывает не только на выбор оттенка, но и на то, должен он быть из теплой или холодной гаммы. Например, если напротив синего цвета расположен теплый красный, это не значит, что их нужно сочетать в макияже, а говорит о том, что теплый оттенок создаст более выигрышную комбинацию.

Подбор цвета теней

Наиболее распространенной ошибкой является выбор теней под цвет глаз. Этот, казалось бы, самый простой путь давно раскритикован бьюти-сообществом - взгляд становится не выразительным, а тусклым: акцент нанесенных теней приглушает цвет радужной оболочки. Подход должен быть совершенно иным – нужна работа с дополнительными, контрастными цветами. Так, например, синие и голубые глаза лучше подчеркнуть теплыми оттенками медного.

Обладательницам карих глаз повезло больше всех, но лучше их подчеркнуть тенями фиолетового оттенка. Зеленые глаза требуют коричневых цветов. При подборе теней также можно применить правило «контрастной температуры», то есть к теплому цвету нужно подобрать холодный оттенок, например, к салатовому – ментоловый. Еще одно важное правило в макияже глаз – учет цвета кожи при выборе насыщенности оттенка теней. Темная кожа требует яркости, а на светлой темные оттенки выглядят неестественно.

Правильное сочетание цветов

Для создания модного двуцветного макияжа можно посоветовать несколько беспроигрышных сочетаний.

  • Для серых и голубых глаз можно использовать сочетания серебристого и серо-бежевого, нежно-розового и тёплого коричневого, золотого и бронзового цветов. Придать радужке еще большей насыщенности поможет макияж в теплом сочетании цвета шампанского с рыжеватым оттенком;
  • Для карих глаз подберите палетку с бежевыми, серыми, черными, графитовыми, фиолетовыми и пыльными розовыми цветами. Для яркого макияжа подойдет сочетание оливкового и темно-серого цвета теней;
  • Зеленые глаза можно подчеркнуть грамотным сочетанием шампани с теплым оттенком коричневого или шоколада, а также сливочного с насыщенным коричнево-серым или цветом охры.

При нанесении теней светлый оттенок наносится на зону внутренней части глаза и под бровь, а темным прокрашивается подвижное веко (начиная с середины). По мере приближения к внешнему уголку глаза оттенок должен становиться все более интенсивным. Не забывайте уделить внимание тщательной растушевке теней, чтобы они плавно переходили из одного цвета в другой.

Подбор цвета румян

Первый и главный совет при нанесении румян – помните, что этот продукт декоративной косметики не подходит для скульптурирования лица, а призван оживить его цвет. Правильный выбор румян зависит от кожи. Так, например, для кожи светлого цветаслоновой кости или бежевого – подходят светлые румяна холодных оттенков (прежде всего, холодные розовые). Для обладательниц бронзовой кожи можно посоветовать теплые оттенки коричневой гаммы.

При нанесении румян помните, что для грамотного сочетания цветов они не должны конфликтовать с тенями. В противном случае вы получите эффект макияжа 80-х. Определите по цветовому кругу как выбранный вами цвет теней сочетается с оттенком румянца. Теплые коричневые оттенки теней хорошо будут смотреться с матовыми теплыми цветами типа «пыльной розы», синие тени подчеркиваются нежным оттенком бронзового, а зеленые – персиком или абрикосом.


Помада должна быть одной цветовой «температуры» с вашей кожей

Цвета помады и блеска для губ

Помада, как и другие виды декоративной косметики, должна подбираться, исходя из тона кожи. Правила подбора соответствуют рекомендациям при подборе румян: холодные тона требуют таких же по «температуре» оттенков помады, а теплые – подходят для смуглого лица. Для белоснежек можно порекомендовать помаду розового и бежевого цвета, или нежный персиковый оттенок. Для обладательниц бежевого цвета кожи подойдет светлая карамель, абрикос, коралл.

Оливковая кожа хорошо дружит с теплыми оттенками красного, вишневого и ягодного цвета. При подборе помады обязательно учитывайте макияж, который вы нанесли на глаза. В идеале помада должна быть из той же группы цветов, из которой взяты тени. Холодные тени сочетаются с помадами «низкой температуры» и наоборот. Только в этом случае ваш образ получится гармоничным и выдержанным в стильном цветовом решении.

Твитнуть

Класснуть

В предыдущей статье Rae Morris. Секреты мастерства от визажиста с мировым именем. Уход за бровями, использование накладных ресниц. Часть 5 вы узнали о том, как ухаживать за бровями и секреты использования накладных ресниц.

В данной статье речь пойдёт о макияже глаз, о подборе цветовой гаммы для глаз .

У всех нас есть свои цвета и группы оттенков. Они призваны сохранить гармонию наших естественных цветов и подчеркнуть наше главное достоинство - глаза . Помните: глаза - это первое, на что люди обращают внимание, глядя вам в лицо. Глаза, а затем - губы. Чтобы правильно подобрать цвета для макияжа глаз, следует хоть немного в этом разбираться.

Итак, что нам нужно знать, собираясь делать макияж глаз.

Хайлайтеры - создают эффект широко открытых глаз. Хайлайтеры обычно имеют тот оттенок, который подчеркнёт или сделает более ярким естественный цвет ваших глаз.

Контрастные цвета - цвета, абсолютно противоположные цвету ваших глаз, они смешиваются на цветовом круге. Эффект яркости и выразительности естественного цвета достигается за счёт контраста.

Нейтральные оттенки - они считаются нейтральными, потому что состоят из различных комбинаций трёх основных цветов: жёлтого, красного и синего. Все оттенки коричневого цвета считаются нейтральными. Коричневые тени для век подходят всегда и всем.
Тёплые коричневые оттенки с доминирующим жёлтым цветом подойдут женщинам с зелёными, зелёно-карими и светло-карими глазами.
Более холодные коричневые оттенки с доминирующим синим цветом подойдут женщинам с тёмно-карими, голубыми, светло-зелёными и светло-зелёно-карими глазами.
И те, и другие оттенки получаются при смешивании трёх основных цветов.

Металлический блеск - эти суперсияющие металлические оттенки бывают тёплыми, холодными и нейтральными. Здесь работает принцип - чем меньше, тем лучше. Блеск этих теней не останется незамеченным (кстати, хайлайтеры также бывают с металлическим оттенком), поэтому если ваша кожа не идеальна, остерегайтесь - металлические оттенки выдают все дефекты и не скрывают мелких морщинок. При работе с ними следует избегать проблемных областей.

Акцентирование цветом - при акцентировании цветом используются ткани ярких, насыщенных оттенков. Наносить их нужно в небольших количествах в области верхнего или нижнего века, например, у линии ресниц или во внешних/внутренних уголках глаз.

Глаза отражают все наши попытки создать определённый образ и определяют общее восприятие лица, включая его форму. Удачный макияж глаз - это 50 % успеха. Именно поэтому визажист Rae Morris в первую очередь красит глаза, потом - всё остальное.
Это, во-первых, позволяет избежать такой неприятной вещи, как осыпавшиеся тени. Они осыпаются как раз после того, как вы нанесли тональное средство. Приходится брать салфетку и вытирать, как следствие, тональная основа тоже стирается и приходится наносить её снова (прим. Rae Morris указывает, что лучше всего следы от теней удаляет сорбитоловый крем).
Во-вторых, часто бывает так, что времени заниматься макияжем нет (например, утром, собираясь на работу) и большинство женщин ошибочно используют это время, чтобы нанести тональный крем. Но в первую очередь следует уделить внимание макияжу глаз, потому что глаза требуют гораздо больше времени и деликатности в обращении. А тональный крем можно нанести и по дороге на работу в машине или в метро, или прямо на работе в уборной, прежде чем зайти в офис.
Если вы сначала накрасили глаза и остались недовольны результатом, косметику можно осторожно удалить и начать макияж заново. При этом вовсе необязательно удалять всю косметику с лица. Помните: макияжу глаз всегда должна предшествовать подготовка (см. часть 3), веки - самая жирная область лица и не стоит её делать ещё более жирной.

Как сделать красивый макияж глаз

Красиво накрасить глаза - это значит уметь подчеркнуть свои достоинства. Для этого следует определиться с такими факторами:
- какого цвета ваши глаза;
- какую форму они имеют;
- что вам не нравится в ваших глазах.


Цветовая гамма глаз

Голубые глаза

Зелёные глаза

Карие глаза

Зелёно-карие глаза

Нейтральные оттенки

Разрез глаз


Маленькие глаза

Маленькие глаза можно визуально увеличить. Подкрутите ресницы (и, конечно, не забудьте про тушь), а нижние веки подведите белым карандашом (не водостойким). Отдельные накладные реснички на верхнем веке у внешнего уголка глаза также помогут увеличить ваши глаза.


Слишком большие, круглые глаза (навыкате)

Линии подводки не должны быть идеально строгими и чёткими, растушёвывайте и закругляйте края. Запомните: чёткие линии красиво обрамляют глаза, но сразу же привлекают внимание к их форме и размеру. На нижнем веке рисуйте стрелки тёмным карандашом, это визуально уменьшает глаза. Все тёмные оттенки следует наносить на внешнюю поверхность глаза, отступив две трети от внутреннего уголка. Если вы хотите создать эффект «дымчатых» глаз, не следует повторять естественные линии глаза. Внешние очертания должны больше напоминать квадрат. Вся хитрость состоит в том, чтобы наложить тени в форме прямоугольника, вытянув внешние уголки глаз. Повторять круглые очертания глаза в данном случае просто запрещено. Не следует также накладывать хайлайтер в центре внешнего века. Накрасьте тушью только верхние ресницы.


Тяжёлые веки

Если у вас тяжёлые веки, наносить тени следует только во внутренних уголках глаз (внизу и вверху). В этом случае, открыв глаза, вы увидите тени на веках, но при этом не скроетесь под их тяжестью. Большую роль играет форма бровей. Чересчур изогнутые брови подчеркнут тяжёлые веки, поэтому предпочтительнее прямые совсем чуть-чуть изогнутые брови. Откажитесь от холодных оттенков.


Близко посаженные глаза

Если у вас близко посаженные глаза, используйте хайлайтер во внутренних уголках глаз. Дымчатые и тёмные оттенки, эффект растушёвки и накладные ресницы вы можете позволить себе только во внешних уголках глаз. Запомните: подводка, светлые и металлические оттенки - во внутренней части глаза, тёмные и дымчатые - во внешней, чтобы «направить» ваши глаза в стороны. Если нанести тёмные тени на всё веко, проблема станет ещё более заметной.


Несколько вариантов макияжа глаз

Бронзовые глаза

В стиле техно

В стиле ретро


Top