Рисуем светом. Фризлайт

Снимки, выполненные в технике фризлайт, смотрятся очень эффектно, художественно. Только фотограф и его помощник знают секреты, которые помогли движение световых лучей заключить в один кадр. Никакого волшебства, только соблюдение определенных правил и мастерство. Хотите овладеть навыками фризлайта - следуйте нашим советам.

Виды фризлайта

Выделим три разновидности, которые чаще всего встречаются в работах фото-мастеров:

  1. Моно-композиция. В центре кадра - один предмет, вокруг которого происходит световое движение. Это может быть человек с фонариком, который прорисовывает в пространстве фигуры, соответствующие задумке фотографа.
  2. Мульти-композиция. В кадре несколько героев, каждый из которых выполняет свою фризлайт-роль. Структура снимка выстраивается по горизонтали или вертикали, в зависимости от расположения объектов. Важно учесть баланс светящихся предметов, четко выдержать смысловую и художественную симметрию.
  3. Размытие. Кадр построен на абстракции, черты заретушированы. Световые лучи теряют четкость линий, обретают размытое свечение. Кадр может быть построен на каком-то одном изображении, которое становится центром композиции и берет на себя главный акцент. Или же фотограф выражает в снимке множество светящихся объектов, делает фотографию плоским арт-пространством.
  4. Световые мечи. Эта техника позволяет создавать в кадре надписи, иероглифы, орнаменты. Как правило, для фона ничего не требуется. Просто темнота.

С разновидностями фризлайта мы разобрались, теперь подробнее рассмотрим основы техники, на чем она строится, что нужно для того, чтобы художественно остановить движение света, эстетично поймать его в кадр.

Семь основных правил, которым следуют профессиональные фотографы:

Обязательное требование - темный фон

Никаких дополнительных источников света, боковых светильников и ламп. Съемка должна проводиться в полной темноте. Успех кадра - в контрасте между фоном и световым изображением. Фотографировать можно ночью под открытым небом, но внимательно выбирать место - чтобы на заднем плане не было огней цивилизации (окна домов, фары машин, витрины магазинов и т.д.). Идеальный вариант - в закрытом помещении, которое располагает свободным пространством для создания фризлайт композиций.

Выбор инструментов для световых рисунков

Все зависит от задумки. Хотите создать размытые очертания - используйте ручные фонарики с рассеянным светом или дисплей телефона в активном режиме. Для прорисовки букв и орнаментов хорошо подходят световые мечи, лазерные указки. Чтобы кадр получился интереснее и выразительнее, сочетайте различные цвета: красный, синий, белый, зеленый.

Многое зависит от самой камеры

Для фризлайта специалисты рекомендуют отдавать предпочтение цифровым фотоаппаратам, поддерживающим параметры съемки на длительных выдержках. Сразу просматривайте снимок - это поможет откорректировать композицию, правильно выстроить экспозицию.

Использование штатива

Техника фризлайта основывается на длинной выдержке, которая невозможна без устойчивой опоры. Задача штатива - обеспечить отсутствие вибраций, которые могут навредить кадру, сделать его размытым, исказить рисунок. Идеальный вариант: штатив + пульт дистанционного управления, что позволит избежать механического воздействия на корпус камеры через нажатие на спуск.

Идея и сюжет

Прежде чем приступать к выстраиванию композиции, продумайте, что вы хотите отразить в кадре, задайте ему смысловую нагрузку. Обеспечьте все условия для воплощения художественной задумки. Каждая деталь должна быть на своем месте. Так вы сэкономите время, силы и сможете добиться ожидаемого результата.

Помощники, ассистенты

Фризлайт - техника, которая подразумевает работу нескольких людей. Хотите сделать красивый кадр - найдите художника, который будет рисовать светом. Это совсем не сложно. Главное - дать вводные указания и объяснить, в чем заключается смысл конкретного кадра.

Запас времени

Не пытайтесь уложиться в конкретные рамки. Фризлайт требует творческого подхода и экспериментов. Не факт, что предполагаемая вами фото-задумка получится с первого раза. Иногда на воплощение сложных творческих идей уходит по несколько часов.

Фризлайт фото. Пошаговая инструкция

Этап 1. Концепция. Чтобы снимок получился идейно выразительным, придумайте ему сюжет. Что должно стать основой композиции и почему. От идеи зависит итог: кадр либо запомнится и произведет впечатление, либо получится неинтересным. Закройте глаза и представьте, как будут смотреться лучи в движении, чем можно дополнить структуру кадра, какие цвета использовать. Только после того, как у вас в голове родилась художественная идея, можно приступать к реализации фото-задумки в жизнь.

Этап 2. Выберите место съемки. Оно напрямую зависит от идеи и сюжета. В центре композиции будет один человек и световые лучи при этом скромное скромное пространство - можно организовать фотосессию в помещении. Задумали для фризлайта мульти-композицию - используйте место под звездным небом. Важные правила: темное время суток и отсутствие светящихся предметов на заднем плане. Чем глубже контраст, тем выразительнее получится кадр.

Этап 3. Выбор ракурса и подготовка камеры. Прежде чем посмотреть на картинку через объектив, оцените пространство кадра и композицию своими глазами. Это поможет выбрать правильный ракурс. Установите камеру на штатив и проверьте конструкцию на устойчивость.

Этап 4. Устанавливаем параметры съемки. Оптимальное значение для выдержки - 10-30 секунд. Как правило, этого времени достаточно для создания фризлайт рисунков. Диафрагма выставляется на максимальных значениях. Чем выше ее параметры, тем качественнее получится снимок.

Этап 5. Создание рисунка. Стартом становится открытие затвора. Как только фотограф нажмет на кнопку спуска, в кадре должна начаться динамика. Важные правила: движение источников света осуществляется без остановок (стоп грозит засветом снимка); чем медленнее перемещения, тем ярче лучи; красивый рисунок требует репетиции.

  • Просто и важно.
    Обязательно просматривайте получившийсе кадры. Увидев ошибки и недочеты, примите их к сведению и учтите при выстраивании новой фотографии.


Идеи для фризлайт фотографий

Информация будет полезна тем, кто только знакомится с техникой фризлайт. Знакомим с тремя простыми способами съемки, которые подарят выразительные и эффектные кадры.

Способ 1. Прорисовка контуров предметов

Для осуществления задумки нужна полная темнота и человек в черной одежде, стоящий спиной к камере. В качестве источника света можно использовать фонарик или мобильный телефон со включенным дисплеем. Задача помощника - по команде фотографа обвести в воздухе контур предметов, которые он видит перед собой. Это может быть все, что угодно: мебель, предметы интерьера, геометрические фигуры, силуэт человека.

  • Главное не останавливать движений и уложиться в заданное время (от 10 до 30 секунд).

Способ 2. Надписи и орнаменты

Перед съемкой покажите помощникам графическое изображение основы композиции. Они должны запомнить его и повторить с помощью светящихся предметов. Это могут быть слова, по смыслу дополняющие фон снимка. Например: на фоне ночного города его фризлайт-название.

Идея для свадебной фотосессии: на фоне вечернего торжества - прорисованное светом сердце или слово “любовь”. Для этой задумки лучше выбирать открытое пространство, которое дополнит деталями композицию кадра, сделает его емким по смыслу.


Способ 3. Групповой фризлайт

Способ, для которого нужно несколько помощников. У каждого из фризлайт-художников должен быть источник света со своим цветом. Чем богаче сочетание оттенков в кадре, тем он эффектнее. В соответствии с задумкой задайте участникам фотосета роли и проведите инструктаж: какое изображение рисовать, с какой скоростью, перемещаться или стоять на месте.

Попробуйте сначала создать композицию вокруг трех объектов. Людей можно размещать на разных уровнях, выше, ниже, правее, левее, но при этом балансировать построение кадра, чтобы он получился композиционно уравновешенным, органичным.


Какие источники света использовать

В заключение статьи дадим советы по использованию источников света, которые позволяют добиться различных фризлайт эффектов:

  • Дисплей мобильного телефона. С его помощью можно оставлять в воздухе достаточно широкие линии, прорисовывать предметы в размытом силуэте.
  • Фонарики. Это могут быть как дешевые с лампами накаливания, так и современные модели со светодиодами.
  • Елочные гирлянды, светодиодные ленты - определяют контуры предметов, силуэты людей. Чаще всего используются для выражения динамики движений человека.
  • Свечи, факелы, зажигалки. Огонь позволяет создавать особенно красивые фризлайт композиции. Но эти инструменты опасны. Применяют во время fire-шоу артистами, владеющими специальными навыками.
  • С помощью бенгальский огней можно создать сверкающие пушистиые контуры. Но также, как и с источниками открытого огня, следует учитывать правила безопасности.
  • Лазерные указки. Прорисовывают контуры предметов тонкими светящимися линиями. Но есть важное правило: нельзя направлять в камеру (лучи могут навредить матрице) и в глаза человека.
  • Световые лучи. Конструкции из прозрачной пластиковой трубки с диодами - идеальный инструмент для художественного фризлайта. Геометрические фигуры, орнаменты, надписи, заполненные светом абстракции - их возможности обширны.

Определившись с концепцией съемки, выбрав место и инструменты, не бойтесь импровизировать. Фризлайт любит эксперименты и смелые художественные решения. Чем креативнее задумка, тем выразительнее кадр. Помните об этом и будьте уверены в успехе своей творческой фотоидеи.

Всем привет! С вами на связи, Тимур Мустаев. У творческих людей постоянно случаются периоды и взлета, когда вы вдохновлены и полны идей, и падения, когда ничего не радует, снижается настроение. Если у Вас сейчас этап под номером 2 или просто захотели попробовать что-то новое, предлагаю свою статью о фризлайте!

Фотографу он помогает взглянуть на привычный объект с новой стороны, презентовать его зрителям интересным способом и, конечно, это еще один способ проявить свой креатив.

Фризлайт в фотографии

Начнем наш разговор. Главная тема на сегодня: Фризлайт как рисовать светом. Из названия, как можно догадаться, freezelight – это техника светографики, используемая в фотографии. Дословно переводится как “остановка света”.

По факту так и происходит: на картинке мы видим определенный рисунок, сделанный световым источником. Пока мы или наш помощник перемещается с фонариком в руках перед камерой, аппарат тем временем, находясь на большой , все фиксирует.

Мы можем не только создавать рисунок просто в воздухе, но и делать надписи, очерчивать и подсвечивать разные объекты, людей. Благодаря световой подсветки тени распределяются необычным образом и создается характерная атмосфера.

Условно можно фризлайт можно разделить на виды:

  • Моно- и мультикомпозиция. Первый вариант заключается в прорисовывании выбранного объекта с различных сторон. Во втором, аналогично, присутствует какой-то персонаж, но он еще и перемещается. То есть в одном случае рисунок находится в определенной части кадра, а в другом создается эффект его множественности или движения. Статичные методы.
  • Размытие. Создается некая абстракция, нечеткое изображение с использованием направленного света.
  • Световые мечи. Посредством постоянного света можно изображать надписи, орнаменты.

Принципы фризлайт-фото

Выше мы дали лишь определение новому понятию. Но согласитесь, тем, кто впервые его слышит, все же сложно представить, что это. Поэтому я решил – неплохо бы систематизировать всю информацию и описать главные правила (или принципы) работы с ним.

  1. Темное время суток, если фотосъемка идет на улице, или помещение с тусклым светом. Так как мы используем свет, то, естественно, чтобы рисунок был виден, фон должен быть контрастный – темным, в нашем случае.
  2. Источники света. Здесь можно использовать экран телефона, любые фонарики, гирлянды, лампы накаливания, мерцающие предметы, свечи и пр. Некоторые применяют лазеры и лазерные указки, но я был бы с ними поосторожнее: световой пучок очень яркий и узконаправленный, отчего может негативно сказаться не только на зрении, но и на состоянии оптики. Поэтому не направляйте прямо в камеру. Красиво смотрятся огни разных оттенков.
  3. Средство стабилизации. Без никак не обойтись. В силу того, что вы выставляете на фотоаппарате длинную выдержку, техника должна быть хорошо закреплена, иметь устойчивую опору. Иначе кадр смажется. Полезно иметь пульт дистанционного управления, чтобы исключить влияние даже самого нажатия на кнопку спуска.
  4. Накамерные настройки. Только в ручном режиме вы сможете выставить те параметры, при которых можно осуществить съемку в стиле фризлайт. О том, какой должна быть диафрагма, выдержка и др. чуть ниже.
  5. Продуманный сюжет. Помимо того, что нужно представлять сам световой узор, композиция в кадре также должна быть выстроена. Не должно быть посторонних объектов или людей на фотографии, мусора и т.д. Оцените общую освещенность, не будет ли она мешать восприятию вашего рисунка.

Как это сделать?

Предлагаю обучаться фризлайту на конкретных этапах, которые будут включать в себя описанные принципы. Итак:

  1. Выбор режима. Для специалистов рекомендую ручной, для менее опытных – приоритет выдержки (S или Tv). Ставим данный параметр на значение от 2 секунд. Если вы только практикуетесь, то поставьте около 5 сек – оптимальное время, чтобы успеть сделать симпатичный узор. Чем сложнее рисунок, тем больше времени потребуется.
  2. . Режим S самостоятельно определит f, но если вы рискнули снимать в ручном режиме, то подойдет диафрагма от 8 и выше. Закрытая диафрагма увеличит ГРИП и включит все объекты в зону видимости.
  3. . Светочувствительность делайте минимальной 100-200, чтобы не было шумов.
  4. . Наверняка вы будете использовать определенный свет, а может, и несколько видов с разным цветом. Чтобы они адекватно отображались на фото, цветопередачу нельзя оставлять на авто. Лучше выставите сами значения по Кельвинам или хотя бы выберите “лампы накаливания” и прочие подходящие варианты.
  5. Место съемки. До процесса фотографирования и рисования вы должны четко определить точку, где будет находиться камера, выстроить композицию.
  6. Штатив. Определившись с настройками, установите камеру на трипод. Зафиксируйте. Если имеется, используете пульт дистанционного управления (ДУ).
  7. Фокусировка – важный и одновременно сложный параметр. Чтобы нужные элементы были четкими, они должны быть в фокусе. В темноте настроить фокус чрезвычайно трудно, автофокусировка вам мало поможет. Поэтому лучше использовать ручную фокусировку.

Если вы планируете снимать в студии или закрытом помещении, то просто выключите свет, на улице же дождитесь наступление вечера. Вы решили, будут ли присутствовать люди в кадре?

Если да, то нужно продумать их позицию, общий внешний вид, если нет – то оденьте их в черное, чтобы исключить с фото.

Плюс съемок ночью да на длинной выдержке в том, что быстрые перемещения темных силуэтов (фотографа со светом или его помощников) никак не отразятся на картинке.

Я описал суть техники, остальное в ваших руках. Несмотря на кажущуюся простую теорию, в реальности требуется выработать навык светового рисования. Скорей всего, в первый раз результат будет далек от желаемого, но принцип легче познается на практике. Так что еще пару раз попробуете – и все получится!

Хотите больше знать о своем фотоаппарате и возможностях съемки? Хотите научиться лучше фотографировать со своей зеркальной камерой? Тогда «» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА » будет вам просто необходим. Эти видео курсы дадут ответы на многие интересующие вас вопросы и помогут вам в развитии в качестве фотографа.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обожателей зеркального фотоаппарата CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обожателей зеркального фотоаппарата NIKON.

На этом я буду заканчивать свою статью. Если есть вопросы и пожелания, пишите в комментариях. Подписывайтесь на обновления, вступайте в группу и делитесь с друзьями, прочитанным.

Пока, читатели! До новых встреч!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Называется искусство «рисования светом» по-разному: «фризлайт» (англ. freeze «замерзать», «застывать» и англ. light «свет»), световое граффити, люминография, светографика, светопись и т.д.

Но суть — одна: светопись — это интересная и простая техника, дающая потрясающие результаты. И все, что вам действительно нужно делать — это в прямом смысле рисовать светом.

Для создания таких снимков регулируется три основных параметра камеры: выдержка, диафрагма и светочувствительность. Мастера светописи говорят, что для хорошего результата достаточно 10-30 секунд выдержки. Ее можно увеличить, однако тогда на фото будут видны цифровые шумы. Для того чтобы избежать такого эффекта, важно правильно настроить светочувствительность камеры, обычно выбирается значение в диапазоне от 50 до 200 единиц. С помощью диафрагмы можно контролировать количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата, чем больше будет ее значение, тем меньше света попадет на матрицу и наоборот. Вообще фотохудожники рекомендуют выставлять максимально высокое значение диафрагмы. Но для того чтобы понять какое значение дает наилучший результат необходима практика.

Для того чтобы научиться «рисовать светом» не нужно каких-либо выдающихся способностей. Достаточно иметь следующее:

1. Камеру, позволяющую делать снимки на длинных и сверхдлинных выдержках. Здесь стоит выбирать цифровые камеры, так как они дают возможность сразу же оценить результат.

2. Хороший штатив. Штатив понадобится в любом случае, так как снимать придется на длинных выдержках и чем более устойчива будет камера — тем лучше.

3. Источник света. Это может быть обычный светодиодный фонарик или лампа дневного света.

4. Темное место. Чем темнее оно будет, тем лучше. Идеальное место для светописи — темная комната, куда не попадает уличный свет.

Итак, приступим:

  1. Установите камеру на штатив и сделайте несколько тестовых снимков со вспышкой или при включенном свете.
  2. Теперь необходимо выставить значения выдержки и диафрагмы. Поставьте выдержку на 10-30 секунд — это время, в течение которого вы будете рисовать и диафрагму — как мы уже отмечали выше — тем больше значение — тем лучше.
  3. Выключите свет и нажмите на кнопку спуска затвора. Как только затвор откроется, включайте фонарик и направленным лучом света «рисуйте» в поле зрения фотоаппарата. Пробуйте экспериментировать — «рисуйте» светом, как кистью — размашисто и смело или наоборот — аккуратно вырисовывайте какую-то абстракцию. Имейте в виду, чем медленнее будет движение, тем ярче оно получится на снимке. Не задерживайте луч света долго на одном месте, иначе можно засветить кадр и получить эффект прожженной пленки.
  4. Когда затвор закроется можно включить свет и посмотреть результат. Проанализируйте, что у вас получилось, и при необходимости повторяйте процесс, пока не добьетесь нужного результата.

Вот несколько идей, как можно использовать технику светописи:

1.Отрисовка предметов. Пометите предмет съемки в абсолютно темной комнате. И, проделав все подготовительные процедуры, начиная с пункта три нашего ликбеза, начинайте съемку. Нажав на кнопку спуска затвора, прорисуйте источником света контур предмета. Чтобы получить более интересный результат попробуйте поэкспериментировать с источниками света разного цвета.

2.Съемка на улице. Выберите малоосвещенное место и подходящий для съемки объект, идеально — вообще не освещенный. При работающем затворе отрисуйте контур выбранного объекта своим источником света. В результате на снимке может получиться очень интересный эффект: сюрреалистическое изображение на совершенно естественном фоне.

3.Световые надписи (граффити). Вы можете создавать всевозможные световые надписи, рисунки, абстракции в пространстве. Если вы используете стену, но просто «рисуйте светом» используя разноцветные источники света. Если вы снимаете рисунок в пространстве необходимо чтобы тот, кто «пишет» направлял луч света в сторону камеры и достаточно быстро перемещался, чтобы его силуэт не был явно выражен на снимке.

Одним словом — импровизируйте. Используйте воображение и фантазию, чтобы создавать сюрреалистические, оригинальные снимки. Для вдохновения предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик о том, что можно сделать при помощи камеры и источников света.

А напоследок, если вы все еще не поняли, что можно делать при помощи светописи — посмотрите это видео. Хотя это и видео, но принцип абсолютно тот же.

О том, как рисовать светом, задумываются многие фотолюбители и начинающие фотографы. С момента знакомства со светописью эта техника фотосъёмки стала одной из моих самых любимых. Сначала всё ограничивалось баловством с написанием имён, слов или рисованием узоров и завитушек, но со временем пришло осознание того, как я могу использовать её в своей профессиональной деятельности. Конечно, добиться наилучших результатов в рисовании светом на фотографиях можно лишь путем проб и ошибок, однако, есть несколько базовых моментов, знание которых облегчит вам освоение этой техники. Эта статья будет посвящена базовой технике, советам, а также преимуществам и недостаткам рисования светом.

Основное оборудование, которое вам понадобится для освоения техники светописи, достаточно просто и доступно:

  • фотокамера с ручной экспозицией (обязательное условие, поскольку вы будете снимать на длинной выдержке);
  • – по той же причине, что и указана выше;
  • пульт дистанционного управления камерой или спусковой тросик;
  • любой имеющийся у вас фонарик.

Как рисовать светом: подготовка к съемке

Чаще всего подготовка к съемке светописи начинается с установки камеры на штатив.

Обычно я снимаю в абсолютно темном помещении, где есть возможность рисовать светом (об этом чуть ниже), поэтому прежде, чем погасить свет, я фокусирую камеру на объекте съемки, а затем переключаюсь на ручной режим фокусировки. Это позволяет мне предотвратить попытки камеры сфокусироваться при , и тем самым сбить настроенный фокус.

Второе – освещая объект съёмки, следите, чтобы свет от фонарика попадал только на него, и не попадал на вас, иначе на снимке вы можете получить некрасивый призрачный образ объекта, который вы вовсе не хотели бы видеть на своей фотографии.

Как осветить объект съёмки?

Самый простой способ – просто направить источник света на объект, который вы решили фотографировать. В таком случае ваш фонарик будет работать по тому же принципу, что и вспышка – осветит и выделить объект съёмки на тёмном фоне.

Как создать на фотографии световые линии или узоры

Направив луч фонарика в сторону камеры, вы сможете создавать световые полосы или даже узоры.

Объединив оба варианта освещения, вы можете получить достаточно интересные эффекты:


Как рисовать светом: настраиваем экспозицию

Как упоминалось выше, умение рисовать светом приходит с опытом, методом проб и ошибок. Прежде, чем настроить экспозицию, вам нужно сделать первый снимок и оценить его.

Обычно я начинаю примерно с таких настроек: ISO 100, f/8, выдержка 10-20 секунд.

Как видите, изображение получилось переэкспонированным:

Чтобы получить хорошо проэкспонированную фотографию можно попробовать один из вариантов, предлагаемых ниже.

  1. Уменьшить продолжительность освещения объекта съёмки. Чем дольше вы освещаете объект с одного и того же положения, тем выше вероятность, что его изображение получится чересчур ярким или переэкспонированным. То есть, сохраняя первоначальные настройки, вы можете просто освещать объект съёмки гораздо быстрее, получив в результате нормальное, в меру проэкспонированное изображение. Чем медленнее вы перемещаете по объекту съёмки луч фонарика, тем ярче он будет на фотографии, и, наоборот, чем быстрее перемещается луч света по объекту – тем темнее будет его изображение.
  2. Изменить интенсивность свечения фонарика. Если у вашего фонарика есть функция изменения мощности, вы можете воспользоваться ей: ниже мощность — темнее изображение, выше мощность – изображение ярче.
  3. Изменение настроек камеры. На экспозицию вы можете повлиять и более привычным способом – изменив один из параметров треугольника экспозиции: , диафрагму или выдержку.

Обратите внимание на фотографию ниже. Верхнюю часть камеры я освещал в течение 5 секунд, а нижнюю – в течение 10. Как видите, нижняя часть вышла переэкспонированной:

Как вариант, вы можете осветить лишь часть объекта съёмки, как бы только намекнув на его присутствие на фотографии. Иногда это смотрится достаточно эффектно:

На самом деле светопись не так уж и сложна. Вы просто должны четко понимать, что и зачем вы освещаете, а также контролировать время, в течение которого вы освещаете объект съёмки или направляете свет в сторону объектива вашей камеры.

Фризлайтинг -это рисование светом в темноте при помощи фотокамер. И без выдержки здесь не обошлось. Фризлайтинг получил несколько названий: светописьмо и люминофотография. В ход идет все: фонарики, зажигалки, спички, светодиоды, бенгальские огни и даже мобильные телефоны.

Кстати,

Сегодня существует огромное количество клубов фризлайтеров. Но любой человек, мало-мальски разбирающийся в фотосъемке может делать такие шедевры.

Первые шаги...

Представьте, что вы начинающий любитель фотографии. Для начала вам понадобится лишь темнота, фотоаппарат и конечно же источник света.

Наверняка, фотографируя ночной город, у вас получались размытые фотографии проезжающих машин.

Причина такого явления в том, что завтор камеры был открыт-свет попадал на матрицу, а яркий объект (как правило движущийся)оставался не в одной точке, а сразу в нескольких, поэтому образовывались смазанные линии. Вот этот принцип фотохудожники и пользуются для создания шедевров в силе фризлайт.

У фотографа-фризлайтера есть три основных секрета. Не забудьте настроить ваш фотоаппарат в режим съемки, обозначенный буквой "М" (ручной режим).

Первый секрет в выдержке вашего фотоаппарата. Она должна обозначаться цифрой S . Эта опция позволяет фотоаппарату видеть точно так же как и человек невооруженным глазом на вентилятор. Вопрос, который волнует каждого начинающего фризлайтера: "на сколько хватит выдержки, чтобы нарисовать один символ (имеется ввиду букву или цифру)". Так вот определенной величины нет, но примерно выдержки хватит на 5 секунд, чтобы нарисовать один знак.

Второй секрет - это светочувствительность (ISO). Светочувствительность лучше всего выбрать 100-200, хотя тут дело вкуса каждого.

Ну и третье - диафрагма . У диафрагмы должно быть минимальное значение, которое только возможно на вашем фотоаппарате.

Для первых опытов не экспериментируйте, возьмите обычный фонарик (лучше однодиодный), не ждите от него фейерверка красок, но попробуйте сделать красивые снимки. Делайте простые рисунки: сердце, коктейль, солнышко, простые смайлики. Если вас целая команда, то вы можете нарисовать довольно-таки сложные вещи. Можно делать сложные фигуры и композиции, можно комбинировать цвета. Какие узоры рисовать, здесь доверьтесь полностью своей фантазии.

Игра света

Оказывается, фризлайт -это целое искусство игры со светом, наука выстраивания света в фигуры.

Профессиональные фотографы делают такие фото двуя способами.

Первый из них - это статический. Статика сама по себе подразумевает неподвижный сам по себе объект. Это может быть человек, натюрморт, вообще все что лежит или сидит. Самое основное правило - это то, что источник света не движется. Плюсы такой фотографии-она получается четкой, аккуратно подсвеченной, имеет четкую тень.

Если вы хотите снять целую мультикомпозицию, то здесь приницп такой же - свет н двигается, а объект снимается под разными углами или перемещается в две и более фиксируемых композициях. То есть в кадре появляется путь его путешествия.

При динамическом способе световые объекты движутся в разных направлениях. Затем эти световые кружевные фигуры раскрашиваются в графических редакторах.

Фризлайт в портретной съемке

Наверное, всем хочется попробовать себя в роли модели фризлайта. А вот как сделать так, чтобы и человека было видно четко и световой рисунок был четким и гармонировал с моделью.

Здесь нужно руководствоваться двумя принципами:

1. Настройте фокус на самого человека. Основной враг этой операции - это плохая освещенность. Но выход есть и он прост. Настройте резкость на светящийся объект, который находится на одном уровне с этим человеком. К примеру, это моежт быть фонарик. ТОчка света от него должна быть минимальной.

2. Во время процесса фотосъемки нужно подсветить самого человека. Да еще и так, чтобы его было четко видно. Такой вопрос решается двумя способами: во-первых, это встроенная вспышка, либа внешняя вспышка. Преимущество второй налицо. Ее мощность гораздо больше, и ее положение относительно фотографируемого человека и самого фотоаппарата не сложно изменить.

Требования в портретной фотографии в стиле фризлайт общие. Длиння выдержка, понятие относительной или полной темноты. Есть и свои особенности -человек который выполняет фризлайт должен находиться за кадром.

Вспышка как бы "сохраняет" модель, а вот дальше вы можете приступать к рисованию граффити. Модель должна оставаться на месте неподвижно.

Только не стоит забывать, что предметы, которые находятся рядом, тоже могут быть случайно освещены вспышкой. Старайтесь этого не допускать.

Ну вот теперь вы научились делать фотоснимки в стиле фризлайт. Дерзайте, и все у вас получится. Главное в любом деле - идти от простого к сложному. Не следует сразу делать многогранные фигуры, выстраивать несколько цветов.


Top